храм дубки часы работы
Преображенский храм п. Дубки
Официальный приходской сайт
Преображенский храм с. Крымское
Престольный праздник: Преображения Господня (19 августа).
Настоятель храма — протоиерей Николай Геннадиевич Бабин, 1965.
Общая информация
История села Крымского уходит своими корнями в начало XVI в., когда Звенигородский уезд неоднократно отдавался в держание татарским царевичам, некоторые из которых происходили из Крымского ханства.
В XVII в. в селе упоминается деревянная Никольская церковь. К концу века стараниями Алексея Ивановича Янова была возведена деревянная церковь в честь Преображения Господня. По храму село стало именоваться Преображенским, Крымское Дворище тож. При Иване Васильевиче Янове в 1794 г. в селе построили каменную церковь. Новый храм имел три придела: центральный — Преображенский, правый — в честь иконы Божией Матери «Знамение» и левый — во имя святителя Николая.
В 1892 г. учителем церковноприходской школы храма стал Николай Соколов. 2 сентября 1899 г. он был рукоположен во иерея и назначен настоятелем храма. Почти сорок лет прослужил отец Николай на одном приходе, здесь был дважды арестован, а после последнего ареста в 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. В октябре 2002 г. протоиерей Николай Соколов прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В 1937 г. Преображенский храм закрыли и разграбили. В нем располагались сельскохозяйственные лаборатории, клуб, библиотека и магазин. С годами здание приходило в упадок и в 1980-х гг. опустело из-за аварийной обстановки.
В 1992 г. собралась община храма. Начались первые богослужения, а с 1996 г. — реставрационные работы.
Храм Царственных Страстотерпцев п. Дубки
Группа для живого общения и освещения жизни прихода храма Святых Царственных Страстотерпцев посёлка Дубки.
Создана по благословению настоятеля иерея Алексия Суханова.
Храм Царственных Страстотерпцев п. Дубки запись закреплена
Неделя 20-ая по Пятидесятнице.
Память мучеников Маркиана и Мартирия.
Накануне, 6 ноября, в храме святых Царственных Страстотерпцев было совершено Всенощное бдение, а также отслужен молебен перед иконой Божией Матери «Державная».
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в день памяти мучеников Маркиана и Мартирия, в нашем храме была совершена Божественная Литургия. Богослужение возглавил настоятель храма иерей Алексий Суханов.
По окончании богослужения желающие смогли помолиться о здравии своих родных и близких во время чтения канона «За болящего».
Храм Царственных Страстотерпцев п. Дубки запись закреплена
Димитриевская родительская суббота
Храм Царственных Страстотерпцев п. Дубки запись закреплена
Православие
Сегодня Димитриевская родительская суббота.
(Особый день поминовения усопших)
Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? — Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано — видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным, или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или грешным. Это долг любви братской. Пока последним Судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, — не разгораживаясь пополам умиранием.
(свт. Феофан, Затв. Вышенский)
В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.
Храм преподобного Серафима Саровского
Военный гарнизонный храм преподобного Серафима Саровского
Настоятель храма: протоиерей Александр Бачурин
Богослужения: ежедневно утреннее в 8.00
Показать полностью.
вечернее в 16.00
Выходные: понедельник, вторник, если нет церковных праздников.
По воскресеньям в 16.00 читается акафист преподобному Серафиму Саровскому.
Адрес и контактные сведения:
424030, Россия, Республика Марий Эл,
г. Йошкар-Ола, ул. Мира 21А
Как добраться до нас:
Общественный транспорт
троллейбус № 2 и №8 до остановки «Дубки» или «Вишневая»;
маршрутное такси № 21 и № 34 до остановки «Вишнёвая» или «Госпиталь»
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
УВАЖАЕМЫЕ И ДОРОГИЕ братья и сестры!
В связи со сложившейся сложной эпидемиологической ситуацией, большая просьба, в данное время, воздержаться от посещения общественных мест.
В эти дни, особенно в воскресеные, нахождение в храме СТРОГО на УСТАНОВЛЕННОМ РАССТОЯНИИ.
Показать полностью.
Вирус очень коварен и опасен!
Поэтому, НАШИ ДОРОГИЕ, смиренно и коленопреклоненно, просим ВАС: пожалуйста, ПОТЕРПИТЕ.
Большая просьба подумать об окружающих вас людях и поберечь себя тем, кто старше 60 лет и имеет хронические заболевания, особенно, сердца, гипертонии, диабета!
При посещении храма, пожалуйста, СТРОГО соблюдайте санитарные требования:
— находитесь в масках,
— соблюдайте дистанцию,
— исповедь ОБЯЗАТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО написать на листе бумаге и передать исповедающему священнику,
— если Вы плохо себя чувствуете, может быть лучше поберечь себя и помолиться дома.
Берегите себя, своих близких и окружающих людей.
Будьте здоровы духовно и телесно!
С уважением и признательностью, протоиерей Александр Бачурин.
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
МОЛОДЁЖНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «БРЕЙН-РИНГ».
4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, Синодальный отдел по делам молодежи совместно с Издательским советом Русской Православной Церкви провели молодежную интеллектуальную игру «брейн-ринг», посвященную 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.
Показать полностью.
Активисты молодёжного объединения нашего храма «Серафимовцы» решили не упускать уникальную возможность познакомиться с православной молодёжью всей России и приняли участие в игре, которая проходила в онлайн-формате.
Все команды были разделены на две подгруппы, участникам предстояло не только найти ответы на вопросы о житии и подвигах святого благоверного князя Александра, но и сделать это раньше других, получив право ответить.
Для «Серафимовцев» это был первый опыт участия в подобных мероприятиях, и нам пока не удалось занять призовое место. Но зато мы приобрели бесценный опыт, с пользой провели время, пополнив запас знаний о святом благоверном князе Александре Невском, познакомились заочно с молодыми эрудитами из других епархий. А потом обсудили итоги игры за чашкой чая.
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
«ПРИИДИТЕ, ВОЗРАДУЕМСЯ ДЕРЖАВНЕЙ ЗАСТУПНИЦЕ РОДА НАШЕГО»
В сам день празднования Казанской иконе Божией Матери в нашем храме было отслужено две Божественные литургии. Раннюю отслужил настоятель храма протоиерей Александр Бачурин. Как отметили прихожане, было очень приятно на ней молиться.
Позднюю литургию воглавил клирик храма иерей Николай Бабич. Множество прихожан причастилась Святых Христовым Таин.
Показать полностью.
Молебен после Божественной литургии отслужил иерей Константин Домрачев.
В завершении праздника батюшка разъяснил смысл смысла праздника и пожелал почаще обращаться к Господу и Его Пречистой Матери.
Величаем Тя, Пресвятая Дево!
Фото: Сергей Фурсов.
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
04 ноября православная церковь прославляет Пресвятую Богородицу в Её образе «Казанская».
Празднование установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В тот год, по призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Показать полностью.
Божия Матерь в Её образе «Казанская» особо почитается в России. В каждом храме, в каждом доме имеется эта икона. Множество храмов освящены в честь «Казанской» иконы Божией Матери.
Всенощное бдение в нашем храме возглавил настоятель протоиерей Александр Бачурин в сослужении клириков храма.
Священнослужители и прихожане нашего храма в словах тропаря и величания праздника едиными устами прославляли нашу Заступницу усердную.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Фото: Сергей Фурсов.
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
В НАШЕМ ХРАМЕ БУДУТ ОТСЛУЖЕНЫ ДВЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИТУРГИИ
Уважаемые братья и сестры!
04 ноября церковь чтит Божию Матерь в Её образе «Казанская». Это один из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России.
Показать полностью.
Накануне праздника, 03 ноября, во всех храмах будет отслужено Всенощное бдение. В нашем храме богослужение начнётся в 16.00.
В сам день празднования в нашем храме будет отслужено ДВЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИТУРГИИ.
Начало ранней — в 06.30 в нижнем храме.
Поздняя литургия начнётся в 08.15 в верхнем храме.
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
РАДУЙСЯ, АНГЕЛОМ СОБЕСЕДНИЧЕ, ПРЕПОДОБНЕ СЕРАФИМЕ
В воскресный вечер вечернее богослужение в нашем храме с пением акафиста преподобному Серафиму Саровскому вновь почтил своим визитом наш Владыка митрополит Иоанн.
На богослужение собрались все священнослужители нашего храма. Песнопения исполнял хор под управлением регента Елены Умрихиной.
Показать полностью.
Пение акафиста у нас в храме всегда исполняется всем приходом и проходит очень умилительно, а когда службу возглавляет архиерей, молитва становится усердней, пение более благодушным, а на душе так светло и радостно, что хочется, чтобы служба длилась как можно дольше.
Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!
Фото: Виктория Соловьева.
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
ВОСПИТАНИКИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ НА АРХИЕРЕЙСКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
Петь в храме, прославляя Господа, всегда очень ответственно. А когда поешь на архиерейском богослужении – это двойная ответственность.
В минувшее воскресенье воспитанники воскресной школы «Радость моя», наряду со взрослым хором нашего храма, приняли участие в богослужении, возглавляемом митрополитом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном.
Ребята тщательно готовились к приезду владыки, с регентом Дарией Кудряшовой разучивали песнопения. И, конечно, очень волновались. Но не ударили в грязь лицом! По отзывам прихожан, детские песнопения звучали слаженно, благоговейно и трогательно. А владыка своей доброй улыбкой согревает всех присутствующих в храме, и его мудрые наставления западают в глубину сердца…
Чтобы укрепить командный дух воспитанников воскресной школы, регент детского хора и преподаватели старшей группы по окончании Божественной литургии организовали для ребят чаепитие. В дружественной обстановке воспитанники поделились своими впечатлениями об участии в архиерейском богослужении, пообещали больше трудиться, чтобы в следующему приезду владыки петь ещё лучше.
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
ВЛАДЫКА ВОЗГЛАВИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В НАШЕМ ХРАМЕ
«24 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцев VII Вселенского Собора, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского г. Йошкар-Олы.
Показать полностью.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Серафимовского храма протоиерей Александр Бачурин, клирики храма и протодиакон Михаил Козловский. Песнопения исполнял хор храма под управлением Елены Умрихиной и детский хор воскресной школы «Радость моя» под руководством регента Дарии Кудряшовой.
Проповедь владыка Иоанн посвятил святым отцам-участникам VII Вселенского Собора, память которых Церковь празднует в этот день.
«Святая Соборная и Апостольская Церковь в полноте хранит то, что заповедовал нам Господь наш Иисус Христос. Но враг рода человеческого всегда на Церковь возводил гонения. С апостольских времен Церковь была гонима, но на крови мучеников она умножалась. И диавол после гонений внешних начал Церковь разрушать изнутри, возводя ереси, расколы. И сегодня мы с вами вспоминаем VII Вселенский Собор, который собрал святителей со всех концов земли, чтобы встать на защиту иконопочитания.
VIII век – это век иконоборчества, когда императоры, начиная с Константина Компронима, восстали на святые иконы и начали говорить в безумии, что материи поклоняться нельзя. Начали иконы сжигать, костры горели по всей Византийской империи. Но на защиту иконопочитания встали святители и монашествующие. Преподобный Иоанн Дамаскин начал писать трактаты в защиту иконопочитания, напоминая, как Сам Господь царю Авгарю даровал Свой Нерукотворенный Образ. Сама Пречистая Богоматерь, когда апостол Лука писал Ее образы, сказала: “с сими образами будет благодать Моя неотступна”.
C древних времен иконы писались и почитались в храмах Божиих и в домах. И вот, это бесценное сокровище, которое каждого из нас соединяет с Господом и Пречистой Богоматерью, вдруг стало поругаемо… И святые отцы, собравшись в Никее в 787 году, выступили в защиту иконопочитания, подчеркнув, что мы поклоняемся не краскам и доске, а тому, кто изображен на иконе. И благодать Божия через эти образы изливается на нас, освящает наше сердце и ум, заставляет нас обратиться с покаянием к Богу.
Посмотрите, сколько чудес явлено через образы Сладчайшего Спасителя, Богородицы и святых! Сколько чудотворных образов Пречистой Богоматери явлено по всей Руси. Она отмеряет ими Святую Русь Себе в удел, защищает ее, покрывает и принимает покаянные молитвы обезумевшего русского народа, в грехах падшего… А мы с вами разве можем себе представить нашу молитву, исходящую из глубины сердца, без обращения к святым иконам? Каждый из личного опыта знает, как благодать просвещает наше сердце, умиротворяет его, как скорби и болезни отступают от нас, как нам легко молиться, особенно перед образом Пречистой Богоматери.
Каждый из нас, имея дома святые образы, должен никогда не забывать молиться перед ними – и утром, и вечером, и при любой возможности обращать свой молитвенный взор ко Господу, Пречистой Богоматери и святым угодникам, изливать перед ними свои мольбы, открывать сердца, израненные страстями и грехами. И просить умягчения сердец, вразумления, что нам делать и как нам жить, понимая, что без Бога мы сами по себе ничего в жизни не представляем».
Регулярные богослужения прихода во имя Св. Новомучеников и Исповедников Российских и Св. Царственных Мучеников РПЦЗ совершаются в храме священнмуч.Иосифа митр. Петроградского.
В домовом храме в дер. Саларьево, где хозяином дома Хитров А.М., церковных служб РПЦЗ больше не будет. Хитров покинул Церковь с церковным имуществом прихода.
Начало вечернего богослужения в cубботу 17:00
Начало «Часов» и Божественная Литургия в воскресенье в 10:00
По будням, если есть праздничная служба
Вечер в 18:00, утро в 08:30.
Исповедь за час до утреннего богослужения
Виктор Мажаров запись закреплена
Дмитрий Петров запись закреплена
DELETED запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЕ! НЕ участвуйте в богохульстве антихриста.
Дорогие во Христе братия и сестры, каждый из вас, кто продолжает ходить в храмы, где поминают ересиарха Кирилла Отступника, несёт ответственность за происходящее сегодня в храмах Русской Церкви, за глумление и попрание Божественной Крови, которое совершается на ваших глазах и с вашим участием!
Показать полностью. Вы всё ещё продолжаете поминать нечестивого лжепатриарха Кирилл Отступника и его синедрион, несмотря на все факты их антихристианского служения.
лжепатриарх Кирилл без маски! Этот фильм имеет более 1 млн. просмотров, его удаляют с ютуба! https://www.youtube.com/watch?v=Fs7ou.
Сейчас на ваших глазах нечестивые лжепастыри – поспешные исполнители велений Кирилла Отступника, собирают Божественную Кровь Христа Спасителя в платы пропитанные спиртом и в стаканы с антисептиком, а потом всё это «утилизируется», а по-Русски сказано – сжигается и выливается.
Православные! Вы понимаете, в чём вы участвуете, когда вы причащаетесь у таких апостасийных лжепастырей, которые сжигают платы, которые сами сознательно пропитывают Божественной Кровью, или которые выливают Божественную Кровь из стаканов с антисептиком в алтарную раковину.
Да, платы для Святого Причащения служат именно для того, чтобы Пречистая Кровь Христова не пролилась. Да, бывают случаи, когда невольно дрогнет рука священника, или причастник проявит невнимательность и заденет св. лжицу, так может капля Божественной Крови упасть на плат. Но потом священник со страхом Божиим и благоговением старается замыть плат над св. Потиром, и всё потребить.
Недопустимо сознательно св. лжицу с Божественной Кровию Христовой, не облизывая, сразу протирать платом. Это попрание Пречистой и Животворящей Крови Господней!
У экуменистов все прихожане автоматически уже являются больными «коронавирусом». Если вы исполняете безбожную инструкцию экуменистов, значит вы заболели «коронавирусом» антихриста.
Православные! Бойтесь Бога, тогда не будете бояться и болеть «коронавирусом» антихриста.
Если хотите не заболеть «коронавирусом» антихриста, отойдите от экуменистов. они его насаждают через свою инструкцию в Русской Церкви! Держитесь верных Христу пастырей!
Все смертные случаи, которые случаются сегодня, слуги антихриста смело списывают на: «умер от коронавируса». Но мало кто из Православных замечает, что экуменисты, распространители «коронавируса», имеют мёртвую веру.
Через мiровые СМИ, которые тоже в руках сатанистов, «коронавирусом» они заразили миллионы/миллиарды людей.
Кирилл Отступник – сознательный слуга антихриста, прямой участник в построении религии и лжецеркви антихриста! он продвигает и реализует планы сатаны, глумясь над православными в Русской Церкви.
нечестивый Кирилл Отступник своим неверием заражает всех, кто продолжает следовать за ним, исполнять его антихристовы приказы и поминать его.
Православные! Не участвуйте в богохульстве, которое совершается в Русской Церкви в угоду антихриста и сатаны, по велению Кирилла Отступника.
Алексей Ганчурин запись закреплена
прот. Михаиил Карпеев: «некоторые сегодняшние представители РПЦЗ забыли о главной миссии русской эмиграции. Русская боль перестала для них быть своей болью. Часть из них уже согласилась с тем, что украинцы, белорусы и русские – это разные народы. Кое-кто даже желает и ждёт развала нашей многострадальной отчизны.
Показать полностью. Вместо того, чтобы всемерно работать над воспитанием народа, больные грехом наши соотечественники предаются ими проклятию и объявляются безнадежными. Но это говорит лишь о том, что такие ругатели священнослужители и миряне, хоть и носят имя духовных чад РПЦЗ, на деле таковыми не являются, ибо потеряли сам дух Русского Зарубежья.
Миссия русского народа все больше вызывает насмешек и ругательств в лице этих горе-зарубежников. В этом смысле один из представителей таковых дж. хербст не может называться чадом Русской Зарубежной Церкви, ибо видит в России врага номер один и старается расчленить её, вместо того, чтобы трудиться над восстановлением в ней Православия.
Очевидно, что силы зла будут и дальше стараться не допустить духовного возрождения нашего Отечества, но мы всё равно будем любить свою страну. «
прот.Сергей Кондаков:»В роковом 2014 году, когда митр. Агафангел открыто изменил нашей Церкви и поддержал русофобскую украинскую революцию, за ним маячила тень всё того же хербста. С подачи своего иподиакона и советника хербста митрополит Агафангел начал анти-русский погром в РПЦЗ. На нас обрушились потоки (!)клеветы, (!)запрещений, (!)отлучений. Так мстили нам за верность Русской Церкви и Белому делу. От нас требовали отречься от главного в нашей жизни. Конечно же, эти удары оказались очень болезненными для наших приходов. Митр. Агафангел прекрасно знал, в каких тяжелейших условиях мы находимся. Но тем не менее бил без-пощадно, бил на уничтожение наших общин.
Но Агафангел, хербст и другие сторонники укронацизма просчитались. Как ни больно и горько нам было тогда, по молитвам свв. Царственных Мучеников и всех Новомучеников, Бог поддержал нас, еще раз подтверждая слова пророка Исайи: «Господь – сила наша».
Ну что ж, с Хербстом, Филаретом и их товарищами уже давно всё ясно. Но возникает другой вопрос: как возможно, что иерархи, пастыри, мiряне, называющие себя членами РПЦЗ, терпят дружбу и покровительство таких явных врагов России, как Джон Хербст. Когда нам говорят, что мы не красные и не белые(. ), простите, эта фраза в данном случае не работает, потому что Русская Зарубежная Церковь была создана именно (. )Белыми героями, защитниками Единой и Неделимой России.
Неужели забыли вы, господа, отцы и братья, слова Господа: «Если бы вы были дети Авраама, то дела авраамовы делали бы» (Ин. 8:39)?
Если вы чада Русской Зарубежной Церкви, ее отцов-основателей, то и должны творить Белое дело перво-иерархов Антония, Анастасия, Филарета, свт. Иоанна Шанхайского, генерала Врангеля, Ивана Ильина, без всяких оговорок повторяя за ними, что Крым – наш, Украина – наша, Россия – наша, призывая молиться и молясь за восстановление триединой Святой Руси – Великороссии, Малороссии, Белоруссии.
Если же вы с этим не согласны, вы можете быть старо-стильниками, кем угодно, но называть себя членами Русской Зарубежной Церкви у вас нет никакого права.»
DELETED запись закреплена
Михаил Кузьмин запись закреплена
Коммунизм=нацизм. Коммунизм и нацизм являются двумя сторонами одной медали и коммунизм должен быть так же запрещен, как и нацизм. Ленин и Сталин залили Россию кровью, убили миллионы не в чем не виновных людей и установили диктатуру ком. партии.
Показать полностью. СССР был преступным государством, а его руководители Ленин и Сталин были уголовными преступниками, причем Сталин еще до прихода к власти был преступником и 6 раз сидел в тюрьме, 5 раз за уголовные преступления (разбои и грабежи) и всего 1 раз по политическим мотивам. В СССР были устроены массовые репрессии в отношении священнослужителей и организованы гонения на церковь Христа, сопровождающиеся массовыми убийствами и арестами священнослужителей, многочисленными осквернениями Святынь и уничтожением православных храмов. Так же в СССР была организована пропаганда безбожия и установлен культ личности Сталина. Большинство жертв Сталинских репрессий в итоге были полностью реабилитированы, а дела возбужденные против них признаны сфабрикованными. По решению троек, а зачастую и без их решений в СССР было сфабриковано множество уголовных дел, причем зачастую уже после применения смертной казни в отношении заведомо невиновных граждан. Можно ли найти оправдание массовым убийствам, совершаемых с ведома Сталина, а зачастую по его личному приказанию? Нет. Зло есть зло и в связи с этим необходимо дать не только морально-нравственную, но и уголовно-процессуальную правовую юридическую оценку деятельности ОПГ СССР, ком партии и ее представителям. Для этого призываю всех православных христиан и других граждан, а так же все политические партии, общественные организации и т.д. к объединению против коммунизма для его полного и окончательного запрета и уничтожения. Призываю так же к признанию КПРФ и всех существующих в РФ коммунистических партий преступными организациями и полному их запрету, так же как и их коммунистической идеологии. Коммунизм и все коммунистические партии должны быть запрещены и уничтожены. https://www.change.org/p/человек-группа-людей-или-орг..
Кирилл Колесников запись закреплена
Валерий Леоничев запись закреплена
Христианская Теология
Именно в этом вопросе буддизм на стороне современного пантеизма и имманентизма, а христианство стоит за человечность, свободу, любовь. Любви нужна личность, поэтому любовь жаждет различия. Христианин рад, что Бог разбил мир на кусочки, раз эти кусочки живые. Христианство велит детям любить друг друга, а не взрослому любить самого себя. Вот пропасть между буддизмом и христианством: буддисты и теософы считают, что личность недостойна человека, христианин видит в личности высший замысел Бога. Мировая душа теософии требует любви от человека, растворенного в ней. Но божественное средоточие христианской веры выбрасывает человека вовне, чтобы он мог любить Бога.
Гилберт Кийт Честертон. «Ортодоксия»
Христианская Теология
Искупление, самое средоточие домостроительства Сына, нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Он никогда не изменялся; целью его всегда оставалось совершенно свободное соединение с Богом личностных существ — людей и ангелов, ставших во всей полноте ипостасями космоса земного и космоса небесного. Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них — всей вселенной. Но после падения человека в исполнение Божественного замысла вносятся необходимые изменения — изменения не самой цели, а образа Божественного действия, Божественной «педагогики». Грех разрушил первоначальный план — прямое и непосредственное восхождение человека к Богу. В космосе открылся катастрофический разлом; надо уврачевать эту рану и «возглавить» потерпевшую катастрофу историю человека, чтобы начать ее заново, — таковы цели искупления.
Итак, искупление представляется как бы негативной стороной Божественного плана: оно предполагает анормальную, трагическую «противоприродную» реальность. Было бы абсурдным замыкать искупление в самом себе, превращать его в самоцель, ибо выкуп, ставший необходимым вследствие нашего греха, есть не цель, а средство, средство для достижения единственной истинной цели: обожения. И само спасение — момент только негативный: единственной существенной реальностью продолжает оставаться соединение с Богом. В чем был бы смысл спасения от смерти и ада, если бы оно совершилось не для полной отдачи себя Богу?
Таким образом, искупление, занимающее свое определенное место в Божественном плане, определяется несколькими моментами, все более и более раскрывающими полноту Божественного присутствия. Это прежде всего устранение радикальных преград, отделяющих человека от Бога, и, главным образом, того греха, который подчиняет человечество диаволу и делает возможным владычество падших ангелов над земным космосом. Освобождение плененной твари сопровождается, далее, восстановлением ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать и шествовать «от славы в славу», вплоть до уподобления, в котором она воспринимает природу Божественную и делается способной преобразить весь космос.
Безмерность этого подвига Христова, непостижимого, как говорит апостол Павел, для самих ангелов, не может заключаться в одном только объяснении или в одной только метафоре. Само понятие искупления носит чисто юридический характер: это выкуп раба, долг, уплаченный за тех, кто, не имея возможности рассчитаться, оставался в заключении. Юридической является и тема посредника, крестом соединяющего человека с Богом. Но оба эти образа, предложенные апостолом Павлом и широко использованные отцами, не должны застывать в нашем сознании: это значило бы создавать между Богом и человечеством недопустимые правовые отношения. Правильнее было бы включить эти образы в почти бесконечный ряд других образов, из которых каждый является как бы одним аспектом события, самого по себе неизреченного. В Евангелии перед нами встает образ и Доброго Пастыря, ищущего заблудшую овцу, и «крепкого мужа», побеждающего разбойника, его связывающего и отнимающего у него добычу, и женщины, нашедшей и очистившей потерянную драхму, на которой, сокрытый пылью греха, начертан образ Божий. Основная тема литургических текстов, в особенности Страстной седмицы, это тема воина-победителя, разрушающего вражескую крепость, сокрушающего врата ада, в которые «победоносно вступают его знамена», — как пишет Данте. У отцов мы находим множество образов физического порядка — и образ огня очищающего, и, очень часто, образ врача исцеляющего раны своего народа: так, начиная с Оригена, Христос — Добрый Самарянин, врачующий и восстанавливающий израненную разбойниками, то есть демонами, человеческую природу. Наконец, тема жертвы — нечто гораздо большее, чем простая метафора: это — завершение символики, которая причастна предвозвещенной реальности — «Крови Христовой», принесенной «вовек», как сказано в Послании к евреям, где этим образом дополняется и углубляется юридический символизм.
Добровольно заступив наше место, Христос «сделался за нас клятвой», пишет к галатам апостол Павел. Это означает, что оставленность Христа на кресте была необходимой, потому что Бог удаляется от проклятого, от всеми покинутого и от всех отделенного.
«Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?».Это совершенно обнаженная тоска также имеет свою типологию, ибо последний вопль Распятого есть не что иное, как первый стих 2-го псалма, молитва страждущего праведника. Начало этого псалма — вопль человеческого отчаяния:«Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались».Затем следует знаменательное пророчество — пронзенные руки и ноги, разделенные ризы, за одежду брошенный жребий. Так по внутренней типологии страдания Христовы соответствуют и отвечают оставленности, агонии человеческой природы, опустошенной своим падением. И конец псалма — как благовестие воскресения — воспевает торжество праведника и спасительное всемогущество Божие.
Но в момент искупления демонские силы теряют свою власть, и в отношениях между Богом и человеком происходит изменение. Можно было бы сказать, что Бог изменяет Свою педагогику: Он отнимает у сатаны право господства над человечеством; грех уничтожен, владычество лукавого сокрушено. Поэтому слово «выкуп» приобретает теперь другое значение: это — отданный диаволу долг, как подчеркивается в святоотеческой литературе первых веков. Бог дал диаволу власть, но потом отнял ее за то, что он превысил свои права и напал на неповинного. Ириней, Ориген, Григорий Нисский показывают, как сатана, хотевший завладеть единственным человеческим Существом, над Которым он не имел власти, справедливо лишился всякой власти. Некоторые отцы, в особенности святой Григорий Нисский, предлагают нам символ «Божественной хитрости»; человеческая природа Христа была как бы приманкой на крючке Его Божества. Диавол бросился на жертву, но крючок пронзил его: он не может поглотить Бога и умирает.
Долг, уплаченный Богу, и долг, уплаченный диаволу; два эти образа полноценны лишь вместе взятые для обозначения в существе своем непостижимого деяния, которым Христос вернул нам достоинство сынов Божиих. Богословие, обедненное рационализмом, не принимает этих предложенных отцами образов и неизбежно теряет космологическую перспективу подвига Христа. Но мы должны, напротив, расширять наше понимание искупления. Ведь в нем отнимается власть не только у демонов, но, в каком-то смысле, и у ангелов: во Втором Адаме Сам Бог непосредственно соединяется с человечеством, приобщая его к Своему безмерному превосходству над ангелами. Искупление есть реальность величайшая, распространяющаяся на всю совокупность космоса как видимого, так и невидимого. «Суд над судом» примиряет падший космос с Богом. На кресте Бог простирает руки человечеству, и, как пишет святой Григорий Богослов, «несколько капель крови восстанавливают всю вселенную».
Диавол был сокрушен, но его права, так сказать, остались при этом не умаленными. Закон смертной природы отменен, но при этом нисколько не умалено и Божественное правосудие. Не следует, действительно, представлять себе Бога ни конституционным монархом, подчиняющимся какой-то Его превосходящей справедливости, ни тираном, чья фантазия — закон вне всякого порядка и объективности. Справедливость — не какая-то абстрактная превосходящая Бога реальность, а одно из выражений Его природы. Так же как Бог творит свободно, но проявляет Себя в строе и красоте творения, Он проявляет себя и в Своем правосудии: Христос, Который есть Само правосудие, подтверждает во всей полноте правосудие Бога. Для Сына дело не в том, чтобы чинить какой-то убогий суд, доставив бесконечное удовлетворение не менее бесконечной мстительности Отца.
«Почему, — спрашивает Григорий Богослов, — почему Кровь Сына была бы приятна Отцу, Который не захотел принять Исаака, принесенного в жертву Авраамом, но заменившему эту человеческую жертву овном?»
Христос не чинит правосудия, но его являет; Он являет то, чего Бог ждет от творения — полноту человечности, «человека максимального», по выражению Николая Кузанского. Он исполняет то призвание человека, которому изменил Адам: жить только Богом и Богом питать вселенную. Таково правосудие Бога. Сын единосущный Отцу по Своей Божественной природе, через воплощение получает возможность вершить это правосудие; ибо Он может теперь подчиниться Отцу, как если бы он был от Него отделен; может отказаться от собственной воли, которую Он получил в Своей человеческой природе, и отдать Себя всецело, даже до смерти: «да прославится Отец в Сыне». Правосудие Бога в том, чтобы человек не был больше разлучен с Богом, чтобы человечество восстановилось во Христе, истинном Адаме. И Григорий Богослов заключает: «Не очевидно ли, что Отец принимает эту жертву не потому, что Он ее требовал или как-то в ней нуждался, но по домостроительству нужно было, чтобы человек освятился человечеством Бога, нужно было, чтобы Сам Он освободил нас, победив тирана собственной Своей силой, чтобы снова Бог призвал нас к Себе через Своего Сына, посредника, все совершающего во славу Отца, Которому Он во всем послушен. Остальное же да будет почтено молчанием».