храм георгия на варварке расписание служб
Храм георгия на варварке расписание служб
С 28 октября по 8 ноября начало всех утренних будничных богослужений переносится с 8 на 9 часов утра
Об установлении дополнительной даты поминовения пострадавших в годы гонений
Согласно Синодальному решению, на территории России благословляется ежегодно 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
набор слушателей на программу подготовки церковных специалистов в области приходского просвещения
Подготовка квалифицированных кадров в области катехизической деятельности и православного образования в Перервинской духовной семинарии осуществляется с 1998 года.
Краткие курсы по подготовке православных добровольцев «красной зоны» больниц
Целью данных курсов является обучение добровольцев по уходу за больными, включающее прохождение практики в «красной зоне» одной из московских больниц.
Пасхальный концерт хора Сретенского Монастыря
12 мая, 19:00. Соборная палата, Лихов переулок, д. 6с1
Церковная помощь наркозависимым
Сеть православных центров помощи для зависимых
Малое освящение верхнего храма Знаменского собора
7 марта 2021. Чин малого освящения совершит митрополит Воскресенский Дионисий
Обращение по поводу Международного Дня редких (орфанных) заболеваний
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл
Отмена богослужения – 21 февраля Божественной Литургии в храме Максима Блаженного не будет
Отмена воскресных богослужений 31.01
В связи с введением запрета на передвижение в центре столицы в это воскресенье, 31.01, на нашем Подворье принято решение перенести Всенощную 30.01 с 17.00 на 22.00 и сразу после нее отслужить ночную Литургию.
Храм георгия на варварке расписание служб
Храм святого великомученика Георгия, что на Псковской горке
Первое упоминание о храме содержится в Духовной грамоте (завещании) Вел. кн. Василия II, датируемой 1462 годом, в которой он оставляет недвижимое имущество удельному князю Борису Волоцкому, шестому из семи своих сыновей: «А сына своего Бориса благословляю в Москве… в городе на посаде дворы около святого Егорыа каменные церкви Марьинские Федоровы». Дворы эти принадлежали теще Вел. кн. Василия II, бабушке кн. Бориса Васильевича и будущего Государя Иоанна III Марии Феодоровне Голтяевой, которой они достались от отца Феодора Феодоровича Голтяя Кошкина. Так как храм был великокняжеским, его освящал Митрополит Московский и всея Руси Иона. С уверенностью можно предположить, что эта каменная церковь заменила собой более старую, деревянную, возможно построенную боярином Андреем Кобылой или его сыном Феодором Кошкой, которые, переехав из Новгорода Великого, поселились именно здесь. Известно, что в 1347 г. сын Иоанна Калиты Симеон Гордый, желая погасить затянувшийся конфликт Москвы и Твери путем династического брака, послал боярина Андрея Кобылу в Тверь за своей будущей женой, тверской княжной Марией Александровной. (На этот брак Вел. кн. Симеона благословил его духовник, влиятельный московский игумен Стефан, старший брат прп. Сергия Радонежского). Детали предстоящей поездки обсуждались именно здесь, на Варварке.
В 1380 г. боярин Феодор Голтяй Кошкин, стоя у ворот своего двора, провожал идущие по Варварке полки Вел. кн. Димитрия Иоанновича. Именно ему, как своему близкому родственнику (женой Феодора была тетка Вел. князя) Димитрий Иоаннович оставил Москву и свою семью в грозные дни Куликовской эпопеи.
Не мог не посещать Георгиевский храм и правнук Феодора Кошки боярин Юрий (Георгий) Захарьич, отвоевавший в 1500 г. у Литвы г. Дорогобуж, который открыл дорогу на Смоленск – ключевой город в решении задачи воссоединения русского, украинского и белорусского народов. Выдающийся полководец молился в этом храме своему небесному покровителю. (Интересно, что одно время Юрий Захарьич был Новгородским наместником). Достойными отца оказались и дети: дочь, в монашестве Феодосья, основавшая в память об отце женский Георгиевский монастырь; воевода, дипломат и ближайший советник Василия III Михаил Юрьевич; принявший монашество воевода Григорий и, наконец, воевода Роман, «давший» фамилию будущей Династии.
В XVI в. Георгиевский храм назывался по-разному: «что на Варварской улице», «что подле Варварского крестца у тюрем», т. е. у перекрестка Варварки с несколькими отходившими от нее улицами, или «у Старых тюрем». Довольно обширный (29х23 сажени) Государев тюремный двор располагался между Кривым переулком (не сохранился) и стеной Китай-города, близ церкви. Он показан на плане-рисунке Москвы конца XVI в. К этому времени относится дошедшая до нас челобитная от 530 «тюремных сидельцев»: «Тюремный двор стоит под горою на водном месте, а что за тюремным двором сделана для проходу воды труба, то трубы не прочищено». Сидельцы просили исправить водоотвод, «чтобы им от течи вконец не погибнуть». Помета дьяка говорила о том, что труба была прочищена в том же году.
Георгиевская церковь стояла на краю горки, крутой склон которой спускался от Варварки к подолу, к Москве-реке, и поэтому была также известна под названием «на Псковской горе». Вероятно, это название появилось после 1510 г., когда после присоединения Пскова в Москву переселили «лучших людей». Летопись сообщает: «Князь великий Василий Иванович… после крещения ходил в Пьсков, да Пьсков взял, а вече порушил и колоколы вечные на Москву велел свезти и посадников Пьсковских, и бояр Пьсковских, и купцов, и лучших людей свел на Москву». Псковский же летописец с горечью поведал: «… триста семей пскович к Москве свел и в то место привел своих людей … И бысть во Пскове плач и скорбь велика, разлучения ради». Да, непросто складывалось единство страны!
Существующее здание церкви возведено в 1658 г. и представляет собой пример небольшой приходской церкви, — такие во множестве строились во 2-ой половине XVII в. Она стоит на высоком подклете, сохранившемся от старой церкви XV в. – это «отдельные, не сообщающиеся между собой небольшие камеры, перекрытые сводами, где хранилось имущество горожан во время бедствий и пожаров». Церковь украшена рядом декоративных закомар с пояском под ними, разнообразными оконными наличниками и покрашена в несколько цветов: выделены более поздние пристройки – обширная трапезная 1838 г. и колокольня 1818 г. с модными в то время готическими деталями оформления.
30 декабря 1696 г. Патриарх Адриан отпевал здесь прихожанина храма окольничего Ивана Афанасьевича Матюшкина. Его отец Афанасий Иванович Матюшкин был двоюродным братом и близким другом Государя Алексея Михайловича. Умерший бездетным Иван Афанасьевич в 1692-1694 гг. служил воеводой в Вятке (50).
В 1697 г. Георгиевскую церковь вновь перестроили, а в 1729 г. в ходе проведения ремонтных работ построили новый северный придел во имя Вмч. Георгия. При этом главный престол переосвятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в связи с чем часть улицы Варварки близ церкви в некоторых источниках XVIII в. называлась Покровской улицей.
Во время Троицкого пожара 29 мая 1737 г. Покровская церковь вся выгорела, после чего ее вновь восстановили. Храм также пострадал от пожара 1748 г. В XVII – XVIII вв. Георгиевскую церковь внутри неоднократно расписывали.
В сер. XVIII в. в приходе церкви Вмч. Георгия располагалось Архиерейское подворье еп. Смоленского и Дорогобужского Гедеона (Вишневского, †1761). Будучи ректором МДА (1722-1728), он значительно улучшил материальное обеспечение Академии, а став епископом (1728), много сделал для защиты западных русских земель от католической экспансии (51).
Тяжелым бедствием как для всей Москвы, так и для прихожан храма Вмч. Георгия стала эпидемия чумы, опустошившая первопрестольную в 1770-1771 гг. (Известно, что спровоцированные раскольниками возмущения москвичей, вылившиеся в печально знаменитый Чумной бунт, произошли у Варварских ворот Китай-города.) На место погибшего от чумы свящ. Ивана Матвеева по просьбе прихожан был определен его племянник, диакон ц. Покрова Пресвятой Богородицы в Левшине Василий Степанов (о. Василий Степанович Победоносцев), рукоположенный в ноябре 1772 г. и прослуживший в храме до 1805 г. (52) Сократилось и количество прихожан. Если в 1760-е гг. их было более 150, то в 1770-е гг. осталось около 80. Лишь в феврале 1773 г. решением Консистории был распечатан основной алтарь, и богослужения возобновились на обоих престолах (53). С 1785 г. к Георгиевскому храму была приписана пришедшая в запустение ц. Воскресения Христова в Булгакове (54).
С 1805 г. начался длительный период перестройки Покровского храма, который был прерван в 1812 г. нашествием французов на Москву. Строительные работы проводились на средства московского купца и прихожанина храма Петра Федоровича Соловьева. Начали возводить новую трапезную на старом фундаменте и паперть. Палехские мастера успели расписать стены, но во время пребывания французов в Москве храм был разграблен и сожжен.
Храм пострадал столь сильно, что в 1816 г. московский генерал-губернатор А.П. Тормасов и Преосвященный Августин, Архиепископ Дмитровский приняли совместное решение о разборке храма. Встревоженные судьбой святыни прихожане решили восстановить храм на собственные средства, заявив в Консисторию, что желают «обстроить церковь во всей точности и благолепии». До 1818 г. храм вместе с приходом считался приписанным к церкви Свт. Николая Чудотворца «Красный звон». В 1818 г. благочинный Китайского сорока о. Иоанн Кандорский доносил в Консисторию о том, что церковь «отделана очень благолепно, к священнослужению приуготовлена» (55). В декабре 1817 г. Министр духовных дел и народного просвещения кн. А.Н. Голицын в письме к Архиепископу Дмитровскому Августину передал просьбу Иерусалимского архимандрита Арсения предоставить храм Св. вмч. Георгия в качестве Иерусалимского подворья – вместо Филипповской что на Арбате церкви. Преосвященный Августин ответил: «… Как Георгиевская церковь прихожанами возобновлена, на что употребили они значительную сумму и просят определить к ней священника, то по сему церковь оную архимандриту Иерусалимскому отдать не можно…» (56). В 1818-1819 гг. на средства того же купца П.Ф. Соловьева построили новую колокольню, деревянный трехъярусный иконостас, вновь расписали главный храм. Новое освящение храма состоялось в 1820 г. К 1827 г. завершились возведение трапезной и перестройка Георгиевского придела.
1838 год стал заключительным в строительстве храма. Осуществили последнюю перестройку Георгиевского придела, возвели новый южный придел во имя Свт. Петра Митрополита на средства московской купеческой вдовы М.Н. Соловьевой и соединили главный храм каменной застекленной галереей с колокольней и северным приделом.
В 1856 г. стены и купол храма были расписаны художником Рогожкиным. Сегодня в интерьере храма сохранились также фрагменты росписи XVII в.
24 апреля 1849 г. в храме состоялось браковенчание московского купца Алексея Ивановича Абрикосова (57) с Агриппиной Александровной Мусатовой. В последующие годы (1851-1855) будущий «шоколадный король России» крестил здесь своих детей Анну, Александра, Иоанна, Александру и Сергея.
При изъятии ценностей 24 апреля 1922 г. из храма было вывезены 5 пудов 15 фунтов 28 золотников серебра (в основном ризы с икон), а также 20 икон XVII в. (58) Храм был закрыт в 1932 г. (1934?) и долгое время стоял запущенный. После постройки в 1964–67 гг. гостиницы «Россия» дома по ул. Варварке, стоявшие между храмами, снесли, а сами храмы начали реставрировать. (Руководитель реставрации Георгиевского храма – арх. Е.А. Дейстфельд). В 1979 г. помещение было передано для организации выставок Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 1991 г. церковь вернули верующим и в ней возобновились богослужения.
По укоренившейся традиции Покровский храм и сегодня именуют Георгиевским. Это один из древнейших (с учетом подклета) храмов Москвы. Он стал местом молитв всех наших правителей – от Вел. кн. Иоанна I Калиты до Императора Николая II! Здесь молились преподобные Корнилий Комельский и Геннадий Костромской, Иосиф Волоцкий и Пафнутий Боровский, святители Димитрий Ростовский и Филарет Московский, Патриарх Никон и прп. Алексий Зосимовский, Светлейший кн. Потемкин и Михаил Ломоносов, Симон Ушаков и Павел Корин, Вел. кн. Сергий Александрович и прпмц. Вел. кн. Елизавета Федоровна, Сергей Дурылин и Антон Чехов!
Храмы Зарядья: какие церкви в главном парке Москвы
Парк Зарядье — новая достопримечательность Москвы. Парящий мост над Москва-рекой. Незабываемая архитектура павильонов, где выверен каждый изгиб и каждая форма. Ледниковая камера и «образцы природы» со всей России. А еще — церкви Зарядья, как «историческая» часть парка!
Сейчас мы их все посмотрим, но прежде, вспомним, что было на месте парка еще 30 лет назад. Это Варварка. На заднем плане что-то гигантское.
Гигантское и ужасное. Отель «Россия», который построили в 1967 году на месте старых кварталов.
Но вот что интересно. Постройка отеля разрушила облик района (это, кстати, были довольно злачные кварталы), но при этом спасло церкви. Их не стали сносить, а наоборот оставили и отреставрировали, поскольку после революции они, по сути, были заброшены. Это сделали, чтобы с одной стороны продемонстрировать туристам: вот, мы храним историю, и церкви у нас не только в Кремле. А с другой: показать, как эти остатки истории малы и меркнут на фоне «величественного» гостиничного комплекса. Тогда казалось, что масштаб отеля должен оттенить собою храмы.
Храмы Зарядья: почему без них нельзя себе представить парк
В конце 2000-х гостиницу «Россия» снесли. Сейчас построили парк и церкви в нем вроде бы играют ту же роль — контраста на фоне современной архитектуры, — но уже совсем иначе. Все стало единым и гармоничным.
На территории парка — пять храмов. Все они заново отреставрированы и выглядят, как новые. Красивые.
Идея теперь в том, что старое и новое не контрастируют, а дополняют друг друга. Как нельзя сейчас представить Зарядье без современных изгибов крыш, так и понимаешь, что Зарядье потеряет сразу всё, останься парк без старо-русской и храмовой архитектуры.
Никто не говорит, что храмы могли снести — этого бы конечно не произошло. Но их могли «оттенить» расположением павильонов или как-то еще визуально оградить. А в результате получилось единой целое!
Церковь Зачатия святой Анны. XVI век. Самый старый храм Зарядья:
Это единственный храм Зарядья, который расположен у набережной Москва-реки.
Все остальные церкви стоят или прямо на Варварке или в шаге от нее:
Знаменский собор бывшего Знаменского мужского монастыря:
На стене сохранились старые надписи. Возможно, они еще с тех времен, когда монастырь только строили — в начале XVII века:
Это самый большой храм Зарядья и его видно издалека, с противоположной стороны парка:
Или им можно полюбоваться сквозь прозрачную крышу павильона. Вот оно: прошлое проглядывает сквозь настоящее!
Красным Знаменский собор стал сейчас, а до «Зарядья» он последнее время имел коричневый цвет и кирпичную кладку. Возможно, так было красивее?
Справа от собора, если встать лицом к Варварке — храм Георгия Победоносца.
Вид чуть подальше — с амфитеатра одного из павильонов:
С другой стороны от Знаменского собора — еще один оставшийся от монастыря корпус, там сейчас располагается православный просветительский центр.
На саму Варварку выходит именно этот корпус, а не собор:
Возвращаемся в парк. Слева от монастыря: храм Максима Блаженного. Красивая, старо-русская архитектура, конец XVII века:
Вот вид на церковь Максима Блаженного со стороны Варварки:
Ну, а ближе всего к Кремлю маленькая оранжевая церковь — великомученицы Варвары:
Церковь построена в самом начале XIX века и в ее оформлении видны «латинско-античные» мотивы — например, колонны. Когда Москву взял Наполеон, в этой церкви он расположил конюшню 🙁
Как и все церкви Варварки, этот храм, будучи заново отреставрированным, преобразился, а вместе с ней и вся улица:
Одна из самых красивых улиц города!
Храмы Зарядья: расписание богослужений
Богослужения совершаются сейчас практически во всех церквях Зарядья — кроме одной: Зачатия святой Анны (это храм, который расположен рядом с павильоном у Набережной).
Литургии служатся во все дни, кроме понедельника и вторника (если только не случается большого Церковного праздника)
При этом, службы чередуются от храма к храму: сегодня в одной церкви, завтра — в другой.
В воскресенье Литургии проходят одновременно в нескольких храмах.
Полностью расписание богослужений — во сколько и в какой церкви — можно посмотреть на официальной странице храмов Зарядья.
В общем: будете в Москве (или живете в ней), обязательно приходите в парк! И не только церкви смотреть, а вообще погулять — по дорожкам, посмотреть на растения, на реку и на всё вокруг 🙂
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
История Храма Георгия Победоносца на Псковской горке
от Анастасия Ширяева
На одной из старейших улиц Москвы – Варварке – почти по стойке смирно выстроились в ряд несколько каменных святынь. Именно на эту улицу в XVI веке по приказу Василия III переселялась часть псковской знати. Там же, по адресу: улица Варварка, дом 12, располагается храм Георгия Победоносца с «расстрелянной» иконой.
В Москве – и в самом центре, и на окраинах – можно прогуливаться по одному и тому же маршруту десятки, сотни раз и все время узнавать что-то новое. Всё это связано с наслоением разных исторических периодов, эпох. Так, история храма Георгия Победоносца, как и судьба его величественна и трагична.
В первую очередь хотелось бы отметить, что сейчас святыня, расположенная в конце улицы Варварки, выглядит так, как будто бы её только-только построили – реставрация храма была проведена несколько лет назад.
С правой стороны от входа возвышается колокольня. Она напоминает дворцовую башню, в окне которой вот-вот покажется заточенная принцесса.
Впрочем, ощущения меняются, как только заходишь внутрь с главного входа. Обычно в православных храмах нужно подниматься наверх к иконам, а тут резкий спуск вниз. Приглушённый свет навевает мрачность. Да и строгая смотрительница, неожиданно вышедшая к посетителям, настоятельно просит девушек повязать поверх брюк широкий платок, на подобии юбки. «В джинсах не положено!»,- поучительно говорит она, выпрямляя спину.
Никто не осмеливается перечить строгой служительнице. На вопросы о прошлом святыни она широко разводит руками и говорит: «А нет истории. Всё новое». Нелегко быть хранителем священного места.
«Чтобы снимать здесь, нужно встретиться с главным настоятелем и получить у него благословение», – неохотно сменяет гнев на милость женщина. И единственное, на что она все же дала разрешение (после некоторых раздумий) – отснять два листка А4, на которых распечатана с краткая информация о храме. Не густо, но хоть что-то.
Святынь в храме несколько. Самая почитаемая из них – икона Божьей Матери «Казанская». Если рассматривать её, то сразу замечаешь несколько сквозных дыр от пуль, поэтому образ еще называют «расстрельным». Это работа кисти неизвестного мастера. Мазки чёткие, уверенные. Особенно точно вырисованы глаза. «Они будто следят за моим передвижением», – поделилась своим впечатлением одна из гостей храма.
Некоторые из редких прихожан говорили, что икона Божьей Матери кровоточила, но доказательств тому нет – фотографировать ведь не положено. Возможно, прихожане путают Казанскую хранительницу на Варварке с подобной иконой в посёлке Лог Волгоградской области. По данным Православие.ru икона начала кровоточить в 2003 году. Именно она помогает паломникам, которые приезжают к ней молиться. В статье даже рассказывается об исцелении одной жительницы Волгограда от онкологии.
Так же нужно упомянуть, что в храме Георгия Победоносца хранятся частицы мощей нескольких святых, таких как: Георгия Победоносца, Спиридона Тримифутского, праведного воина Фёдора Ушакова и мученицы Людмилы Чешской. В храме их не сразу замечаешь из-за мрачной подсветки. Невольно хочется ближе к свету.
Для посетителей храма проводят экскурсии. Этим занимается Паломническая служба «Горлица» при миссионерском отделе Андреевского благочиния города Москвы. Зарегистрироваться на экскурсию может любой желающий за символическую плату. В план экскурсии входит и храм Георгия Победоносца.
Храм георгия на варварке расписание служб
Церковь прп. Сергия Знаменского собора
Комплекс Знаменского монастыря является подлинной архитектурной жемчужиной, чудом сохранившейся в центре Москвы. Существующий ансамбль складывался на протяжении XV – XIX вв. Предположительно, во второй половине XV в. территория будущего монастыря входила в состав обширного владения богатых купцов-сурожан Ховриных, а в 1547 г. перешла в качестве приданого к боярину, воеводе и видному политическому деятелю этого времени Никите Романовичу Захарьину-Юрьину, шурину царя Иоанна IV и деду первого Государя из рода Романовых Михаила Феодоровича (34). Во второй половине XVI в. в состав двора Романовых входили две каменные палаты (с нач. XVII в. именуемые «на верхних погребах» и «на нижних погребах»), а также каменная домовая одноглавая церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Никиты Исповедника Мидикийского.
После нашествия на Москву крымского хана Давлет-Гирея в мае 1572 г. усадьба была восстановлена. К концу XVI – началу XVIIвв. усадьба Романовых занимала целый квартал Зарядья, ограниченный улицей Варваркой и тремя переулками: Знаменским (со стороны Москвы-реки), Псковским (со стороны церкви Св. вмч Георгия) и Безымянным (со стороны Св. Максима Блаженного). Ее северо-восточная часть в нач. XVII в. называлась «Патриаршим осадным двором», указывая на прежнее стратегическое положение данного места, расположенного на высоком холме, вблизи Кремля.
С 1613 г., после избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, их родовая усадьба на Варварке стала называться «Старый Государев двор». В 1631 г., после кончины матери Царя Государыни – старицы Марфы Ивановны, его территория со зданиями была подарена вновь учрежденному Знаменскому мужскому монастырю, получившему название по старой домовой церкви рода Романовых во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы. 24 сентября 1631 г. Патриарх Филарет издал указ о передаче древностей Знаменской церкви на Государевом дворе первому игумену монастыря Герасиму, а 1 ноября 1631 г. по царскому указу поместья Марфы Ивановны перешли в монастырскую собственность (35).
Вскоре в центре монастыря была построена каменная теплая церковь Прп. Афанасия Афонского. С 1631 г. палаты «на верхних погребах» стали именоваться «казначейскими кельями», т. к. здесь хранились наиболее ценные бумаги и монастырская казна.
Здания, впоследствии составившие архитектурный ансамбль монастыря, пострадали в пожарах 1611 и 1626 гг., а после московского пожара 1668 г. начались большие восстановительные работы, проводимые на средства боярина Ивана Михайловича Милославского (36), усадьба которого находилась по соседству с монастырем и занимала территорию бывшего английского посольского двора в Зарядье (ныне музей «Старый английский двор»). В 1674 г. были перестроены казначейские кельи, а в 1676 – 1679 гг. костромскими мастерами Феодором Григорьевым и Григорием Анисимовым по заказу того же Милославского построен двухэтажный Братский (позднее Архимандричий) корпус с жилыми палатами на обоих этажах.
В 1679 г. разобрали церковь Прп. Афанасия Афонского и на ее месте начали строительство каменного пятиглавого собора с высокой шатровой колокольней, законченное в 1684 г. Знаменский собор возведен иждивением И.М. Милославского. В приходорасходной книге Знаменского монастыря 1679 г. значится: «в июне месяце каменных дел подмастерья стольника Андрея Колычева крестьянин его Костромского уезда полусела Деева городища Феодор Григорьев; да боярина князя Михаила Андреевича Голицына крестьянин того же полусела деревни Пестрецова Григорий Анисимов с товарищи подрядились сделать теплую церковь Афанасия Афонского с трапезою и с монастырскими службами, а на верху соборную церковь Знамения Богородицы и все учинить в отделке противу росписи, а от дела рядили 850 рублев и запись на них взята на боярское имя». (т. е. И.М. Милославского).
27 июня 1684 г. верхняя церковь была освящена Патриархом Иоакимом в присутствии Царя Иоанна Алексеевича, Царицы Прасковьи Феодоровны и благоверных Царевен.
Новый двухэтажный собор включил в себя в нижнем этаже теплую церковь Прп. Афанасия Афонского, одностолпную трапезную и хлебодарную палаты, а в верхнем – холодную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с ризничной палатой. К северной и западной сторонам собора была пристроена двухъярусная галерея с открытыми арочными проемами. Далеко вперед выступающие большие каменные крыльца примыкали к галерее паперти с западной стороны (у сев.-зап. угла) и с северной, обращенной к Братскому корпусу. Под галереей располагались служебные помещения и паперть нижней церкви. На юго-зап. углу галереи – паперти находилась колокольня. Фундамент собора для большей прочности поставлен на дубовых сваях (ок. 2500 свай).
В связи с появлением нового собора старую Знаменскую церковь переосвятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а бывший Благовещенский придел – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Как правило, Патриархи посещали монастырь на престольный праздник обители. С 1653 по 1696 гг. известны 17 патриарших богослужений в Знаменском монастыре. 21 июля 1677 г. Патриарх Иоаким отпевал здесь еп. Архангельского и Сербословенского Иоакима (Дьяковича), а 5 февраля 1692 г. Патриарх Адриан отпевал здесь митр. Сибирского и Тобольского Павла.
В Знаменском соборе хранились следующие особо чтимые реликвии: восьмиконечный серебряный позолоченный крест – дар инокини Марфы Ивановны 1622 года; древняя икона Знамения Пресвятой Богородицы – дар Патриарха Филарета по описи 1631 года и образ Знамения, шитый шелком и золотом с жемчугом – с надписью: «Лета 7138», образ «Страшного суда» с надписью «писан лета 7100, октября 6-го дня»; серебряный позолоченный крест – дар Царевны Татьяны Михайловны 1684 г. и ее же серебряное блюдо 1685 г.; 16 круглых мелких дробниц с надписью на них: «лета 7125-е повелением Благоверного Государя царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руссии Самодержца, в 4-е лето государства его и матери Его Великия Государыни иноки Марфы Ивановны ризы сии положены во храм Знамения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Новгородския, что у Государева Старого Двора»; митра с надписью: «Лета 7142 марта в _ день повелением Благочестивейших Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Всея Руссии Самодержцев построена сия шапка в доме Пресвятые Богородицы Честного ея Знамения, что в Китае, при первом архимандрите Евфимии» (37).
Особенно сильно пострадали монастырские здания в Троицкий пожар 1737 г. (38), когда все основные постройки, кроме церквей, практически выгорели. Кроме того, слабость грунта и близость Москвы-реки стали основной причиной обветшания построек. Вот почему монастырю приходилось вести постоянные ремонтные работы, как на средства казны, так и на средства частных жертвователей (39).
В 1752 г. в нижней церкви Знаменского собора, в трапезной палате устроили два придела: южный – Прп. Сергия Радонежского; северный – Свт. Николая Чудотворца. В 1751 г. в палатке над главными Святыми вратами освятили церковь Св. ап. Иакова, устроенную на средства находившегося здесь на покое архиепископа Устюжского Гавриила (Русского).
В ходе новых строительных работ в начале 1780 гг. Благовещенскую церковь и шатровую колокольню разобрали, а на месте церкви Св. ап. Иакова была выстроена новая колокольня со Святыми вратами.
Монастырь сильно пострадал в пожар 1812 г. О бесчинствах французских варваров в Москве хорошо известно. Так, в алтаре соборного храма Чудова монастыря находилась канцелярия маршала Даву, а в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря – хлебопекарня. В Знаменском монастыре (также как и в Спасо-Андрониковом и Покровском) французские солдаты кололи на дрова иконы, а лики святых использовали как мишени для стрельбы. Монашествующие Знаменского монастыря (также как и Донского, Сретенского, Богоявленского, Покровского, Алексеевского и Георгиевского) подверглись побоям. Иеромонах Знаменского монастыря Павел от полученных побоев скончался (40). В ходе восстановительных работ (1813) нижнюю соборную церковь переосвятили в честь прп. Сергия Радонежского. Новый трехъярусный деревянный позолоченный иконостас (1822–1823) был устроен на средства московских купцов Андрея Сидоровича и его детей Ивана и Александра Карзинкиных (41).
В связи с решением о восстановлении палат «на верхних погребах» и организацией в них Музея бояр Романовых (открыт в августе 1859 г.) по Высочайшему указу сев.-вост. часть монастырской территории со всеми строениями перешла в ведение Министерства Императорского Двора (42).
К началу XX века в сдаваемых в аренду монастырских строениях располагались различные магазины, лавки, конторы, парикмахерские и доходные квартиры.
В 1900 г. в период трехнедельного пребывания в Москве Царская семья побывала на Варварке. 12 апреля (среда Пасхальной седмицы) Государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной, а также московский генерал-губернатор Вел. кн. Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной посетили палаты бояр Романовых, подробно все осмотрев. Затем они прошли в соборный храм Знаменского монастыря, где были встречены архим. Митрофаном с братией (43).
В 1910 году в верхней церкви Знаменского собора был устроен придел Прп. Михаила Малеина (не сохр.) (44).
Особенно торжественно проходил визит в Москву Августейшего семейства в 1913 г. в ходе празднования 300-летия Династии Романовых. 25 мая по окончании Божественной Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, совершенной Митрополитом Московским Макарием (Невским), Государь отправился в Знаменский монастырь, где был встречен архим. Модестом с крестом и древней иконой Знамения Божией Матери – келейной иконой Патриарха Филарета. Приложившись ко кресту и иконе, Государь прошел в храм, где был отслужен молебен, после чего Государь посетил палаты бояр Романовых.
В 1923 г. монастырь был закрыт, а его помещения использовали под коммунальное жилье, складские и конторские помещения. В 1930 г. Знаменский собор был изуродован (разобраны четыре малые главы, снят крест с луковицей центральной главы, сломана входная лестница и т. д.). В соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы в 1950 – 1960 гг. разобрали все здания в южной части бывшей монастырской территории, которая отошла под строительство гостиницы «Россия» (не сохранилась).
В результате поэтапной реставрации сохранившихся зданий монастыря в 1960–1973 гг. в значительной степени был восстановлен первоначальный облик Знаменского собора и Братского корпуса (45), колокольни с кельями (46). В конце 1970 г. здания колокольни и Братского корпуса отдали в аренду Московскому Городскому отделению Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1980 гг. Знаменский собор был превращен в Дом пропаганды ВООПИиК.
С 1992 г. в Знаменском соборе возобновились богослужения.
Основание Знаменского монастыря следует рассматривать к контексте храмоустроительной деятельности Романовых. Москва в этом смысле – грандиозный мемориал Династии, который в течение многих столетий созидался представителями рода, а Знаменский монастырь стал его важной составной частью.
К моменту основания новой монашеской обители – ближнего царского богомолья в Москве — уже существовал Георгиевский монастырь, основанный теткой Царицы Анастасии Романовны Феодосьей в память об отце, Юрии (Георгии) Захарьиче Кошкине (не сохранился). Брат Царицы Анастасии Романовны боярин Никита Романович основал Никитский женский монастырь. (Вероятно, он же был ктитором – вкладчиком расположенного рядом с Никитским женского Николо-Введенского монастыря, «что в Хлынове» (не сохранился).
К 1547 г. относится первое упоминание о Крестовоздвиженском мужском монастыре, основанном сродниками Романовых Ховриными (Варвара Ховрина – мать Патриарха Филарета) (не сохранился).
В 1626 г. Патриарх Филарет основал Феодоровский мужской монастырь у Никитских ворот Белого города в память о возвращении из польского плена.
В плане преемства двух Династий наиболее символичен Новоспасский мужской монастырь. Основанный в XIII веке князем Рюриковичем, этот монастырь уже в конце XV века стал усыпальницей Захарьиных–Юрьиных – предков будущей Династии.
Вскоре после Знаменского появится Покровский мужской монастырь, основанный в память о Патриархе Филарете (†1 октября 1633 г.) его сыном, Царем Михаилом. Основание Страстного женского монастыря Царем Алексеем Михайловичем (1654) было бы невозможным без сродника Романовых – князя, боярина и воеводы Бориса Михайловича Лыкова – Оболенского, в Нижегородском имении которого была явлена чудотворная Страстная икона Божией Матери. (Супругой Бориса Михайловича была тетка Царя Михаила Анастасия Никитична).
К «романовским» следует также отнести Высоко-Петровский, Ново-Девичий и Донской монастыри, пережившие второе рождение в период правления первых Царей Династии Романовых.
Знаменский собор оказался столь удачным архитектурным сооружением, что вызвал подражания (как впоследствии это произойдет и с церковью Вмц. Варвары). Еще в середине XVII в. молодой Государь Алексей Михайлович основал в Москве, близ нынешнего Краснохолмского моста Зосимо-Савватиеву пустынь – небольшой мужской монастырь, дань уважения соловецкому подвижнику прп. Елеазару Анзерскому, по молитвам которого, как известно, родился сам Царь. Вероятно, не обошлось без влияния Патриарха Никона, постриженика прп. Елеазара. Возможно поэтому после оставления свт. Никоном кафедры монастырь был выведен из Москвы в Бронницкий уезд, близ с. Фаустово. Здесь в конце XVII в. и будет построена точная копия Знаменского собора – Троицкий –Благовещенский собор (ныне действует как приходский).
Придел в Знаменском соборе, освященный в честь прп. Сергия Радонежского, появился неслучайно. Отношение Династии Романовых к прп. Сергию было особым и причин тому было множество…
Когда Стефан покинул брата Варфоломея (будущего Сергия) и из лесной пустыньки удалился в Москву, ему здесь оказали покровительство бояре Вельяминовы, которые и определили Стефана в свой ктиторский Богоявленский монастырь. Основателем фамилии Вельяминовых был Протасий – первый московский тысяцкий, в руках которого была сосредоточена вся судебная власть на большом Московском Торгу. Протасий же был потомком выходца из Швеции варяга Шимона (Симона) Эйриксона, родственника Рюрика. Согласно преданию, отец прп. Сергия был потомком сына Шимона – ростовского тысяцкого Юрия Симоновича, попавшего в Ростов в качестве наместника кн. Юрия Долгорукого. Этим и объясняется покровительство Вельяминовых детям Кирилла и Марии.
В 1346 г. Вел кн. Московский Симеон Гордый, отослав свою вторую жену к ее отцу, задумал третий брак с тверской княжной как средство сближения с Тверью. Глава Русской Православной Церкви свт. Феогност не благословил беспричинный развод и только духовник князя Стефан, к тому времени уже игумен, решился поддержать кн. Симеона. Вскоре в Тверь за дочерью тверского князя Марией Александровной был послан боярин Андрей Кобыла. Вероятно, детали предстоящей поездки обсуждались на Варварке, в доме боярина Андрея. Несомненно, прп. Сергий знал о решении своего брата. Так пересеклись жизненные пути родоначальника Династии Романовых и братьев Стефана и Сергия. Пройдут годы и в судьбоносном 1380 году московские полки двинутся по Варварке на рязанскую дорогу и далее на Дон. Их поведет внук Протасия и дядя Вел. кн. Димитрия Иоанновича, выдающийся полководец Тимофей Вельяминов – герой битвы на р. Воже. Проходя по Варварке, войско проследовало мимо двора Голтяевых – предков Династии Романовых и родственников Вельяминовых. (Покидая Москву, кн. Дмитрий оставил свою семью на попечение сродника, боярина Феодора Голтяя Кошкина). Так жизнь прп. Сергия Радонежского, благословившего на битву московского князя, стала великим и таинственным связующим двух Династий – Рюриковичей и Романовых! Зримо две Династии пересеклись в 1547 г., когда Государь Иоанн IV обвенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьиной. А спустя 5 лет – как некая кульминация знаменитого Казанского похода — последовало чудесное явление прп. Сергия в осажденной Казани. После взятия столицы Казанского ханства Царь отправился в Троицу, чтобы поблагодарить прп. Сергия за молитвенную помощь.
Когда поляки в смутном 1608 году осадили Ростов, родину прп. Сергия, митр. Ростовский Филарет, отец будущего Царя, причащал укрывшихся в Успенском соборе защитников города на мощах свт. Феодора Ростовского, племянника прп. Сергия. Да и само освобождение Москвы и России от Смуты произошло по молитвам прп. Сергия: Косьма Минин признавался на исповеди, что решился на организацию нижегородского ополчения только после троекратного явления ему прп. Сергия.
Житие «игумена земли Русской» явилось тем фундаментом, на котором до поры до времени созидалась симфония Государства и Церкви. Но и в послепетровские времена российские Государи считали своим долгом посещать Троицкую Лавру, испрашивая благословение прп. Сергия Радонежского как на свои государственные деяния, так и на семейные дела.
Осенью 1856 г. Имп. Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву Лавру. Императрица ждала ребенка и супруги дали обет: если родится мальчик, его нарекут Сергием. Рождение весной 1857 г. Вел. кн. Сергия Александровича, крещеного в день Св. Троицы, было расценено всеми как «знамение во благо». Спустя два года в Москве, на Варварке свт. Филарет (Дроздов) торжественно освятил первый в России мемориальный музей «Дом бояр Романовых» — символ преемственности власти императорской России от великокняжеской Руси. Вскоре Москву посетил 7-летний Сергий Александрович, который осмотрел музей, после чего свт. Филарет подарил ему крест с частицей мощей прп. Сергия. С этой святыней Вел. князь никогда не расставался. Спустя годы, став ген-губернатором Москвы и одним из основателей Исторического музея (ныне ГИМ), Сергий Александрович до самой гибели опекал музей на Варварке, часто бывая здесь вместе с супругой Елизаветой Феодоровной.