храм георгия победоносца в камно официальный сайт
Церковь вмч. Георгия Победоносца (Камно)
Церковь святого Георгия Победоносца (Камно) построена в XV веке, однако есть предание, что он заложен гораздо раньше, князем Довмонтом, в честь победы над ливонскими войсками в 1271 году. Престольный праздник: 6 мая, день памяти вмч. Георгия Победоносца.
Содержание
История [ править ]
Поселения на этом месте известны с очень давних пор. Первые упоминания в летописи встречаются в 1239 году, при описании битвы псковичей и литовцев. В 1307 году произошло знаменитое «Каменское побоище», под предводительством князя Довмонта (Тимофея). Существует предание, что недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Речка Каменка, на которой стоит погост Камно, была когда-то судоходной, что способствовало процветанию торговли и развитию края.
Постройку нынешнего храма относят к XV веку. Однако есть предание, что он заложен гораздо раньше, князем Довмонтом, в честь победы над ливонскими войсками в 1271 году. Освящена церковь во имя Георгия Победоносца. Сохранился основной четверик крестово-купольного храма и боковые аспиды с традиционными псковскими нишами в интерьере. Центральная аспида, западный притвор с рухлядной, двухъярусная колокольня и барочная глава с барабаном возведены в ходе перестройки.
В XIX веке к церкви добавлен придел во имя прп. Никандра Псковского. С южной стороны построена часовня свт. Николая. Вокруг кладбища возведена каменная оштукатуренная ограда из известковой плиты.
Недалеко от погоста, на левом берегу реки Каменки выходит на поверхность источник св. Никандра Псковского Пустынножителя. По преданию, на этом уединенном месте часто молился прп. Никандр. Недалеко от самой церкви выходит на поверхность источник св. Георгия Победоносца. Возле источника построена купальня. Священник храма Валентин (Мордасов) освятил её по чину Иорданской купели.
Святые [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Святыни [ править ]
Местность вокруг погоста Камно богата источниками. С древних времен известны источники «12 апостолов», пророка Илии и преподобного Никандра. Источник преподобного Никандра находится на левом ручье реки Каменки. По преданиям на камне, из-под которого вытекает источник, любил молиться преподобный Никандр, путешествуя по святым местам.
Как добраться [ править ]
Проезд: городище находится в селе Камно Псковского района. Доехать можно на автобусах №7, 15, 115 (Псков-Корлы), 122 (Автовокзал – Шахницы), 126 (Псков-Печоры), 130 (Псков-Крупп) — остановка «Подосье». Или на автомобиле: 7-8 км от Пскова по Рижскому шоссе (поворот направо в деревне Подосье).
Адрес: Псковская обл. Псковский район, Логозовская волость, д. Камно, у деревни Федоровщина, около трассы Псков — Изборск
Святыни псковской земли
Информация о святых местах псковщины.
Погост Камно
Название погоста происходит от слова «Камень», ибо по этой местности 10-12 тыс. лет назад прошёл большой Валдайский ледник. В связи с эти и образовалась река Камёнка, у истоков которой и выстроено в древние времена городище. Оно находилось между 2х русел, как бы на полуострове, высота склонов достигала более 10 метров. Река была судоходной и полноводной. Период расцвета городища приходится на 8-10 в. До упоминания Пскова в летописи жизнь здесь буквально «била ключом». Сохранилось предание, что недалеко от Камно находились владения Ольги.
Первые упоминания о Камно в летописи связаны со сражением в 1239 г., когда псковичи крепко «избили Литву на Камне». Спустя год немецкие рыцари с помощью предательства завладели Псковом, но уже в 1242 г. потерпели сокрушительное поражение на Льду Чудского озера от дружин А. Невского.
В Камно находится Храм Св. Гергия Победоносца, который был построен предположительно в 15 в. из местного камня известняка. Но есть предположение, что церковь более старая. Князь Довмонт, любивший насаждать старину свою церквями, в память победы 1271 г. (23.04/6.05 Св. Георгия) мог заложить на Камени церковь в честь этого святого.
Долгое время в храме Георгия Победоносца служил протоиерей Валентин Мордасов. Священник, к которому съезжались люди со всех уголков России и ближнего зарубежья. Он не только отличался прозорливостью, но и проводил отчитки бесноватых. По молитвам батюшки благополучно разрешались казавшиеся неразрешимыми проблемы, исцелялись больные. Батюшка оставил после себя множество духовных книг.
В настоящее время происходит много исцелений от иконы по молитвам Божьей Матери. Икона у которой принимал исповедь батюшка Валентин Мордасов чудесным образом обновилась после его кончины. Наиболее почитаемым образом в храме является Икона Богородицы «Старорусская». В настоящее время от иконы Богородицы присходят исцеления по молитвам Божией Матери. В храме находится камень с места мученической смерти св. Симона Зилота в Новом Афоне (Абхазия). К нему нужно и можно приложиться. Камень обладает удивительной силой.
Могила протоиерея Валентина Мордасова находится рядом с храмом.
На погосте находится два целебных святых источника: древний источник преподобного Никандра, проистекающий из под камня, на котором любил молиться святой.
А также новый источник Св. Вмч. Георгия Победоносца, освященный отцом Валентином по чину Иорданской купели. По молитва отца Валентина вода из святого источника помогает при болезнях опорно-двигательного аппарата, а также при других телесных и духовных болезнях.
Путешествие к святыням Псковской земли
2. Погост Камно
П огост Камно стал для меня настоящим открытием. Сейчас, вспоминая день, проведённый там, понимаю, что это был Божий дар. И один из самых счастливых дней в моей жизни.
Погост Камно находится на пути от Пскова к Печорам. Мне предложила там побывать Анна, паломница из Ставрополя, с которой мы познакомились и подружились в дороге.
Перед глазами картина: мы с Аней едем в автобусе из Пскова. Мы очень похожи. На нас почти одинаковые белые рубашки с русской народной вышивкой красного цвета, длинные юбки, платочки на головах, за плечами рюкзачки. Мы обе светловолосые, одного возраста, одного роста. Не удивительно, что к нам уже несколько раз обращались: «Сестрёнки!» Даже образование у нас одинаковое — факультет романо-германской филологии.
Забегая вперёд, скажу, что мы жили в монастыре в одной келье, работали на одном послушании и поддерживаем нашу дружбу до сих пор. Аня сейчас на одном из островов в Тихом океане, она работает там по линии ООН. Подруга присылает мне множество фотографий по электронной почте, где она под пальмами с темнокожим ребёнком на руках или на вертолёте над океаном.
Но пальмы и океан будут гораздо позднее. А сейчас мы с ней решаем вопрос: делать ли нам остановку в пути для посещения Камно.
Иногда, когда Господь посылает нам свой дар, мы этого не понимаем, не поняла этого сначала и я. Предложение заехать в Камно, меня не вдохновило. Я никогда не слышала об этом месте и искренне недоумевала, зачем нам выходить на пустынной дороге, сворачивать на просёлочную дорожку и идти к какому-то погосту.
Но Аня рассказала мне, что здесь находится мироточивая чудотворная икона Божией Матери «Знамение». И очень мне захотелось увидеть эту икону и помолиться перед ней.
Про мироточивые иконы интересный рассказ слушала я на Рождественских чтениях в Москве несколько лет назад. На одной из секций, заседания которой проходили в МГУ, делали доклады по теме, связанной с чудесами в православии. Очень интересно выступали два профессора, один из них был учеником другого, и оба входили в комиссию по изучению чудес при Патриархии.
Профессор помоложе рассказывал об иконах, которые очень сильно мироточили, показывал нам миро, собранное от одной из икон. Он говорил, что, если бы был атеистом, то, глядя на такое чудо, стал бы верующим. Потому что он, как учёный, понимает, что, когда такое большое количество вещества берётся ниоткуда, то для этого нужна энергия, равнозначная энергии атомной бомбы.
А ещё, икону «Знамение» очень любит и почитает моя духовная сестра Зоя. День празднования иконы и день рождения Зои совпадают — 10 декабря. Зоя по благословению и акафист читает Божией Матери перед любимой иконой «Знамение». Если благословят сфотографировать чудотворную икону, то лучшего для Зои подарка не придумаешь!
И вот мы выходим из автобуса и стоим одни на пустынной дороге. Июльский день только начинается, жары нет. Мы выходим на просёлочную дорожку и идём по ней к кладбищу, которое видно невдалеке.
Людей не видно, вокруг поля и холмы. Тишина. Слышно только пение птиц и стрекот кузнечиков в траве.
Удивительно высокое голубое небо, легчайшие белые облака. Простор, чистый и ясный воздух. Лёгкий аромат душистых июльских трав. Мы идём молча. Так безмятежно и спокойно вокруг, что не хочется нарушать этот мир и покой.
Подходим к кладбищу, две дорожки: одна по кладбищу, другая огибает её. Спросить не у кого. Рассуждаем логически: нам нужно в храм, храм на кладбище, значит, дорожка, его огибающая, нам не подходит: она нас уведёт прочь от кладбища и от храма.
Рассуждение было неправильным.
Дорожка по кладбищу привела нас к буйным зарослям кустарников, за ними виднелась ограда и храм, но перелезть не было никакой возможности. Мы особенно не огорчились.
С оптимизмом пошутили по поводу женской логики и особенно женского умения ориентироваться на местности. Стараясь не потерять тропинку, (не хватало ещё на кладбище заблудиться!), повернули назад, и пошли по дорожке, огибающей кладбище.
Ну вот, теперь правильно идём. Дорожка выводит нас к белокаменной оштукатуренной ограде из известковой плиты. Ограда огибает, оказывается, всё кладбище и храм вместе с ним. Храм тоже из известняка.
Я читала, что известняк, по-видимому, был самым первым строительным материалом, который использовал человек. Из его плит сооружены не только египетские пирамиды, но и здания Москвы белокаменной. Известняки бывают белого цвета или в зависимости от примесей (глины, кварца, окиси железа и др.) желтоватого, серого, красноватого, бурого… Читала, проезжая по Пскову, рекламу про известняк Псковский — серый, розовый, желтый. Красотища!
Подходим к воротам. Они необычные. Над входом — надпись «Благословен Грядый во имя Господне!» На стенах и воротах — иконы, поучения духовные:
«Душевный покой приходит от откровения священнику грехов, от чтения слова Божия».
«Благодарить Бога за всё, особенно за скорби, есть спасение людей».
«Читайте Псалтирь ежедневно. Он умилостивляет Бога».
«Во время скорби читайте Евангелие».
И много других поучений. Что-то очень знакомое, эти поучения я читала, и записывала на память. Только не могу вспомнить книгу… Надписи голубые, как небо над нашей головой. Белое и голубое — торжественно и красиво. Икона Святого Георгия Победоносца на вратах, это церковь в честь Георгия Победоносца. Рядом с вратами плита, на которой надпись об истории храма.
И нас с Анной ждут духовные подарки — открытия. Первое открытие. Оказывается, церковь была построена в XV веке. Но есть предположение, что она более старая. Псковский князь Довмонт любил украшать свой край храмами и мог заложить церковь в честь Святого Георгия Победоносца в память победы 1271 г. (23 апреля / 6 мая день св. Георгия).
В XIX веке к храму был пристроен придел в честь преподобного Никандра — пустынножителя Псковского. Тогда же и возведена каменная ограда вокруг кладбища. С южной стороны стоит часовня-усыпальница в честь Святителя Николая Чудотворца.
Вот это древность… Дома я пою на клиросе в храме Всех Святых и с гордостью за свой храм рассказываю, что он был построен в 1871 году и ни разу не закрывался. А тут, возможно, 1271 год…Какой же намоленный это храм! Неужели сейчас я войду в него?
Да, я была и в более старинных соборах. Но там были толпы людей, часто просто туристов, экскурсоводы.
А здесь этого нет. Перед нами храм, где можно помолиться, не оглядываясь на окружающих. Входим робко. Второй дар — это чувство, ощущение благодати, которая разлита в храме. Как передать его вам, милые мои читатели?
Старец Иосиф Исихаст говорил о благодати: «Это невещественный дар Божий. Почему её назвали благодатью? Потому что её нельзя увидеть, ограничить, представить, придать ей окраску. Божий дар».
Окунитесь вместе со мной из июльской жары в прохладный полумрак этого небольшого храма. Он пуст. Только за прилавком свечного ящика сидит девушка и читает книгу. Почувствуйте запах ладана. Поклонитесь иконе Георгия Победоносца. Ощутите чудесный благовонный аромат от чудотворной иконы Божией Матери «Знамение».
Миро в виде слёз стекает по щекам Пресвятой Богородицы. Мы встаём на колени перед иконой. И одновременно с Аней тихо плачем, такое чувство умиления касается наших душ.
Святые Отцы говорят об умилении, как о ласке Божией, которая касается нашего огрубевшего в житейской суете сердца и вызывает тихие слёзы.
Мы плачем у иконы и уходить нам из этого храма не хочется.
Федоровщина (Погост Камно). Церковь Георгия Победоносца.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
По преданиям, на камне, из-под которого вытекает источник, любил молиться Преп. Никандр, путешествуя по святым местам. Батюшка Валентин тоже очень любил это место, тоже молился здесь, и может по молитвам праведников водичка с этого источника помогает в болезнях и скорбях. На этом месте стоит маленькая часовенка. Последнее время прославился исцелениями источник Св. Вмч. Георгия Победоносца. Особое внимание на него никто не обращал, но со временем батюшка Валентин заметил, что некоторые прихожане хвалят воду из этого ключа и даже указывают на ее целебные свойства. И вот ручей расчистили, выстроили купальню. Получился настоящий источник. Отец Валентин освящал его по чину Иорданской купели. По молитвам о. Валентина водичка из источника помогает при различных болезнях суставов, ног, при телесных и духовных болезнях. Паломники рассказывают о множестве исцелений после купания в источнике.
Из проспекта «Храм святаго великомученика Георгия Победоносца Погоста Камно».
Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия
По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия».
Усадьба Яхонтовых в 1918 году пустовала, все помещения были разгромлены, «оставшаяся в небольшом количестве мебель поломана и не представляет в таком виде художественно-исторической ценности». Все же в двух запертых залах «оказались части мебели, картин и книг бывшего владельца». Мебель, вещи, картины, рисунки, книги 30 декабря 1918 года были изъяты «для перевозки под охрану» подотдела по охране памятников старины при Псковском губисполкоме. В 1922 году в имении находился совхоз. Усадебный дом уничтожен еще до Великой Отечественной войны.
До весны 1983 года отец Валентин служил в церкви Иоанна Предтечи в Порхове. Указом митрополита Псковского и Порховского Иоанна от 19 марта 1983 года протоиерей Валентин освобожден от служения в церкви Иоанна Предтечи и по просьбе прихожан назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы посёлка Изборск Печорского района. Отца Валентина всегда отличали строгость в выполнении требований Устава, истовое и благоговейное богослужение. Проповеди его были направлены на смирение, исправление жизни. Сам он был удивительно неприхотлив в быту. Спустя годы члены церковного совета обратились к владыке с просьбой наградить отца Валентина Мордасова митрой. Владыка не отказал, и протоиерей Валентин Мордасов получил заслуженную награду. С конца 1984 и до начала 1986 года о. Валентин исполнял обязанности настоятеля церкви Рождества Христова в селе Бельское Порховского района. Постепенно церковь была приведена в порядок, но остаться служить здесь о. Валентину было не суждено. Указом митрополита Иоанна от 3 февраля 1986 года о. Валентин переведен настоятелем храма Святого великомученика и Победоносца Георгия в деревню Камно. Сюда к отцу Валентину за духовным советом, словом утешения и помощью ехали люди из многих городов и сёл России, из республик бывшего СССР. По глубине духовной мудрости, по высоте его благочестия, смирения, любви к людям, по силе молитвы он стал старцем для верующих. Долгое время батюшка духовно окормлял несколько крупных Московских православных издательств. Он был автором книг «Мудрые советы», «Духовная брань», «Что посоветуете, батюшка?», «Как победить грех», «Пища для души», им составлен ряд молитвословов. С ним всегда была матушка Александра Павловна. как и батюшка, она отличалась духовным разумом, добротой, отзывчивостью. В начале лета 1998 года отец Валентин сильно занемог. Исполняя пастырский долг, он не жалел себя. Если приходилось болеть, то всегда без жалоб и стонов превозмогал силой своего духа, молитвой, Святыми Таинствами все болезни и напасти. Теперь же он в своем письме к архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию от 1 июня 1998 года просил дать ему отпуск для поправки здоровья. Владыка дал ему отпуск, но уже ничего нельзя было поправить. Батюшка угас на глазах, не успев никому стать в тягость. В воскресенье 19 июля 1998 года утром отец Валентин последний раз причастился Святых Христовых Таин. В момент, когда в храме на утренней службе пели: «Иже Херувимы. », душа митрофорного протоиерея Валентина Мордасова неслышно отошла ко Господу. На отпевание отца Валентина собралось много священников из Псковской и других епархий. Возглавил собор духовенства архиепископ Псковский и Порховский Евсевий. У гроба батюшки он произнес прощальное слово. Похоронен о. Валентин Мордасов у алтаря Георгиевской церкви. Матушка Александра Павловна вскоре после смерти о. Валентина под сводами Камновского храма приняла монашеский постриг с именем Мария, последний год жизни провела в Успенско-Казанском монастыре Ивановской епархии. Схимонахиня Мария скончалась 3 августа 1999 года, похоронена на монастырском кладбище. Царство Небесное, вечный покой, вечная память о. Валентину и его матушке схимонахине Марии!
Год построения каменной церкви во имя Святого Великомученика Георгия с приделом преподобного Никандра неизвестен.
На расстоянии полверсты от церкви находилась водяная мельница архиерейского домоуправления, построенная с разрешения епархиального начальства.
В приходе Георгиевской церкви в селе Моглино у помещика Бибикова была домовая деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской, отстоящая от погоста в 4 верстах. Построена она была помещиком Иваном Георгиевым Назимовым неизвестно в каком году.
До введения штатов причт церкви во имя Святого Великомученика Георгия состоял из: священника, дьякона, дьячка, пономаря и просфорни. В 1837 г. на покрытие церкви во имя Святого Великомученика Георгия тесом было израсходовано 254 руб. 65 коп. из церковных сумм. По штату, высочайше утвержденному 15 мая 1843 г., причт церкви состоял из: священника и двух псаломщиков.
Близ церкви располагалось кладбище, грунт его состоял из черноземной земли с примесью плитняка, а глубже дикая плита. Кладбище было обнесено каменной оградой, около которой были посажены деревья.
В 1862 г. на новый купол и ремонт Георгиевской церкви было употреблено 730 руб., пожертвованных прихожанами, и 70 руб. церковных. В 1869 г. на новый иконостас в Никандровской церкви и новый деревянный пол было израсходовано 270 руб. церковных и 747 руб. 73 коп. церковно-приходского попечительства. В 1872 г. на ремонт колокольни и церкви употребили 150 руб. церковных денег и 180 руб. церковно-приходского попечительства.
С 1869 г. при церкви существовало церковно-приходское попечительство, деятельность которого в 1900 г. из-за неурожая хлеба и льна в приходе ничем не проявлялась. Богадельни и больницы при церкви не было. С 1872 г. при церкви была устроена земская школа, учительницей в ней была окончившая курс в Псковском епархиальном женском училище Елена Матфеевна Горожанская.
С разрешения епархиального начальства с 1879 по 1881 гг. Георгиевская церковь была расширена за счет уничтожения четырех колонн внутри нее. Вместо каменного был сделан деревянный купол, внутри оштукатурен и снаружи обшит листовым железом. Вместо стены, отделяющей церковь от притвора, сделана арка для плащаницы, увеличены две двери из Георгиевской церкви в придельную Никандровскую церковь. В алтаре были увеличены окна и вместо северной боковой двери сделано окно. Кроме этого в Георгиевской церкви был устроен новый иконостас, новый деревянный пол. На все эти работы было затрачено 500 руб. из церковных сумм и 3017 руб. собранных церковноприходским попечительством.
По штату 1876 г. в церкви должны были состоять священник и два псаломщика. В 1898 г. около Георгиевской церкви была построена деревянная сторожка.
В 1900 г. с разрешения епископа Антонина домовая церковь Казанской Божьей Матери была отремонтирована снаружи и внутри на средства владельца села Булаева, крестьянина Тимофея Стефанова в размере 150 рублей. В домовой церкви имелись пожертвования высочайших лиц, а именно: облачения из гладкой золотой парчи для священнослужащих, пожертвованные императрицей Марией Федоровной, сосуды из позолоченного серебра, подаренные великой княгиней Александрой Иосифовной, святой ковчег «апликепозлащенный», пожалованный принцессой Евгенией Максимилиановной, позолоченный и украшенный камнями серебряный напрестольный крест, подаренный обществом Рязанско-Козловской железной дороги.
В приходе имелось три земских училища: Дмитро-Софийское, учительницей в нем состояла окончившая курс в Псковском епархиальном женском училище Елена Матфеевна Горожанская. В училище обучалось 36 мальчиков и 12 девочек; Поддубское, учительницей в нем состояла окончившая курс в Псковской женской Мариинской гимназии Александра Силовна Абросимова, в нем обучалось 30 мальчиков и 15 девочек; Тямшанское, учительницей в нем состояла окончившая курс в Псковской женской Мариинской гимназии Анна Гермолаевна Козлова, в котором обучалось 41 мальчик и 20 девочек. Законоучителем в училищах являлся священник о. Павел Панов.
10 марта 1914 г. преосвященный епископ Евсевий (Гроздов) посетил приход.
По данным за 1915 г. Георгиевской церкви принадлежал церковный сарай и деревянная сторожка.
Согласно ведомости о церкви во имя Святого Великомученика Георгия за 1916 г., обучение детей закону Божьему причтом велось в деревянной сторожке. Церковная школа помещалась в собственном каменном доме и имела содержание, отпускаемое от церкви. В 1916 г. здание церковной школы было занято под Советскую трудовую школу I ступени.
По данным Гендирекции «Псковреконструкция», церковь во имя Святого Великомученика Георгия погоста Камно была закрыта в 30-ые гг. XX в., а открыта в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время церковь является действующей.
Храм Георгия Победоносца д.Камно
Храм Георгия Победоносца д.Камно запись закреплена
Храм Георгия Победоносца д.Камно запись закреплена
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте
Скоро в кинотеатрах
С 14 октября
«Человек Божий» (англ. Man of God) — греческий фильм 2021 года американского режиссёра сербского происхождения Елены Попович, посвящённый жизни одного из наиболее почитаемых в Греции святых Нектария Эгинского.
Показать полностью.
Ограничения: 12+
Продолжительнсть: 01 ч 50 м
Год выпуска: 2021
Дата выхода: с 14 октября
В ролях:
Арис Серветалис — Нектарий Эгинский
Александр Петров — Костас
Микки Рурк — парализованный
Тония Сотиропулу — Мария
Кристос Лулис — Христос
Яннис Станкоглу — Спирос
Никитас Царикроглу — Патриарх Софроний
Храм Георгия Победоносца д.Камно запись закреплена
Жизнь Православия
76-летняя актриса Екатерина Васильева приняла монашеский постриг.
Ещё один воин вступил в ряды духовного воинства Христова!
Молитвенно поздравляем матушку!
Известность к ней пришла в 70-е, когда она снялась «Соломенной шляпке» и «Бумбараше». Одни из самых популярных фильмов с ее участием – «Обыкновенное чудо», «Экипаж», «Чародеи». Всего в фильмографии актрисы более 200 картин.
Показать полностью.
В 1993 году она покинула сцену и ушла в Толгский монастырь Ярославской епархии РПЦ, позже стало известно, что служит она в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках казначеем. В 1996-м вернулась в кинематограф, но стала более избирательно относиться к выбору ролей и спрашивала разрешения на сьемки у своего духовника.
Сын актрисы Дмитрий Рощин окончил ВГИК. Протоиерей, настоятель храма Святителя Николая на Трех Горах в Москве.
Знаете, многие люди раньше, когда Россия была страной верующей, отвечали на вопрос:
«Кто вы?»
— «Я – православный христианин».
Это суть человека и сверхценность. Если брать по такому счету, то на вопрос
«Кто я такая?»
я отвечу: «Мать священника».
Это в моем биографическом роду – вершина, и не моя заслуга, а дарованная Господом благодать. Сейчас, подходя к концу своей жизни, я понимаю, что человек свободный – это только верующий человек. Свобода – это результат того, что человек становится независимым от светских привычек и условностей. Человек свободен в Боге, во Христе.
Екатерина Васильева, актриса театра и кино, народная артистка России.
Храм Георгия Победоносца д.Камно запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
С чего же все началось? Обратимся к истории Ветхого Завета. Еще в книге Исход есть упоминание о том, что необходимо приносить в храм в дар Богу начаток овощей, то есть первые плоды, не все, а только первые. Обратите внимание – ПРИНОСИТЬ в храм, а не УНОСИТЬ из храма. Так в чем же дело? Неужели мы что-то неправильно понимаем?
Сам смысл приношения плодов в храм заключался в том, чтобы эти плоды там и оставить, пожертвовать их Богу. Такая жертва воспитывает в человеке правильное понимание устройства этого мира. Ведь мы отдаем Богу то, что и так Ему принадлежит, но то, что выросло благодаря нашим усилиям. Мы показываем таким образом Творцу свое смирение, просим принять от нас малые жертвы от наших ТРУДОВ, и через это малое приношение освятить и благословить весь остальной урожай, весь наш год, и благословить следующий сезон, скажем, полевых работ. Это учит нас правильно расставлять приоритеты в жизни. Так, чтобы материальные блага не брали верх над духовными ценностями, тленное – над вечным.
Искаженное понимание праздника привело к возникновению непонятных традиций: не есть никаких плодов до 19 августа, освящённые плоды вкушать только натощак, кочерыжки от этого плода сжигать, а пепел развеивать над рекой, и многие другие сложности – а все из-за непонимания того, а зачем все это нужно?
Первое, что надо понять, – это то, что освящение плодов нужно не плодам, а людям. Второе. Освящая плоды, мы освящаем не маленький пакет или корзинку, которую принесли в храм, а плод своих трудов или свои запасы. Третье. Лучше корзинку яблок оставить в храме в знак благодарности Богу за Его щедроты. Но, если очень хочется, можно, конечно, принести домой какое-то количество плодов, освящённых в храме, но их остатки не возбраняется выбросить вместе с обычным мусором.
Остался один вопрос. Причем здесь Преображение Господа? А ведь этот величественный праздник стал жертвой народной неверной трактовки освящения плодов совершено случайно.
Дело в том, что наша Церковь живет по греческой традиции, так как именно из Греции мы при Крещении Руси переняли богослужебный устав. Греческий народ живет от праздника к празднику. В этой стране все плоды созревают ближе к празднику Преображения, поэтому там и повелось освящать плоды именно в этот день.
Но вместе с тем в Требнике (книга, в которой написаны все молитвенные проследования, совершаемые священнослужителями) четко написано, что, во-первых, молитва совершается не над плодами, а над теми, кто их выращивает и приносит, а во-вторых, что освящать их надо в том месте, где они растут, особенно это относится к винограду.