храм геры в селинунте

храм геры в селинунтеcicerone2007

cicerone2007

Лучшее средство от хандры в серый холодный зимний день – воспоминание о весенней Сицилии, где не только голубое небо, зеленая трава, красные маки, но и руины греческих храмов выглядят жизнеутверждающе. Среди самых поразительных мест острова – археологический заповедник в Селинунте. Один из дорических храмов, построенных на юго-западе Сицилии, был поднят реставраторами двадцатого века из руин:

храм геры в селинунте

Селинунт был основан в 628 г. до н.э. колонистами из Мегар Гиблейских, греческой колонии, появившейся на Сицилии столетием раньше. Основателем колонии был Памилл, призванный из первоначальной метрополии – Мегар в Греции. Конкретных сведений о Селинунте очень мало, и это удивительно, потому что масштабы его построек фантастические. Здесь найдены остатки 8 дорических храмов! Но посвящение ни одного из них нам пока точно неизвестно, поэтому в литературе они до сих пор обозначаются просто буквами. Храм Е не самый большой из них. Датируют его 480-460 гг. до н.э.

храм геры в селинунте

Возможно, он был посвящен Гере. По типу это периптер, с соотношением колонн: 6 х15. Восточный фасад выделен лестницей, состоящей из 10 ступеней. Движение вверх продолжалось и в интерьере, где уровень пола от одного помещения к другому повышался:

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Не знаю, как сейчас, но во время нашей поездки можно было зайти внутрь храма, прогуливаться вдоль колоннад:

храм геры в селинунте

Залезать на громадные камни, из которых сложены стены:

храм геры в селинунте

Сверху любоваться фантастическими панорамами окрестностей:

храм геры в селинунте

Дорический ордер здесь такой, как надо: надежный, очеловеченный при помощи энтазиса, согретый золотистым цветом местного известняка:

храм геры в селинунте

Но полное представление о храме Е может сложиться только после посещения Археологического музея в Палермо, где находятся метопы, которые когда-то украшали этот храм. Расположены они были не на наружном архитраве, а находились за колоннами, в верхней части целлы:

храм геры в селинунте

Интересно, что известняк здесь дополнен мраморными частями. Головы, руки и ноги женщин выполнены из мрамора. На этой метопе Геракл борется с амазонкой:

храм геры в селинунте

А здесь Афина преследует гиганта Энкелада. Очень значимый для Сицилии эпизод! По одному из вариантов мифа, богиня, метнув камень, раплющила гиганта, и он стал островом Сицилия. По другому, более распространенному, бессмертный гигант был накрыт громадным камнем – горой Этной, и время от времени он дает о себе знать землетрясениями и извержениями вулкана.

храм геры в селинунте

А это такая спокойная и милая Артемида травит собаками Актеона:

храм геры в селинунте

Закончим же мы знакомство со скульптурой храма Е одной из самых выразительных любовных сцен, которую подарило нам греческое искусство. Это встреча Зевса и Геры. Он отводит руку сестры от лица, их взгляды встречаются, вспыхивает страсть, и Зевс уже тянет Геру к себе на ложе:

Источник

Селинунт как восьмое чудо света

храм геры в селинунте

Елена Пушкарская, специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» в Риме

Пару лет назад я говорила с молодым сицилийцем, племянником находившегося в бегах главаря «Коза Ностра» Маттео Мессины Денаро. Запомнилось, что парень, публично отрекшийся от своего родственника, сказал тогда: «Мой город Кастельветрано сейчас известен всей Италии как родина босса мафии, а я хочу, чтобы его знали по археологическому парку Селинунт».

С тех пор мысль повидать эти столь достопримечательные места меня не покидала. И наконец, нынешней зимой я и отправилась в Селинунт по приглашению учёных-археологов.

Основанный греками примерно в 628 году до н. э. Селинунт в наши дни стал самым крупным археологическим парком Европы, и его простирающаяся на 1740 кв. км территория одинаково интересна и туристам, и ученым.

Имя сельдерея

«Античный Селинунт, обязанный своим именем сельдерею, в таком изобилии произраставшему в окрестностях города, что его изображение встречается на монетах, был одним из наиболее процветающих греческих поселений на Сицилии. По развитию зодчества и ремёсел он не уступал основным городам греческого мира. Велико было и стратегическое значение города, который во времена пунических войн часто переходил из рук в руки. В 409 году до н.э. Селинунт был почти полностью разрушен войсками соседней Седжесты и Карфагена. Но уже через год он был вновь заселён выходцами из Сиракуз. А в 250 году до н.э. город штурмовали римляне. Его жители бежали в Марсалу, карфагенскую столицу Сицилии, а перед бегством разрушили свои дома», — рассказывается в туристическом справочнике.

храм геры в селинунте

Дело римлян завершили время и часто случавшиеся в этих краях землетрясения. Может быть, я разочарую туристов, приезжающих сюда со всего мира любоваться греческими храмами, но истина, как говорили древние, — дороже. В общем, как поведал мне директор археологического заповедника Селинунта Энрико Карузо, ни один из восьми находящихся на территории заповедника храмов не сохранился с античных времен. И те два святилища с полуразрушенными колоннами, на фоне которых так любят фотографироваться туристы, на самом деле — результат реконструкции, проведённой, впрочем, по всем правилам науки.

Один из этих храмов — по-моему, самый живописный — обозначен буквой «Е». Он расположен на восточном склоне заповедника и посвящён, как гласят путеводители, богине земли Гере. Однако поскольку мы с вами путешествуем в сопровождении учёного, нельзя упустить из вида ремарку синьора Карузо о том, что все обозначенные в путеводителях посвящения условны. На самом деле из-за древности храмов точно определить их назначение пока невозможно, и именно поэтому условно-нейтральные буквы — точнее с научной точки зрения. Вот почему археологи предпочитают называть восстановленный в 1959-м году остов из дорических колонн храмом «Е».

Кроме величавой красоты эта постройка знаменита обнаруженными при раскопках античными метопами, на которых воссозданы сцены из античной мифологии. Чтобы увидеть эти ценнейшие артефакты, нужно отправиться в Палермо, в археологическом музее которого они теперь хранятся. Стоит сделать это хотя бы ради того, чтобы увидеть бракосочетание Зевса и Геры, ставшее основанием для предположения о посвящении храма супруге олимпийского громовержца.

храм геры в селинунте

С «Е» соседствуют храмы «F» и «G». Оба они являют собой груду будящих воображение живописных руин, из которых вовсе нетрудно мысленно возвести величавые античные колонны.

Чтобы рассмотреть второй частично восстановленный храм, обозначенный учеными буквой «С» и предположительно посвящённый Аполлону, нужно переместиться с восточного склона заповедника на Акрополь. В январе, который на Сицилии напоминает наш июнь, совершить двухкилометровую прогулку по расцвеченному лютиками и кашкой лугу — одно удовольствие. Однако в период летнего зноя, когда здесь оказывается большинство туристов, до Акрополя лучше добираться в вагончике туристического поезда. Хотя, конечно, куда занятнее было бы прокатиться на ослике — традиционном для этих мест средстве передвижения в прежние времена.

— Древний Акрополь располагался на холме над морем. С двух сторон его обтекали реки, между которыми находится городской порт. Это было самое защищенное место в Селинунте, окружённое мощными каменными стенами, за которыми находились все основные административные здания, — рассказывает Карузо. Все они, кроме храма «С», находятся в разрушенном состоянии.

— А вы не хотите воспроизвести здесь картину античной жизни, как это сделали, например, в Геркулануме? — поинтересовалась я у директора заповедника.

— Геркуланум был засыпан извержением Везувия. Там ничего не восстанавливали, просто раскопали. И это совсем другое дело. Мы не хотим здесь устраивать новодел, который превратил бы Селинунт в Диснейленд.

Однако сходство с самым знаменитым итальянским археологическим парком скоро обнаружилось.

Новые Помпеи

храм геры в селинунте

Селинунт, как уже было сказано, — не только место туристического паломничества, но и сосредоточение научных исследований, которые ведутся тут постоянно.

Совсем недавно было сделано открытие, сулящее археологическому парку новые перспективы. Ученые обнаружили под землёй ещё более древние руины, возраст которых составляет приблизительно 2700 лет.

«Ученые-археологи из университета Камерино обнаружили на территории нашего археологического парка целый комплекс сооружений, находящихся в настоящее время под землёй. Не будет преувеличением сказать, что речь фактически идёт о «новых Помпеях»: настолько обширна территория, на которой раскинулись целые городские кварталы, которые выходят далеко за пределы доселе известного нам Селинунта. Можно предположить, что в этом городе в период его расцвета проживали до 100 тысяч человек», — рассказывает профессор Карузо.

Дело в том, что раньше археологические раскопки велись в основном в районе Акрополя, а сейчас — благодаря предложенной итальянскими учеными новой технологии — удалось расширить исследования на Некрополь, Западный и Восточный холм.

О сути технологии рассказывает археолог Фабио Паллотта: «При помощи высокочувствительной термокамеры, размещённой на дроне, мы обнаружили под землёй на территории археологического парка несколько тепловых аномалий, связанных с большими подземными постройками, которые спускаются от так называемого храма «М» к городскому порту. Мы провели 14 полётов, в ходе которых было сделано и обработано около 150 тысяч специальных изображений. Всего же нам удалось обследовать территорию площадью один квадратный километр, на которой были выявлены многие сотни объектов. Так что сегодня, ещё до начала раскопок, мы можем говорить о крупном древнем городе с высокой численностью населения и высокоразвитой инфраструктурой».

храм геры в селинунте

Учёным удалось восстановить древнюю береговую линию реки и обнаружить множество свидетельств деятельности местных жителей, в частности, отвода русла рек. Исследователи считают, что Селинунт имел как минимум две искусственные гавани, а обе протекавшие в этом районе реки были судоходны, что позволяло жителям города вести активную торговлю, доставляя товары от побережья Средиземного моря вглубь острова.

В подтверждение своих слов профессор Карузо продемонстрировал ряд ценнейших археологических находок, сделанных при раскопках в последние месяцы. Среди них — изображение древнегреческой богини лунного света, магии и колдовства Гекаты. Кроме того, археологи обнаружили важные элементы фасада самого древнего дорического храма Селинунта, обозначенного литерой «Y», и таким образом почти полностью реконструироваили его внешний облик.

Сделанным ученым из университета Камерино открытиям была посвящена научная конференция, прошедшая здесь же, в археологическом парке. Её почётным гостем стал известный искусствовед и политик, асессор по культуре Сицилии Витторио Згарби: оценив показанные ему работы, он пообещал данной ему властью делать все, чтобы в течение года восстановить храм «G». После чего, по его словам, Селинунт можно будет считать Восьмым чудом света.

Источник

храм геры в селинунтеhistory_of_art

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

Лучшее средство от хандры в серый холодный день – воспоминание о весенней Сицилии, где не только голубое небо, зеленая трава, красные маки, но и руины греческих храмов выглядят жизнеутверждающе. Среди самых поразительных мест острова – археологический заповедник в Селинунте. Один из дорических храмов, построенных на юго-западе Сицилии, был поднят реставраторами двадцатого века из руин:

храм геры в селинунте

Селинунт был основан в 628 г. до н.э. колонистами из Мегар Гиблейских, греческой колонии, появившейся на Сицилии столетием раньше. Основателем колонии был Памилл, призванный из первоначальной метрополии – Мегар в Греции. Конкретных сведений о Селинунте очень мало, и это удивительно, потому что масштабы его построек фантастические. Здесь найдены остатки 8 дорических храмов! Но посвящение ни одного из них нам пока точно неизвестно, поэтому в литературе они до сих пор обозначаются просто буквами. Храм Е не самый большой из них. Датируют его 480-460 гг. до н.э.

храм геры в селинунте

Возможно, он был посвящен Гере. По типу это периптер, с соотношением колонн: 6 х15. Восточный фасад выделен лестницей, состоящей из 10 ступеней. Движение вверх продолжалось и в интерьере, где уровень пола от одного помещения к другому повышался:

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Не знаю, как сейчас, но во время нашей поездки можно было зайти внутрь храма, прогуливаться вдоль колоннад:

храм геры в селинунте

Залезать на громадные камни, из которых сложены стены:

храм геры в селинунте

Сверху любоваться фантастическими панорамами окрестностей:

храм геры в селинунте

Дорический ордер здесь такой, как надо: надежный, очеловеченный при помощи энтазиса, согретый золотистым цветом местного известняка:

храм геры в селинунте

Но полное представление о храме Е может сложиться только после посещения Археологического музея в Палермо, где находятся метопы, которые когда-то украшали этот храм. Расположены они были не на наружном архитраве, а находились за колоннами, в верхней части целлы:

храм геры в селинунте

Интересно, что известняк здесь дополнен мраморными частями. Головы, руки и ноги женщин выполнены из мрамора. На этой метопе Геракл борется с амазонкой:

храм геры в селинунте

А здесь Афина преследует гиганта Энкелада. Очень значимый для Сицилии эпизод! По одному из вариантов мифа, богиня, метнув камень, раплющила гиганта, и он стал островом Сицилия. По другому, более распространенному, бессмертный гигант был накрыт громадным камнем – горой Этной, и время от времени он дает о себе знать землетрясениями и извержениями вулкана.

храм геры в селинунте

А это такая спокойная и милая Артемида травит собаками Актеона:

храм геры в селинунте

Закончим же мы знакомство со скульптурой храма Е одной из самых выразительных любовных сцен, которую подарило нам греческое искусство. Это встреча Зевса и Геры. Он отводит руку сестры от лица, их взгляды встречаются, вспыхивает страсть, и Зевс уже тянет Геру к себе на ложе:

Источник

Древнегреческий город-призрак Селинунт на Сицилии (Италия) и его дорические храмы

Я уже писала о том, что греки переселялись и основывали города на соседних территориях. Селинунт является именно таким городом. И у него непростая история. Город был покинут в один момент, во время нападения Карфагена. Жителей убили, а кто уцелел, тех увели в рабство. А дальше пустующий город начал разрушаться. Археологи находят даже еду, которая осталась недоеденной, посуду, оставленную в мастерской на полпути изготовления. С помощью геофизических методов и раскопок были найдены 2500 домов, улицы, порт и промышленная зона города. Город как был, так и остался классическим греческим. Поэтому Селинунт даёт представление о количестве жителей города эпохи классики, об обустройстве различных его зон. По подсчетам в городе убили 16 000 тысяч жителей и воинов, а также 5000 мужчин и несколько тысяч женщин и детей увезли в рабство. Сам город не сохранился, и те постройки, которые там есть сейчас, были восстановлены и реставрированы.

храм геры в селинунте

Греческие города на Сицилии

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Селинунт возник на острове Сицилия, на его западной стороне. Город основали выходцы из Мегары в середине VII в. до н.э. Название города происходит от греческого σελινον, что означает сельдерей. Растение в изобилии произрастало в окрестностях города, поэтому его изображали на монетах.

Сельдерей на монетах Селинунта

храм геры в селинунте

Монеты около 540-510 гг. до н. э.

храм геры в селинунте

Тетрадрахма Селинунты, 417-413 гг. До н.э.

храм геры в селинунте

Планировка города

В период архаики вся власть была в руках родовой аристократии, и в целом процветал рабовладельческий строй. Города этого периода строились по принципу разделения территорий. Выбирали место для акрополя (верхнего города на возвышении) и у его подножья строили нижний город с рыночной и общественной площадью — агорой.

Топографическая карта Селинунта

храм геры в селинунте

В VIII — VII вв. до н.э. города не имели ещё внешних крепостных стен. Они появились в более поздний период. В случае войны все городское и сельское население находило защиту на территории акрополя. Примером такого города, кроме Афин, может служить и Селинунт.

Акрополь Селинунта располагался на плоской скале. С западной стороны была долина небольшой реки, а с восточной стороны располагалась бухта с песчаными пологими берегами. Здесь, скорее всего, находилась торговая гавань.

Вид на Акрополь с востока

храм геры в селинунте

Вид с Акрополя, вдалеке храм Е

храм геры в селинунте

На акрополе, параллельно друг другу, располагались главные храмы. Большая часть этих сооружений относится к VI в. до н.э.

Город начал активно расширяться за счёт торговли с другими городами. В этот период были построены новые храмы на соседнем скалистом плоскогорье, восточнее города.

храм геры в селинунте

Селинунт многократно разрушался. В войне с Карфагеном в 409 г до н.э. город был разрушен. Затем были землетрясения, которые также разрушали его. Сейчас город лежит в руинах, но он свидетельствует о том, что древние греки стремились к созданию монументальных ансамблей, видимых издалека.

Несмотря на то, что город не сохранился, археологи полагают, что планировка акрополя относится к архаической эпохе. И что тогда уже были проложены две пересекающиеся улицы северо-южного и западно-восточного направлений. Исследователи установили, что ширина улицы северо-южного направления насчитывала около 9 м. на неё выходили кварталы протяженностью около 30 м. с поперечными проходами в 3,6—3,9 м. Пример Селинунта показывает, что уже в архаический период сложилась регулярная планировка.

храм геры в селинунте

Ансамбли храмов акрополя Селинунта

Архаические ансамбли, и в том числе, акрополь Селинунта, были полихромными. Храмы были выполнены в цвете. Например, в храме С были обнаружены красные метопы. Кроме того, на стенах висели золотистые медные щиты-трофеи и они создавали яркую колористическую композицию.

Строительная деятельность была настолько активна, что на протяжении одного только VI в. до н.э. в городе было сооружено три храма и начал строиться четвертый.

Внутри акрополя старого города было построено пять храмов (не считая сокровищниц), остатки которых условно обозначаются буквами O, A, B, C и D. В черте нового города находились храмы E (R), F (S) и G (T).

Однако наиболее ранее святилище, относящееся, ещё к VII в. до н.э. посвященно культу Деметры. Оно находилось не в самом городе, а поблизости от него в Гаджере, где первоначально помещался алтарь богини.

План святилища Деметры Малофор

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Остатки небольшого храма относятся к самому началу VI в. до н.э. По типу это был мегарон без антов и колонн. Сохранившиеся руины принадлежат второму мегарону, построенному поверх первого около 550 г. до н.э.

Мегарон Малофороса (святилища Деметры)

храм геры в селинунте

Храм С

Храм С в Селинунте самый древний. Он был сооружен в конце первой половины VI в. до н.э. Это периптер с числом колонн 6 х 17. Размер по стилобату 28,93 х 63,76 м.

храм геры в селинунте

Целла у храма узкая и имеет размеры 10,48 х 41,63 м. Она отодвинута к западу, а образовавшееся за восточной колоннадой пространство заполнено вторым рядом колонн.

Пронаос не имел обычных колонн между антами. В передней стене был проём, который закрывался бронзовыми дверями, которые хитроумно раздвигались в обе стороны.

Пол целлы был приподнят над стилобатом, который с востока имел восьмиступенную лестницу. Позади к целле примыкал адитон. Замкнутый объем целлы отступал вглубь, в тень колоннады.

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Метопы фриза, почти равные по ширине триглифам имели форму вытянутых по вертикали прямоугольников. Мутулы над метопами были вдвое уже, чем над триглифами, и имели только по три гутты в ряд. Поле метопов позади рельефов было красным. Карнизные плиты были облицованы терракотой.

храм геры в селинунте

Такие же облицовки, завершенные великолепной резной, ярко раскрашенной симой, шли по карнизу фронтона. Интересная деталь — сима была также и на горизонтальном карнизе под тимпаном фронтона, где они совершенно не требуется по конструктивным соображениям. Согласно реконструкции первых исследователей селинунтских памятников — Кольдевея и Пухштейна, наклонный карниз фронтона имел изломы у углов храма, образуя горизонтальные участки, это изображалось на реконструкции фасада. Однако более поздними исследователями эта деталь оспаривается.

В планировке храма С в Селинунте ещё отсутствует регулярность. Единственная общая особенность — неравенство между собой торцовых пролетов и пролетов на боковых сторонах храма, причем торцовые пролеты были шире боковых. Размеры интерколумниев, так же как и диаметры колонн, были все различны, причём различия доходили до 15—25 см. Часть колонн имела по 16 каннелюр, другая часть — по 20. Не было регулярности и в расстановке триглифов. Угловой триглиф был несколько уширен, и его ширина почти равнялась толщине архитрава, который в свою очередь почти соответствовал верхнему диаметру колонны. Ось углового триглифа вследствие этого почти совпадала с осью угловой, несколько утолщенной, колонны, а все метопы несколько различались между собой по ширине. Таким образом, проблема регулярности в композиции фриза при установке триглифа на самом углу антаблемента ещё не возникала перед селинунтскими зодчими.

храм геры в селинунте

Исключительно богато было убранство храма, которое, если не считать терракотовых облицовок карниза на боковых фасадах, было сосредоточено на главном восточном фасаде. Помимо богатейших терракотовых карнизов, в тимпане фронтона находился единственный в своём роде огромный терракотовый рельеф (более 2,7 м. высотой), изображавший голову Горгоны, встречавшую всех приближавшихся своим высунутым языком и страшным оскалом улыбки. В метопах фасада были установленные скульптурные рельефы — один из самых знаменитых в архаической скульптуре: Персей, обезглавливающий Медузу, Геракл, держащий за ноги керкопов, смело повернутая в фас квадрига, запряженная в колесницу — все эти сцены поражают своей примитивной убедительностью.

храм геры в селинунте

Квадрига и Аполлон

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Храм, выполненный из местного камня — ракушечника, некогда был покрыт тонким слоем штукатурки. В первые века нашей эры его разрушило землетрясение. Но в 1926 г. значительная часть северной колоннады была восстановлена, и это обстоятельство позволяет составить достаточно ясное представление о характере архитектуры памятника. В ней сквозит неуёмная сила молодого, на редкость предприимчивого и активного народа, эстетическому чувству которого ни грубоватая тяжеловесность, ни прямолинейная, на современный взгляд, экспрессивность форм, видимо, не могли казаться преувеличенными.

Храм D

Храм D стоял рядом с храмом C на акрополе Селинунта. Сооружен несколько позднее первого — около 540 г. до н.э. Размер по стилобату 23,53 х 55,96. При числе колонн 6 х 13 ставшем впоследствии распространенным в эллинском зодчестве, интерколумнии стали более широкими. Однако пропорции колонн все ещё очень тяжелые, приземистые. При высоте 7,35 м. они имели нижний диаметр 16,7 м. на торцовых сторонах и несколько меньший — на боковых. Если учесть, что интерколумнии на торцах были уже, чем на боковых сторонах, восточная и западная колоннады храма должны были выглядеть значительно более плотными и массивными и уже в небольшом ракурсе воспринимались как сплошная лишь расчлененная вертикалями каннелюр стенка.

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Храм D, как и прочие храмы Селинунта, построен из местного известняка и был оштукатурен. Его руины до сих пор представляют собой огромную гору камней: ни одна из его частей ещё не восстановлена.

Храм F

Храм F в Селинунте строился одновременно с храмом D или несколько позднее (530 г. до н.э.). План его во многом напоминает планировку храма C, т.к. с восточной стороны портик был уширен и имел второй ряд колонн, расположенный, однако, значительно ближе к целле — почти впритык к ведущим в неё ступеням. Как и в храме С, целла не имела пронаоса в антах. В предшествующее наосу небольшое помещение вел большой проём.

храм геры в селинунте

Примечательно что при значительно меньшем, чем в более ранних сицилийских храмах, число колонн на боковых сторонах (соотношение их 6 х 14), стилобат сохранял значительную протяженность: при размерах его сторон 24,23 х 61,83 м. их соотношение составляло 3 : 7,3. В результате пролеты боковых колоннад были шире, чем у торцовых.

Колонны храма отличались стройностью: отношение высоты к нижнему диаметру составляло 5 : 1, так же, как и у колонн значительно более поздней сокровищницы афинян в Дельфах. Проблема углового триглифа решалась очевидно, тем обстоятельством, что триглифы были довольно широкими, а угловые метопы — шире остальных. Угловые интерколумнии все ещё не были сужены.

Терракотовые облицовки верхних частей более ранних храмов, по-видимому, были заметны каменной симой, расписанной пальметтами. Восточный фасад имел скульптурные метопы.

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Главная особенность храма F — тонкие каменные стенки — экраны, заполнявшие все интерколумнии примерно до половины, высоты колонн. Лишь с восточной стороны во всех пяти стенках были сделаны входы. Таким образом храм имел исключительно замкнутый характер. Объяснение этому неизвестно. Можно лишь предположить, что в основе такого решения лежат ритуальные требования какого-то особенно таинственного культа, скорее всего Деметры. Возможно, что за колоннадой, по широким обходам, почти равным пролету целлы, совершались какие-либо скрытые за стенками процессии или иные действа.

Храм G (T)

Храм G посвящен Аполлону и возведён на территории нового города в Селинунте. Храм G один из самых больших храмов Греции. Его размеры 50,1 х 110,36 м. по стилобату.

храм геры в селинунте

Постройка храма G была начата примерно в 520 г. до н.э. и продолжалась в 470 г. до н.э. после перерыва в 480 г. до н.э. во время войны с Карфагеном. Вследствие изменившихся за время строительства требований произошли не только серьезнейшие изменения в пропорциях колоннад и их деталях, но были сделаны изменения и в самой его планировке.

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Число колонн птерона 8 х 17 — опять-таки, напоминает ионические диптеры. Но ширина портиков составляет здесь два интерколумния, так что храм может быть назван псевдоптеральным. Пролет этих портиков, равный 11,6 м. мог быть перекрыт лишь настоящей стропильной фермой с затяжкой. Целла в храме G была отодвинута назад от переднего ряда колонн на четыре интерколумния. Образовавшееся пространство занято не вторым рядом колонн, как в более ранних храмах, а вынесенными вперед колоннами пронаоса, огражденного, таким образом, антами и шестью колоннами. Аналогичное простильное решение встречается позднее в храме Афины (Деметры) в Посейдонии, но в храме G получившееся свободное пространство настолько значительно (17,8 м в в чистоте), что, вероятно, не было перекрыто.

храм геры в селинунте

При общей выдержанной по всему периметру храма высоте портиков (высота колонн 16,27 м.) решительно меняются пропорции колонн и интерколумниев, система их расстановки, общий абрис капителей, характер эхинов и прочих деталей. Так на восточной, более ранней (около 510 г. до н.э.) стороне храма колонны имели стройные пропорции, их капители, отрезанные от ствола глубокой скоцией, свисали в стороны в виде плоской, пухлой подушки эхина. Все пролеты — согласно архаической сицилийской традиции — были равны между собой, сужения углового интерколумния не было, и для установки триглифа на углу антаблемента, очевидно, необходимо было уширять одну или две крайние метопы. Внутри были, вероятно, трёхъярусные колоннады.

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

В западном, более позднем портике уже есть черты, выработавшиеся к началу классической эпохи в материковой Греции, а затем воспринятые и в архитектуре Великой Греции. Таковы пропорции колонн, высота которых почти в 4,5 раза превышает нижний диаметр. Более напряженная линия эхина отделенного от ствола тремя врезами Гипотрахемона, а главное — сужение углового интерколумния, свидетельствующее о серьезном внимании к проблеме «упорядоченной» расстановки триглифов, а вместе с тем и созданию более органичного впечатления, к гармонизации целого и его частей.

Храм E

храм геры в селинунте

Храм имеет много локальных особенностей. У него удлиненные пропорции стилобата, большое число колонн на боковых сторонах. Также интересно выполнено устройство адитона. Несмотря на введение опистодома, пол каждого следующего подразделения целлы имеет подъем. Выровненные по торцевым и боковым сторонам интерколумнии — свидетельство четко выдержанного стремления к геометризму. Характерно, что угловой интерколумний был сужен и что это было подготовлено расположением плит стилобата.

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Сохранились и некоторые скульптурные метопы храма Е. Они принадлежат к числу лучших произведений сицилийской скульптуры этого периода. Одна из них, наиболее замечательная по художественным достоинствам, отображает Зевса, приглашающего Геру на своё ложе.

храм геры в селинунте

На другой Артемида, приказывающая псам Актеона разорвать того, оскорбившего её юношу.

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Храм А

храм геры в селинунте

храм геры в селинунте

Храм В

храм геры в селинунте

Всемирная история архитектуры. Том II

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *