храм ефросиньи полоцкой расписание в полоцке
Общее расписание богослужений
5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. (Кресто-Воздвиженский собор)
7.15 Часы. Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)
16.45 Вечернее богослужение. (Свято-Евфросиниевский храм)
6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. (Кресто-Воздвиженский собор)
8.00 Часы. Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)
16.45 Воскресное всенощное бдение. (Кресто-Воздвиженский собор)
22.20 Воскресная полунощница. (Свято-Евфросиниевский храм)
По воскресным и праздничным дням (когда совершается всенощное бдение):
6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм)
8.30 Молебен с акафистом прп. Евфросинии (только по воскресеньям). (Кресто-Воздвиженский собор)
9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. (Кресто-Воздвиженский собор)
16.45 Вечернее богослужение. (Свято-Евфросиниевский храм)
Если служба не полиелейная, в воскресные дни совершается акафист Иисусу Сладчайшему.
Исповедь совершается перед началом Божественной Литургии, а также во время вечернего богослужения в том храме, где не совершается богослужение (Кресто-Воздвиженский собор или Свято-Евфросиниевский храм).
Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения, панихиды, читается Неусыпаемая Псалтирь. В обители можно подать поминальные записки о здравии и об упокоении.
Кроме уставных богослужений, ежедневно совершаются молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии:
понедельник – пятница – в 10.00, 12.00, 14.00;
суббота – в 12.00, 14.00;
воскресенье – в 14.00.
Все желающие могут принять участие в общей молитве и пении акафиста.
Расписание богослужений
27/9 ноября, вторник
Мч. Нестора Солунского.
5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.
7.15 Часы. Божественная Литургия.
16.45 Вечернее богослужение с полиелеем.
Частицы св. мощей прп. Нестора Летописца, Печерского, и блгв. кн. Андрея Смоленского, имеются в мощевиках обители.
28/10 ноября, среда
Прп. Иова, игумена Почаевского.
Мчч. Терентия и Неониллы и чад их.
5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.
7.15 Часы. Божественная Литургия.
16.45 Вечернее богослужение.
Частицы св. мощей мц. Параскевы, прп. Иова Почаевского, свт. Димитрия, митр. Ростовского, и прп. Нестора, некнижного, Печерского, имеются в мощевиках обители.
29/11 ноября, четверг
Прмц. Анастасии Римляныни.
Прп. Авраамия затворника и блж. Марии, племянницы его.
5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.
7.15 Часы. Божественная Литургия.
16.45 Вечернее богослужение.
Частица св. мощей прп. Аврамия, архим. Ростовского, имеется в мощевике обители.
30/12 ноября, пятница
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского и сестры его мц. Зиновии.
5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.
7.15 Часы. Божественная Литургия.
16.45 Вечернее богослужение.
17.00 Акафист Божией Матери. (Кресто-Воздвиженский собор)
http://spas-monastery.by/library/articles_and_publica.. Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре
Жил некоторый богач, который “каждый день пиршествовал блистательно” (Лк. 19). Был и нищий по имени Лазарь, который лежал в струпьях у ворот богача.
Это Евангельское чтение показывает нам поразительное неравенство в раздаянии земных жребиев. Одни люди в этой земной жизни наслаждаются богатством, положением в обществе, славой, почетом, здоровьем, а другие пребывают в нищете, занимают незначительное положение в обществе, и их постоянно обижают и притесняют. Третьи несут бремя скорбей, испытаний, изгнаний, других напастей и болезней.
Мы слышали сегодня в Евангелии притчу о сеятеле: “вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге” (Лк. 8, 5), и птицы небесные налетели и поклевали его; оно было потоптано проезжими людьми и не принесло никакого плода. А “иное упало на камень” (Лк, 8, 6), на каменистую почву, но также не принесло никакого плода, потому что земля была неглубока, и семя, как только взошло, сразу засохло. А “а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его” (Лк. 8, 8), и семя также не принесло никакого плода. А “а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный” (Лк. 8, 9).
http://spas-monastery.by/library/articles_and_publica.. Священник Иоанн Соколовский
30 октября 2021 года в России впервые прошел день совершения заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Он установлен на прошедшем 23–24 сентября заседании Синода Русской Православной Церкви (журнал №70). Синодам Самоуправляемых Церквей, Экзархатов, митрополичьих округов было предложено определить день совершения особенных заупокойных богослужений исходя из местных потребностей и условий.
Учитывая важность принятого решения для всей полноты Русской Православной Церкви, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин полагает необходимым совершать таковое поминовение и в епархиях Белорусского Экзархата.
22 октября в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре чтят одну из главных святынь Русской Православной Церкви, уникальную икону ХII века Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесская. Эта икона принесена на Русь в XII столетии святой Евфросинией Полоцкой и прославилась подаваемыми через нее чудесными исцелениями. Великая Божия угодница преподобная Евфросиния «увеселила… Полотск чудным Божия Матере образом».
Царица Небесная не оставляет Своим заступничеством насельниц и прихожан Спасо-Евфросиниевского монастыря, которые ежедневно имеют возможность молиться перед двумя списками Полоцкого Эфесского образа Пресвятой Девы XII века.
Известно, что Торопецкий список Эфесского образа Пресвятой Богородицы XVI века был двусторонним: с обратной стороны списка находился образ святителя Николая Чудотворца, который со временем был утрачен. Икона Божией Матери была передана в дар монастырю митрополитом Минским и Слуцким Филаретом к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.
Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке
Описание
Есть места, в которых хочется побывать не раз и не два. У них есть своя – какая-то мистическая – энергетика. Понять, что ты чувствуешь в таком месте, сложно, особенно с первого раза. Вот и возвращаешься снова и снова. К таким местам, без сомнения, можно отнести Спасо-Ефросиньевский монастырь в Полоцке. Именно здесь хранятся мощи святой Ефросинии Полоцкой.
Полоцкая святая
История монастыря началась в далеких 1120-х годах. Его основала полоцкая княжна Предслава, больше известная под именем Ефросинья Полоцкая. Предслава была внучкой Всеслава Чародея, ее отец Георгий Всеславович был младшим сыном легендарного князя. Мать Предславы София была дочерью не менее известного Владимира Мономаха. С такой родословной юную княжну ждало блестящее светское будущее. Когда ей исполнилось 12 лет, ее родители стали задумываться о поиске достойного мужа для дочери. Но маленькая княжна приняла свое собственное решение – она решила стать монахиней. Родители были не рады такому решению: отец пытался заставить Предславу отказаться от этой мысли, мать плакала и уговаривала. Но девушка оказалась целеустремленной и решительной, она тайком убежала из дома и приняла постриг в одном из полоцких монастырей. Настоятельницей в этом монастыре была родная тетя Предславы. После пострига княжна получила новое имя – Ефросинья.
Прошло несколько лет, и Ефросинья поселилась в одной из келий Софийского собора в Полоцке. Разрешение на это ей дал сам полоцкий епископ Илья. Она переписывала, а, возможно, и переводила книги. Около 1124 года монахиня получила от епископа участок земли недалеко от Полоцка, там она решила построить монастырь.
Это решение, как гласит легенда, Ефросинья приняла неслучайно. Епископу полоцкому Илье приснился сон, в котором ангел приказывал преподобной Ефросинье основать монастырь при Спасовой церкви. Похожий сон видела и сама монахиня, и не один раз, а целых три. Так началось строительство обители на берегу Полоты.
Монастырь построили на месте деревянной церкви Спаса. Первыми монахинями, которые здесь поселились, стали родные и двоюродные сестры Ефросиньи, потом сюда начали приходить женщины со всей страны. Самое активное строительство велось здесь, начиная с 1133 года и до 1143 года. Тогда полоцкий престол занимал родной брат Ефросиньи.
Кроме женского монастыря преподобная Ефросинья основала еще и мужской, при котором была построена церковь святой Богородицы. Для этой церкви Ефросинья хотела приобрести образ Адигитрии Эфесской и отправила настоятеля монастыря в Константинополь. Он привез несколько настоящих святынь, которые стали частью креста Ефросиньи Полоцкой. Этот крест был сделан полоцким мастером Лазарем Богшей и представлял собой настоящий шедевр старобелорусского эмального искусства. Правда, в годы Великой Отечественной войны он бесследно исчез.
Монастыри Ефросиньи Полоцкой стали настоящими культурными и образовательными центрами Полоцкого княжества. На их территории работали школы, где учили читать, писать, преподавали нотную грамоту и греческий язык. Кроме того здесь были открыты библиотеки и скриптории (там монахи переписывали книги). Работали в монастырях ювелиры и иконописцы, действовала богадельня. Здесь Ефросинья создавала свои дидактические проповеди. По свидетельствам очевидцев, она была мудрой и справедливой женщиной, настоящим миротворцем. Она могла выступить в качестве судьи и никому не отказывала в совете.
В 1167 году именитая монахиня решила осуществить давнюю мечту – совершить паломничество в Иерусалим. Она смогла это сделать и даже получила аудиенцию у патриарха Луки. Но тяжелое путешествие измотала монахиню, она заболела и умерла. Похоронили Ефросинью в монастыре св. Феодосия, рядом с Иерусалимом. В 1187 году святую перезахоронили в Федосьевой пещере Киево-Печерской лавры. В родной Полоцк белорусская святая вернулась только в 1910 году, когда ее мощи были перевезены в Спасо-Ефросиньевский монастырь.
Полоцкая монахиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Кроме того Ефросинья была первой на Беларуси женщиной-скриптором, первой просветительницей.
Непростая судьба
В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют.
В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли.
В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем.
Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность.
В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.
Экскурсионная служба Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
Экскурсионное бюро при Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, по благословению Высокопреосвященного Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, было открыто в 1998 году. До этого времени насельницами обители экскурсии проводились только для приезжавших богомольцев, туристов же знакомили с его историей местные полоцкие экскурсоводы, сотрудники Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
В настоящее время Спасо-Евфросиниевскую обитель ежегодно посещает множество паломнических и туристических групп. Поклониться мощам преподобной Евфросинии приезжают христиане из разных стран мира: России, Украины, Молдавии, Литвы, Латвии, Великобритании, Франции, Швеции… Экскурсии для всех гостей обители проводятся монастырскими экскурсоводами: как сестрами, так и православными мирянами. Для приезжающих иностранных групп проводятся экскурсии на английском и французском языках.
Поскольку монастырь является, прежде всего, домом молитвы, в котором все посвящено Богу, все напоминает о вечности, о высшей цели человеческой жизни, посещение святой обители, благодаря знакомству с ее историей, храмами и святынями, может принести каждому, даже невоцерковленному человеку, немалую духовную пользу, может стать благодатной, незабываемой встречей с Господом. Цель проведения экскурсий в монастыре, прежде всего, – духовная. Важно, чтобы люди, приезжающие во святую обитель, не только почерпнули здесь некоторые новые для них церковно-исторические сведения, но прикоснулись к святыне, получили благодатный опыт молитвы. Издревле христиан, совершавших путешествия по святым местам с целью молитвенного поклонения им, именовали паломниками.
Слово «паломник» происходит от латинского palma, то есть пальма. Оно возникло еще в первые века бытия Церкви Христовой, когда среди христиан появилась традиция приносить с собой на родину пальмовые ветви из Святой Земли. На Русь традиция совершать паломничества к святыням веры пришла также вместе с христианством. Уже в XI–XII веках большой популярностью на Руси пользовались «Хождения» – описания паломничеств в Иерусалим, Вифлеем, Царьград, составленные духовными лицами, князьями, а порой и простыми людьми. Паломничество во Святую Землю, ко Гробу Господню, совершила уже на склоне своих лет и преподобная Евфросиния Полоцкая, о чем рассказывается в древнем ее житии. Согласно церковно-историческим источникам, в XIX веке Спасскую обитель в день памяти Преподобной посещали тысячи паломников из разных уголков России. После того, как мощи святой Евфросинии в 1910 году были перенесены из Киева в Полоцк, количество богомольцев, притекавших в обитель, еще увеличилось. Для того, чтобы испросить молитв угодницы Божией, люди совершали паломничества пешком с берегов Волги, из Твери и из других более отдаленных мест.
Желание видеть и осязать то, что составляет неотъемлемую часть преображенного, обоженного мира, является одной из существенных потребностей человеческого духа. Непосредственное соприкосновение с благодатью, животворящей и спасающей, действующей через святые мощи, чудотворные иконы, может ободрить сердце и укрепить дух усталого земного путника. Главная цель всякого истинного христианского паломничества та же, что и цель человеческой жизни вообще – духовное обновление благодатью Святого Духа, приближение в молитве к Богу.