храм эпохи возрождения и барокко сравнение
Почему искусство барокко до сих пор удивляет нас иллюзией достоверности и как отличить его от Возрождения по пяти нарушенным правилам
Как отличить «правильное» возрожденческое изображение от «текучего» барочного? Всё просто! Предлагаем рассмотреть известные картины барокко через призму пяти приемов: пятно против линии, глубина против плоскости, открытые формы против замкнутых, множественность против единства и неясность против ясности. Можете водить экскурсии для друзей!
Когда выяснилось, что Земля вращается вокруг Солнца, за океаном лежит неизвестный континент, а Италия пришла в упадок, человек эпохи Возрождения стал терять былое величие. Искусство Ренессанса сменилось стилем барокко. Новые мастера писали не статичную гармонию, а движение и текучесть, не идеализированное тело, а земное и дышащее, не «как есть», а «как кажется».
Диего Веласкес, «Венера с зеркалом». Источник
Новое поколение художников во многом спорило с предшественниками, предлагая принципиально иной взгляд на мир и, соответственно, иной способ его изображения.
Иногда современники отзывались о барочной живописи как о вычурной и напыщенной, «испорченной» по сравнению с живописью Возрождения. В то время как другие охотно платили за работы, которые нарушали канон.
Барокко получило признание как отдельный стиль только в конце XIX — начале XX века, когда уже сошло с авансцены. Основы его изучения заложил швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин. Он изобразил развитие художественной мысли в XVII веке как антитезу Возрождению, противостояние с прошлым, и подчеркивал, что нельзя думать, будто один стиль лучше, совершеннее, правильнее другого — это «кардинально различные способы видеть».
Пользуясь изобретенным Вёльфлином методом формального анализа, постараемся понять, что нового открыло искусство барокко, в чём его очарование и как оно повлияло на последующие эпохи.
Линия vs пятно
Художники Возрождения считали рисунок основой изображения, линию — «водительницей глаза». Зритель, рассматривая полотно, двигается взглядом по контурам предметов, как бы ощупывая их. Живописцы, чтобы усилить этот эффект, прорисовывали границы фигур, отделяя их от фона. При таком графическом способе изображения персонажи и предметы выглядят самоценными, замкнутыми в себе, неподвижными.
Напротив, художники барокко растушевывали контуры, чтобы фигуры выглядели цветными пятнами, «выплывающими» из фона. Лишенные линий-границ, предметы утрачивают неподвижность, сливаются и взаимодействуют, они больше не изолированы друг от друга.
Глаз зрителя, вместо того чтобы двигаться по начертанным контурам, обращается в первую очередь к самым светлым и ярким участкам полотна, где и происходят основные «события» картины.
Благодаря этому возникает эффект жизнеподобия, реалистичности изображения. Ведь в естественных условиях человеческий глаз не видит предметы во всех деталях, как они есть, а выхватывает основное: самое яркое, самое освещенное, то, что движется или интересует нас в данный момент, — остальное мы домысливаем.
Например, на портретах Рубенса детали — элементы одежды, украшения, кружева — кажутся тонко прорисованными. Но если приглядеться, это совокупность красочных мазков, пятен цвета.
Избавляясь от контуров, с помощью света и тени живописцы барокко достигают эмоциональности и драматизма, несвойственных «классикам». Художник, как сценограф, управляет нашим вниманием, выделяет главное и скрывает второстепенное в полумраке.
Плоскость vs глубина
Плоскостное изображение, свойственное Ренессансу, конечно, не означает отсутствия перспективы и объемности.
На картине присутствуют передний, средний и задний планы как параллельные «слои», которые зритель созерцает фронтально и последовательно. Барочное изображение заставляет смотреть вглубь, «перескакивая» первый слой, переходя сразу к главному.
Скажем, у Вермеера на переднем плане изображена занавеска или стол, а персонажи находятся в глубине картины, на расстоянии от зрителя.
Иоганн Вермеер, «Девушка, читающая письмо». Источник
При этом фигуры располагаются не на одной линии, а диагонально или группами, которые композиционно связывают ближний и дальний планы. Это усиливает впечатление глубины пространства, возникает напряжение и динамика. Освещение, перспектива, элементы пейзажа — всё работает на этот эффект. Изображение оживает, и зритель чувствует себя уже не отрешенным созерцателем, а свидетелем, возможно, невольным, сцены из чужой жизни.
Замкнутая форма vs открытая форма
Замкнутость произведения искусства предполагает, что оно представляет собой единое целое, ограничено самим собою и само себя объясняет. Открытая форма, наоборот, противится ограничению, «выводит глаз за пределы картины», по выражению Вёльфлина.
Иногда кажется, что барочное полотно обрезали не там, где нужно, например, не уместилась нога персонажа: целостность больше не является самоцелью.
Композиция эпохи Возрождения — гармоничная и уравновешенная, части сбалансированы относительно средней оси. Композиция барокко избегает строгого равновесия: справа расположено больше фигур, чем слева, или только одна часть полотна освещена.
Художникам XVII века классическая форма, основанная на геометрии, казалась скучной, придуманной, лишенной жизни. «Расшатывая» композицию, отказываясь от системы осей, они добивались напряжения и подвижности. Чтобы картина выглядела не как картина, а как мгновенный снимок действительности.
В основе тектонического стиля Ренессанса — упорядоченность, пропорциональность и неподвижность. Атектоничность барокко — это раскрытие замкнутой формы, изменчивость, нарушение правил (или их маскировка).
Особенно хорошо это заметно в скульптуре Бернини: каменные фигуры как бы вырываются из плена материи и парят в воздухе, сопротивляясь не только правилам искусства, но и законам природы.
Множественность vs единство
На возрожденческой картине отчетливо изображено всё: фигуры, предметы и детали интерьера или пейзажа. Каждый из объектов самостоятелен, его можно «изъять» из картины и рассмотреть отдельно. Художник не жертвует частностями ради целого. Множественность, характерная для Ренессанса, подчиняется строгим правилам гармонии, поэтому композиция выглядит целостной.
Принципиально иначе устроено барочное полотно. Зрителю сразу ясно, куда смотреть, взгляд не блуждает, поскольку художник не дает ему выбора — смысловые акценты уже расставлены. Основное на картине выделяется светом, всё второстепенное уходит в тень, прописано менее тщательно, не обладает самостоятельностью.
Это соответствует, опять же, естественному оптическому восприятию, когда в фокусе зрения оказывается только самое важное, остальное «оживает» в голове смотрящего.
Чтобы композиция не «разваливалась» в отсутствие формальных законов гармонии, живописцы барокко подчиняют элементы одному мотиву, направлению движения, используют светотень, темный фон, связывающий фигуры. Например, даже самые многолюдные полотна Рембрандта оставляют впечатление единства и собранности, изображенные на них группы неразрывно слиты.
Рембрандт, «Ночной дозор». Источник
Ясность vs неясность
Картины времен Ренессанса будто залиты равномерным светом. Этот свет выявляет контуры предметов, позволяет ясно видеть даже мелкие детали, которых мы не заметили бы в естественных условиях. Совершенная форма, изображенная художником, предстает перед зрителем во всём великолепии и дает тщательно рассмотреть себя.
В барокко ясность не самоцель. Задача художника — показать предмет не таким, какой он есть, а таким, каким он кажется. От этого он выглядит более настоящим, почти осязаемым.
Зрительный опыт позволяет нам достраивать фрагменты, на которые живописец только намекает. На религиозных картинах Франсиско де Сурбарана фигуры святых теряются в окружающем мраке, их одежды сливаются с фоном, лица скрыты капюшонами. Однако это не мешает восприятию, напротив, усиливает эмоциональное напряжение.
Франсиско де Сурбаран, «Святой Франциск». Источник
Любовь искусства барокко к оптическому обману, размытию границ, изображению полумрака и тумана предполагает непостижимость мира: как видимого, так и невидимого. Красота, по крайней мере доступная человеку, — в тайне, в ускользании, в постоянной изменчивости.
Великие географические открытия, идеи Коперника и Галилея буквально перевернули представление о мире. Ренессансного человека, с его идеалами абсолютной гармонии и ясности, выбросили из центра вселенной на милость загадочной природы. Реформация и Контрреформация, вражда католиков и протестантов порождали чувство богооставленности.
С одной стороны, живопись барокко обратилась к мистическим сюжетам, видениям святых, экстазам и страстям; с другой — к образу простого, приземленного человека. Одни и те же художники писали картины на религиозные и античные сюжеты, портреты монархов, шутов и посетителей трактиров.
Хусепе Рибера, «Портрет Магдалены Вентура». Источник
Художественные приемы, разработанные в эпоху барокко, способы изображать свет и движение позже использовали импрессионисты.
С изобретением фотографии и видеосъемки барочные находки пересадили на новую почву, где они быстро прижились — благодаря способности управлять вниманием и создавать эмоциональные образы. Законы зрительного восприятия, которые виртуозно использовали художники XVII века, остались теми же, что и четыреста лет назад, так что картины Рембрандта и Караваджо по-прежнему восхищают и заставляют спрашивать: как же это сделано?
Чем стиль барокко отличается от стиля ренессанс
Ренессанс и барокко являли собой культурный расцвет стран Западной Европы. Они возникли на фоне кардинальных изменений в общественных отношениях. Несмотря на то что обе эпохи воспевали прекрасное и привнесли в развитие культуры много нового, осуществлялось это разными методами и путями. Поэтому вопрос, чем стиль барокко отличается от стиля ренессанс, волновал человека всегда. Востребован он и сейчас.
Ренессанс и барокко — происхождение и общие черты
Ренессанс (с итал. «возрождение») как стиль возник в Италии в начале ХІV в. и просуществовал до конца XVI в. Он пришел на смену культуре Средних веков и предшествовал Просвещению и Новому времени.
Появляется большой интерес к античной архитектуре, что приводит к ее воссозданию. Культура в эпоху Возрождения носила мирской характер, ярко проявляла интерес к человеку. Во времена ренессанса были заложены основы гуманистического мировоззрения — уважение и свобода личности. Это отражалось в науке, литературе, живописи.
Стиль барокко возник как альтернатива классицизму и рационализму, присущим Возрождению. Несмотря на то что Италия была разграблена иностранцами и истощена внутренними распрями, она осталась центром культуры Европы. Новый стиль был призван показать богатство и роскошь знати с помощью приемов живописи, создавая тем самым иллюзию могущества.
Возникновение барокко в ренессансе начинается с постепенного отхода от античности. Преклонение перед древним искусством постепенно перешло к уважению традиций. Стиль основывался на отрицании элементов античности и готики.
В архитектуре модными стали бесформенность, излишество и изогнутое пространство. Злоупотребление декором приводило к перегруженности фасадов, что создавало впечатление тяжести и визуально давило на зрителей.
Нет единения и в описании человека. Из титана, расположенного в центре мира в эпоху Возрождения, он становится маленькой частицей мироздания. Совершенное творение переходит к порывистому и страстному, пытающемуся найти свое место в обществе. Это отражается в живописи и скульптуре. Изображение человека живое и полное эмоций. Примером является скульптура «Орфей» Антонио Кановы.
Ярким примером служит картина Джованни Панини «Развалины со сценой проповеди апостола Павла». На полотнах преобладают размытые и вытянутые формы, которые нивелируют искренность душевных порывов. Во всех направлениях искусства сквозит приверженность католической церкви и ее идеям.
Ренессанс и барокко — полярные стили. В них разными методами формировалось пространство, использовались различные подходы к декорации и конструкции.
Чем барокко отличается от ренессанса
Резкой границы между двумя стилями нет. Постепенное превращение ренессанса в легкое барокко началось в Риме, переместилось в северную часть Италии и далее — в средневековую Европу.
Зодчий ренессанса Браманте начал работы по возведению Собора Святого Петра с применением деталей, присущих барокко. Микеланджело продолжил эти начинания. В работах Рафаэля и Бернини, принадлежащих эре Возрождения, постепенно проявляются формы нового стиля.
Различия между эпохами видны во всем:
Гуманистическое мировоззрение перерастает в аскетизм, а самопознание и саморазвитие — в идею спящего Бога, который отдыхает после сотворения мира, и ему нет дел до того, что творится на земле.
Барокко отходит от традиций и авторитетов, считая их суеверием и предрассудками. Не подлежит сомнению только то, что осязаемо, ясно мыслится и может быть выражено математически.
Продолжают развиваться астрономия и физика. Открываются новые законы (закон всемирного тяготения Исаака Ньютона). Карл Линней в 1735 г. впервые систематизирует биологические виды, оформляя труд «Система природы». Новый стиль — это век географических открытий и разума.
Барокко укрупняет детали и увеличивает пропорции, пытаясь этим показать богатство. В гигантомании начинает проявляться потеря чувства меры и утонченности восприятия.
Прямоугольность и пропорциональность ренессанса сменяют плавные и округлые формы барокко. Архитектурным объектам присущи кривизна плоскости и многократное повторение композиций. При помощи игры света создаются зрительные иллюзии, которые не дают полностью охватить сооружение и сконцентрировать взгляд на одной детали.
Все это отражается на мировоззрении человека, развитии и образовании. Возникают духовные и общественно-политические течения. Человек находится в поиске истины, он облагораживается и благодаря этому вносит новое в развитие стиля.
Сравнительный анализ двух эпох: Возрождение и Барокко
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | творческая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.10.2010 |
Размер файла | 50,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Гимназия «Лаборатория Салахова»
по Мировой художественной культуре
«Сравнительный анализ двух эпох: Возрождение и Барокко»
Выполнила: Фомкина Мария,
гимназистка 9 «Г» класса
Преподаватель по культуре:
Сидорова Наталья Николаевна
Преподаватель по живописи:
Миронова Ирина Алексеевна
Преподаватель по музыке:
Коваленко Елена Алексеевна
Глава 1. Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
Глава 2. Сравнение картин двух эпох
Глава 3 Средства выразительности в музыкальном произведении
Жизнь человека зависит от того, в каком мире он живет. Соответственно складываются его мировоззрения, убеждения, идеалы и пр. Большое влияние на его внутренний мир оказывают внешние факторы, то есть те или иные события, происходящие вокруг. И таким образом, формируется человек, а в дальнейшем и культура людей той или иной эпохи. За всю историю культуры сменялось несколько эпох, в зависимости от этого изменялись и люди, их взгляды на жизнь. Но даже одна и та же эпоха в разных странах проходила по-разному, у каждой был свой собственный путь.
Объектами данного исследования являются эпохи Возрождение и барокко.
Предметами данного исследования являются картины «Три Грации» Рубенса и Рафаэля, и «Концерт 3» Иоганна Себастьяна Баха.
Целью данного исследования является доказать, что выбранные произведения искусства наполнены смыслами.
Гипотеза данного исследования: если произведения искусства наполнены смыслами, то они способны отразить эпоху.
Цель моей работы: сравнительный анализ двух разных эпох на примере картин Рафаэля и Рубенса.
1. Изучить теоретический материал по теме
2. Проанализировать картины художников двух эпох
3. Подобрать музыку к одной из картин
4. Сделать вывод и дать оценку проделанной работе
Таким образом, при выполнении всех поставленных задач и достижении цели мы изучим аспекты, касающиеся нашей темы.
Глава 1. Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
Барокко
Наука Возрождения
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
Литература Возрождения
Эпоха Возрождения была, прежде всего, итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки имен титанов, гениев, великих и просто талантливых художников. Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства.
Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями.
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)
Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Жорж де Скюдери “Аларих, или побежденный Рим” 1654
Барочный человек
Человек свободен, неограничен в действиях
Человек пытается осознать свое место в обществе
Цель человека-самопознание, саморазвитие
Астрономия (Галилео Галилей, Джордано Бруно, Н. Коперник)
Литература: восстановление античных текстов; «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле
География (Великие географические открытия)
Литература (различные виды сатиры, роман, большие и малые формы поэзии)
Физика (Исаак Ньютон)
5) Основные виды искусства
Архитектура, живопись, скульптура
Архитектура, театр, скульптура, живопись, музыка, литература
Симметрия, пропорция, геометрия
Возвращение к формам античного (Рим)
Италия: Флоренция и Венеция
Леон Баттиста Альберти
Появились новые типы храма и дворцового ансамбля
Соединение построек разных эпох в архитектурное целое
Раннее: Мазаччо, Джотто, Боттичелли
Высокое: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Джорджоне
Питер Пауль Рубенс
Вокальная церковная музыка
Ведущие жанры: месса и мадригал
Инструментальное развитие: скрипка
Духовная: кантата, оратория
Инструментальная: сюита, концерт
Инструментальное развитие: скрипка, клавесин, орган
Иоганн Себастьян Бах
Глава 2. Сравнение картин двух эпох
Живопись в эпоху Ренессанса
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Барокко в живописи
Для анализа картин я выбрала произведения Рафаэля Санти и Питера Пауля Рубенса «Три Грации». Образы Граций удивительно разнообразны.
Картина С. Боттичелли была написана в эпоху Ренессанса, а картина П. Рубенса в эпоху Барокко. Каждая из них несет свой смысл. Каждая отражает характерные черты времени, в которое жил её автор.
Средства выразительности картин «Три Грации»
Ярко выражен контур
Высветление основного на картине
Любовь к игре света и тени
Симметрия и равновесие между частями картины
Асимметрия и неустойчивое равновесие между частями картины
В картинах «Три Грации» Рубенса и Рафаэля используется один и тот же сюжет, но произведения несут разные смыслы.
В картине Рафаэля нет движений. Лица и тела Нимф неподвижны, изображение передаёт спокойствие, а на картине П. Рубенса мы чувствуем некую динамику. Несмотря на то, что фигуры Граций на первый взгляд кажутся статичными.
Художники эпохи Возрождения изображали происходящее как можно понятнее, без каких-либо загадок и тайн. И действительно, глядя, на картину Рафаэля незачем разгадывать что-либо, нам все предельно ясно. На картине П. Рубенса мы видим загадочность, глубину. Есть вещи, над которыми можно задуматься.
Плоскость картины ограничена. Хоть картина и не обрамлена, но создается ощущение замкнутости, невозможно выйти за пределы картины, что очень характерно для художников эпохи Возрождения. Напротив, у Рубенса картина не ограничена рамкой, у нее нет пределов и конца, её можно продолжить.
Симметричны расположения Граций, что символизирует Возрождение, у Рубенса позы ассиметричны.
У Рафаэля мы видим самостоятельность каждого предмета. Контур предметов на картине Рубенса не отличается особой резкостью. Они плавно переходят из одного в другой, перекрывают друг друга; используется техника «сфумато», что помогает создавать атмосферу таинственности.
На картине Санти отчетливо видны даже маленькие детали, например, украшение на шее одной из девушек. У Рубенса нет четкой прорисовки каждой детали, каждой мелочи. Изображены общие формы объектов.
В картине Рафаэля все цвета светлые, более или менее яркие. Нет резких переходов от света к тени. В картине наблюдается частая смена света и тени, что придает контраст. Используются в основном темные оттенки цветов, для того чтобы показать глубину картины.
В картине Рубенса нет четких вертикалей и горизонталей. Линии искривлены, изогнуты, используются диагонали, что видно даже на положении тел Нимф
Глава 3. Средства выразительности в музыкальном произведении
К картине «Три Грации» я подобрала произведение композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Концерт №3 (BWV 1048), соль мажор
Этот концерт часто называют прототипом современного струнного квартета, так как Бах использует здесь только струнные музыкальные инструменты. Трём скрипкам, трём альтам и трём виолончелям аккомпанирует генерал-бас. Вторая часть состоит всего из одного такта с фригийским кадансом. Вероятно, что здесь Бах оставил место для каденции одного из музыкантов. Часто при исполнении вторую часть концерта заменяют сонатой Баха BWV 1021, так как она завершается тем же кадансом, что и единственный такт второй части.
В данном концерте мелодия инструментальная. Ритм довольно плавный, но импульсивный. По ритму музыка подходит к картине, так как фигуры и позы Граций статны, величественны. Три античные нимфы, подруги Венеры, иногда сами являются воплощением Венеры. По мнению знатоков античной мифологии, они воплощают не только «красоту», но и «благодеяние», что очень соответствует настроению подобранной музыки. Она легка, но не бесследна. Она оставляет еле уловимое послевкусие умиротворенности и благодати. Так же и нимфы, изображенные, на первый взгляд, в статичных позах, обладают невероятной легкой подвижностью. Фигуры женщин будто бы плывут по воздуху, кружась в танце.
В результате мой работы, я проанализировала две эпохи: Ренессанс и Барокко. Я узнала деятелей культуры этих времен, узнала их искусство, быт и нравы, особенности жизни, их мировоззрения. Я думаю, эти знания пойдут мне только на пользу. Выполнив данную работу, я достигла поставленной цели, а также расширила свои знания в этой области.
Список использованной литературы
1. Берестовская Д.С. Художественная культура эпохи Возрождения.
2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм
3. Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения.
4. Быстрова А.Н. Мир культуры: (основы культурологии)
5. Вазари Дис. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, Ваятелей и зодчих.
6. Вельфмин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса
8. Всеобщая история искусств. Искусство эпохи Возрождения.
9. Гиберти Л. Commentarii: Записки об итальянском искусстве.
10. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение.
11. История зарубежного искусства / под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой.
12. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание.
13. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт. Александр Иванов
14. Любимов Л. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии.
15. Тихомиров И.Н. Искусство Итальянского Возрождения
16. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория.
Биография Рафаэля Санти
С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514-15). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Родился же Рафаэль в именитейшем итальянском городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути.
Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства.
Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.
Вскоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро.
В 1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.
Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи.
Творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.
Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было «Преображение Господне» (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины.
Он умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.
Биография Иоганна Себастьяна Баха
Дядя Иоганна Себастьяна, Иоганн Кристоф, служил в городе органистом. Естественно, что обучаться музыке будущий величайший представитель династии начал с самого раннего возраста.
Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную. В Люнебурге Бах живет на полном пансионе и даже получает небольшую стипендию. Одним из наставников будущего композитора в Люнебуре становится мастер-органист Георг Бём.
Появлению Баха на должности придворного капельмейстера предшествовало событие в Дрездене: там должно было состояться выступление «мировой звезды» того времени Л. Маршана. Музыканты познакомились накануне концерта, им удалось даже вместе поиграть, после чего Маршан покинул Дрезден, не выдержав конкуренции и признав Баха лучшим, чем он сам, музыкантом.
Одновременно композитор принимает живое участие в деятельности «Музыкальной коллегии» Лейпцига.
В Лейпциге на свет появляются три сына Иоганна Себастьяна Баха: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоанн Христиан. Все они оказались одаренными музыкантами.
Биография Питера Пауля Рубенса
Подобные документы
Ознакомление с данными литературы и живописи эпохи ренессанса и барокко. Выявление характерных черт стиля барокко. Исследование женского костюма, опираясь на образ Марии Медичи как представительницы двух стран и двух культур; изготовление макета костюма.
курсовая работа [3,3 M], добавлен 07.06.2014
Особенности создания человеческого образа в работах эпохи барокко и неоклассицизма. Анализ картин Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» и Никола Монсио «Сократ у Аспазии». Сравнение изобразительных особенностей и колорита в работах великих мастеров.
реферат [10,9 K], добавлен 16.12.2014
Исследование процесса зарождения, становления и распространения художественного стиля барокко. Анализ вклада данного стиля в историю мировой культуры. Описания стиля барокко в литературе, музыке, архитектуре и искусстве. Мировоззрение эпохи барокко.
курсовая работа [45,6 K], добавлен 23.05.2013
Характеристика развития костюма эпохи барокко, эстетический идеал красоты и особенности тканей, цветов, орнамента. Особые черты женского и мужского костюма, обуви и причесок. Характеристика системы кроя эпохи барокко, их отражение в современной моде.
курсовая работа [2,4 M], добавлен 07.12.2010
Характеристика эпохи рыцарского романтизма и сакрального аллегоризма. Период разрядки напряжения вселенской борьбы. Особенности Возрождения, его расцвет и кризис, ренессансный гуманизм и маньеризм. Сущность стилей барокко, рококо, группы «Плеяда».
контрольная работа [24,2 K], добавлен 17.11.2009
Культура как целостная система. Анализ основных культурологических школ. Отличительные черты культуры Древнего Египта, Древней Индии, античной цивилизации, эпохи эллинизма. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма (XVII и XVIII вв.).
контрольная работа [27,1 K], добавлен 04.03.2012
Общая характеристика эпохи Возрождения и ее хронологические рамки. Ознакомление с основными чертами возрожденческой культуры. Изучение основ таких стилей искусства, как маньеризм, барокко, рококо. Развитие архитектуры западноевропейского Возрождения.
контрольная работа [29,8 K], добавлен 17.05.2014