храм гребневской иконы божией матери в клязьме
Храм гребневской иконы божией матери в клязьме
По субботам в 16.30 проводятся собеседования о таинствах Крещения, Венчания, освящения жилища и других треб
Дорогие братья и сестры!
В Пушкинском благочинии при Троицком храме г. Пушкино действуют епархиальные Библейско-богословские курсы им. прп. Сергия Радонежского на базе Коломенской православной духовной семинарии. На курсы принимаются православные христиане, как воцерковленные, так и невоцерковленные. Занятия начнутся 1 октября в 18.00. Задачей курсов является просветительская работа со взрослыми православными христианами, желающими получить начальное богословское образование.
Желающие обучаться должны с 1 августа до 1 сентября подать прошение на имя ректора Коломенской духовной семинарии. Бланки Прошений находятся в Троицком храме за свечным ящиком. Так же можно скачать бланк Прошения в электронном виде на странице нашей группы ВКонтакте.
О предстоящем проведении II открытого фестиваля духовных песнопений имени святителя Филарета Московского
Вступай в ряды единомышленников!
— БИБЛИЯ ЗА ГОД
Цель акции – чтение и изучение слова Божия. О порядке совершения богослужений в храмах
при участии граждан
Дорогие братья и сестры!
На базе Коломенской православной духовной семинарии действуют Миссионерско-катехизаторские курсы Московской епархии, которые объявляют набор слушателей на 2019-2020 учебный год. Срок обучения на курсах – 2 года. Желающие обучаться должны предоставить необходимые документы. Всю информацию можно узнать по адресу www.kpds.ru подраздел «Миссионерско-катехизаторские курсы».
Начало занятий 7 сентября.
Занятия для жителей Пушкинского района проходят в Христорождественском храме г. Мытищи.
Желающие обучаться на этих курсах обращайтесь к благочинному протоиерею Иоанну Монаршеку по тел: 8-926-324-91-80.
или священнику Александру Сорокину 8-916-840-48-69
Дорогие братья и сестры!
В Пушкинском благочинии при Троицком храме г. Пушкино действуют епархиальные Библейско-богословские курсы им. прп. Сергия Радонежского на базе Коломенской православной духовной семинарии. На курсы принимаются православные христиане, как воцерковленные, так и невоцерковленные. Занятия начнутся 27 сентября в 18.00. Задачей курсов является просветительская работа со взрослыми православными христианами, желающими получить начальное богословское образование.
Желающие обучаться должны с 1 августа до 1 сентября подать прошение на имя ректора Коломенской духовной семинарии. Бланки Прошений находятся в храме за свечным ящиком. Так же можно скачать бланк Прошения в электронном виде на странице нашей группы ВКонтакте: http://vk.com/bbk_pushkino
Дорогие братья и сестры!
На сегодняшний день в Подмосковье около 250 храмов, требующих восстановления. Каждый из них уникален и неповторим. Храм – не только христианская святыня, но и наше общее культурное достояние.
Благотворительный Фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь просит вас поддержать инициативу участия Фонда в премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».
Для поддержки проекта нужно пройти регистрацию на сайте премии и после модерации анкеты стать его участником. Необходимо также оценить проект (поставить «лайк»).
Соискание премии проводится для обеспечения информационно-рекламной деятельности Благотворительного Фонда. Регистрация участника доступна по ссылке: http://наше-подмосковье.рф/personal/?register=yes.
Добро пожаловать!
Да не покинет вас Благодать Божия! Ибо, открывая дверь в храм, вы открываете для себя мир духовности и человеколюбия, мир чистых помыслов и великой любви к Господу.
Церкви Спасо-Гребневского прихода Московской области – одни из многих на Святой Руси. Уже столетие они верно служат людям, несут им свет великой веры, наставляют на истинный путь, благословляют на богоугодные дела.
Каждый прихожанин поселка Клязьма Московской области живет этой надеждой. Каждый готов внести свою лепту в великую миссию возрождения святыни. И мы благодарны Господу, имя которого зажгло в их сердцах немеркнущий свет любви к Богу. Благодаря которому светлый храм веры жил, живет и будет жить!
В настоящее время все службы ведутся в Церкви Спаса Нерукотворного Образа. Светлый канонический образ смотрит в глаза прихожан уже на входе в церковь, очищая души от греховных помыслов и наполняя их благодатью. И в сердце поселяется ощущение доброты, которой славится приход, всемерно сохраняющий каноны святой веры, направляющий все свои помыслы и силы на спасение человеческой души.
Храм гребневской иконы божией матери в клязьме
История
Спасо-Гребневский приход. Храм Спаса Нерукотворного Образа. Возрождающаяся из пепла Церковь Иконы Гребневской Божией Матери на Клязьме. Великая сила несгораемой Святой Иконы Гребневской Божией Матери.
Спасо-Гребневский приход – место удивительное, намоленное, светлое, наполненное чистотой помыслов. Все пространство вокруг него словно пронизано светом веры. А неповторимый по красоте православный комплекс с главенством двух церквей чарует глаз и проливает бальзам на душу. Многие годы приход славился своими удивительными церквями – Иконы Гребневской Божией Матери и Спаса Нерукотворного Образа.
К сожалению, пожар 2007 года лишил нас радости лицезреть старинную Гребневскую Церковь на Клязьме. Более 100 лет она радовала сердца прихожан и глаза случайных прохожих своим легким силуэтом, возносящим вверх соборный купол. Построенная в 1902 году, церковь отличалась уникальной архитектурой, простотой и изяществом, и казалось, что ее деревянные стены впитали в себя тепло солнца, запах пряных трав, свежесть ветров. Пережившая сложные времена лихолетья, она неожиданно сгорела в начале грядущего столетья (по одной из официальных версий, от рук сектантов). И окружающее ее пространство словно осиротело. Однако роковой пожар явил миру истинное чудо. Среди огня уцелела Икона Гребневской Богоматери.
Гребневская икона Божией Матери известна со времен великого русского князя Дмитрия Донского. По преданию, ее вручили князю Дмитрию жители древнего городка Гребня в благодарность за ратный подвиг — после победы над Мамаем в 1380 году. Князь принял великую святыню – икону с почтением и благодарностью. И с тех пор икона, созданная неизвестным иконописцем, стала именоваться Гребневской.
Многие десятилетия прихожане обращались к ней с молитвами в горе и радости. Поклониться святыне в храм на Клязьме приходили и многочисленные паломники. Икона дарила мир их душам, помогала обрести утраченные надежды.
Почитание чудотворного образа отражено еще в Никоновской летописи. Во второй половине XVI в. Гребневская икона обрела в Москве широкую известность. А вскоре ее стали называть чудотворной. Так, великая сила иконы помогла русским войскам отстоять Москву при нападении поляков.
Ни один пожар не мог тронуть ее. При пожаре 1617 г., когда икону не успели вынести из храма, потрясенные до глубины души прихожане вскоре увидели ее стоящей на воздухе, а затем в церкви в своем киоте.
Величие Иконы Гребневской Божией Матери подтвердилось и при последнем пожаре. Сила его была столь велика, что даже металл превращался в бесформенную массу. Но беспощадный огонь, опаливший края иконы, не смог коснуться ликов Богородицы и младенца ее Иисуса Христа. Они светлы даже под вуалью копоти. Сейчас временно святая икона обрела пристанище в Спасской церкви – вместе они представляют православный центр, в котором до пожара Церковь Иконы Гребневской Божией Матери считалась летней. Возрождающаяся из пепла церковь будет каменной, но ее облик сохранит непередаваемость деревянного зодчества.
Для многочисленных почитателей святого места это благая весть.
Церковь Иконы Гребневской Божией Матери была воздвигнута на этом благодатном месте в начале ХХ века. Десятью годами позже, в 1912 году, рядом с ней выросла другая величественная церковь, которая по сей день радует не только сердца прихожан, но и всех, кто волею случая, оказался в этих местах. Воздвигнутая в честь 300-летия династии Романовых, она известна как Церковь Спаса Нерукотворного, освящена как Спасская.
Нерукотворный образ Спасителя, воссозданный позднее в святых иконах (по некоторым сведениям на Руси они появились уже в IX веке), столетиями вызывал почитание и поклонение со стороны верующих. Он неразрывно связан с именем Христа, претерпевшего жестокие муки на кресте для спасения рода людского.
Божественно воплощенное отражение Спасителя стало общехристианской реликвией. По христианской традиции к Спасителю Иисусу Христу перед Его Нерукотворным образом обращаются с молитвами об исцелении от смертельных болезней и о придании большей жизненной силы.
Величественный храм выстроен по византийским канонам. Фронтон, украшенный великолепными мозаичными фресками, поражает свежестью и чистотой красок. Белоснежный шатровый купол увенчан шлемовидной главной, вознесший в небо строгий православный крест.
Церковь удивительно светла. Сквозь высокие стрельчатые окна в нее льется небесная благодать, высветляя лица прихожан, наполняя их еще большей одухотворенностью.
Многочисленная паства приходит в храм как на праздник. И Спаситель дарит ей радость, утешает в горестях, воскрешает надежды, дает душевное спокойствие.
Люди тянулись к древней церкви даже тогда, когда наша страна была пронизана духом атеизма. И тогда священнослужители могли найти для них верные слова, проявить искренне участие к их судьбам, уберечь от грешных помыслов, принять раскаяние и направить на путь созидания.
Настоятель Спасо-Гребневского прихода – игумен Сергий ( Амуницин).
Паства относится к своему батюшке с большим почтением.
Отец Сергий в меру строг и безмерно мудр, умен и чуток, умеет чувствовать чужую боль и готов помогать страждущим молитвой ежедневно, еженощно, ежечасно.
Прихожане искренне считают, что такого батюшку им ниспослал сам Господь. Каждая его проповедь – как откровение на слово Божие, как живительный бальзам на страдающие души.
Отец Сергий умеет находить для каждого самые верные и нужные слова. А потому в храме никогда не бывает пусто. Люди идут в храм со своими радостями и горестями и находят там духовное утешение. Сердца их ликуют и обретают душевный покой.
Храм гребневской иконы божией матери в клязьме
Храмовый комплекс на Клязьме представлен:
Церковь Иконы Гребневской Божией Матери была воздвигнута на этом благодатном месте в начале ХХ века. Десятью годами позже, в 1912 году, рядом с ней выросла другая величественная церковь, которая по сей день радует не только сердца прихожан, но и всех, кто волею случая, оказался в этих местах. Воздвигнутая в честь 300-летия династии Романовых, она известна как Церковь Спаса Нерукотворного, освящена как Спасская.
Сейчас Церковь Иконы Гребневской Божией Матери переживает пору второго рождения. Ее погубила рука отступников, для которых понятие веры и красоты неприемлемо и чуждо. Огонь, уничтоживший творение рук и сердец человеческих, противен самой жизни. А потому мы утверждаем: Церковь Иконы Гребневской Божией Матери и поныне возносит в небо свои купола. Только – в сердцах людей. Настанет время, и она восстанет из пепла во всей своей неземной красе!
Каждый прихожанин поселка Клязьма Московской области живет этой надеждой. Каждый готов внести свою лепту в великую миссию возрождения святыни.
Гребневская икона Божией Матери известна со времен великого русского князя Дмитрия Донского. По преданию, ее вручили князю Дмитрию жители древнего городка Гребня в благодарность за ратный подвиг – после победы над Мамаем в 1380 году. Князь принял великую святыню – икону с почтением и благодарностью. И с тех пор икона, созданная неизвестным иконописцем, стала именоваться Гребневской.
Церковь Спаса Нерукотворного образа – величественный храм, выстроенный по византийским канонам. Фронтон, украшенный великолепными мозаичными фресками, поражает свежестью и чистотой красок. Церковь удивительно светла. Сквозь высокие стрельчатые окна в нее льется небесная благодать, высветляя лица прихожан, наполняя их еще большей одухотворенностью.
Многочисленная паства приходит в храм как на праздник. И Спаситель дарит ей радость, утешает в горестях, воскрешает надежды, дает душевное спокойствие.
Церковно-приходские школы появились при церковных приходах после школьной реформы 1804 года. Воцерковление детей, приучение юных отроков к исполнению Закона Божьего – главная задача таких школ.
Одна из таких возрожденных из забвения школ была создана при Церкви Гребневской Иконы Божией Матери на Клязьме (Московская область). В воскресной церковно-приходной школе дети изучают Закон Божий, учатся рисовать, петь. Дети учатся в небольшом храмовом строении, расположенном около церкви.
Однако в недалеком будущем юных воспитанников церковно-приходской школы ждет новое здание. Неподалеку от действующей школы возводится двухэтажная, специально спроектированная новая церковно-приходская школа. Здесь будут просторные учебные классы, зал для торжественных собраний, анфилада келий, в которых между занятиями могут отдохнуть и предаться молитве и учителя, и певчие хора.
Часовня Святого Александра Невского, расположена на территории церкви. Она была построена к 2000-летию Рождества Христова на пожертвования прихожанина Маркелова Александра Павловича.
Надкладезная часовня во имя Ильи Пророка была сооружена в 2005 году силами и заботами прихожан Клязьмы. Внутри часовни есть колодец. 2 августа каждого года около этой часовни совершается Крестный ход, служится молебен и освящается вода.
Многие жители Клязьмы хранят эту дома в течение всего года. Эта же вода освящается и в праздник Крещения Господня.
Источник в честь Гребневской иконы Божьей Матери, расположенный в притоке реки Клязьма, был освящен в 2002 году. Хрустально-чистые струи, струящиеся из недр земли недалеко от храма, имеют сейчас достойное обрамление. Источник облагорожен силами прихожан и жителей Клязьмы.
На источнике совершаются молебны, Крестный ход.
Территория храма за последний год стала очень привлекательной. Ландшафтный архитектор (дизайнер) Валентина Березина преобразила территорию храмового комплекса настолько, что ее можно сравнить со сказкой. Матушка Валентина все делает с душой, искренним желанием сделать обитель Божью местом отдыха прихожан. Клумбы, газоны, деревья, цветы – все радует глаз и на душе становится благодатно. Прихожане во всем помогают ей поддерживать территорию в чистоте и порядке.
Страницы истории Гребневской церкви в поселке Клязьма
В январе 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Этот нормативно-правовой акт устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица. Храмы и богослужебные предметы было разрешено передавать в пользование общинам верующих на основании договора, образец которого прилагался. Один из таких договоров с описью церковных ценностей в отношении Гребневского храма в поселке Клязьма был найден в архиве Московской области.
Сейчас Клязьма – это один из микрорайонов города Пушкино. Тихая и уютная дачная местность стала особенно популярна со времен открытия здесь железнодорожной станции в 1898 году. Лес, река с высокими и живописными берегами привлекали состоятельных москвичей. На рубеже ХIХ-ХХ века в Клязьме появляются усадьбы известных купцов и промышленников. Именно они стали инициаторами строительства Гребневской церкви в Клязьме. Дореволюционная размеренная жизнь новой обители длилась чуть более десяти лет, последующие события сильно повлияли на дальнейшую судьбу храма.
Самый ранний документ в найденной подшивке из архива датирован 22 сентября 1918 года. Это рукописное постановление группы лиц о заведовании находящейся в поселке Клязьма летней деревянной церковью во имя Гребневской Божией Матери и каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца, которая располагалась на этом же участке, но не была освящена.
Для заведования храмом был избран комитет в составе Ивана Афанасьевича Александренко, Дмитрия Сергеевича Митрюкова, Фрола Карповича Булашевича; комендантами были назначены Авдотья Ивановна Гусева, Федор Павлович Зверев, Андрей Кузьмич Хромов.
Очевидно, что члены комитета до революции владели дачами в Клязьме и входили в состав Общества благоустройства поселка.
В списках действующих членов Общества за 1914 год фигурируют их фамилии.
На плане поселка 1914 года можно найти даже их прежние адреса: Александренко И.А. — ул. Пушкинская, 13; 22; 24, ул. Салтыковская, 6 и 8; Булашевич Ф.К. — ул. Некрасовская, 5 и 7; Зверев Ф.П. — ул. Чайковская, 24, ул. Гоголевская, 6; Хромов А.К. – ул. Пироговская, 14.
Согласно сведениям, размещенным на том же плане поселка, Зверев и Хромов имели в Клязьме плотничные и столярные производства.
Отдельного внимания заслуживает роль в судьбе храма Ивана Афанасьевича Александренко и Фрола Карповича Булашевича, которые в 1918 взяли на себя управление церковным помещением и имуществом.
Как известно, до революции Александренко был ктитором и председателем Попечительского совета Гребневского храма. Он же вложил собственные средства в строительство находящегося рядом с Гребневской церковью каменного храма, который должны были освятить в честь Николая Чудотворца, но не успели сделать этого из-за событий 1917 года.
Булашевич значится в числе дачевладельцев, представлявших интересы Гребневского храма еще в годы строительства.
Строился Гребневский храм в самом начале ХХ века.
Так 12 ноября 1901г. на имя Его Высокопреосвященства Митрополита Московского и Коломенского Владимира от уполномоченных дачевладельцев поселка Клязьма – статского советника Ильи Осиповича Блока и потомственных почетных граждан Ивана Никитична Кондрашева и Ивана Николаевича Сытого – было подано Прошение.
«Движимые чувством христианского благочестия Клязьминские домовладельцы предприняли устройство летней церкви при полустанке Клязьма на земле удельного ведомства», – говорилось в документе.
Заглавная страница из отчета Комитета Общества благоустройства Клязьмы, 1914 год
Кроме того, в Прошении указывалось на уже разросшееся население – до 2000 жителей на 150 дачах и 100 крестьянских дворах.
«Окрестные церкви в Пушкино и Тарасовке удалены от Клязьмы на расстоянии малоудобном для хождения туда малолетних и даже взрослых в ненастную и жаркую погоду. Клязьма в настоящее время на пути к благоустройству – не достает церкви, и Удельный Округ, сочувствуя благой цели построении на Клязьме Храма Божьего во имя Гребневской иконы Божией Матери, изъявил готовность испросить Высочайшего изволения на отчуждение для этого участка земли с предварительно ему необходимым разрешением от Московского Епархиального начальства на возведение Храма», – было сказано в Прошении.
Как позднее писала создатель музея Клязьмы Валентина Анатольевна Капустина, представители близлежащих приходов письменно возражали против строительства Гребневского храма. Однако земля все же была выделена, о чем свидетельствует документ Министерства Императорского Двора от 5 июля 1902 года в Московскую Духовную Консисторию: «Высочайшее Его Императорское Величество дало соизволение на бесплатный отвод 1600 саженей удельной земли в Пушкинской лесной Даче…».
8 сентября 1902г. в праздник Рождества Пресвятой Богородицы была совершена закладка Храма Гребневской иконы Божией Матери. Сохранился список жителей, состоящий в основном из местных дачников, которые пожертвовали на храм собственные средства.
Проект Гребневского храма выполнил московский архитектор Петр Алексеевич Виноградов. Он создал изящную, уютную, деревянную, шатровую церковь в традиции русского деревянного зодчества. Капустина упоминала, что в храме имелся дубовый резной иконостас.
31 июля 1904 году храм был освящен. В 1906 году к нему была пристроена колокольня высотой свыше 20 м с семью колоколами и ризницей.
Для нужд голодающих
Вернемся к найденным документам. Означенный общественный комитет в 1918 году брал на себя обязательство «управлять церковными помещениями и всем находящимся при них имуществом, а также заключать и подписывать необходимые договоры с властями, соблюдать формальности, выполнять все постановления, декреты и законы, как существующие, так и имеющие быть измененными».
Отдельный документ в этой подшивке иллюстрирует еще один, не менее драматичный эпизод в жизни Гребневского прихода – это опись, датированная 5 мая 1922 года, в которой перечислены конфискованные у храма предметы.
На факт их изъятия указывают сразу несколько деталей: во-первых, сами наименования предметов, которые, судя по всему, были выполнены из серебра, во-вторых, точный вес, проставленный напротив каждого предмета, и наконец датировка – май 1922 года.
Из материалов архивного дела, опись изымаемых в 1922 году предметов
Ведь как раз зимой 1922 года было принято Постановление ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим», которое предписывало местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного комиссариата финансов для помощи голодающим».
При этом фактическое изъятие по описям драгоценных вещей должно было производиться с обязательным участием представителей групп верующих, в пользование коих указанное имущество было передано. И хотя некоторые источники указывают на то, что это требование зачастую не соблюдалось, в Гребневском храме оно было выполнено: при изъятии присутствовал Николай Васильев как представитель верующих и Павел Гаврилов как церковный староста. Изъятые предметы получил некто Голубев, а вот фамилия уполномоченного районной комиссией отсутствует.
Так на борьбу с массовым голодом в Поволжье и других регионах у Гребневского храма были конфискованы чаши, тарелки, диски, ризы, дарохранительница, лампады, кадило, лжица, звездица, пять украшений с Евангелия. Общий вес изымаемых предметов составил около 15,5 кг. Их дальнейшая судьба неизвестна.
Изъятие церковных ценностей в одном из храмов России
Дубовый иконостас и украденная завеса
В деле подшит еще один полностью рукописный документ, судя по наклеенным маркам, датированный уже 1923 годом. В нем перечислено все то имущество, которое оставалось в Гребневском храме. Этот список позволяет в полной мере узнать, какими предметами продолжали пользоваться для богослужений и какие иконы размещались в храме, вероятно, еще со времен первоначального обустройства.
Итак, спустя шесть лет после революции в алтаре Гребневского храма находились такие предметы, как престол и жертвенник, крытые парчой, дарохранительница под стеклом, большое и малое Евангелие, несколько больших и малых крестов, шелковый платок на престол, чащи и кувшины для водосвятия, сосуды для освящения хлебов, лжица, кисть для помазания, копие, подсвечники, ящичек с запасными Дарами, запрестольные крест и икона, трехсвечник, иконы в рамах, дубовая гробница с плащаницей и шитой пеленой.
В алтарной части была описана не только утварь, но и мебель: один дубовый и два железных шкапчика, четыре тумбы, обитые плюшем, столики для книг. Самих богослужебных книг в храме значилось более пятидесяти.
Фигурируют в списке и три сосуда для Святых Даров, один деревянный и два серебряных. Напротив серебряных стоит отметка «изъято» – по всей видимости, имеется в виду конфискация 1922 года.
Дополнительная надпись карандашом стоит и напротив шелковой завесы на Царских вратах – «украдена, заменена шерстяной».
Из документов архивного дела, перечень икон храма в серебряных ризах
В рукописном реестре по основному помещению храма перечислены абсолютно все иконы и предметы утвари Гребневской церкви, включая подсвечники для покойников и подставки под гробы.
Найденная опись подтверждает, что иконостас храма действительно был резным, выполненным из дуба. Значатся в основном помещении церкви и два дубовых клироса, и большие дубовые киоты с иконами Божией Матери «Трёх радостей», Казанской и Боголюбской Божией Матери. Над алтарем размещалась икона Спаса Нерукотворного.
На хорах также располагались дубовые киоты с иконами Восточной Божией Матери и Алексия, человека Божия.
В основном помещении храма значится одиннадцать икон в серебряных ризах – это были образы Божией Матери, Спасителя, а также Святого Сергия, Николая Чудотворца и других. Напротив десяти из них стоит отметка «изъято» – это количество совпадает с описью 1922 года, правда, там иконы как таковые не значатся, а значатся лишь ризы.
Опись обстановки храма в 1923 году подписана Иваном Афанасьевичем Александренко и другими жителями Клязьмы.
Вид на Гребневскую церковь с Тургеневской улицы, открытка начала ХХ века.
«Звон был слышен по всей Клязьме»
Интересны воспоминания жителей Клязьмы 1920-х годов, которые представлены в книге Валентины Анатольевны Капустиной. Они подтверждают, что богослужения в Клязьме проводились.
«Центральной улицей в поселке считалась Тургеневская. Она упиралась в деревянную с голубыми куполами церковь Гребневской Божьей Матери, которая была видна от самой станции, – вспоминала Вера Юльевна Худякова. – За церковью находилось маленькое кладбище, переходящее в хвойный лесопарк. Церковь эту посещало много народу. В Пасху вокруг церкви был крестный ход. Звонили колокола. Звон был слышен по всей Клязьме.
Рядом с деревянной находилась большая каменная церковь. Мы еще застали ее нетронутой, как бы новой, но внутри ничего не было только высокие беленые до купола стены. Дверь портала обита чеканным железом, ручки большие толстые кольца, а над входом колокольца…».
И.А. Александренко и художник С.И. Вашков на строительстве церкви в Клязьме
Каменная церковь, которую упоминает Вера Юльевна, это неосвященный на тот момент храм во имя Святителя Николая Чудотворца (авторы С.И. Вашков, В. Мотылев), сейчас он известен нам как Храм Спаса Нерукотворного Образа – так его стали именовать уже в 1989 году.
Поскольку события Первой мировой войны, революции и Гражданской войны приостановили его строительство, внутри церковь осталась незавершенной, только побеленной. Но даже этот неосвященный храм комитет взял под свою ответственность, о чем говорится в самом первом документе 1918 года.
Священник из Кронштадта
Из документов архивного дела, список служителей культа при храме в 1927 году
Ранее краевед Валентина Анатольевна Капустина писала, что до 1917г. Зимнев служил корабельным священником в Кронштадте. Уважающие его матросы спасли Зимнева от экстремистски настроенного экипажа, помогли добраться до Питера. Далее он добрался до Москвы. В Клязьме его приютила семья Максимовых.
Данные о священнике Зимневе содержатся и на интернет-портале «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке». В сведениях значится, что он родился 13 августа 1862 года. В 1883 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. До 1901 года был настоятелем Никольской церкови в с. Городище, Санкт-Петербургская губ., Новоладожского уезда, затем служил в с. Пулково и г. Кронштадте, после 1919 года сведений о нем на данном сайте не имеется.
Получается, что в 1920-е годы Николай Петрович служил в Клязьме. Точная дата его смерти не ясна. Валентина Анатольевна Капустина писала лишь о том, что Зимневу не полагались продуктовые карточки. Поэтому он был вынужден оставить храм и найти работу курьером в столице, но вскоре умер, будучи в пожилом возрасте.
«Нас не ждите, мы уже не увидимся»
Известно, что в 1931 году настоятелем Гребневского храма стал Леонид Алексеевич Флоренский. По некоторым сведениям, он приходился двоюродным братом Павлу Александровичу Флоренскому, известному богослову, религиозному философу и учёному.
Родился Леонид Алексеевич в Тверской губернии в 1877 году, окончил Бежецкое духовное училище, а затем Тверскую Духовную Семинарию. Служил в храмах Тверской губернии и в самой Твери.
В 1931 году о.Леонид с семьей переехал в Московскую область, в Клязьму, сюда он был назначен епископом Питиримом. В Клязьме жил по адресу: ул.Лермонтовская, д.28а.
Леонид Флоренский с дочерью
На два года его служба в Клязьме прерывалась, с 1334 по 1936 год его переводили в г.Павлов-Посад. В 1936 году Флоренский вновь вернулся в Клязьму, где служил вплоть до ареста, до 22 июля 1938 года.
В обвинении против него значилась активная контрреволюционная деятельность, контрреволюционная агитация среди служителей религиозного культа, вхождение в состав контрреволюционной организации, возглавляемой благочинным Рождественским, агитации против подписки на заем, контрреволюционная клевета против Советской власти. Виновным себя не признал.
Обвинение в отношении Флоренского было выдвинуто по ст.58–10 ч.1,58–11 УК РСФСР, приговор – 5 лет ИТЛ.
Вместе с о.Леонидом были арестованы диакон Клязьминской церкви Алексей Ильич Соловьев, псаломщик той же церкви Александр Иванович Сперанский (Спиранский) и родственник о.Леонида, священник Николай Петрович Дегтярев, служивший в Боголюбской церкви г.Пушкино.
Все они были обвинены как члены контрреволюционной церковной организации, возглавляемой священником Владимиром Сергеевичем Рождественским и архимандритом Исааком Ивановичем Прилуцким, арестованным и осужденным незадолго до этого.
Леонид Флоренский при аресте
В течение девяти дней Флоренский находился в заключении на территории Пушкинского района, в селе Братовщина, где был организован пересыльный пункт. После этого последовала тюрьма в Твери и в Москве, последнее известное место его заключения – Казахстан, село Благодатное Эркеншеликский район, Акмолинская область. В письме жене Антонине Васильевне и дочери Елене священник написал: «Нас не ждите, мы уже не увидимся».
После этого о судьбе Флоренского сведений нет.
Из рокового 1938 до наших дней
Для Гребневского храма в Клязьме роковым стал 1938 год.
Священник Флоренский был арестован в июле 1938 года, а Гребневский храм закрыли через несколько месяцев после этого, в архиве Московской области сохранилось постановление Мособлисполкома №920 от 02.11.1938 «О закрытии церкви в дачном пос. Клязьма».
Краевед Александр Федорович Малявко в своей книге писал, что тогда же, в 1938 году, был сброшен колокол, подаренный храму еще в 1903 году Феодосией Петровной Кондрашовой.
Так выглядел Гребневский храм в конце 80-х
Здание Гребневского храма хотели использовать под клуб. Позднее там располагались школа, спортивная группа общества «Спартак». Находящийся на этом же участке неосвященный каменный храм служил общежитием, складом, в нем были устроены коммунальные квартиры, пионерлагерь.
Изменения в судьбе двух храмов произошли только на рубеже 80-90х годов, когда местные жители, проявив инициативу, занялись восстановлением статуса прихода и реставрацией церквей.
В 1989 году соседствующий с Гребневским каменный храм, который изначально был задуман в честь Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, освятили как Спасский.
Ансамбль двух храмов и находящееся рядом здания церковно-приходской школы были включены в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
К несчастью, этот статус не уберег Гребневскую церковь от пожара: из-за неисправности проводки деревянный храм сгорел в 2007 году. Огонь уничтожил многие материальные ценности, находившиеся внутри храма. Уцелела лишь икона Гребневской Божией Матери, украшавшая внешнюю сторону церкви.
Валентина Анатольевна Капустина упоминала, что при разборе пожарища была найдена закладная доска – латунная пластина с выгравированным на ней текстом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа в лето 1902 г. Сентября 8 дня в царствование Императора Николая II при Митрополите Московском и Коломенском Владимире сооружается Храм во имя св. иконы Гребневской Божией Матери…».
Спустя некоторое время Гребневский храм восстановили уже в камне. Сейчас оба храма объединены в Спасо-Гребневский приход. Также на территории Пушкинского района был найден сброшенный в 1938 году колокол, теперь он возвращен в Клязьму.