храм донаторов в крыму

Храм Донаторов — исчезающий пещерный памятник Крыма

Если на ограниченной территории собралось слишком много исторических и культурных памятников, над ними может нависнуть реальная угроза – люди просто не будут успевать следить за сохранностью этого богатства. В результате в Крыму многое из того, до чего «не дошли руки», может пропасть. Такая опасность грозит ныне фрескам храма Донаторов, что недалеко от Бахчисарая.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Храм Донаторов на карте Крыма

Он расположен в юго-восточной части Бахчисарайского района, практически у его границ с городским округом Севастополь. Рядом можно отыскать пещерный город Эски-Кермен, монастырь Челтер-Коба и крепость Кыз-Куле.

Памятник благотворителям

В средние века спонсорство было не менее распространено, чем сейчас. И облагодетельствованные также были обязаны публично благодарить тех, кто оказал им помощь. Так произошло и с описываемой церковью.

Слово «донатор» означает «даритель», «дающий». А среди элементов росписи храма идентифицированы фигуры, не являющиеся святыми или священниками. Это могли быть только такие «донаторы» – богатые люди, давшие деньги на основание и поддержание церкви. Отсюда и название.

храм донаторов в крыму

Храм является пещерным – он разместился в полости в скале (скорее всего, в доработанном естественном гроте) в верховьях балки Черкез-Кермен. Недалеко расположен знаменитый комплекс Эски-Кермен. Ближайший город – Бахчисарай, а непосредственно рядом с храмом жилья нет (существовавший некогда в балке поселок Крепкое ныне упразднен и снесен).

Найти церковь непросто – со дна балки вход практически незаметен, проторенной дороги к нему нет. Подниматься тоже непросто – придется карабкаться по поврежденной средневековой лестнице, высеченной в камне, и проходить по скальным карнизам или деревянным мосткам, держащимся «на честном слове».

Хотя верующие настаивают, что скальная церковь появилась в XII веке, у специалистов иное мнение. Впервые Н.И. Репников сделал научное описание храма в 1933 году. 20 лет спустя знаменитый в Крыму О.И. Домбровский выполнил расчистку и консервацию самого помещения и росписи на стенах. Эти опытные археологи пришли к однозначному выводу: церковь появилась не ранее XIV века. Заброшена же она была, по всей вероятности, после падения княжества Феодоро, которому принадлежали эти земли.

храм донаторов в крыму

Историки полагают, что церковь была семейной у рода «донаторов» (знатных феодоритов, возможно, что и князей) и служила местом семейных захоронений. Рядом со входом в скале вырублены две гробницы (давно разорены). Самая интересная ее особенность – наличие богатых фресковых росписей на стенах и потолке. Но вот их-то состояние и вызывает опасения.

Грабители фресок

К большому сожалению ученых, состояние фресок храма Донаторов в настоящее время много хуже, чем оно было во времена Репникова. Причина в том, что такая живопись нуждается в серьезных охранных мероприятиях и особой консервации. Хотя Домбровский был блистательным реставратором, но он работал здесь в 1953 году.

А позже восстановительные и консервационные работы не проводились. После распада СССР в пещерный храм зачастили монахи и верующие, но они были способны натащить туда современных дешевых иконок, но никак не выполнить технически сложные работы по консервации.

храм донаторов в крыму

В результате к настоящему времени часть описанных Н.И. Репниковым фресок утрачены или повреждены. Сохранение оставшегося требует срочных профессиональных реставрационных работ.

К счастью, в 2001-2002 гг. реставратор И.Г. Волконская сделала так называемые кальки сохранившихся фрагментов. Благодаря этому можно сохранить хотя бы память о том, как выглядела храмовая роспись. Специалист также выполнила частичную реконструкцию изображений – там, где сохранившиеся участки давали такую возможность.

Но поработало над храмом не только время, но и люди с нехорошими помыслами. Исследовавшие фрески специалисты обнаружили, что одна из них (изображение Георгия Победоносца) явно перерисовывалась. Состояние стены в этом месте также позволило установить, что тут имела место кража.

Грабители оказались профессионалами и качественно срубили фреску со стены вместе со штукатуркой (для закрепления в таком случае изображение предварительно заклеивается мешковиной). Когда было осуществлено преступное деяние – неясно, но это уже и неважно. Фреска в любом случае утрачена безвозвратно.

Читайте также про достопримечательности Севастополя и Бахчисарая

Законспирированная достопримечательность

Официально за храм Донаторов отвечает Бахчисарайский музей-заповедник. Но особо посещаемой святыню назвать нельзя. Чаще всего сюда приводят туристов, явившихся осматривать достопримечательности Эски-Кермена, но и это делают не все экскурсоводы.

храм донаторов в крыму

Неорганизованные же туристы сталкиваются с проблемой поиска – вход в храм довольно трудно заметить, если не знать точно, куда и откуда смотреть. В принципе можно ориентироваться по деревянному кресту, установленному верующими на скале над храмом.

Платить за посещение не нужно, но и подход к храму удобным не назовешь (почему – уже было сказано). По пути можно увидеть вырубленные в скалах гробницы и где в средние века размещались деревянные мостки и вспомогательные строения – от них остались отверстия и ниши в каменных стенах.

Сам храм невелик – примерно 16 кв. м. В нем единственное окно, прорубленное возле алтарной части. Частично сохранились остатки колонны и перегородки, отделявшей алтарную часть. На северной стене вырублены декоративные углубления – аркосолии.

храм донаторов в крыму

На сохранившихся частях фресок специалисты выделили изображения младенца Христа в чаше, святых Федора Стратилата, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Пантелеймона Целителя. Определены также вероятные изображения евангелистов – некоего старца и льва, являющегося символом евангелиста Марка. Обнаружен и фрагмент, изображающий церковную службу – литургию Святого Грааля.

Но самая интересная часть росписи – изображения донаторов. Мужчина и женщина (очевидно, родители семейства) изображены в западном аркосолии. На мужчине надета красная шапка с меховой опушкой, а на женщине – красный платок, что позволяет определять их как «князей».

Рядом с Георгием Победоносцем были изображены еще двое мужчин – предположительно, сыновья «князей». Однако от этих изображений остались лишь незначительные фрагменты. На северной стене, недалеко от «князей», помещено изображение девушки. Ее идентифицировали как умершую до создания фрески дочь донаторов – возле изображений удалось прочитать греческое слово «усопшая».

Подобные изображения «спонсоров» создания храма встречаются не так уж часто. Поэтому храм Донаторов следует считать уникальным, и становится особенно обидно из-за того, что часть его богатств уже утрачена. Специалисты определили, что живопись храма отображает смешение двух характерных для Крыма стилей – малоазийского (более раннего, характерного для XII-XIII веков) и константинопольского (XIV век).

храм донаторов в крыму

Сейчас в пещерной церкви время от времени проводятся богослужения. Отзывы верующих рассказывают о «месте силы», а обычные туристы нечасто делятся впечатлениями об этой достопримечательности, ибо нечасто сюда попадают.

Как добраться до Храма Донаторов от Бахчисарая

Ближайший к храму населенный пункт, куда можно доехать на автобусе – Холмовка. От автовокзала Бахчисарая сюда ходит маршрут №137, ну а от автостанции «Северная» в Севастополе в этом направлении двигаются автобусы №26с и №45. Выходить нужно на остановке «Холмовка».

Ну а дальше придется либо пешком, либо попутками (дорога, хоть и не очень хорошая, ведет до самого Храма Донаторов):

Адрес. Координаты. Видео

Гостям Крыма, интересующимся искусством и художественными традициями, остается желать, чтобы храм Донаторов побыстрее привели в порядок и обеспечили надлежащую сохранность тех его фресок, что пока еще целы. Будет жаль, если такой интересный памятник будет потерян для последующих поколений. В заключение предлагаем видео о нем, приятного просмотра!

Источник

храм донаторов в крымуmitrofanova_m

Я не боюсь идти по дороге

ночью в кармане записная книжка

храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

4
Пещерный монастырь Челтер-Мармара располагается над селом Терновка Балаклавского района. Здесь над Кара-Кобинской и Шульской долинами возвышается скала Челтер-Кая. На западной стороне скалы отчетливо просматриваются четыре яруса пещер, а на вершине стоит православный крест. Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. Челтер в переводе означает решетка, а Мармара – название средневековой деревни, которая находилась у подножия горы:

храм донаторов в крыму

5
Вид оттуда. Я давно хотела увидеть Крым в осенних цветах и тогда мне это немного удалось:

храм донаторов в крыму

6
Долгое время пещерный монастырь был заброшен, но потом начал восстанавливаться, благодаря жителю Терновки Константину Гудкову. Вот тут есть мистическая история про него.

храм донаторов в крыму

7
Вход в действующий монастырь
храм донаторов в крыму

8
храм донаторов в крыму

9
храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

11
храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

13
Осенние цвета Крыма:

храм донаторов в крыму

14
А вот эта невзрачная на вид скала и таит внутри себя Храм Донаторов:

храм донаторов в крыму

15
храм донаторов в крыму

16
храм донаторов в крыму

17
По такой вот тропинке и нужно подняться:

храм донаторов в крыму

18
Сверху открывается красивый вид на долину Черкез-кермен:

храм донаторов в крыму

Долина Черкез-Кермен. Некогда здесь находилось одноименное селение, переименованное в послевоенные годы в село Крепкое.
В 60 годах прошлого века, в период укрупнения сельских районов в Крыму, это село было ликвидировано, и теперь на его территории располагаются частные владения. В западной части урочища, надежно скрытый от людских глаз, находится небольшой мыс-останец Кильсе-Кая («церковная скала»). Он имеет довольно необычную форму, поэтому туристы прозвали его Череп: два грота – результат выветривания скальных пород в юго-западной оконечности мыса, издали напоминают глазницы, делая скалу похожей на человеческий лик. Внутри скалы находится загадочное сооружение средневековья – Храм Донаторов.

храм донаторов в крыму

20
Здесь снимали фильм «Алмазы для Сталина», в один из приездов мы застали декорации, изображающие Ураллаг:

храм донаторов в крыму

21
Осенью особенно красиво. Эта фотография сделана в октябре:

храм донаторов в крыму

22
А эта в сентябре (другого года):

храм донаторов в крыму

23
храм донаторов в крыму

24
храм донаторов в крыму

25
храм донаторов в крыму

Вход в храм не так-то легко заметить. Он спрятан недалеко от расселины, расколовшей скалу надвое. В правом «осколке» находится сам храм, в левом – его усыпальница. Между ними проходит необычайно ветхий деревянный мостик. Лучше оставить его и пройти к храму по небольшому скальному уступу. Вход в храм в настоящее время загорожен железной решеткой, но остается открытым для посетителей.

храм донаторов в крыму

От былого убранства храма сейчас мало что осталось – всюду высечены каменные лавки, в стенах можно заметить ниши, вероятно, для икон или лампадок, возле северной стены виднеется остаток колонны. Посещающие древний храм верующие оставили здесь множество икон и свечей.

Самая большая фреска некогда покрывала северную стену храма-базилики (на фото слева). Здесь видны остатки фигур Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца. Хорошо сохранившаяся часть фрески, изображающая Георгия, была похищена – роспись довольно профессионально подрубили, предварительно заклеив её холстом, чтобы сохранить ценный рисунок (на стене осталась вырубленная ниша)

храм донаторов в крыму

28
Внутреннее помещение Храма очень маленькое – около 2х3 метра. Раньше к наружной стороне примыкали деревянные пристройки. Их сооружали с помощью проделанных в камне углублений, в которых устанавливали балки. Вырубленная в скале лестница вела во вход помещения.

Но вот что интересно. Самым загадочным является изображение в алтарной части храма – здесь сохранились формы фрески 14 века, в апсиде изображен младенец, лежащий в чаше. По бокам от него стоят 5 святых со свитками в руках. Эта чаша не что иное как Священный Грааль или Золотая колыбель, которая, как свидетельствуют многие мистические истории, до сих пор находится где-то в Крыму, и именно её более 60 лет назад безуспешно разыскивали представители легендарной секретной организации Аненербе. Эта фреска поистине уникальна, подобная ей находится в одном из сербских храмов в Сопочанах.
Святой Грааль символизирует вечную жизнь, может даровать прощение грехов и бессмертие тому, кто найдет его. Увлеченные данной темой эзотерики склоняются к мысли, что эта священная чаша не имеет материального выражения и является своеобразным символом обретения себя, которое в восточной традиции называют «просветлением».

храм донаторов в крыму

Сам храм внутри, вход в него:

храм донаторов в крыму

30
храм донаторов в крыму

31
На горы можно любоваться бесконечно:

храм донаторов в крыму

32
храм донаторов в крыму

33
храм донаторов в крыму

34
А дальше можно двигаться по полю:

храм донаторов в крыму

35
Здесь за нами увязался кот:

храм донаторов в крыму

36
храм донаторов в крыму

37
А вот эти белые скалы почему-то напомнили мне о магическом городе Черхавла из книжек Макса Фрая:

храм донаторов в крыму

38
Тут же есть озеро, в нём можно купаться:

храм донаторов в крыму

39
храм донаторов в крыму

40
В первый приезд погода не очень располагала, а вот во второй вполне:

храм донаторов в крыму

41
храм донаторов в крыму

42
храм донаторов в крыму

43
В Долине Черкез-кермен много необычных пещер, многие из них были стоянками первобытного человека:

храм донаторов в крыму

44
храм донаторов в крыму

45
храм донаторов в крыму

46
храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

48
храм донаторов в крыму

49
Но вокруг множество других интересных пещер:

храм донаторов в крыму

50
храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

52
храм донаторов в крыму

53
храм донаторов в крыму

54
храм донаторов в крыму

55
храм донаторов в крыму

56
храм донаторов в крыму

57
храм донаторов в крыму

58
храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

60
храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

храм донаторов в крыму

63
Мы внизу у села Терновка ждём автобус, а сверху нас провожает Шулдан:

храм донаторов в крыму

Фотографии сделаны в октябре 2011-го и сентябре 2013-го года

Как добраться до Храма Донаторов в Крыму:

Дорога до Эски-Керменского плато протекает по разным маршрутам:

1. Идти от села Залесное (в село ходят рейсовые автобусы из Бахчисарая, Севастополя, Ялты) по туристической тропе около 3-4 км к южной части Эски-Кермена. Тропу легко найти южнее селения. Более того, она обозначена на топографической карте горного Крыма.

2. От села Холмовка (на рейсовом автобусе из Бахчисарая), по дороге около 6-7 км в юго-западном направлении.

3. От села Терновка через пещерный монастырь Челтер-Мармара. От него необходимо свернуть на север, и немного выше села идти по дороге к пещерному монастырю Шулдан (от которого по балке тропа соединяется с тропой из села Залесное).

GPS координаты Храма Донаторов в Крыму:
N 44 36.689 E 33 43.618

Карта: храм донаторов в крыму

Карту взяла вот тут, там тоже описана интересная прогулка по этим местам.

Источник

Княжество Феодоро

Храм «Донаторов» (от лат. donator «даритель») в Черкес-Кермене получил свое название по сюжету фресковой росписи, изображающей семью ктиторов-покровителей церкви. Одно из первых ее описаний содержится в книге директора Симферопольской гимназии Евгения Маркова «Очерки Крыма».

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Восточная часть. Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

«Всего замечательнее в Черкес-Кермене его пещерный храм, или, как называют его татары, эклисе (исковерканное греческое слово, означающее церковь). Эклисе спрятано в лесистых скалах так хорошо, что, даже побывав в нем, не сразу найдешь его опять… Только с помощью татар можно вскарабкаться через колючую чащу, по известковым обрывам скалы, на гребень ее, с которого открывается ход к эклисе. Громадный округленный камень, когда-то отделившийся от всей скалы и заслоненный от враждебных взоров этою самою скалою, выдолблен внутри в христианскую молельню. С голого гребня скалы, по заднему обрыву ее, были вырублены когда-то ступени, переходившие на церковный утес в точке прикосновения его к скале; теперь эти ступни слизаны временем, и без головокружения нельзя спускаться по ним; открытая пропасть зияет прямо под ногами, и спуск в нее гораздо легче, чем переход на утес.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Низенькая дверочка эклисе заросла кустарником и бурьяном. Храмик выдолблен правильным круглым сводом и сохранился отлично, без сомнения, по причине своей недоступности. Остатки штукатурки и византийских фресок на ней очень заметны; можно еще разобрать некоторые греческие надписи под образами, и даже характерный лик Николая угодника…Трава пробилась сквозь трещины маленького пола, сквозь престол и седалище, а птицы и летучие мыши в течение долгих лет оставляли свои следы в этой древней святыне, доступной теперь только ласточкам» [Марков, 1884, с. 466-468].

храм донаторов в крыму

Храм «Донаторов» находится в верховьях ущелья Черкес-Кермен. В том месте, где оно распадается на два рукава, белеет скальный мыс, который с недавних пор гиды-экскурсоводы называют «Голгофой». На первый взгляд его отвесные обрывы, нависающие над долиной, кажутся неприступными. Однако, подойдя поближе, можно заметить крутую тропу, петляющую сквозь заросли вверх по склону, по которой можно подняться на небольшое плато с пологой северной стороны.

Комплекс храма «Донаторов» состоит из трех пещерных помещений: самой церкви и двух вспомогательных. Одно из них, по всей видимости, представляло собой усыпальницу, во втором мог жить смотритель [Могаричев, 1997, с. 51].

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». План по Ю.М. Могаричеву [Могаричев, 1997, рис. 198].

Церковь относительно небольшая. Размеры ее основного помещения вместе с апсидой 5,2х4,2х2,15 метров [Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 126]. С севера к нему примыкает небольшой компартимент, длиной 3,6 и шириной около 1 метра. Архитектурно он выделен двумя небольшими полуколонками по краям и двумя потолочными арками между ними.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Северная стена. Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

Под полукоробовым сводом северной части в полу видны следы основания столба, который как бы отделял северную часть от основного пространства храма. Иногда этот компартимент называют нефом или приделом [Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 126], что в принципе неверно, так как в нём нет никаких намеков на алтарь. Он больше напоминает клирос – место для певчих, где также могут размещаться почетные гости [Осауленко, 2005, с. 101]. Возможно, он был специально устроен для членов семьи донаторов, поскольку именно здесь находятся их изображения.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Южная стена. Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

Дверь, ведущая в храм, прорублена в южной стене. Справа от нее окошко, благодаря которому освещаются как основное помещение, так и алтарная часть. Апсида имеет форму подковы. Когда-то ее отделяла от наоса алтарная преграда с деревянным иконостасом, от которой сейчас сохранилось каменное основание со ступеньками на месте царских врат. Вдоль ее восточной стены расположен синтрон с престолом как бы встроенным в него. В северной стене – жертвенник, в южной – каменное сиденье для священника.

Наос храма прямоугольный. Вдоль его южной и западной стен – вырубные скамьи. Такая же скамья находится в северном компартименте. В северной стене вырублены два аркосолия, третий, начинаясь в северо-западном углу, переходит на западную стену, где соединяется с пилястром в виде полуколонки.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Западная часть. Акварель Л. Линно и Г. Андреева, 1929.

Фрески храма «Донаторов» по праву считаются одним из лучших образцов византийского искусства в Крыму.

Конха апсиды сильно закопчена и живопись на ней сегодня почти не просматривается. Из составленных в предыдущие десятилетия описаний, известно, что в ней изображен поясной Деисис с масштабно выделенной фигурой Христа в ризе цвета красной охры. Справа ему предстоит Иоанн Креститель, слева – Богородица.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Схема росписи алтарной части по И.Г. Волконской.

Ниже Деисиса помещена многофигурная сцена «Поклонение жертве». В центре композиции Христос-младенец в орнаментированной золотой чаше для причастия, над которой красное сияние. По обе стороны от потира стоят святители.

храм донаторов в крыму Вебель М.Б. Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Поклонение жертве. Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря, графа Алексея Уварова. Табл.: LXVI.

Крайняя слева фигура – диакон с чашей в белом стихаре. Средняя часть его туловища написана прямо в нише жертвенника. Здесь можно усмотреть явное доказательство того, что роспись не входила в изначальный замысел строителей храма [Домбровский, 1966, с. 31]. И действительно, по своему литургическому устройству, он относится к XII-XIII вв. [Виноградов, Гайдуков, Желтов, 2005, с. 76-79], тогда как фрески, несомненно, более позднего времени. Изображения двух других святителей в левой части почти не видны.

Фигуры трех святителей справа от чаши сохранились несколько лучше, утрачены преимущественно лики. Кое-где просматриваются греческие буквы. Первый из них с темными волосами и клиновидной бородой.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святитель. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Рядом со вторым читается по-гречески «Святой Николай». Он изображен с поднятой в благословляющем жесте правой рукой, через которую перекинут свиток.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Святой Николай. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Рядом с фигурой третьего святителя буквы надписи, восстанавливаемой исследователями как [Γοτ]θιας. Возможно, что перед нами единственное изображение Иоанна Исповедника – небесного покровителя Готской церкви. У него длинная прямая борода, а одет святитель в обычное епископское облачение без крестов [Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 128].

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святитель, святой Николай и Иоанн Готский (слева направо). Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

На алтарной арке – композиция Благовещенья, от которой сохранилось очень мало. Сидящая Богородица, как кажется, изображена ткущей пряжу. Архангела Гавриила помогают идентифицировать остатки греческой надписи.

Большая часть храма не была расписана. Кроме апсиды остатки фресок просматриваются лишь в северном компартименте, а также на прилагающем к ней участке свода. По старым описаниям на нем когда-то были видны сцены Крещения и Сретения, но сейчас от них остались лишь испорченные въевшейся копотью невразумительные фрагменты живописи.

Левее алтаря на простенке между ним и северной стеной храма изображены две святые жены. Одна из них, как следует из фрагмента надписи – святая Анастасия с сосудом елея в руках. Мученица одета в зелено-голубую накидку (мафорий). Под ними – «полотенце» с растительным орнаментом и каймой по краям.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Мученицы. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006. храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Мученицы по И.Г. Волконской.

В восточном аркосолии северной стены в какой-то период существования храма вырубили большую нишу для иконы, в результате чего было почти полностью уничтожено изображение всадника, обращенного ликом в сторону простенка со святыми женами. Об этом можно судить по сохранившимся копытам и хвосту коня. Есть основания предполагать, что это был святой Феодор Стратилат, поскольку на примыкающем к аркосолию участке свода видны две сцены из его жития, о чем свидетельствуют фрагменты греческой надписи [Осауленко, 2005, с. 111]. На первой он исповедует веру перед императором Лицинием, на второй принимает мученическую казнь.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Казнь святого Феодора Стратилата. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Изображение страстей святого мученика особенно выразительно. Феодор молится на коленях, простерев перед собой руки. Он одет в багряную рубаху до пят. Хорошо сохранился лик святого, с тонкими чертами лица, каштановые волосы и борода. За его спиной находится палач, с занесенным мечом.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Казнь святого Феодора Стратилата по И.Г. Волконской.

На своде аркосолия видны также остатки ктиторской надписи: «…основан при содействии рабы Христовой Марии. В 6890 (или: 6860) году, в 5-й индикт». По летоисчислению от Рождества Христова это соответствует 1351–1352 или 1381–1382 гг. [IOSPE: V 209].

На арках, отделяющих северный компартимент от основного пространства храма, вверху написаны фигуры мучеников и преподобных со свитками, а на пилястре, выдающемся из западной стены, звериная «маска» с высунутым языком.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Звериная маска по О.И. Домбровскому.

Композиция с изображением донаторов и их небесных покровителей занимает аркосолии западной и северной стен, где, вероятно, находились почетные места для ктиторов храма.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Схема росписи северной и западной стен по И.Г. Волконской.

В аркосолии западной стены, размеры которого 147 на 67 см., справа от пилястра, украшенного звериной маской – женская фигура, верхняя часть лица которой утрачена, поэтому трудно сказать что-либо определенное о ее возрасте. Голова и плечи женщины покрыты темно-пурпурным платком, складки которого прорисованы коричневыми и темными линиями. Она одета в оливковый плащ, немного распахнутый спереди движением руки, обращенной в молитвенном жесте к стоящему рядом святому. Из-под плаща проглядывают голубой тон нижней одежды и золотистый обшлаг рукава. Некоторые исследователи считают ее одеяние монашеским. По своей скромности оно действительно уступает пышным одеждам другим членов ктиторской семьи. Вероятно, она и есть та самая «раба Христова Мария», о которой идет речь в посвятительной надписи [Виноградов, Луковникова, 2008, с. 128].

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Княгиня по О.И. Домбровскому.

Ее муж, судя по всему, изображен в северной части аркосолия. Это немолодой уже мужчина с длинными волнистыми волосами, падающими на плечи и темной бородой, на голове которого шапка с красным верхом и меховой опушкой (на зарисовке в книге О.И. Домбровского ее легко принять за диадему). Похожие головные уборы можно увидеть на памятниках древнерусского искусства, например, на портрете князя Ярослава в Спасо-Нередицкой церкви. Удлиненное лицо и худощавое тело придает ему «восточный» облик [Гайдуков, Карнаушенко, Джанов, 2002, с. 130; Домбровский, 1966, с. 33]. Над головой мужчины остатки греческой надписи: «Почил раб Божий» [IOSPE: V 210].

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Князь по О.И. Домбровскому.

Между этими двумя фигурами – вдвое большее их по росту изображение святого мученика Акиндина, как о том, можно узнать из надписи, которая была видна около головы. К сожалению, сегодня оно почти полностью утрачено: сохранились лишь фрагменты нимба, бороды святого, красного плаща и зеленого гиматия. Слева вверху видны остатки орнаментированной фигуры, которая напоминает некоторым исследователям процветший крест на строительных плитах князей Феодоро [Домбровский, 1966, с. 32; Осауленко, 2005, с. 108].

В самом углу, в пространстве между двумя арками под парусом помещено изображение женщины, от которого сохранились лишь незначительные фрагменты скул, щек, подбородка, волос, ниспадающих на плечи, головного убора, напоминающего кокошник. На нем какое-то украшение в виде пучка перьев или геральдической лилии. В ушах женщины золотые серьги. Она была одета в длинное платье светло-вишневого цвета с короткими рукавами. Справа от головного убора надпись: «Почила раба Божья». Ее руки простерты в сторону аркосолия северной стены, в котором помещены еще четыре фигуры: два святых воина и два юноши.

Размер этого аркосолия 136 на 136 сантиметров. Сохранность росписи в нем значительно хуже. Крайняя слева фигура – Святой Георгий, как о том, свидетельствуют остатки греческой надписи. Само изображение сильно фрагментировано. Можно угадать, что святой воин был написан в полный рост, облаченным в панцирь и с копьем в руке. Подобно святому Акиндину, он примерно в два раза выше членов семьи донаторов.

Справа от него изображение юноши или скорее подростка со скрещёнными на груди руками. О молодом возрасте позволяет судить рост: он несколько ниже женщины, от которой отделяет его святой Георгий и заметно уступает в росте бородатому князю. Над его головой надпись: «Почил раб Божий».

Далее – еще один святой воин в полный рост, судя по надписи, Святой Дмитрий Солунский. Изображение сохранилось очень плохо. Видны фрагменты зеленого плаща, древка копья, красной туники, выглядывающей из-под панциря.

храм донаторов в крыму Вебель М.Б. Черкес-Кермен. Фрагменты фресковой росписи северной стены храма «Донаторов», Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря, графа Алексея Уварова. Табл.: LXVI.

Последняя фигура, принадлежавшая юноше и расположенная в пространстве между двумя арками северной стены, была полностью уничтожена в результате вырубания ниши для иконы в восточном аркосолии. Судя по положению красных сапожек – единственного уцелевшего фрагмента росписи, оно была обращена лицом к святому всаднику, чье изображение находились к востоку.

Свод над аркосолием с членами семьи донаторов и их небесными покровителями, украшают пять медальонов с погрудными изображениями. По свидетельству Н.П. Репникова, который видел сохранявшиеся около столетия назад надписи, здесь изображены с востока на запад: св. апостол Петр, св. апостол Павел, вмч. Пантелеймон, мученик Ермолай и еще один святой, имя которого уже тогда не удавалось разобрать [Репников, 1939, с. 75]. Медальоны связаны декоративным орнаментом на сине-сером фоне.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Апостол Петр по И.Г. Волконской.

Апостол Петр изображен в виде старца с старца с костистым сухощавым лицом и орлиным носом.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Апостол Петр по О.И. Домбровскому.

Святой Пантелеймон представлен в виде безбородого юноши с широким овалом лица, алыми губами и черными глазами. Другие лики почти полностью утрачены.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Святой Пантелеймон по О.И. Домбровскому.

Еще два медальона с погрудными изображениями святых находились между аркосолиями. Левый сегодня полностью утрачен, а правый, над головой усопшей женщины в кокошнике отличается особой выразительностью. Неизвестный святой с благообразным бородатым ликом смотрит на зрителя строгим задумчивым и несколько печальным взглядом.

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святой. Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Стиль росписи высокого качества и возможно принадлежит столичным живописцам, приехавшим в Крым из Константинополя [Осауленко, 2005, с. 115].

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Храм «Донаторов». Неизвестный святой по О.И. Домбровскому.

Исследователи сходятся во мнении, что фрески изображают членов семьи какого-то местного правителя [Волконская, 2003, с. 306; Домбровский, 1966, с. 33], усыпальницей которых служил храмовый комплекс [Могаричев, 1997, с. 53]. Однако сомнительно, что здесь изображен князь Феодоро со своей женой и детьми как то предполагает Е.М. Осауленко [Осауленко, 2005, с. 108], поскольку в таком случае неясно, почему они похоронены так далеко от своей резиденции.

Учитывая возможность датировки росписи 1351-1352 гг., рискну предположить, что причиной одновременной смерти взрослого, но еще не старого мужчины и трех его детей могла быть эпидемия чумы, известная как «черная смерть», бушевавшая с 1346 по 1352 гг. на огромных пространствах Евразии. Не обошла она стороной и Крым, где согласно данным современников, погибло до 85 000 человек [Тизенгаузен, 1884, с. 530, прим.1].

«Несказанное и несметное (число людей) умерло безвременной смертью; начавшись на востоке, (эта беда) по северным сторонам (пришла) и дошла до запада; (такое бедствие), что никто не может письменно описать, ибо из-за наших грехов (оно) обрушилось на весь мир, пока (длится) до сегодняшнего дня, и нет никого, кто бы мог отвести павший (на нас) гнев», – так писал в 1347 году писец Натер из города Сурхат (Старый Крым) [Саргсян, 2010, с. 89].

«Иногда молились за один раз на 50 или более покойниками и дошло дело до того, что не хватало ни омывателей трупов, ни носильщиков, ни могильщиков. Закапывали иногда по 10 и по 20 трупов в одну яму. Не стало людей в домах: в последних были брошены пожитки, утварь, серебряные и золотые деньги, но никто не брал их. Иногда в один день умирали все члены семейства», – рассказывал арабский летописец Эль-Айни [Тизенгаузен, 1884, с. 530].

храм донаторов в крыму Черкес-Кермен. Пещера напротив храма «Донаторов». Фото: © Княжество Феодоро, Андрей Васильев, 2006.

Возможно, что упомянутая в ктиторской надписи «раба Христова Мария» после смерти мужа и детей от чумы распорядилась расписать в их память фресками пещерную церковь, перед тем как уйти от мира, приняв монашеский сан. «Донаторы» в таком случае могли быть последними правителями Эски-Кермена, полное запустение которого относится к середине XIV века и совпадает по времени с эпидемией «черной смерти».

Библиография

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *