храм христа спасителя фото старого храма

Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели

Приблизительное время чтения: 5 мин.

А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.

Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

храм христа спасителя фото старого храма

Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:

храм христа спасителя фото старого храма

Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:

храм христа спасителя фото старого храма

Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:

храм христа спасителя фото старого храма

А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:

храм христа спасителя фото старого храма

Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:

храм христа спасителя фото старого храма

А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:

храм христа спасителя фото старого храма

Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:

храм христа спасителя фото старого храма

12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:

храм христа спасителя фото старого храма

Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:

храм христа спасителя фото старого храма

После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:

храм христа спасителя фото старого храма

Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825

В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:

храм христа спасителя фото старого храма

А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:

храм христа спасителя фото старого храма

Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:

храм христа спасителя фото старого храма

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:

храм христа спасителя фото старого храма

Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:

храм христа спасителя фото старого храма

Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:

храм христа спасителя фото старого храма

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

храм христа спасителя фото старого храма

На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов

храм христа спасителя фото старого храма

храм христа спасителя фото старого храма

храм христа спасителя фото старого храма

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:

храм христа спасителя фото старого храма

Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru

Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.

храм христа спасителя фото старого храма

Фото А. Евстюгова-Бабаева

На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:

храм христа спасителя фото старого храма

А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».

храм христа спасителя фото старого храма

Фото Жака Дюпакье, 1964 год

Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.

храм христа спасителя фото старого храма

На этот раз храм построили всего за 6 лет:

храм христа спасителя фото старого храма

19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:

Источник

Храм Христа Спасителя, который когда-то был бассейном

храм христа спасителя фото старого храма

На северном берегу Москвы-реки в Москве стоит одна из самых высоких православных христианских церквей в мире. — Храм Христа Спасителя. Две церкви стояли здесь, одна за другой, большую часть последних 150 лет. За прошедший период в этом месте был огромный бассейн, самый большой в Советском Союзе.

храм христа спасителя фото старого храма

Храм Христа Спасителя у Москвы-реки, Москва. Фото: popgun.ru

После катастрофической кампании Наполеона против России и бегства посреди неумолимой русской зимы 1812 года. Царь Александр I пообещал построить собор в честь Христа Спасителя. Потому что он полагал, что божественное провидение Господа спасло Россию от гибели. Царь попросил создать яркий неоклассический дизайн, полный масонской символики. И архитектор Александр Лаврентьевич представил проект. Но преемник Александра I, Николай I, был глубоко православным, и ему не нравились неоклассицизм и масонство дизайна. Поэтому чертежи были изменены — новый дизайн был сделан после собора Святой Софии в Константинополе. Первоначальное место для собора в Воробьевых горах также было отвергнуто, и было выбрано место ближе к Московскому Кремлю. Земля была размечена в 1839 году. Строительство храма было завершено в 1860году, после чего создавался интерьер и внутреннее убранство. Собор был освящен в 1883 году.

Старый Храм Христа Спасителя между 1883 и 1918 годами

Храм Христа Спасителя был изумительным зданием. Николай I нанял лучших русских художников для украшения интерьера. Это само по себе заняло двадцать лет. Внутреннее святилище церкви было окружено двухэтажной галереей, стены которой инкрустированы редкими сортами мрамора, гранита и других камней. Первый этаж галереи был превращен в мемориал, посвященный русской победе над Наполеоном. Верхний этаж занимали церковные хоры. Гигантский купол собора был покрыт тонким слоем золота.

храм христа спасителя фото старого храма

Старый Храм Христа Спасителя между 1883 и 1918 годами. фото: amusingplanet.com

Но всего через 34 года после освящения, Октябрьская революция 1917 года свергла монархию. Через несколько лет родился Советский Союз. Большевики вели себя агрессивно по отношению к религии — они не верили в Бога. В частности, им не нравилась Церковь, контролирующая государство. Поэтому первое, что они сделали после прихода к власти, — это уничтожение религии и пропаганда атеизма.

храм христа спасителя фото старого храма

Снос первоначальной Церкви Христа Спасителя в 1931 году. фото: amusingplanet.com

Религиозная собственность была конфискована. Верующие подвергались преследованиям, а священнослужители тысячами депортированы в трудовые лагеря в Сибири. Большой собор, стоящий возле Кремля, стал уродливым зрелищем. Тем не менее он пережил еще десять лет. И в 1931 году по приказу Иосифа Сталина великолепное здание было разрушено.

Дворец Советов

Тем временем планировалось построить еще одно здание. Советские чиновники хотели создать новый административный центр. Достаточно большой для размещения делегатов из всех новых республик, вступивших в Союз. Сталин хотел, чтобы это здание было эмблемой Союза и празднованием победы коммунизма. Дворец Советов, как называлось это здание, должен был стать самым высоким на земле. С предполагаемой высотой 415 метров. В верхних 100 метрах должна была стоять статуя Ленина.

храм христа спасителя фото старого храма

Дворец Советов-нереализованная мощь циклопического здания! фото: Namednibook.ru

Дворец Советов должен был быть построен на месте ныне снесенного Храма Христа Спасителя. Строительство началось где-то в конце 1930-х годов. Была выкопана большая круглая яма, и был вырыт фундамент старого собора. Новый фундамент представлял собой слегка вогнутую бетонную плиту с концентрическими вертикальными кольцами. Предназначенную для переноса колонн главного зала. Они только начали возводить стальной каркас нижних уровней, когда Гитлер вторгся в Россию, и строительство пришлось прекратить.

Больше строительство никогда не возобновлялось. Во время войны частично возведенный стальной каркас был снесен и использовался для оборонительных укреплений Москвы и железнодорожных мостов. Но Советы оставались оптимистичными, особенно Борис Иофан, еврейский советский архитектор, который проектировал здание. Он продолжил совершенствовать дизайн, включив тему Победы после войны с мотивами Ордена Победы, украшающими внутренние стены. Его проекты остались неиспользованными, и в 1958 году весь проект был свернут.

Московский бассейн

По предложению первого секретаря партии Никиты Хрущева неиспользованный круговой фундамент был заполнен водой и превращен в общественный бассейн. Московский бассейн открылся в 1960 году, и в то время это был самый большой бассейн в Советском Союзе. И один из крупнейших в мире.

храм христа спасителя фото старого храма

Бассейн «Москва» комплекс на месте храма Христа спасителя. фото: Ribalych.ru

Единственный в своем роде круглый бассейн имел диаметр 130 метров и вместимость двадцать тысяч человек. Бассейн был открыт круглый год, даже зимой. Температура воды регулировалась, чтобы летом было прохладно, а зимой тепло. В первые годы он стал очень популярным, и за первое десятилетие привлек 24 миллиона посетителей.

Новый Собор

К концу Советского Союза религиозная политика начала терять свою власть. Христианские общины по всей стране начали восстанавливать свои церкви. Возобновились религиозные службы. После распада Советского Союза было принято решение восстановить культовую церковь. Которая когда-то стояла у бассейна. Более миллиона москвичей пожертвовали деньги на проект. В 1994 году был разрушен Московский бассейн и начата реконструкция собора. Законченный Храм Христа Спасителя был освящен в 2000 году.

Источник

Снос Храма Христа Спасителя

Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».

13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:

Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: «Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги.»

Секретариат Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета:

«По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов.»

Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши: «Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос:

— Мы тебе поручаем снимать, как разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.

И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:

— Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?

— Ты не задавай таких вопросов. Исполняй что тебе сказано и поменьше болтай!

Источник

Храм Христа Спасителя

Я уже давно снимаю Москву, а в главном православном храме страны все так и не фотографировал. В мечети «Сердце Чечни» снимал, в мечети «Хазрет Султан» в Астане снимал. Даже в Караганде, и то я снимал в мечети. А в самом большом соборе Русской Православной Церкви — нет. Решено было исправить эту оплошность, и благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.

2. По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.

3. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

4. С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

5. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

6. Площадь Пречистенские Ворота.

7. Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит.

Источник

О сокровищах Храма Христа Спасителя

Протоиерей Михаил Рязанцев

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

— Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

— Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

храм христа спасителя фото старого храма
Частица Ризы Господней

Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господ

храм христа спасителя фото старого храма
Частица Ризы Божией Матери

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.

храм христа спасителя фото старого храма
Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора

Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни.

— Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

храм христа спасителя фото старого храма
Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

— Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

— Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

— В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…

— У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

— Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

— Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

храм христа спасителя фото старого храма
Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

— Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

— Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

— Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

— Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

храм христа спасителя фото старого храма
Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

— В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

— Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

— А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

— От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

— Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

— Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

— Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

— А разве эти помещения не относятся к храму?

— Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

— То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

— Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

— Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

— А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

— Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *