храм харитония исповедника в огородной слободе
Басманный. Церковь Харитона Исповедника в Огородниках.
Церковь Харитона Исповедника, что в Огородниках
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Единственная в Москве церковь во имя св. Харитона Исповедника стояла в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитона, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство.
Местность, где основали московскую церковь св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. Здесь протекали ручей Черногрязка, давший старомосковское название одной из Садовых улиц и не менее знаменитый ручей Рачка, образовавший Чистые пруды. Тогда, в XVII столетии между Мясницкой и Покровкой (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) раскинулась огромная дворцовая Огородная слобода, где селились царские огородники. На отведенных дворцовых землях они выращивали овощи и фрукты, и поставляли их свежими, «с грядки», в Кремль к государеву столу. Для царских огородников и была поставлена местная приходская церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, и называлась она «что в Огородной слободе» или «в Огородниках», хотя кроме дворцовых работников здесь еще жили и торговые люди, и священники, и дворяне, и бояре.
Впервые слободская деревянная церковь в Огородниках упоминалась в Москве в 1618 году. И только в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича ее стали возводить каменной, а в новой колокольне, выстроенной, как утверждают историки, в прообразе стиля московского барокко («иже под колоколы») был освящен новоустроенный придел во имя св. Харитона Исповедника. Царь и начал перестройку этой церкви в дворцовой слободе ради того, чтобы возвести в Москве традиционный для русских государей храм по дню своего венчания на престол.
Архитектура храма сочетала большой четверик с закомарами и пятиглавием, который был украшен необычными деталями московского барокко. Рядом находилась трапезная, выходившая в Большой Харитоньевский переулок классическим дорическим портиком.
Необходимо отметить, что в храме выставлялись древние предметы: старопечатные книги, рукописи, фотоснимки с реставрированных фресок, что было совсем не свойственно для московских церквей. Харитоньевская церковь являлась приходской для семьи Пушкиных, а в ее приходе жил поэт И.И. Дмитриев. Также здесь прошло и детство художника П.А. Федотова. Кроме того, в этой церкви состоялось бракосочетание поэта Е.А. Баратынского с Н.Л. Энгельгард, дочерью Генерал-майора Льва Николаевича Энгельгард.
Безусловно, церковь Харитония Исповедника в Огородной слободе, знавшая имена выдающихся людей своей современности, повидала не мало на своем веку. Однако, до наших дней храм так и не дожил, поэтому все факты и воспоминания, которые связаны с этой удивительной церковью, остаются лишь а архивах истории. В 1929 году храм закрыли, а через шесть лет и вовсе снесли. Разрушен в 1935 году, иконостас передали в Покровскую церковь Троице-Сергиевой Лавры.
Харитона Исповедника, преподобного, в Огородниках церковь (уничтожена).
Время основания храма во имя преподобного Харитона неизвестно. Первое упоминание о нем встречается в приходной книге Патриаршего приказа за 1618 год. По-видимому, это была шатровая деревянная церковь. Она имела три придела: преподобного Харитона Исповедника, мученика Антипы и Николая Чудотворца. Церковь стояла в небогатой слободе огородников и получала царское жалование до 1700 г. Начало строительства каменной церкви относится к 1652 г. Главный престол освятили в честь праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Придел преподобного Харитона перенесли в новопостроенную колокольню. Бывшие ранее в храме приделы упразднили. В новой трапезной в 1662 г. устроили правый придел во имя архангела Михаила. Предание гласило, что церковь преподобного Харитона была построена царем Алексеем Михайловичем в память своей коронации, которая состоялась в день памяти преподобного Харитона Исповедника 28 сентября 1645 г.
В конце XVII в. церковь была обновлена. По-видимому, она пострадала от пожара 1678 г., который уничтожил всю Огородную слободу. Были заложены окна и сделаны в новых местах. На иконы в иконостасах было наложено «новое иконописное наслоение». Церковь заново освятили в августе 1752 г. В 1820 г. попечением церковного старосты В.А. Сухово-Кобылина была начата капитальная перестройка церкви. До основания сломали старую трапезную, и вместо нее возвели новую теплую трапезную – обширную и высокую. В ней был устроен правый придел во имя архангела Михаила и левый во имя преподобного Харитона, перенесенный из колокольни. Был утрачен старый чугунный пол. Из-за недостаточности пожертвованных средств, на постройку трапезной употребили деньги от продажи жемчуга, украшавшего кресты.
Расширение церкви было вызвано большим увеличением числа ее прихожан. К этому времени, местность вокруг храма была уже густо застроена усадьбами, в которых жили аристократы. Церковь являлась приходской семьи Пушкиных (Пушкины жили здесь до 1808 г.). Многие годы один из стоявших неподалеку от Харитоньевской церкви домов местные жители называли «Ларинским», полагая, что героиня знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, по приезде в Москву, жила именно в этом доме. В храме преподобного Харитона венчался друг А.С. Пушкина, поэт Е.А. Боратынский.
В 1879 г. начали реставрацию храма. По указу Археологического общества от 4 ноября 1879 г. архитектору Н.В. Никитину было поручено исправить все повреждения церкви и восстановить древние росписи для того, чтобы возвратить храму облик XVII века. Реставрация икон была выполнена реставратором И.Н. Подключниковым. Реставрация производилась усердием и пожертвованиями старосты церкви Н.И. Колчина и многих других прихожан. В 1883 г. в колокольне храма был освящен новый придел во имя святителя Андрея Критского. Его иконостас состоял из 61 мелкой иконы. В 1896 г. к храму пристроили ризницу и библиотеку. Во время реставрации обнаружен был старый фундамент из камней, скрепленных глиной, который, по-видимому, остался от одной из первых церквей, стоявшей на этом месте.
В церкви хранились: храмовая выносная икона преподобного Харитона Исповедника с миниатюрным изображением Святой Троицы, складень XVII века, копия с Черниговской иконы Пресвятой Богородицы, поднесенной Петру I после взятия Азова, икона Покрова Пресвятой Богородицы, на которой Богоматерь изображена с крыльями, епитрахиль XVI в., плащаница, рукописное Евангелие XVI в., синодик XVII в., древние фелони и стихари. Уникальные Царские врата храма имели 25 мелких изображений святых и были украшены изображениями серафимов в отверстиях, закрытых слюдой.
В 1930-е гг. церковь была уничтожена. Иконостас с иконами XVII в., среди которых находится и древний храмовый образ святого Харитона, удалось спасти. Позже он был установлен в Покровской церкви Троице-Сергиевой лавры. Настоятель Харитоньевского храма священник Александр Меандров в 1924 г. (по другим сведениям, в 1932 г.) был выслан из Москвы и погиб в ссылке.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
Московская церковь св. Харитония Исповедника в Огородной слободе
Единственная в Москве церковь во имя св. Харитония Исповедника стояла до революции в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитония, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября (11 октября) 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство.
Местность, где основали московскую церковь св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. Здесь протекали ручей Черногрязка, давший старомосковское название одной из Садовых улиц и не менее знаменитый ручей Рачка, образовавший Чистые пруды. Тогда, в XVII столетии между Мясницкой и Покровкой (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) раскинулась огромная дворцовая Огородная слобода, где селились царские огородники. На отведенных дворцовых землях они выращивали овощи и фрукты, и поставляли их свежими, «с грядки», в Кремль к государеву столу. Для царских огородников и была поставлена местная приходская церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, и называлась она «что в Огородной слободе» или «в Огородниках», хотя кроме дворцовых работников здесь еще жили и торговые люди, и священники, и дворяне, и бояре.
Впервые слободская деревянная церковь в Огородниках упоминалась в Москве в 1618 году. И только в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича ее стали возводить каменной, а в новой колокольне, выстроенной, как утверждают историки, в прообразе стиля московского барокко («иже под колоколы») был освящен новоустроенный придел во имя св. Харитона Исповедника. Царь и начал перестройку этой церкви в дворцовой слободе ради того, чтобы возвести в Москве традиционный для русских государей храм по дню своего венчания на престол.
Главные страницы биографии старого «Харитония» связаны с Пушкиным. Прямо напротив храма, на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков до войны стоял деревянный домик, который в народе называли «Ларинским» или «домом Татьяны». Старомосковское предание гласило, будто бы именно в нем, «у Харитонья, в переулке», Пушкин «поселил» в Москве свою Татьяну с матерью. Это был «дряхлый деревянный одноэтажный домишко», как описывали его довоенные советские путеводители, со ставнями на окнах:
Теперь на месте дома разбит сквер с бюстом Чаплыгина, в честь которого названа одна из улиц между Покровкой и Большим Харитоньевским.
И поскольку раньше в Москве было принято указывать адрес, в первую очередь называя местную церковь, в приходе которой находился дом, то Пушкин последовал этому правилу в «Евгении Онегине»:
Иногда даже считается, что именно с легкой руки Пушкина за этим переулком имя Харитоньевский утвердилось официально, ибо он действительно был назван так в середине XIX столетия.
Настоящий, чудом сохранившийся старинный московский терем переносит нас в допетровскую Москву. Когда-то его окружал роскошный сад с прудом. Великолепное красное крыльцо со львами вело в богатые расписные хоромы, а над парадным входом находился образ святых князей Бориса и Глеба: по старинному русскому обычаю полагалось всегда молиться на пороге дома, перед тем как войти в него или покинуть.
Сын его Григорий, пожалованный теремами в Огородной слободе и положивший начало легендарному богатству Юсуповых, сравнимого лишь с шереметевским, недолго владел своим новым московским домом. Он умер в 1730 году и был погребен в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе.
В его хлебосольный дом «у Харитония» съезжались ученые и актеры, художники и знатные вельможи на балы, спектакли и литературные вечера. В том же переулке напротив своих теремов Юсупов даже выстроил каменный трехэтажный дом, предназначенный для светских приемов. Вокруг этого дома был разбит знаменитый «Юсупов сад», получивший от восторженных современников титул «миниатюрного Версаля». Мраморные статуи, беседки, фонтаны, гроты, творения садовников поражали воображение москвичей. Арина Родионовна водила сюда гулять маленького Пушкина:
Все это погибло в огне 1812 года. Но знакомство с Николаем Юсуповым и его семейством Пушкин сохранил на всю жизнь. Последний раз они встречались в феврале 1831 года вскоре после свадьбы Пушкина и незадолго до смерти Юсупова. Тогда князь приехал на праздничный вечер, один из первых, устроенных молодой семьей на арбатской квартире.
Вспоминал Жуковский после гибели этого дома в 1812 году. Тогда его хозяин продал участок земли и переехал на Спиридоновку.
В 1960 году Малый Харитоньевский переулок был переименован в улицу Грибоедова, поскольку писатель часто останавливался поблизости у своего друга Бегичева, на Мясницкой, 42. Большой Харитоньевский так и не был переименован, несмотря на советские десятилетия. И хотя авторитетный московский историк Сытин считал, что никакой другой переулок старой Москвы, более чем Б. Харитоньевский, не достоин носить имя Пушкина, его, к счастью, тогда не услышали. И старомосковский переулок сохранил свое историческое имя, чему непременно был бы рад и сам Пушкин.
МОСКОВСКИЙ ХАРИТОНОВСКИЙ ХРАМ В ОГОРОДНИКАХ
Московский храм Харитона Исповедника в Огородниках. 1882 год |
Московский храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом преподобного Харитона Исповедника, что в Огородниках (недейств., снесен в 1935)
Единственная в Москве церковь во имя св. Харитона Исповедника стояла в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитона, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство.
Местность, где основали московскую церковь св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. Здесь протекали ручей Черногрязка, давший старомосковское название одной из Садовых улиц и не менее знаменитый ручей Рачка, образовавший Чистые пруды. Тогда, в XVII столетии между Мясницкой и Покровкой (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) раскинулась огромная дворцовая Огородная слобода, где селились царские огородники. На отведенных дворцовых землях они выращивали овощи и фрукты, и поставляли их свежими, «с грядки», в Кремль к государеву столу. Для царских огородников и была поставлена местная приходская церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, и называлась она «что в Огородной слободе» или «в Огородниках», хотя кроме дворцовых работников здесь еще жили и торговые люди, и священники, и дворяне, и бояре.
Впервые слободская деревянная церковь в Огородниках упоминалась в Москве в 1618 году. И только в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича ее стали возводить каменной, а в новой колокольне, выстроенной, как утверждают историки, в прообразе стиля московского барокко («иже под колоколы») был освящен новоустроенный придел во имя св. Харитона Исповедника. Царь и начал перестройку этой церкви в дворцовой слободе ради того, чтобы возвести в Москве традиционный для русских государей храм по дню своего венчания на престол.
Храм был закрыт не ранее 1929 года.
Разрушен в 1935 году, иконостас передали в Покровскую церковь Троице-Сергиевой Лавры.
Здесь находился храм Харитония Исповедника в Огородной слободе (Москва)
Церковь. Утрачена.
Престолы: Андрея Критского, Михаила Архангела.
Год постройки: Между 1652 и 1703.
Год утраты: 1935 (снесена).
Архитектор: Никитин Н. В.; Балашов В. А.
Впервые слободская деревянная церковь в Огородниках в Москве упоминалась в 1618 г. И только в 1652 г., по указу царя Алексея Михайловича, её стали возводить каменной, а в новой колокольне, выстроенной, как утверждают историки, в прообразе стиля московского барокко («иже под колоколы») был освящён новоустроенный придел во имя св. Харитона Исповедника. Царь и начал перестройку этой церкви в дворцовой слободе ради того, чтобы возвести в Москве традиционный для русских государей храм по дню своего венчания на престол.
Церковь дала имя двум близлежащим переулкам. По постановлению Моссовета от 26 февраля 1933 г. церковь закрыли, а помещение намеревались использовать «для библиотеки Наркомснаба», но в 1935 г. снесли и выстроили типовую школу. Уже в наше время снесли и школу, сейчас на этом месте уже несколько лет не могут достроить гимназию.
Единственная в Москве церковь во имя св. Харитона Исповедника стояла в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитона, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство.
Местность, где основали московскую церковь св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. Здесь протекали ручей Черногрязка, давший старомосковское название одной из Садовых улиц и не менее знаменитый ручей Рачка, образовавший Чистые пруды. Тогда, в XVII столетии между Мясницкой и Покровкой (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) раскинулась огромная дворцовая Огородная слобода, где селились царские огородники. На отведенных дворцовых землях они выращивали овощи и фрукты, и поставляли их свежими, «с грядки», в Кремль к государеву столу. Для царских огородников и была поставлена местная приходская церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, и называлась она «что в Огородной слободе» или «в Огородниках», хотя кроме дворцовых работников здесь еще жили и торговые люди, и священники, и дворяне, и бояре.
Впервые слободская деревянная церковь в Огородниках упоминалась в Москве в 1618 году. И только в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича ее стали возводить каменной, а в новой колокольне, выстроенной, как утверждают историки, в прообразе стиля московского барокко («иже под колоколы») был освящен новоустроенный придел во имя св. Харитона Исповедника. Царь и начал перестройку этой церкви в дворцовой слободе ради того, чтобы возвести в Москве традиционный для русских государей храм по дню своего венчания на престол.
Архитектура храма сочетала большой четверик с закомарами и пятиглавием, который был украшен необычными деталями московского барокко. Рядом находилась трапезная, выходившая в Большой Харитоньевский переулок классическим дорическим портиком.
Необходимо отметить, что в храме выставлялись древние предметы: старопечатные книги, рукописи, фотоснимки с реставрированных фресок, что было совсем не свойственно для московских церквей. Харитоньевская церковь являлась приходской для семьи Пушкиных, а в ее приходе жил поэт И.И. Дмитриев. Также здесь прошло и детство художника П.А. Федотова. Кроме того, в этой церкви состоялось бракосочетание поэта Е.А. Баратынского с Н.Л. Энгельгард, дочерью Генерал-майора Льва Николаевича Энгельгард.
Безусловно, церковь Харитония Исповедника в Огородной слободе, знавшая имена выдающихся людей своей современности, повидала не мало на своем веку. Однако, до наших дней храм так и не дожил, поэтому все факты и воспоминания, которые связаны с этой удивительной церковью, остаются лишь а архивах истории. В 1929 году храм закрыли, а через шесть лет и вовсе снесли. Разрушен в 1935 году, иконостас передали в Покровскую церковь Троице-Сергиевой Лавры.
Харитона Исповедника, преподобного, в Огородниках церковь (уничтожена).
Время основания храма во имя преподобного Харитона неизвестно. Первое упоминание о нем встречается в приходной книге Патриаршего приказа за 1618 год. По-видимому, это была шатровая деревянная церковь. Она имела три придела: преподобного Харитона Исповедника, мученика Антипы и Николая Чудотворца. Церковь стояла в небогатой слободе огородников и получала царское жалование до 1700 г. Начало строительства каменной церкви относится к 1652 г. Главный престол освятили в честь праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Придел преподобного Харитона перенесли в новопостроенную колокольню. Бывшие ранее в храме приделы упразднили. В новой трапезной в 1662 г. устроили правый придел во имя архангела Михаила. Предание гласило, что церковь преподобного Харитона была построена царем Алексеем Михайловичем в память своей коронации, которая состоялась в день памяти преподобного Харитона Исповедника 28 сентября 1645 г.
В конце XVII в. церковь была обновлена. По-видимому, она пострадала от пожара 1678 г., который уничтожил всю Огородную слободу. Были заложены окна и сделаны в новых местах. На иконы в иконостасах было наложено «новое иконописное наслоение». Церковь заново освятили в августе 1752 г. В 1820 г. попечением церковного старосты В.А. Сухово-Кобылина была начата капитальная перестройка церкви. До основания сломали старую трапезную, и вместо нее возвели новую теплую трапезную – обширную и высокую. В ней был устроен правый придел во имя архангела Михаила и левый во имя преподобного Харитона, перенесенный из колокольни. Был утрачен старый чугунный пол. Из-за недостаточности пожертвованных средств, на постройку трапезной употребили деньги от продажи жемчуга, украшавшего кресты.
Расширение церкви было вызвано большим увеличением числа ее прихожан. К этому времени, местность вокруг храма была уже густо застроена усадьбами, в которых жили аристократы. Церковь являлась приходской семьи Пушкиных (Пушкины жили здесь до 1808 г.). Многие годы один из стоявших неподалеку от Харитоньевской церкви домов местные жители называли «Ларинским», полагая, что героиня знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, по приезде в Москву, жила именно в этом доме. В храме преподобного Харитона венчался друг А.С. Пушкина, поэт Е.А. Боратынский.
В 1879 г. начали реставрацию храма. По указу Археологического общества от 4 ноября 1879 г. архитектору Н.В. Никитину было поручено исправить все повреждения церкви и восстановить древние росписи для того, чтобы возвратить храму облик XVII века. Реставрация икон была выполнена реставратором И.Н. Подключниковым. Реставрация производилась усердием и пожертвованиями старосты церкви Н.И. Колчина и многих других прихожан. В 1883 г. в колокольне храма был освящен новый придел во имя святителя Андрея Критского. Его иконостас состоял из 61 мелкой иконы. В 1896 г. к храму пристроили ризницу и библиотеку. Во время реставрации обнаружен был старый фундамент из камней, скрепленных глиной, который, по-видимому, остался от одной из первых церквей, стоявшей на этом месте.
В церкви хранились: храмовая выносная икона преподобного Харитона Исповедника с миниатюрным изображением Святой Троицы, складень XVII века, копия с Черниговской иконы Пресвятой Богородицы, поднесенной Петру I после взятия Азова, икона Покрова Пресвятой Богородицы, на которой Богоматерь изображена с крыльями, епитрахиль XVI в., плащаница, рукописное Евангелие XVI в., синодик XVII в., древние фелони и стихари. Уникальные Царские врата храма имели 25 мелких изображений святых и были украшены изображениями серафимов в отверстиях, закрытых слюдой.
В 1930-е гг. церковь была уничтожена. Иконостас с иконами XVII в., среди которых находится и древний храмовый образ святого Харитона, удалось спасти. Позже он был установлен в Покровской церкви Троице-Сергиевой лавры. Настоятель Харитоньевского храма священник Александр Меандров в 1924 г. (по другим сведениям, в 1932 г.) был выслан из Москвы и погиб в ссылке.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
Московская церковь св. Харитония Исповедника в Огородной слободе
Единственная в Москве церковь во имя св. Харитония Исповедника стояла до революции в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитония, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября (11 октября) 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство.
Местность, где основали московскую церковь св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. Здесь протекали ручей Черногрязка, давший старомосковское название одной из Садовых улиц и не менее знаменитый ручей Рачка, образовавший Чистые пруды. Тогда, в XVII столетии между Мясницкой и Покровкой (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) раскинулась огромная дворцовая Огородная слобода, где селились царские огородники. На отведенных дворцовых землях они выращивали овощи и фрукты, и поставляли их свежими, «с грядки», в Кремль к государеву столу. Для царских огородников и была поставлена местная приходская церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, и называлась она «что в Огородной слободе» или «в Огородниках», хотя кроме дворцовых работников здесь еще жили и торговые люди, и священники, и дворяне, и бояре.
Впервые слободская деревянная церковь в Огородниках упоминалась в Москве в 1618 году. И только в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича ее стали возводить каменной, а в новой колокольне, выстроенной, как утверждают историки, в прообразе стиля московского барокко («иже под колоколы») был освящен новоустроенный придел во имя св. Харитона Исповедника. Царь и начал перестройку этой церкви в дворцовой слободе ради того, чтобы возвести в Москве традиционный для русских государей храм по дню своего венчания на престол.
Главные страницы биографии старого «Харитония» связаны с Пушкиным. Прямо напротив храма, на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков до войны стоял деревянный домик, который в народе называли «Ларинским» или «домом Татьяны». Старомосковское предание гласило, будто бы именно в нем, «у Харитонья, в переулке», Пушкин «поселил» в Москве свою Татьяну с матерью. Это был «дряхлый деревянный одноэтажный домишко», как описывали его довоенные советские путеводители, со ставнями на окнах:
Теперь на месте дома разбит сквер с бюстом Чаплыгина, в честь которого названа одна из улиц между Покровкой и Большим Харитоньевским.
И поскольку раньше в Москве было принято указывать адрес, в первую очередь называя местную церковь, в приходе которой находился дом, то Пушкин последовал этому правилу в «Евгении Онегине»:
Иногда даже считается, что именно с легкой руки Пушкина за этим переулком имя Харитоньевский утвердилось официально, ибо он действительно был назван так в середине XIX столетия.
Настоящий, чудом сохранившийся старинный московский терем переносит нас в допетровскую Москву. Когда-то его окружал роскошный сад с прудом. Великолепное красное крыльцо со львами вело в богатые расписные хоромы, а над парадным входом находился образ святых князей Бориса и Глеба: по старинному русскому обычаю полагалось всегда молиться на пороге дома, перед тем как войти в него или покинуть.
Сын его Григорий, пожалованный теремами в Огородной слободе и положивший начало легендарному богатству Юсуповых, сравнимого лишь с шереметевским, недолго владел своим новым московским домом. Он умер в 1730 году и был погребен в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе.
В его хлебосольный дом «у Харитония» съезжались ученые и актеры, художники и знатные вельможи на балы, спектакли и литературные вечера. В том же переулке напротив своих теремов Юсупов даже выстроил каменный трехэтажный дом, предназначенный для светских приемов. Вокруг этого дома был разбит знаменитый «Юсупов сад», получивший от восторженных современников титул «миниатюрного Версаля». Мраморные статуи, беседки, фонтаны, гроты, творения садовников поражали воображение москвичей. Арина Родионовна водила сюда гулять маленького Пушкина:
Все это погибло в огне 1812 года. Но знакомство с Николаем Юсуповым и его семейством Пушкин сохранил на всю жизнь. Последний раз они встречались в феврале 1831 года вскоре после свадьбы Пушкина и незадолго до смерти Юсупова. Тогда князь приехал на праздничный вечер, один из первых, устроенных молодой семьей на арбатской квартире.
Вспоминал Жуковский после гибели этого дома в 1812 году. Тогда его хозяин продал участок земли и переехал на Спиридоновку.
В 1960 году Малый Харитоньевский переулок был переименован в улицу Грибоедова, поскольку писатель часто останавливался поблизости у своего друга Бегичева, на Мясницкой, 42. Большой Харитоньевский так и не был переименован, несмотря на советские десятилетия. И хотя авторитетный московский историк Сытин считал, что никакой другой переулок старой Москвы, более чем Б. Харитоньевский, не достоин носить имя Пушкина, его, к счастью, тогда не услышали. И старомосковский переулок сохранил свое историческое имя, чему непременно был бы рад и сам Пушкин.