храм христа спасителя батюшка

Храм христа спасителя батюшка

храм христа спасителя батюшка

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Настоятель Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя

храм христа спасителя батюшка

Протоиерей Михаил Рязанцев
Ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя

храм христа спасителя батюшка

Протоиерей Георгий Мартынов

храм христа спасителя батюшка

Протоиерей Андрей Марущак

храм христа спасителя батюшка

Иерей Иоанн Нефёдов

храм христа спасителя батюшка

Иерей Сергий Куксов

храм христа спасителя батюшка

Иерей Димитрий Кельманов

храм христа спасителя батюшка

Иерей Артемий Кокош

храм христа спасителя батюшка

Протодиакон Константин Барган

храм христа спасителя батюшка

Протодиакон Николай Филатов

храм христа спасителя батюшка

Протодиакон Дионисий Пряхин

храм христа спасителя батюшка

Диакон Иоанн Клинцов

Источник

Протоиерей Михаил Иоаннович Рязанцев
Ключарь Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя

храм христа спасителя батюшка

В 1971 году стал иподиаконом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Пимена, ставшего в том же году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Вынужденно прервал иподиаконское служение в связи с армейской службой 1973-1975 гг. По возвращении из армии вновь стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена.

В 1975 году поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии в 1978 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1982 году со степенью кандидата богословия.

15 марта 1981 года Святейшим Патриархом Пименом рукоположен в сан диакона.

7 апреля 1982 года Святейшим Патриархом Пименом рукоположен в сан священника с возложением набедренника и камилавки. Назначен штатным священником в Успенский храм московского Новодевичьего монастыря, где проходил служение при митрополите Крутицком и Коломенским Ювеналии.

На Пасху 1985 года возведен в сан протоиерея.

В 1988 году к празднику Пасхи и 1000-летию крещения Руси награжден крестом с украшениями.

В 1992 году назначен настоятелем Успенского храма Новодевичьего монастыря.

5 октября 1994 года был назначен первым Ключарём ещё невоссозданного Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя с оставлением в должности настоятеля Успенского храма Новодевичьего монастыря.

В марте 1996 года освобожден от послушания в Новодевичьем монастыре.

31 декабря 1999 года удостоен права ношения митры.

1 апреля 2007, за усердное служение Церкви Божией и в связи с 25-летием священнического служения удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

Участник Поместного собора 2009 года как член комиссии по подготовке Поместного собора Русской православной церкви.

22 декабря 2010 года был определен председателем Церковного суда Московской городской епархии.

5 апреля 2015, за усердное служение Церкви Божией и в связи с 60-летием со дня рождения удостоен права совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

Женат. Имеет двоих детей.

Имеет церковные и государственные награды:

Источник

Состоялось отпевание и погребение протоиерея Димитрия Смирнова

Москва, 23 октября 2020 г.

храм христа спасителя батюшка

23 октября 2020 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось отпевание протоиерея Димитрия Смирнова, почетного председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, почетного настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. Отец Димитрий преставился ко Господу 21 октября.

22 октября гроб с телом отца Димитрия был перенесен в Храм Христа Спасителя. Панихиду по почившему священнослужителю совершил председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, управляющий Северным и Северо-Западным московскими викариатствами епископ Наро-Фоминский Парамон.

Всю ночь Храм Христа Спасителя был открыт для верующих, которые шли проститься с отцом Димитрием.

23 октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Божественную литургию в Храме Христа Спасителя возглавил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным московским викариатством митрополит Воскресенский Дионисий. Его Высокопреосвященству сослужили: председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным московским викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, епископ Наро-Фоминский Парамон, столичное духовенство.

Храм был наполнен верующими, пришедшими попрощаться с почившим пастырем.

По завершении Литургии митрополит Дионисий возглавил отпевание новопреставленного священнослужителя.

Перед началом заупокойного богослужения управляющий делами Московской Патриархии огласил соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«В многообразии возложенных на него послушаний отец Димитрий неизменно стремился являть себя добрым и любящим пастырем, с дерзновением и сердечной простотой возвещающим людям Евангельские истины, находящим слово ободрения и поддержки для всех его чаявших», — отмечается в послании Его Святейшества.

Митрополиту Дионисию сослужили: председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, епископ Наро-Фоминский Парамон, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства иерей Феодор Лукьянов, благочинные г. Москвы, столичное духовенство. Всего в отпевании приняли участие 54 пресвитера и 8 диаконов.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

О упокоении души новопреставленного протоиерея Димитрия молились клирики г. Москвы и Московской области, матушка Людмила, дочь Мария, родственники, духовные чада и прихожане, друзья и соработники почившего пастыря.

Божественная литургия и отпевание транслировались в прямом эфире на телеканале «Союз», прямая трансляция отпевания также шла на телеканале «Спас».

Евангельские зачала были прочитаны архиереями и духовенством.

После шестой песни канона слово произнес епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. «Очень трудно говорить об отце Димитрии, потому что очень много надо сказать и очень трудно за этим множеством слов и воспоминаний о прожитых годах сказать что-то общее. Еще мало времени прошло после его отшествия от нас, чтобы подвести какую-то черту», — сказал архиерей.

По словам епископа Пантелеимона, отец Димитрий свидетельствовал о правде и своими словами, иногда резкими, и своей жизнью, но эти резкие слова он произносил от боли своего страдающего и сочувствующего сердца, от любви. «Он открыл три детских дома и детей в этих детских домах воспитывал как своих собственных детей», — добавил иерарх.

Епископ Пантелимон в своем слове также обратился к Святейшему Патриарху Кириллу, который не смог присутствовать на отпевании в связи с тем, что находится на карантине по указанию врачей: «Ваше Святейшество, возможно Вы смотрите отпевание. Я хотел бы Вам сказать, что отец Димитрий очень Вас любил. почитал Ваши таланты, преклонялся перед Вашими трудами. И когда Вы позаботились о нем в его болезни. он потом со слезами просил передать Вам свою сердечную благодарность».

Перед разрешительной молитвой слово произнес митрополит Воскресенский Дионисий. Разрешительную молитву прочитал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Затем гроб с телом почившего священнослужителя был перенесен в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Чин погребения отца Димитрия совершили митрополит Воскресенский Дионисий, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и епископ Наро-Фоминский Парамон.

Протоиерей Димитрий Смирнов был похоронен за алтарем Благовещенского храма, где он многие годы был настоятелем.

Источник

Протоиерей Георгий Алексеевич Мартынов

храм христа спасителя батюшка

Родился 01 ноября 1944 года. Крещён в честь великомученика Георгия Победоносца (день памяти 6 мая).

В 1968 году окончил исторический факультет Московского областного Педагогического института им. Н. К. Крупской по специальности учитель истории и обществоведения.

С 1969 по 1988 год работал в Государственном Историческом музее г. Москвы.

С 1988 по 1991 год работал в Музее древнерусского искусства им. А. Рублева.

С 1991 по 1995 год работал в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

7 апреля 1995 года был рукоположен в сан диакона архиепископом Одинцовским Иовом в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Назначен диаконом храма препп. Сергия и Германа Валаамских Московского Подворья Валаамского монастыря.

С 7 апреля 1995 года по 26 марта 1998 года работал в должности редактора по церковному искусству издания «История Русской Церкви» митр. Макария в издательстве Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

С 16 мая 1996 года является куратором Патриаршего музея церковного искусства при Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

7 февраля 1996 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан священника в храме Святителя и Чудотворца Николая в Кузнецах г. Москвы. Назначен штатным священником храма преп. Сергия и Германа Валаамских Московского Подворья Валаамского монастыря.

26 марта 1998 года назначен штатным священником храма преп. Сергия в Крапивниках г. Москвы.

29 марта 1998 года удостоен права ношения набедренника.

С 1998 года является членом Епархиальной искусствоведческой комиссии.

В 1999 поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 2003 году.

1 мая 2000 года удостоен права ношения камилавки.

С 5 марта 2001 года назначен штатным священником Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы.

14 апреля 2006 года возведен в сан протоиерея.

С 2011 г. является членом комиссий по восстановлению Соловецкого и Ново-Иерусалимского монастырей.

6 апреля 2011 года удостоен права ношения палицы.

26 марта 2016 года удостоен права ношения креста с украшением.

Имеет церковные награды:

Источник

Храм христа спасителя батюшка

Под масонским циркулем

Решение построить грандиозный храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года принял император Александр I. Царь даже дал обет Богу. Вскоре был объявлен международный конкурс на лучший проект храма.

Однако тогда умами современников властвовали совсем иные идеи. Даже при царском дворе увлечение мистикой и членство в масонских ложах считалось делом обыкновенным. Предпочтение отдали проекту художника-масона Карла Витберга, который даже не был архитектором. Витберг попытался воплотить в облике нового храма масонские идеи: циркуль и круг, а само строение должно было походить на древний иудейский храм Соломона.

Однако с восшествием на престол в 1825 году императора Николая I работы были остановлены. Оказалось, почвы на Воробьёвых горах, где поначалу хотели строить громадину, не выдержали бы большого здания. Кроме того, за семь лет не был завершён даже нулевой цикл, а на работы ушло 16 миллионов рублей из казны – почти пятая часть бюджета страны. Архитектора обвинили в растратах. Имущество Витберга конфисковали, а самого масона отправили в ссылку в Пермь.

Новый храм по проекту архитектора Константина Тона строился на улице Волхонке 44 года. Обет императора Александра пришлось выполнять трём русским монархам. Лишь 26 мая 1883 года храм Христа Спасителя был освящён.

Есть расхожее мнение, будто первый храм Христа Спасителя строился исключительно на народные пожертвования. Это миф. Каждый подданный империи мог принять участие в строительстве, но с необычным условием. Доля взноса была ограничена двумя копейками. Это сделали специально, чтобы богатые не кичились роскошными вкладами, а бедные имели возможность внести свою лепту, не стыдясь мизерного пожертвования. Народных средств собрали лишь 15 процентов от необходимой суммы, а всё остальное строилось за счёт государства.

С историей главного русского храма связана ещё одна легенда. Когда место строительства перенесли, потребовалось снести старинный женский Алексеевский монастырь. Недовольная игуменья Антония будто бы прокляла эту землю и сказала: «Быть этому месту пусту!» Последующее столетие показало мощь игуменского проклятия: здесь надолго не задержалась ни одна постройка.

Однако это всего лишь городское предание. Конечно же, никаких проклятий Антония не изрекала хотя бы потому, что была человеком высокой духовной жизни. На самом деле матушка произнесла следующее: «Бедный. Недолго ему здесь стоять». Прозорливая старица просто ясно увидела будущее храма.

Храм Христа Спасителя взорвали 5 декабря 1931 года по плану сталинской реконструкции Москвы. Площадку отдали под строительство Дворца Советов – циклопической постройки высотой почти полкилометра. На вершине планировалось установить гигантскую статую Ленина с вытянутой рукой, а в голове Ильича якобы хотели разместить библиотеку. Фундамент советской «вавилонской башни» уже был заложен, но проекту помешала война. А после победы государству стало не до титанического сооружения.

На месте бывшего храма долгие годы зиял глубокий котлован, пока здесь не построили открытый бассейн «Москва». Тогда среди москвичей появилась ироническая поговорка: «Сначала был храм, потом хлам, а теперь срам».

К слову: «срам» просуществовал лишь 30 лет с небольшим. В 1994 году бассейн закрыли и начали строительство нового храма Христа Спасителя, который открыл свои двери спустя шесть лет.

Самый высокий в мире

Размеры храма Христа Спасителя поражают. Один только алтарь в виде шатра – величиной с небольшую сельскую церковь. Высота храма – 103 метра, что делает его самой высокой православной церковью в мире. Храм Христа Спасителя способен вместить 10 тысяч верующих – по этому показателю среди православных церквей его превосходят лишь собор Цминда Самеба в Тбилиси и храм Святого Саввы в Белграде.

Вы будете удивлены, но храма Христа Спасителя формально не существует. Это неканоническое простонародное название, которое прижилось со времён XIX века, когда огромная церковь ещё значилась в проекте. На самом деле этот собор называется – Кафедральный соборный храм Рождества Христова.

Самый большой православный храм России является ещё и главным кафедральным собором страны. Что это означает? Наверное, многие видели трансляции богослужений и как во время службы патриарх Кирилл сидит почти в центре храма на возвышении, а вокруг него стоят епископы и священники. Это возвышение и есть кафедра – место, где восседает архиерей во время службы.

Кафедральные храмы есть во всех епархиях. В Москве их два: главный, храм Христа Спасителя, и Богоявленский собор в Елохове. Они ничем не отличаются от обычных церквей, за тем исключением, что в них регулярно служит архиерей. В храме Христа Спасителя каждую неделю служит патриарх Кирилл, который также является и епископом Москвы. Храм Христа Спасителя уникален ещё и тем, что это единственная церковь в России, настоятелем которой является лично русский предстоятель.

Во время богослужений в великие праздники нам показывают лишь верхушку огромного айсберга. В реальности русский храм номер один представляет собой внушительный комплекс помещений, которые скрывают много интересного. Здесь есть музей войны 1812 года, художественная галерея, магазины, залы церковных соборов. А под центральным собором скрыт ещё один храм, Преображенский. Там проходят будничные службы и кипит обычная приходская жизнь: исповедь, отпевания, воскресная школа – всё как в обычных русских церквях.

Атланты держат небо

Во время праздничных трансляций дикторы обычно поясняют смысл богослужения, а вот люди, на которых здесь всё держится, обделены широким вниманием. Попробуем этот пробел восполнить.

Главный человек в храме Христа Спасителя после патриарха – ключарь протоиерей Михаил Рязанцев. Он решает все организационные вопросы, отвечает за ход служб.

Ему сослужат два «старпома» – протоиереи Георгий Мартынов и Андрей Марущак. Отец Георгий является старейшим священником храма и хранителем традиций. Отец Андрей уже успел полюбиться и молящимся как один из самых добрых и улыбчивых батюшек храма, всегда открытый людям.

Кстати, именно в храме Христа Спасителя часто проходят практику молодые московские священники, окончившие семинарию. Для батюшек это отличный опыт, чтобы почувствовать всю сложность службы. Юные отцы служат в храме 40 дней – эта практика среди священников получила прозвище «сорокоуст». Но в последнее годы её сократили до 25 дней – на оставшееся время новых священников отправляют в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
Одна из самых распространённых ошибок молодых отцов – неверный расчёт количества ладана, которое нужно положить в кадило. Храм настолько большой, что кадило может потухнуть раньше времени. Опытные отцы учат кадить с умеренным размахом руки – для этой цели молодые диаконы первое время кадят с книгой под мышкой.

Нельзя не сказать о протодиаконах храма. Отцы Константин Барган, Николай Филатов и Дионисий Пряхин выполняют основную работу во время богослужений, именно их голоса мы слышим чаще всего. Голос отца Константина более низкий – похожим тембром обладал покойный архидиакон отец Андрей Мазур. Но многие верующие искренне полюбили и голос отца Николая Филатова. Этот протодиакон обладает очень красивым и звучным тенором. Такие голоса в прежние времена особенно ценились в Церкви.

Остальные участники праздничных служб назначаются либо центральным благочинием Московской епархии, либо приглашаются лично патриархом Кириллом. Обычно речь идёт о священниках столичных храмов и викарных епископах – московских владыках, которые подчинены непосредственно патриарху.

Среди обязательных участников служб можно назвать митрополита Истринского Арсения – человека, который курирует все московские приходы и духовенство, главу Отдела внешних церковных связей митрополита Иллариона, а также патриаршего духовника отца Илия (Ноздрина). Обычно приглашённые священнослужители стоят в центральной части двумя рядами, лицами друг к другу. Кому-то патриарх благословляет молиться и стоять в алтаре.

На кончиках пальцев

Проведение праздничных богослужений в храме Христа Спасителя требует от священнослужителей огромного напряжения. На этих службах нельзя ошибаться, нельзя «тормозить». Если кто-нибудь не зажжёт вовремя кадило, не выйдет в положенный момент со свечами – ход службы будет скомкан, и все увидят это в прямом эфире. Поэтому клир храма учат взаимодействовать так, чтобы они чувствовали друг друга «на кончиках пальцев», как акробаты в цирке.

Рождественская служба в храме Христа Спасителя обычно бывает более спокойной и даже интимной. А вот пасхальное богослужение – настоящая головная боль для всех служащих. На Пасху по обычаю священники должны выходить несколько раз в облачениях разного цвета, в которых служат на различные церковные праздники, – от белоснежного до фиолетового. Этим подчёркивается начало нового церковного цикла. Сложно даже представить, какой ворох церковных одежд приходится носить помощникам священников – да ещё не по одному разу.

На пасхальной службе также можно услышать необычное чтение Евангелия от Иоанна, которое по древнему обычаю произносят на разных языках. В отличие от обычных храмов, где читают Благую весть на двух-трёх наречиях, в храме Христа Спасителя Евангелие звучит как минимум на двадцати языках: древнееврейском, арамейском, санскрите, русском, украинском, белорусском, молдавском, казахском, латышском, эстонском, гагаузском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, польском, китайском и японском. Помимо древних языков такой выбор символизирует те страны и народы, где есть храмы Русской православной церкви. Хотя патриарх может благословить читать Евангелие на Пасху абсолютно на любом наречии – даже если это суахили или язык амазонского племени яномами.

Обычно для чтения приглашают преподавателей и студентов кафедры библеистики Московской духовной академии. Некоторые люди читают Евангелие от Иоанна на Пасху в храме Христа Спасителя уже много лет. Например, протоиерей Александр Тимофеев читает на древнееврейском языке. Отцы, знающие современные языки, также служат в Москве. Другие батюшки просто учат отрывок на иностранной «мове».

Хоть одним глазочком

Многие люди считают, что попасть на праздничное богослужение в храм Христа Спасителя простому смертному нереально, ведь здесь молятся первые лица страны и действует особый порядок безопасности. Однако попасть в собор можно – было бы желание. Но сначала следует заблаговременно обзавестись приглашением на службу – без него охрана не пропустит вас внутрь периметра.

Приглашения бывают разного цвета, который зависит от конкретной зоны доступа в храмовые помещения. Например, пропуск в боковой придел храма не даёт права прохода в центральную часть.
Попасть в храм на Рождество намного проще, чем на Пасху.

Получить приглашение можно, если посещать службы в храме Христа Спасителя в период Рождественского поста или на Страстной седмице. Также пропуска распространяются по крупным столичным храмам. Иногда можно попросить «лишний билетик» за час-другой до самого богослужения – находятся люди, которые хотели прийти с родственниками или друзьями, но не получилось.

Все приглашения абсолютно бесплатны. Однако есть люди, которые бессовестно наживаются на этом дефиците. Спекулянты применяют вышеперечисленные уловки, чтобы добыть заветную бумажку, а потом продают их людям, мечтающим попасть на праздничную службу.

«Лишний билетик» обойдётся минимум в тысячу рублей, но ближе к полуночи расценки могут вырасти. Поскольку приглашения в храм не именные, перекупщики этим активно пользуются. К сожалению, полицейские, обеспечивающие порядок вокруг храма, на эти сделки смотрят абсолютно равнодушно.

Вертеп разврата с подземной автостоянкой

Главный храм страны давно стал объектом критики. Храму Христа Спасителя пеняют за излишнюю официозность, далёкую от его первоначального смысла – подлинно народного храма. Многие стали воспринимать это место лишь как «храм чиновников». Ну а про «панк-молебен» группы «Пусси Райот» в 2012 году, наверное, слышали все.

Действительно, довольно странно видеть, как на некоторых праздничных службах вопреки канонам Церкви рядом с солеёй главного православного храма стоит толпа приглашённых католических кардиналов. Некоторые из них даже крестятся по-своему. Гости – это святое, но всему должна быть мера.

Храм упрекают и в том, что он якобы превратился в вертеп разврата: на его территории разместились торговые павильоны, а внизу расположена подземная двухуровневая парковка с автомойкой. В 2012 году Общество защиты прав потребителей подало в суд на храм Христа Спасителя за незаконную коммерческую деятельность.

Однако ларчик открывался просто. Строго говоря, в храме никто не торгует, а магазины размещены в смежных помещениях. Не будем забывать, что речь идёт о сложном комплексе зданий, собственниками которых Церковь даже не является.

«И земля, и здания комплекса принадлежат городу Москве, а мы арендуем лишь несколько помещений, – объясняет ключарь храма отец Михаил Рязанцев. – Например, когда мы хотели с выпускниками воскресной школы собраться в одном из залов, нам выставили счёт на 70 тысяч рублей за два часа. Скидок не делают. Отношение, как и к остальным арендаторам: хотите что-то делать – платите».

Какое же будущее ждёт главную церковь России? Есть мнение, что флёр «официоза и омертвелости» – временные болезни роста. Наверное, слишком мало времени прошло для того, чтобы новый храм занял по-настоящему важное место в современной России. Понятно, что храм Христа Спасителя никогда не будет похож на обычные соборы, но определённая «демократизация» всё же неизбежна. И она уже происходит.

Не верите? Попробуйте привести в храм Христа Спасителя ребёнка на патриаршую «детскую литургию» для самых маленьких, которая бывает в большие праздники, уже после основных торжеств. В этом случае вход всегда свободный – без всяких приглашений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *