храм димитрия солунского в старой ладоге
Деревянная церковь св. Дмитрия Солунского
К юго-западу от церкви св. Георгия расположена деревянная церковь св. Дмитрия Солунского. Этот святой, подобно Георгию, считался покровителем воинов, и появление в крепости второго воинского молитвенного дома неслучайно. Да и функционально он был связан с Георгиевским. Летом служили в последнем, а зимой службу устраивали в деревянной церкви. Впервые церковь св. Дмитрия Со-лунского упомянута в документе 1646 г., но построена была, вероятно, в период восстановления Ладоги после вражеских нашествий Смутного времени. В 1731 г. по челобитью прихожан постройка была обновлена. «Пригодные для дальнейшего использования бревна использовались при возведении новой церкви, а непригодные сожжены, и пепел с отменным благочестием был собран, завязан в холст и опущен в воду».
Церковь св. Дмитрия Солунского.Фотография 2012г. Церковь св. Дмитрия Солунского.Фотография 1970-х гг.
В 1901 г. обветшавшую церковь вновь чинили, она была переложена по новому образцу. Несмотря на все ремонты, здание сохранило свой первоначальный облик и состоит из объединенных в одно торжественное целое притвора-сеней, трапезной и собственно церкви. С востока прирублен пятигранный алтарь. Верх церкви увенчан луковичной главкой с крестом, покрытой лемехом. Убранство церкви не сохранилось. Наиболее ценные иконы переданы в Русский музей.
Замок на двери церкви св.Дмитрия Солунского
из книги «Старая Ладога Древняя столица Руси»
Церковь св. Дмитрия Солунского фото 1884 года и Царские врата в церкви фото 1909 года.
Церковь Димитрия Солунского (Старая Ладога)
Церковь Димитрия Солунского — деревянная церковь на территории Староладожской крепости, использовалась как тёплая церковь для богослужения в зимний период. Церковь относится к числу объектов Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, по договорённости с которым с осени 2014 года Русской православной церковью в ней возобновлены богослужения.
Содержание
История [ править ]
Церковь Димитрия Солунского впервые упомянута в 1646 году как «строение государево», но построена, вероятно, была при восстановлении Ладоги после событий Смутного времени. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1731 году сгнивший тёс сожгли, пепел сложили в кусок холста и пустили по реке. Оставшиеся при разборе церкви пригодные брёвна были использованы для постройки новой церкви. Она пострадала от пожара 26 ноября 1782 года — сгорела кровля, главка, попортились иконы. Церковь была быстро восстановлена и освящена 29 октября 1783 года.
В 1865 году игумен Валаамского монастыря Дамаскин предложил горожанам продать деревянную церковь для переноса её на территорию своей обители. Был получен отказ — «прихожане и притч уклонились, ссылаясь на то, что он им дорог как местная древность, что на Валааме фасад вероятно подвергнется изменению».
К концу XIX века церковь сильно обветшала. Посетивший её Н. К. Рерих писал: «Вся она перекосилась, главка упала, и крест прямо воткнут в уцелевший барабан её. Интересное крылечко провалилось, дверка вросла в землю. Церковка обречена на паденье».
В начале XX века деньги на восстановление храма пожертвовал купец Р. Г. Герасимов. К лету 1901 года Димитровская церковь была в восстановлена в прежних формах с сохранением всех деталей и освящена.
После революции 1917 года церковь была закрыта. Её помещение заняли археологи, проводившие раскопки в Староладожской крепости. После образования в 1971 году Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника в церкви разместилась экспозиция по крестьянскому быту. В 2017 году была завершена реставрация Димитровской церкви и в ней открылась экспозиция «Фрески храма святого Георгия XII в.».
Описание [ править ]
Здание церкви состоит из трёх клетей: паперть, трапезная и церковь с пятигранной апсидой. Входная дверь имеет навес с бочкообразной кровлей, тёс которой завершается стреловидной пропилкой. На двускатной кровле находится шейка с главкой, увенчанной крестом. Их поверхность покрыта осиновым лемехом.
Внутреннее убранство церкви не сохранилось. По свидетельству историка Константина Бороздина, в начале XIX века в церкви хранились «образа, поставленные тут Италийским завоевателем». В 1860 году часть икон, признанных ценными, были вывезены в Санкт-Петербург и потом поступили собрание в музея императора Александра III. Участвовавший в реставрации церкви в начале XX века историк архитектуры и коллекционер Николай Романченко датировал живопись Царских врат церкви XV веком.
Описание церкви и её убранства после реставрации начала XX века оставил новгородский краевед и литератор Александр Слезскинский:
Из церковной утвари сохранилась медная купель XVII века, которая поступила в Димитровскую церковь из петербургской церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 187412, Ленинградская область, Волховский район, село Старая Ладога
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Православная Жизнь
Церковь Димитрия Солунского — деревянная церковь на территории Староладожской крепости, использовалась как тёплая церковь для богослужения в зимний период. Церковь относится к числу объектов Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, по договорённости с которым с осени 2014 года Русской Православной Церковью в ней возобновлены богослужения.
Церковь Димитрия Солунского впервые упомянута в 1646 году как «строение государево», но построена, вероятно, была при восстановлении Ладоги после событий Смутного времени. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1731 году сгнивший тёс сожгли, пепел сложили в кусок холста и пустили по реке. Оставшиеся при разборе церкви пригодные брёвна были использованы для постройки новой церкви. Она пострадала от пожара 26 ноября 1782 года — сгорела кровля, главка, попортились иконы. Церковь была быстро восстановлена и освящена 29 октября 1783 года.
В 1865 году игумен Валаамского монастыря Дамаскин предложил горожанам продать деревянную церковь для переноса её на территорию своей обители. Был получен отказ — «прихожане и притч уклонились, ссылаясь на то, что он им дорог как местная древность, что на Валааме фасад вероятно подвергнется изменению».
К концу XIX века церковь сильно обветшала. Посетивший её Н. К. Рерих писал: «Вся она перекосилась, главка упала, и крест прямо воткнут в уцелевший барабан её. Интересное крылечко провалилось, дверка вросла в землю. Церковка обречена на паденье».
В начале XX века деньги на восстановление храма пожертвовал купец Р. Г. Герасимов. К лету 1901 года Димитровская церковь была в восстановлена в прежних формах с сохранением всех деталей и освящена.
После революции 1917 года церковь была закрыта. Её помещение заняли археологи, проводившие раскопки в Староладожской крепости. После образования в 1971 году Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника в церкви разместилась экспозиция по крестьянскому быту. В 2017 году была завершена реставрация Димитровской церкви и в ней открылась экспозиция «Фрески храма святого Георгия XII в.».
Здание церкви состоит из трёх клетей: паперть, трапезная и церковь с пятигранной апсидой. Входная дверь имеет навес с бочкообразной кровлей, тёс которой завершается стреловидной пропилкой. На двускатной кровле находится шейка с главкой, увенчанной крестом. Их поверхность покрыта осиновым лемехом.
Внутреннее убранство церкви не сохранилось. По свидетельству историка Константина Бороздина, в начале XIX века в церкви хранились «образа, поставленные тут Италийским завоевателем». В 1860 году часть икон, признанных ценными, были вывезены в Санкт-Петербург и потом поступили собрание в музея императора Александра III. Участвовавший в реставрации церкви в начале XX века историк архитектуры и коллекционер Николай Романченко датировал живопись Царских врат церкви XV веком.
Из церковной утвари сохранилась медная купель XVII века, которая поступила в Димитровскую церковь из петербургской церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.
Церковь Дмитрия Солунского
Фото и описание
Церковь Дмитиря Солунского находится в Старой Ладоге – известном месте, овеянном преданиями и легендами. Первое упоминание в летописях о Старой Ладоге встречается в 862 г. намного раньше, чем о других русских городах. Именно сюда призвали для княжения основателя первой династии русских царей – Рюрика. В 1114 г. здесь была заложена первая на Руси каменная крепость. В построенном в 1164 г. в крепости Георгиевском соборе, Александр Невский молился за победу русских войск.
Церковь Дмитрия Солунского относится к древнему типу деревянных храмов. Она построена в формах «клетских» построек, в его основе – те же конструктивные и композиционные приемы, что и в обычной крестьянской избе.
Первые на Руси храмы были построены в 10 в. в Киеве византийскими мастерами. Софийский собор в Новгороде был возведен из камня в середине 11 в. Но не все зодчие из народа могли познакомиться, а потом взять основу традиции византийской храмовой архитектуры, запечатленные в каменных храмах Новгорода и Киева. По этой причине первые на Руси храмы унаследовали вид обычного жилья крестьян и рубились в виде «клетей» – прямоугольных простых срубов – «четвериков». Алтарь в деревянных церквях также выполнялся прямоугольным, по граням его не рубили. Только лишь главка с крестом являлась свидетельством функционального назначения подобной постройки.
Церковь Дмитрия Солунского построена в начале 17 в., после освобождения Ладоги от шведов. Святой Дмитрий Солунский, как и Георгий Победоносец, у славян издавна пользовался особым почитанием. Одно из первых упоминаний о церкви встречается в 1646 г. в переписных книгах, но храм был построен раньше – примерно в 1612-1613 гг., в те времена Ладога как раз отстраивалась после разорений Смутного времени. Будучи зимней (теплой) церковью при Георгиевском храме, церковь Дмитрия Солунского входила в состав Георгиевского монастыря. Монастырь основали в 1146 г., в 1764 г. он был упразднен по указу Екатерины II.
Первую церковь из-за ветхости разобрали, а на этом месте по просьбе прихожан построили новую, являющуюся точной копией предыдущей. Старые, но пригодные для строительства бревна, использовали для возведения новой церкви, а непригодные сожгли. В 1901 г. церковь вновь была разобрана по причине ветхости, но через полгода под нее подвели каменное основание и вновь собрали. Новая церковь также в подробностях копировала предыдущую. Отдельные детали, сохранившиеся от старой постройки, заняли свое место в новом храме. Это – решетки окон, отдельные части крыльца, резные причелины, замок, дверная колода с полотном. Благодаря использованию старых деталей дошедшая до нас Дмитриевская церковь сохранила формы первоначально созданного здесь храма.
Храм состоит из трех клетей: самой церкви, алтаря и трапезной. С западной стороны церкви прирублены сени, над крыльцом которых устроен навес, напоминающий по форме бочонок, который опирается на две резные колонки. Церковь, трапезная и сени имеют двускатную высокую кровлю, алтарь покрывает кровля на пять скатов, которая повторяет форму его сруба. Церковная крыша приподнята над всей кровлей, ее венчает главка, состоящая из шейки и маковицы, заканчивающейся крестом.
Кровля церкви сделана из «красного» теса, который на концах имеет декоративные вырезы. Под ним в старину прокладывали слой бересты, а под ней находился дополнительный слой теса. Пила на Русском Севере не применялась до середины 18 в., а в отдельных местах и до начала 20 в., поэтому изготовление теса было очень трудоемким процессом: бревно укладывалось на землю и расщеплялось клиньями, затем его обтесывали до необходимой толщины. Главка Дмитриевской церкви покрыта осиновым лемехом в «чешую». В архитектурном убранстве храма нет ни единой детали, которая является только декоративным украшением.
Сейчас внутри церкви расположен небольшой краеведческий музей. Открыв обшитую железом дверь, попадаешь в сени, откуда, через трапезную проходишь в помещение церкви. Алтарная часть отделяется капитальной стеной с проемом от основного сруба. Существует предположение, что Царские врата сохранились еще от первой церкви Дмитрия Солунского, или были сюда перенесены из какого-то древнего храма, поскольку датируются они началом 16 в.
Храмы староладожской крепости
Эта группа посвящена храму св. вмч. Димитрия Солунского и храму св. вмч Георгия Победоносца, которые находятся в селе Старая Ладога Ленинградской области и стоят внутри крепостных стен.
Показать полностью.
5 октября 2014 г., в воскресенье в храме св. вмч. Димитрия Солунского была совершена первая после закрытия в двадцатые годы прошлого века литургия. Возглавил её епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, ему сослужило духовенство епархии. Владыка Мстислав передал в дар храму ковчег с частицами мощей св. вмч. Георгия Победоносца, св. вмч. Димитрия Солунского и частицей флага св. вмч. Георгия. Указом правящего архиерея Тихвинской епархии настоятелем обоих храмов, стоящих в крепости, назначен иерей Максим Филатов.
Инициатива возобновления богослужебной жизни в храмах крепости принадлежит администрации староладожского музея-заповедника. Событие это поистине знаковое, потому что в древние храмы возвращается молитва – изначально планировалось, что литургия будет совершена в храме св. вмч. Георгия Победоносца. Это событие обязательно состоится, но из-за не предсказуемости осенней погоды переносится на более позднее время.
В конце 2018 года в связи с переводом в другую епархию, иерей Максим Филатов указом правящего архиерея Тихвинской епархии освобождён от должности настоятеля храмов Староладожской крепости. Эти обязанности возложены на архимандрита Варфоломея (Чупова).
Историческая справка
Впервые церковь св. вмч. Димитрия Солунского упомянута в документе 1646 г., но построена была, вероятно, в период восстановления Ладоги после вражеских нашествий Смутного времени. Посвящение храма, стоящего в крепости, именно этому святому не случайно – святой великомученик Димитрий Солунский, подобно святому Георгию, считается покровителем воинов. Да и функционально он был связан с Георгиевским – летом служили в большом не отапливаемом храме, а зимой в тёплой деревянной церкви.
В 1731 г. по челобитью прихожан постройка была обновлена – пригодные для дальнейшего использования бревна использовались при возведении новой церкви, а непригодные были сожжены. Пепел же «с отменным благочестием был собран, завязан в холст и опущен в воду». Ладожане помнят, что будущий «итальянский завоеватель» и генералиссимус Александр Васильевич Суворов «читал у них Апостолов и пел на крылосе» этого храма.
В 1901 г. обветшавшую церковь вновь чинили, она была переложена по новому образцу. Несмотря на все ремонты, здание сохранило свой первоначальный облик и состоит из объединенных в одно торжественное целое притвора-сеней, трапезной и собственно церкви. С востока прирублен пятигранный алтарь. Верх церкви увенчан луковичной главкой с крестом, покрытой лемехом.
После закрытия храма убранство церкви не сохранилось. Уцелел хитроумный кованый фигурный замок на входной двери. Построек, подобных церкви св. Дмитрия Солунского, сохранилось немного, тем ценнее это сооружение – ныне одно из редчайших на территории северной России.
С использованием материалов из книги Анатолия Кирпичникова и Владимира Сарабьянова «Старая Ладога – древняя столица Руси», а также сайта www.ladogamuseum.ru.
Группа создана 16 ноября 2014 г. Добро пожаловать! Приглашайте к нам друзей!