храм евфросинии полоцкой кунцево расписание богослужений
Храм прп.Евфросинии Полоцкой в Кунцево
Храм прп.Евфросинии Полоцкой в Кунцево запись закреплена
Храм прп.Евфросинии Полоцкой в Кунцево запись закреплена
Храм прп.Евфросинии Полоцкой в Кунцево запись закреплена
Петр и Павел — два пути ко Христу
12 июля Святая Церковь чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Мнения церковных историков относительно точной даты смерти апостолов не совпадают: одни считают, что они приняли мученическую кончину в Риме в один день, другие говорят о разнице ровно в один год. Столь ли важны даты в данном случае? Главное, что всю свою жизнь святые апостолы посвятили проповеди и окончили свой земной путь, пострадав за веру.
Показать полностью.
Галилея, в которой жил будущий ученик и апостол, а изначально простой рыбак Симон сын Ионы, была, если верить описанию историка Иосифа Флавия, чудесным местом. Расположенная между рекой Иордан и Средиземным морем плодородная земля изобиловала разнообразием флоры и фауны и отличалась мягким климатом. Местность была знаменита своим виноградниками и маслом. Во Второзаконии есть очень поэтичная строчка, которая иллюстрирует плодородие этой земли: «Асир окунет в елей ногу свою» (Втор. 33,24). А Тивериадское (Генисаретское) озеро, изобилующее рыбой, было настолько огромным, что его называли Галилейским морем. Но жизнь рядовых людей была не столь проста и беззаботна. Хотя этой областью и управлял Ирод Антипа (Четверовластник), но всё же настоящими правителями являлись представители Римской империи. Народ облагался непосильными налогами и вынужден был жить в постоянном страхе перед теми, кого считал захватчиками и оккупантами родной земли.
Симон, как и многие другие его соотечественники, добывал пропитание тяжелым трудом. Он рыбачил на Тивериадском озере. Но работа эта нестабильна, зависит от погоды, случая, сезона. Однажды, после изнурительной ночной рыбалки, которая не принесла улова, будущий апостол пристает к берегу и видит там толпу, собравшуюся около какого-то человека. И вот, человек этот обращается к нему и просит позволения войти в лодку, чтобы народ лучше слышал слова проповеди.
Мы с вами уже знаем из Евангелия, что этим человеком был Господь Иисус Христос. Но Симон-Петр тогда ещё не был призван и не представлял, кому помогает. После окончания проповеди Христос снова обращается к рыбаку и говорит:
— Симон Ионин, отплыви на глубину и закинь сети.
На что Петр отвечает:
— Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Представьте себе чувства апостола в тот момент: он устал после ночного лова, оказавшегося ещё и бесполезным, к тому же, как опытный рыбак, он знал, что днем рыба ловится плохо. А это значит, что впереди еще одно разочарование, после которого надо будет заново чистить сети. Но всё же он доверяется Господу. Как повествует евангелист Лука, улов был настолько большим, что сети прорывались, а лодки начали тонуть от огромного количества рыбы. Симон-Петр, пораженный этим событием, осознал, что на его глазах случилось чудо и Кто его сотворил. Тогда он припал к ногам Христа и сказал: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный! (Лк. 5:8) Но Господь в ответ не отвергает его и не обличает его грехи, но призывает следовать за собой: «Отныне будешь ловить человеков». (Лк. 5:10)
Уже после своего Воскресения Иисус Христос снова явится апостолам при похожих обстоятельствах, и снова апостол Петр первым поймет, что перед ним Господь, и поспешит навстречу Ему. И как трижды отрекся от Господа, сказав, что «не знает человека того», так теперь трижды засвидетельствует (Ин. 21:15) свою любовь к Нему:
— Симоне Ионин, любишь ли Меня?
Опечалился Петр, что третий раз спросил его: любишь ли меня?
— Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что люблю Тебя.
— Паси овцы моя.
Петр понимает, почему их диалог строится именно так. Ведь до крестной смерти Спасителя он с гордостью говорил, что если и другие отрекутся, то только не он. Но мы знаем, что, как и предсказал Господь, «прежде чем петух пропоет, трижды отречешься от меня», так и случилось. Возможно, если бы Петра схватили и тоже повели на допрос и казнь, он не отрекся бы, поддавшись героическому порыву. Но ночь была долгой, неизвестность и ощущение несбывшихся надежд подтачивали, и он сам не заметил, как отказался от Своего Господа. Однако же Христос не упрекает своего ученика в этом, не порицает его. Это урок истинного смирения, раскаяния и безграничной любви. Петр уже не бахвалится своей преданностью, но говорит: «Господи, Ты всё знаешь». И в награду за честность, искреннее раскаяние и любовь получает троекратное повеление заботиться об овцах стада Христова. Настолько доверяет ему Господь, что вверяет души всех, кто станет в последствии христианами.
И, как мы знаем, апостол Петр, имя которого с древнегреческого языка переводится как «камень», стал настоящим основанием Церкви. Он прошел с евангельской проповедью по многим странам (Испания, Британия, Греция, Малая Азия) и окончил свой земной путь в Риме в 67 году, где был распят вниз головой за проповедь Христа.
Следующим важным городом в жизни Савла становится Иерусалим. Здесь будущий апостол обучается тонкостям Закона и толкованию Писания «у ног Гамалиила», самого авторитетного богослова того времени. Но зачем ему это понадобилось? Как сам апостол Павел говорит о себе: «Я — фарисей, сын фарисея» (Деян. 23:6). Что же это значит? Сегодня изначальное значение этого слова сильно изменилось, оно стало метафорой для обозначения человека притворно набожного, святоши. Но в те времена фарисеями называли ревнителей Моисеева закона, представителей одного из течений в иудаизме. Кстати, именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранился до наших дней. Как было сказано выше, фарисеи были ревнителями, а большим из них Савл: «Я со всею жестокостью гнал Церковь Божию, разорял ее и превосходил в иудействе многих ровесников из моего народа, потому что беспредельной была моя ревность об отеческих преданиях» (Гал. 1:12). Настолько беспредельной, что он стерег одежды тех, кто побивал камнями первомученика Стефана, и выпросил грамоты, чтобы преследовать последователей Христа в Дамаске.
Из гонителя — в апостолы
Да, жизненный путь Савла (Павла) совсем не похож на жизнь Симона (Петра). Но их объединяе одно — горячее, неравнодушное сердце, желание и готовность служить Богу, неравнодушие. Видимо, именно поэтому Христос является Савлу по дороге в Дамаск, куда он так спешит, чтобы гнать и предавать смерти местных христиан.
Представьте, насколько радикально изменилась его жизнь после этой встречи! Он становится persona non grata для своих бывших наставников, соучеников, родственников, лишается блестящей карьеры раввина. В архаичном мире, где положение в обществе было одним из важнейших элементов жизни человека, Савл лишился всего. Но он не мог сопротивляться призыву Господа. Как повествует книга Деяний, Савл увидел свет и услышал голос Бога, а затем ослеп и три дня ничего не видел, пока не крестился. Он прозрел и телесно, и духовно, познал истину.
Будучи человеком сведущим в Писании, Павел не мог не знать о пророчествах о пришествии Спасителя. Он был готов и ждал Его, но, как и основная масса иудеев, ждал другого Мессию — освободителя от римлян, воина и царя. Теперь же, после личной встречи со Христом, он сам становится из гонителя одним из самых ревностных Его учеников и апостолов. «Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим.1:16) Именно его послания мы чаще всего слышим во время Литургии, церковных Таинств, а также различных треб. Они написаны живым языком, пронизаны любовью и заботой о пастве, наставлениями и во многом революционными для того времени призывами к людям. Даже далекие от Церкви люди хоть раз в жизни слышали «Гимн любви» из 13 главы послания к Коринфянам.
Апостол Павел обошел с проповедью огромное количество стран, не забывая о пастве, о людях, которых привел ко Христу. Будучи в Риме, он проповедовал до самой своей мученической кончины. В 67 или 68 году как римский гражданин святой апостол был усечен мечом. Но его слова до сих пор живы и актуальны для всех нас.
Сложно представить себе двух более непохожих друг на друга людей. Петр — простой рыбак из Галилеи, Павел — ученый муж и римский гражданин. Но их обоих объединяло одно — горячая вера, преданность Богу и Церкви, любовь к пастве, способность признавать ошибки прошлого, искренне раскаиваться в них и идти за Христом, вверяя Ему всю свою жизнь.
Монастырь ефросиньи полоцкой расписание богослужений
Расписание богослужений на июнь 2021 года
Информация о времени и порядке совершения таинства исповеди в нашем храме
За свечным ящиком храма можно заказать различные молебны — простые и водосвятные, панихиды. Также в храме читается Псалтирь с поминовением живых и усопших.
Дата | День | Время | Богослужение | Празднуемые святые |
1 | вт | 8-00 | Утреня. Литургия | Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского и вел. кн. Евдокии |
17-00 | Всенощное бдение | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Свт. Алексия, митрополита Московского, и всея России чудотворца | ||
2 | ср | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. Константина и Елены | ||
3 | чт | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю | Прав. Иакова Боровичского, Новгородского | ||
4 | пт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен всем святым в земле Русской просиявшим | Свт. Леонтия, еп. Ростовского. Прп. Евфросинии Полоцкой | ||
5 | сб | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Блж. Ксении Петербургской | ||
6 | вс | 7-00 | Ранняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия | |||
17-00 | Всенощное бдение | Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | ||
7 | пн | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Сергию | Прп. Макария Калязинского | ||
8 | вт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Утреня пасхальным чином | Отдание праздника Пасхи | ||
9 | ср | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Вознесение Господне | ||
10 | чт | 7-00 | Ранняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия | |||
17-00 | Вечерня. Утреня с полиелеем | Попразднство Вознесения Господня. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. Иконы Божией Матери «Споручница грешных» | ||
11 | пт | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен всем святым в земле Русской просиявшим | Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской | ||
12 | сб | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора | ||
13 | вс | 7-00 | Раняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия | |||
17-00 | Всенощное бдение | Прав. Иоанна Кронштадтского | ||
14 | пн | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Сергию | Прав. Иулиании Новоторжской | ||
15 | вт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию | Блгв. царевича Димитрия Угличского | ||
16 | ср | 8-00 | Утреня. Литургия. | |
17-00 | Вечерня. Молебен пред Феодоровской иконой Божией Матери | Прп. Мефодия Пешношского | ||
17 | чт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Утреня | Отдание праздника Вознесения Господня | ||
18 | пт | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Заупокойные вечерня и утреня (парастас) | Троицкая родительская суббота | ||
19 | сб | 9-00 | Литургия. Панихида | |
17-00 | Всенощное бдение | День Святой Троицы. Пятидесятница | ||
20 | вс | 7-00 | Ранняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия. Вечерня | |||
17-00 | Утреня | День Святого Духа | ||
21 | пн | 9-00 | Литургия | |
15-00 | Малая вечерня с акафистом св. прав. Алексию | Прав. Алексия, пресвитера Московского. Престольный праздник | ||
17-00 | Всенощное бдение | |||
22 | вт | 7-00 | Ранняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия. Крестный ход | |||
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию | Свт. Василия Рязанского | ||
23 | ср | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Утреня с полиелеем | Апостолов Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» | ||
24 | чт | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю | Блгв. вел. кн. Анны Кашинской | ||
25 | пт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Утреня | Отдание праздника Пятидесятницы | ||
26 | сб | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых | ||
27 | вс | 8-00 | Исповедь. Часы | |
9-00 | Литургия | |||
17-00 | Всенощное бдение | Свт. Ионы, митр. Московского и всея России чудотворца. Начало Петрова поста | ||
28 | пн | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Сергию | Прп. Тихона Медынского. Свт. Феофана Затворника Вышенского | ||
29 | вт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию | Мчч. Мануила, Савела и Исмаила | ||
30 | ср | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение |
В расписании богослужений храма свт. Николая в Кленниках красным цветом выделены двунадесятые праздники, воскресные дни и престольные праздники храма, зеленым цветом — дни празднования особо чтимых святых и другие памятные даты.
Храм в честь Преподобной Евфросинии Полоцкой
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ с 12 по 19 января 2021 г.
12 января НЕДЕЛЯ 30-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ.
ВОСКРЕСЕНИЕ Правв. Иосифа Обручника Давида царя и Иакова брата Господня.
Требный (8:45): п. Виктор Якушев.
06:30 Исповедь: п. Александр Пронин (начинает) п. Виктор Мельников.
07:00 Божественная литургия. Молебен. Совершают: п. Владимир Шичко д. Валерий Лосик.
08:45 Заупокойная лития: п. Виктор Якушев.
08:30 Исповедь: и. Сергий Пыск (начинает) п. Александр Пронин.
09:00 Божественная литургия. Молебен (на 2-ом этаже учебного корпуса).
Совершают: п. Алексий Климов п-д. Ярослав Близнюк.
09:30 Исповедь: п. Виктор Мельников (начинает) и. Дионисий Коростелёв и. Сергий Пыск.
10:00 Божественная литургия. Совершают: п. Игорь Коростелёв п-д. Димитрий Романович.
12:00Молебен: и. Дионисий Коростелёв.
12:30 Панихида: и. Сергий Пыск.
13:00 Крещение: п. Виктор Мельников.
17:00 Акафист свв. блгвв. кнн. Петру и Февронии.
18:00 Вечерня. Утреня славословная. 1-й час. Совершают: и. Сергий Пыск п-д. Александр Васильев.
13 января СЕДМИЦА 31-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Понедельник Требный (8:45) крещение (12:00) дежурство (до 15:00): п. Павел Кивович д. Валерий Лосик.
08:30 Исповедь. Панихида(11:00): п. Виктор Мельников.
09:00 Божественная литургия. Молебен. Совершают: и. Сергий Пыск п-д. Александр Васильев.
14:00Молебен в часовне блж. Матроны Московской: п. Владимир Шичко.
18:00 Всенощное бдение. Совершают: п. Виктор Мельников д. Валерий Лосик.
19:00 Собеседование перед таинством венчания: п. Павел Кивович.
14 января ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ. СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО.
Вторник Требный (8:45) крещение (12:00) дежурство (до 15:00): и. Сергий Пыскп-д. Димитрий Романович.
08:30 Исповедь. Панихида(11:00): п. Владимир Шичко.
09:00 Божественная литургия свт. Василия Великого. Молебен.
Совершают: п. Виктор Мельников д. Валерий Лосик.
10:00 Причащает заключённых в СИЗО п. Александр Пронин.
18:00 Вечерня. Утреня с полиелеем прп. Серафиму Саровскому. 1-й час.
Совершают: п. Владимир Шичко п-д. Димитрий Романович.
19:00 Собеседование перед таинством крещения проводит п. Виктор Мельников.
15 января Требный (8:45) крещение (12:00) дежурство (до 15:00): и. Сергий Пыск п-д. Ярослав Близнюк.
08:30 Исповедь. Панихида(11:00): п. Виктор Якушев.
09:00 Божественная литургия. Молебен. Совершают: п. Владимир Шичко п-д. Димитрий Романович.
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час. Совершают: п. Виктор Якушев п-д. Ярослав Близнюк.
16 января Требный (8:45) крещение (12:00) дежурство (до 15:00): п. Алексий Климов п-д. Александр Васильев.
08:30 Исповедь. Панихида(11:00): и. Дионисий Коростелёв.
09:00 Божественная литургия. Молебен. Совершают: п. Виктор Якушев п-д. Ярослав Близнюк.
17:00 Акафист ик. Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с водосвятием: п. Алексий Климов.
18:00 Вечерня. Утреня. Совершают: и. Дионисий Коростелёв п-д. Ярослав Близнюк.
18:30 Беседа с молодёжью: п. Алексий Климов.
17 января Требный (8:45) крещение (12:00) дежурство (до 15:00): п. Владимир Шичко.
08:00 Часы навечерия (царские): 1-й 3-й 6-й и 9-й (с чтением Евангелия). Изобразительны.
(Литургии не положено). Совершают: и. Дионисий Коростелёв д. Валерий Лосик.
11:00 Панихида: п. Александр Пронин.
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час. Совершают: п. Александр Пронин п-д. Александр Васильев.
19:00 Собеседование перед таинством крещения проводит п. Виктор Мельников.
18 января НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ (КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК).
Суббота Требный (8:45) дежурство (до 15:00): п. Виктор Мельников.
08:30 Исповедь (соборно): п. Алексий Климов (начинает).
09:00 Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста. 9-й час. Великая вечерня с Великим освящением
воды. Славление праздника. Совершают: п. Александр Пронин п-д. Александр Васильев.
12:00 Панихида: и. Сергий Пыск.
13:00 Крещение: п. Виктор Мельников и. Сергий Пыск.
17:30 Акафист иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: п. Алексий Климов.
18:00 Всенощное бдение (соборно). Совершают: и. Сергий Пыск п-д. Димитрий Романович.
19 января НЕДЕЛЯ 31-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.
ВОСКРЕСЕНИЕ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Требный (8:45): п. Виктор Якушев.
06:30 Исповедь: п. Александр Пронин (начинает) п. Виктор Мельников.
07:00 Божественная литургия свт. Василия Великого. Великое освящение воды. Славление праздника.
Совершают: п. Владимир Шичко д. Валерий Лосик.
08:45 Заупокойная лития: п. Виктор Якушев.
08:30 Исповедь: и. Сергий Пыск (начинает) п. Александр Пронин.
09:00 Божественная литургия свт. Василия Великого (на 2-ом этаже учебного корпуса).
Совершают: п. Алексий Климов п-д. Димитрий Романович.
09:30 Исповедь: п. Виктор Мельников (начинает) и. Дионисий Коростелёв и. Сергий Пыск.
10:00 Божественная литургия свт. Василия Великого. Славление праздника.
Совершают: п. Игорь Коростелёв п-д. Ярослав Близнюк.
12:30 Панихида: и. Сергий Пыск.
13:00 Крещение: п. Виктор Мельников.
17:00 Акафист свв. блгвв. кнн. Петру и Февронии.
18:00 Великая вечерня. Утреня славословная. 1-й час. Совершают: и. Сергий Пыск п-д. Александр Васильев.
Спасо-Евфросиниевский монастырь (Полоцк)
Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке — женский православный монастырь, один из древнейших и крупнейших центров Православия на территории Беларуси.
Начало Спасской обители. Храм Евфросинии Полоцкой
В 1125 году святая княгиня Евфросиния сподобилась видения, в котором Господь указал ей место ее особого служения — Сельцо, находившееся неподалеку от Полоцка. Преподобная поселилась там при маленькой деревянной церкви Спаса. Через некоторое время к ней стали приходить девушки, искавшие спасения души и желавшие посвятить свою жизнь Богу. Так возникла девичья обитель.
Когда число насельниц увеличилось, игумения решила построить вместо деревянной церковки каменный храм Всемилостивого Спаса. Он был воздвигнут меньше чем за год и по сей день считается жемчужиной древнерусского зодчества. Уникальные фрески XII века, которыми расписаны все стены и купол храма, почти полностью сохранились до наших дней. Они и сейчас волнуют своей одухотворенностью и художественным совершенством.
На втором этаже храма расположены хоры, по обе стороны от них есть две совсем маленькие крестообразные кельи, в одной из которых преподобная уединялась для молитвы.
Главной святыней храма был воздвизальный (воздвигался в храме на праздник Воздвижения Креста Господня и использовался во время крестных ходов) Крест-ковчег, выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали. Крест содержал в себе бесценные христианские святыни.
Историческая судьба обители
После кончины преподобной Евфросинии обитель развивалась и процветала до 1580 года. Потом, в XVI–XVII веках, Полоцк то входил в состав Речи Посполитой, и тогда монастырь занимали монахи-иезуиты, то вновь возвращался под власть русского царя, и обитель передавалась православным.
Новый период расцвета начался в XIX веке после указа Святейшего Синода о возрождении древнего монастыря. В 1842 году Спасский монастырь был причислен к разряду первоклассных, при нем открылось Спасо-Евфросиниевское женское училище, ставшее преемником школы, основанной святой Евфросинией.
В конце XIX века, в 1897 году, на территории монастыря был построен величественный Свято-Кресто-Воздвиженский собор с пятью шлемовидными куполами, рассчитанный на полторы тысячи человек. По архитектуре он близок византийским храмам XIII века.
ХХ век в жизни монастыря
Советское безбожное время было периодом тяжелых испытаний для обители. В начале 20-х годов у монастыря реквизировали множество икон, драгоценные ризы, оклады, серебряную раку преподобной, Крест-ковчег. В 1928 году разграбленная обитель вообще была закрыта, а 146 ее насельниц изгнаны, все монастырские здания переданы военному ведомству и различным государственным структурам.
Во время Великой Отечественной войны в одном из корпусов монастыря размещалось немецкое командование, в Кресто-Воздвиженском соборе содержались советские военнопленные, но все же оккупационные власти разрешили открыть обитель. Спасо-Преображенский храм был открыт до 1960 года и являлся единственной действующей церковью Полоцка.
В период хрущевских гонений на Православную Церковь Спасо-Евфросиниевский монастырь снова закрыли, тридцать лет находился он в запустении, и только в 1989 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Полоцкая обитель стала возрождаться.
Полоцкий монастырь сегодня
Пережив все бури и потрясения ХХ века, Спасо-Евфросиниевская обитель вновь расцвела. В ней подвизается около ста сестер. В трех храмах монастыря — Спасо-Преображенской церкви, Кресто-Воздвиженском соборе и Свято-Евфросиниевской теплой церкви (1847 г.) — ежедневно совершаются богослужения, непрерывно читается Псалтирь. При монастыре возобновило работу женское духовное училище.
Святыни монастыря
Главной святыней монастыря являются мощи святой преподобной Евфросинии Полоцкой.
В 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен воссозданный Евфросиниевский Крест, а в 2007 году — серебряная рака для мощей преподобной, сделанная по фотоснимкам 1910 года.
В 1998 году в монастыре появилась новая реликвия — вериги преподобной Евфросинии, обретенные чудесным образом.
В 2010 году к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в дар обители был передан список XVI века с древнего Эфесского образа Божией Матери.
Древняя обитель с радостью встречает верующих и паломников, прибывающих для поклонения святой преподобной Евфросинии Полоцкой.