храм чуда архангела михаила на пресне
Чудо на Пресне
До революции на Красной Пресне, тогда именовавшейся Большой Пресненской, красовался храм Чуда Архангела Михаила в Хонех. Здание возведенного в годы Первой мировой войны подворья Михайловского женского монастыря Уфимской епархии существует и ныне, снаружи оно почти не изуродовано. Однако, в отличие от соседнего советского универмага 20-х годов прошлого века, сегодня это строение на государственной охране не состоит.
Специалисты из Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры очень высоко оценивают его историческое значение. Хотя бы потому, что его автором был архитектор Иван Машков, один из выдающихся представителей московского модерна и неоклассицизма. И несмотря на то, что после революции модерн уже выходил из моды, это здание Машков построил в 1914-1918 годах именно в неорусском стиле.
Основные помещения этого дивного храма сегодня занимает, мягко говоря, сомнительный с христианской точки зрения «Центр йоги», на своем сайте кичащийся тем, что «вобрал в себя атмосферу покоя и безмятежности» именно потому, что находится в стенах православной святыни. Увы, большинство москвичей пока просто не знают, что на оживленном месте стоит бывший православный храм. На фасаде нет даже таблички, которая бы обращала внимание прохожих на судьбу этого строения в центре города.
А те, кто знает, искренне надеются на его возвращение верующим. Но чтобы возродить святыню и спустя столетие в полной мере вернуть ей храмовый облик, необходима серьезная работа. Как соборными молитвами, так и прямым действием. А начать можно с того, что обратить на эту проблему внимание не только простых верующих, но и высоких представителей власти.
Пресненский. Церковь Чуда Михаила Архангела при подворье Михайловского женского монастыря Уфимской Епархии.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Решением мунициального собрания внутригородского муниципального образования «Пресненское» в Департамент культурного наследия направлена просьба о включении здания храма Чуда Михаила Архангела в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. На основании того же решения формируется обращение в Москомархитектyру с предложением разработать проект восстановления фасада здания в первоначальном виде.
Храм заложен в 1914 году и являлся подворьем уфимского Михайловского монастыря. Отнят у Церкви и закрыт в 20-х гг. XX века и превращён в 3-этажный дом. В конце 70-х гг. XX века в здании находился трест «Гидромонтаж», в 90-х гг. «Союзснабимпорт». Сегодня здание делят между собой насколько арендаторов, в том числе Йога-центр.
Церковь Чуда Архангела Михаила на подворье Михайловского женского монастыря Уфимской епархии. Б. Пресненская, ныне ул. Красная Пресня, 46, у Пресненской заставы близ угла Пресненского вала.
Осенью 1918 г. в подклете была освящена церковь Спаса Нерукотворного Образа». Вероятно, это был единственный освященный престол храма, который вскоре закрыли. М.Л. Богоявленский записал рассказ старожилки о том, что в 1918 г. в подклете была церковь, куда народ ходил молиться. Здесь особо чтилась икона Богоматери «Нечаянная радость». Над зданием тогда был купол с крестом, остатки которого сохранились до сих пор.
Здание действительно надстроили, внутри сделали перекрытия, превратив его в 3-этажный дом. Внутри в 1979 г. находился трест «Гидромонтаж» Министерства энергетики и электрификации. Наверху сохранилось основание барабана главы. В 1990 г. его уже занимал «Союзснабимпорт» В/О Внештехобмен Госснаба СССР.
Здание на государственной охране не стоит.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 155-156
Храм Чуда Архангела Михаила близ метро 1905 года
Мало кто знает, что в 100 м от метро 1905 года находится церковь! Ныне здание церкви обезображено и похоже на жилой дом. Но проходя мимо я всё-же догадывался, что это не просто жилой дом.
Случайно я увидел дореволюционный чертёж церкви в LiveJournal, по которому В.Афанасьев сделал в 2015 г. реконструкцию.
Начал искать подробную информацию и выяснил, что Хозяйственное управление при Синоде в 1914 году разрешило строительство подворья Михайло-Архангельского монастыря Уфимской губернии с домовой церковью «на пожертвованном купцом И.А.Коровкиным участке земли по Большой Пресненской улице».
«Московский листок» от 29.05.1914 г. сообщил, что церковь будет построена в «память рождения Государя Наследника Цесаревича».
Автором проекта является знаменитый архитектор Машков И.П. (1867-1945 гг.), который в 1895—1917 годах служил главным архитектором Московской городской управы.
Машков И.П. – архитектор, градостроитель, реставратор и просветитель, работающий преимущественно в стиле русская эклектика и неоклассицизм, знаток старой Москвы.
В подвальном этаже храма (ныне там кафе «Шоколадница») была устроена небольшая, освящённая 16 декабря 1916 г., часовня во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Здесь же к осени 1918 г. был освящен престол во имя Нерукотворного Образа Спасителя.
Во время строительства храма в нем уже появились редкие богослужебные предметы. Так, в новую церковь из предела св. вмч. Димитрия Солунского Успенского собора Кремля были переданы одноярусный иконостас XVIII века с иконами того же времени, а также два металлических подсвечника.
В храме были также 2 деревянных подсвечника из ликвидированного домового храма вдовьего дома, ценные иконы и утварь: 7 подвесных подсвечников XVIII в., Казанская икона Божией Матери 1705 г. в серебряной ризе, икона Божией Матери «Млекопитатательница» (1874 г.), икона «Воскресение Христово» (1784 г.), икона Нерукотворного Образа Спасителя XVII в., еще четыре образа XVII-XVIII вв. и киот с тремя иконами XVIII в.
Через 3 месяца от одного из отделов Моссовета поступает секретная записка в президиум, в которой предлагается «дом на Красной Пресне, 46» ликвидировать. Это означало, что должны были уйти под снос церковь Воскресения Христова и домовый храм в подвальном этаже с часовней иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Михаило-Архангельской общины.
20 июня 1923 г. большая часть помещений была опечатана (в архиве есть подтверждающий документ).
Как «пролетарии» закрывали храм, проясняет хранящееся в архиве «Заявление приходского совета ликвидированной Спасской церкви на Красной Пресне, 46», в котором верующие, в частности, пишут:
«Инициаторы этого ходатайства об устройстве клуба не замедлили приступить к работе, но только вместо благоустройства со зданием поступили как разрушители государственно го имущества, а именно; иконостасы в храме привели в полную негодность, при уничтожении купола крышу повредили и до сих нор она не исправлена. »
Лужковские чиновники умудрились продать в 2008 году участок земли под этой церковью лишь за 3,2 млн.руб.
Про федеральному закону №73 о сохранении памятников культурного наследия и по аналогичному московскому закону №26, все церкви являются памятниками культурного наследия и должны быть внесены в специальный реестр.
Ещё бы: здание находится в частной собственности, да ещё с участком земли. Воистину, в Москве всё возможно!
Интересно: куда смотрит Департамент культурного наследия Москвы? Почему такое отношение к творчеству Машкова И.П., дореволюционному главному архитектору Московской городской управы?
Несмотря на кульбиты с собственностью храма, фасад здания должен быть восстановлен. Слабо надеюсь, что Департамент культурного наследия Москвы займётся этой проблемой.
Любое старое здание является источником притяжения туристов. Например, в Праге, чехи сдувают пылинки с каждого исторического камня. В итоге, в Праге огромное количество туристов, что очень выгодно для казны города и его жителей.
В Москве городских чиновников отличает поразительно низкий уровень культуры. При Лужкове сломали 700 старых зданий, ценных для истории и культуры. Этот скорбный список имеется в «Архнадзоре».
К чести современных муниципальных депутатов Пресненского района, на своём собрании 30.05.2013 г. они единогласно приняли Решение по поводу церкви:
«1. Обратиться В Департамент культурного наследия города Москвы с просьбой о включении здания храма Чуда Архангела Михаила (ул. Красная Пресня, 46) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Обратиться в Москомархитектуру с предложением разработать проект восстановления фасада здания в первоначальном виде».
Это Решение депутатов не произвело никакого впечатления на Департамент культурного наследия Москвы. Что не удивительно, ибо муниципальные депутаты стараниями Лужкова фактически не имеют реальных полномочий. Например, мало кто знает, что муниципалитеты в Москве не имеют никакой муниципальной собственности! И в части памятников культуры на территории своих районов, муниципальные депутаты не имеют никаких полномочий.
В Москве сильный перекос полномочий органов исполнительной власти, в ущерб представительных органов власти. Памятников культуры это тоже касается, например, в статье 6 закона № 26 г. Москвы от 14.07.2000 г. «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры»: написано:
Ни разу не слышал, чтобы Пресненская управа привлекала население «к активному и непосредственному участию в сохранении историко-культурного наследия». Поэтому посмотрим, как управа будет помогать решать проблему с установкой мемориальной доски и реставрацией церкви.
Эта статья была опубликована в 2012 г. Ныне статья была существенно дополнена. Параллельно шла переписка с Департаментом Культурного Наследия Москвы. Пока не удалось «выбить» из ДКН внесения храма в охранный реестр. Одни пустые отписки.
Архитектор Машков И.П. (1867-1945 гг.) |
Иван Павлович Машков (1867-1945) – знаменитый архитектор, градостроитель, реставратор и просветитель, работающий преимущественно в стиле русская эклектика и неоклассицизм. Признанный знаток старой Москвы.
В связи с большими способностями он смог получить архитектурную лицензию в 19 лет (!), закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1895-1917 гг. работал главным архитектором Московской городской управы.
Руководил организацией и работой архитектурного отдела Политехнического музея (1897-1933). После революции возглавил работу Комиссии по изучению, сохранению и восстановлению памятников искусства, проводил изучение старинных зданий и церквей в районе от Москвы-реки до Арбата и Знаменки, вёл реставрационные работы в Кремле, в соборе Василия Блаженного, в зданиях Московского университета, Румянцевского музея, в Сухаревой башне, в Новодевичьем монастыре. (с тех времён известна его фотография башни «Октагон» в парке Красная Пресня).
После революции И.П. Машков работал старшим архитектором отдела проектирования Моссовета, руководил работой по упорядочению застройки Москвы, участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва».
Дома, построенные архитектором И.Машковым:
В 1913 г. в процветающей Уфимской епархии было 17 монастырей и 526 церквей.
В 1930 г. все монастыри были закрыты. В 1936 г. ещё действовали 214 церквей.
К началу 1941 года в епархии были закрыты все церкви, кроме Сергиевской церкви в Уфе (без священника).
Вот такая страшная история.
Михайло-Архангельский женский монастырь Уфимской епархии учреждён Синодом в 1901 году.
Построен на деньги мещанки Е.Александровой в деревне Ново-Александровка.
Монастырь закрыт сов.властью в 1930 году.
Новоалександровка — ныне покинутый поселок в промзоне к северу от города Уфы следствие выселения жителей за пределы санитарно-защитной зоны нефтезавода.
В посёлке сохранились руины церкви бывшего монастыря (?):
Чудовы чудеса: удивительная история кремлевского монастыря
В начале XIV века ордынский хан Узбек, под властью которого находились русские княжества, решил положить конец былой чингисхановой религиозной толерантности и принялся насаждать в своих владениях ислам. Как знать, удалось бы Русской Церкви сохранить свою былую независимость. Но целая череда чудес привела к тому, что жена Узбека, Тайдула, стала заступницей православных христиан, а на ханском дворе в Московском дворе появился Чудов монастырь, который до начала ХХ века находился в самом центре российской истории.
Несомненно, Святитель Алексий с трепетом отнесся к вызову. Перед отъездом он отслужил молебен с водосвятием в Успенском соборе Кремля перед гробом своего предшественника на митрополичьей кафедре Святителя Петра. И получил доброе предзнаменование — во время богослужения в храме сама собой загорелась свеча. Митрополит Алексий разделил свечу на несколько частей, раздал людям с наказом молиться, а одну частичку взял с собой вместе со святой водой.
По преданию, за несколько дней до прибытия Митрополита Тайдула увидела сон — как архиерей идет к ней в сияющем облачении, а рядом с ним множество священников. Ханша была так потрясена, что, проснувшись, велела тут же сшить точно такое же облачение, какое видела.
Ее старания и молитвы Митрополита Алексия были вознаграждены в день Чуда архангела Михаила в Хонех. Святитель зажег чудесную свечу, окропил больную святой водой, и Тайдула снова начала видеть.
Фотографии предоставлены globallookpress.com.
В благодарность ханша добилась, чтобы исцелившему ее Митрополиту передали территорию, на которой в Кремле ордынцы собирали дань. Там был заложен мужской монастырь с соборным храмом во имя Чуда святого Архистратига Михаила.
В древности неподалеку от фригийского города Иераполя был целебный источник. Однажды во сне Архангел Михаил велел немой дочери местного язычника выпить воды из источника, чтобы исцелиться. Когда так и произошло, вся семья крестилась во имя Господа Иисуса Христа, а отец девочки основал у источника храм во имя Архистратига Михаила.
На Руси смысл праздника в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех видели в защите Православной Церкви от язычников и надежде на духовные победы. Символом таких побед и стал Чудов монастырь в Московском Кремле, который еще называли Великой Лаврой.
Митрополит Алексий, который почитается Русской Церковью как святой, скончался в 1378 году, когда в Чудове монастыре уже возвели каменные церкви. Чувствуя приближение кончины, он сам начал читать по себе отходную молитву, но не сумел ее окончить. В своем смирении Святитель просил похоронить себя не в церкви, как положено, а рядом с ней. И князю Дмитрию Донскому пришлось немало поломать голову над тем, как исполнить волю Архиерея, но вместе с тем оказать ему дань уважения. Так местом захоронения был выбран Благовещенский придел Чудова храма.
Когда позже храм перестраивали, открылось, что мощи Святителя остались нетленными. Тогда их поместили в драгоценной раке в соборный храм. А рядом поместили жезл Митрополита и то самое облачение, что подарила Тайдула.
Спустя полтора столетия Великий князь Василий III молился в Чудове монастыре о рождении наследника. И когда Елена Глинская родила ему сына Иоанна, будущего Ивана Грозного, князь от радости подарил для мощей Святителя Петра золотую раку, а для Св. Алексия — серебряную.
С Иоанна Васильевича и пошла традиция крестить царских детей в Чудове монастыре под присмотром двух святителей. Тут Патриарх Филарет крестил своего внука, будущего царя Алексея Михайловича. Тут был крещен Петр I. В этом же монастыре крестили и другого великого реформатора — Алексея II Освободителя, отменившего крепостное право. Тогда, к слову, императрица Мария Федоровна приложила младенца к руке Святителя Алексия, испрашивая благословения для своего внука.
Чудов монастырь находился в самом центре русской истории. В 1382 году его вместе с Москвой разорил Тохтамыш. В 1441 году в обители был заключен низложенный Митрополит Исидор, который поддержал Флорентийскую унию и подчинился Папе Римскому. Он стал последним Московским Митрополитом иностранного происхождения. В 1602 году из Чудова бежал в Литву дьякон Григорий Отрепьев. Спустя несколько лет в обители был пострижен в монахи Василий Шуйский.
Кремлевский монастырь был не только духовным центром Москвы, но стал подлинной обителью русского просвещения. В его стенах трудился Максим Грек, а Патриарх Филарет положил начало Славяно-греко-латинской академии. Библиотека обители была одной из самых больших в стране и доступна была не только монахам, но и детям из дворянских семей, которых отдавали в Чудов на воспитание, подальше от «дурного общества», до достижения 16 лет.
В войну 1812 года французы испоганили обитель и ее храмы. Мощи Святителя Алексия были выброшены, а в алтаре соборного храма маршал Даву устроил свою спальню. Архивы захватчики отправили в выгребные ямы.
Но уже в 1814 году прославленному монастырю вернули его красоту и достоинство. И спустя 12 лет император Николай I праздновал здесь победу над Персией, повелев, чтобы «знамена шаховы» хранились в обители вечно как символ русских побед.
Фотографии предоставлены globallookpress.com.
В 1917 году Чудов монастырь был обстрелян. Невредимой осталась только икона Богородицы. А спустя два года обитель закрыли. Новые хозяева устроили в соборе кооператив, в Алексеевской церкви — избу-читальню. Вскоре пролетариев выселили и в бывшей обители начали лечить советских руководителей. Все ценности, в том числе «потемкинскую митру», подаренные Павлом I митру и посох, переведенное Святителем Алексием с греческого Евангелие, изъяли.
Спустя год от монастыря не осталось и камня на камне. На его месте построили здание для военной школы, затем в нем располагались Верховный совет, а потом Кремлевский театр. Только в 2016 году уродливый новодел снесли, а на его месте устроили археологические окошки, через которые можно увидеть сохранившиеся фрагменты фундамента.
Вопрос о том, будет ли когда-нибудь восстановлен монастырь, через который прошли века российский истории, не имеет ответа до сих пор.
На Борисовских прудах продолжается строительство храма в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех
В Северном Братееве стоится храм в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Храмовый комплекс возводится в камне, в очень живописном месте на Борисовских прудах. Об этом рассказал руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.
За основу был взят проект храма 17 века в честь святого Георгия Победоносца в Шенкурском районе. Храм рассчитан на пятьсот прихожан, он будет пятикупольный, со звонницей и создавался по проекту архитектора Владимира Медиевского в старо-псковском стиле.
«Сейчас строители приступили к работам по внутренней и внешней отделке. Фасады храма покрыты обмазкой, фасады стилобатной части еще предстоит покрасить. В ближайшее время специалисты должны решить вопросы с водоснабжением и канализованием», — отметил Сергей Лёвкин.
Строительство храма ведется в рамках выполнения городской Программы строительства православных храмов. Индивидуальный проект для него выбирался не случайно и был разработан архитектором Медиевским, по проектам которого построено в столице 13 храмов и строится еще 6.
По словам С. Лёвкина, на территории большого храмового комплекса будет находиться воскресная школа, помещения для кружков и занятий, необходимых и полезных прихожанам. Для маломобильных граждан будет оборудован специальный лифт.
В свою очередь главный куратор Программы, депутат Госдумы и советник Мэра Москвы Владимир Ресин подчеркнул, что под храм отведен большой участок, расположенный на берегу Москвы-реки, в окружении березовой рощи, примыкающей к Братеевскому ландшафтному парку, который стал одним из любимых мест для жителей всего округа. Также он добавил, что в 19 сентября, в день Архангела Михаила планируется провести чин освящения колоколов и поднять их на храм.
На территории ЮАО в рамках Программы строительства новых православных храмов в столице строится 11 храмов, в эксплуатацию введены 8 храмов, 8 объектов находится в стадии проектирования.
Программа строительства православных храмов реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», сопредседателями попечительского совета которого являются Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.