храм георгия неокесарийского на полянке официальный сайт

Главные новости

храм георгия неокесарийского на полянке официальный сайт

храм георгия неокесарийского на полянке официальный сайт

храм георгия неокесарийского на полянке официальный сайт

На протяжении многих лет социальная, молодежная и катехизаторская деятельность прихода велась в рамках работы с военнослужащими. Приход окормлял: автобазу Генштаба, батальон охраны и обеспечения штаба Московского Военного округа, Отдельный 154-й Комендантский полк. Молодежная деятельность : окормляемые военнослужащие — молодежь. Катехизаторская деятельность : в полку еженедельно совершается Божественная Литургия. Епископ Иероним проводит лекции, беседы, викторины с военнослужащими по истории нашего Отечества и Церкви. В дни присяги, проводов в запас, начала и окончания периодов обучения, дни полка присутствует Владыка Иероним, который благословляет и напутствует. Социальная деятельность : в Армии служат, в основном, социально незащищенные, неустроенные молодые люди. Приход решает их многие социальные проблемы. Военнослужащие, отличившиеся в соревнованиях по высокому воинскому мастерству, получают настоятельскую стипендию, отпускной билет на Родину. Для всех военнослужащих в праздничные дни устраиваются трапезы со сладостями. Им вручаются подарки. Уволившимся в запас оказывается помощь в трудоустройстве и поступлении в ВУЗы.

Также постоянно оказывается помощь «Неврологической Клинике на Полянке» и «Многопрофильному Медицинскому Комплексу для взрослых и детей на Полянке» — 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 51А/9; тел. 8(495) 721-90-01.

Помощь заключается в совершении церковных Таинств (Соборования, Исповеди, Причащения), проведении бесед и лекций.

В приходе существуют патронажная служба, благотворительная приходская столовая для малоимущих, пункт выдачи одежды и продуктов малоимущим.

Врачи — прихожане храма — в помещениях прихода ведут прием по просьбе нуждающихся в медицинской помощи, малоимущих прихожан.

После Литургии в воскресные и праздничные дни всем присутствующим из малообеспеченных семей раздается белый хлеб.

В Престольные Праздники, на Рождество, Пасху и другие крупные праздники для престарелых и малоимущих прихожан устраивается трапеза со сладостями.

Количество подопечных социальной службы постоянно меняется.

Количество постоянных добровольных сотрудников не менее 10 человек, но при необходимости по призыву настоятеля к проведению социальных мероприятий может быть привлечено значительное количество людей.

Приход помогает нуждающимся частным лицам при храме. Регулярная помощь оказывается заштатному священнику протоиерею Феодору Малахову, заштатному диакону Михаилу Шичанину (инвалиду IIгруппы), монахине Варсонофии (Михалевой – инвалиду II группы, участнику Великой Отечественной войны, ветерану труда), монахине Нине (Коровкиной), Татьяне Константиновне Степановой, Марии Ивановне Астаськовой, Марии Васильевне Залесской, Анатолию Аркадьевичу Шевченко (ветерану локальных войн).

Оказывается помощь одиноким и больным прихожанам, инвалидам, нуждающимся членам прихода, многодетным прихожанам.

Оказывается материальная помощь, помощь обедами, продуктами и подарками.

Инвалидам и больным прихожанам сотрудники социальной службы помогают преодолеть дорогу до храма, помогают во время богослужения.

Большая помощь была оказана пострадавшим от лесных пожаров. Был проведен денежный сбор в пользу погорельцев. Кроме этого, закуплено много комплектов одеял и подушек для лишившихся жилья людей.

Работа с молодежью в приходе храма Свт. Григория Неокесарийского тесно связана с религиозным образованием и просветительской деятельностью. Приоритетом является привлечение молодых людей не только к теории, но и к практическому участию в богослужебной и внебогослужебной деятельности. И алтарники, и иподиаконы, и певчие в храме — исключительно молодые люди.

В православном культурно-просветительском центре «Замоскворечье» постоянно проводятся концерты, после которых молодые люди за чашкой чая в дружеской беседе обмениваются впечатлениями.

Регулярно проводило молодежные миссионерские семинары международное общественное движение «Любовь и верность», созданное по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. После деловых заседаний разговор продолжался в трапезной.

Проводятся молодежные паломнические поездки по святым местам, во время которых люди не только получают новые впечатления и узнают информацию, но и теснее знакомятся, сплачиваются в общину, живущую общими интересами.

На протяжении 15 лет вся работа по катехизаторской деятельности при храме Свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве проводилась настоятелем храма иеромонахом, игуменом, архимандритом Иеронимом. В настоящее время, став епископом, Владыка Иероним продолжил эту очень нужную и важную деятельность. Ему существенно помогают клирики храма: протоиерей Феодор Малахов, диакон Владислав Астафьев, а также помощник настоятеля кандидат исторических наук Золотарёв П.М., кандидат социологических наук инокиня Алексия (Переведенцева), регент Николай Белов, звонарь Евгений Фокин. При храме действуют различные кружки: алтарников, церковного пения, звонарей, иподиаконов. С 2008 г. действует воскресная школа для детей. Для взрослых проводятся катехизические беседы.

Основные предметы: История Ветхого и Нового Завета, Литургика, Катехизис, Церковная история и Церковное пение.

Имеется православная библиотека с богатым выбором книг, в которой проводятся с посетителями тематические беседы и обсуждение прочитанного.

Имеется прекрасно отделанный класс, где в тишине, в окружении портретов церковных учителей и богословов, учащиеся легко воспринимают информацию по церковным предметам.

Помощник настоятеля Золотарёв Павел Митрофанович выступает с лекциями в общеобразовательных школах Москвы.

Источник

Главные новости

Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначально он был деревянным. Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. Просуществовал деревянный храм до конца XVII столетия. Сегодня на его месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II построена деревянная часовня-памятник в честь Всемилостивого Спаса. Часовня и историческое словосочетание «в Дербицах», т.е. в лесном, болотистом месте, напоминают нам о тех далёких временах.

В 1668-79 годах рядом с деревянным воздвигается величественный каменный храм тщанием царского духовника протопопа Андрея Савинова на средства царя Алексея Михайловича. Начало строительства благословил Святейший Патриарх Никон, а освятил построенную церковь Святейший Патриарх Иоаким в присутствии царя Феодора Алексеевича. Строили храм лучшие зодчие того времени Карп Губа и Иван Кузнечик. По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Фасады украшают изразцы с затейливым растительным орнаментом «павлинье око», изготовленные известным гончаром Степаном Полубесом. Современного человека несколько удивляют яркие цвета внешнего убранства храма. Но именно царь Алексей Михайлович, как сообщают нам исторические источники, приказал стены храма «прописать суриком в кирпич», «стрелки у шатра перевить», «и расписать бирюзой и белилами». Церковь была настолько благолепна по своему виду, так полно соответствовала представлениям людей о красоте, что получила в народе название «Красной», то есть красивой. Иконы для иконостаса писали царские изографы во главе с прославленным Симоном Ушаковым. Его Богоматерь Елеуса-Киккская из местного ряда иконостаса постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.

В 1671 г. в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 г. здесь крестили младенца Петра I, будущего императора России. Сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич. Тем фактом, что настоятелем храма был царский духовник, и объясняется то, что именно здесь происходили эти важные исторические события. Надолго храму был присвоен статус придворного. И сегодня кресты пяти глав церкви, увенчанные царскими коронами, напоминают нам о том, что храм постоянно посещали государи. Службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.

В 1812 г. Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня.

В начале ХХ в. в храме любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна.

В 1939 г. храм был закрыт, полуразрушен, осквернен. Все его святыни и имущество разграблены. Последний настоятель протоиерей Борис Ивановский был расстрелян на Бутовском полигоне. Сегодня он причислен Церковью к лику святых в чине священномучеников (память 10 декабря). В храме как реликвия сохраняется его наперсный крест.

С 1994 г. в храме возобновлены богослужения.

В 1996 г. храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Главной святыней храма являются мощи Святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в 1998 г. и положены в раке, подаренной храму «Альфа-Банком». В церкви также имеются мощи: Святителей Григория Богослова, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Филарета и Иннокентия Московских; великомученика Димитрия Солунского, великомученика и целителя Пантелеимона; преподобных Сергия Радонежского, Иеронима Стридонского, Пимена Великого, Нила Столбенского, Давида и Афанасия Серпуховских, святых отцов Киево-Печерских; святого благоверного князя Александра Невского; блаженной Матроны Московской; святого праведного Симеона Верхотурского. Чтимой святыней храма является Боголюбская икона Божией Матери.

Сегодня храм трудами приходской общины и настоятеля Епископа Иеронима (Чернышова) приобрёл прежнее великолепие. За живописную красоту люди вновь называют церковь «Красной».

Источник

Главные новости

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМЕ

СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ НЕОКЕСАРИЙСКОГО В ДЕРБИЦАХ

2 октября, суббота

Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина.

9.00 Утреня. Божественная Литургия.

13.00 Заказные молебны, панихиды.

17.00 Всенощное бдение.

3 октября, воскресенье

Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора.

9.30 Божественная Литургия.

8 октября, пятница

Преподобного Сергия, игумена Радонежского

9 октября, суббота

Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

9.00 Утреня. Божественная Литургия.

13.00 Заказные молебны, панихиды.

17.00 Всенощное бдение.

10 октября, воскресенье

Собор святых, в земле Испанской и Португальской просиявших.

9.30 Божественная Литургия.

13 октября, среда

Канун ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

17.00 Всенощное бдение. Лития.

14 октября, четверг

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

9.30 Божественная Литургия. Молебен Пресвятой Богородице с водоосвящением.

16 октября, суббота

Священномученика Дионисия Ареопагита, еп. Афинского.

9.00 Утреня. Божественная Литургия.

13.00 Заказные молебны, панихиды.

17.00 Всенощное бдение.

17 октября, воскресенье

Святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского

9.30 Божественная Литургия.

18 октября, понедельник

Святителей Московских

9.00 Утреня. Божественная Литургия.

23 октября, суббота

Преподобного Амвросия Оптинского

9.00 Утреня. Божественная Литургия.

13.00 Заказные молебны, панихиды.

17.00 Всенощное бдение.

24 октября, воскресенье

Память святых отцов VII Вселенского Собора

9.30 Божественная Литургия.

26 октября, вторник

Иверской иконы Божией Матери

9.00 Утреня. Божественная Литургия.

30 октября, суббота

Преподобномученика Андрея Критского.

9.00 Утреня. Божественная Литургия.

13.00 Заказные молебны, панихиды.

17.00 Всенощное бдение.

31 октября, воскресенье

Апостола и евангелиста Луки

Источник

Главные новости

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ДЕРЕВЯННОЙ ЦЕРКВИ
ВО ИМЯ
СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ НЕОКЕСАРИЙСКОГО

История храма святителя Григория Неокесарийского восходит к глубокой древности, ко временам Рюриковичей. Храм основан в 1445 году, Великим Московским князем Василием II Темным, внуком Димитрия Донского и прадедом Иоанна Грозного. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит на том месте, откуда увидит Москву, храм, посвященный святому, память которого совершается в этот день.

Княжение Василия II до татарского плена.

По материнской линии Василий II был внуком литовского князя Витовта, при котором Литва достигла своего наибольшего могущества. Литва, или Русь Литовская, как тогда называли, территориально значительно превосходила Русь Московскую, граница проходила по Оке. Литва, состоявшая в унии с Польшей, была постоянным соперником Москвы. Однако родственная связь князя Василия обеспечивала Москве мир с Литвой. Василий, не опасаясь за свою безопасность, даже ездил вместе с митрополитом Фотием в гости к могущественному деду в 1429 г. в Троки (современный Тракай).

Василий II родился в 1415 г. В десятилетнем возрасте стал Великим князем Московским. И, как в малолетство его деда Димитрия Донского Русью фактически правил святитель Алексий, фактическим правителем княжества во времена отрочества Василия стал митрополит Фотий.

Обозначим границы Великого княжества Московского в описываемое время. На северо-западе Москва граничила с Тверским княжеством, самым враждебным Москве из русских княжеств, боровшимся с Москвой за возвышение и за право объединять вокруг себя русские земли. Граница проходила в 80 верстах северо-западнее Москвы, Клин был Тверским. Далее на север и северо-восток за Волгой московские владения простирались до слияния Сухоны и Юга, гранича с новгородскими, ростовскими и ярославскими владениями. На юго-востоке и юге нижнее течение Оки от устья Цны и течение Волги от Нижнего Новгорода до устья Суры и Ветлуги отграничивало Московское княжество от Мордвы и Черемисы, находившихся под властью казанских татар. От самого опасного соседа отделяло всего 100 верст, сторожевая линия шла по Оке. Среднее течение Оки между Калугой и Коломной отделяло Московское княжество от Рязанского. На западе от Литвы, начинавшейся за Можайском, отделяло 100 верст. Как видим, территориально Великое княжество Московское было не так уж велико. Его территория значительно уступала Литве, состоявшей, в основном, из западно-русских территорий, и Великому Новгороду.

В Московском княжестве со времен Ивана Калиты вследствие отсутствия боковых ветвей власть переходила от отца к сыну. Княжество было избавлено от княжеских междоусобиц. Великие князья воспринимали Москву с прилегающими землями как свое вечное владение и всячески радели об увеличении и усилении княжества. Так было положено начало собиранию русских земель вокруг Москвы.

Однако Юрию хан выделил город Дмитров, область умершего князя Петра Димитриевича. Василий и Юрий возвратились в Россию.

Василий Васильевич был торжественно посажен на трон великокняжеский в Москве, в храме Богоматери у златых дверей, татарским царевичем Уланом. С этого момента Владимир утратил право столичного города, хотя в титуле Великих князей по-прежнему стоял впереди Москвы.

Ханский суд не погасил межродственной вражды. По возвращении в Россию между Василием и Юрием началась открытая война. В результате Юрий захватил Москву, вступил в нее и всенародно объявил себя Великим князем. Василию в удел он дал Коломну. Но москвичи были резко недовольны таким оборотом дел. Сын, наследуя трон после отца, оставлял всё, как было. Служившие прежнему государю бояре продолжали служить новому, сохраняя свои позиции. Брат же, до этого княживший в другом уделе, имел своих вельмож, которые, переезжая вслед за ним, оттесняли тамошних бояр от власти. Столь явные невыгоды вооружили москвичей против Юрия и старой наследственной системы. Москвичи стали покидать город. В несколько дней Москва опустела. Коломна, куда все направлялись, была переполнена. В домах не хватало места для людей, на улицах — для обозов. На некоторое время Коломна стала истинной столицей великого княжения.

Василий вскоре торжественно вступил в Москву. Вслед за ним в столицу вернулись бояре, служивые и вообще все жители города. Но спокойствие воцарилось ненадолго. Вскоре сыновья Юрия — Димитрий Красный, Косой и Шемяка, возглавив галицкую дружину, разбили московское войско на реке Куси. Василий в отместку разорил Галич. Юрий отошел к Белаозеру, собрал там силы и, объединившись с вятчанами, одержал в ростовских пределах решительную победу над Василием. После поражения Василий не решился вернуться в Москву, а через Новгород, Мологу и Кострому бежал в Нижний. Юрий, продержав Москву в осаде неделю, вступил в Кремль. Семья Василия была пленена.

Косой, однако же, продолжал воевать на северных окраинах Московского княжества. Собрав всякий сброд, ограбил берега Мсты, Бежецкую и Двинскую области. Разбитый Московскими войсками около Ярославля, отошел к Вологде, взял в плен тамошних чиновников Московских. И с Вологодским войском явился уже близ Костромы. Великий князь Василий опять заключил с Косым мир, отдав ему Дмитров. Мир был не долог. Вскоре Косой выехал из Дмитрова в Галич, объединился с вятчанами и взял Устюг, убив там Василиева наместника князя Оболенского вместе со многими устюжанами.

В то самое время родной брат Косого Шемяка приехал в Москву приглашать Великого князя Василия на свою свадьбу с дочерью Димитрия Заозерского. Василий был зол на Косого. Видимо, и Шемяку он подозревал в коварных умыслах. В ответ на приглашение на брачный пир Василий оковал Шемяку цепями и сослал в Коломну.

Тем временем Косой наново собрал войско. Неприятельские дружины встретились в Ростовской области. Готовились к битве. Но Косой, считавший обман допустимым, предложил перемирие. Доверчивый Василий заключил оное и распустил воинство для пополнения съестных припасов. Но полки Вятские, бывшие под командованием Косого, внезапно устремились к стану Московской дружины, надеясь пленить Великого князя. Василий, осведомленный о быстром вражеском движении, громко затрубил в воинскую трубу. В считанные минуты стан наполнился людьми. Москвичи, успевшие выстроиться стройными рядами, смяли напавшего неприятеля и обратили в бегство. Косой, намеревавшийся пленить Василия, сам был взят в плен воеводой Борисом Тоболиным и князем Иоанном Бабой.

И совершилось невиданное на Руси в течение трех столетий злодейство: Василий повелел ослепить своего двоюродного брата. Через несколько лет Василию за это воздастся. Став слепцом, Косой жил еще 12 лет в полном забвении. Но совесть, видимо, мучила Василия. Он освободил из заточения Шемяку и возвратил ему удельные города. В составленной договорной грамоте Шемяка именует старшего брата недругом Великого князя, обязывается выдать все его имение, в особенности святые иконы и кресты, их отцом Юрием из Москвы увезенные. Кроме того, Шемяка отказывался от Звенигорода и должен был разделить с младшим братом Димитрием Красным его владения.

о снование в память этого события

храма во имя святителя Григория Неокесарийского.

В 1444 году Москва успешно отразила нашествие золотоордынского царевича Мустафы, который под Переславлем пал в битве вместе со всем своим войском. Однако московские войска, сконцентрированные в одном месте, оставили практически без защиты Нижний Новгород. Этим воспользовался казанский царь Улу-Махмет. Взяв Нижний, он двинул свои войска к Мурому. Под Московские знамена Великий князь Василий собрал Шемяку, Иоанна Андреевича Можайского, его брата Михаила Верейского и Василия Ярославича Боровского. Наш передовой отряд разбил татар близ Мурома. Татары отступили. Зима того года выдалась необычайно суровая, многоснежная, с сильными холодами. Не желая в столь неблагоприятных условиях преследовать неприятеля, Василий возвратился в Москву.

Великий князь Василий был пленен. Кроме него, в плен попали Михаил Верейский и знатнейшие бояре. Василий, мужественно руководивший битвой, был сильно изранен: его рука была прострелена, несколько пальцев были отсечены, на голове было 13 ран, плечи и грудь были синие от кровоподтеков. Спастись смогли только князья Иоанн Можайский и Василий Ярославич Боровский.

В Евфимиеве монастыре татарские царевичи сняли с плененного князя Василия золотые кресты и послали их как знак своей победы его матери и супруге.

Москва была объята ужасом. Московские князья терпели бедствия, но никогда не были в плену. Ждали нашествия татар на Москву, началась паника. Жители пригородов и окрестных селений стали стекаться в Кремль. А ночь принесла новое бедствие — пожар в Кремле, столь сильный, что сгорели не только все деревянные здания, но упали каменные церкви и стены. В огне погибло около трех тысяч человек.

Мать и супруга Великого князя с боярами успели покинуть Кремль. Они бежали в Ростов. Те, кто мог, покинули столицу.

Москвичи видели в Василии единственного законного правителя. Его плен они воспринимали как главное бедствие.

Василий, не ведавший, удастся ли ему освободиться из плена и возвратиться домой, дал обет Богу — если вернется в Москву, то на том месте, откуда он увидит Кремль, построит храм в честь святого, память которого будет праздноваться в тот день. Бог услышал молитвы Василия.

Хан, желая скорее возвратиться, решил освободить Василия. Он призвал Великого князя и милостиво объявил ему свободу, требуя от него умеренного выкупа. Василий, прославив Бога, выехал из Курмыша, где он тогда находился, с князем Михаилом, боярами и многими послами татарскими, сопровождавшими Великого князя до столицы.

Хан отпустил Василия 1 октября ст. ст. 1445 года. Тот день запомнился москвичам землетрясением — в шестом часу ночи поколебался весь город: Кремль, посад. Но движение было тихо и непродолжительно — многие его проспали. Бодрствовавшие обезумели от страха, думая, что Господь разверзает землю для поглощения Москвы. Несколько дней ни о чем другом не думали и не говорили. И великой радостью в этот момент прозвучало принесенное гонцами известие о возвращении князя Василия из плена.

В Москву князь Василий воротился 17 /30/ ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского.

Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь въехал в сожженные пригороды и предместья, вместо деревянных зданий и улиц были пустыри, по которым ветер гонял пепел. Кремль был выгоревший, закопченный. Его белокаменные стены не сияли белизной. Кремль в то время был столь же обширен, как и нынешний. Над увенчанными зубцами стенами возвышались шлемовидные главы восьми белокаменных церквей. Великокняжеский дворец погиб в пожаре. Василий некоторое время жил у своей матери за городом, на Ваганкове. Потом занял в Кремле двор Литовского князя Юрия Патрикиевича.

в Москву двух своих веворил вернуться.рия. двинулись друг к другу. От низинной части к Кремлю через Москву-реку были переброшены несколько деревянных мостов. Окрестности города покрывал густой лес, поэтому Кремль был виден только вблизи, с расчищенной от леса территории. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного южнее нынешнего расположения храма. Вероятно, князь ехал по дороге, совпадающей с современной Большой Полянкой или Старомонетным переулком.

Деревянный храм, по разным источникам, был 2-х или 3-х престольным. В древних летописях храм именуется то в честь святителя Григория Неокесарийского, то в честь святителя Григория Богослова, иногда — святителя Тихона Амафунтского. Происходило это от того, что, как бывает и сейчас, храм именовали то по главному престолу, то по приделу. Первоначальный храм во время пожара сгорел. Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Деревянная церковь была одноглавая, незатейливой архитектуры. Рядом стояла колокольня, представлявшая собой деревянный столб, на верхнем конце которого была укреплена перекладина для колоколов, покрытая навесом с осьмиконечным крестом.

Каменный храм заложили по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви. После окончания строительства и освящения каменного храма деревянный существовал не долго. Его разобрали «при державе царя Феодора Алексеевича» /не позднее 1682 г. и не ранее 1679 г./. На месте расположения престола деревянной церкви был воздвигнут белокаменный обелиск: столп, увенчанный крестом.

В советские годы обелиск снесли, на этом месте было небольшое строение — база мороженого.

В 2003 году на месте расположения первоначальной деревянной церкви возведена часовня Во Имя Всемилостивого Спаса.

Судьба Василия Темного после строительства храма.

Мера предназначенных Великому князю зол еще не исполнилась. Ему предстояло испытать в земной жизни возмездие за сотворенное им.

Димитрий Шемяка не успокоился, он организовал союз против Василия, в который вступили князья Иоанн Можайский и Борис Тверской, некоторые бояре, купцы, даже иноки. Задумывали не войну, а предательство, измену.

Василий, по обычаю князей Московских, поехал молиться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, с ним были малые сыновья и немного придворных. Заговорщики немедленно уведомили Шемяку и Иоанна Можайского, стоявших неподалеку, в Рузе, с целым полком вооруженных людей. Ночью 12 февраля они пришли к Кремлю, изменники отворили им ворота. Шемяка взял Москву. Захватил мать, супругу Василиеву, верных бояр, княжескую казну, опустошили дворцы и дома. Той же ночью Шемяка послал Иоанна Можайского с воинами к Лавре.

Василия привезли в Москву прямо к Шемяке. На четвертый день, ночью, ослепили Великого князя, сказав ему от имени Димитрия Юрьевича, Иоанна Можайского и Бориса Тверского: «Для чего любишь татар и даешь им русские города в кормление? Для чего серебром и золотом христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил ты брата нашего, Василия Косого?» xviii

Рязанский епископ Иона, впоследствии Московский митрополит, взял детей Василия на свою епитрахиль. А имя Шемяки прочно утвердилось в народной памяти. Шемякиным судом называют с тех пор всякий неправедный, коварный, несправедливый суд.

Шемяка скончался, поев отравленной курицы, в 1453.

i Бродский Б.И. Сердце Родины — Кремль. М., «Изобразительное искусство», 1996. С. 24.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *