храм димитрия солунского в липецкой области

храм димитрия солунского в липецкой областиser-rubtsov.ru

Региональная заброшкофилия и путешествия

В небольшом селе Березовка на границе Тульской и Липецкой областей находится уникальный по своей архитектуре храм во имя Димитрия Солунского, к строительству которого приложили свои руки архитектор ГУМа, художник Васнецов и знаменитый инженер Шухов.

Началом истории храма в Березовке можно считать неурожайный 1891-й год, когда жители села задумались как им выжить и не умереть от голода. В качестве решения они отправились за помощью в соседнее село Полибино, которым владели богатый помещик Юрий Нечаев-Мальцев (его огромной усадьбе будет посвящен отдельный рассказ), он с удовольствие откликнулся на просьбу помочь местным жителям и снабжал их хлебом в течение голодного времени. В благодарность за это жители села решили построить небольшую часовню-памятник. Услышав это, Нечаев-Мальцев решил заодно построить в Березовке новый храм. Подошел он к этому делу с размахом.

Источник: Архитектурная Энциклопедия Барановского

Архитектурный проект нового храма выполнил Александр Померанцев, который являлся профессором Санкт-Петербургской Императорской академии художеств, а также автором здания ГУМа в Москве. Архитектурное сходство храма в Березовке и ГУМа сразу бросаются в глаза.

Внутренние росписи и мозаика были выполнены по рисункам художника Виктора Васнецова, а саму мозаику для храма изготовлены русский художник-мозаичист Владимир Фролов. Уникальную кровлю храма, а также его лестницы разработал выдающийся русский инженер Владимир Шухов. Такой творческий тандем, вкупе с обильным финансированием позволили в кротчайшие сроки с 1893 по 1897 год построить в Березовке действительно уникальный памятник архитектуры, который сочетал в себе русский и византийский стиль.

Новый храм было решено освятить в честь Дмитрия Солунского и посвятить его памяти русских войнов, погибшим на Куликовом поле (оно находится недалеко от этого места).

После революции храм разграбили и закрыли, в военное время тут размещался госпиталь, а в 60-х было решено устроить сельский клуб. Именно в этот период разрушается колокольня, сбивается мозаика и разрушается мраморный иконостас.

В какой-то период в здании храма размещается склад для хранения овощей и металлолома. Лишь в 2000-х годах его передают верующим, а примерно 10 лет назад начинаются первые попытки восстановления.

Сейчас храм стоит закрытым и попасть внутрь не представляется возможным:

Возле здания стоит новая главка, которая ждет своего времени, чтобы быть установленной на храме:

В траве попадаются отвалившиеся фрагменты:

Остается надеяться, что у тех, кто взялся за восстановление данного архитектурного шедевра, хватит финансов, сил и желания довезти начатое до завершение и вновь данный храм будет поражаться свои великолепием и станет одним из красивейших зданий Липецкой области.

Координаты храма в Березовке: 53.432593, 38.881225

Хотите больше записей про интересные заброшки? Подписывайтесь на мой Дзен-канал [Региональная Заброшкофилия].

Источник

Берёзовка. Церковь Димитрия Солунского.

Карта и ближайшие объекты

храм димитрия солунского в липецкой области

Статьи

Церковь возведена в 1897 году. Псевдорусский стиль. К прямоугольному в плане зданию с востока примыкает полуциркульная в плане апсида. Основной объем церкви акцентирован треугольными фронтонами северного и южного фасадов, а так же световым барабаном (низкий восьмерик на низком четверике), увенчанным тремя рядами килевидных кокошников. Объем светового барабана прорезан по сторонам света небольшими прямоугольными с полуциркульными завершениями оконными проемами, декорированными наборными наличниками с кованными козырьками килевидного силуэта. Малый глухой барабан с главкой – утрачены. Трапезная перекрыта двускатной крышей оригинальной конструкции В.Г. Шухова. Оконные проемы, размещенные по краям северного и южного фасадов, аналогичны по характеру декоративного оформления оконным проемам светового барабана. Прямоугольные с полуциркульным завершением оконные проемы трапезной – двойные, алтарной апсиды – тройные, меньшего размера. Горизонтальное членение фасадов подчеркнуто подоконным поясом, обработанным филенчатыми лежачими ширинками, срединным карнизом с поясом кронштейнов и венчающим сложным карнизом, прорезанным висячими наборными лопатками, завершенными небольшими треугольными фронтонами. Их расположение подчинено общему трехчастному ритму членения фасадов. Двойные оконные проемы трапезной вписаны в перспективные наличники с профилированными архивольтами. Простенки между окнами трапезной декорированы ширинками и наборными полуколонками. Здание храма – один из лучших на территории Липецкой области образцов культового зодчества.

Источник: 08.02.2013 видеосюжет на телеканале СОЮЗ

О проектировании храма

В высоту из средней части на границе амвона выделяется четверик, образующий внутренние стены-колонны поддерживающие свод подкупольного пространства. Снаружи это четверик переходящий в восьмерик и шатер купольного навершия. Шатровая часть украшена килевидными кокошниками. Внутри размещается предалтарный иконостас. С восточной стороны к четверику примыкает апсида алтаря, а на север и юг он переходит в стены средней части. С западной стороны в контуры средней части храма встроена уходящая ввысь колокольня, а внизу размещается притвор или трапезная.

Южный фасад выходит на солнечную сторону и согрет особым теплом. Щедро освещаемый солнцем, этот участок во все времена пользовался особым к себе вниманием и расположением со стороны людей. Оптические отражательные свойства рефленного известняка стен южного фасада в зависимости от освещения создавали все возможное разнообразие световой картины здания храма. Благодаря этому во все времена года храм на фотографиях окрашен в различные цветовые тона.Особенно различны зимние и летние фотографии. Очень отличается от остальных времен года осенняя палитра тонов храма. Всегда народ больше собирался на этой стороне храма. Если посмотреть на снимки, то фотографы чаще всего выбирают этот ракурс для своих фотографий.

Строительная механика, свойства известняка и особенности человеческого зрительного восприятия определили внешнее убранство церкви. Насыщение деталями, выбор пропорций и размеров. Поражает с каким мастерством все это выполнили строители. И при всем изобильном богатстве архитектурного декора сохраняется гармоничное равновесие всей композиции в целом. Все здание охвачено тремя поясами – карнизами, которые сглаживают границы переходов трех частей профиля стены здания. Выступающий нижний сегмент держит свою и остальную массу облицовочного камня, соответствуя ширине фундамента, обеспечивая достаточную площадь опоры.Средний вертикальный сегмент образует лицевую плоскость здания. Верхний нависающий сегмент профиля служит для выполнения архитектурных обломов. Для создания обьемности и реализации декора создатели выбрали 5 слоев: Обрамление стен, порталов и проемов. Слой полуколонн. Лицевая плоскость здания. Выступающий декор. Слой карнизов.

А началось всё в голодном 1891 г., ког­да крестьяне Данковского уезда страдали от неурожая. 24 июля 1892 г. Крестьяне д. Берёзовка провели сход, на котором приняли окон­чательное решение о строительстве хра­ма. был выбран попе­читель постройки церкви — крестьянин Аверкий Никитич Жилкин. 31 июля 1892 г. На имя Высокопреосвященнейшего Феоктиста (Попова), архиепископа Рязанского и За­райского, поступило прошение.

1 июля 1893 г. Ю.С. Нечаев-Мальцев представил на утверждение проект хра­ма на 6 листах и пояснительную записку к нему. 15 июня. Проект был рассмотрен и утверждён Строительным отделением Рязанского губернского правления, по­сле чего передан в духовную консисто­рию. С 1 августа 1893 г. Вести наблюдение за строительством храма в д. Берёзовке согласился «профессор ар­хитектуры Санкт-Петербургской академии. 22 июля 1893 г. Ря­занская духовная консистория дала раз­решение на закладку церкви. Август 1893 г. Торжество закладки храма в с. Берё­зовка. Осень 1895 г. И при всей сложности проекта, способа кладки и об­лицовки стен строительство проходило достаточно быстро и уже близилось к завершению.

4 июля 1897 г. Ю.С. Нечаев-Мальцев подал прошение на имя Преосвященного Мелетия с просьбой назначить день ос­вящения храма. 23 июля 1897 г. Священником берёзовской церкви был назначен его сын Иоанн Димитриевич Чельцов.

Клоков А.Ю. Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. 2011 г.

Данные из книги Клоков А.Ю. Найденов А.А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. 2011 г. Обработаны творческой группой исследователей.

Само расположение церкви выбрано удачно, это уже идет небольшое возвышение, дальше уже будет идти небольшое возвышение местности, она была на открытой местности построена, в районе излучины реки Березово, река там делает поворот, немного разливается, и храм был открыт на все четыре стороны. И говорят, когда с Куркино, это 30 км приблизительно, шли крестьяне домой с ярмарки, то уже оттуда видели блистающие золотом кресты нашей церкви. Церковь окружена каменным забором, который представляет собой основание, украшенное известняком, дальше идут столбики, расстояние между столбиками чуть больше их толщины, сверху украшено такой призмой. Призма украшена известняком и защищена была железом, до 50-х годов это железо еще сохранялось и столбы стояли, а ворот уже не было.

Воробьёв В.Н. Берёзовская церковь, 2015

Постановлением главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. № 106 Димитриевский храм с. Березовка включен в число памятников истории и культуры, стоящих на государственной охране.

Есть в деревне Берёзовка Данковского района Липецкой области полузаброшенная церковь невиданной красоты, которую создали сразу шесть великих мастеров своего времени. Сегодня остов её «луковки» сиротливо прячется среди пожухлой травы, а часовня и вовсе сохранилась только на архивных снимках. Этот рассказ не столько о достопримечательности, сколько о любви и ненависти в глухой русской деревеньке, что сотворили и разрушили прекрасное здание менее, чем за век.

Всем известно словосочетание «память места». Его обычно используют при реконструкционных работах, чтобы подчеркнуть важность сохранения первоначального образа здания, понимание его истории и того, что современные технологии строительства должны использоваться самым деликатным образом. Глядя на разрушающуюся церковь Димитрия Солунского, хочется надеяться, что однажды для её восстановления найдутся любящие руки. Настолько же любящие, как и те, что её построили.

1891 год выдался очень голодным для жителей деревни Березовка. Урожай оказался настолько скудным, что до следующего было не дотянуть. К счастью, всего в 15 верстах, в селе Полибино, жил богатый помещик Юрий Нечаев-Мальцов, который был известен своей неслыханной щедростью и меценатством, ибо не сидел на нажитых богатствах, а вкладывал их в различные благотворительные проекты, как его отец и дед. Узнав о беде соседей, вплоть до нового урожая снабжал Нечаев-Мальцов жителей Берёзовки хлебом, совершенно безвозмездно. Сельчане так прониклись благодарностью и любовью к своему благодетелю, что собрались всей деревней и поставили в его честь маленькую часовенку. Юрий Степанович был настолько тронут этим знаком признательности, что пообещал поставить на месте часовенки настоящую церковь.

Первый камень был заложен в 1893 г. Спустя четыре года строительные работы были закончены. Роскошное здание было похоже на классическую базилику и московский ГУМ одновременно. И все, видевшие эту церковь во всём её великолепии, сходились в едином мнении, что по красоте и богатству убранства она является самой первой во всей губернии. Строение сочетало в себе русский и византийский стили, было облицовано редким видом известняка и украшено разноцветными мозаиками. Главный идеолог прекрасной новой церкви Юрий Степанович Нечаев-Мальцев посвятил это архитектурное произведение не только всем жителям и добрым соседям села Берёзовка, но также памяти воинов, погибших в знаменитой битве на Куликовом поле, которое расположено недалеко от этого места. Нарекли церковь именем великомученика Димитрия Солунского, который, хоть и сошёл из греческого иконостаса, в России почитался защитником воинов и патриотов. А князь Дмитрий Донской, который выиграл Куликовскую битву, считал его своим покровителем.

Нечаев на этом не остановился и построил для жителей Берёзовки ещё и приходскую школу. Любовь к нему местных крестьян казалась безграничной целых 20 лет. А затем в скромную липецкую деревеньку, как и на всю территорию огромной страны, пришла новая сила и новая вера. Вера в нечестных господ, разбогатевших за счёт крестьян и не желавших ничем делиться. Вера в то, что можно взять силой то, что тебе не принадлежит, прикрываясь новой властью. Вера в отсутствие веры. И новое поколение добрых жителей деревни Берёзовка, которых ещё вчера крестили в прекрасной местной церкви, направили свой гнев как раз на неё. К тому же, господских домов в этой деревне не было, но была необходимость что-нибудь национализировать.

По материалам: http://chemodanus.ru/stories/beryozovka-cerkov-odnogo-svyatogo-i-shesti-masterov/

Источник

Лучшее в архитектуре… Сказ о том, как 6 великих мастеров церковь в глухой деревне строили

#путешествие, #поездканавыходные, #липецкаяобласть, #заброшенка, #церковь

Есть в деревне Берёзовка Данковского района Липецкой области полузаброшенная церковь невиданной красоты, которую создали сразу шесть великих мастеров своего времени. Сегодня остов её «луковки» сиротливо прячется среди пожухлой травы, а часовня и вовсе сохранилась только на архивных снимках. Сегодня мой рассказ не столько о достопримечательности, сколько о любви и ненависти в глухой русской деревеньке, что сотворили и разрушили прекрасное здание менее, чем за век.

История этой церкви не является секретом, но я попробую пересказать её на свой лад.

Александр Никанорович Померанцев — профессор архитектуры, тот самый, что построил московский ГУМ — создал проект церкви.

Леонтий Николаевич Бенуа — профессор архитектуры, тот самый, что построил Церковь Святого Георгия в Гусь Хрустальном — по некоторым данным являлся соавтором проекта.

Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый живописец, тот самый, что написал «Богатырей», «Алёнушку», «Снегурочку» — по его рисункам церковь была расписана.

Николай Александрович Бруни — живописец, мастер витражного дела, тот самый, что создал витраж для Великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости — по его проекту был выполнен иконостас.

Владимир Александрович Фролов — художник-мозаичист, профессор, тот самый, мастерская которого выполняла наружные мозаики Храма Спаса-на-Крови — в его мастерской были изготовлены мозаики для церкви.

Владимир Григорьевич Шухов — известный инженер и изобретатель, тот самый, что строил витиеватые гиперболоидные башни — разработал для проекта кровлю, лестницы и хоры.

Первый камень был заложен в 1893 году. Спустя четыре года строительные работы были закончены. Роскошное здание было похоже на классическую базилику и московский ГУМ одновременно. И все, видевшие эту церковь, во всём её великолепии, сходились в едином мнении, что по красоте и богатству убранства она является самой первой во всей губернии. Строение сочетало в себе русский и византийский стили, было облицовано редким видом известняка и украшено разноцветными мозаиками.

Нечаев на этом не остановился и построил для жителей Берёзовки ещё и приходскую школу. Любовь к нему местных крестьян казалась безграничной целых 20 лет. А затем в скромную липецкую деревеньку, как и на всю территорию огромной страны, пришла новая сила и новая вера.

Вера в нечестных господ, разбогатевших за счёт крестьян и не желавших ничем делиться. Вера в то, что можно взять силой то, что тебе не принадлежит, прикрываясь новой властью. Вера в отсутствие веры. И новое поколение добрых жителей деревни Берёзовка, которых ещё вчера крестили в прекрасной местной церкви, направили свой гнев как раз на неё. К тому же, господских домов в этой деревне не было, но была необходимость что-нибудь национализировать.

В начале 1920-х годов из Церкви Димитрия Солунского начали потихоньку изымать утварь и ценности, а к началу 1930-х годов и вовсе, полностью закрыли. Почти 30 лет прекрасное здание медленно разрушалось, но оказалось настолько прочным, что сносить его не стали, а приняли решение устроить здесь сельский клуб.

Сегодня церковь включена в списки охраняемых памятников истории и культуры, здесь вновь проходят службы и здание всё ещё имеет благородные очертания, которые, с такой любовью ему подарили шесть великих мастеров прошлого. Полузаброшенная и прекрасная Ц ерковь Димитрия Солунского в маленьком липецком селе Берёзовка с грустью взирает на новое время и ждёт новой любви.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

БЕРЕЗОВКА, церковь Димитрия Солунского, Липецкая область, Данковский район

Терема, башенки, замысловатость форм и причудливое сочетание русского и византийского стилей. Новаторство в технологиях строительства и многовековые каноны храмовой архитектуры. Удивительное сочетание воздушности и монументальности. Архитектурная фантазия о новом русском стиле, воплощенная в белом камне…

Творения великого русского архитектора А. Н. Померанцева невозможно не запомнить. Он широко известен всем как архитектор ГУМа в Москве, особняка Спиридонова в Санкт-Петербурге и многочисленных зданий и особняков, ставших украшением Ростова-на-Дону. Но не все знают о том, что еще один шедевр прославленного архитектора находится здесь, в селе Березовка Данковского района Липецкой области.

храм димитрия солунского в липецкой области

Дата фотографий: 2015 год, 31 октября.

храм димитрия солунского в липецкой области

История создания этого храма началась в 1891 году, который выдался очень неурожайным. Жители села Березовка страдали от голода и не знали, как им выжить. На помощь сельчанам пришел один из богатейших людей того времени, меценат и местный помещик Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Его имение Полибино находилось в нескольких верстах от Березовки. Юрий Нечаев-Мальцов безвозмездно снабжал жителей села хлебом на протяжении всего года. Голод удалось остановить. В знак благодарности помещику, местные крестьяне соорудили в селе часовню-памятник.

храм димитрия солунского в липецкой области

Узнав об этом, Нечаев-Мальцов пообещал жителям села построить на месте часовни большой храм. К концу XIX века в Березовке проживали около полутора тысяч человек и для того, чтобы посетить храм, им приходилось ходить в другие населенные пункты.

храм димитрия солунского в липецкой области

Однако, задумка со строительством храма имела еще одну цель, очень важную для Юрия Степановича. Он очень увлекался историей и организовал в Полибино музей Куликовской битвы. Земли Нечаева находились недалеко от границы современных Липецкой и Тульской областей, где и расположено место знаменитого сражения. Нечаев хотел построить этот храм в память о русских воинах, погибших в Куликовской битве.

храм димитрия солунского в липецкой области

храм димитрия солунского в липецкой области

В 1893 году проект храма был утвержден, а руководить строительством храма согласился Александр Никонорович Померанцев, занимающий должность профессора архитектуры Санкт-Петербургской Императорской академии художеств.

Торжественная закладка храма состоялась в августе 1893 года. Несмотря на сложность проекта, строительные работы шли в рекордно быстром темпе.

Освящение Дмитриевской церкви состоялось в 1897 году. Современники, присутствующие при освящении, вспоминали церковь так: «По красоте, богатству материалов и отделке всех внутренних и внешних принадлежностей она представляет собой необычную для сел редкость»

храм димитрия солунского в липецкой области

Фасады храма были выполнены из веневского известняка, богато декорированы и украшены шестью мозаиками, выполненными по рисункам Виктора Васнецова. Кровлю, которой был перекрыт храм, разработал выдающийся русский инженер Владимир Григорьевич Шухов.

Наиболее полное представление о том, как выглядел храм до революции, нам дает акт технического осмотра постройки 1897 года. Он гласил: «Церковь имеет вид базилики, из белого камня, покрыта цинковым железом с одною главою, обитой медью и железным, обитым медью, позолоченным крестом. Неотделенная от церкви колокольня с тремя такими же главами и крестами. Длина сей церкви 60 аршин, ширина 30 аршин, высота ея с куполом и крестом 65 аршин. Имеет три входа с папертями и ступенями из гранита. Двенадцать окон, из них шесть на северной стороне и шесть на южной, кроме сего десять меньшего размера: шесть в алтаре, остальные четыре в ризнице и библиотеке»

храм димитрия солунского в липецкой области

По распоряжению Нечаева, рядом с храмом была построена церковно-приходская школа двухклассная школа. Она располагалась в трех каменных зданиях, которые были построены в 1897-1899 годах. Кроме того, около церкви было построено три причтовых дома.

Источник

Храм димитрия солунского в липецкой области

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Церковь Димитрия Солунского в Коробовке

В Коробовку я приехал за полдень, когда иней с деревьев под действием солнечного тепла начал уже сходить, но тем не менее первый же кадр оказался удачным. Это не фотошоп и не виньетирование. Так вышло случайно. Вероятно, когда находился в тёплом автобусе, объектив запотел, а когда снова вышел на мороз, в середине лизны вода испарилась, а по краям ещё оставалась

храм димитрия солунского в липецкой области

Село Коробовка расположено на высоком правом берегу красивой речки Байгоры и возникло, как полагают, в середине XVIII века. В 1782 году имела 15 дворов крестьян-однодворцев. Относилась к Княже-Байгорской волости Усманского уезда Тамбовской губернии. Название — вероятно, по фамилии первого поселенца (Коробов или Коробкин)
Первая церковь в Коробовке была деревянная, привезённая сюда из села Княжая Байгора старанием помещика Николая Владимировича Вельяминова. Её заново обустроили и освятили в 1841 году. Простояла она сорок лет, после чего церковь разобрали и перевезли в Ольшанку, где она была снова обустроена для жителей этого села и прилегающего села Никольского

В 2,5 верстах от села Коробовки на берегу Байгоры князь Леонид Дмитриевич Вяземский, генерал от каварелии, герой русско-турецкой войны 1887—1888 годов, выстроил усадьбу Лотарёво, ныне, к сожалению, не сохранившуюся

Храм Димитрия Солунского был возведён в 1879—1884 годах на средства князя Леонида Вяземского. Князь заказал проект новой каменной церкви в Санкт-Петербурге у знаменитого русского архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера. Главный престол был освящён 1 июля 1884 года во имя священномученника Димитрия Солунского, Мироточивого

Под алтарём этой церкви был спроектирован фамильный склеп для захоронения Вяземских и их ближайших родственников Вельяминовых. В склепе был освящён придел во имя святой Лидии, в честь небесной покровительницы дочери князя Л.Д. Вяземского. В нише у входа в усыпальницу была помещена скульптурная мраморная группа «Плач Богородицы», которую приобрёл Л.Д.Вяземский во время своего путешествия по Италии. Скульптура воспроизводила знаменитую «Pieta» Микеланджело, её автор – профессор Королевской академии художеств в Риме Мазини. Сейчас эта скульптурная группа находится в запасниках Эрмитажа в Санкт-Петербурге

В храме был устроен дубовый резной иконостас, а также паникадило из меди весом в 52 пуда. В него вставлялись 64 свечи, которые по мере сгорания самостоятельно выдвигались наружу особыми пружинами

храм димитрия солунского в липецкой области

храм димитрия солунского в липецкой области

храм димитрия солунского в липецкой области

В 2001 году начались восстановительные работы. Разбросанные останки были перезахоронены в фамильном склепе. Храм стараниями местного жителя, церковного старосты В.Г. Голубых постепенно восстанавливается. В 2003 году Новолипецкий Металлургический комбинат безвозмездно передал 600 кв. метров кровельного железа, в том числе металл с полимерным покрытием для церковных куполов. В 2009 году полностью восстановлена кровля, проведены наружные кирпичные работы, сооружены купола и колокольня. Зазвонили новые колокола, освященные епископом Липецким и Елецким Никоном. Храм восстанавливается только на добровольные пожертвования разных лиц, однако средств требуется ещё много

храм димитрия солунского в липецкой области

В этом месте, слева, из подножия высокого холма, вытекает святой источник, который проходит через купель и ручейком впадает в Байгору. Здесь почти всегда есть народ, приезжающий за водой

храм димитрия солунского в липецкой области

Около трёх часов дня набежали серые тучи и стало пасмурно, так что до вечера я почти не снимал

храм димитрия солунского в липецкой области

Кстати, где-то здесь стояла раньше и княжеская усадьба Лотарёво, разграбленная и разрушенная в годы советской власти. Надо будет в следующий раз, если возможно, поискать её следы

храм димитрия солунского в липецкой области

Солнце перед заходом лишь ненадолго показалось в щёлочку между слоем облаков и горизонтом
Скоро стемнеет. Нужно торопиться

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *