храм димитрия солунского в деревне шимоново
Шимоново
Димитрия Солунского церковь
Храмы Московской области
Церковь Великомученика Димитрия Солунского
В конце XVI и в XVII в. село, находившееся в Верейском уезде Городского стана, известно как вотчина дворян Радиловых, которые вели свое происхождение от татарского мурзы, выехавшего из Золотой Орды к великому князю московскому Василию Васильевичу.
В 1592 г. царем Феодором Иоанновичем село было пожаловано в вотчину Матвею Радилову, потом перешло к его сыну Ивану. В Смутное время оно уничтожено.
В 1628 г. Максим Иванович Радилов (он был воеводой в Туринске и Тюмени) подал челобитную, в которой отражен страшный разгром страны после гражданской войны, интервенции и безвластия. Селом владели Богдан Максимович, потом его дети Никита, Федор и Степан.
В 1671 г. Степан Богданович Радилов отдал половину села в приданое сестре Наталии при выходе ее замуж за Ивана Васильевича Приклонского. После смерти Степана Богдановича его половина села перешла к сыну Ивану Степановичу Радилову.
В 1748 г. подполковник Максим Федорович Радилов писал в прошении на построение церкви, что у него есть сельцо Шимоново, которое по писцовым книгам записано за прапрадедом его, Максимом Ивановичем Радиловым, и за сыном его Богданом селом Баланиным-Шимоновым, а в селе место церковное, где была церковь великомученика Димитрия Солунского, а на церковной земле 8 мест дворовых, которая церковь во время поляков разорена и поныне не возобновлена.
В 1800 г. помещица, вдова майора Елизавета Андреевна Радилова обратилась к митрополиту Платону с просьбой разрешить построить каменный храм вместо обветшавшего деревянного. В том же году, в июне, дана была грамота на постройку храма во имя Великомученика Димитрия Солунского с приделом Преподобного Александра Свирского, но храм построен был с двумя приделами; в одном из них поставлен иконостас из деревянного храма, освящен же этот придел не был. Каменный храм был поставлен в 9 саженях от деревянного храма, колокольня построена отдельно и соединена с храмом галереей на 6 колоннах. Галерея была покрыта двускатной кровлей.
Каменная церковь была построена в Шимоново в 1801-1805 гг. В плане она близка построенному М.Ф. Казаковым московскому храму Космы и Дамиана на Маросейке.
В Димитриевском храме находились родовые иконы Радиловых: Нерукотворного Спаса и Казанской Божией Матери. Церковной земли было: усадебной 2 десятины, пашенной и сенокосной 34 десятины. При храме по штату состояли: священник, дьячок, пономарь, позднее, в 1880-х гг., священник и псаломщик. Дома у священноцерковнослужителей были деревянные собственные, стояли на церковной земле.
В 1840 г. в храме с. Шимоново служил священник Антоний Андреевич Кудрявцев, пономарский сын. В 1827 г. он окончил Московскую семинарию по 2-му разряду. Рукоположен во священника Подольской округи к Михаилоархангельской в с. Одинцово церкви (ныне в Домодедовском районе Московской области). В 1828 г. переведен к церкви с. Шимоново. У о. Антония и его жены Анны Федоровны была дочь Мария. Отцу Антонию сослужили дьячок Василий Симеонов и пономарь Алексей Васильев.
В XIX в. селом владел Афанасий Николаевич Гончаров, надворный советник и жалованный потомственный дворянин, дед супруги А.С. Пушкина Наталии Николаевны. Гончаровы владели селом до конца XIX в.
В 1880-х гг. в храме с. Шимоново служил священник Дмитрий Синайский (в конце 1880-х гг. умерший).
В 1870 и 1872 г. в семье о. Дмитрия родились сыновья Иван и Алексей, окончившие Волоколамское училище (в 1884 и 1886 г.) и Вифанскую семинарию (соответственно в 1890 и 1892 г.).
В 1920-х гг. в храм с. Шимоново был определен иеродиакон Владимир (Владимир Нилович Волков, священномученик, 1878-1938).
В 1906 г. в пустынь «Параклит», близ Троице-Сергиевой Лавры, поступил послушником крестьянский сын из Смоленской губернии Владимир Волков, в 1909 г. он принял монашеский постриг.
В 1912 г. был переведен в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывал до ее закрытия.
В 1920 г. монах Владимир был рукоположен во иеродиакона и направлен в храм с. Шимоново.
В 1930 г. он был рукоположен во иеромонаха. В 1931 г. по просьбе прихожан назначен священником Спасской церкви с. Иславское Звенигородского района Московской области. Иеромонах Владимир поселился в церковной сторожке, здесь он жил до своего ареста 27 февраля 1938 г. В это же время о. Владимир принят техническим сотрудником в редакцию «Журнала Московской Патриархии».
После закрытия властями журнала в 1935 г., иеромонаха Владимира назначили счетоводом Московской Патриархии.
Через 6 дней о. Владимир был арестован и заключен в Можайскую тюрьму. Он был ложно обвинен в клевете на руководителей партии и советскую власть, виновным себя не признал, приговорен к расстрелу и 25 марта 1938 г. расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В советское время храм был закрыт, утрачено внутреннее убранство, кровли. Разобрана колокольня.
Иоакимо — Анновский храм Можайска
Официальный приходской сайт
Знакомство с историей. Храм Великомученика Димитрия Солунского с. Шимоново.
Направившись на фотосъемку одного из храмов Подмосковья и в ожидании автобуса на остановке не зная чем себя занять, начинаешь читать расклеенные по павильону объявления. Взгляд останавливается на объявлении сдам квартиру без посредников. Такое предложение весьма ценное, так как всем, кто задается таким вопросом, хочется сэкономить на съеме жилья по максимуму, и никто не желает платить дополнительные деньги за сводничество.
Село Баланино-Шимоново состояло в Верейской десятине. Шимоново, до которого сейчас трудно добраться, — очень древнее. Название его, вероятно, сохранило имя владельца Ивана Шимонова, дьяка удельного князя Михаила Андреевича Верейского, жившего в середине XV в.
В конце XVI и в XVII в. село, находившееся в Верейском уезде Городского стана, известно как вотчина дворян Радиловых, которые вели свое происхождение от татарского мурзы, выехавшего из Золотой Орды к великому князю московскому Василию Васильевичу.
В 1592 г. царем Феодором Иоанновичем село было пожаловано в вотчину Матвею Радилову, потом перешло к его сыну Ивану. В Смутное время оно уничтожено.
В 1628 г. Максим Иванович Радилов (он был воеводой в Туринске и Тюмени) подал челобитную, в которой отражен страшный разгром страны после гражданской войны, интервенции и безвластия. Селом владели Богдан Максимович, потом его дети Никита, Федор и Степан.
В 1671 г. Степан Богданович Радилов отдал половину села в приданое сестре Наталии при выходе ее замуж за Ивана Васильевича Приклонского. После смерти Степана Богдановича его половина села перешла к сыну Ивану Степановичу Радилову.
В 1748 г. подполковник Максим Федорович Радилов писал в прошении на построение церкви, что у него есть сельцо Шимоново, которое по писцовым книгам записано за прапрадедом его, Максимом Ивановичем Радиловым, и за сыном его Богданом селом Баланиным-Шимоновым, а в селе место церковное, где была церковь великомученика Димитрия Солунского, а на церковной земле 8 мест дворовых, которая церковь во время поляков разорена и поныне не возобновлена.
Сельцо Шимоново, в котором еще заметно было прежнее кладбище, в 1748 г. принадлежало приходу с. Елманова-Екатерининского. Радилов желал опять построить церковь в Шимонове, причту обещал пашенной земли 15 десятин, сенокосной 5 десятин, под усадьбу причта и погост церковный длинника и поперечника по 80 сажен, а в приход просил приписать сельцо Ивановское, находящееся в 1 версте от Шимонова и сельцо Якушкино Боровского уезда — менее 2 верст.
Церковь строить было дозволено. Новая деревянная церковь Димитрия Солунского освящена была 15 октября 1749 г., на ее месте, после построения каменной церкви, находилась деревянная часовня и было поставлено 2 памятника — здесь похоронены Радиловы. «Вдова прокурора Федора Радилова Марья Васильевна умерла 13 марта 1782 г., отпета в Москве и, с разрешения Синодальной Конторы, погребена в с. Шимонове в церкви Димитрия Селунского».
В 1800 г. помещица, вдова майора Елизавета Андреевна Радилова обратилась к митрополиту Платону с просьбой разрешить построить каменный храм вместо обветшавшего деревянного. В том же году, в июне, дана была грамота на постройку храма во имя Великомученика Димитрия Солунского с приделом Преподобного Александра Свирского, но храм построен был с двумя приделами; в одном из них поставлен иконостас из деревянного храма, освящен же этот придел не был. Каменный храм был поставлен в 9 саженях от деревянного храма, колокольня построена отдельно и соединена с храмом галереей на 6 колоннах. Галерея была покрыта двускатной кровлей.
Каменная церковь была построена в Шимоново в 1801-1805 гг. В плане она близка построенному М.Ф. Казаковым московскому храму Космы и Дамиана на Маросейке.
В Димитриевском храме находились родовые иконы Радиловых: Нерукотворного Спаса и Казанской Божией Матери. Церковной земли было: усадебной 2 десятины, пашенной и сенокосной 34 десятины. При храме по штату состояли: священник, дьячок, пономарь, позднее, в 1880-х гг., священник и псаломщик. Дома у священноцерковнослужителей были деревянные собственные, стояли на церковной земле.
В 1840 г. в храме с. Шимоново служил священник Антоний Андреевич Кудрявцев, пономарский сын. В 1827 г. он окончил Московскую семинарию по 2-му разряду. Рукоположен во священника Подольской округи к Михаилоархангельской в с. Одинцово церкви (ныне в Домодедовском районе Московской области). В 1828 г. переведен к церкви с. Шимоново. У о. Антония и его жены Анны Федоровны была дочь Мария. Отцу Антонию сослужили дьячок Василий Симеонов и пономарь Алексей Васильев.
В XIX в. селом владел Афанасий Николаевич Гончаров, надворный советник и жалованный потомственный дворянин, дед супруги А.С. Пушкина Наталии Николаевны. Гончаровы владели селом до конца XIX в.
В 1840 г. частью с. Шимоново владел Шувалов. В 1883 г. усадьбой в Шимоново владел дворянин П.С. Гончаров, в 1911 г. — О.В. Гончарова.
В 1880-х гг. в храме с. Шимоново служил священник Дмитрий Синайский (в конце 1880-х гг. умерший).
В 1870 и 1872 г. в семье о. Дмитрия родились сыновья Иван и Алексей, окончившие Волоколамское училище (в 1884 и 1886 г.) и Вифанскую семинарию (соответственно в 1890 и 1892 г.).
В 1895 г. в шимоновской церкви был освящен второй придел — во имя Преподобного Сергия Радонежского.
В 1920-х гг. в храм с. Шимоново был определен иеродиакон Владимир (Владимир Нилович Волков, священномученик, 1878-1938).
В 1906 г. в пустынь «Параклит», близ Троице-Сергиевой Лавры, поступил послушником крестьянский сын из Смоленской губернии Владимир Волков, в 1909 г. он принял монашеский постриг.
В 1912 г. был переведен в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывал до ее закрытия.
В 1920 г. монах Владимир был рукоположен во иеродиакона и направлен в храм с. Шимоново.
В 1930 г. он был рукоположен во иеромонаха. В 1931 г. по просьбе прихожан назначен священником Спасской церкви с. Иславское Звенигородского района Московской области. Иеромонах Владимир поселился в церковной сторожке, здесь он жил до своего ареста 27 февраля 1938 г. В это же время о. Владимир принят техническим сотрудником в редакцию «Журнала Московской Патриархии».
После закрытия властями журнала в 1935 г., иеромонаха Владимира назначили счетоводом Московской Патриархии.
9 июля 1931 г. о. Владимир возведен в сан игумена, а 14 апреля 1932 г. — в сан архимандрита. 21 февраля 1938 г. архиепископ Дмитровский Сергий предложил архимандриту Владимиру быть его духовником, а также духовником Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
Через 6 дней о. Владимир был арестован и заключен в Можайскую тюрьму. Он был ложно обвинен в клевете на руководителей партии и советскую власть, виновным себя не признал, приговорен к расстрелу и 25 марта 1938 г. расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В советское время храм был закрыт, утрачено внутреннее убранство, кровли. Разобрана колокольня.
Шимоново. Церковь Димитрия Солунского.
Дмитриевская
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Кирпичная, ранее оштукатуренная, усадебная церковь, построена по проекту М. Ф. Казакова в 1800-1805 г.г. в стиле классицизма, на средства Е.А.Радиловой.
Двусветная ротонда храма перекрыта куполом с люкарнами, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С юго-запада и северо-запада к ней примыкают ротондальные объемы приделов, завершенные собственными куполами с декоративными главками. К приделам с запада примыкает небольшая прямоугольная трапезная. Алтарь и колокольня разобраны.
Декоративное убранство здания весьма сдержанно, боковые входы в храм украшены двухколонными портиками. Главный престол Дмитриевский, в трапезной правый Александро-Свирский и левый Сергиевский приделы. Внутренняя отделка отсутствует.
Заброшена, никак не используется. Находится в аварийном состоянии.
Село Шимоново очень древнее. В Смутное время оно было разорено. В 1749 г. подполковник М. Ф. Радилов испросил разрешение на постройку в своем селе деревянной церкви. Каменная церковь построена в Шиманово в 1801-1805 гг. Е. А. Радиловой. Главный престол освящен во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В трапезной части — придел во имя преподобного Александра Свирского. В плане храм близок построенному М. Ф. Казаковым московскому храму Космы и Дамиана на Маросейке.
В XIX в. селом владел Афанасий Николаевич Гончаров, надворный советник и жалованный потомственный дворянин, дед супруги А. С. Пушкина. Гончаровы владели селом до конца XIX в. В 1895 г. в шимановской церкви был освящен еще один придел — во имя преподобного Сергия.
В советское время храм закрыли, утрачено внутреннее убранство. Разобрана колокольня.
Баланино-Шимоново состояло в Верейской десятине. В 1748 г. подполковник Максим Федорович Радилов писал, что у него есть сельцо Шимоново, которое, по писцовым книгам, «написано за прапрадедом его Максимом Ивановичем Радиловым и за сыном его Богданом селом Баланиным-Шимоновым, а в селе место церковное, что была церковь вмч. Димитрия Солунского, а на церковной земле 8 мест дворовых, которая церковь во время поляков разорена и поныне не возобновлена».
Сельцо Шимоново, в котором еще заметно было прежнее кладбище, в 1748 г. принадлежало к приходу села Елманова-Екатерининского. Радилов желал построить опять церковь в Шиманове, причту обещал пашенной земли 15 дес., сенокосной 5 дес., под усадьбу причта и погост церковный длинника и поперечника по 80 саж., а в приход просил приписать сельцо Ивановское, находившееся в 1 версте от Шимонова, и сельцо Якушкино Боровского уезда, менее 2 верст. Церковь строить дозволено.
Новая церковь Димитрия Солунского освящена 15 октября 1749 г. На ее месте теперь деревянная часовня: здесь похоронены Радиловы, поставлены 2 памятника.
В 1800 г. помещица вдова майора Елизавета Андреевна Радилова обратилась к митрополиту Платону с просьбою разрешить построить, вместо обвешавшего деревянного, каменный храм. В том же году 2 июня дана грамота на построение храма во имя вмч. Димитрия Солунского с приделом преп. Александра Свирского, но храм выстроен с 2 приделами; в одном из них поставлен иконостас из деревянного храма, освящен же этот придел не был. Храм каменный поставлен в 9 саж. от деревянного, имеет в длину 20 саж., в ширину 5 саж.; колокольня построена отдельно и соединена с храмом навесом.
Заслуживают упоминания, как вклад храмоздательницы, иконы Нерукотворенного Спаса и Казанская икона Божией Матери; обе они имеют в ширину 5 верш. и в вышину 7 верш., были родовыми и, по устроении каменного храма, согласно желанию Радиловой, помещены в иконостасе придела Александра Свирского по обе стороны царских врат.
Еще замечательны в храме иконы: Кипрской Божией Матери, Успения Божией Матери со св. мощами – снимок с Киевопечерской, резное изображение главы св. Иоанна Крестителя на блюде, данное местному прихожанину в Московском Чудовом монастыре, и храмовая вмч. Димитрия Солунского. Есть малый напрестольный крест с св. мощами, в описи значащийся под названием «патриаршего».
Земли усадебной 2 дес., пашенной и сенокосной 34 дес. При храме священник и псаломщик, получают казенного жалования 394 руб. в год, % 15 руб. 44 коп. Приход: село Шимоново, деревни: Иваньково, Шеина, Расстригина, Марьина и Головина, всего 154 двора.
«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви)» Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г.
Храм великомученика Димитрия Солунского
Древнее село Дмитровское упоминается в летописях с XVI века, когда оно значилось за Троице-Сергиевой Лаврой. В 1677 году царь Федор Алексеевич пожаловал село Дмитровское в Горетовом стане князю Юрию Долгорукому «за многие его службы,
Показать полностью. которые злые замыслы вора и богоотступника Стеньки Разина со единомышленниками его в низовых городах искореняли…». По смерти сына Долгорукого в 1683 году село было пожаловано патриарху Иоакиму.
В 1689 году здесь строится каменная одноглавая церковь с приделами и восьмигранной шатровой колокольней на двухъярусном основании, заключающем так называемую келью Никона. По преданию, в ней патриарх останавливался по пути в Саввино-Сторожевский монастырь. Памятник зодчества с его сложнейшей декорацией из кирпича, почти сплошь покрывающей стены здания, барабан главы и шатер колокольни, чрезвычайно характерен для узорчатого стиля. Разнообразны по формам оконные наличники, из них особенно любопытен рисунок наличника с «рогами» на южной стене.
Нарядности внешнего облика храма способствует его двухцветная окраска. Завершающие фасады декоративные кокошники и широкая лента карниза с побеленными деталями кирпичного узорочья смотрятся на красном фоне стен как наброшенная на здание кружевная накидка. Позднейшая трехъярусная в стиле классицизма колокольня скрывает портал входа в невысокую сводчатую трапезную. В глубине ее через арочный проем поблескивает позолотой многоярусный иконостас, заключающий ряд икон мастеров XVIII и XIX веков
Храм великомученика Димитрия Солунского запись закреплена
8 ноября, в Престольный праздник, богослужение в храме великомученика Димитрия Солунского совершил митрополит Каширский Феогност, викарий Святейшего Патриарха.
Иерейский чин за архиерейской Литургией возглавил настоятель храма игумен Петр (Еремеев). Также Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Матфей (Мунтяну), иеромонах Августин (Монастырёв).
Показать полностью.
Традиционно Литургия в с. Дмитровском 8 ноября продолжается большой уличной концертной программой. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в регионе в этот раз торжества были ограничены богослужением.
По окончании Литургии, было совершено славление вмч. Диимтрию, после чего митрополит Феогност поздравил всех собравшихся с Престольным праздником и пожелал крепкой веры, сил и здоровья.
***
Память великомученика Димитрия Солунского
Димитрий родился в Солуни (старославянское название Фессалоники) в семье римского проконсула, тайного христианина. Когда он вырос, император Максимиан назначил святого на должность его умершего отца и потребовал извести в области всех христиан. Однако Димитрий, напротив, стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Узнав, что Димитрий — христианин, Максимиан бросил святого в темницу, где вскоре, по его приказу, тюремная стража пронзила Димитрия копьями. Спустя века святой стал особо почитаться в России. Русские воины всегда верили, что находятся под покровительством святого, который уже не раз, после своей кончины, спасал родную Солунь от врагов. Князь Димитрий Донской, названный в честь великомученика, накануне Куликовской битвы перенес из Владимира в Москву его икону, и в память воинов, павших в битве, была установлена для поминовения Димитриевская родительская суббота.
8 ноября — день памяти великомученика ДимитрияСолунского
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Империя против Церкви или Церковь против империи?
По версии некоторых исследователей, религия была единственным цементом, который мог скрепить безжизненный государственный механизм. Отсюда стремление поддержать и утвердить древний культ Олимпийских богов, верховным жрецом которого считал себя император, и преследование «новых и неслыханных сект», которые в своем «преступном помрачении ума» хотят ниспровергнуть то, что даровано издревле.
Между тем христианское общество, пользуясь продолжительным спокойствием после гонений императора Валериана (который, кстати, в начале своего правления тоже был вполне лоялен к христианам), разрослось, окрепло и распространилось по всей империи. Оно было спаяно тесными взаимными узами, держалось независимо и смело во всеуслышание заявляло, что его вера одна — истинная. Христианская Церковь была своего рода государством в государстве. Она без всяких заговоров подтачивала древнюю имперскую конструкцию.
При таком положении энергичному и по-своему религиозному императору оставался один исход — вступить в борьбу с Церковью. Что он и сделал. Но не сразу. Для начала ему требовалось укрепить всю государственную машину — очень уж многочисленны и влиятельны были христиане.
Гонение гонению рознь
Правда, сам Диоклетиан исполнял свои указы «без фанатизма», но он правил империей не один. Максимиан, один из его соправителей, правивший на западе (Италия, Испания, Галлия и частично Африка), от природы человек жестокий, доводил меры Диоклетиана до крайности — в его областях, особенно в Африке, было много мучеников. Другой соправитель, Констанций, был человеком мягким, к тому же религиозным эклектиком, предпочитавшим обыкновенному языческому суеверию более или менее чистый монотеизм. Он хоть и не мог отменить указов Диоклетиана, но не очень настаивал на их исполнении.
Третий соправитель императора, правивший на востоке его зять Галерий, о котором христианский писатель Лактанций говорит, что в нем было заметно «зверство, неведомое римлянам», попал в свою стихию: обыкновенными казнями при нем были предание огню, вешание на кресте, растерзание зверями, и тот, кому просто отрубали голову, считал себя счастливчиком. А христиан он еще до всех указов предлагал всех поголовно сжигать заживо. Галерий и префектов назначал себе под стать. И выбранный им в помощники Максимин был не лучше начальника.
Казнить нельзя помиловать
Однако, как ни странно, Димитрия, сына римского проконсула в Фессалониках, который и сам был христианином, и сына своего крестил и воспитал христианином, именно Галерий назначил после смерти отца на его место. И каким чудом явный христианин Димитрий уцелел на своем посту в первые годы гонений, остается только гадать. Возможно, Галерий был слишком занят войной с Персией. Но когда после победы его прибытия ожидали в Фессалониках, Димитрий уже предвидел свою судьбу: он заранее раздал имущество бедным и готовился к мучительной смерти.
По преданию, в честь прибытия Галерия в городе были устроены бои, в которых участвовал считавшийся непобедимым любимец цезаря Лий. Димитрий выставил против него христианина Нестора, который сбросил Лия с помоста на копья. Галерий в ярости приказал тут же казнить победителя, а на следующее утро — и Димитрия.
В IV веке над его могилой была построена первая церковь, а через сто лет иллирийский сановник Леонтий решил вместо нее построить большой храм, алтарная часть которого оказалась на месте захоронения святого, и при ее строительстве были обретены его мощи. Для них специально сделали серебряный киворий (сень над святыней), имевший шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом, а внутри — серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Но при пожаре в VII веке этот киворий погиб.
После этого мощи поместили в мраморную гробницу, а в конце XII — начале XIII века вывезли в Италию. В Фессалоники они вернулись лишь в XX веке.
Любимый святой русских князей
У всех славянских народов святой Димитрий Солунский с древнейших времен почитался как их небесный покровитель. Русские князья часто называли его именем своих первенцев. В 1197 году великий князь Всеволод Юрьевич привез во Владимир икону святого, написанную, по преданию, на его гробовой доске, и это событие стало общецерковным праздником. А при великом князе Димитрии Донском в 1380 году икону перенесли в Москву и поставили в Успенском соборе Кремля.