храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Церковь Дмитрия Солунского

Церковь великомученика Дмитрия Солунского изначально была приписная к Свято-Троицкому собору, кладбищенская, построена на городском кладбище на средства собора и освящена в 1873 году. Церковь была каменной, с деревянной отдельно стоящей колокольней, каменная колокольня пристроена в 1889 году. В начале XX века усердием жертвователей были пристроены два придела: южный – во имя первомученика и архидиакона Стефана, северный – равноапостольной княгини Ольги. Предположительно, Стефан был внуком первостроителя церкви Дмитрия Ярославцева, а Ольга – женой Стефана. В ограде Дмитриевской церкви находится надгробие могилы Стефана и Ольги.

11 мая 1930 года начальник административного отдела окрисполкома получил рапорт, на основании постановления президиума ВЦИК от 18 февраля 1930 года за № 5137 «Дмитриевская кладбищенская церковь в Троицке ликвидирована и все принадлежащее церкви имущество сдано в Госфонд полностью. Церковный совет распущен».

После закрытия помещение церкви использовалось под склад маслозавода, здесь хранились подсолнечник и соя. В годы Великой Отечественной войны изменилось отношение ЦК ВКП(б) и правительства к православной Церкви, стали открываться храмы, возвращаться из ссылок и лагерей священнослужители и миряне. По постановлению Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР от 20 мая 1947 года храм был передан верующим троичанам. С тех пор Дмитриевская церковь не закрывалась и долгое время была единственным действующим храмом округи.

Источник

Храм Димитрия Солунского (Троицк)

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Храм Димитрия Солунского был построен в 1873 году как кладбищенская церковь. Был закрыт в 1930 году, возвращен верующим в 1947. Больше не закрывался. В храме хранится икона, обретенная блаженной Евдокией Чудиновской.

Содержание

История [ править ]

Приписная к Свято-Троицкому собору кладбищенская церковь была построена на городском кладбище на средства Свято-Троицкого собора и освящена в 1873 году.

Изначально церковь была каменной с деревянной отдельно стоящей колокольней. Каменная колокольня пристроена в 1889 году. В начале ХХ века усердием жертвователей были пристроены два придела: правый во имя первомученика и архидиакона Стефана, левый – равноапостольной княгини Ольги.

После закрытия помещение церкви использовалось под склад маслозавода, здесь хранились подсолнечник, соя.

По постановлению Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР от 20.05.1947 храм был передан верующим. С тех пор Дмитриевская церковь не закрывалась, и долгое время была единственным действующим храмом округи.

Описание [ править ]

Церковь кораблевидного типа, основные объемы отягчены пристроенными позднее приделами. Световой барабан венчает купол, окруженный четырьмя малыми главками. Над теплой папертью с запада находится восьмигранная колокольня, завершенная сферическим куполом с крестом.

Внешний декор храма сдержанный. Храм относится к классическому типу с барочными элементами.

Современное состояние [ править ]

При церкви существует воскресная школа для детей и взрослых, где проходят занятия по основам православной веры, культуры и церковного пения.

Святыни [ править ]

В храме хранится икона Божией Матери «Знамение», принадлежавшая блаженной Евдокии Чудиновской. Почитаемая верующими могила Дунюшки находится возле храма Вознесения Господня в Чудинове.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Челябинская область, г. Троицк, Гагарина, 7а.

Источник

Храм святаго великомученика Димитрия Солунского

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская областьхрам дмитрия солунского троицк челябинская областьхрам дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Храм святаго великомученика Димитрия Солунского запись закреплена

Историческое содержание
Показать полностью.
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.

Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.

Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».

В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.

Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской. »).

В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.

Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832–1867)).

В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.

Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия или Димитриевской родительской субботы не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Димитриевскую родительскую субботу поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу.

В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».

Устав богослужения в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь». Т. о., согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в., на Димитриевскую субботу определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу.

В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Димитриевскую субботу совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма. В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери. Особенное значение придается и всей седмице перед Димитриевской родительской субботой, которая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Димитриевской субботы подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).

В богослужебной практике др. старообрядческих согласий (приемлющих священство) на Димитриевскую субботу может совершаться заупокойная служба по главе устава об «Аллилуия» в субботу.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Источник

храм дмитрия солунского троицк челябинская областьarhistrazh

Группа «АрхиСтраж»

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

2017 год. Фото Дмитрия Белоусова

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Фото с высоты: Леонид Кислянский. Вид с высоты: г. Троицк, ул. им. Ю.А. Гагарина, 7а

Церковь великомученика Димитрия Солунского (ул. им. Гагарина, 7 а). Церковь была кладбищенская, построена на городском кладбище в 1873 г. Церковь была каменной, с деревянной отдельно стоящей колокольней, каменная колокольня пристроена в 1889 г. Церковь великомученика Димитрия Солунского была приписная к собору, построена на средства собора. Внешний декор храма сдержанный, подчеркивающий скорбное назначение церкви.

11 мая 1930 г. Дмитриевская церковь была закрыта. После закрытия помещение церкви использовалось под склад маслозавода, здесь хранились подсолнечник, соя. В 1947 г. храм был возвращен верующим. С тех пор Димитриевская церковь не закрывалась и до 1990-х годов была единственным действующим храмом округи.

Церковь кораблевидного типа, основные объемы отягчены пристроенными позднее приделами. Световой барабан венчает устремленный вверх купол, окруженный четырьмя малыми главками. Над теплой папертью с запада находится изящная восьмигранная колокольня, завершенная сферическим куполом с крестом. В оформлении второго яруса колокольни, в декоративных фронтонах использованы прямоугольные ширинки (неглубокие пиши). Внешний декор храма сдержанный, подчеркивающий скорбное назначение церкви. Оконные проемы обрамлены строгими наличниками, карнизы церкви оформлены поясом лопаток. Храм довлеет к классическому типу с барочными элементами. Сначала богослужение отправлялось поочередно соборным причтом по воскресным, праздничным и субботним дням, позднее службы совершались ежедневно.

Другим священником Димитриевской церкви с 1918 по 1930 г. был Александр Александрович Никольский (1891 г. р.) После закрытия церкви он также стал священником Алсксандро-Невской церкви. До закрытия церкви в ней служили также протоиереи Николай Кнутарев и Николай Савелов.

11 мая 1930 г. начальник административного отдела Троицкого окрисполкома получил рапорт, что на основании постановления Президиума ВЦИКот 18 февраля 1930 г. за № 5137 «Дмитриевская кладбищенская церковь в Троицке. ликвидирована и все принадлежащее. церкви имущество сдано в Госфонд при Троицком окрфо полностью, церковный совет распущен».

После закрытия помещение церкви использовалось под склад маслозавода, здесь хранились подсолнечник, соя.
В годы Великой Отечественной войны изменилось отношение ЦК ВКП(б) и правительства к Православной Церкви, стали открываться храмы, возвращаться из ссылок и лагерей священнослужители и миряне. По постановлению Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР от 20 мая 1947 г. храм был передан верующим троичанам. С тех пор Димитриевская церковь не закрывалась и долгое время была единственным действующим храмом округи.

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

1970-е годы. Фото Дмитрия Белоусова

храм дмитрия солунского троицк челябинская область
храм дмитрия солунского троицк челябинская область
храм дмитрия солунского троицк челябинская область

1973 год. Фото Дмитрия Белоусова

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

1974 год. Фото: М.П. Мочалова. ОГАЧО. Фонд Р-1845

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

2013 год. Фото Дмитрия Белоусова

храм дмитрия солунского троицк челябинская область
храм дмитрия солунского троицк челябинская область

2014 год. Фото Дмитрия Белоусова

храм дмитрия солунского троицк челябинская область
храм дмитрия солунского троицк челябинская область

2015 год. Фото Дмитрия Белоусова

храм дмитрия солунского троицк челябинская область
храм дмитрия солунского троицк челябинская область

2017 год. Фото Дмитрия Белоусова

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

храм дмитрия солунского троицк челябинская область
храм дмитрия солунского троицк челябинская область
храм дмитрия солунского троицк челябинская область
храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Материалы и фото для описания данного объекта культурного наследия предоставлены троицким краеведом Дмитрием Белоусовым.

Источник

Димитрисвская церквь

Церковь великомученика Димитрия Солунского была приписная к собору, кладбищенс­кая, построена на городском кладбище на сред­ства собора и освящена в 1873 г. (1).

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Церковь кораблевидного типа, основные объемы отягчены пристроенными позднее приделами. Световой барабан венчает устрем­ленный вверх купол, окруженный четырьмя малыми главками. Над теплой папертью с за­пада находится изящная восьмигранная коло­кольня, завершенная сферическим куполом с крестом. В оформлении второго яруса коло­кольни, в декоративных фронтонах использо­ваны прямоугольные ширинки (неглубокие пиши). Внешний декор храма сдержанный, подчеркивающий скорбное назначение церк­ви. Оконные проемы обрамлены строгими на­личниками, карнизы церкви оформлены по­ясом лопаток. Храм довлеет к классическому типу с барочными элементами. Сначала богослужение отправлялось пооче­редно соборным причтом по воскресным, праздничным и субботним дням, позднее служ­бы совершались ежедневно.

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

Одним из священников церкви в это время стал бывший соборный свя­щенник Виктор Федорович Петропавловский (I860 г. р.), сын диакона. По окончании Уфимской семинарии в 1883 г. он был определен псалом­щиком в Свято-Троицкий собор г. Троицка. В 1894 г. В. Петропавловский был руко­положен в сан священника и направлен в приход стани­цы Великопетровской, по­зднее по прошению возвра­щен в Троицкий собор (5). В 1907 г. попечителем Орен­бургского учебного округа о. Виктор был назначен за­коноучителем 2-го город­ского 4-х классного училища, заведующим шко­лой грамоты пос. № 6. Священник был награж­ден наперсным крестом, серебряной медалью в память царствования императора Александра III (6). С июня 1920 г. до закрытия о. Виктор свя­щенствовал в Димитриевской церкви, после чего перешел в Александро-Невскую церковь (7).

Другим священником Димитриевской цер­кви с 1918 по 1930 г. был Александр Александ­рович Никольский (1891 г. р.) После закрытия церкви он также стал священником Алсксандро-Невской церкви (8). До закрытия церкви в ней служили также протоиереи Николай Кнутарев и Николай Савелов.

11 мая 1930 г. начальник административно­го отдела Троицкого окрисполкома получил рапорт, что на основании постановления Пре­зидиума ВЦИКот 18 февраля 1930 г. за № 5137 «Дмитриевская кладбищенская церковь в Тро­ицке. ликвидирована и все принадлежащее. церкви имущество сдано в Госфонд при Тро­ицком окрфо полностью, церковный совет рас­пущен» (9).

храм дмитрия солунского троицк челябинская область

В акте приемки церковного имущества поражает количество и богатство убранства не­большой кладбищенской церкви. Объясняется это тем, что в годы массового закрытия хра­мов зачастую их утварь передавалась в еще дей­ствующие.

После закрытия помещение церкви использовалось под склад маслозавода, здесь храни­лись подсолнечник, соя.

В годы Великой Отечественной войны из­менилось отношение ЦК ВКП(б) и правитель­ства к Православной Церкви, стали открывать­ся храмы, возвращаться из ссылок и лагерей священнослужители и миряне. По постановле­нию Совета по делам РПЦ при Совете Мини­стров СССР от 20 мая 1947 г. храм был передан верующим троичанам (11). С тех пор Димитриевская церковь не зак­рывалась и долгое время была единственным действующим храмом округи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *