храм десногорск всех скорбящих радость сайт

СОБОР В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Правящий архиерей

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Икона «Всех скорбящих Радость»: От скорби — к радости

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

20 ноября 1999г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил закладку камня в основание каменного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в центре города, было освящено выбранное для постройки место, а также здесь был установлен крест и отслужен торжественный молебен.

храм десногорск всех скорбящих радость сайтВ том же году на пресс-конференции в селе Новоспасском митрополиту Кириллу задали вопрос о том, как скоро он сможет посетить Десногорск. Владыка ответил следующее:

— Я очень люблю Десногорск и считаю его динамично развивающимся городом нашей области. Думаю, что Десногорск заслуживает большего, чем он сейчас имеет, и очень надеюсь, что здесь с Божией помощью будет построен собор, так как мы об этом мечтали 10-15 лет назад. Я думаю, что совокупность всех этих обстоятельств приведёт к процветанию города, стабильной работе электростанции, повышению жизненного уровня десногорцев, которые являются людьми очень образованными, нашей элитой. Я желаю счастья и процветания Десногорску и его жителям.

Владыка подчеркнул, что «Десногорску действительно нужен собор. Я глубоко убеждён, что это должен быть не просто храм, это должен быть духовно-культурный центр, здесь должны быть актовый зал, библиотека, кинозал, которые бы использовались не только приходом, но и городом. Это должно быть место работы с молодёжью, пожилыми людьми, а также с теми, кто поражён наркоманией, алкоголизмом. Вот что такое приход».

храм десногорск всех скорбящих радость сайтВ 2000 году был создан Фонд содействия строительству храма. Эта организация взяла на себя задачу поиска источников финансирования. Строительные работы велись на средства концерна «Росэнергоатом», Смоленской АЭС и пожертвования других благотворителей и самих прихожан.

При выборе проекта церкви было рассмотрено более десятка вариантов, предложенных архитекторами Смоленской, Московской и Брянской областей. В итоге выбрали эскиз, разработанный первостроителем Десногорска Л. В. Зенкиной. Этот проект был в 2002 году утвержден Смоленской епархией.

В 2003 году началось строительство собора.

Главным является создание пятикупольного собора площадью почти две тысячи квадратных метров, который вмещает почти 400 человек и по размерам стал вторым на Смоленщине храмом, уступающим только Смоленскому Успенскому кафедральному собору.

8 апреля 2010 года на колокольне строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» начался монтаж колоколов. 16 апреля в Десногорске был совершён чин освящения 13 колоколов для храма. По благословению епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта освящение совершил благочинный Рославльского округа, настоятель Спасо-Преображенского монастыря города Рославля архимандрит Сергий (Зятьков) в сослужении настоятеля строящегося храма священника Виталия Сладкова.

Тринадцать колоколов – от десяти килограммов до семи тонн – изготовлены Воронежским колокололитейным заводом Анисимова, благодаря пожертвованиям.

5 мая 2010 года в строящемся храме был установлен хорос. Это один из главных церковных светильников, имеющий особый статус и символизирующий древо жизни.храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Украшением храма являются резные иконостас, киоты, убранство Алтаря, выполненные из кавказского дуба мастерами патриарших мастерских «Домострой» (г. Муром).

5 июня 2010 года в ходе Первосвятительского визита в Смоленскую и Вяземскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Десногорске Смоленской области.

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем Божественную литургию в новоосвященном храме.

На малом входе Божественной литургии Святейший Патриарх возвел настоятеля Десногорского храма священника Виталия Сладкова в сан протоиерея.

В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал Казанский образ Божией Матери с памятной надписью.

Особо почитаемой святыней храма является древний образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Престольный праздник – 6 ноября.

храм десногорск всех скорбящих радость сайтНа Пасху 1999 году произошло чудесное обновление иконы Воскресения Христова, ныне также весьма почитаемой прихожанами храма.

В 2015 состоялось освящение поклонной иконы святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

На протяжении тысячелетней истории нашего Отечества жизнь его граждан была неотъемлема от жизни православной церкви. Они знали и дорожили Священным писанием, преданием церкви и церковным богослужением. На Руси любили святость, почитали церковные праздники и чтили память угодников Божиих, в их честь строились храмы. Воздвигать храмы и поддерживать их благолепие издревле считалось делом богоугодным и святым. И сегодня мы имеем счастливую возможность молиться Пресвятой Богородице в храме, построенном в славном городе смоленских атомщиков – Десногорске.

Источник

Рославльское благочиние Смоленской епархии Русской Православной Церкви

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Приход храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Десногорска

Адрес:

Россия, Смоленская область, Десногорск, Н-4

Настоятель:

протоиерей Виталий Сладков

Приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в г. Десногорске был открыт по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси — в 1989 году. Это был первый православный храм, появившийся в молодом городе смоленских атомщиков. Для совершения богослужений было передано здание бывшей воинской казармы. Первым настоятелем храма был назначен игумен Пантелеимон, ныне — митрополит Красноярский и Ачинский.

Первая литургия была совершена 19 декабря 1989 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца.

В 1991г. настоятелем храма был назначен священник Алексий Карпиков (ныне игумен Александр, благочинный Гагаринского округа Смоленской епархии), посвятивший много сил для становления молодого прихода.

В 1998 г. настоятелем храма назначается священник Виталий Сладков.

В период с 1999г. по 2004г. было написано много новых икон, изготовлено несколько киотов. В феврале 2004 г. трудами благотворителей на звоннице храма появились 6 колоколов, отлитых на московском заводе «Литекс».

20 ноября 1999 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил закладку камня в основание каменного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в центре города.
С 2003г по 2004г. проходил первый этап строительства каменного храма — был вырыт котлован и залита фундаментная плита. В 2005 г. строительство продолжилось и завершилось в 2010 г.

5 июня 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», тем самым начав новую страницу в жизни города.

Украшением храма являются резные иконостас, киоты, убранство Алтаря, выполненные из кавказского дуба мастерами патриарших мастерских «Домострой» (г. Муром).

Особо почитаемой святыней храма является древний образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», привезенный первым настоятелем, игуменом Пантелеимоном. На Пасху 1999 г. произошло чудесное обновление иконы Воскресения Христова, ныне также весьма почитаемой прихожанами храма.
В храме пребывают частицы мощей святых угодников Божиих: св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святителей Иннокентия и Филарета, великомученика Меркурия Александрийского, великомученика и целителя Пантелеимона, мученика Меркурия Смоленского, преподобного Герасима Болдинского, преподобных Старцев Оптинских, преподобного Германа Аляскинского, преподобного Агапита Печерского, преподобного Гавриила Афонского, преподобного Василия Глинского, новомученика Николая Искровского.

Главные храмовые праздники:

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в д. Савеево

Приход окормляет святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Савеево, обустроенный силами работников цехов ТПК и РСЦ САЭС. В 2009г. На источнике была построена деревянная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери заботами генерального директора концерна «Росэнергоатом» Обозова С. А. Часовне были подарены писаные иконы Божией Матери, преп. Сергия Радонежского и преп. Серафима Саровского.

Источник

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (г. Десногорск)

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Адрес: 216400, Смоленская область, г. Десногорск, мкрн. 3
Тел.: 8 (48153) 7-39-94
Настоятель: протоиерей Виталий Сладков
Штатное духовенство:
иерей Валерий Власов
диакон Геннадий Нефедов

История строительства храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» берет свое начало в 1999 г. 20 ноября митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси, Кирилл, в присутствии сотен горожан и духовенства благословил место будущего храма. В этот день на пустыре в центре Десногорска воздвигнут крест, в основание строительства заложены символический камень и капсула с текстом соглашения о содействии возведению храма, подписанного митрополитом, главой администрации и директором САЭС.

В 2000 г. создан Фонд содействия строительству храма, его возглавил С. П. Крылов (директор Смоленской атомной станции с 1998 по 2001 гг.). Эта некоммерческая организация взяла на себя одну из главных задач – поиск источников финансирования. С 2001 г. фонд возглавил директор ОАО «Атомтранс» М. В. Лосенко.

При выборе проекта рассмотрено более десятка вариантов, предложенных архитекторами Смоленской, Московской и Брянской областей. В итоге выбран эскиз, разработанный первостроителем Десногорска Л. В. Зенкиной. Доработанный специалистами «Брянскгражданпроект» и прошедший экологическую и вневедомственную экспертизы, он был утвержден в 2002 г. Смоленской епархией.

В 2003 г. началось строительство собора. Во многом благодаря поддержке и помощи А. М. Локшина, в то время директора САЭС (сейчас – заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом») появились финансовые поступления на специально открытый счет. Создан Попечительский совет под председательством А. М. Локшина. С 2006 г. совет возглавляет директор Смоленской АЭС А. Ю. Петров, лично курировавший строительство храма.

Новый православный каменный храм, второй по величине в Смоленской области, вознесся к небу в Десногорске – городе атомщиков. Основное финансирование его строительства обеспечили ОАО «Концерн Росэнергоатом», его филиал Смоленская атомная станция и ОАО «Атомтранс». Свою посильную лепту внесли практически все организации и предприятия Десногорска и прихожане.

5 июня 2010 г. храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, двадцать пять лет служивший православной вере на Смоленской земле. Он приложил много сил и забот к тому, чтобы началось возведение храма, посещал его во время строительства.

Просторный храм может вместить более 1000 прихожан, его площадь достигает 360 кв. метров, высота храма – 48,7 м. В цокольном этаже предусмотрены залы для конференций, церковных торжеств, библиотеки, для занятий хора, видеозал, классы, мастерские для детей и молодежи по прикладным искусствам: резьба по дереву, плетение, вышивка, иконопись, столярная мастерская и другие.

Источник

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор

Русская Православная Церковь

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена
Рославльская епархия

Димитриевская родительская суббота.
Престольный Праздник в Богородице-Скорбященском кафедральном соборе г.Десногорска

6 ноября 2021 года Его Преосвященство епископ Рославльский и Десногорский Мелетий в сослужении духовенства Рославльской епархии совершил Божественную Литургию в Богородице-Скорбященском кафедральном соборе города Десногорска.
Показать полностью.

Пресвитерский чин возглавил Благочинный Десногорского округа протоиерей Виталий Сладков.

Богослужебные песнопения исполнил хор Богородице-Скорбященского кафедрального собора города Десногорска.

По завершении Богослужения был совершен крестный ход, а затем епископ Мелетий обратился к духовенству и прихожанам собора с Архипастырским словом.

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена
Рославльская епархия

Преосвященный Мелетий совершил
Чин воздвижения Креста в Богородице-Скорбященском кафедральном соборе г.Десногорска

26 сентября 2021 года Его Преосвященство епископ Рославльский и Десногорский Мелетий в сослужении духовенства Рославльской и Смоленской епархий совершил Чин воздвижения Креста в Богородице-Скорбященском кафедральном соборе города Десногорска.
Показать полностью.

Пресвитерский чин возглавил Благочинный Десногорского округа протоиерей Виталий Сладков.

Богослужебные песнопения исполнил хор Богородице-Скорбященского кафедрального собора города Десногорска.

По завершении Богослужения епископ Мелетий обратился к духовенству и прихожанам собора с Архипастырским словом.

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена
Рославльская епархия

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена
Рославльская епархия

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена
Рославльская епархия

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена
Рославльская епархия

ПРИБЫТИЕ КОВЧЕГА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

С 31 июля по 7 августа в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Рославля будет пребывать ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца.
1 августа, в день памяти обретения мощей святого Серафима, по окончании Божественной литургии будет совершено молебное пение преподобному.
Показать полностью.

Краткое жизнеописание преподобного Серафима Саровского:

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носивший имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен, и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения, он быстро поправился.

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава, и затем 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил Серафим Саровский святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного, отмечают свои именины.

Преподобному Серафиму молятся:

Об исцелении от тяжких недугов, поскольку еще при жизни по его молитвам излечивались самые безнадежные больные.
О духовном исцелении от всяческих страстей и об обретении умиротворения.
О прекращении злых нападок и искушений.
О выборе правильного пути в жизни.
Об успехе в торговых делах.
О создании прочных семейных союзов.
О мире и согласии в семье, об обретении гармонии и благополучия.
О душевной стойкости и об обретении равновесия между внутренним миром и обстоятельствами жизни.

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена
Рославльская епархия

Преосвященный Мелетий совершил Божественную Литургию в Богородице-Скорбященском кафедральном соборе г. Десногорска

12 июля 2021 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Его Преосвященство епископ Рославльский и Десногорский Мелетий совершил Божественную литургию в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» города Десногорска.
Показать полностью.

Пресвитерский чин возглавил благочинный Десногорского округа настоятель собора протоиерей Виталий Сладков.

За Литургией пел соборный хор.

После сугубой ектении Преосвященный Мелетий вознес молитвы о мире на Украине и об избавлении от коронавируса.

По окончании Божественной Литургии Его Преосвященство обратился к участникам Богослужения с архипастырским словом.

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена
Рославльская епархия

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена

Можно попросить Нину?
— Можно попросить Нину? — сказал я.

Показать полностью.
— Да? Почему у тебя такой странный голос?

— Не твой. Тонкий. Ты огорчена чем-нибудь?

— Может быть, мне не стоило звонить?

— С каких пор ты перестала меня узнавать?

Голос был моложе Нины лет на двадцать. А на самом деле Нинин голос лишь лет на пять моложе хозяйки. Если человека не знаешь, по голосу его возраст угадать трудно. Голоса часто старятся раньше владельцев. Или долго остаются молодыми.

— Ну ладно, — сказал я. — Послушай, я звоню тебе почти по делу.

— Наверно, вы всё-таки ошиблись номером, — сказала Нина. — Я вас не знаю.

— Это я, Вадим, Вадик, Вадим Николаевич! Что с тобой?

— Ну вот! — Нина вздохнула, будто ей жаль было прекращать разговор. — Я не знаю никакого Вадика и Вадима Николаевича.

— Простите, — сказал я и повесил трубку.

Я не сразу набрал номер снова. Конечно, я просто не туда попал. Мои пальцы не хотели звонить Нине. И набрали не тот номер. А почему они не хотели?

Я отыскал в столе пачку кубинских сигарет. Крепких, как сигары. Их, наверное, делают из обрезков сигар. Какое у меня может быть дело к Нине? Или почти дело? Никакого. Просто хотелось узнать, дома ли она. А если её нет дома, это ничего не меняет. Она может быть, например, у мамы. Или в театре, потому что она тысячу лет не была в театре.

— Нет, Вадим Николаевич, — ответила Нина. — Вы опять ошиблись. Вы какой номер набираете?

— А у меня Арбат — один — тридцать два — пять — три.

— Конечно, — сказал я. — Арбат — это четыре?

— Ничего общего, — сказал я. — Извините, Нина.

— Пожалуйста, — сказала Нина. — Я всё равно не занята.

— Постараюсь к вам больше не попадать, — сказал я. — Где-то заклинило, вот и попадаю к вам. Очень плохо телефон работает.

— Да, — согласилась Нина.

Надо подождать. Или набрать сотню. Время. Что-то замкнётся в перепутавшихся линиях на станции. И я дозвонюсь. «Двадцать два часа ровно», — сказала женщина по телефону «сто». Я вдруг подумал, что если её голос записали давно, десять лет назад, то она набирает номер «сто», когда ей скучно, когда она одна дома, и слушает свой голос, свой молодой голос. А может быть, она умерла. И тогда её сын или человек, который её любил, набирает сотню и слушает её голос.

— Я вас слушаю, — сказала Нина молодым голосом. — Это опять вы, Вадим Николаевич?

— Да, — сказал я. — Видно, наши телефоны соединились намертво. Вы только не сердитесь, не думайте, что я шучу. Я очень тщательно набирал номер, который мне нужен.

— Конечно, конечно, — быстро сказала Нина. — Я ни на минутку не подумала. А вы очень спешите, Вадим Николаевич?

— У вас важное дело к Нине?

— Нет, я просто хотел узнать, дома ли она.

— Я понимаю, ревнуете, — сказала Нина.

— Вы смешной человек, — сказал я. — Сколько вам лет, Нина?

— Больше сорока. Между нами толстенная стена из кирпичей.

— И каждый кирпич — это месяц, правда?

— Даже один день может быть кирпичом.

— Да, — вздохнула Нина, — тогда это очень толстая стена. А о чём вы думаете сейчас?

— Трудно ответить. В данную минуту ни о чём. Я же разговариваю с вами.

— А если бы вам было тринадцать лет или даже пятнадцать, мы могли бы познакомиться, — сказала Нина. — Это было бы очень смешно. Я бы сказала: «Приезжайте завтра вечером к памятнику Пушкину. Я вас буду ждать в семь часов ровно». И мы бы друг друга не узнали. Вы где встречаетесь с Ниной?

— Не совсем. Мы как-то встречались у «России».

— У кинотеатра «Россия».

— Всё равно почему-то не знаю. Вы, наверное, шутите. Я хорошо знаю Пушкинскую площадь.

Девочке не хотелось вешать трубку. Почему-то она упорно продолжала разговор.

— Вы одна дома? — спросил я.

— Да. Мама в вечернюю смену. Она медсестра в госпитале. Она на ночь останется. Она могла бы прийти и сегодня, но забыла дома пропуск.

— Ага, — сказал я. — Ладно, ложись спать, девочка. Завтра в школу.

— Вы со мной заговорили, как с ребёнком.

— Нет, что ты, говорю с тобой, как со взрослой.

— Спасибо. Только сами, если хотите, ложитесь спать с семи часов. До свидания. И больше не звоните своей Нине. А то опять ко мне попадёте. И разбудите меня, маленькую девочку.

Я повесил трубку. Потом включил телевизор и узнал о том, что луноход прошёл за смену 337 метров. Луноход занимался делом, а я бездельничал. В последний раз я решил позвонить Нине уже часов в одиннадцать, целый час занимал себя пустяками. И решил, что, если опять попаду на девочку, повешу трубку сразу.

— Я так и знала, что вы ещё раз позвоните, — сказала Нина, подойдя к телефону. — Только не вешайте трубку. Мне, честное слово, очень скучно. И читать нечего. И спать ещё рано.

— Ладно, — сказал я. — Давайте разговаривать. А почему вы так поздно не спите?

— Сейчас только восемь, — сказала Нина.

— У вас часы отстают, — сказал я. — Уже двенадцатый час.

Нина засмеялась. Смех у нее был хороший, мягкий.

— Вам так хочется от меня отделаться, что просто ужас, — сказала она. — Сейчас октябрь, и потому стемнело. И вам кажется, что уже ночь.

— Теперь ваша очередь шутить? — спросил я.

— Нет, я не шучу. У вас не только часы врут, но и календарь врёт.

— А вы сейчас мне скажете, что у вас вовсе не октябрь, а февраль.

— Нет, декабрь, — сказал я. И почему-то, будто сам себе не поверил, посмотрел на газету, лежавшую рядом, на диване. «Двадцать третье декабря» — было написано под заголовком.

Мы помолчали немного, я надеялся, что она сейчас скажет: «До свидания». Но она вдруг спросила:

— Не помню, — сказал я искренне.

— Значит, не голодный.

— А что, дома есть нечего?

— Нечего! — сказала Нина. — Хоть шаром покати. Смешно, да?

— Даже не знаю, как вам помочь, — сказал я. — И денег нет?

— Есть, но совсем немножко. И всё уже закрыто. А потом, что купишь?

— Да, — согласился я. — Все закрыто. Хотите, я пошурую в холодильнике, посмотрю, что там есть?

— У вас есть холодильник?

— Старый, — сказал я. — «Север». Знаете такой?

— Нет, — сказала Нина. — А если найдёте, что потом?

— Потом? Я схвачу такси и подвезу вам. А вы спуститесь к подъезду и возьмёте.

— А вы далеко живете? Я — на Сивцевом Вражке. Дом 15/25.

— А я на Мосфильмовской. У Ленинских гор. За университетом.

— Опять не знаю. Только это неважно. Вы хорошо придумали, и спасибо вам за это. А что у вас есть в холодильнике? Я просто так спрашиваю, не думайте.

— Если бы я помнил, — сказал я. — Сейчас перенесу телефон на кухню, и мы с вами посмотрим.

Я прошел на кухню, и провод тянулся за мной, как змея.

— Итак, — сказал я, — открываем холодильник.

— А вы можете телефон носить за собой? Никогда не слышала о таком.

— Конечно, могу. А ваш телефон где стоит?

— В коридоре. Он висит на стенке. И что у вас в холодильнике?

— Значит, так… что тут, в пакете? Это яйца, неинтересно.

— Ага. Куриные. Вот, хотите, принесу курицу? Нет, она французская, мороженая. Пока вы её сварите, совсем проголодаетесь. И мама придёт с работы. Лучше мы вам возьмём колбасы. Или нет, нашёл марокканские сардины, шестьдесят копеек банка. И к ним есть полбанки майонеза. Вы слышите?

— Да, — сказала Нина совсем тихо. — Зачем вы так шутите? Я сначала хотела засмеяться, а потом мне стало грустно.

— Это ещё почему? В самом деле так проголодались?

— Знаете, — сказала Нина. Потом помолчала и добавила: — Ну и пусть! Скажите, а у вас есть красная икра?

— Нет, — сказал я. — Зато есть филе палтуса.

— Не надо, хватит, — сказала Нина твёрдо. — Давайте отвлечёмся. Я же всё поняла.

— Что вы тоже голодный. А что у вас из окна видно?

— Из окна? Дома, копировальная фабрика. Как раз сейчас, полдвенадцатого, смена кончается. И много девушек выходит из проходной. И еще виден «Мосфильм». И пожарная команда. И железная дорога. Вот по ней сейчас идет электричка.

— Электричка, правда, далеко идёт. Только видна цепочка огоньков, окон!

— Нельзя так со старшими разговаривать, — сказал я. — Я не могу врать. Я могу ошибаться. Так в чём же я ошибся?

— Вы ошиблись в том, что видите электричку. Её нельзя увидеть.

— Что же она, невидимая, что ли?

— Нет, видимая, только окна светиться не могут. Да вы вообще из окна не выглядывали.

— Почему? Я стою перед самым окном.

— А у вас в кухне свет горит?

— Конечно, а как же я в темноте в холодильник бы лазил? У меня в нём перегорела лампочка.

— Вот видите, я вас уже в третий раз поймала.

— Нина, милая, объясни мне, на чём ты меня поймала.

— Если вы смотрите в окно, то откинули затемнение. А если откинули затемнение, то потушили свет. Правильно?

— Неправильно. Зачем же мне затемнение? Война, что ли?

— Ой-ой-ой! Как же можно так завираться? А что же, мир, что ли?

— Ну, я понимаю, Вьетнам, Ближний Восток… Я не об этом.

— И я не об этом… Постойте, а вы инвалид?

— К счастью, всё у меня на месте.

— А почему вы тогда не на фронте?

Вот тут я в первый раз только заподозрил неладное. Девочка меня вроде бы разыгрывала. Но делала это так обыкновенно и серьёзно, что чуть было меня не испугала.

— На каком я должен быть фронте, Нина?

— На самом обыкновенном. Где все. Где папа. На фронте с немцами. Я серьёзно говорю, я не шучу. А то вы так странно разговариваете. Может быть, вы не врёте о курице и яйцах?

— Не вру, — сказал я. — И никакого фронта нет. Может быть, и в самом деле мне подъехать к вам?

— Так и я в самом деле не шучу! — почти крикнула Нина. — И вы перестаньте. Мне сначала было интересно и весело. А теперь стало как-то не так. Вы меня простите. Как будто вы не притворяетесь, а говорите правду.

— Честное слово, девочка, я говорю правду, — сказал я.

— Мне даже страшно стало. У нас печка почти не греет. Дров мало. И темно. Только коптилка. Сегодня электричества нет. И мне одной сидеть ой как не хочется. Я все тёплые вещи на себя накутала.

И тут же она резко и как-то сердито повторила вопрос:

— Вы почему не на фронте?

— На каком я могу быть фронте? — Уже и в самом деле шутки зашли куда-то не туда. — Какой может быть фронт в семьдесят втором году!

— Вы меня разыгрываете?

Голос опять сменил тон, был он недоверчив, был он маленьким, три вершка от пола. И невероятная, забытая картинка возникла перед глазами: то, что было со мной, но тридцать или больше лет назад, когда мне тоже было двенадцать лет. И в комнате стояла буржуйка. И я сижу на диване, подобрав ноги. И горит свечка, или это была керосиновая лампа? И курица кажется нереальной, сказочной птицей, которую едят только в романах, хотя я тогда не думал о курице…

— Вы почему замолчали? — спросила Нина. — Вы лучше говорите.

— Нина, — сказал я. — Какой сейчас год?

— Сорок второй, — сказала Нина.

И я уже складывал в голове ломтики несообразностей в её словах. Она не знает кинотеатра «Россия». И телефон у неё только из шести номеров. И затемнение…

— Ты не ошибаешься? — спросил я.

Она верила в то, что говорила. Может, голос обманул меня? Может, ей не тринадцать лет? Может, она, сорокалетняя женщина, заболела ещё тогда, девочкой, и ей кажется, что она осталась там, где война?

— Послушайте, — сказал я спокойно.— Не вешайте трубку. Сегодня двадцать третье декабря 1972 года. Война кончилась двадцать семь лет назад. Вы это знаете?

— Вы знаете это. Сейчас двенадцатый час… Ну как вам объяснить?

— Ладно, — сказал Нина покорно. — Я тоже знаю, что вы не привезёте мне курицу. Мне надо было догадаться, что французских куриц не бывает.

— Во Франции давным-давно нет никаких немцев. Только если туристы. Но немецкие туристы бывают и у нас.

— Как так? Кто их пускает?

— А почему не пускать?

— Вы не вздумайте сказать, что фрицы нас победят! Вы, наверно, просто вредитель или шпион?

— Нет, я работаю в СЭВе, Совете Экономической Взаимопомощи. Занимаюсь венграми.

— Вот и опять врёте! В Венгрии фашисты.

— Венгры давным-давно прогнали своих фашистов. Венгрия — социалистическая республика.

— Ой, а я уж боялась, что вы и в самом деле вредитель. А вы всё-таки всё выдумываете. Нет, не возражайте. Вы лучше расскажите мне, как будет потом. Придумайте что хотите, только чтобы было хорошо. Пожалуйста. И извините меня, что я так с вами грубо разговаривала. Я просто не поняла.

И я не стал больше спорить. Как объяснить это? Я опять представил себе, как сижу в этом самом сорок втором году, как мне хочется узнать, когда наши возьмут Берлин и повесят Гитлера. И ещё узнать, где я потерял хлебную карточку за октябрь. И сказал:

— Мы победим фашистов 9 мая 1945 года.

— Не может быть! Очень долго ждать.

Я рассказывал это не Нине. Я рассказывал это себе. И я послушно повторял факты, если Нина не верила или не понимала сразу, возвращался, когда она просила пояснить что-нибудь, и чуть было не потерял вновь её доверия, когда сказал, что Сталин умрёт. Но я потом вернул её веру, поведав о Юрии Гагарине и о новом Арбате. И даже насмешил Нину, рассказав о том, что женщины будут носить брюки-клёш и совсем короткие юбки. И даже вспомнил, когда наши перейдут границу с Пруссией. Я потерял чувство реальности. Девочка Нина и мальчишка Вадик сидели передо мной на диване и слушали. Только они были голодные как черти. И дела у Вадика обстояли даже хуже, чем у Нины: хлебную карточку он потерял, и до конца месяца им с матерью придётся жить на одну её карточку, рабочую карточку, потому что Вадик посеял карточку где-то во дворе, и только через пятнадцать лет он вдруг вспомнит, как это было, и будет снова расстраиваться, потому что карточку можно было найти даже через неделю. Она, конечно, свалилась в подвал, когда он бросил на решётку пальто, собираясь погонять в футбол. И я сказал, уже потом, когда Нина устала слушать то, что полагала хорошей сказкой:

— Ты знаешь Петровку?

— Знаю, — сказала Нина. — А её не переименуют?

Я рассказал, как войти во двор под арку и где в глубине двора есть подвал, закрытый решёткой. И если это октябрь сорок второго года, середина месяца, то в подвале вернее всего лежит хлебная карточка. Мы там, во дворе, играли в футбол, и я эту карточку потерял.

— Какой ужас! — сказала Нина. — Я бы этого не пережила. Надо сейчас же её отыскать. Сделайте это.

Она тоже вошла во вкус игры, и где-то реальность ушла, и уже ни она, ни я не понимали, в каком году мы находимся, — мы были вне времени, ближе к ее сорок второму году.

— Я не могу найти карточку, — сказал я. — Прошло много лет. Но если сможешь, зайди туда, подвал должен быть открыт. В крайнем случае скажешь, что карточку обронила ты.

И в этот момент нас разъединили.

Нины не было. Что-то затрещало в трубке. Женский голос сказал:

— Это 148-18-15? Вас вызывает Орджоникидзе.

— Вы ошиблись номером, — сказал я.

— Извините, — сказал женский голос равнодушно.

И были короткие гудки. Я сразу же набрал снова Нинин номер. Мне нужно было извиниться. Нужно было посмеяться вместе с девочкой. Ведь получалась, в общем, чепуха…

— Да, — сказал голос Нины. Другой Нины.

— А, это ты, Вадим? Что, тебе не спится?

— Извини, — сказал я. — Мне другая Нина нужна.

Я повесил трубку и снова набрал номер.

— Ты сума сошёл? — спросила Нина. — Ты пил?

— Извини, — сказал я и снова бросил трубку.

Теперь звонить бесполезно. Звонок из Орджоникидзе всё вернул на свои места. А какой у неё настоящий телефон? Арбат — три, нет, Арбат — один — тридцать два — тридцать… Нет, сорок…

Взрослая Нина позво

храм десногорск всех скорбящих радость сайт

Богородице-Скорбященский Кафедральный Собор запись закреплена

Нужно ли слушать родителей?
Мнения священников

«Моя мама манипулирует моими дочерними чувствами, а я даже ответить ничего не могу, ведь заповедано детям повиноваться родителям, вот и пытаюсь им следовать, но, кажется, своей жизни у меня скоро не останется вообще». Такие утверждения нередко оставляют в комментариях к статьям читательницы «Матроны».
Показать полностью. Но в чём же на самом деле смысл евангельских слов? Должен ли ребёнок (особенно если он уже давно вышел из школьного возраста) безусловно повиноваться родителям?

Вопрос становится особенно острым, если обратиться к первоисточнику и почитать послание целиком: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).

Разная мера свободы личности человека
Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии

Во-первых, надо понимать, что почитание, повиновение и послушание – это очень разные вещи. Принципиально разные.

Что такое подчинение? Это такие отношения между людьми, при которых один является начальником, а другой – подчиненным. По каким причинам – по старшинству, по силе, по положению, по званию, по традиции — это уже другой вопрос.

Повиновение детей родителям является естественным в отношении между детьми и родителями. Дети вынуждены подчиняться родителям по многим причинам. До какого возраста? До тех пор, пока не повзрослеют.

Нельзя сказать, что 18 лет – уникальная цифра, когда все дети перестают быть детьми. Если по своему положению в семейной иерархии для родителей ребенок остается ребенком на всю жизнь, то к определенному моменту времени он перестает быть таковым в психологическом смысле.

Взрослые дети родителям не подчиняются. Грань взрослости у разных народов разная. В Чечне четырнадцатилетний мальчик — уже взрослый мужчина, и мать обязана его слушаться. А в России только восемнадцатилетие дает право юноше объявить себя независимым от родителей.

Эта цифра зависит от этноса, от религии, от культуры. В Америке, например, полное совершеннолетие наступает только в двадцать один год. Это юридические и традиционные нормы. Поэтому, когда наступает «взрослость», решается не отдельным подростком и отдельным родителем, а традицией народа, где семья живет, ну и еще традициями самой семьи.

Теперь вопрос: а что является предметом освобождения из-под подчинения родителей? Прежде всего, это способность принимать самостоятельные решения — те самые, которые определяют жизнь взрослого человека: куда ходить и с кем, что есть, как лечиться, какую выбрать профессию, какого партнера по жизни… То есть желание и умение принять на себя ответственность за свою жизнь, свое здоровье, свои поступки. И вот с этого момента ни о каком подчинении ребенка родителям речь идти не может.

Теперь по поводу послушания. Послушание – это духовная добродетель. Ее у детей быть в принципе не может, потому что добродетели являются прерогативой взрослых, зрелых личностей. Ни ребенок, ни подросток не в состоянии воспитать в себе добродетель послушания, потому что они в принципе не знают, что это такое, ибо имеется в виду именно духовная добродетель, а не общепринятое понятие и словечко.

Так вот, взрослый человек может оказать послушание. Послушание родителям, начальнику… Это его внутренняя добрая воля, её можно воспитать. Но принудить к послушанию нельзя, потому что исходит это из сердца. Навязать снаружи можно только подчинение. При послушании я не только выполняю поручения своего начальника. При послушании я принимаю волю своего начальника — родителя, духовника, руководителя, как свою. И прежде всего внутренне соглашаюсь с тем, что начальник прав. При подчинении я могу выполнять волю своего начальника и при этом совершено спокойно думать, что он дурак, что он ошибается и что неправильно мною руководит. То есть в этом случае я освобожден от того, чтобы внутренне принять мнение начальника. При послушании все наоборот.

Что касается беспрекословного повиновения родителям, то если родитель переходит всяческие границы и злоупотребляет властью, то это уже семейная ошибка. Никогда не бывает ответственности одного. Когда родитель эксплуатирует свое право и свой вес (родитель всегда сильнее: социально, психологически, на его стороне авторитет), то это уже общесемейная проблема. И если он эксплуатирует это право – это значит, что у него что-то не в порядке, он психологически зависим от ребенка, если все время стремится подчинить ребенка своей воле. Это тревожный симптом.

Слепое беспрекословное подчинение ребенка взрослому ничего общего не имеет с послушанием. Когда первоклассник в течение 40 минут держит руки сложенными на парте и поднимает их, когда разрешит учитель – это еще туда-сюда, хотя он очень устает от этого. Но если так ведет себя 13-14-летний подросток и боится неловким движением вызвать гнев или раздражение учителя, то это сигнал бедствия. Есть разная мера свободы личности человека.

Вообще, каждый конкретный случай требует особого отношения. Если ребенок считает, что взрослый «перегибает в отношении него палку», нужно идти к духовнику, к психологу, к другу – к любому авторитетному человеку, которому ребенок верит и который может помочь ему решить его проблему.

Слушать Того, кому больше верим
Протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей матери, с. Душоново

На самом деле все достаточно просто… В послании к Ефесянам речь идет о справедливом повиновении в Господе, когда родители не противоречат тому, о чем говорит Бог. То, что противоречит воле Божьей, не подлежит исполнению.

Мы должны слушать того, кому больше верим, кому доверяем. Если кто-то начинает противоречить словам Иисуса Христа, это означает, что его мы его слушать не можем и не обязаны.

А что касается детей, то в связи с их возрастной психологией и развитием существует, конечно, какая-то граница, после которой человек способен сам принимать решения за свою жизнь. Но она не проводится в один день и час для всех. Пока ребенок маленький, слушаться родителей для него естественно, потому что родители природно — так Богом задумано — несут в себе полноту жизни, дают детям то лучшее, что имеют сами.

Другое дело, что ребенок, когда вырастает, начинает уже по-другому относиться к тому, чему его родители научили, и в этом смысле его никто не стесняет. Он не обязан слушаться родителей бесконечно.

Но важно при этом не забывать и другую заповедь — ветхозаветную: почитай отца и мать своих. И это почтение по-разному будет выражаться в разные периоды жизни. В детстве всё, что могут сделать дети по отношению к родителям — подчиняться им беспрекословно. А в старшем возрасте это почтение может быть в том, что они не оставят их без куска хлеба, без попечения.

Эта заповедь с обетованием. Тут прямо сказано: и дни будут исполнены всякого блага. Люди, которые с почтением относятся к родителям, хорошо живут, у них все складывается. А поскольку в массе своей люди перестали с почтением относиться к родителям, то в этом и есть один из ответов на вопрос «почему люди стали плохо жить?».

Оценивать происходящее и рассуждать на тему повиновения или неповиновения человек начинает в достаточно позднем возрасте. Я думаю, что способность адекватно оценивать действительность к мужчинам и женщинам приходит в разное время. А до этого периода все мы, как апостол говорит, иносказательно, как через тусклое стекло, на ощупь, только по ориентирам идем, слышим знакомый голос, верим ему и следуем за ним.

Направление движения, а не конкретный рецепт
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, директор портала «Православие и мир»

Мой сын занимался конным спортом и через несколько лет стал заядлым спортсменом. К восьмому классу встал вопрос, что делать: по-прежнему тратить все усилия на увлечение или заняться науками, чтобы поступить в университет?

Для него это был очень трудный выбор. Очень! Конный спорт — это же благородный спорт. Прекрасный спорт! И от него надо отказаться… Это стоило сыну больших переживаний. Он говорил со мной, думал, ходил к духовнику и в конце концов пришел к осознанному решению и отказался от спорта. Но зато у него теперь несколько высших образований, и он священник. А если ему представляется возможность на лошадке поскакать, он с удовольствием скачет.

Так вот это пример того, как ребенок соглашается с волей родителя и это становится для него благом.

Тот фрагмент из послания в Ефесянам, что вы цитируете, даёт нам направление движения, а не конкретный рецепт. В каждой конкретной ситуации, исходя из общих указаний, мы сами должны находить правильное решение. Апостол говорит о том, чтобы дети почитали родителей и о том, чтобы родители не раздражали своих чад. И ребенок, если он не согласен с волей родителя, со всем уважением и почтением всегда может спросить у него: мамочка или папочка, а почему я должен так делать, что-то до меня не доходит, объясните мне, пожалуйста.

Что касается родительской власти, то она гораздо больше, чем нам представляется. Только власть эта — не деспотизм и не самодурство.

Бывает и так, что родители «перегибают палку», когда стремятся во всем контролировать и руководить без меры взрослыми уже детьми, манипулировать ими. И чтобы не обидеть их, не огорчить, дети, которые сами уже давно стали папами или мамами, подчиняются воле этой. И правильно делают, потому что Господь воздаст им за это. Всякие революции, перевороты происходят тогда, когда люди начинают качать свои права, чтобы доказать, что они должны получить больше. Вот и наполучались. Хватит нам этих революций!

Послушание святоотеческое выше поста и молитвы. Апостол Павел так и говорит: покоряйтесь властям. Попробуй не покоряться! Получили одну революцию, другую. Неужели недостаточно? Совершенно справедливо изречение, что каждый народ достоин того правительства, которое имеет. Будем хорошие, будут правители хорошие, будем плохие — будет и правительство плохое… надо на себя смотреть. Об этом Евангелие и говорит, и учит этому.

Граница добра и зла проходит через сердце человека. Если каждый человек будет стремиться быть добрым не перед своими представлениями, а перед лицом Божьим, все будет хорошо. Не нужно забивать голову думами о том, справедливо поступил кто-то по отношению к тебе или нет. Нет справедливости. И тут уместно вспомнить еще одно парадоксальное изречение святоотеческое: не говори, что Бог справедлив, он несправедлив, но он милостив.

Если судить по справедливости, то от каждого из нас, за редким исключением, осталось бы мокрое место. А Господь всех нас терпит. И если есть святые, по-настоящему угодники Божьи, то всех остальных надо было бы уже просто прихлопнуть. Так вот и мы должны быть милостивыми и милосердными, а не правоведами какими-то: ты — мне, я — тебе, ты мне столько-то, я тебе — столько-то, в расчете — в расчете… Таких отношений быть не может.

Ни о какой справедливости речь идти не должна. Но в эпоху капитализации деньги решают все, и человек начинает считаться. А если мы начнем строить отношения на любви, как в хорошей гармоничной семье, где каждый старается друг другу помочь, быть полезным, доверяет, разбивает скорби, то все будет в порядке…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *