храм димитрия солунского в березовке
Лучшее в архитектуре… Сказ о том, как 6 великих мастеров церковь в глухой деревне строили
#путешествие, #поездканавыходные, #липецкаяобласть, #заброшенка, #церковь
Есть в деревне Берёзовка Данковского района Липецкой области полузаброшенная церковь невиданной красоты, которую создали сразу шесть великих мастеров своего времени. Сегодня остов её «луковки» сиротливо прячется среди пожухлой травы, а часовня и вовсе сохранилась только на архивных снимках. Сегодня мой рассказ не столько о достопримечательности, сколько о любви и ненависти в глухой русской деревеньке, что сотворили и разрушили прекрасное здание менее, чем за век.
История этой церкви не является секретом, но я попробую пересказать её на свой лад.
Александр Никанорович Померанцев — профессор архитектуры, тот самый, что построил московский ГУМ — создал проект церкви.
Леонтий Николаевич Бенуа — профессор архитектуры, тот самый, что построил Церковь Святого Георгия в Гусь Хрустальном — по некоторым данным являлся соавтором проекта.
Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый живописец, тот самый, что написал «Богатырей», «Алёнушку», «Снегурочку» — по его рисункам церковь была расписана.
Николай Александрович Бруни — живописец, мастер витражного дела, тот самый, что создал витраж для Великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости — по его проекту был выполнен иконостас.
Владимир Александрович Фролов — художник-мозаичист, профессор, тот самый, мастерская которого выполняла наружные мозаики Храма Спаса-на-Крови — в его мастерской были изготовлены мозаики для церкви.
Владимир Григорьевич Шухов — известный инженер и изобретатель, тот самый, что строил витиеватые гиперболоидные башни — разработал для проекта кровлю, лестницы и хоры.
Первый камень был заложен в 1893 году. Спустя четыре года строительные работы были закончены. Роскошное здание было похоже на классическую базилику и московский ГУМ одновременно. И все, видевшие эту церковь, во всём её великолепии, сходились в едином мнении, что по красоте и богатству убранства она является самой первой во всей губернии. Строение сочетало в себе русский и византийский стили, было облицовано редким видом известняка и украшено разноцветными мозаиками.
Нечаев на этом не остановился и построил для жителей Берёзовки ещё и приходскую школу. Любовь к нему местных крестьян казалась безграничной целых 20 лет. А затем в скромную липецкую деревеньку, как и на всю территорию огромной страны, пришла новая сила и новая вера.
Вера в нечестных господ, разбогатевших за счёт крестьян и не желавших ничем делиться. Вера в то, что можно взять силой то, что тебе не принадлежит, прикрываясь новой властью. Вера в отсутствие веры. И новое поколение добрых жителей деревни Берёзовка, которых ещё вчера крестили в прекрасной местной церкви, направили свой гнев как раз на неё. К тому же, господских домов в этой деревне не было, но была необходимость что-нибудь национализировать.
В начале 1920-х годов из Церкви Димитрия Солунского начали потихоньку изымать утварь и ценности, а к началу 1930-х годов и вовсе, полностью закрыли. Почти 30 лет прекрасное здание медленно разрушалось, но оказалось настолько прочным, что сносить его не стали, а приняли решение устроить здесь сельский клуб.
Сегодня церковь включена в списки охраняемых памятников истории и культуры, здесь вновь проходят службы и здание всё ещё имеет благородные очертания, которые, с такой любовью ему подарили шесть великих мастеров прошлого. Полузаброшенная и прекрасная Ц ерковь Димитрия Солунского в маленьком липецком селе Берёзовка с грустью взирает на новое время и ждёт новой любви.
ser-rubtsov.ru
Региональная заброшкофилия и путешествия
В небольшом селе Березовка на границе Тульской и Липецкой областей находится уникальный по своей архитектуре храм во имя Димитрия Солунского, к строительству которого приложили свои руки архитектор ГУМа, художник Васнецов и знаменитый инженер Шухов.
Началом истории храма в Березовке можно считать неурожайный 1891-й год, когда жители села задумались как им выжить и не умереть от голода. В качестве решения они отправились за помощью в соседнее село Полибино, которым владели богатый помещик Юрий Нечаев-Мальцев (его огромной усадьбе будет посвящен отдельный рассказ), он с удовольствие откликнулся на просьбу помочь местным жителям и снабжал их хлебом в течение голодного времени. В благодарность за это жители села решили построить небольшую часовню-памятник. Услышав это, Нечаев-Мальцев решил заодно построить в Березовке новый храм. Подошел он к этому делу с размахом.
Источник: Архитектурная Энциклопедия Барановского
Архитектурный проект нового храма выполнил Александр Померанцев, который являлся профессором Санкт-Петербургской Императорской академии художеств, а также автором здания ГУМа в Москве. Архитектурное сходство храма в Березовке и ГУМа сразу бросаются в глаза.
Внутренние росписи и мозаика были выполнены по рисункам художника Виктора Васнецова, а саму мозаику для храма изготовлены русский художник-мозаичист Владимир Фролов. Уникальную кровлю храма, а также его лестницы разработал выдающийся русский инженер Владимир Шухов. Такой творческий тандем, вкупе с обильным финансированием позволили в кротчайшие сроки с 1893 по 1897 год построить в Березовке действительно уникальный памятник архитектуры, который сочетал в себе русский и византийский стиль.
Новый храм было решено освятить в честь Дмитрия Солунского и посвятить его памяти русских войнов, погибшим на Куликовом поле (оно находится недалеко от этого места).
После революции храм разграбили и закрыли, в военное время тут размещался госпиталь, а в 60-х было решено устроить сельский клуб. Именно в этот период разрушается колокольня, сбивается мозаика и разрушается мраморный иконостас.
В какой-то период в здании храма размещается склад для хранения овощей и металлолома. Лишь в 2000-х годах его передают верующим, а примерно 10 лет назад начинаются первые попытки восстановления.
Сейчас храм стоит закрытым и попасть внутрь не представляется возможным:
Возле здания стоит новая главка, которая ждет своего времени, чтобы быть установленной на храме:
В траве попадаются отвалившиеся фрагменты:
Остается надеяться, что у тех, кто взялся за восстановление данного архитектурного шедевра, хватит финансов, сил и желания довезти начатое до завершение и вновь данный храм будет поражаться свои великолепием и станет одним из красивейших зданий Липецкой области.
Координаты храма в Березовке: 53.432593, 38.881225
Хотите больше записей про интересные заброшки? Подписывайтесь на мой Дзен-канал [Региональная Заброшкофилия].
Берёзовка. Церковь Димитрия Солунского.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь возведена в 1897 году. Псевдорусский стиль. К прямоугольному в плане зданию с востока примыкает полуциркульная в плане апсида. Основной объем церкви акцентирован треугольными фронтонами северного и южного фасадов, а так же световым барабаном (низкий восьмерик на низком четверике), увенчанным тремя рядами килевидных кокошников. Объем светового барабана прорезан по сторонам света небольшими прямоугольными с полуциркульными завершениями оконными проемами, декорированными наборными наличниками с кованными козырьками килевидного силуэта. Малый глухой барабан с главкой – утрачены. Трапезная перекрыта двускатной крышей оригинальной конструкции В.Г. Шухова. Оконные проемы, размещенные по краям северного и южного фасадов, аналогичны по характеру декоративного оформления оконным проемам светового барабана. Прямоугольные с полуциркульным завершением оконные проемы трапезной – двойные, алтарной апсиды – тройные, меньшего размера. Горизонтальное членение фасадов подчеркнуто подоконным поясом, обработанным филенчатыми лежачими ширинками, срединным карнизом с поясом кронштейнов и венчающим сложным карнизом, прорезанным висячими наборными лопатками, завершенными небольшими треугольными фронтонами. Их расположение подчинено общему трехчастному ритму членения фасадов. Двойные оконные проемы трапезной вписаны в перспективные наличники с профилированными архивольтами. Простенки между окнами трапезной декорированы ширинками и наборными полуколонками. Здание храма – один из лучших на территории Липецкой области образцов культового зодчества.
Источник: 08.02.2013 видеосюжет на телеканале СОЮЗ
О проектировании храма
В высоту из средней части на границе амвона выделяется четверик, образующий внутренние стены-колонны поддерживающие свод подкупольного пространства. Снаружи это четверик переходящий в восьмерик и шатер купольного навершия. Шатровая часть украшена килевидными кокошниками. Внутри размещается предалтарный иконостас. С восточной стороны к четверику примыкает апсида алтаря, а на север и юг он переходит в стены средней части. С западной стороны в контуры средней части храма встроена уходящая ввысь колокольня, а внизу размещается притвор или трапезная.
Южный фасад выходит на солнечную сторону и согрет особым теплом. Щедро освещаемый солнцем, этот участок во все времена пользовался особым к себе вниманием и расположением со стороны людей. Оптические отражательные свойства рефленного известняка стен южного фасада в зависимости от освещения создавали все возможное разнообразие световой картины здания храма. Благодаря этому во все времена года храм на фотографиях окрашен в различные цветовые тона.Особенно различны зимние и летние фотографии. Очень отличается от остальных времен года осенняя палитра тонов храма. Всегда народ больше собирался на этой стороне храма. Если посмотреть на снимки, то фотографы чаще всего выбирают этот ракурс для своих фотографий.
Строительная механика, свойства известняка и особенности человеческого зрительного восприятия определили внешнее убранство церкви. Насыщение деталями, выбор пропорций и размеров. Поражает с каким мастерством все это выполнили строители. И при всем изобильном богатстве архитектурного декора сохраняется гармоничное равновесие всей композиции в целом. Все здание охвачено тремя поясами – карнизами, которые сглаживают границы переходов трех частей профиля стены здания. Выступающий нижний сегмент держит свою и остальную массу облицовочного камня, соответствуя ширине фундамента, обеспечивая достаточную площадь опоры.Средний вертикальный сегмент образует лицевую плоскость здания. Верхний нависающий сегмент профиля служит для выполнения архитектурных обломов. Для создания обьемности и реализации декора создатели выбрали 5 слоев: Обрамление стен, порталов и проемов. Слой полуколонн. Лицевая плоскость здания. Выступающий декор. Слой карнизов.
А началось всё в голодном 1891 г., когда крестьяне Данковского уезда страдали от неурожая. 24 июля 1892 г. Крестьяне д. Берёзовка провели сход, на котором приняли окончательное решение о строительстве храма. был выбран попечитель постройки церкви — крестьянин Аверкий Никитич Жилкин. 31 июля 1892 г. На имя Высокопреосвященнейшего Феоктиста (Попова), архиепископа Рязанского и Зарайского, поступило прошение.
1 июля 1893 г. Ю.С. Нечаев-Мальцев представил на утверждение проект храма на 6 листах и пояснительную записку к нему. 15 июня. Проект был рассмотрен и утверждён Строительным отделением Рязанского губернского правления, после чего передан в духовную консисторию. С 1 августа 1893 г. Вести наблюдение за строительством храма в д. Берёзовке согласился «профессор архитектуры Санкт-Петербургской академии. 22 июля 1893 г. Рязанская духовная консистория дала разрешение на закладку церкви. Август 1893 г. Торжество закладки храма в с. Берёзовка. Осень 1895 г. И при всей сложности проекта, способа кладки и облицовки стен строительство проходило достаточно быстро и уже близилось к завершению.
4 июля 1897 г. Ю.С. Нечаев-Мальцев подал прошение на имя Преосвященного Мелетия с просьбой назначить день освящения храма. 23 июля 1897 г. Священником берёзовской церкви был назначен его сын Иоанн Димитриевич Чельцов.
Клоков А.Ю. Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. 2011 г.
Данные из книги Клоков А.Ю. Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. 2011 г. Обработаны творческой группой исследователей.
Само расположение церкви выбрано удачно, это уже идет небольшое возвышение, дальше уже будет идти небольшое возвышение местности, она была на открытой местности построена, в районе излучины реки Березово, река там делает поворот, немного разливается, и храм был открыт на все четыре стороны. И говорят, когда с Куркино, это 30 км приблизительно, шли крестьяне домой с ярмарки, то уже оттуда видели блистающие золотом кресты нашей церкви. Церковь окружена каменным забором, который представляет собой основание, украшенное известняком, дальше идут столбики, расстояние между столбиками чуть больше их толщины, сверху украшено такой призмой. Призма украшена известняком и защищена была железом, до 50-х годов это железо еще сохранялось и столбы стояли, а ворот уже не было.
Воробьёв В.Н. Берёзовская церковь, 2015
Постановлением главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 Димитриевский храм с. Березовка включен в число памятников истории и культуры, стоящих на государственной охране.
Есть в деревне Берёзовка Данковского района Липецкой области полузаброшенная церковь невиданной красоты, которую создали сразу шесть великих мастеров своего времени. Сегодня остов её «луковки» сиротливо прячется среди пожухлой травы, а часовня и вовсе сохранилась только на архивных снимках. Этот рассказ не столько о достопримечательности, сколько о любви и ненависти в глухой русской деревеньке, что сотворили и разрушили прекрасное здание менее, чем за век.
Всем известно словосочетание «память места». Его обычно используют при реконструкционных работах, чтобы подчеркнуть важность сохранения первоначального образа здания, понимание его истории и того, что современные технологии строительства должны использоваться самым деликатным образом. Глядя на разрушающуюся церковь Димитрия Солунского, хочется надеяться, что однажды для её восстановления найдутся любящие руки. Настолько же любящие, как и те, что её построили.
1891 год выдался очень голодным для жителей деревни Березовка. Урожай оказался настолько скудным, что до следующего было не дотянуть. К счастью, всего в 15 верстах, в селе Полибино, жил богатый помещик Юрий Нечаев-Мальцов, который был известен своей неслыханной щедростью и меценатством, ибо не сидел на нажитых богатствах, а вкладывал их в различные благотворительные проекты, как его отец и дед. Узнав о беде соседей, вплоть до нового урожая снабжал Нечаев-Мальцов жителей Берёзовки хлебом, совершенно безвозмездно. Сельчане так прониклись благодарностью и любовью к своему благодетелю, что собрались всей деревней и поставили в его честь маленькую часовенку. Юрий Степанович был настолько тронут этим знаком признательности, что пообещал поставить на месте часовенки настоящую церковь.
Первый камень был заложен в 1893 г. Спустя четыре года строительные работы были закончены. Роскошное здание было похоже на классическую базилику и московский ГУМ одновременно. И все, видевшие эту церковь во всём её великолепии, сходились в едином мнении, что по красоте и богатству убранства она является самой первой во всей губернии. Строение сочетало в себе русский и византийский стили, было облицовано редким видом известняка и украшено разноцветными мозаиками. Главный идеолог прекрасной новой церкви Юрий Степанович Нечаев-Мальцев посвятил это архитектурное произведение не только всем жителям и добрым соседям села Берёзовка, но также памяти воинов, погибших в знаменитой битве на Куликовом поле, которое расположено недалеко от этого места. Нарекли церковь именем великомученика Димитрия Солунского, который, хоть и сошёл из греческого иконостаса, в России почитался защитником воинов и патриотов. А князь Дмитрий Донской, который выиграл Куликовскую битву, считал его своим покровителем.
Нечаев на этом не остановился и построил для жителей Берёзовки ещё и приходскую школу. Любовь к нему местных крестьян казалась безграничной целых 20 лет. А затем в скромную липецкую деревеньку, как и на всю территорию огромной страны, пришла новая сила и новая вера. Вера в нечестных господ, разбогатевших за счёт крестьян и не желавших ничем делиться. Вера в то, что можно взять силой то, что тебе не принадлежит, прикрываясь новой властью. Вера в отсутствие веры. И новое поколение добрых жителей деревни Берёзовка, которых ещё вчера крестили в прекрасной местной церкви, направили свой гнев как раз на неё. К тому же, господских домов в этой деревне не было, но была необходимость что-нибудь национализировать.
По материалам: http://chemodanus.ru/stories/beryozovka-cerkov-odnogo-svyatogo-i-shesti-masterov/
Праздник Димитрия Солунского: традиции и приметы 8 ноября
История
8 ноября 2021 года церковный праздник выпадает на понедельник. Верующие чествуют святого Димитрия Солунского. Для того чтобы узнать, какой сегодня праздник, нужно обратиться к истории.
ПО ТЕМЕ
День мучеников Маркиана и Мартирия: что нельзя делать 7 ноября
День иконы Казанской Божьей матери: что нельзя делать 4 ноября
Сюжеты Православные праздники
Димитрий Солунский появился на свет в семье римского проконсула в Фессалониках. Его отец и мать были тайными христианами. В свое время император Галерий Максимилиан назначил Димитрия Солунского проконсулом Фессалоникийской области. В его обязанности входило оборонять горд от варваров и истреблять христианство.
Однако вместо гонений и казни верующих Димитрий Солунский начал открыто учить народ христианской вере и искоренять языческие обычаи. Правитель пришел в бешенство, узнав о вере проконсула и о том, что римские подданные обратились в христиан. Император повелел воинам расправиться с христианами.
Тогда Димитрий Солунский отдал все имущество нищим, а сам начал поститься и молиться, готовясь к мученической гибели. Его убили в темнице. Тело святого бросили на съедение диким зверям, но христиане тайно его похоронили. Через сто лет после смерти святого были найдены его нетленные мощи.
Что нельзя делать 8 ноября
В этот церковный праздник нельзя забывать об умерших родных. Также в этот православный праздник не стоит выполнять тяжелые физические и умственные нагрузки.
Традиции и приметы 8 ноября
Наши предки верили, что 8 ноября души покойных родственников приходят к себе на могилу в виде птиц. Этот церковный праздник в народе называли Дмитриев день. Хозяйки пекли блины и поминали близких. Кроме того, 8 ноября завершали сватовство.
Храм святаго великомученика Димитрия Солунского
Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена
Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена
Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена
Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена
Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена
Историческое содержание
Показать полностью.
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.
Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.
В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.
Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».
В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.
Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской. »).
В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.
Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832–1867)).
В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.
Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».
В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия или Димитриевской родительской субботы не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Димитриевскую родительскую субботу поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу.
В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».
Устав богослужения в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь». Т. о., согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в., на Димитриевскую субботу определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу.
В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Димитриевскую субботу совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма. В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери. Особенное значение придается и всей седмице перед Димитриевской родительской субботой, которая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Димитриевской субботы подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).
В богослужебной практике др. старообрядческих согласий (приемлющих священство) на Димитриевскую субботу может совершаться заупокойная служба по главе устава об «Аллилуия» в субботу.
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.