храм хабу в луксоре
Поминальный храм Рамзеса III в Мединет-Абу (Египет)
Мединет Хабу — арабское название Поминального Храма Рамзеса III, огромный комплекс уступает только Карнакскому храму (Луксор) по размеру и сохранности. Мединет Хабу один из наименее посещаемых среди главных достопримечательностей Египта, но он заслуживает большего внимания, чем получает.
Хотя древние египтяне называли это место Djanet, название, используемое сегодня происходит от раннего христианского названия места. Комплекс зданий здесь датируется началом 18-й династии, когда Хатшепсут и Тутмос III посвятили храм Амона, в римские времена. Его история продолжалась до н. э. 9-го века, после того, как коптская церковь расположилась во втором дворе храма. Мединет Хабу находится в 5 км от Долины царей близ подножия холмов Theban на южной оконечности западных Фив. Храм Рамзеса III — является одним из наиболее лучше сохранившимся, чем другие храмы в Фивах. Рамсес III построил необычный вход, возможно по образцу, цитаделей, которые он видел во время своей военной кампании в Сирии. Башня находится в форме «Магдоле» своего рода укрепленные ворота дома. Таким образом, комплекс имел вид крепости, и первоначально он был укреплен кирпичной кладкой толщиной 11 метров и высотой19 метров.
Рамсес III был вторым фараоном двадцатой династии, и считается последним великим фараоном Нового царства, которое имело значительную власть в Египте. Во время своего долгого правления, Египет страдал от иноземных захватчиков (в том числе «народов моря» и ливийцев). Египтяне испытали начало экономических трудностей и внутренних беспорядков, которые в конечном итоге приведут к краху династии.
Лучший вид на весь храмовый комплекс, который окружен частично неповрежденными стенками корпуса, можно получить с верхней части насыпи вблизи юго — восточного угла. По просьбе гида, охранник может открыть лестницу в Первом пилоне, который обеспечивает превосходный вид. Рельефы легче всего увидеть в утром или поздно вечером, когда их подчеркнет игра света и тени.
Входная башня и гранитная статуя богини Сехмет
Рельефы и надписи на лицевой стороне башни описывают военные победы Рамзеса III — над ливийцами и азиатами.
Одинокий смотритель
Настоятельно рекомендую осмотреть
lorien22
Записки из подполья
Подъезжаем к храму
К сожалению должен отметить факт, что большинство фотографий этого потрясающего храма не получились. Однако некоторые можно внести в категорию винтаж, некоторые я сделал черно-белыми, а с некоторыми просто смирился. Надеюсь они все-же немного смогут передать вам все величие этого места.
Для начала обойдем храм по периметру
Остатки Уасета в современном городе Луксор (Карнакский и Луксорский храмы) в числе первых были объявлены памятниками Всемирного наследия человечества
Рамессеум или храм Рамзеса II
Как мы видим, ислам не пощадил древний храм, и прямо внутри возвел мечеть
Но обо всем по порядку. Храм Луксор был построен примерно в 1400 году до н.э.
В отличие от всех других храмов в Фивах, он не был посвящен культу одного из богов, или обожествленной версии царя (фараона) при смерти, а восхвалению королевского сана. Именно здесь короновали многих королей Египта.
Самую древнюю часть храма (святая святых) с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями основал Аменхотеп III (XVIII династия). Первые цари XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов. Рамсес II (Великий) пристроил северный перистиль и пилон и изобразил на внешней стороне последнего свои подвиги в войне с хеттами.
Также тут строил Тутанхамон, а во времена Риской империи здесь была крепость римского легиона и штаб римского регионального правления.
Подходим к пилону и к северному входу в храм
Как я уже не раз рассказывал, подробное преступное разбазаривание своего национального наследия привычно для египтян. Когда археологи раскопали храм Хатшепсут, местные власти сказали берите что хотите, и большинство храма теперь находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке (под него даже был отдал целый отдел). Когда Насер строил свою дамбу, символ коммунистического-социалистического прогресса, он затопил десятки древних храмов, некоторые из которых спасал весь мир, и те, что удалось спасти, увезли в Мадрид, Лондон, Берлин и так далее. В результате всего этого в столицах Западного мира можно найти больше египетских артефактов, чем в самом Египте.
Мощеная аллея сфинксов протяженностью в три километра в древние времена соединяла храм Луксор с храмом Карнак. Если я правильно понял объяснения нашего гида, после коронования в храме Луксор (более маленьком), вся процессия отправлялась в Карнак, и там устраивали большое празднество и пышную церемонию.
Сейчас аллею сфинксов потихоньку восстанавливают. Думаю когда реставрация будет закончена, это будет крайне внушительное зрелище. Представляете себе бульвар в три километра с тысячами сфинксов по обеим сторонам?
Я уже говорил, что не люблю кадры по типу «Я и Эйфелева башня», или «Я и Биг Бен», но в данном случае не удержался. Я на аллее сфинксов у северного входа в храм Луксор.
Ну а теперь входим в храм
Еще немного уцелевшего от переезда во Францию обелиска
Отсюда они наверное кажутся не такими внушительными, поэтому чтобы вы немного поняли масштабы
В ногах колоссов выгравированы жены фараонов
А их подножия охраняют бабуины
На троне выгравированы рельефы
Причем рельеф крайне любопытный, поскольку на нем изображены беременные мужчины
Еще немного колоссов
Несмотря на действительно потрясающую подсветку
Мне кажется, что черно-белые кадры все-же получились лучше. Возвращают немного в ту эпоху, более старинную
На этом мы пожалуй и остановимся. Писал писал, и так в сам храм и не вошли). Во второй части мы все-же войдем в храм, посмотрим двор Рамзеса II, и полюбуемся ночным кадрами.
Прибываем в аэропорт Луксора. Здание выполнено под «древний» мотив
Расслабиться нам особо не дали, и сразу из аэропорта повезли к первой достопримечательности
Именно в эту эпоху в Египте зародилось понятие заупокойного храма, как комплекса, не входящего в состав гробницы, и фараоны использовали комплекс, чтобы продемонстрировать все свое могущество и богатство.
Храм Амона, самое древнее сооружение комплекса. Первое здание было здесь еще в 2100 году до н.э, но нынешнее сооружение было построено в 1500 году до н.э, в эпоху правления Хатшепсут (ее храм, абсолютно нереальный, мы скоро увидим) и ее пасынка, фараона Тутмоса III. Именно тогда Амон из бога чёрного небесного пространства и воздуха превратился в Амона-Ра, бога Солнца.
Ну а теперь подойдем к главному комплексу
Впечатляет, не правда ли? Представляете, какие ощущения испытываешь, увидев такое впервые?
Рельефы тут просто не от мира сего (я очень стараюсь подобрать новые эпитеты, но слова, при виде такого чуда, быстро заканчитваются).
Их можно рассматривать и рассматривать
Ну а когда вам надоедает (только от обилия впечатлений, не по какой-либо другой причине) смотреть на стены, то можно поднять взгляд к потолкам.
Там мы можем увидеть не только рельефы, но и краски.
Я честно пытался представить себе, как выглядел древнеегипетский храм в своем полном великолепии, но не смог
Рамессидские полонны в Перистилиуме
Изначально этот прием использовали в древнегреческой архитектуре. Египтяне позаимствовали его, и немного переделали на свой лад
Так, стены перистилиума тоже украшены рельефами
Да еще какими. Вы только посмотрите на эти корабли
Так в меру жестоко все изображалось. Например количество поверженных врагов считалось по отрубленным рукам
Или, что еще круче, по отрезанным членам
Бррр. давайте лучше еще немного потолков посмотрим
И полюбуемся красками
Вернемся к рельефам
И краскам. Обратите на внимание на рельеф справа (бог вручает фараону анх, символ жизни)
В общем, как вы понимаете, так по храму можно ходить бесконечно. Смотреть рисунки
Потолки (чаще я задирал голову только в Сикстинской капелле)
Поверьте, я отбирал скрепя сердцем и стараясь сократить количество фоток до минимума. Думаю только этого храма у меня их около пятисот
Выходим в последний зал, под открытым небом. На заднем плане гора, у подножия которой раскинулся во всей красе Дир эль-Бахри
Первый европеец, описавший Храм Рамзеса III был Доминик Виван-Денон, французский египтолог, основатель и первый директор Луврского музея.
В общей сложности в Мединет Хабу более 7000 квадратных метров разрисованных рельефами стен (!!)
Так что вы можете себе представить, сколько времени требуется, только чтобы один раз увидеть каждый рисунок
Но у нас, к сожалению, этого времени нет. Поэтому начинаем потихоньку возвращаться к выходу из храма
Кстати, если обойти храм со стороны, то и на наружних стенах можно увидеть потрясающие рельефы
У нас с вами впереди еще много храмов. Так что ждите продолжения
lorien22
Записки из подполья
Дейр эль-Бахри с воздушного шара
Лучше смотреть на Рамессеум с воздушного шара)
Ну а теперь войдем в комплекс Дейр эль-Бахри
Вокруг полно пещер, в которых скрываются различные гробницы
Если погода позволит, здесь можно гулять бесконечно. Лазить, любоваться пустынными пейзажами, ну и разумеется исследовать гробницы, которых здесь неисчеслимое количество.
Но поскольку на улице 40 градусов и смог, то пойдем сразу в главный храм
Храм царицы-фараона Хатшепсут в древности именовался Джесер Джесеру — «Священнейший из священных». Это абсолютно уникальное по стилю творение, с безупречной классической гармонией. А ведь он был возведен за тысячу лет до Парфенона в Афинах!
И украшен сфинксами
Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами
В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма
А вот и само святилище
Когда-то здесь были тысячи уникальных рельефов
Повествовавших об основных событиях царствования царицы Хатшепсут
Однако здесь мало что сохранилось, по многим причинам. Хатшепсут захватила трон после смерти ее мужа, фараона Тутмоса II. По идее фараоном должен был стать Тутмос III, но он в то время был еще совсем ребенком, и Хатшепсут узурпировала власть, став «регентшей». Она сразу организовала массивное строительство, которое продолжалось все время ее правления (около 15-и лет). Однако как только к власти пришел истинный наследник, он приказал немедленно разрушить все творения царицы.
От всего этого пиздеца уцелел только великий Абу-Симбел, который тоже весь мир спасал. Храм распилили, и перенесли на гору 60 метров выше изначального местонахождения. Об этом, разумеется, будет отдельный пост.
С другой стороны, учитывая происходящее в последние годы в Европе, никто не сказал, что наше культурное наследие в сохранности там.
Ну а теперь вернемся к рельефам
Тут сохранилось много изображений быков. В Египте к ним совершенно особое отношение.
Из их вымени не стесняются пить даже Фараоны
И за ними следут сам Анубис
Вот еще один бык, величаво ступающий по анкхам
Мне «ошейник» быка особо нравится
Кроме быков тут есть потрясающие львы
Фараоны в типичных юбочках)
Ну и разумеется соколы
Потому что сокол, кроме того как быть богом Хорусом, также является символом Нижнего Египта
Сделаем последний наружний обход
Останки храма Ментухотепа II
Тут на этой арке есть все. И бык, и сокол, и скарабей, жук-навозник, самое почитаемое насекомое Египта
Смотрим вниз с верхней террасы. Пока мы гуляли по храму, смог захватил Долину Царей
После храма Хатшепсут мы поехали к колоссам Мемнона. Я думал написать о них здесь, но вижу, что слишком много получается. Так что будет отдельный пост. Колоссы этого заслуживают.