храм христа спасителя до сноса фото
Снос Храма Христа Спасителя
Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».
13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:
Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: «Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги.»
Секретариат Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета:
«По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов.»
Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши: «Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос:
— Мы тебе поручаем снимать, как разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.
И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:
— Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?
— Ты не задавай таких вопросов. Исполняй что тебе сказано и поменьше болтай!
Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели
Приблизительное время чтения: 5 мин.
А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.
Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:
Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:
Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:
А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:
Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:
А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:
Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:
12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:
Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:
После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:
Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825
В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:
А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:
Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:
Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:
Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:
Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru
Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.
Фото А. Евстюгова-Бабаева
На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:
А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».
Фото Жака Дюпакье, 1964 год
Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.
На этот раз храм построили всего за 6 лет:
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:
Как в центре Москвы на месте самого большого бассейна появился самый большой храм
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Однако не стоит думать, что решение заменить бассейн на храм было спонтанным и необоснованным. Еще в XVI веке здесь стоял монастырь, сгоревший при пожаре в 1547 году. Вместо него построили новый монастырь — Алексеевский, который также был частично разрушен во время Смуты (1598-1613 годы), так что его пришлось восстанавливать в 1625 году. Женский монастырь постепенно разрастался, появлялись новые здания, в том числе и храм. А через два столетия император Николай I распорядился перенести монастырь за пределы города в Красное Село, а сами постройки разобрать.
И если постройки тогда действительно снесли, то Храм Христа Спасителя простоял вплоть до 1931 года. В этом году Политбюро постановило снести храм и вместо него возвести еще более внушительный по размеру Дворец Советов. Планировалось, что это будет самое огромное здание не только в Москве, но и вообще в мире.
Затем началось строительство амбициозного Дворца Советов, но дальше фундамента процесс не пошел — из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось заморозить. В таком виде это место оставалось до самого конца войны, и после еще 15 лет, пока наконец Никита Хрущев не распорядился из неприглядной стройки в самом центре города устроить бассейн — котлован всё равно очень часто наполнялся водой из-за дождей и талого снега, так что такая идея была вполне логичной.
Так, в 1958 году началось строительство огромного круглогодичного открытого бассейна. Его архитекторами стали сразу три специалиста — Д.Чечулин, В. Лукьянов и Н.Молоков. Они не стали разрушать уже построенный фундамент, а вписали бассейн внутрь бетонного кольца, который должен был быть основанием Большого зала дворца. Именно поэтому вместо стандартного и привычного прямоугольного бассейна Москва могла похвастаться совершенно необычным сооружением.
Бассейн получился огромным. В него вмещалось 25 тысяч кубометров воды. В день в нем могло искупаться порядка 20 тысяч посетителей, а за год их число доходило до трех миллионов. Считается, что за первые десять лет бассейн «Москва» — а именно так назвали это сооружение — посетило около 24 миллионов человек.
Отношение к бассейну было разным. Кто-то радовался, так как попасть в другие два бассейна из-за их большой популярности получалось не всегда. Кто-то возмущался, что на месте храма теперь плавают полуголые люди. Среди народа можно было услышать ироническое выражение «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам». В 1980-х разговоры о том, чтобы восстановить храм стали слышаться чаще, и к концу десятилетия даже появилось общественное движение за восстановление храма Христа Спасителя.
Бассейн проработал вплоть до 1990-го года. С распадом СССР поддерживать работу такого огромного сооружение стало слишком дорого — и бассейн закрыли на три года. В 1994 году постройки стали разбирать, и уже на Рождество 1995 года заложили фундамент нового храма.
В этот раз люди стали протестовать уже против снова бассейна. В мае 1994 года в пустом бассейне художники Андрей Великанов и Марат Ким устроили художественную акцию против его сноса. К ним присоединилось немало представителей общественности и деятелей культуры. Но так же, как некогда не желавшие сноса храма, не желавшие расставаться с бассейном ничего не добились — к 1999 году новый храм уже был полностью возведен.
На сегодняшний день храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви — в нем может помещаться до 10 тысяч человек одновременно. Он выше Исаакиевского соборы и внешне похож на тот храм, который стоял здесь в начале прошлого века, однако не является его точной копией.
О том, каким планировался быть Дворец Советов, а также о других амбициозных архитектурных планах СССР вы можете прочитать в нашей статье «Москва могла быть другой».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Храм Христа Спасителя: история в фотографиях
Здесь чтили память о победе над Наполеоном; планировали построить самое большое здание в мире со 100-метровой статуей Ленина; построили огромный открытый бассейн, и цикл завершился воссозданным храмом… Судьба храма Христа Спасителя.
Храм сегодня. Фото: Владимир Прокофьев
Храм построили по велению императора Александра I в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строили его почти 44 года — заложили 23 сентября 1839 года, освятили 26 мая 1883 года.
А.М. Васнецов. Вид на храм Христа Спасителя, Крымский мост и Кремль со стороны Нескучного сада. 1878 год, государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева
Это был святой памятник воинам русской армии — стены были исписаны именами офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года.
Часть оригинальной отделки первоначального храма, сохранённая в Донском монастыре.
Главный престольный праздник кафедрального собора — Рождество Христово — до 1918 года в церковном календаре отмечался и как годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.
Н.Я Тамонькин. Храм Христа Спасителя от Каменного моста. 1928 год, музейное объединение «Музей Москвы»
Храм был еще и центром общественно-религиозной и культурной жизни Москвы. Здесь звучала прекрасная музыка, в церкви действовал один из лучших хоров Москвы, пел Шаляпин. Храм был центром торжеств открытия памятников Александру III и Николаю Гоголю. Здесь работала богатейшая библиотека, где велись экскурсии, читальня.
В 1931 году храм был разрушен в ходе реконструкции Москвы.
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор
Стихи Николая Арнольда, 1930 год — на решение о разрушении храма
Вместо разрушенного храма планировалось построить гигантский Дворец Советов — претенциозное здание, самое высокое в мире. По проекту его высота составляла 415 метров, а верхние 100 м занимала статуя Ленина.
Проект дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя. Фото: pastvu.com
Уже на следующий год после сноса храма Христа Спасителя, приступили к строительству Дворца Советов. Под большие нагрузки будущего здания был заложен мощный фундамент с двумя бетонными кольцами диаметром 140 и 160 метров, возведен мощный каркас здания из высокопрочной стали.
Вот так выглядело бы здание Дворца Советов, если б оно было достроено. Фото: pastvu.com
К лету 1941 года каркас достиг уровня седьмого этажа — но стройка была остановлена с началом Великой Отечественной…
После войны проект хотели возобновить, но не случилось. Площадка приходила в запустение, ее заливало водой, место заболачивалось.
Архитекторам поставили задачу придумать спортивное сооружение на базе оставшегося фундамента — внушительного и масштабного.
Бассейн «Москва», 1960. Фото: mosfo.ru
Так на месте храма появился бассейн под открытым небом «Москва», первый огромный аквапарк СССР. Он был открыт в 1960 году, и просуществовал чуть больше 30 лет. Это место сразу после открытия стало одним из символов столицы. Бассейн и правда был необычным сооружением:
Бассейн «Москва». Фото: mosfo.ru
Комплекс долго считался самым большим бассейном в мире. В центре находился тренировочный сектор с дорожками и вышкой для прыжков, а остальное пространство было местом свободного купания.
Бассейн «Москва». Фото: mosfo.ru
Рядом стояли здания с раздевалками, душевыми, буфетом, техническими помещениями. Вокруг бассейна создали небольшой пляж с галькой и шезлонгами. Из раздевалок в бассейн приходилось плыть несколько метров под водой, в проеме бетонной стенки.
Посещение бассейна «Москва» было модным ритуалом москвичей и гостей столицы.
Пускали туда без справок — за качеством воды тщательно следили сотрудники лаборатории бассейна. У москвичей пользовались особым спросом сеансы с 7 утра — чтобы взбодриться перед работой. В зимний период посещаемость даже повышалась — экзотика! Для зимнего купания были свои правила: почаще нырять, чтобы не переохладить голову.
Бассейн «Москва», зимнее плавание. Фото: mosfo.ru
Ближе ко времени распада СССР бассейн пришел в запустение. Публике было не до бассейна. Содержать его было не на что, и с первыми холодами 1991 года его закрыли. В 1994 году его разобрали окончательно. К тому времени уже было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя. Камень заложили еще в 1990 году, а к строительству приступили только через 5 лет. К новому тысячелетию, 2000 году, строительство и отделочные работы были завершены и храм открылся для посещений.
Собор в настоящее время находится в ведении РПЦ, носит статус Патриаршего подворья. Здесь проводятся Архиерейские соборы, службы, другие важные мероприятия. Храм является крупнейшим в России и вмещает в себя десять тысяч человек. Для православных христиан он является объектом паломничества. Периодически здесь выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая). В храме расположен Патриарший музей церковного искусства, где можно увидеть уникальные предметы православной культуры. Здесь же регулярно проводятся разнообразные культурные программы — концерты церковных хоров и духовной музыки, детские праздники, фестивали, собрания и конференции.
Приходите в храм Христа Спасителя! Фото: Владимир Прокофьев
Календарный повод для статьи: 7 июня 1883 г. ( 138 лет назад) в Москве освящен храм Христа Спасителя
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Снос Храма Христа Спасителя. Часть 2
Илья Варламов
Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище. Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».
13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:
Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: «Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги».
Секретариат Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета:
«По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов».
Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши: «Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос:
— Мы тебе поручаем снимать, как разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.
И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:
— Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?
— Ты не задавай таких вопросов. Исполняй что тебе сказано и поменьше болтай!
Одно из последних фото храма до сноса:
Разобранная восточная лестница Храма Христа Спасителя:
Первым делом сняли золото.
Участники разборки храма:
Комиссия по разборке Храма Христа Спасителя:
«Однажды, проходя по набережной близ Храма Христа, я заметил на главном куполе нескольких верхолазов. Они разрезали и снимали с купола позолоченные листы медной кровли и передавали их через люк внутрь купола. Через две недели на куполах остались лишь металлические ребра ажурной обрешетки с раскосами, образующие полусферы сводов и напоминающие богатырские шеломы. В тот же день мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти.
Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим — к автомобилю. Шофер дал задний ход, приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.
Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам».
Демонтаж куполов храма Христа Спасителя:
Горельеф «Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и даёт ему иноков Пресвета и Ослябя»:
Детали оформления храма Христа Спасителя во время его сноса:
Это же место через несколько дней:
Разборка храма Христа Спасителя:
Мрамор оставляют для переработки:
Разборка алтаря Храма Христа Спасителя:
Разбор росписи «Поклонение волхвов»:
Демонтаж мрамора со стен Храма Христа Спасителя:
После демонтажа, вопреки известной легенде о переработке досок в щебень, большие мраморные плиты были использованы во внутренней отделке ряда крупных административных зданий, строивщихся тогда в Москве. Беломраморный же щебень был сделан из части внешней немногочисленной отделки храма.
«Взрыв Храма Христа Спасителя был назначен на первую декаду декабря 1931 года. Из квартала, расположенного рядом с храмом, временно выселили жителей. Неподалеку от храма во дворе одного из домов в глубокой траншее был установлен сейсмограф для определения силы взрыва и возможных колебаний почвы…».
По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.
С Боровицкого холма за взрывом храма наблюдал в бинокль Каганович. С его губ сорвалось презрительно: «Задерем подол матушке-Руси!».
Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Снято Ильёй Ильфом в декабре 1931 года из окна его квартиры в доме № 5 на Соймоновском проезде: