храм гарни в армении фото
Храм Гарни
Гарни (арм. Գառնի)
Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. По мнению исследователей, он был посвящён языческому богу Солнца Михру. Историко-архитектурный комплекс Гарни расположен в 28 км от Еревана, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. 28 апреля 2011 года он был удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркьюри.
Сэкономь на путешествии!
История
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I (54—88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286—330 г.). Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.
Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». В остальной части крепости создана мощная оборонительная система — могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями.
На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали еще с урартских времен.
Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной.
Дворцовый комплекс
Храм сложен из блоков гладкотесанного базальта. Камни длиной около двух метров, скреплены скобами и штырями. Xрам выстроен в эллинистических архитектурных формах. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники.
Xрам по всей своей композиции является периптером. План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами. Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству. В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены армянские мотивы: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров. В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником. Размеры святилища невелики. Здесь находилась только статуя божества. Этот небольшой храм обслуживал царя и его семью.
В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 г. Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке. Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца. Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.
В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис — центр Кавказского наместничества и сложить здесь перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки.
В начале XX века проводились археологические работы по обнаружению деталей и обмерам храма небольшой экспедицией под руководством Н. Я. Марра. В начале 30-х годов главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян обследовал Гарнийский храм и уже в 1933 году дал проект реконструкции его первоначального вида. Вопрос восстановления языческого храма в Гарни интересовал и академика И. А. Орбели. В середине 60-х годов работы по восстановлению были поручены архитектору А. А. Саиняну. Почти 10 лет кропотливо трудились замечательные армянские мастера. Восстанавливать храм было не проще, чем строить его, надо было находить место каждого сохранившегося камня. Гарнийский храм был полностью восстановлен в 1976 году.
Туристам
Адрес
Как добраться до храма Гарни
Трассой Н3 до поселка Гарни. До Гарни можно легко добраться как на автобусе, так и на такси.
Кстати, на той же дороге, что и храм Гарни, расположен мужской монастырь Гегард. Обе достопримечательности удобно осмотреть за один день.
Армения. Дорогами Легенд. Святилище Гарни и монастырь Гегард
Что-то я давно ничего не писала в нашу армянскую эпопею. То меня Турция отвлекала, то Абхазия. Летом ведь очень хочется моря, даже если виртуального — это как часть генетического кода! Забросила я на время Армению, и напрасно — страна эта удивительно хороша! Тут, чтобы увидеть величественные горы — не нужно ехать за тридевять земель.
Древние, нет, даже древнейшие храмы — также близко.
Волшебная природа — она вокруг вас.
И это я уж не говорю про кухню — покушать на Кавказе, это отдельный бонус!
Когда вам надоест Ереван, а он вам, со всеми его розово-туфовыми домами, площадями, скверами, Каскадами, современными скульптурами и т. д., надоест довольно быстро — да простят меня поклонники этого города, ну не прониклась я армянской столицей. Так вот, когда он у вас уже в печенках сидеть будет когда вы всё там посмотрите, самое время валить!
Ближайшее из интересных — единственный языческий храм Армении, древний пантеон Гарни…
И уникальный, охраняемый ЮНЕСКО и очень-очень святой монастырь Гегард.
Но по порядку. Я уже рассказывала вам, как мы попали в Армению впервые. И немножко об истории этой удивительной страны рассказывала! А сегодня покажу, куда вам надо в Армении первым делом — если у вас мало времени и денег. И если денег и времени предостаточно — вам тоже туда надо!
Тут хочу сделать небольшое лирико-практическое отступление. Все же, на мой взгляд, по Армении лучше всего путешествовать на авто с водителем. Индивидуально. Сами смотрите — простор для деятельности невероятный! Придумали маршрут по вашим интересам, выбрали время и распорядок дня — на ваш вкус, и вперед. Комфортно и удобно. По дороге остановились, где понравится, никаких тебе заездов в набившие оскомину магазины, обеды-ужины — в ресторанчиках для местных, покупки — также. Моё первое воспоминание об Армении, до сих пор греющее сердце — маленькая придорожная кафешка, ничем не примечательная с виду. 2 пластиковых стола, 5 стульев. На окраине ущелья, вид — умереть-не-встать, сами видите! Мы с Настей, чуть оглушенные красотой, пьем кофе — угощение от нашего водителя. Через минуту владелец забегаловки приносит невесть откуда тут взявшиеся бокалы, Гор наливает в них припасенный ароматнейший армянский коньяк — честно, его вкус я помню и сейчас. И произносит как тост — «А вот теперь — добро пожаловать в Армению!». И как после этого, скажите, мне не петь Кавказу оды?!)
Что-то я отвлеклась. Значит, второй прогулочный день в Армении — первым стала дорога из Тбилиси, распланирован так — храм Гарни, с остановками, где нам понравится, для фото; монастырь Гегард — с обязательной покупкой гаты (расскажу вам о ней подробнее), и озеро Севан — прогулка, храм, сувениры. За всё это мы заплатили — держитесь, не падайте, 18000 драм, это примерно 35 долларов! За машину. Только нашу. Весь день поездок. И про коньяк на угощение не забудьте!
Так как Армения — страна не большая, можно не просыпаться с петухами, а выехать комфортно, позавтракав и нарядившись! До Гарни нам близко, а до нашей первой остановки — Арки Чаренца, еще ближе.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В местечке Гарни (Армения), на краю фантастически красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий эллинистический храм. Строгие ионические колонны, удивительно точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне… Храм в Гарни — отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон. Удивительным кажется тот факт, что стоит этот языческий храм на территории Армении — страны, которая первой в мире официально приняла христианство в качестве государственной религии.
Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III в. до н.э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому. Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.
Крепость Гарни воздвигнута в одноименном селении Котайкского марза. Это было мощное укрепление, хорошо известное по летописным источникам (Корнелий Тацит, Мовсес Хоренаци и другие). В сооружениях Гарни своеобразно сочетаются элементы эллинистической и национальной культуры, наглядно свидетельствующие как об античных влияниях, так и о самобытных строительных традициях армянского народа. Художественные достоинства и уникальность памятников ставят Гарни в число выдающихся произведений мирового значения.
Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость расположена в живописной горной местности, откуда открывается широкий вид на необозримые пространства фруктовых садов, полей и горных склонов, покрытых пестрыми коврами разноцветных трав, на причудливые крутые каменные обрывы каньона реки Азат.
Крепость Гарни занимает, господствующий над прилегающей местностью, треугольный мыс, огибаемый рекой с двух сторон. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины. Она построена из крупных базальтовых квадратов, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Ритмично расставленные, прямоугольные в плане башни и, повышавшая эффективность флангового обстрела, вогнутая форма, наиболее уязвимой для неприятеля, середины северной стены, значительно усиливали обороноспособность крепости и одновременно обогащали ее архитектурно-художественный облик.
Дворцовый комплекс включал несколько, отдельно расположенных, зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот, части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.
По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Ливан (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартийцев.
Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15×40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма.
К северу от строений был размещен гарнизон. Здесь же находились помещения для слуг. Уникальным памятником крепости является античный языческий храм, посвященный богу Солнца, построенный в I веке нашей эры в самой высокой части крепости. Но он не был уничтожен, как многие языческие храмы, после принятия христианства в Армении.
Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15х11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.
Раскопки крепости
Когда рядом с храмом обнаружили остатки крупных сооружений, в одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9×2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.
На светло-зеленом фоне моря выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид и ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».
Кликабельно, панорама
Сейчас комплекс Гарни представляет собой развалины крепости с некогда мощными стенами, остатки дворцового комплекса, типичные римские бани с чудом сохранившейся древней мозаикой на полу и, конечно же, храм, в котором поклонялись богу солнца Митре. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием. Периодически (вероятно, в дни солнцестояния) жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на хорошо отполированный большой прямоугольный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо божественного Солнца.
В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и храм в Гарни. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. В 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище бога Солнца выглядит немного заштопанным: некоторые его части так и не были найдены или были слишком сильно разрушены, их заменили новыми, уже не обладающими той «античной древностью», однако эти современные «вставки» позволили сохранить целостность храма. И это еще одна иллюзия Гарни — языческий храм, которого уже не должно было быть, все еще возвышается над глубоким ущельем на фоне ожерелья заснеженных гор.
28 апреля 2011 года стало известно, что историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркьюри
Баня
Парфенон
Храм Гарни и монастырь Гегард
Посетить храм Гарни и монастырь Гегард — это первое, что приходит в голову, когда интересные места в Ереване уже осмотрены. Они находятся к востоку от столицы, и путешествие сюда как раз займет полдня-день.
Храм Гарни
Этот храм — единственный в Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. То есть, он был построен еще до того как страна приняла христианство (первая в мире). Именно поэтому Гарни кардинально отличается от всех остальных религиозных сооружений, больше походя на кусочек древней Греции прямо посреди армянских холмов.
Храм Гарни Армения
Храм посвящен языческому богу солнца Митре и построен в 1 веке н.э. Вот такая древность! Еще более удивительно, как именно он смог уцелеть, ведь после принятия христианства все языческие храмы были уничтожены.
Крепость Гарни начали строить еще до н.э. в неприступном месте на скальном уступе на берегу реки Азат. Именно отсюда урартский царь выдвинулся в сторону Еревана, где и основал еще одну крепость — Эребуни, впоследствии ставшей столицей.
Основание храма — это высокий базальтовый подиум, на который можно попасть только по крутой лестнице. Внешне Гарни очень напоминает храм в Афинах: треугольная крыша и 24 гигантских колонны.
Примечательно, что стены и потолки очень искусно украшены — уже тогда армянские мастера скульптуры были на высоте.
В 17 веке здесь произошло сильное землетрясение и языческий храм Гарни был сильно разрушен, его куски разбросало по ущелью реки. Но благодаря кропотливой работе ученый и местных жителей сооружение удалось восстановить.
Рядом со святилищем можно увидеть остатки бани, царского дворца и крепости, а если спуститься вниз к реке — необычные шестиугольные призмы правильной формы в скалах.
Стоимость входа в Гарни:
1200 драм с человека (1500 вечернее посещение). Экскурсия на иностранном языке 2500 драм. В каждую последнюю субботу месяца — вход для всех бесплатный.
Для граждан Армении: 250 драм со взрослого/100 драм с ребенка до 18 лет.
Время работы музея Гарни:
Вторник-суббота: с 09:00 до 17:30 (май-ноябрь: с 09:00 до 22:00)
Воскресенье: с 09:00 до 15:00
После Гарни мы поймали местный автобус до ближайшей деревни, откуда до монастыря Гегард оставалось пройти 4 км. На такси ехать не хотелось — места-то красивые! Зато пока шли по дороге вдоль деревень наелись ягод тутовника, яблок, алычи. Жалко виноград еще не поспел, так бы и его умяли 😉 Места действительно классные.
Монастырь Гегард
Гегард — одна из самых популярных достопримечательностей Армении, и внесен в список наследия Юнеско. Название переводится как «копье», ведь, как гласит легенда, здесь хранилось копье, которым пронзили Иисуса Христа во время распятия.
Первый монастырь на этом месте был основан в 4 веке, но позже он был разрушен арабами. Сейчас в монастырском комплексе несколько церквей, в том числе и пещерная с родником. Армянские церкви все отличаются аскетичным убранством, в отличие от русских православных церквей. Но в Гегарде вот прямо по мужицки сурово, особенно в скале с родником: приглушенный свет и полумрак, где-то в темноте журчит родник с холодной водичкой….
Люди выстаивают очередь, чтобы набрать воды, приходиться подсвечивать телефоном — ничего не видно.
Главная церковь называется Катогике
Монастырь Гегард Армения
А пристройка с запада, прикрепленная к скале — Гавит. Ее использовали для собрания, обучения и принятия паломников.
Нас очень впечатлила резьба по камню внутри — очень искусно и красиво вырезано.
Гарни нас как-то не особо впечатлил, а вот Гегард суров, но красив. Очень атмосферное место, обязательно съездите в эти места.
Как добраться в Гарни и Гегард?
До Храма Гарни из Еревана ходят маршрутки (№266) и автобусы (№284). Они отправляются с небольшой автостанции, что позади автосалона «Mersedes». От проспекта Маштоца в центре туда можно доехать на 51 городской маршрутке. Стоимость автобусов в Гарни 250 драм, в пути полчаса, а отходят они каждый час.
В самом поселке вас высадят на главной дороге, откуда надо будет пройти направо около 500 метров до входа в комплекс.
До монастыря Гегард общественный транспорт не ходит, а от Гарни до Гегарда около 10 км. У главной дороге вас будут ловить таксисты, предлагая уехать в монастырь и обратно за 2000 драм — хорошая цена. Либо можно там же поймать автобус №284 до селения Гохт, откуда еще 4 км пройти пешком или доехать автостопом.
Самый комфортный вариант — договориться с такси еще в Ереване. Туда и обратно они возьмут около 10 тыс. драм за машину (всего 80 км пути). Ну или взять экскурсию.