храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Приход церкви во имя Великомученика и Победоносца Георгия

Настоятель – митрофорный протоиерей Амвросий Джиган
ул. Георгиевская, д. 26., Старая Русса, Россия, 175207
тел: 8 (816-52) 5-16-27
эл. почта: soborst@mail.ru
Божественная Литургия в 8:00. Исповедь за пол часа до начала Литургии. Вечернее богослужение в 18:00.
храм открыт каждый день с 7:00 до 19:00

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Время, когда была построена Георгиевская церковь, зафиксировано документально. Первая Новгородская летопись сообщает: «Того же Лета 1410 года в Русе поставиша две церкви камены: святого Георгия и Благовещения Богородицы». Строил же храм с благословения архиепископа Великоновоградского Иоанна Второго архимандрит Юрьева монастыря Варлаам. К сожалению, о судьбе Георгиевской церкви и о том, что происходило в ней в глубокой древности, информации нет, даже в устных преданиях.
При шведском нашествии в XVII веке церковь практически не пострадала, но сильно обветшала к концу столетия. 30 лет в храме не велись службы, в 1740 году он был частично разобран и выстроен заново на старом основании. Через 40 лет, в 1782 году, был перестроен Благовещенский придел. Не только храм, но и колокольня при нем претерпевала с течением столетий изменения. До XIX века она была деревянной, невысокой и стояла весьма отдаленно от храма. В 1884-1885 годах она была разобрана, и на средства прихожан возведена новая каменная колокольня.

После 1917 года Георгиевский храм почти все время оставался действующим вплоть до 1939 года, когда решением Леноблисполкома его закрыли. С приходом в Старую Руссу в августе 1941 года немцев и установлением в городе оккупационного режима, в Георгиевском храме возобновляются богослужения. До апреля 1943 года храм остается действующим.
После освобождения города в феврале 1944 года прихожане поднимают вопрос об открытии Георгиевской церкви, но городской исполком счел открытие церкви нецелесообразным. Но верующие после долгой переписки отстояли свой храм. 24 февраля 1946 года был освящен Благовещенский придел, а вскоре и главный престол Георгиевского храма. Обезглавленную же колокольню, молчаливо возвышавшуюся перед входом на церковный двор, согласно постановлению Новгородского облисполкома от 31 мая 1951 года, разбирают на кирпичи для коммунального строительства.

Сегодня постепенно восстанавливается и расчищается настенная живопись церкви. Во время реставрации под девятью слоями краски была обнаружена роспись 1860 года.

Источник

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца.

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена

+7 (917)123-64-21,Марк Александрович Р.

Средства от пожертвований пойдут на строительство нашего Храма.

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена

Перед сном несколько минут спокойно подумай, что ты сделал за весь день хорошего, чем согрешил, отдай отчет самому себе. За хорошее поблагодари Господа, за плохое попроси прощения. Попроси спокойного утра, чтобы хорошее приумножить, а грех исправить.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена

В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви все Божие.
Иди к тому священнику на исповедь, который стоит у аналоя с крестом и Евангелием, и исповедуйся Господу, а священник только свидетель твоей исповеди.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Исповедь 07.11.2021г.
С воскресным днём, дорогие братья и сёстры!

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Рождественский онлайн-фестиваль «Вифлеемская звезда» – 2022
_____________________________

Приглашаем всех желающих принять участие в XIII Областном онлайн-фестивале детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда». Учредитель фестиваля – Тольяттинская Епархия Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Заявки принимаются до 17 декабря 2021 года.
Показать полностью.

Фестиваль проводится на безвозмездной основе. Обязательным условием для участия в фестивале является соответствие содержания всех концертных номеров и творческих работ, заявленных на конкурсы художественно-прикладного творчества, сочинений, видеороликов и фотографий, цели и темам фестиваля.

Цель Фестиваля: пропаганда русской национальной культуры, народных традиций, нравственных и духовных ценностей православия, приобщение детей и юношества к духовному, культурному и историческому наследию русского народа.

По всем вопросам: о теме фестиваля, о репертуаре и видео концертных номеров, о составлении заявок и данных для Дипломов и Грамот и др., обращайтесь к исполняющему обязанности председателя Оргкомитета и режиссеру фестиваля Серафиме Станиславовне Ильиной по телефонам: 22-14-55, 46-35-85, 8-929-716-55-50

С любовью о Господе

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена

Дорогие братья и сестры, в субботу Великая Родительская, особенная служба и сугубые молитвы о усопших родных и близких. Всех призываем помолиться, в пятницу вечером на вечернем богослужении(парастас)и в субботу утром на Литургии.

Сейчас во время пандемии не все могут попасть в храм и помолиться о своих близких. Это благоговейно можно сделать дома.
Показать полностью.

Принимаем онлайн- записки о здравии и поминовении на Родительскую Субботу.

Имена пишите под этим постом в родительном падеже, запрещено писать некрещеных и самоубийц.

+7 (917)123-64-21,Марк Александрович Р.

Средства от пожертвований пойдут на строительство нашего Храма.

ЛИТИЯ ОБ УСОПШИХ, ЧИТАЕМАЯ ДОМА:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Трисвятое по Отче наш
90 псалом

Тропарь, глас 4-й:
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (Трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)
Душа его во благих водворится, и память его в род и род

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Храм Св.вмч.Георгия Победоносца. запись закреплена

Наша Русская Православная Церковь имеет два особых поминальных дня: вторник после Пасхальной Седмицы, так называемая «Радоница» и нынешнюю Димитриевскую субботу.
По преданию она была установлена великим князем Дмитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Дмитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель.
Показать полностью. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на эту битву и дал ему из числа своей братии двух иноков схимонахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве. Совершив в Троицкой обители поминовение убитых воинов, великий князь предложил творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября — днем памяти святого Димитрия Солунского – небесного покровителя самого Дмитрия Донского.

И вот шестьсот с лишним лет наша Церковь ежегодно совершает эту службу. До революции в русской армии этот обычай соблюдался неукоснительно. Во всех воинских частях служились панихиды о православных воинах, за веру, царя и отечество жизнь свою на поле брани положивших. Впоследствии в этот день стали совершать память не только православных воинов, но и всех, вообще, усопших, и этот день стал на Руси вселенским днем поминовения.

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «тетрапод» или «канун». Есть еще добрый обычай в дни поминовения приносить в храм угощение для неимущих. Оно освящается во время богослужения и потом раздается.Человек, получивший это угощение, молится «о всех зде ныне поминаемых», и к нашей молитве присоединяется и его благодарная молитва.

Как видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших приготовляется «кутия» или «коливо» — сваренные зерна пшеницы, смешанные с медом.

Совершая сегодня поминовение усопших, нам необходимо и самим серьезно задуматься о жизни вечной. Каждый из нас без исключения, однажды появившись на этом свете, должен непременно покинуть его. И в этом законе Божьем нет исключений. Непрочна и суетна наша жизнь на земле. Ясное и радостное течение ее часто омрачается неожиданными житейскими скорбями и несчастьями. Радости наши смешаны с горем: от богатства недалеко нищета, здоровье ничем не защищено от болезней, самая жизнь в любой момент может пресечься смертью. Время жизни неудержимо и скоротечно, так что и не замечаешь, как пролетают дни.

Мысль о нашей участи в будущей жизни должна, казалось бы, больше всего занимать нас. Но как это не парадоксально, современный человек меньше всего хочет задумываться над вопросом смерти. Самое разительное отличие современной массовой культуры от культуры христианской — в неумении умирать. Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все возрастающее расстояние от поры своей молодости. Старость из времени «подготовки к смерти», когда «пора о душе подумать», стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние «права». Она стала временем зависти. Как писал наш современник — Архиепископ Иоанн Шаховский: «Оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины».

Отрицание будущей загробной жизни совершенно обессмысливает земную жизнь, тогда она «дар напрасный, дар случайный», как писал Пушкин в трудные минуты жизни. Тогда нет основания для нравственной жизни. «Если Бога нет, то все дозволено», — говорил о таких людях Достоевский. Нас не было – и нас не будет, жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия. Такие неверы — отрицатели или совсем отчаиваются в земной жизни и не видят в ней никакого смысла, или живут одной низменной, животной жизнью, держась эпикурейского правила: «бери от жизни все»!

Слово в Димитриевскую Родительскую Субботу
Иеродиакон Гавриил

Принимаем онлайн- записки о здравии и поминовении на Родительскую Субботу.

+7 (917)123-64-21,Марк Александрович Р.

Средства от пожертвований пойдут на строительство нашего Храма.

Источник

«53 новгородских храма»: церковь святого великомученика Георгия Победоносца (Старая Русса)

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца – один из самых любимых храмов староруссцев. Георгиевская церковь возведена архимандритом Варлаамом по благословению архиепископа Новгородского Иоанна II в 1410 году.

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Главный престол освящён в честь вмч. Георгия Победоносца; северный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Архитектура храма проста и лаконична. Стены сложены по-старинному, как строили новгородские зодчие. На четырёхугольном основании возведён куб, который увенчан мощным богато декорированным барабаном с луковичной главой. С левой стороны прикреплён продолговатый четырехугольный придел. По всему периметру стены украшены пилястрами, большие окна обрамлены колонками и карнизами.

Георгиевская церковь претерпела в прошлом три значительные перестройки. Так, в XVIII веке обветшавший храм был расширен, а в XIX веке изменения коснулись внутреннего убранства – иконостас главного престола был «возобновлён», то есть переделана его конструкция. Вместо разрушенной звонницы в 1884 году вблизи храма сооружена мощная 35-метровая колокольня в русском стиле. В начале XX века в церкви устроено печное отопление, появились мозаичные полы и настенная роспись, выполненная по эскизам росписей Виктора Васнецова из киевского Владимирского собора.

Георгиевский храм один из немногих уцелел во время шведского и литовского нашествия, остался невредим после октябрьского переворота и в годы немецкой оккупации. За всю историю существования богослужения в

Георгиевской церкви прекратились только на два года, перед Великой Отечественной войной. В послевоенные годы это был единственный действующий храм в городе и округе.
Главной святыней Георгиевского храма является Старорусская чудотворная икона Божией Матери.

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Настоятель церкви св. вмч. Георгия Победоносца – благочинный Старорусского округа протоиерей Амвросий Джиган.

Отец Амвросий ответил на вопросы корреспондента «53 новости».

Сегодня в Старой Руссе действуют три храма, однако, Георгиевская церковь остаётся по-прежнему любима горожанами. Как вы считаете, почему?

— Храм святого великомученика Георгия Победоносца длительное время был единственным действующим не только в Старой Руссе, но и во всей округе. Я помню времена, когда на праздничную пасхальную службу прихожане заполняли не только храм, но и весь церковный двор. Сегодня в Старорусском благочинии открыто много новопостроенных и восстановленных храмов. И всё же многие люди приходят в Георгиевскую церковь, потому что здесь их встречает Старорусская Божия Матушка.

В 2010 году Георгиевская церковь отметила 600-летие. В юбилейном году в храме были проведены большие реставрационные работы. Расскажите о них.

— Главный итог этой работы состоит в том, что восстановлен первоначальный облик храма и его территории. При реставрации были учтены малейшие детали – форма окон, рисунок декоративных решёток и ограды, металлические двери, покрытие барабана купола, кресты, паперть. Стены храма вновь украсили 5 изразцов с житийным изображением св. вмч. Георгия Победоносца. Восстановлены колонки с куполами при входе на церковный двор. Для удобства людей с ограниченными возможностями возведен пандус. Был раскрыт фундамент колокольни, но, к сожалению, нашлись некоторые «захожане», которые своим мнением запретили восстановление колокольни. Надеюсь, что все-таки когда-нибудь это произойдёт.

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

Расскажите о том, как сложилась судьба Георгиевского храма в богоборческие времена.

— Георгиевский храм Божией милостью не был разрушен в богоборческие времена. Горожане стали приносить сюда спасённые от разорения иконы из других старорусских храмов, которых было в городе множество. Но здесь есть и те иконы, что пребывали издавна в этом храме. В главном иконостасе, начиная со второго ряда, иконы XVI века, а в первом ярусе находится храмовая икона св. вмч. Георгия Победоносца XV века, т.е. она современна храму. Также старинного происхождения Смоленская икона Божией Матери, присланная праведным Иоанном Кронштадтским с дарственной надписью: «Вместо себя посылаю сию икону Божией Матери. Да хранит вас Она». Есть в храме небольшая икона Святой Троицы. Известно, что это дар царя Ивана Грозного своей супруге. Иконостас Благовещенского придела написан епископом Сергием (Голубцовым) в 1950-е годы. В то время в Старой Руссе была самостоятельная кафедра.

Вы служите в Георгиевском храме больше 20 лет. За это время изменилось очень многое в нашей стране, а изменились ли прихожане?

— Думаю, что не изменились. Люди приходят в храм с теми же скорбями, обращаются к Господу с теми же молитвами и просьбами. Отличие возможно в том, что в те годы, когда я начинал здесь служить, в церковь ходили люди в большинстве старшего возраста, а сейчас среди наших прихожан много молодых людей. При храме работает воскресная школа для детей, которая вносит свой климат в дело христианского просвещения, ибо уже дети несут слово Божие в семьи, своим родителям.

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

Источник

Лекарство Достоевского

храм георгия победоносца в старой руссе расписание богослужений

В самый первый приезд в Старую Руссу в 1872 году они остановились в доме священника Румянцева, служившего в этой церкви. Вот как пишет Анна Григорьевна: «Наконец, в три часа дня, пароход подошел к пристани. Мы забрали свои вещи, сели на линейки и отправились разыскивать нанятую для нас… дачу священника Румянцева. Впрочем, разыскивать долго не пришлось: только что мы завернули с набережной реки Перерытицы в Пятницкую улицу, как извозчик мне сказал: “А вон и батюшка стоит у ворот, видно, вас дожидается”. Действительно, зная, что мы приедем около 15 мая, священник и его семья поджидали нас и теперь сидели и стояли у ворот. Все они нас радостно приветствовали, и мы сразу почувствовали, что попали к хорошим людям. Батюшка, поздоровавшись с ехавшим на первом извозчике моим мужем, подошел ко второму, на котором я сидела с Федей на руках, и вот мой мальчуган, довольно дикий и ни к кому не шедший на руки, очень дружелюбно потянулся к батюшке, сорвал с него широкополую шляпу и бросил ее на землю. Все мы рассмеялись, и с этой минуты началась дружба Федора Михайловича и моя с отцом Иоанном Румянцевым и его почтенной женой, Екатериной Петровной, длившаяся десятки лет и закончившаяся только с смертью этих достойных людей».

Георгиевская церковь стоит на одноименной улице. Улица Георгиевская находится недалеко от соборной площади города. И если идти от центра площади, то маршрут будет пролегать мимо невысоких городских домов, похожих на белую пастилу. А если идти от дома Достоевских, то справа и слева будут окружать вас уютные деревянные деревенские домики, тесно прижатые друг другу заборами. Вдоль улицы высажены кусты калины. Именно по этой улице шел Дмитрий Карамазов: «»Калина, ягоды, какие красные!» – прошептал он, не зная зачем».

Мы остановились у ворот церкви, у которых сидели местные бедные люди, жители города. Это единственный храм в городе, где мы увидели людей с протянутой рукой. Подумалось, что это, наверное, провидение именно здесь и сохранило их. «Вот какова она, жизнь-то бывает! О, Варенька, мучительно слышать Христа ради, и мимо пройти, и не дать ничего, сказать ему «Бог подаст». Иное Христа ради еще ничего. (И Христа ради-то разные бывают, маточка). Иное долгое, привычное, заученное, прямо нищенское, этому еще не так мучительно не подать, это долгий нищий, давнишний, по ремеслу нищий, это привык, думаешь, он переможет и знает, как перемочь». (Бедные люди).

Достоевский сам всегда подавал милостыню, несмотря на постоянную нужду. «Когда у моего мужа не найдется мелочи, а попросили у него вблизи нашего подъезда, то он приводил нищих к нам на квартиру и здесь выдавал деньги». (А. Достоевская, «Воспоминания»).

Дочь Достоевского, Любовь Федоровна, вспоминает, что Достоевский «подавал всем бедным, встречавшимся на его пути, и никогда не мог отказать в деньгах, если кто-нибудь говорил ему о своем несчастье и просил помощи».

Миновав нищих, насовав в их протянутые руки сладости, мы вошли в храм. Теперь пишу и думаю, что если перед дверями рая окажутся стоящие нищие, убогие, больные, бедные? Попадем ли в рай, минуя их?

В храме готовились к празднику Успения. На деревянном полу была выстелена дорожка из травы и цветов до алтаря и возле Старорусской иконы. Старорусская икона впечатляет не только размерами (278 см высота и 202 см ширина), но и уникальной историей. Икона была принесена когда-то в Старую Руссу из Греции, из города Ольвиополя.

Предание гласит, что когда в 1570 году в Тихвине случилось моровое поветрие, то жители города просили позаимствовать чудотворную икону. Крестным ходом тихвинцы обошли город и на руках внесли его в Успенскую церковь Тихвинского монастыря. Мор прекратился.

С возвращением иконы тихвинцы не торопились, а вскоре и совсем отказались ее вернуть. И только в 1787 удалось получить лишь список чудотворной иконы. Староста Воскресенского собора Илья Петрович Красильников сам поехал в Тихвин, и когда икону в очередной раз отказались вернуть, тогда по его заказу тихвинские живописцы скопировали Старорусскую икону «мера в меру». В 1788 году рушане встретили образ, который стал главною святынею Воскресенского собора Старой Руссы. Несмотря на то, что этот список неоднократно являл чудотворную силу, исцеляя физические и душевные болезни, жители не оставляли надежды вернуть старинный образ. Радостное событие случилось в правление императора Александра III,который распорядился утвердить положительно прошение рушан. Желая достойно проститься со святыней, хранившей их город триста лет, тихвинцы обнесли чудотворную икону крестным ходом вокруг Тихвина. А Старая Русса готовилась достойно ее встретить! День 18 сентября стал для Старой Руссы знаменательным событием. Такого стечения духовенства и богомольцев здесь давно не видели. Колокольным звоном, который сливался с голосами множества певчих, встречали икону. Богослужение окончилось лишь к трем часам дня. А звон колоколов не утихал в монастыре целый день. Радуйся, райских дверей отверзение! (из Акафиста Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии).

Святыня вернулась на родную землю, а в Тихвине остался точный список. Долгожданное возвращение произошло к всеобщей радости горожан. Но оказалось, что святые лики на иконах расположены по-разному. Лик Богородицы кротко обращен на каждого приходящего к Ее образу. На левой руке изображен Ее Божественный Младенец, но лик Его обращен от Нее в сторону. В монастыре на иконе Младенец так же покоится на левой руке Богоматери, но лик Его обращен на этом образе к Ней.

До сих пор это различие объяснить не могут. Многие толкуют по-разному о том, что стало причиной того, что Младенец «отвернулся». Одна из версий такова: Младенец скорбит о грехах людских. Другие считали, что Он отвернулся в сторону при виде порочной жизни жителей города. Возможно и то, что, восстанавливая потемневший от времени образ, иконописцы изменили положение лика, но не исключали и чудесное преображение иконы.

После революции происходит изъятие церковных ценностей. В городском соборе открывается музей, куда переносится Старорусская икона и где хранился список иконы, сделанный И.П. Красильниковым. В 1941 году во время оккупации икона исчезла, а серебряная риза, инкрустированная драгоценными камнями, украшавшая Старорусскую икону Божией Матери, чудом уцелела. Сейчас в Георгиевской церкви чтится список чудотворной иконы. Это краткая история чудотворного ораза, который является самым почитаемым в городе. Перед ним склонялся в поклоне великий писатель, когда приходил на Литургию.

Когда впервые входишь в храм, удивляешься не столько расписным сводам и обилию древних образов, сколько самой атмосфере. Кажется, что этот старинный храм так и остановился в том времени прошлого века. Поскрипывает деревянный настил под ногами, горят свечи на старинном массивном подсвечнике возле Старорусской иконы. Глаза Богородицы глядят бесстрастно. Ее молчание – молитва. Она сама – молитва! И она присутствует не где-то в ином измерении, а здесь! И от этого становится и страшно, и спокойно одновременно. Бабушки, прислуживающие в храме, отличались неспешностью. Всё делалось неторопливо и спокойно. Нам вообще казалось, что в городе другое временное измерение. Они охотно показали нам место, где молился Достоевский. Всю Литургию обычно он стоял пред иконой Всех Скорбящих Радость. Надо сказать, что этот образ Богородицы был его любимой иконой. По словам жены, он любил молиться «в тиши, без свидетелей». «Я не пошла за ним, и только полчаса спустя отыскала его в уголке собора, до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал», – пишет Анна Достоевская. Врач писателя, Степан Дмитриевич Яновский, писал, что «вернейшее лекарство у него всегда была молитва».

– А эту икону подарил сам святой Иоанн Кронштадтский, – сообщила сидевшая в уголочке на стуле прихожанка преклонных лет. Я подошла к темному углу под низким сводом и, посветив свечой, прочла дарственную запись на Смоленской иконе Божией Матери.

– Икона наша Старорусская – чудотворная, – продолжала говорить, медленно произнося каждое слово, старушка, – Она Заступница наша, она нас и воспитывает, и исцеляет, – тут бабушка вздохнула, – у каждого свои болезни-то ведь.

– Видите, Младенец как бы отвернулся от Богоматери, – так же тихо и медленно произнесла она. – Все-то думают, что Он отвернулся, а это Он к нам повернулся, к нам обращен.

Мы посмотрели на икону – и нам показалось, что всё движение Богородицы на иконе направленно навстречу к людям. Она как бы говорит: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5).

Началась праздничная служба, и мы уже не смели отвлекать старушку расспросами.

И сразу вспомнились слова духовного отца, который часто говорил: «Пресвятая Богородица – наше первое лекарство».

После этих слов я считала, что вторая часть очерка закончена, и как обычно, написала «продолжение следует». Но на следующий день я получила сообщение от правнука писателя о его личном исцелении от Старорусской иконы. Перед тем как я приведу целиком воспоминание Дмитрия Андреевича Достоевского, я расскажу предысторию. После одной операции врачи повредили ему желудок и предупредили, что возможно последствие – язва. Так и случилось, и страдал он от язвы двадцать лет. Но однажды…

«Случилось это лет десять назад. В конце мая я, как обычно, поехал в Старую Руссу в тамошний музей на Достоевские чтения. В это время, как правило, в городе солнечно, тепло, и повсюду буйствует расцветшая сирень. Здесь Достоевский обрел счастливые годы семейной жизни и радушную атмосферу для своего творчества. «За границей решительно не могу писать, другое дело в Руссе, когда за стенкой детки шумят», – писал он жене. Обрел он близкого друга, священника Георгиевской церкви отца Иоанна Румянцева. Люба и Федор Достоевские почти весь день проводили на дворе батюшки, играя с его многочисленными детьми, а писатель частенько наведывался «на чаек» к батюшке для долгих бесед на церковные темы. «Батюшка этот дал мне много материала для моего романа», – записывает Достоевский.

Эту атмосферу тихого, спокойного в своей неспешной жизни провинциального городка чувствуют и все участники чтений, стараясь озвучить здесь свои самые последние и сокровенные мысли о творчестве писателя. Я внимательно выслушивал доклад, но меня больше интересовали ежевечерние встречи достоеведов, как говорится, за круглым столом, у кого-нибудь в номере гостиницы, где я включался в общий разговор о Достоевском.

В один из вечеров я, уже зная, в каком из номеров состоится встреча, забежал к себе, чтобы переодеться. Выйдя из дома, обнаружил, что буквально мои ноги понесли меня в противоположную сторону – к Георгиевской церкви. Я попытался противиться этому, думая, как неудобно будет, если я опоздаю, но тут же появилась «спасительная» мысль, что на одну минуту забегу в церковь и вполне успею вернуться в заветный номер. Опять появилась мысль, что зря я иду, ведь служба уже кончилась, и храм, наверное, закрыт, но уже издали вижу открытые ворота. Я уже в церкви, она пуста, и только бабушки как заправские матросы драят пол. Они все как по команде посмотрели на меня, мне стало неудобно, но я уже не владел собой. В простенке висит огромная чудотворная икона, и я, очутившись перед ней, грохнулся на колени, уже совершенно не понимая, что со мной. Слезы градом покатились из глаз, я выключился из пространства и времени. Прошло пять минут, а может час, я пришел в себя, наступила какая-то отрешенность, и я тихо вышел из церкви.

Всё ещё не понимая, что со мной было, вернулся в номер, не было желания куда-либо идти, и я заснул.

Наутро всё пошло своим чередом, мысль о вчерашнем легко заменялась вернувшимся интересом к докладам.

К вечеру готовился с сожалением уехать в Петербург. Дело в том, что из-за застарелой язвы желудка, которая ежегодно осенью укладывала меня в больницу, я не мог на известковой воде в Руссе продержаться более двух дней – как правило, начинались боли, и я мчался домой. На этот раз ничего не случилось, и я решил остаться до утра. Без проблем остался до окончания чтений и на прощальном ужине все с удивлением обнаружили мое присутствие.

Год понадобился, чтобы понять, что со мной случилось чудо. Язва в одночасье ушла и, как я ее ни провоцировал, чтобы убедиться, – ушла безвозвратно. Я исцелился от иконы!»

И сейчас я с большой радостью пишу: «продолжение следует».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *