храм дружбы с чугунным мостом располагается на территории этого объекта садово паркового искусства
Павильон «Храм дружбы»
Храм Дружбы, шедевр классической парковой архитектуры, созданный Ч. Камероном в 1782 г., является доминантой района Долины реки Славянки. Поставленный Камероном на полуостровке, образованном излучиной Славянки, он является неотъемлемой частью пейзажа, создавая гармонию архитектуры и природы. Это одно из первых сооружений Камерона, которое он проектирует вскоре после приезда в Россию.
Закладка павильона состоялась летом 1780 года в присутствии императора Иосифа II, который писал матери императрице Марии-Терезии: «После обеда на даче Великого князя, или, вернее сказать, Великой княгини, они заставили меня участвовать в закладке Храма, посвященного Дружбе. Я не мог отказаться. Все это было сопровождаемо многими любезностями и уверениями в вечной дружбе; при этом присутствовали Панин, Потемкин и разные другие лица».
Работа по строительству велась около двух лет. Находясь в заграничном путешествии, Мария Федоровна в переписке с Кюхельбекером живо интересовалась ходом работ. Павильон был посвящен Екатерине II. Над дверями была сделана надпись из бронзовых золоченых букв: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». Надпись, исчезнувшая после революции, воссоздана заново в ходе работ по реставрации павильона в 2008 г. Внутри павильона напротив входа была установлена статуя Екатерины II, сначала в образе Минервы, а с 1792 г. – гипсовая статуя императрицы в образе Цереры работы Ж.-Д. Рашета (не сохранилась).
Следуя канонам античного искусства, а также отдавая дань моде на подобные аллегорические сооружения, Камерон строит Храм Дружбы в виде ротонды, окруженной кольцом из шестнадцати каннелированных колонн дорического ордера. Все сооружение перекрыто плоским куполом со световым фонарем. Снаружи на целле храма в просветах между колоннами помещены медальоны-барельефы, исполненные Рашетом. В них повторяются четыре аллегорические сюжета, посвященные Екатерине II. Один из них представляет собой персонафикацию Щедрости, другой – Минерву-Викторию, третий – вручение дарственной грамоты на владение землями Павловска, четвертый символизировал Справедливость. Над колоннами по периметру идет лепной фриз в стиле греческого триглифо-метопного фриза, где изображения дельфинов, символов дружбы, чередуются с венками, в которых представлены роза как символ любви с миртами и оливами, символами славы и почета.
Внутри интерьера по верхнему периметру стен также идет лепной фриз, в котором чередуются сухая и цветущая ветви, как символы умирающей и возрождающейся жизни.
Храм Дружбы предназначался для устройства обедов и небольших концертов. Для организации обедов в павильоне вблизи него на берегу Славянки была построена Кухня-руина, не сохранившаяся до нашего времени.
Чугунный мост у Храма Дружбы Классицизм
г. Павловск, Павловский парк, 26 (Садовая ул., 20, лит. АИ)
Чугунный мост
и Храм Дружбы
Топ-план 2004
(добавил IVa )
«Чугунный мостик построен в 1823 году по проекту зодчего Росси. Расположен он у Храма Дружбы. Мостик имеет широкие устои, сложенные из тёсаного камня. Они превращают края берегов в крутые откосы, которые вдаются в реку. Проезжая часть мостика выгнута и перекрыта чугунными ромбовидными плитками с рифлёной поверхностью. На четырёх углах мостика установлены прямоугольные постаменты с овальными вазами, похожими на широкие чаши. Лёгкие перила с орнаментом из тонких ободов, скреплённых круглыми розетками, и украшения на постаменте и вазах свидетельствуют о высоком мастерстве чугунного литья в России первой четверти XIX столетия.
Чугунный мостик построен через сорок лет после окончания работ над Храмом Дружбы, но неотъемлемо входит в художественный ансамбль пейзажа. Он, так же как и Храм Дружбы, выполнен в стиле классицизма, и интересно отметить, что даже изображения дельфинов в лепных украшениях Храма Дружбы повторены архитектором Росси в орнаменте постаментов под вазами.
Правда, украшения самих ваз – ручки в виде двух сплетённых жгутов – не соответствовали символике Храма Дружбы и могли бы даже показаться «предерзностным намёком» в конце XVIII столетия, когда в произведениях искусства почти все изображения имели иносказательный смысл (сплетённые жгуты – символ противоречий); но эти, более поздние по времени, вазы были просто выполнены «на манер античных», как и большая часть сооружений парка».
(А. И. Зеленова, «Павловский парк», Лениздат, 1964, С. 105)
Храм Дружбы в Павловском парке
Храм Дружбы в Павловском парке
Первыми парковыми сооружениями Камерона были Храм Дружбы и Колоннада Аполлона. Сейчас даже трудно представить, что на открытом, пол ном воздуха и света склоне, где стоит Храм Дружбы, когда-то шумел густой лес. Заложили этот павильон в 1780 году, а весной 1782 года первое сооружение в парке было уже готово. Автора радовало, что это первое сооружение по-настоящему удалось.
История создания Храма Дружбы
Удивительно живописное место, где расположилось село Павловское, напомнило Ч. Камерону родную Шотландию. Ему предстояло проделать здесь огромный объем работ: создать единый гармоничный ансамбль с дворцом, парком, парковыми павильонами. Камерон начал с создания парка, хотя большие работы по строительстау дворца шли почти одновременно с вырубкой леса, прокладыванием просек, посадками новых деревьев.
Павильон поставлен на маленьком живописном полуостровке так удачно, что его отражение в спокойной воде Славянки видно отовсюду. Эта работа зодчего очень понравилась хозяйке Павловска, которая писала: «Храм в Павловском доставляет мне больше радости, чем все красоты Италии». В Храме Дружбы часто устраивались завтраки, ужины, поэтому в 1783 году близ него Камерон спроектировал кухню (через несколько лет ее разобрали), неподалеку была и небольшая каменная пристань, к которой гости причаливали на пароме.
Храм Дружбы, как символ Павловска
Посвящение Храма Дружбы императрице Екатерине II
Владельцы Павловского очень старались выказать свое уважение и благодарность императрице Екатерине II за подаренные владения — ей они посвятили очаровательный Храм Дружбы. Над входом в него должно было золотиться пространное обращение к ней: «Любовь, почтение и преданность первых владельцев Павловска посвятили этот храм подарившей им этот участок земли». Потом посвящение сократили: «Любовь, почтение и благодарность посвятили».
Особенности архитектурного решения Храма Дружбы
Кроме гармоничной красоты, это сооружение, как и все, построенное Ч. Камероном, отличает большая прочность: толстые сваи в три ряда, каменные плиты поверх — только потом фундамент. Вот какая надежность и прочность заложены в такое изящное воздушное сооружение. Правда, небольшой и воздушной эта ротонда кажется издалека, а вблизи она монументальна и величава. Фриз Храма украшен рельефами дельфинов — символом дружбы, а между ними — сухая и цветущая виноградная лоза — символ любви человека к природе, которая постоянно обновляется. На стенах Храма — круглые медальоны с символами: Благодарность, Справедливость, Слава, Дружба. Освещается Храм через круглое застекленное отверстие в куполе, так как окон здесь нет. Чтобы в помещении не было темно, из Англии выписали специальное выпуклое увеличительное стекло.
Внутреннее убранство Храма Дружбы
Внутреннее убранство Храма Дружбы отличалось той же величавой простотой, что и внешний его облик: стены были прорезаны нишами, в центральной из них установлена скульптура богини мудрости Минервы (потом ее заменила Церера — богиня плодородия). По рисунку Камерона — переплетенные виноградные лозы и ветки лавра — выполнен лепной декор зала. Совсем недалеко от Храма Дружбы — маленький чугунный мост, он младше Храма на 40 лет, отлит по проекту К. Росси. Мост украшают барельефы дельфинов, подобных тем, что украшали камероновское сооружение. Работа Росси — дань уважения старшему современнику, Мастеру, которому будто бы принадлежит и этот мост…
Камерон Карл (Чарльз) Карлович [1740—1812]
Храм дружбы в Павловске. 1780
Описание
Храм Дружбы находится в месте крутого поворота реки Славянки. Ясные, гармоничные формы павильона вызывают в памяти образы архитектуры Древней Греции.
Храм Дружбы — самая первая работа Камерона Камерон Карл (Чарльз) Карлович [1740—1812] Русский архитектор, представитель классицизма. Шотландец по происхождению. Учился во Франции и Италии. С 1779 работал в Петербурге, сначала в качестве придворного архитектора Екатерины II, в 1802—1805 как главный архитектор Адмиралтейской коллегии. в Павловском парке. Обдумывая план парка, Камерон уже определил место для этого павильона. В архиве Павловского дворца-музея хранится проект Храма Дружбы. Там представлены два варианта фасада, разрез, план, подписанные Камероном, и рабочие чертежи. Сохранилась и смета на строительные работы, составленная Григорием Пильниковым, архитектором, работавшим при Камероне. 2 июня 1780 года смета была утверждена, вскоре состоялась и закладка павильона.
Храм Дружбы построен в виде античного храма-ротонды с глухой наружной стеной, без окон, с одной дубовой дверью, окруженный кольцом в 16 колонн греко-дорического ордера.
В XVIII веке было принято украшать сады и парки памятниками, символизирующими чувства, которые их владельцы питали к своим высоким покровителям. Так появились Храмы Любви, Благодарности, Славы. Храм Дружбы молодая великокняжеская чета задумала как ответный дар императрице Екатерине II за подаренные им земли. Ей они и решили посвятить этот храм. Над входом было решено написать золотыми буквами: «Любовь, почтение и преданность первых владельцев Павловска посвятили этот храм подарившей им этот участок земли». Но тут вмешалась политика. Закладка храма состоялась летом 1780 года в присутствии императора Австрийского Иосифа II. После торжественной церемонии, после уверений в дружбе неудобно было указать имя, кому изначально задумывалось посвящение, даже если это сама императрица. Вот почему над входом в Храм красуются вызолоченные буквы: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». А в самом Храме с помощью символов и аллегорий можно было понять, кому посвящен Храм. Надпись исчезла еще до войны. В музейном фонде хранится лишь одна уцелевшая буква «ь».
Строительство велось до поздней осени 1780 года и возобновилось ранней весной. Работа не прекращалась в выходные дни и даже в церковные праздники. Весной 1782 года началась отделка помещений. Архитектор Пильников осуществлял надзор за строительством. Штукатурные работы вел К. Михайлов. Окраску здания выполнил живописец И. Рудольф. Лепку: фриз с дельфинами, скульптурные розы, венки из виноградных лоз отлил мастер Бернаскони. Резчик-скульптор Шарлемань исполнил резную мебель: 16 банкеток, украшенных фризом из веток мирта и оливковых венков, с ножками в виде факелов любви.
Храм Дружбы наполнен символами и аллегориями. Наружные его стены сверху украшены лепными медальонами, которые размещены между колоннами — 16 медальонов со скульптурными композициями. На них четыре повторяющихся аллегорических сюжета: «Вручение дарственной грамоты наследнику», «Минерва-Виктория», «Справедливость» и «Щедрость». Медальоны были выполнены по моделям Ж. Д. Рашета лепщиком Бернаскони.
В нише против входа, как в святилище античного храма, стояла мраморная статуя богини мудрости Минервы, с чертами лица, напоминающими Екатерину II. Скульптура поясняла, кому посвящен Храм Дружбы. В 1792 году она была заменена на гипсовую статую Екатерины II в образе Кибелы-Цереры работы Ж. Д. Рашета.
У павильона-ротонды — глухие стены и нет окон. Он освещался сверху. Естественный свет проникал через круглое застекленное отверстие в центре купола. Опасаясь, что в помещении будет темно, Камерон Камерон Карл (Чарльз) Карлович [1740—1812] Русский архитектор, представитель классицизма. Шотландец по происхождению. Учился во Франции и Италии. С 1779 работал в Петербурге, сначала в качестве придворного архитектора Екатерины II, в 1802—1805 как главный архитектор Адмиралтейской коллегии. выписал из Англии специальное выпуклое увеличительное стекло. Летом в павильоне всегда светло.
Стены Храма Дружбы сложены из кирпича и оштукатурены. Изначально они были выкрашены в светло-серый или даже белый цвет, о чем свидетельствуют изображения Храма в XVIII и в начале ХIX веков. В желтый цвет его стали красить во второй половине ХIII века. Летом сиятельные владельцы имения любили устраивать в Храме завтраки и ужины. Позже в Храме Дружбы стали проводить камерные концерты, на которых в роли исполнителей выступали владельцы дворца, их дети и гости. Вне сомнения, Храм Дружбы — одно из лучших архитектурных сооружений ансамбля Павловского парка.
Павильон «Храм Дружбы»
г. Павловск, Павловский парк, 25 (Садовая ул., 20 лит О)
План придворцового
района. ([199].C.252)
План. ([250].С.52.57.,
добавил Mary)
Павловск, очерк
истории и описание
1777-1877. 1877 г.
(добавил PavelT )
Фото до 1939 г. [250]
Декор купола внутри.
Фото [250]. 1939., Mary
Топ-план 2004
(добавил IVa )
В первые годы в павильоне проходили концерты, иногда устраивались завтраки и ужины для царской семьи и узкого круга приближенных. Храм Дружбы является одним из лучших архитектурных памятников Павловского дворцово-паркового ансамбля. Высокую оценку этому произведению искусства дала сама Мария Федоровна, позднее ставшая единственной хозяйкой Павловска:»Храм в Павловске доставляет мне больше радости, чем все красоты Италии». Храм-ротонда стал фокусной точкой целого пейзажного района.
В начале 1820-х гг. возле Храма Дружбы появился чугунный мостик, который воспринимается как неотъемлемая часть этого архитектурного сооружения и окружающего пейзажа. Детали моста отлиты по проекту арх. К. Росси в 1823 г. на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске.