храм главная святыня арабов

Главная мусульманская святыня Кааба. Справка

храм главная святыня арабов

Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две – по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.

В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.

По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня – примерно, 16,5 на 20 см.

Кто и когда первоначально построил Каабу – неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).

Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.

Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.

Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.

До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.

Источник

Кааба

храм главная святыня арабов храм главная святыня арабов

Кааба — сердце ислама и главный пункт назначения мусульман-паломников всех стран. Каменное сооружение в форме куба, достигающее 15 метров в высоту, покрыто кисвой — специальным покрывалом чёрного цвета. Среди верующих святыня носит название аль-Байт аль-Харам, что в переводе с арабского языка означает «Священный дом». Каабу опоясывает крупнейшая в мире Заповедная мечеть Масджид аль-Харам, одновременно вмещающая 150 тысяч человек.

Ежегодно во время хаджа (исламского паломничества) площадь вокруг Каабы заполнена верующими, при этом их количество может превышать миллион человек единовременно.

храм главная святыня арабов

Камень Каабы

Каждый мусульманин в своей жизни должен хоть раз посетить Каабу, чтобы совершить хадж. Паломникам необходимо семь раз обойти Каабу против часовой стрелки в начале хаджа и еще семь — по его завершению. Многие мусульмане мечтают дотронуться до чёрного камня, вмонтированного в основание восточного угла кубической постройки.

Согласно научной точке зрения, данный камень является осколком метеорита, либо частью застывшей вулканической породы, поскольку ландшафт Аравии богат на потухшие вулканы и геологические редкости.

В средние века Чёрный камень был расколот и похищен сектой карматов, это племя считало хадж актом суеверия. Убив смотрителей и вставших на пути паломников, они выкрали Чёрный камень и раскололи его на несколько частей. Впоследствии камень удалось собрать воедино. Историки говорят, что были найдены не все его фрагменты. Сейчас он представляет собой несколько скреплённых цементным раствором кусков в серебряной оправе.

Кааба является одним из самых посещаемых мест на земле, где в любое время суток тысячи верующих совершают таваф (священный обход святыни). Из-за гигантского людского потока в хадж далеко не всем удаётся даже увидеть Чёрный камень, не то что дотронуться до него. Люди часами кружатся в импровизированных и хаотичных очередях, сверху напоминающих виражи. Примечательно, что до появления систем контроля за наводнениями, в Мекке время от времени случались потопы, но даже они не могли удержать верующих от совершения тавафа практически вплавь.

Кааба в Мекке на Гугл-панораме:

История

Дата основания самой Каабы является темой для дискуссий, ведь аравийские племена поклонялись ей задолго до возникновения ислама. Сперва на этом месте стоял бетиль, возведённый местными жителями для молитв. Позднее у Каабы установили 360 идолов различных божеств, которым поклонялись племена Аравии на пути в Мекку. Мусульмане захватили Мекку в 630 году, и пророк Мухаммед уничтожил бóльшую часть языческих идолов и росписей, пощадив лишь изображения Марьям и Исы (девы Марии и Иисуса).

Считается, что первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. Значимость Мекки и, как следствие, Каабы для верующих возросла во время переселения мусульманской общины из Мекки в Медину (хиджры), когда Мухаммед изменил направление для молитву. С тех пор мусульмане молятся, обратив свой взор именно сторону Мекки. Впоследствии в откровениях пророка были изложены правила совершения паломничества к Каабе. Первая, не дошедшая до наших дней мечеть у Каабы была возведена ещё в 638 году. Ныне существующая святыня датируется 1570 годом, однако на протяжении веков она неоднократно перестраивалась, поэтому от первоначальной постройки мало что уцелело. Во время правления династии Омейядов мечеть была украшена арками с мозаичной облицовкой, привезёнными из Египта и Сирии. Затем, когда к власти пришли Аббасиды, территорию расширили, а по центру поставили галерею. Также площадь вокруг Каабы реконструировали в эпоху османского султана Абд Аль-Маджида. В 1980-м году к комплексу добавили несколько зданий с молельнями, а также 2 минарета по указанию короля Саудовской Аравии Фахдома ибн ад Азиза.

Последняя на данный момент реновация осуществилась в 2015 году королём Салманом. Тогда мечеть вновь расширили, запустили кольцевую дорогу и оснастили трассу подземными проездами. В наши дни в здании установлены кондиционеры и эскалаторы, также там есть свои теле- и радиостанции. Прямая трансляция ведется круглосуточно. Освещение комплекса обеспечивают две электростанции. Пребывание в святыне сделано максимально комфортным для верующих.

Изначально святилище имело 6 минаретов, но когда у Голубой мечети в Турции возвели столько же, главный имам Мекки назвал это святотатством. Кааба должна была оставаться несравненной, поэтому по указанию султана Ахмеда I построили седьмой минарет, тем самым обозначив особый статус Каабы. Ещё две башни добавили уже в XX веке, и на данный момент их девять; каждая по высоте достигает порядка 100 метров.

Каждый год Каабу облачают в кисву — гигантское покрывало площадью 900 кв. м. В верхней части материи золотом вышиты суры из корана. Толщина ткани составляет 3 миллиметра. До 160 года по хиджре (летоисчисление ведется от переселения мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году, это время и стало первым годом исламского лунного календаря), кисвы наслаивались друг на друга и в конечном итоге стали угрожать целостности постройки. Смотрители храма обратились к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. Халиф прислушался, и c тех пор Каабу разрешено покрывать лишь одной кисвой. Это правило неукоснительно соблюдается и в наше время.

Кааба на Google-панораме:

Что находится в Каабе в Мекке

В северно-восточной стене святыни на высоте около двух метров располагается дверь, к которой во время хаджа приставляется лестница. Внутри Каабы пол выложен мрамором, а потолок и стены обиты красным шёлком. Интересно то, что мусульмане молятся по направлению к Каабе, а значит, внутри самого здания можно молиться в любую сторону. Ранее дважды в неделю каждый имел возможность войти и совершить молитву внутри куба. Но быстрое увеличение числа паломников сделали такую практику невозможной. Сейчас Кааба открывается только дважды в год и лишь для особых гостей. В интернете можно найти массу видео, на которых птицы облетают Каабу, будто тоже совершают хадж. Природу феномена до конца установить не удалось до сих пор.

По древней традиции ключами от Каабы распоряжается одна семья. Ещё до появления ислама род Бани Шайба являлся хранителем ключей от входа в Каабу, и древние язычники для проведения своих обрядов должны были просить разрешения у представителя этого рода. После того, как пророк Мухаммед захватил Мекку, он не стал нарушать древнюю традицию передачи ключей, и оставил за семьей Бани Шайба право и дальше распоряжаться ими. С тех пор будь то халиф, султан или король — каждому приходилось исправшивать разрешение этой небольшой мекканской семьи, чтобы войти в Каабу.

храм главная святыня арабов

На территории Заповедной мечети также находится Макам Ибрахима, где, согласно исламскому преданию, стоял пророк Ибрахим во время строительства Каабы. Его сын подносил камни, в то время как сам Ибрахим делал кладку. После того, как стены здания поднялись выше самого Ибрахима, сын прикатил ему большой камень. Взобравшись на него, пророк продолжил работу. На данном камне остался отпечаток ноги пророка Ибрахима. Сейчас на этом месте находится небольшая постройка с куполом.

Напротив Макам Ибрахима расположен священный колодец Замзам глубиной в 30 метров. Испитие воды из этого колодца является важным элементом хаджа. Вода из Замзама очень популярна среди мусульман, и её даже распространяют по всем континентам в бутилированном виде. Продажа воды в коммерческих целях строго запрещена, а покупатель лишь покрывает стоимость разлива и доставки.

Кааба на панораме Google Maps:

Как добраться

Планируя путешествие в Саудовскую Аравию необходимо учитывать массу нюансов. Это довольно закрытое государство, которое не очень активно принимает туристов, а въезд в Мекку немусульманам и вовсе запрещён законом.

Чтобы добраться до Мекки, необходима особая мусульманская виза на хадж — её оформляют специализированные туристические агентства, они и организуют поездки в составе тургрупп для массовых паломничеств. После оформления визы выписывается авиабилет до Саудовской Аравии — после этого паломнику организуют проезд до Мекки, где находится Кааба, и предоставляют жилье. При этом притвориться мусульманином и «незаметно проскользнуть» не получится, поскольку при подаче заявления на специализированную визу требуется характеристика путешественника, полученная от имама ближайшей мечети по месту проживания. Женщинам и детям разрешено подаваться на данный тип визы, однако женщин должен обязательно сопровождать муж, либо родственник мужского пола. Порой путешественникам-авантюристам удавалось обмануть имама, получив рекомендательное письмо и, как следствие, оформить визу. Такие случаи крайне редки, и власти настороженно относятся к гражданам стран запада, пытающимся попасть в Мекку. Всё же, если намерения чисты, и человек действительно мусульманин, то у него не составит труда попасть на хадж в Мекку и обойти Каабу.

Источник

Кааба

Кааба (от арабского Ка‘ба ­­ четырехугольник) – главное святилище всех мусульман; таким она была для арабов и до появления ислама. Но, помимо своего религиозного значения, Кааба служила для арабов языческого периода еще культурно-политическим центром, потому что здесь во время ежегодных праздников в честь главных богов Каабы решались и самые важные вопросы, касавшиеся всех обитателей аравийского полуострова; здесь же происходили так называемые поэтические состязания между знаменитейшими арабскими поэтами, стекавшимися туда со всех концов Аравии и даже Сирии и Месопотамии. Благодаря всему этому Кааба, а следовательно – и вся область, в которой она находилась, весьма рано приобрели важное религиозно-политическое значение, так что обладать Каабой значило обладать и всею среднею Аравией. Из-за этого обладания не редко возникали между разными племенами кровавые распри, часто оканчивавшиеся расхищением и даже разрушением самой святыни. Это продолжалось до тех пор, пока Кааба не перешла в руки сильного племени ку(о)райшитов, которые, с целию упрочить здесь свою власть, построили вокруг Каабы город Мекку. С тех пор религиозная и политическая власть оставались в руках курайшитов до упрочения ислама.

Вопреки своему значению, Кааба не имела правильной формы куба, но скорее форму параллелограмма длиной в 30 локтей, шириной в 22 и вышиной в 27. ее четыре стены, высотой в 9 локтей, сложенные из грубого камня, не скрепленного известью, но покрытого изнутри и снаружи дорогой материей, – покоились на крепком старом фундаменте. Ее плоская в виде террасы крыша, построенная из пальмовых стволов, вырубленных тут же в старой священной роще, поддерживалась изнутри деревянными квадратными столбами. В Каабу вела дверь, выходившая на северо-восточную сторону и запиравшаяся замком. Снаружи недалеко от этой двери были прикреплены к стене храма два бараньих рога, имевших отношение к древней религии арабов, но которые впоследствии смешали с библейским рассказом о принесенной Авраамом жертве. В правом углу Каабы был вделан знаменитый аль-хаджар – аль-асвад (Черный камень), который, по преданию, ангел Гавриил принес с неба.

От этого камня начинался, как и теперь, так называемый «таваф» – семикратный обход каабы, составлявший первый религиозный акт прибывшего в Мекку пилигрима. Вокруг Каабы, на площади, окружавшей ее, стояло 360 идолов с большою статуей главного идола – Гобала; внутри же ее прежде всего бросался в глаза большой деревянный голубь, спускавшийся с потолка и олицетворявший собою – надо полагать – богиню Венеру, которой, главным образом, и была посвящена Кааба. Над отверстием в полу храма, ведущим в подземный ход, где хранились приношения паломников и драгоценности храма, стояла большая статуя Гобала из красного камня, привезенная из Сирии Амром-бен-Лохайем. Эта статуя изображала названного бога в виде старика с длинною бородой, державшего в правой руке «стрелы судьбы»; к ее пьедесталу была привязана кожаная сумка, в которой находились такие же стрелы, посредством которых узнавали свою судьбу. Как столбы, поддерживавшие потолок, так и все внутренние стены Каабы были покрыты живописными рисунками, изображавшими богиню храма в разных фазисах ее мифологического существования. Так, в одном месте она была изображена с большими крыльями и с черным камнем в руках, а в другом – со своим сыном Адонисом, что дало арабским историкам и некоторым европейским ученым повод думать, что это был образ Пресвятой Богородицы: с Младенцем Иисусом. Кругом Каабы стояло еще несколько продолговатых камней, которым также покланялись и приписывали священный характер, хотя и не в такой степени, как аэролиту – «Черному камню». Наконец, весь храм с его площадью и многочисленными идолами был окружен такою же по размерам стеной, какая существует и в настоящее время, благодаря чему образовалась внутренняя ограда, считавшаяся, как и теперь, священной (харам) и имевшая все атрибуты свящ. оград языческой древности. Рядом с этой священной оградой, а именно, на северо-восточной стороне от нее начинается «долина жертвоприношений», заключенная между двумя холмами Сафа и Марва, вершины которых были увенчаны двумя идолами самой грубой работы. Третий идол такой же работы стоял на самом низком месте долины, известном под названием Батну-ль-вади. Эти три идола играли в языческом культе древних арабов весьма важную роль: тот из них, который находился на холме Марве изображал под именем Найлы – «ласкающей, обнимающей» главную богиню храма Каабы – Венеру – Солнце, богиню жизни и всеобщего плодородия. Другой идол, стоявший на Сафе, олицетворял собой молодого бога Исафа или Нахика, сына и любовника вышеназванной богини, который играл в каабском культе такую же двойственную роль, какую играл в религии Сирии и Месопотамии Адонис. Наконец, третий идол, называвшийся Ал-Хуласат, служил олицетворением какой- то подземной богини – соперницы Найлы и одинаково влюбленной в молодого Адониса. Арабские историки передают об этих трех богах такой же мио, какой всегда связывался в Сирии, Месопотамии, Кипре и т. д. с именем Адониса. Молодой Исаф, любовь которого оспаривали две богини – небесная и подземная, предпочел первую из них – свою мать и любовницу. Но радость влюбленных не была продолжительной: завистливая богиня подземного царства скоро поразила Адониса смертью, превратив его в камень. Однако через несколько дней он опять оживает и соединяется со своею матерью – Венерой. Этот последний акт адонаидских мистерий происходит не в самой Каабе, но на священной горе «Арафате (место знакомства, встречи), которая, вероятно, и получила это название по тому действию, которое, по мифу, совершается на ней.

храм главная святыня арабов

С этим мифом, обошедшим почти все культурные страны древнего языческого мира и перенесенным в законченном виде из Сирии в Аравию, – тесно связаны все религиозные обряды и празднества так называемого хаджа, т. е. паломничества к Каабе. Празднества эти начинались с седьмого дня седьмого месяца Зуль-Хиджы, приблизительно около весеннего равноденствия и открывались «днем трубным» – траурным днем. Пилигрим прежде, чем вступить в священную область, должен был очиститься от всякой скверны, обнажить свою голову, снять свою обыкновенную одежду и облечься в специально-богомольческую, состоявшую, как и теперь, из двух кусков полотна; при чем одним куском он опоясывался, другой же он набрасывал на свои плечи и шею так, чтобы часть правой руки оставалась открытой. У арабских и других историков можно найти много указаний на то, что большинство пилигримов, включая сюда и женщин, совершали обход совершенно голыми. Особенною свободой пользовались в данном случае женщины племени Бану-Амира, продолжавшие отличаться своею разнузданностию даже по принятии ими ислама.

Образовавшаяся таким образом толпа голых и полуголых пилигримов с бритыми головами и босыми ногами, со свистом и хлопаньем семь раз обходила Каабу, распевая иногда весьма неприличные стихи и каждый раз прикладываясь к «Черному камню». По совершении этого обхода, пилигримы отправлялись в долину Мина, лежащую между двумя холмиками Сафой и Марвой, где покланялись находившимся там идолам и бегали семь раз от одного холма к другому в воспоминание тех печали и страданий, которые испытывала богиня Каабы при разлуке со своим сыном Адонисом. На следующий (9-й) день паломники отправлялись дальше – к священной горе Арафате, находящейся в шести часах ходьбы от Мекки, где оставались некоторое время, чтобы отпраздновать воскресение молодого бога, олицетворявшего в этом мифе пробуждение природы от зимней спячки, и его возвращение к своей возлюбленной – небесной богине. В десятый день, после краткой остановки в долине Муздалифе, по данному знаку исправляющего должность иджаза – «Арафа, пилигримы возвращались обратно в долину Мина, где каждый приносил жертву сообразно со своими средствами и положением. Богомолье заканчивалось бросанием камешек (лифоволия) в стоявшие там идолы – камни, символизировавшие собою семь планет. Тринадцатого числа караван пилигримов возвращался обратно в Мекку, встречаемый восторженными кликами собравшегося там народа. Вероятнее всего, что только по возвращении в Мекку дозволялось паломникам пить воду из священного колодца Замзама.

Как эти празднества (адониады), так и вызвавший их миф были, как уже сказано, целиком заимствованы арабами у сирийцев, а не выработаны на месте. Есть даже некоторые основания ( – самое слово Мекка, множество сирийских названий богов, сирийская надпись, открытая на древнем фундаменте Каабы при ее первой реставрации и т. д.) думать, что место, где впоследствии возникли Кааба и город Мекка, было одною из главных стоянок сирийских караванов на торговой линии между Сирией и Йеменом и, следовательно, – сама Кааба была построена сирийцами и посвящена их богам. Этим, вероятно, объясняется, почему древние арабы, довольно аккуратно посещавшие Каабу и строго исполнявшие все обряды хаджа, скоро (с V-го века по р. Хр.) позабыли как существенный характер своей религии, так и символический смысл и происхождение всех ее обрядов. Сложный и в высшей степени поэтический культ Адониса, каким этот культ представляется нам в сиро-месопотамских религиях, превратился у арабов в массу суеверных обрядов, лишенных всякого смысла. Этим также объясняется, почему арабы, подпавшие под религиозное и культурное влияние живших среди них евреев, совершенно незаметно изменили дух своей древней религии, приписав всем ее обрядам библейский характер, библейское содержание. Для них это тем легче и приятнее было сделать, что Авраам и Измаил, которым начали приписывать главную роль в постройке Каабы и установлении ее культа, оказывались их родоначальниками. Дальнейший толчок в библеизации (если можно так выразиться) древнеарабской религии сделала образовавшаяся около этого времени в Аравии школа ханифов, строгих монотеистов, справедливо считающихся теперь учителями и предтечами Мухаммеда [Магомета]. Усилия как евреев, так и ханифов привели, в конце концов, к тому, что символические обряды, главные божества и все древние религиозные легенды, на которых основывался культ Каабы, – приняли совершенно библейский характер. Гобал превратился в Авраама, а главная богиня Каабы Венера, изображавшаяся на стене храма с аэролитом в руках, превратилась в ангела Гавриила, приносящего Аврааму и его сыну камень из небесной Каабы. Образ Венеры κουροτρο’φου (питающей юношей), державшей в своих объятиях бога – сына, был принят за образ пресвятой Девы Марии с Младенцем Иисусом на руках и т. д. Нельзя, однако, сказать, чтобы библейско-талмудические сказания окончательно вытеснили из народного сознания все древние языческие предания о каабском культе и положили конец всем языческим обрядам. Многие арабы продолжали служить Гобалу, Аллате, «Черному камню» и другим богам, до самого основания ислама. Только в 630 г. все идолы и языческие изображения Каабы были выброшены из нее по приказанию Мухаммеда и частию им самим. Но по политическими, религиозным или другим соображениям арабский лжепророк не только не решился выбросить из Камбы «Черный камень», но даже продолжал почитать его и прикладываться к нему, как и до основания им новой религии. По тем же, вероятно, соображениям Мухаммед сохранил и все обряды языческого хаджа, которые и до сих пор совершаются ежегодно его последователями почти в таком же виде, как и семь веков до появления основателя ислама. Но раз Мухаммед и его последователи удержали все обряды хаджа и почитание Каабы и некоторых ее святынь, то необходимо было объяснить и оправдать их с точки зрения новой религии. И вот на основании некоторых библейско-талмудических преданий была составлена о Каабе, «Черном камне» и т. д. новая история, согласная с духом ислама. Эта история имеет несколько версии, но та, которую мы ниже излагаем в сокращенном виде со слов знаменитого голландского ориенталиста Dozy, считается самою остроумной и, по-видимому, существовала около 200-го года мухам. эры. Вот эта версия. Когда Адам был низвержен из небесного рая, он обратился к Богу с жалобой: «Увы, взывал он, я более не слышу ангельских напевов». – «Это последствие твоего греха, – ответил ему Бог, – но ступай, построй мне храм и обойди вокруг него семь раз, думая обо мне по примеру ангелов, которые, как тебе известно, парят вокруг моего престола». Адам пришел в окрестности Мекки и при помощи ангелов заложил основы храма, а на эти основы сам собой храм сошел с неба. Адам получил из рая еще шатер из красного яхонта; местом отдохновения служил в нем краеугольный камень, который раньше был белым, но впоследствии почернел от прикосновения грешников: это и есть Черный каменьаль-хаджар – аль-асвад. Во время потопа храм и шатер были обратно взяты на небо, но камень был укрыт на горе Абу-Кабус и его продолжали посещать, как святыню. Туда впоследствии Авраам привел Агарь и Измаила и покинул их. Вскоре вышла вода, которая была с Агарыо и ее сыном, и они начали испытывать сильнейшие страдания от жажды, рискуя умереть в этом пустынном месте. Желая разглядеть что-нибудь подальше, Агарь взошла на холм Сафа, а затем на Марву, но никого не было видно. Возвратясь к сыну, Агарь застала его умирающим от жажды. Не зная, что делать, она поспешно вернулась к двум названным холмам и, изнывая от горя, несколько раз взбегала то на тот, то на другой холм. Когда в отчаянии Агарь вернулась снова к своему сыну, она увидала, что близь него бьет ключ воды. В этом месте позже вырыли колодезь 3амзам.

Во время одного из приездов к Измаилу, Авраам рассказал ему, что он получил приказание от Бога построить там храм. Отец и сын тотчас же принялись за дело и, копая землю, наткнулись на старый фундамент адамова храма. Авраам хотел вделать в один из углов какой-нибудь камень, чтобы отметить то место, откуда следовало бы начинать обход храма; но, пока Измаил ходил за подходящим камнем, ангел Гавриил принес Аврааму «Черный камень», который Авраам и вставил в угол здания. Окончив постройку храма – каабы, отец с сыном обошли, по приказанию Гавриила, вокруг него семь раз, затем, дважды преклонившись, они прочли молитву позади большого камня, на котором стоял Авраам. Гавриил научил их также тем обрядам, какие они должны были совершать в других святых местах. Сначала следовало быстро пробежать семь раз пространство между Сафой и Марвой в память того, как в своем отчаянии делала это Агарь. Потом он повел их в долину Мина: но когда они пришли туда, показался Иблис – дьявол. «Кидайте в него каменьями», – сказал Гавриил. После того, как Авраам; бросил в Иблиса семь камешков, последний действительно исчез: но в средине и в глубине долины он снова по- явился, но всякий раз Авраам прогонял: его семью камешками: отсюда обычай бросать камешки в долине Мина во время; богомолья. Наконец, когда Авраам в сопровождении Гавриила посетил также Муздалифу и Арафу и был научен от него тем обрядам, какие полагалось там совершить, он получил от Бога приказание объявить всем людям, чтобы они шли на поклонение к Каабе и другим св. местам. «Да ведь они не услышат моего голоса,» – ответил Авраам. – «Исполняй то, что я тебе приказываю», – сказал Бог, – «я сделаю так, что они тебя услышат». Авраам встал на большой камень и камень поднялся так высоко, что превысил все горы. Обратившись последовательно к четырем странам света, Авраам воскликнул: «О, люди, вам предписано ходить на поклонение в древний храм,– слушайтесь Господа вашего». И со всех сторон отвечали: «Ляббайка, Аллахюмма, Ляббайка.» Мусульмане толкуют эту старинную формулу, всегда употреблявшуюся у древних арабов на богомолье, в смысле: «мы готовы служить тебе. Боже, мы готовы». На вечную память об этом случае следы от ног Авраама отпечатлелись на камне, который и до сих пор зовут «макам Ибрагим», т. е. «стояние Авраамово.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *