храм филиппа рабангского в слободе расписание богослужений

Спасо-Преображенская Рабангская церковь

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Спасо-Преображенская Рабангская церковь Вологодского уезда была для моих предков родным храмом. В нем служили мой прадед и дед.
В теме будут представлены материалы по истории храма и прихода, сведения о служителях и прихожанах.

Храм во имя Филиппа Рабангского: начало. Современность и приходская жизнь

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ РАБАНГСКОЙ церкви ВОЛОГОДСКОГО УЕЗДА за 1848-1853 годы.

Фонд № 1063. Оп.1. Д.973 /Электронный ресурс/. Окончание
Количество листов: 378

В те годы в храме служили:

Священник Петр Кедровский
Диакон Владимир Стефанов Садоков (1850)
Диакон Николай Дмитриев Перов (с 1851)
Дьячок Кенсорин Иванов Якубов
Пономарь Константин Прокопьев Замараев.

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Информация из «Одноклассников»

Православная жизнь Рабангского прихода (дер. Слобода Пригородного с/совета Сокольского района)

Вологда, Россия
7 января 2021 года

Прихожане храма преподобного Филиппа Рабангского встретили праздник Рождества Христова

Ночная рождественская служба оказалась доказательством того, что те, кто уже не представляет свою жизнь без храма, в эту особую ночь не мог оставаться дома. Причем, многие прибыли в храм заблаговременно, чтобы пройти через таинство Исповеди, прежде чем получить благословение на причащение Святых Христовых Таин.

Божественную литургию совершил настоятель храма иеромонах Кирилл (Петрович). Верующие внимательно выслушали послание патриарха Кирилла к пастве и послание митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы, проповедь настоятеля, сделавшего акцент на то, что Рождество Господа нашего Иисуса Христа открыло путь людям в новую жизнь.

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Информация из «Одноклассников»

Православная жизнь Рабангского прихода

Вологодская митрополия
Вологда, Россия
19 января 2021 года

В храме преподобного Филиппа Рабангского молитвенно встретили праздник Святого Богоявления

19 января, в праздник Крещения Господня, сокольчане удивлялись сюрпризу погоды: отступил сильный мороз, завораживала утренняя тишина, и радостно было видеть, как белым пухом ложился на окрестности, кружась, снег.

Прихожане храма преподобного Филиппа Рабангского из Сокола и Вологды спешили в деревню Слобода Сокольского района на праздничную службу и будто бы попадали в сказку: храм и деревья были настолько красивы, что, чем дальше от шумной автомагистрали, тем ощутимее становился восторг.

Праздничную Божественную литургию и чин великого освящения воды совершил настоятель храма иеромонах Кирилл (Петрович). С благоговением и духовной радостью молились присутствующие, становясь сопричастниками этого праздника.

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ РАБАНГСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Отдельные выписки.
Нумерация по основному тексту.

31. Церковь Всемилостивого Спаса, что на Рабанге, л.1103
Священник Василий Иванов
Диакон Андрей Васильев

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

КАУ ВО «Государственный архив Вологодской области»

Исповедные ведомости церквей г. Вологды и Вологодского уезда за 1825 год. Том 1.
Фонд № 496. Оп.19. Д. 280
Даты документов: 1825-1825
Кол-во листов: 916
https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/479280

Электронный ресурс. Отдельные выписки.

22. Спасо-Преображенская на Рабанге церковь, л.726. (Сведения на 14 декабря)

Духовные и их домашние

Священник Александр Федоров Снятков, 49 л.
Жена Татьяна Иванова, 45
Дети:
— Иван, 21
— Александра, 14
— Владимир, 8
— Алексей, 6

Диакон Иосиф Яковлев Сокольников, 45 л.
Жена Евдокия Григорьева, 44
Дети:
— Григорий, 19
— Александр, 16
— Павел, 14
— Павла, 11

Дьячок Василий григорьев Любомиров, 40 л.
Жена Анна Иосифова, 30
Дети:
— Николай,12
— Вечеслав, 8
— Миропия, 5
— Анна, 2
— Марья, 6 мес.

л.726об
Пономарь Андрей Иванов Землисын, 31 г.
Жена Мария Иванова, 30

Вдова пономарица Домника Алексеева, 72 л.
Дочь её Стефанида Федорова, 41

Умершего пономаря Ивана Андреева дети:
— Лев, 23
— Федора, 37

Дворяне и их домашние:

Флота капитан-лейтенантша Анастасия Иванова Бибикова, 55 л.

Отставной матрос Михайло Васильев Куйбин, 48 л.

Отставной матрос Иван Игнатьев Лапин, 50 л.
Жена Пелагея Васильева, 49
Дети:
— Федор, 13
— Николай, 9
— Иван, 6

Отставной матрос Никита Савельев, 62 л.
Жена Евдокия Иванова, 31 г.
Сын Александр, 8

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Информация из «Одноклассников»

Православная жизнь Рабангского прихода

Вологодская митрополия
Вологда, Россия
22 марта 2021 г.

В храме преподобного Филиппа Рабангского деревни Слобода молитвенно встретили праздник Торжества Православия

Божественную литургию в праздничный день совершил настоятель Архиерейского подворья «Спасо-Преображенский Рабангский монастырь» иеромонах Кирилл (Петрович). Многие прихожане приняли участие в таинствах Исповеди и Причастия.

После окончания Литургии священник совершил чин Торжества Православия.

Празднование Торжества Православия уста¬новлено в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, и особенно над иконоборческой ересью, осужденной VII Вселенским собором в 787 году.

В своей проповеди отец Кирилл отметил: «И попостились, и помолились, и к Господу приблизились…» Действительно, для всех верующих первая неделя поста было очень напряженной: богослужения, чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, во время которого совершаются коленопреклоненные молитвы…

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Информация из «Одноклассников»

Православная жизнь Рабангского прихода

Вологодская митрополия
Вологда, Россия
28 апреля 2021 г.

В деревне Слободе Сокольского района в праздник Входа Господня в Иерусалим состоялась Божественная литургия

Богослужение в этот день поражает своей красочностью и праздничностью.Божественную литургию в храме преподобного Филиппа Рабангского Архиерейского подворья «Спасо-Преображенский Рабангский монастырь» деревни Слобода Сокольского района совершил настоятель иеромонах Кирилл (Петрович).

Обращаясь к прихожанам с проповедью, священник говорил о том, что вера должна возрастать и крепнуть по мере продвижения человека по жизненному пути, с тем, чтобы в конечном итоге он смог соединиться со Христом.

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Исповедные ведомости церквей Вологодского уезда за 1885 год. Том 2.
Фонд № 496. Оп.19. Д. 284 /Электронный ресурс/ Отдельные выписки.
Кол-во листов: 1074
https://gosarchive.gov35.ru/archive1/unit/479295

36. Спасо-Преображенская Рабангская церковь, л.768

л.768. Духовные и их домашние:

Священник Арсений Ливериев Прозоровский, 45 л.
Жена Раиса Евграфова, 42
Дети:
— Евстолия, 21
— Лидия, 19
— Рафаил, 15
— Вера, 13
— Александр, 10
— Надежда, 7
— Юлия, 3
— Александра, 2 мес.

Диакон Рафаил Иванов Жуков, 21 г.
Жена Александра Косьмина, 19а

Псаломщик-диакон Константин Павлов Розов, 46 л.
Жена Любовь Кенсоринова, 49
Дети:
— Николай, 20
— Александр, 13
— Кенсорин, 8

Просфорня Анна Васильева Замараева, 61 г.

Священническая вдова Евдокия Петрова Малиновская, 44 л.
Дети Платоновы:
— Александр, 20
— Александра, 14

л.770об. Военные и их домашние села Рабангского :

Квартирмейстер Христофор Алексеев Крепышев, 82 л., вдов.
Дети:
— Василий, 38
— Михаил, 35
Жена его Екатерина Иванова, 35
Дочь их Александра, 1 г.

Федор Игнатов Дитев, 67 л.
Жена Александра Андреева, 55

Зять их Николай Михайлов, 22 л.
Жена Анна Васильева, 21

Николай Егоров Бараев, 42 л.

Александр Васильев Шелков, 56 л.

Дмитрий Федоров Головин, 59 л.
Дочь Мария, 37

Михаил Васильев Петергов, 37 л.

Василий Михайлов Гладин, 28 л.

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Информация из «Одноклассников»

Православная жизнь Рабангского прихода

Вологодская митрополия
Вологда, Россия
1 мая 2021 г.

Прихожане храма преподобного Филиппа Рабангского встретили Пасху Христову

Прихожане храма преподобного Филиппа Рабангского деревни Слобода Сокольского района с огромной духовной радостью спешили к началу Пасхального богослужения.

Весть о Воскресшем Христе верующие встречали с ликованием. На многократный возглас священника «Христос воскресе!» отвечало многоголосие «Воистину воскресе!».

Каждый год в Пасху людская река с иконой Воскресения Христова, хоругвями, течет вокруг храма, символизируя нескрываемую радость о Воскресшем Христе, Даровавшем бессмертие. Верующим остается лишь как можно дольше сохранить эту пасхальную радость.

Как всегда, на Пасху было много желающих приобщиться Святых Христовых Таин

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Книга для записи новославленных священников по Вологодской епархии за 1798 год

47. Диакон ВАСИЛИЙ ИОАННОВ

Источник

Храм преподобного Филиппа Рабангского,Архиерейск

храм филиппа рабангского в слободе расписание богослужений

Храм преподобного Филиппа Рабангского,Архиерейск запись закреплена

Расписание богослужений с 5 по 14 ноября.

Димитриевская родительская суббота.
5 ноября (пт) 17-00 Утреня.
6 ноября (сб) 08-00 Исповедь.09-00 Литургия.
Показать полностью.
Общая панихида.

Неделя 20-я по Пятидесятнице.
6 ноября. (сб) 17-00 Всенощное бдение.
7 ноября (вс) 08-00 Исповедь. 09-00 Литургия.

Вмч. Димитрия Солунского.
8 ноября (пн) 09-00 Молебен с акафистом.

Вмц. Параскевы Пятницы.
10 ноября (ср) 09-00 Молебен с акафистом.

Неделя 21-я по Пятидесятнице, чудотворцев Космы и Дамиана.
13 ноября (сб) 17-00 Всенощное бдение.
14 ноября (вс) 08-00 Исповедь. 09-00 Литургия.

храм филиппа рабангского в слободе расписание богослужений

Храм преподобного Филиппа Рабангского,Архиерейск запись закреплена

храм филиппа рабангского в слободе расписание богослужений

Храм преподобного Филиппа Рабангского,Архиерейск запись закреплена

храм филиппа рабангского в слободе расписание богослужений

Храм преподобного Филиппа Рабангского,Архиерейск запись закреплена

храм филиппа рабангского в слободе расписание богослужений

Храм преподобного Филиппа Рабангского,Архиерейск запись закреплена

храм филиппа рабангского в слободе расписание богослужений

Храм преподобного Филиппа Рабангского,Архиерейск запись закреплена

Пресвятая Богородице, спаси нас!

храм филиппа рабангского в слободе расписание богослужений

Храм преподобного Филиппа Рабангского,Архиерейск запись закреплена

С воскресным днем, дорогие друзья!

Сегодня день памяти апостола и евангелиста Луки.
Величание:
Величаем тя, апостоле и евангелисте Христов Луко, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовествии Христове.
Показать полностью.

Источник

Спасо-Преображенская Рабангская церковь

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Спасо-Преображенская Рабангская церковь Вологодского уезда была для моих предков родным храмом. В нем служили мой прадед и дед.
В теме будут представлены материалы по истории храма и прихода, сведения о служителях и прихожанах.

Храм во имя Филиппа Рабангского: начало. Современность и приходская жизнь

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Спасопреображенская Рабангская приходская церковь Вологодского уезда

В этой церкви служили:
— с 1887 по 1899 гг. священником Александр Васильевич Изюмов, брат Марии Васильевны Крупновой (моей прабабушки);
— с 1907 по 1918 гг. диаконом Одинцов Павел Аркадьевич, отец Крупновой Нины Павловны (мой прадед)
— с 1919 по 1933 гг. дьяконом Крупнов Владимир Александрович, сын Крупновых Александра Дмитриевича и Марии Васильевны (мой дед).

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Преподобный Филипп Рабангский

Сведения, сохранившиеся о жизни преподобного Филиппа Рабангского, очень скудны. Совершенно неизвестно, где и когда родился преподобный, кто были его родители и в какое время он пришел в Глушицкую обитель, ставшей колыбелью его иноческой жизни. Здесь, в обители преподобного Дионисия (память 1/14 июня), он принял монашество и, как истинный инок, как строгий подвижник, сделался одним из приближенных учеников угодника Божия. По кончине преподобного Дионисия Глушицкого (в 1437 г.) преподобный Филипп оставался некоторое время в родной ему обители при втором игумене ее, преподобном Амфилохии (память 12/25 октября), а потом, ища безмолвия, покинул Глушицу и поселился на берегу Рабангской Сухоны, в 32–х верстах к северо–востоку от Вологды. Местность эта отличалась удивительной красотой. Высокий берег Сухоны при одном из ее поворотов позволял далеко видеть течение величественной реки, а на противоположном берегу шла цепь невысоких холмов. Местность представляла море девственного леса, не тронутого рукою человека. Здесь, среди векового бора, подвижник поставил себе келью, чтобы в желанном уединении и безмолвии проводить жизнь свою. Но вскоре жители более близких поселений случайно открыли отшельника, и уединение его было нарушено.

Пустынника начали посещать миряне для духовной беседы. Среди ищущих совета и помощи подвижника были и такие, которые желали спасаться под его руководством; таким путем собралось несколько человек братии. Братия просили преподобного Филиппа, чтобы он построил храм и основал при нем общежительный монастырь. Видя в просьбе их указание Промысла Божия, преподобный отправился в Ростов к архиепископу Ефрему (управлял Ростовской епархией с 1427 по 1454 гг.) за благословением на создание храма и обители. Архиепископ охотно дал благословение преподобному Филиппу как ближайшему ученику преподобного Дионисия и сверх того снабдил его всем необходимым для освящения церкви; самого подвижника владыка поставил игуменом новосозидаемой обители. В 1447 году храм обители был уже освящен в честь Преображения Господня, от которого и самая обитель получила наименование Спасо–Преображенской. Став во главе братии, преподобный Филипп удвоил свои подвиги: проводя жизнь в непрестанных трудах, посте и молитве, он подавал пример своему словесному стаду; всегда строгий к себе, подвижник был неизменно снисходителен и милостив к другим. Так, не ослабевая в суровых подвигах даже с достижением старческого возраста, преподобный Филипп свершил течение своей жизни по пути добродетели. После десятилетнего управления своей обителью 15 ноября 1457 года он мирно почил и был погребен в ней близ церкви. Место погребения после разрушения храма в 1930-х годах не сохранилось.
В лике преподобных. День памяти 15(28) ноября.
(Филипп Рабангский, преподобный // Википедия).

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Рабангская Слобода (Рабанга), деревня
(История и сегодняшний день)

В Списках селений в середине XIX века именуется как село Спасо-Преображенское или Рабангская Слобода. Первое название по церкви, а второе по типу поселения и гидрониму. С появлением в 1447 году в этих местах Спасо-Преображенского монастыря, при монастыре возникло селение с церковью и ярмаркой, которое стали называть слободой. Рабангой называлась Верхняя Сухона. Рабанга – в переводе с финно-угорского – илистая река.

В 1890 году в приходе значились следующие деревни: Лентьево, Куземкино, Соколово, Нечаево, Анцифорка, Шатенево, Горка, Калитино, Тетеревино, Рабангское, Ершово, Борисково, Васютино, Литега, Федюково, Веретьи, Кузнецово, Середнее, Коржа, Селища, Горка. Всего в приходе на 1890 год числится: 413 дворов, 1067 мужчин и 1239 женщин.
При Спасопреображенской церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались все приходские дети.
Жители Слободы в те времена не занимались хлебопашеством, существовали за счет монастыря и ярмарок. Хлебопашеством жители деревни стали заниматься лишь в начале ХХ века, когда диакон Спасопреображенской церкви Павел Аркадьевич Одинцов (мой прадед) завез семена зерновых культур и научил жителей выращивать пшеницу.
Слобода до начала ХХ века была центром Рабангского прихода. К ней почти вплотную примыкала деревня Сельцо. Уже в 20 веке эти две деревни стали одним целым. Если смотреть на нее с птичьего полета, то она напоминала треугольник. На высоком берегу реки Сухоны стояла улица добротных домов жителей деревни. Возле церкви располагалось здание местной приходской школы. Между церковью (за оградой) и рекой шла аллея, по которой часто гуляла в праздники молодежь, и которая служила дорогой в Сокол. В центре деревни стояло пожарное депо, а площадка возле него была центром всей деревни, где проходили ярмарки, празднества, сходки сельчан.
Церковь просуществовала до 1937 года, затем она была закрыта, колокола сняты и сброшены в реку Сухону.
После революции большинство зажиточных жителей Слободы и середняков были раскулачены. В 1930 году был создан совхоз «Победа».
До войны в Слободе насчитывалось больше трехсот жителей. На территории располагалась школа 1 ступени, изба-читальня, агробаза «Новое» и совхоз. В 1929-1930 гг. в Рабангском сельсовете была проведена сплошная коллективизация.
Не обошла стороной деревню беда 1937 года. Были арестованы священник церкви отец Александр Клнстантинович Соколов, Павел Васильевич Лапин, Егор Максимович Лоскутов, Мария Ивановна Осколкова.
Перед войной получили среднее специальное образование Валентина Николаевна Головкина, Христина Павловна Веселова, Милица Владимировна Крупнова (моя мама). Высшее образование в деревне получили 23 человека.

Война. Почти все мужчины призывных возрастов были взяты в армию. Всего на полях брани погибло 26 сельчан.
Не смотря на все тяготы войны, голод и холод, сельчане всегда были дружелюбны и внимательны друг к другу.

На месте бывшей церкви после войны был выстроен клуб, в котором долгие годы проводились все сельские праздники, концерты агитбригад Кадниковского и Сокольского Домов культуры, показы кинофильмов. В настоящее время здание клуба не существует.
После войны деревня трудно вставала на ноги, поднимала своё хозяйство. Многие жители стали работать на предприятиях Сокола. В середине 60-х г. деревня, как административный центр Пригородного сельсовета, была упразднена. Все административные органы и учреждения (школа, почта, библиотека, здравпункт) были переведены в развивающийся поселок Литегу и с годами Слобода стала пустеть, терять своих жителей по разным причинам: старики умирали, а молодые уезжали в другие края.
Сейчас эта древняя деревня вновь приобретает свою привлекательность, становится больше постоянных жителей.
В 1997 году Слободе исполнилось 550 лет, и это событие торжественно отмечалось жителями деревни. В центре её, где раньше находилась площадка перед бывшим пожарным депо, были накрыты праздничные столы, за которыми разместились жители деревни, гости из Вологды, Сокола, представители Сокольской администрации. Звучали выступления, поздравления, потом песни и частушки под гармонь. Это праздничное мероприятие всем очень понравилось и оставило в душах сельчан приятный след.
В 2013 году усилиями сельчан были собраны средства на установку Поклонного креста на месте бывшей церкви. На месте разрушенной церкви 18 августа состоялся торжественный молебен и освящение креста. Все эти события были приурочены к 566 годовщине возникновения деревни и прошли при большом стечении жителей и гостей. В 2014 году усилиями жителей Рабанги, при поддержке меценатов построена деревянная церковь во имя Филиппа Рабангского.

Слобода поистине была родным местом для семьи и потомков моего деда Владимира Александровича Крупнова. Долгие годы в доме, построенном Владимиром Александровичем, жила его вдова (моя бабушка) Нина Павловна с детьми; затем в нем жила семья их сына – Сергея Владимировича Крупнова. Сейчас владелицей родового гнезда является внучка Владимира Александровича и Нины Павловны.
Ныне деревня Слобода входит в состав Пригородного сельсовета Сокольского района.

(1. Быстрова, М.В. Деревня моего детства: (Рабанга: ее история и жители) / М.В. Быстрова. – Вологда: [б.и.], 2011.
2. Сурогина, Е. Как на ладони: Край родной: Слобода-Сельцо / Е. Сурогина // Сокольская правда. – 2015. – 23 января. – С.12.
3. Чайкина, Ю.Н. Географические названия Вологодской области / Ю.Н. Чайкина. – Архангельск, 1988.
4. Чайкина, Ю.Н. Словарь географических названий Вологодской области: Населенные пункты / Ю.Н. Чайкина. – 2-е изд., доп. – Вологда: [б.и.], 1993. – 480 с.

Вологда
Сообщений: 2601
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 1390

Считаю уместным поместить здесь воспоминания моей матери. Эти воспоминания были написаны ею в середине 90-х годов. Она рассказывает о родной деревне Слободе Сокольского района и её жителях, делится детскими впечатлениями, вспоминает своих односельчан.

Быстрова Милица Владимировна.

ДЕРЕВНЯ МОЕГО ДЕТСТВА

(Рабанга, ее история, жители)

До войны в Слободе насчитывалось больше трехсот жителей. Украшением ее была красивая двухэтажная церковь, разрушенная перед войной. Вторым зданием, определяющим центральность Слободы, была начальная школа.

Рядом с этим домом стояли два сарая. В одном, который был поменьше, хранили соль, привозимую на баржах по воде. За долгие годы он так просолился, что даже наружные стены были покрыты белым налетом.
В большом двухэтажном сарае, покрытом железной крышей, в ту пору хранили зерно совхоза. Говорили, что эти сараи раньше (до революции) принадлежали каким-то кадниковским купцам.

В соседнем доме жила семья Раевских. В этом доме нас привлекало широкое открытое крыльцо, где вёснами, пока еще не сошел снег, мы играли в костыги. Почему-то в костыги мы играли только веснами. Здесь, кроме родителей жили трое ребятишек. Единственное неприятное воспоминание из детства связано с одним из парней этой семьи, который предложил моей старшей сестре Валентине лизнуть зимой железный штырь ограды. Язык у неё, конечно, приклеился, и маме пришлось отливать его горячей водой.

Дальше идет наш дом – дом Крупновых. Он немного удалился из общего порядка, вглубь. Дом был построен, наверное, моим дедом Павлом Аркадьевичем Одинцовым, который несколько лет служил в местном Спасопреображенском храме. Около дома, с правой стороны, росло много огромных черемух, за ягодами которых лазили буквально все деревенские ребятишки. Нас у родителей, Владимира Александровича и Нины Павловны, было четверо: Валентина, я, Сергей и Тамара.
Дом стоял напротив школы. Когда мои подружки (а они были постарше меня на годик) пошли в школу, мой отец, Крупнов Владимир Александрович, договорился с учительницей Смирновой Елизаветой Александровной, чтобы меня взяли вольнослушателем в школу, т.к. по возрасту я еще не подходила.
Вспоминаю такой момент: сижу на первой парте и в тетради в линейку печатаю букву «А», но она уже к концу строчки снизилась до половины. Учительница, что-то объясняя учащимся, подходит ко мне, начинает новую строчку с этой же буквы. Поэтому в последующие учебные годы почерк мой был не очень красивый. А вот чтение отец проверял. И для меня долго было тайной, когда я, читая вслух и находясь где-то в других комнатах, допускала ошибки, папа меня поправлял. Как он «видит», что я вру? До меня еще не доходило, что читаемое можно слышать. А в третьем классе за плохой почерк по жалобе учительницы Анны Александровны Лерчер получила дрань, но писать после этого лучше стала лишь в четвертом классе, уже после смерти отца.
После окончания 4-х классов меня не взяли учиться в 5-й класс только что открывшейся в Соколе школы им. Бубнова и меня взяли к себе дед и бабушка, которые жили около Печаткина в селе Воскресенье. Тут в селе была своя школа, но меня туда вольнослушателем тоже не взяли и я, по договоренности деда, Одинцова Павла Аркадьевича, ходила в школу через реку Сухону в деревню Бекренево.
5-й класс я заканчивала в только что открывшемся классе школы № 5 в том же селе, но семилетку (первый выпуск) уже заканчивала в своей Рабангской школе. Когда в 1933 году умер папа, и мама, устроившись на работу, уходила в лесной отдел бумажной фабрики (ныне Сокольский ЦБК), наша четверка оставалась дома одна. За нами присматривали все соседи: и что мы делали, и как себя вели. Идущие из Ершова в клуб нашей деревни парни, прекращали игру в гармонику и пение частушек, зная, что мы могли быть дома одни. Никто никогда не стукнул по опушке дома, чтобы не напугать нас. Спасибо всем за это!

Рядом с нашим домом, около большущего тополя, стоял маленький домик. В нем жила старушка, которая пекла для церкви просвирки. Я даже не знаю ее фамилии, так и звали ее «дом Кати-просвирни».

Следующий дом – Петерговых. Со страшим сыном, Сашей, мы учились в одном классе. Этот дом был какой-то закрытый для людей, я бывала в нем всего лишь один раз. О происхождении их фамилии существует легенда, из которой следует, что эту фамилию им Петр Первый придумал.

Дальше в ряду стоял дом Папышковых, родителей моей подружки Оли, с которой, как говориться в пословице «Лен не делен и отрепья вместе». У Оли были еще брат и сестра. Ее мама, тетя Маня, была одной из главных опекунш над нами, а дядя Саша? Это был красивый мужчина, умел хорошо петь. Всегда посмотрит, что мы делаем и даст нам нужный совет. В доме была всегда идеальная чистота.

В следующем доме Ивановых жили мама с дочкой. Дочка была старше нас и с нами компанию не водила.

Вместо этих двух домов сейчас стоит один – Масаковых.
Некоторые дома на протяжении всей своей истории меняли своих хозяев несколько раз. В бывших домах Раевских, Барановых, Осколковых сейчас живут другие сельчане.
В 30-е годы в деревню приехали новые жители Барановы, Морозовы, Охины, Пушниковы, Лерчер, Киселевы.
Если бы можно было посмотреть на нашу деревню Слободу с большой высоты, то ее конфигурация напоминала треугольник.

Война. Почти все мужчины призывных возрастов были взяты в армию. Всего на полях брани погибло 25 сельчан – с фронта не вернулся ни один из моих ровесников.

Хочется вспомнить этих жителей поимённо*:

1. Бараев Владимир Александрович (1913 г.)
2. Белов Алексей Николаевич (1925 г.)
3. Кулаков Иван Александрович (1898 г.)
4. Купцов Николай Алексеевич (1893 г.)
5. Купцов Юрий Павлович (1924 г.)
6. Лапин Александр Александрович (1919 г.)
7. Лапин Александр Павлович (1921 г.)
8. Лапин Борис Сергеевич (1925 г.)
9. Лапин Николай Васильевич (1901 г.)
10. Баранов Дмитрий Сергеевич (1896 г.)
11. Купцов Александр Павлович (1923 г.)
12. Купцов Павел Александрович (1896 г.)
13. Осколков Николай Николаевич (1921 г.)
14. Петергов Александр Павлович (1902 г.)
15. Петергов Николай Александрович (1910 г.)
16. Петергов Николай Александрович (1904 г.)
17. Петергов Александр Николаевич (1922 г.)
18. Петергов Алексей Александрович (1909 г.)
19. Петергов Алексей Иванович (1901 г.)
20. Политов Алексей Алексеевич (1904 г.)
21. Политов Николай Александрович (1898 г.)
22. Чащин Юрий Александрович (1925 г.)
23. Лапин Алфей
24. Шабунин Александр Александрович (1911 г.)
25. Елохин Егор Семенович

В годы войны жители Слободы, как могли, помогали фронту, работали в местном совхозе. Тяжелыми были и послевоенные годы.
Большинство сельчан стали работать на предприятиях Сокола и Кадникова, уезжали в другие города. И с годами Слобода стала пустеть, терять своих жителей.

Очень хочется надеяться, что моя родная деревня, не смотря ни на что, будет существовать еще не одно десятилетие и ни одно столетие.

___
* Список составлен мамой (возможны неточности)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *