храм григория неокесарийского внутри
Храм, поразивший красотой Наполеона
Храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке известен с 1445 г. Ныне существующий каменный храм в стиле «русское узорочье» построен в 1668-1679 г. на средства царя Алексея Михайловича. Изразцовое убранство храма выполнено известным белорусским «ценинных дел» мастером 17 в. Степаном Полубесом.
Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича.
Храм свт. Григория Неокесарийского в 1882 году. До революции церковь святителя Григория имела статус
придворной и поэтому часто посещалась членами царской семьи
С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны. Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.
Фото из книги Шувалов С.В. «Церковь, Замоскворецкого сорока, св. Григория Неокесарийского, при Полянке в Москве :
ист. описание окружающей ее местности ; население, история, архитектура и иконопись». М 1914.
Храм был закрыт в 1939 г., часть икон была передана в запасники Исторического музея и Третьяковской галереи. Храм вновь освящен в 1992 г.
Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел.
Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.
Наполеон I Бонапарт. Портрет кисти Поля Делароша. Во время пребывания в Москве Наполеон приказал своим
солдатам поливать из вёдер водой храм святителя Григория Неокесарийского чтобы спасти его от пожара
Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке
Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес.
Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви.
Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы.
В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией.
Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).
Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль.
Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи.
Легенды и были старого храма
Немного найдется в мире храмов, где пешеходные дорожки или тротуары проложены прямо через храм или его колокольню. В Москве такую колокольню Вы можете увидеть возле храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.
Сквозной проход через шатровую колокольню был своеобразным компромиссом, сначала колокольню хотели вообще снести, чтобы освободить место для проезжей части. Было это в 1930 году, проход в колокольне пробили в 1933 году, а еще через 5 лет храм был закрыт, но сносить его не стали. До 1930 года храм и колокольня выглядели так.
Этому событию известный поэт Андрей Андреевич Вознесенский (1933- 2010) посвятил стихотворение:
«Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.
В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?
В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают наземь голуби,
как шелуха от семечек.
Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: «Наталья…»
Почему поэт сравнивает колокольню с Нарышкиной Натальей? Дело в том, что в 1671 году в здешнем храме венчался царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651 — 1694), которой было на момент венчания 19 лет.
Кстати, колокола на колокольне не аутентичные, они были собраны с бору по сосенке с колоколен других московских храмов. Теперь колокольню храма украшают часы с курантами, каждый час вызванивающими мелодию «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждую четверть часа — «Царице моя Преблагая».
Факт венчания в церкви царя с царицей подтолкнул любителей причесывать факты под одну гребёнку к выводу, что крещение их сына Петра, ставшего впоследствии российским императором Петром Первым, было в этой же церкви. Этому способствовало то, что в храме с 1660 года служил священник Андрей Савинов (Постников), ставший в 1665 году царским духовником. Собственно благодаря хорошему расположению царя к своему духовнику и появилась современная каменная церковь, которая была построена рядом со старой деревянной в период с 1667 по 1679 год.
Храм постоянно посещали царственные особы, а службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.
Над воротами укреплена красивая керамическая икона, которые не часто можно увидеть.
Со строительством каменного храма связан парадокс. Патриарх Иоаким обвинил Савинова, что он построил храм без патриаршего благословения. Савинов был лишен чина, арестован и сослан в монастырь. А затем этот храм Иоаким освятил в 1679 году.
Кстати, у Вознесенского есть стихотворение «Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке» про Ивана Степанова по кличке Полубес, который построил храм:
«Названье «Неокесарийский»
гончар, по кличке Полубес,
прочел как «неба косари мы»,
и ввёл подсолнух керосинный,
и синий фон, и лук серийный,
и разрыв-травы в изразец.»
В советское время в храме служили один епископ и пять священников, которые стали мучениками. Четверо прославлены в лике святых: протоиереи Борис Ивановский, Илия Четверухин и Василий Смирнов — в чине священномучеников, иеромонах Иларион (Громов) — преподобномученик.
Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: «Внутри здания под вывеской «Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывается контора по закупке у населения старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке язвительно замечало, что благодаря ее размаху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набережной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключительно закупленные на Б.Полянке иконы XVIII — XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу разрешено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины запрещен.»
Вот такие истории скрываются под красивым видом.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Храм святителя Григория Неокесорийского в Москве
Адрес храма:
Улица: Большая Полянка, 29-А
Ст. метро: «Полянка»
Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма.
Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви.
С Царём Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость. Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского . Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.
Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года.
Со временем к храму достроили два предела, Св.Григория Богослова и Боголюбской иконы Богородицы.
Во время войны с Наполеоном 1812 года, храм не пострадал, но в 1859 году был реконструирован и заново освещён митрополитом Филаретом (Дроздовым), а в 1896 году митрополитом Сергием.
В 1922 г. ценности храма были изъяты.
В 1930 г. Моссовет постановил сломать шатровую колокольнню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.
10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский
В 1938 г. Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 г. отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.».
Епископ Каппадокийского города Амасии, Цедим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским.
Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам осветил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться.
Святитель Григорий подобно Святителю Николаю Чудотвору Мир-Ликийскому прославлен многими чудесами, а потому и пишут его часто как Григория Чудотворец.
На первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году святитель Григорий занимал первенствующее место.
Главная часть мощей святого Григория, его глава, находится в столице Португалии в католическом соборе святого Роха.
Частицы мощей свт. Григория Чудотворца есть также в лиссабонском храме св. Игнатия и в соборе Святого Петра в Ватикане.
В 1811 году, князь Волконский передал частицу мощей Святителя Григория в храм Святителя Григория, для всеобщего постоянного поклонения. Нет точных данных где находилась частица мощей в Советское время, но в храм она вернулась в 1998 год.
Храм Григория Неокесарийского на полянке в Москве (Красная церковь)
Содержание:
У храма святителя Григория Неокесарийского в Москве — редкое посвящение и редкая судьба. Он был и обетной церковью, и дворцовой, видел крещение первого российского императора и в некоторой степени «породнился» с Московским Кремлем.
На строительство и украшение этого православного храма Москвы царь Алексей Михайлович денег не жалел.
Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.
Строительство храма Григория Неокесарийского в Москве
Место, где стоит храм Григория Неокесарийского, в древности именовалось Дербицами, то есть замшелой, топкой землей. Сначала здешняя церковь была деревянной. Известно, что ее строили по распоряжению великого князя Московского Василия Темного, внука Дмитрия Донского. По некоторым сведениям, находясь в татарском плену, он дал обет: если окажется на свободе, то возведет храм — на том месте, с которого увидит по возвращении стены Московского Кремля, а посвятит его тому святому, в день памяти которого это произойдет.
Свое обещание Василий Темный сдержал: он вернулся в Москву 30 ноября 1445 года — в день святителя Григория Неокесарийского. Потом этот храм сгорел, а вместо него к 1632 году построили новый — тоже деревянный. Через 20 лет, после эпидемии чумы, церковь пришла в запустение, и лишь в 1667 году государь Алексей Михайлович дал добро на строительство нового, каменного, храма.
Красная церковь
Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ. На строительстве работали «каменных дел подмастерья» Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове — тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен Московского Кремля.
Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом — так называемым «павлиньим оком» — поручили изготовить известному мастеру изразцов Степану Полубесу, а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский изограф Симон Ушаков.
Над росписью храма Григория Неокесарийского трудились не менее известные костромские мастера — Гурий Никитин и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского — Семен Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая все это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой — «красной», как ее сразу стали называть, причем не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в нее, буквально захватывало дух.
Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича.
С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны.
Храм на Большой Полянке история
Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел. Наполеоновские солдаты, славившиеся своим умением устраивать где ни попадя конюшни, — и те оберегали его от огня московского пожара. Главному разорению храм подвергся от своих. Впрочем — не снесли, хотя и порывались.
Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.
А потом начался XX век. И если еще в начале столетия храм продолжал иметь статус придворного — молиться сюда приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, позже канонизированная Церковью, — то после революции для него, как, пожалуй, и для всей страны, наступили тяжелые времена. Свои же, московские, люди не пощадили того, что пожалел даже захватчик-иноземец.
В 1922 году из Красной церкви в Москве изъяли многие ценности. В попытке спасти настенные росписи, — совет общины принял решение:
«произвести окраску крыши на здании храма и тем самым предотвратить его от порчи и разрушения».
А вот спасти от порчи шатровую колокольню не удалось. В 1930 году Моссовет вообще постановил ее снести, потому что она якобы мешала пешеходам — перекрывала тротуар Полянки до самой проезжей части. Но после долгих баталий решили ограничиться. сквозным проходом. Как ни крути, все же лучше, чем снос. В конце 1930-х годов храм Григория Неокесарийского закрыли совсем.
В 1960-е годы храм на Большой Полянке сильно обветшал. Приличествующий ей вид вернули реставраторы, после чего она наконец получила статус памятника истории и культуры.
Возвращение Храма на Большой Полянке в лоно Церкви
Храм вернули верующим в 1990 году стараниями Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Богослужения в нем возобновились через четыре года, и одновременно началась новая масштабная реставрация, главной целью которой было возвращение зданию первоначального облика. Суриком, бирюзой и белилами выделили церковный декор, покрыли позолотой кресты и воссоздали набор утраченных колоколов. По сохранившимся фрагментам удалось восстановить древние настенные росписи. Даже новый иконостас «скопировали» с оригинала. Остальные иконы тоже выполнили в стиле Симона Ушакова.
30 ноября 1996 года, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, главный престол отреставрированного храма освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке
Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы.
В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией, создатели церкви Григория Неокесарийского придерживались, может быть, даже несколько архаизирующей линии.
Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).
Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль.
Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи. Деликатно «архаизировав» композицию, создатели храма вовсю «отыгрались» на оформлении. Одни изразцы, не потерявшие до сих пор своего блеска, чего стоят! Двумя поясами-фризами (нижний разорван арками порталов) пересекают они первый ярус колокольни. Широким, как праздничный рушник, полотном пролегают под карнизом самого храма — эта пятиглавая пирамида кокошников словно вырастает из изразцового разнотравья.
Общее впечатление поддерживают небольшие, незаметные на первый взгляд, изразцовые вставки, белокаменная резьба порталов и общее декоративное исполнение фасадов, в котором специалисты усматривают элементы костромских традиций: и даже абсолютно «новодельные» (никогда их там не было) часы на колокольне как-то по-своему «вписались» в общий орнамент.
Интерьер храм Григория Неокесарийского в Москве на Большой Поляне
Можно только представлять себе, каким был интерьер храм Григория Неокесарийского в те времена, когда он являлся «царским храмом». Безбожная, в прямом и переносном смысле, реквизиция оставила потомкам мало шансов увидеть первозданную красоту церкви. Только росписи сводов невозможно было реквизировать.
Открывает храм богато украшенный входной портал в нижнем ярусе колокольни. Его оформление — своего рода перекличка с растительным орнаментом изразцов на фасаде; здесь та же яркая, насыщенная цветовая гамма — красный, желтый, зеленый, синий своих исконных, природных оттенков. Этот портал — напоминание о том, что входим мы не в простой храм, а — в монарший.
Внешнее ощущение «малости» церкви Григория Неокесарийского несколько стушевывается, поглощенное симфонией красок. И лишь внутри по-настоящему понимаешь всю камерность сооружения. Низкий, тяжеловесный крестовый свод трапезной напоминает нам о древних архитектурных приемах, когда строить широкие помещения без внутренних опор еще не умели.
По правую и по левую руку — входы в приделы Григория Богослова и Боголюбской иконы Божией Матери. Зрительно они несколько «корректируют» замкнутость внутреннего объема в сторону его увеличения, однако не стоит забывать, что изначально этих приделов не существовало и трапезная казалась еще тесней. Впрочем, это вполне в старых традициях русского храмового зодчества — камерность, внутренняя замкнутость церкви более располагает к молитве, к размышлениям о вечном и о бренности земного существования.
Трапезная, кстати, имеет деталь, не характерную для обычных посадских храмов Москвы: ее второй этаж раскрывается во внутреннее пространство самого храма. Это уже особенность царских, а еще раньше — великокняжеских церквей: правящее семейство молилось отдельно от подданных, над ними.
С XVIII века во втором этаже трапезной располагался придел святого Тихона Амафунтского. С того же времени там сохраняется лепнина в стиле барокко.
Внутренний объем основного помещения невелик, что лишь подчеркивается его глухим сомкнутым сводом: как мы помним, барабаны пятиглавия — чисто декоративные. Впрочем, при взгляде изнутри двухсветовой бесстолпный четверик как бы «разрастается». Росписи увеличивают его вверх, им вторит динамичный, акцентированно вертикальный пятиярусный иконостас под самый сомкнутый свод, который тоже украшен росписью. Когда храм наполняется дневным светом, ощущение рождается величественное и какое-то поистине «дворцовое».