храм гарни интересные факты
Чем интересен Гарни? Языческий храм в христианской
(на фото храм Гарни, справа от него остатки ротонды Святого Сиона
Чем интересен Гарни?
Языческий храм в христианской Армении
Храм Гарни один из самых посещаемых исторических памятников Армении. На территории СССР это единственный восстановленный языческий храм. После принятия в 301 г. христианства в качестве государственной религии в Армении были разрушены все языческие храмы. Из многочисленных храмов сохранился всего один: Гарни, посвящённый одному из главных древнеармянских богов – богу солнца, небесного света и справедливости: Митре (Михре).
Уникальный храм расположен в 28 км от Еревана близ села Гарни на треугольном мысе, над ущельем реки Азат.
Столицы Армении многие века располагались в Араратской долине: Армавир, Арташат, Вагаршапат, Двин. Климат в Гарни намного мягче и летом здесь прохладнее. Армянские цари полюбили это место из-за климата и окружающей природы и превратили Гарни в свою летнюю резиденцию. Эта любовь спасла языческий храм от разрушения во время войны христиан с язычниками. С тех пор храм называли «домом прохлады».
Храм Гарни находится на территории древней циклопической крепости Бердшен (III тыс. до н.э.). В крепости найдена клинопись, которую в первой половине VIII века до н.э. оставил царь Урарту Аргишти:
«С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин».
Во II веке до н.э. здесь началось строительство новой крепости. Армянский царь Трдат I закончил строительство в 76 году, оставив надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, Менней с соизволения тэра (как) литург великого спарапета (в знак) благодарности при Матее свидетеле (выкупил)». (перевод К. В. Тревер) (Гелиос – солнце, греч., агарак – дворец, тэр – владыка, пер. с арм.)
Благодаря своему выгодному расположению, цитадель была неприступной более 1000 лет: скалистое ущелье служило естественной преградой с трех сторон, а крепостная стена с 14 квадратными башнями защищала единственную дорогу к крепости. Крепостная стена построена из огромных базальтовых блоков голубого цвета, согласно античному методу кладки, блоки соединены железными скобами, места соединения залиты свинцом. Длина крепостной стены вместе с башнями более 310 м, толщина стен более 2 м. В крепость вели лишь одни ворота шириной с одну колесницу. Крепость защищало большое войско.
Землетрясение 1679 года полностью разрушило храм. Кроме храма обнаружены остатки древней крепости, царского дворца, христианской церкви и бани.
Многие путешественники и учёные посещали развалины храма – даже разрушенный Гарни вызывал восхищение. Проект реконструкции храма пытался создать ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году. Царский наместник Кавказа, увидев развалины храма в конце XIX века, пожелал перевести его детали в Тифлис, чтобы собрать его перед своей резиденцией. На наше счастье этот замысел не удалось осуществить ввиду отсутствия транспорта для перевозки базальтовых блоков.
Главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян в начале 1930-х годов обследовал Гарни и составил проект реконструкции храма. Восстановление Гарни началось в 1966 году. Его обломки искали по всему ущелью. Легче было бы построить новый, чем восстанавливать разрушенный храм, ведь каждый найденный фрагмент следовало поставить на свое место. Недостающие детали вытачивали заново, но уже без орнамента. По требованиям Юнеско памятник восстанавливается по имеющимся фрагментам, иначе это уже строительство нового. Храм Гарни был полностью восстановлен в 1976 году архитектором Саиняном.
Сохранились четыре комнаты бани (III-IV века) с апсидальным завершением: раздевальня и три купальни с холодной, тёплой и горячей водой, а также резервуар для воды, которая согревалась в подвале. Горячий воздух из топки обогревал полы снизу. Сохранились фрагменты штукатурки из двух слоёв: белого и розового цветов, и мозаики пола 15 цветов. Сюжет мозаики пола раздевальни таков: на морском дне боги моря окружены нереидами и рыбами, указаны их имена. Надпись над ними гласит: «Потрудитесь, ничего не получив». Все надписи на греческом.
В Гарни снимают клипы, концерты; Гарни служит декорацией в художественных фильмах. Здесь отмечают народные праздники: Рождение Ваагна (Аманор), Вардавар, День Весеннего Равноденствия, Навасард и другие; организуют театрализованные представления. Храм Гарни красив и в свете прожекторов.
Интересно: жители села Гарни, произносят его название так, как во времена Аргишти и звучит примерно так: Гиарни. Здесь пекут двухслойный лаваш, который так и называется: лаваш «Гарни». Гарни славится своими ягодами и фруктами – у входа в музей, около касс, бабушки торгуют вареньем.
Храм Святого Сиона был действующим при царе Ашоте Еркате (Железном – арм.) (914—929), пока крепость Гарни была неприступной.
Пилон – массивные столбы, стоящие по сторонам входа.
Тетраконх – древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида – полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Периптер — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.
Храм Гарни
Гарни (арм. Գառնի)
Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. По мнению исследователей, он был посвящён языческому богу Солнца Михру. Историко-архитектурный комплекс Гарни расположен в 28 км от Еревана, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. 28 апреля 2011 года он был удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркьюри.
Сэкономь на путешествии!
История
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I (54—88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286—330 г.). Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.
Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». В остальной части крепости создана мощная оборонительная система — могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями.
На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали еще с урартских времен.
Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной.
Дворцовый комплекс
Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Xрам выстроен в эллинистических архитектурных формах. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники.
Xрам по всей своей композиции является периптером. План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами. Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству. В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены армянские мотивы: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров. В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником. Размеры святилища невелики. Здесь находилась только статуя божества. Этот небольшой храм обслуживал царя и его семью.
В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 г. Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке. Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца. Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.
В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис — центр Кавказского наместничества и сложить здесь перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки.
В начале XX века проводились археологические работы по обнаружению деталей и обмерам храма небольшой экспедицией под руководством Н. Я. Марра. В начале 30-х годов главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян обследовал Гарнийский храм и уже в 1933 году дал проект реконструкции его первоначального вида. Вопрос восстановления языческого храма в Гарни интересовал и академика И. А. Орбели. В середине 60-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Почти 10 лет кропотливо трудились замечательные армянские мастера. Восстанавливать храм было не проще, чем строить его, надо было находить место каждого сохранившегося камня. Гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году.
Туристам
Адрес
Как добраться до храма Гарни
Трассой Н3 до поселка Гарни. До Гарни можно легко добраться как на автобусе, так и на такси.
Кстати, на той же дороге, что и храм Гарни, расположен мужской монастырь Гегард. Обе достопримечательности удобно осмотреть за один день.
Чем интересен Гарни? Языческий храм в христианской Армении
Всего в 28 км от Еревана сохранился единственный после принятия христианства языческий храм Армении: Гарни, посвящённый одному из главных древнеармянских богов — богу солнца, небесного света и справедливости Митре (Михре). Храм расположен близ села Гарни на треугольном мысе, над ущельем реки Азат.
Направляясь к храму, возможно, вы будете несколько разочарованы — издали храм кажется больше. Поднимитесь по ступеням лестницы и поймёте, как трудна дорога к храму — ступени непривычно высоки: 30 см. Вам придётся преодолеть 9 ступеней, сядете на одну из верхних, и у вас появится возможность разглядеть карниз и плафон — пространство между колоннами и святилищем. Теперь, поняв величие и красоту храма, вы обойдёте его вокруг: колоннада из 24 колонн расположена по всему периметру. Остановитесь у задней стены храма, чтобы насладиться живописным пейзажем, оглядеть ущелье. Вы узнаете, что чувствовали царь и царица, ведь этот храм принадлежал царям. Само святилище небольшое: внутри находилась лишь статуя бога солнца.
Столицы Армении многие века располагались в Араратской долине: Армавир, Арташат, Вагаршапат, Двин. Климат в Гарни намного мягче и летом здесь прохладнее. Армянские цари полюбили это место из-за климата и окружающей природы и превратили Гарни в свою летнюю резиденцию. Эта любовь спасла языческий храм от разрушения во время войны христиан с язычниками. С тех пор храм называли «домом прохлады».
Храм Гарни находится на территории древней циклопической крепости Бердшен (III тыс. до н.э.). В крепости найдена клинопись, которую в первой половине VIII века до н.э. оставил царь Урарту Аргишти:
«С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин».
Во II веке до н.э. здесь началось строительство новой крепости. Армянский царь Трдат I закончил строительство в 76 году, оставив надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, Менней с соизволения тэра (как) литург великого спарапета (в знак) благодарности при Матее свидетеле (выкупил)». (перевод К.В. Тревер) (Гелиос — солнце, греч., агарак — дворец, тэр — владыка, пер. с арм.)
Благодаря своему выгодному расположению, цитадель была неприступной более 1000 лет: скалистое ущелье служило естественной преградой с трех сторон, а крепостная стена с 14 квадратными башнями защищала единственную дорогу к крепости. Крепостная стена построена из огромных базальтовых блоков голубого цвета. Согласно античному методу кладки, блоки соединены железными скобами, места соединения залиты свинцом. Длина крепостной стены вместе с башнями более 310 м, толщина стен более 2 м. В крепость вели лишь одни ворота шириной с одну колесницу. Крепость защищало большое войско.
Храм Гарни (I век н. э.) периптер, внешне напоминает памятники Сирии (Баальбек), Греции, Рима, однако выполнен с учётом местных традиций — культовые здания прямоугольного типа с колоннами на Армянском нагорье известны с времён Урарту. Храм целиком построен из базальта на месте урартского с размерами храма Суси в Эребуни, сохранена ориентация север-юг. Обычно в Армении храмы строили вдоль оси восток-запад, так же ориентированы все христианские храмы: алтарь располагается в восточной части.
На пилонах по сторонам лестницы высечены обнажённые атланты, стоящие на одном колене, поддерживающие жертвенники. Фриз, карнизы, плафон и вход в святилище украшены искусной резьбой, в которых присутствуют: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Львиные головы венчают карнизы боковых фасадов. Резьба по базальту — свидетельство высокого мастерства армянских каменотёсов.
Землетрясение 1679 года полностью разрушило храм. Кроме храма обнаружены остатки древней крепости, царского дворца, христианской церкви и бани.
В южной части крепости находился двухэтажный царский дворец, на остатках его штукатурки сохранились следы розовой и красной краски — свидетельство богатого убранства. В северной части размещались войско и прислуга. В западной части, рядом с храмом, был парадный зал. На месте парадного зала в VII веке построили христианскую ротонду: церковь Святого Сиона — в плане тетраконх, возможно, предшественник Звартноца.
Многие путешественники и учёные посещали развалины храма — даже разрушенный Гарни вызывал восхищение. Проект реконструкции храма пытался создать ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году. Царский наместник Кавказа, увидев развалины храма в конце XIX века, пожелал перевести его детали в Тифлис, чтобы собрать его перед своей резиденцией. На наше счастье, этот замысел не удалось осуществить ввиду отсутствия транспорта для перевозки базальтовых блоков.
Главный архитектор Еревана в начале 1930-х годов обследовал Гарни и составил проект реконструкции храма. Восстановление Гарни началось в 1966 году. Его обломки искали по всему ущелью. Легче было бы построить новый, чем восстанавливать разрушенный храм, ведь каждый найденный фрагмент следовало поставить на свое место. Недостающие детали вытачивали заново, но уже без орнамента. По требованиям ЮНЕСКО памятник восстанавливается по имеющимся фрагментам, иначе это уже строительство нового. Храм Гарни был полностью восстановлен в 1976 году архитектором Саиняном.
Сохранились четыре комнаты бани (III-IV века) с апсидальным завершением: раздевальня и три купальни с холодной, тёплой и горячей водой, а также резервуар для воды, которая согревалась в подвале. Горячий воздух из топки обогревал полы снизу. Сохранились фрагменты штукатурки из двух слоёв: белого и розового цветов, и мозаики пола 15 цветов. Сюжет мозаики пола раздевальни таков: на морском дне боги моря окружены нереидами и рыбами, указаны их имена. Надпись над ними гласит: «Потрудитесь, ничего не получив». Все надписи на греческом.
Пилон — массивные столбы, стоящие по сторонам входа.
Тетраконх — древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида — полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Периптер — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.
Жемчужина былых времен: храм Гарни в Армении
В 4000 километрах от Рима и почти в 2500 километрах от Афин, в отдаленном уголке Южного Кавказа, находится уникальный храм, построенный в греко-римском стиле около 2000 лет назад. Это единственное сохранившееся сооружение подобного рода на территории бывшего Советского Союза. Древний храм, расположенный всего в 30 километрах от Еревана, возвышается на краю скалы, с которой открывается прекрасный вид на хребет Гегамских гор и реку Азат — места, заселенные людьми еще в доисторические времена. Кто и зачем построил здесь храм? Давайте разберемся.
История храма
Исторические свидетельства о сооружении храма Гарни отрывочны и ограничены из-за скудности источниковой базы, однако самой вероятной версией представляется та, согласно которой это сооружение построили во время правления царя Великой Армении Тиридата I (62-88 годы нашей эры), около 70–80 годов нашей эры. Иногда называют 77 год нашей эры. Версия противоречит мнению армянского историка Мовсеса Хоренаци, жившего на рубеже VII–IX веков, который приписывал строительство храма Гарни Тиридату Великому (287–330 годы нашей эры) — первому христианскому царю Армении.
Другие исследователи утверждают, что это был не храм, а скорее бывшая гробница одного из проримских царей Армении, живших во II веке нашей эры. Последний аргумент подкрепляется архитектурным сходством между храмом Гарни и несколькими мавзолеями Малой Азии. Хотя обычно мавзолеи возводили за пределами городских стен, Гарни же построили внутри них.
Согласно самой распространенной версии, которая представляется нам наиболее обоснованной, Тиридат I, основатель династии Аршакидов (52–428 годы нашей эры), построил храм Гарни. История гласит, что в 66 году Тиридат прибыл в Рим для встречи с императором Нероном (54-68 годы нашей эры), который, как пишет Тацит, возложил на голову царя Армении «диадему».
В знак доброй воли Нерон отправил армянского монарха обратно на восток с римскими ремесленниками и щедрой суммой денег, которую вложили в строительство укрепленного города Гарни и его центрального храма — святилища древнего бога солнца Митры.
Тиридат I был искусным дипломатом, набожным зороастрийцем, покровителем искусств и ремесел. Хотя, по мнению римского историка Тацита, Тиридат I интересовался всем римским, более вероятно, что его знакомство и интерес к греко-римской культуре были глубоко укоренены в жизни — учитывая тот факт, что мать царя была гречанкой, а он сам свободно говорил по-гречески. Тацит тоже упоминает храм Гарни, называя его Castellum Gorneae.
Подтверждением этой гипотезы служит надпись на греческом языке, обнаруженная Мартиросом Сарьяном в 1945 году недалеко от Гарни, дающая предположение, что Тиридат I был покровителем и основателем храма. Но существует множество возможных интерпретаций и прочтений этой надписи. Одна из них, приведенная доктором Врежем Нерсисяном, гласит: «О, Гелиос! Тиридат, бесспорный царь Великой Армении, построил храм и неприступную крепость на одиннадцатом году своего правления…» То есть в период с 73 по 77 год.
По одной из самых распространенных версий, храм Гарни был посвящен Митре — популярному на Ближнем Востоке божеству, которое стало богом-покровителем Римской империи в дохристианский период. Имя Митры — синоним греческого Гелиоса, бога солнца. Считается, что культ Митры возник в Индии, развившись в Персии и Армении в зороастрийскую форму в бронзовом и железном веках, откуда попал в Грецию с солдатами армий Александра Македонского в III–II веках до нашей эры.
Там его манихейскую форму включили в греческую концепцию бога Гелиоса. В течение I века нашей эры римские легионы, знакомые с концепцией Гелиоса, познакомились с его более старой версией в Армении и Персии и вернули огненный образ бога в Римскую империю, где он снова эволюционировал.
Митреумы, или святилища Митры, были разбросаны по всей Римской империи — от Британии до Александрии и от Испании до территории современной Венгрии — к III веку нашей эры. Правда, храм Гарни не похож на классический митреум, который зачастую представлял собой прямоугольное помещение с куполообразным потолком под землей.
Территория, окружающая храм Гарни, в древние и средневековые времена служила военной крепостью, где располагался гарнизон. На это указывают ряд фундаментов, датируемых III-IV веками нашей эры, на которых возвышались служебные помещения для размещения царского гарнизона. Территорию окружали циклопические стены, которые первоначально имели толщину в два метра и возвышались на 12-14 метров в высоту. Сегодня от них осталось два-четыре метра тонко обтесанного камня.
Скорее всего, стену достроили в римские времена, камни вдоль нижних слоев стены были впервые заложены в III тысячелетии до нашей эры, а более поздние блоки удерживали на месте железными зажимами и укладывали без раствора — строительная техника, использовавшаяся римлянами. В VII веке арабские захватчики разрушили большую часть стены, но надписи на воротах показывают, что стены восстановили в Х веке.
На территории Гарни находятся многие хачкары (памятные стелы с крестами). Прямо перед храмом из земли поднимается большой камень, найденный во время раскопок в 1954 году, который представляет собой урартскую клинописную надпись VII века до нашей эры, приписываемую царю Аргишти I. Клинопись рассказывает о завоевании области Гарни и порабощении местных жителей: Аргишти I был шестым известным царем Урартской империи, который правил с 785 по 763 год до нашей эры.
Будучи сыном и преемником царя Менуа, он продолжил серию завоеваний, начатых предшественниками. Одержав победу над Ассирией, Аргишти завоевал Сирию и сделал Урарту самым могущественным государством на постхеттском Ближнем Востоке. Правитель также расширил свое царство на север до озера Севан, завоевав большую часть Диаухи и Араратскую долину. Аргишти построил крепость Эребуни (Ереван) в 782 году до нашей эры, а крепость Аргиштихинили (Армавир) — в 776-м.
Примерно в IV веке нашей эры храм окружили римскими банями, построенными из кирпича и армянского туфа (вулканического камня). Они соответствуют традиционной планировке, распространенной в бывшей Римской империи и на Кавказе, и элегантно украшены мозаиками, изображающими мифологические сцены. Рядом располагаются фундамент церкви Святого Сиона, построенной в 659 году по велению католикоса Нерсеса III Строителя, и церковь Маштоц Айрапет XII века. Ее возвели для захоронения католикоса Маштоца Патриарха, который в 876 году, во время арабского нашествия, перевез в Гарни сокровища Кафедрального собора Эчмиадзина.
После того как Армения приняла христианство в начале IV века нашей эры, храм Гарни был спасен благодаря заступничеству принцессы Хосровдухт — сестры царя Тиридата Великого. В то время Тиридат проводил политику по систематическому уничтожению всех древних языческих храмов Армении. Из-за своего стратегического значения территория вокруг Гарни подвергалась многочисленным вторжениям римлян, персов, арабов, византийцев, турок и монголов. Сам храм неоднократно разрушали, а сегодня посетители могут увидеть арабские граффити, датируемые IX-X веками.
Турки-османы совершили набег на окрестности Гарни в 1638 году, во время Османско-Сефевидской войны (1623-1639 годы), уничтожив множество строений, но храм устоял, однако ненадолго.
После катастрофического землетрясения в 1679 году Гарни рухнул и сотни лет пролежал в руинах. Только в конце XIX века археологи начали исследовать это место, и именно востоковед и кавказовед, филолог и историк Николай Марр взял на себя труд собрать и сохранить камни храма в период между 1909-1911 годами — в надежде когда-нибудь восстановить сооружение. И, вот, уже в советское время, были проведены работы под руководством историка архитектуры Александра Сахиняна по восстановлению храма Гарни. Это случилось в 1969-1975 годах.
Архитектура
Гарни — единственный сохранившийся языческий храм в Армении и единственное сооружение классической Античности в стране, дошедшее до наших времен. Храм представляет собой греко-римский периптер (прямоугольное в плане сооружение, со всех четырех сторон окруженное колоннадой) ионического стиля на подиуме высотой в три метра. Гарни имеет 24 ионические колонны высотой 6,54 метра. Шесть расположены в передней и задней частях, а восемь — по бокам. Высота целлы (внутренней части древнеримского храма) составляет около семи метров, длина — восемь метров, ширина — пять.
Поскольку Гарни может вместить только 20-25 человек, многие историки и археологи считают, что первоначально в нем находилась статуя — возможно, бога солнца Митры или Гелиоса. С северной стороны широкая (восемь метров) лестница с девятью ступенями ведет во внутреннее святилище. У входа в него, среди надписей и барельефных фигур, есть арабские надписи, посвященные взятию крепости и превращению храма в мечеть.
Антаблемент уникален и отличается от других эллинистических храмов тем, что фриз (декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты) и архитрав (горизонтальная панель, опирающаяся на ряд опор) нависают над капителями. Резьба сочетает листья аканта с цветами, розетками, виноградом, гранатом и другой флорой, присущей Армении и этому региону.
Шатровая крыша украшена замысловатым орнаментом, нетипичным для стиля, преобладавшего в регионах Западной Римской империи. Декоративная работа часто неразборчива в архитектурных единицах — это одна из причин, по которой храм считают одним из лучших образцов греко-римского стиля, сродни храмам в Ниме, Минервы Медики в Риме, Аполлона в Сагаласе, Митры в Кремне и Асклепия в Пергаме.
Равновесие элегантной пропорциональности придает Гарни одновременно ощущение силы и гармонии. Храм великолепно оформлен в имперском римском стиле, однако архитектурные элементы предлагают особые вариации, которые можно распознать в определенных скульптурных мотивах, в частности отражающих достопримечательности сооружения.
Капители кажутся одинаковыми, но ни одна из них в точности не идентична другой. На фризах преобладают листья аканта, которые иногда смешиваются с лаврами, дубовыми листьями и гранатовыми деревьями.
Храм Гарни в наши дни
В «доковидные» дни храм Гарни ежегодно принимал около 136 тысяч посетителей, немалую долю туристов составляли иностранцы, которые буквально открывали рот при виде прекрасно сохранившегося и реконструированного храма I века нашей эры. Особенно великолепно храм выглядит зимой на фоне заснеженных гор.
Независимо от того, как посетители решат познакомиться с Гарни сегодня — как с первобытным святилищем языческих богов или просто загадочным археологическим объектом, — это древнее сооружение с его множеством невыразимых тайн, несомненно, подстегнет воображение каждого.