храм езидов в армении фото
новостной сайт о событиях в курдском регионе
ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана
Езидский храм в Армении – от Лалиша до Акналича
7015 | 0 |
2019-10-03 Юрий Дасни, Kurdistan.Ru
Главный и особо почитаемый всеми езидами мира храм находится на святой земле в Лалише, он уже много веков служит единению людей, укреплению непреходящих ценностей любви, добра и милосердия, но он далеко и туда не каждый может поехать. Поэтому отрадно, что здесь, в Армении, где уже много лет езиды бок о бок живут с братским армянским народом, для езидов постсоветского пространства, построен езидский храмовый комплекс с парком и историческими памятниками.
29 сентября 2019 года, ровно через семь лет после открытия езидского храма «Селтан Эзид», там же в районе Акналич Республики Армения торжественно был открыт второй езидский храм «Ziyareta Heft Mêrên Mergê» (Семь ангелов святой земли). Закладка первого камня в основание храма состоялась в апреле 2015 года, по благословению ныне покойного мира всех езидов Тахсин-бега и святейшего Баба-шейха.
Новый храм поражает своим великолепием, построен из нескольких видов мрамора и гранита. Архитектура храма выполнена в стиле барокко, что значительно отличает его от древнего храма Лалиш, построенного в незапамятные времена. Внутри храм имеет яркое настенное панно из оникса с изображением павлина. Посередине зала установлен алтарь. Свод храма украшают центральный купол и семь меньших по размеру куполов по числу ангелов, с позолоченными шпилями в виде изображения солнца, которые придают ему особую нарядность и торжественность.
Великое освящение построенного в Акналиче езидского храма в честь «Семи ангелов святой земли» совершила святейшая делегация духовных лиц из Лалиша, после чего ими была совершена божественная литургия в новоосвященном храме. И, конечно, все это происходило по благословению всех святых во главе с Малик Таусом, в честь которых был освящен храм.
Открытие и освящение храма стало большой радостью не только для езидской общины, но и для жителей Армении и всего мира. По подсчетам армянских властей в торжественном открытии приняло участие от 35 до 37 тысяч человек. Стены храма не смогли вместить всех пришедших на литургию. Для тех, кто стоял на площади перед храмом «Семи святых», была организована аудиотрансляция. В числе почетных гостей торжества были, в частности, владыка Армянской апостольской церкви Сион Сарпазан, председатель парламента Армении Арарат Мирзоян, сорок депутатов парламента от различных партий, семь министров, представители разных партий и международных общественных организаций, дипломаты ряда стран.
За десятилетия добрососедского проживания в Армении, езиды Армении стали неотъемлемой частью армянского общества. Свою дружбу и преданность Армении они доказали своим честным трудом и братскими отношениями, на протяжении многих лет принимая активное участие во всех сферах жизни страны и армянский народ ценит это. Благодаря благородному отношению армянского народа сохраняются древние езидские традиции, открываются духовно-просветительские центры, езиды Армении имеют возможность развивать свое богатейшее культурное и духовное наследие, воспитывают в подрастающем поколении уважение к истории, традициям и обычаям своих отцов и дедов.
Езидский храм «Семь ангелов святой земли» уже стал культурной достопримечательностью Армении. Отныне этот храм является частью религиозного наследия Армении, наряду с недалеко расположенным знаменитым кафедральным собором Эчмиадзин – главный храм Армянской апостольской церкви, построенным в 4 веке н.э. Для верующих езидов наступило благословенное время, возможность совершения молитв, заботы о родных и близких, помощи тем, кто в ней нуждается.
Пусть этот храм служит езидскому обществу и всем людям Армении. Пусть он позволит езидам возносить молитвы и служить Господу, как требует того их вера.
10 знаменитых езидских храмов
«Толпа, войдя во храм, задумчивей и строже…
Лампад пунцовых блеск и тихий возглас: «Боже…»
Мир храмов – это удивительный и неописуемый красоты мир, в котором человек пытается соприкоснуться с различными таинствами и приблизиться, таким образом, к Богу. На Руси всегда считалось, что «храм – это небо на земле». Сюда люди приходят возносить свои молитвы, просьбы, просят искупления и прощения, находят душевный покой.
На протяжении многих лет в СССР среди езидской общины присутствовало ошибочное мнение, что у езидов имеется один единственный храм – Святой Лалыш. С развалом Советского Союза и открытием границ выяснилось, что на исторической родине у езидов имеются десятки храмов и святынь, ставших духовным наследием езидского мира.
Особое место в архитектуре езидских храмов занимают навершия на куполах. В езидской традиции их два вида: полумесяц, который существовал в древности на разных храмах и был больше распространен в Шангале, и рука, которая распространена среди езидов Шейхана, Башик и Бахзана. На навершии ежегодно водружаются разного цвета ленты, что означает приношение храму.
Редакция ÊzîdîPress составила свой список из 10 знаменитых езидских храмов. К сожалению, некоторые из них были разрушены террористами так называемого «Исламского государства». Но мы надеемся, что после освобождения езидских территорий разрушенные храмы вновь будут восстановлены.
1.Главная святыня езидов, храм «Лалыша Нурани», что в переводе означает «Святой Лалыш» (Недалеко от Шейхана, Северный Ирак)
Точная дата основания храма неизвестна, но по данным специалистов храм существовал в дохристианскую эпоху и являлся для здешнего населения местом почитания солнечного культа. Позже был обжит несторианскими монахами. В XII в. местное население, почитавшее древний храм, став последователями Господа Шихади, вернуло его себе. Всю свою земную жизнь Шихади провел в Лалыше.
Храм находится в одноименном ущелье, где, согласно езидским священным текстам, располагался райский сад. На главном здании храма три купола: большой — в честь Шихади, второй по величине — в честь Шехсина, а третий — в честь Шех Мусы Анзали. Кроме того, в ущелье есть еще три башни с такими же конусообразными куполами: Шех Мушаллах, Шешамс и над Канийа Спи. Под храмом бьют два святых для езидов ключа: Канийа Спи и Земзем.
Лалыш является местом паломничества («хадж») для езидов всего мира. 6-13 октября сюда приходят езиды со всего мира. В ущелье и в его окрестностях множество памятных мест пребывания езидских святых, которые являются священными для езидов. Недалеко от Лалыша, в Шейхане, находятся резиденции духовных и светских глав езидов Мира Тахсин-бега и Ахтйиаре Марге Баве шейха.
На Храме Лалыш есть навершие с двумя металлическими сферами и формой руки, что символизирует руку Господа. На нее ежегодно во время праздника Джамайя Шихади возносят разноцветные ткани, символизирующие приношение.
2. Святыня Махмарашана в Маклубе (Северный Ирак)
Святыня основана приблизительно в XIII в. В XX в. часть храма обваливалась и лишь в 2011 г. была отреставрирована. Махмарашан — один из первых сподвижников Шихади, который до конца жизни был верен своему учителю. Купол храма имеет езидский классический архитектурный стиль, там же есть изваяние льва, что символизирует храбрость и божественную власть. Махмарашана часто называют Шер (лев) Махмарашан. Храм находится на севере Ирака у подножия горы Маклуб, почитаемой езидами, как место пребывания святых.
Дата её основания неизвестна. Храм возведен в честь езидского святого Шех Манде Фахра, который считается покровителем змей, что символизирует в разных культурах, в том числе и в христианстве, мудрость. Архитектура отличается от остальных езидских храмов, имеет квадратную форму и плоскую кровлю, без купола. У входа — изваяние змеи.
4. Храм Пир Буб в Бахзане (Бахзан, Северный Ирак)
5. Храм Шехубакра (Бахзан, Северный Ирак)
6. Святыня Шех Але Шамса (Шейхан, Северный Ирак)
Дата основания храма неизвестна. Возведен в честь езидского святого Шех Але Шамса, одного из сыновей Шешамаса (Шех Шамса). Архитектура выполнена в классическом для езидов стиле. Купол храма имеет коническую форму. Находится посреди езидского кладбища на холме.
7. Храм Султан Эзида «Куба Слтан Эзид» (Тбилиси, Грузия)
Первый камень в основании храма был заложен в октябре 2012 высшими духовными лицами из Лалыша, а строительство началось в 2013 г. Торжественное открытие храма состоялось 16 июня 2015 г. в присутствии представителей высшего духовенства из Лалыша, правительства Грузии и духовных лидеров разных конфессий. Храм построен в классическом езидском стиле. Навершие храма «хълел» также создано в традиционном стиле: две сферы и на ней ладонь.
По решению Духовного совета езидов в Грузии ежегодно, в воскресный день перед Днем поминовения усопших «Рожа Мазал», будет отмечаться праздник «Тавафа Эзид». При тбилисском храме действует Центр езидских исследований и культурный центр «Дом езидов Грузии». Двор храма украшает сад из разных видов редких растений.
8.Святыня езидов «Зиярата Эздия» (с. Акналич, Армавирский марз, Армения)
Является первой святыней, построенной на постсоветском пространстве в 2012 г. Территория храма украшена красивым садом, а перед входом во двор создана аллея, где стоят памятники езидским героям. Святыне придает красоту белый камень, которым он отделан. При храме действует зал собраний для местной общины. Купол святыни напоминает купола езидских храмов в Ираке. В 2015 г. было принято решение о строительстве рядом со святыней еще одного храма «Куба мере диване». Закладка первого камня в основании храма состоялась в сентябре 2015 г. Ежегодно 29 сентября отмечается день открытия храма «Зиярата Эздия».
9. Храм Шарфадин в Шангале (Синджар, Северный Ирак)
Точная дата основания храма неизвестна. Возведен в честь езидского духовного лидера и святого Шарфадина, который символизирует религию езидов и считается грядущей мессией. Храм расположен в северной части синджарских гор.
10. Святыня Хаджи Али в Баадре (Северный Ирак)
Святыня основана приблизительно в XIV в. Была разрушена курдскими бегами, после чего восстановлена. Через некоторое время храм был вновь разрушен, и восстановлен уже лишь в начале XX века. Хаджи Али был одним из верных последователей Шихади, который потчевал своего учителя на протяжении 40 дней у себя дома в Баадре. Купол храма выполнен в классическом для езидов архитектурном стиле, но имеет ряд особенностей: перед дверями расположены две колонны, а внутри на стенах — изображение павлина.
Послесловие
Многие из храмов, описанных в статье, на протяжении многих веков становились невольными свидетелями массовых преступлений по отношению к езидам. Так или иначе, гибли целые империи, исчезало множество народов, внесших огромный вклад в духовное наследие всего человечества, но езиды, вытерпев столько горечи и бесчинств, сумели выжить. И причина тому – вера, которая жила в сердце каждого езида и никогда не покидала этот народ.
Рустам Рзгоян, обозреватель ÊzîdîPress
Автор выражает благодарность за консультационную поддержку главе ДСЕГ Пир Диме
В Армении построен самый большой в мире езидский храм
Фото: @President.Parliament.AM, facebook.com
В воскресенье в селе Акналич Армавирской области Армении освятили самый большой в мире езидский храм. «С радостью присутствовал на церемонии освящения езидского храма „Тавуси Малак и семь ангелов“. Считаю символичным и логичным, что крупнейший в мире езидский храм находится в Армении. Армения — дом для езидского народа», — написал спикер парламента Армении Арарат Мирзоян в Facebook.
По его словам, «езиды были рядом с армянскими братьями в роковые и героические времена». «К сожалению, в своей новейшей истории езиды, как и армяне, стали жертвами политики геноцида», — отметил спикер.
В январе 2018 года Национальное собрание (парламент) Армении приняло заявление, признающее и осуждающее геноцид езидов, совершенный в 2014 году террористическими группировками в Ираке. Ереван призвал мировое сообщество расследовать посредством международных механизмов совершенные преступления, привлечь к ответственности виновных. Армянские парламентарии также призывают принять меры для обеспечения безопасности и защиты езидского населения и приложить все возможные усилия с целью исключения в будущем подобных нарушений прав человека.
Езидский храм-зиарат Слтан Эзида
Конфессия: Езидская
Дата основания: 2019 г.
Статус: Действующий храм
Состояние: Хорошее
От Еревана: 35 км / 40 мин.
В селе Акналич Армавирской области 29 сентября 2019 года состоялась торжественная церемония открытия самого большого в мире езидского храма-зиарата. В мире у езидов очень мало таких храмов, называемых зиаратами (святилищами). В церемонии приняли участие многие езиды, представители государственных учреждений Армении, духовные лидеры всех езидов мира Мир Тасим Бек и Ахтийаре Марге, которые зиарату дали имя Слтан Эзида. По словам Гасана Гасаняна, духовного лидера езидов в Армении, храм Акналича является первым храмом езидов на территории бывшего Советского Союза.
Храм высотой 25-метров построен из мрамора и гранита, здесь будет молитвенный зал, религиозная школа и музей. Архитектор храма Артак Гулян.
Езиды — потомки древней религии зороастризма. Сегодня в Армении проживает около 35 000 езидов. Храм был построен на средства Мирзы Слояна, известного московского бизнесмена, родившегося в Акналче.
С советских времен езидская община интегрировалась в армянское общество, свободно исповедуя свою религию, публикуя газеты и учебники на езидском языке.
Религия езидов связана с поклонением 7 ангелам семи дней в недели, и есть главный ангел: павлин, который, кажется, является армянским «Газаран блбулом» (Мифическая птица в армянских легендах).
Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где можно встретить езидов
Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам
Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.
Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.
Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.
Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.
Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты
Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.
Главные долги и запреты каждого езида
Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.
Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.
Место женщины в езидском обществе
В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.
Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: