храм христа спасителя хор
Канон. Встреча с регентом Патриаршего хора Храма Христа Спасителя Ильей Борисовичем Толкачевым. Часть 1
Аудио
В этом выпуске программы «Канон» ведущий Александр Крузе встречается с регентом Патриаршего хора Храма Христа Спасителя Ильей Толкачевым. Илья Борисович расскажет об истории коллектива, о своем духовном пути и о своей второй, медицинской профессии. Дополнит рассказ дивное пение хора.
Илья Толкачев – регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя. Родился в 1964 году в г. Александрове Владимирской области, в семье священника. В детстве собрал свой первый хор из таких же, как он, воцерковленных детей в Троицком соборе Успенского монастыря г. Александрова. Впоследствии Илья Борисович пел в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке под руководством талантливого регента Николая Матвеева, а позднее, по желанию самого Матвеева, возглавил храмовый хор. Илья Толкачев окончил Московский государственный медицинский университет, является доктором медицинских наук, практикующим врачом, а также известным хоровым церковным композитором. С 2007 года руководит хором Храма Христа Спасителя.
– Илья Борисович, ваш хор является голосом главного храма Русской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, об истории создания и восстановления вашего хора.
– В дореволюционную эпоху, в период первого Храма Христа Спасителя, здесь как такового приходского хора, то есть хора самого храма, не было, и здесь пели певчие Чудова монастыря из Кремля (в то время это был лучший хор в России). Позже появился и собственно хор храма. Сначала его возглавил петербуржец из Придворной певческой капеллы, а затем, перед самым закрытием, здесь несколько лет был регентом
А.В. Александров, известный композитор, который не только написал гимн, но и создал ансамбль (теперь его имени) и оставил после себя много интересной музыки для церковного хора. Она, к сожалению, не издана, и ее мало кто знает и практически никто не поет.
– Да, мы это сделали, собрали, но не все записали, причем умышленно. Записали только эпоху советского периода. Большая часть на диске произведений Александрова, но мы туда добавили еще и Кастальского, Голованова, Чеснокова, Никольского, чтобы продемонстрировать тот период, в который эти люди трудились: в условиях, несовместимых с нормальным исполнительством, потому что они не могли это послушать в храме. Не знаю, исполнялось ли что-то в этот период самого Александрова (к сожалению, об этом говорить сейчас нельзя), но мы это подняли, не только записали, но и поем, пропагандируем, очень часто исполняем на концертах, и не только Александрова, но и Голованова, который тоже много писал «в стол». Александров был последним регентом, потом пришли обновленцы, естественно, никакого хора просто не было, об этом даже говорить не хочется. А по восстановлении регентом здесь был назначен, по благословению Патриарха, Николай Георгиевский, потом на короткое время его сменил Сергей Кривобоков, и осенью, на Покров, будет 8 лет, как я руковожу этим коллективом.
Звучит песнопение «Благослови, душе моя, Господа» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.
– Расскажите о своем жизненном пути. Я слышал, что Вы родились в семье священника. Это так?
– Да, так. Папа с мамой, слава Богу, живы. С детства мы, дети, были в храме и пели. В то время, я сейчас вспоминаю, как это было сложно, родителям, не нам. Нам-то это все было очень интересно. Но ведь запрещалась любая деятельность в храме, тем более в школьном возрасте; такая деятельность категорически пресекалась. Наверное, было какое-то давление на папу, потому что с моей стороны эта деятельность была очень активна, я любил петь, и мы создали детский хор; подростки, кто постарше, нам помогали, но у нас был довольно большой коллектив, и мы пели литургии, когда не было приходского хора, или в будние дни. Теперь все это переросло в серьезное, масштабное дело.
– Вы упомянули, что родились и жили в тяжелое советское время, тяжелое в том, что государственная политика была направлена на уничтожение любой религии. Как не бояться идти наперекор толпе, не предавая свою веру и следуя за Христом? Все-таки Вы, можно сказать, подвижник, потому что не потеряли своей веры.
– Нет, я никакой не подвижник, потому что мне в то время все это казалось несерьезным, я не был ни пионером, ни комсомольцем и тем не менее успешно все закончил. Наперекор прессу со стороны государственной машины все удачно получилось, только благодаря тому, что Господь помог, а если Он поможет, кто может быть против? Никто не может помешать. Это единственное, что может спасти ситуацию. Не надо ничего бояться, надо действовать с рассудительностью, и все будет хорошо.
Звучит песнопение «Иже Херувимы» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.
– Илья Борисович, помимо того, что Вы регент Храма Христа Спасителя, еще и доктор медицинских наук и практикующий врач. Как Вам удается совмещать две такие разные и по-своему важные профессии?
– Ну, они может разные по образованию и по прикладному своему делу, но принципиально, мне кажется, они даже похожие: это помощь людям. По состоянию души я себя чувствую одинаково и очень рад, что не бросил ни одно из этих занятий.
– В храме у Вас большая нагрузка. Как Вам удается сбегать с той работы на эту?
– Знаете, слава Богу, и в храме, и на работе есть возможность где-то уйти раньше, прийти попозже, где-то пропустить. Руководство и в том, и в другом месте идет мне навстречу. Конечно, я не могу себе позволить не прийти на Патриаршую службу, но до сих пор у меня, как ни странно, практически не было пропусков в храме, хотя там прием ежедневный, утро и вечер, и запись, то есть невозможно не прийти или сказать, что вместо 8 утра приду в 12, но иного быть не может, потому что в две недели запись полная. При этом – я тоже считаю это интересным явлением – я ни разу или крайне редко здесь пропустил службы, по пальцам можно пересчитать пропущенные службы. Но это тяжело, нагрузка очень большая, потому что практически нет отпуска. Суббота, воскресенье – для всех это выходные, для меня нет, и физически это тоже тяжелое дело.
– Но при этом Вы говорите, что та – работа, а это не работа. Что для Вас храм?
– Это, конечно, не работа. Ну как можно приходить на службу работать? В смысле какой-то физической нагрузки – да, тут есть работа, но это не работа по содержанию, по смыслу. Человек просто пришел помолиться. Если бы даже я не был регентом, все равно пришел бы. И все у нас люди, которые на клиросе, тоже приходят на службу, а не работать, хотя и получают деньги за это. Мы, конечно, можем это все делать и бесплатно, но эти люди учились для этого, они зарабатывают таким образом. Это высококлассные певцы, на сегодняшний день мы собрали очень серьезный коллектив с образованными, тонкими людьми. У нас нет каких-то посторонних или халатно относящихся к этому людей. За 7,5 лет удалось найти певчих, которые разделяют мои убеждения по этому поводу. Это не пришлые, проходящие люди, которые пришли только зарабатывать (у нас здесь далеко не самые высокие ставки), и тем не менее у нас нет дефицита кадров, а даже есть очередь. Каждую неделю я прослушивал по несколько человек, а теперь я уже перестал это делать, потому что некуда брать. Примечательно, что, кроме основного штатного состава, у нас еще человек пять или шесть ходит совершенно бескорыстно, причем очень ответственно к этому относятся, регулярно посещают все службы и репетиции и при этом не получают никаких денег; ходят, потому что им это нравится, они музыкально образованные люди. Здесь такое сложилось духовное состояние, что мы все заодно и стараемся делать общее дело максимально хорошо.
– Помимо вашего правого хора при храме существуют еще какие-то коллективы? Я слышал, что есть народный хор?
– Да, кроме нашего хора, существует еще молодежный хор, который с нами поет всегда всенощные, вторым хором, и они также поют будние службы. Есть еще детский хор из воскресной школы, довольно большой, они тоже иногда участвуют в богослужении и даже поют литургию целиком в Преображенской церкви. И еще огромный Преображенский хор – это хор любителей, им руководит Сергей Сидоренко, певчий молодежного хора. Он собрал огромный коллектив, там почти 100 человек, и они довольно быстро освоили серьезный репертуар и даже выступают, ездят на какие-то конкурсы, фестивали, то есть там активная жизнь. Хоровая жизнь в Храме Христа Спасителя неимоверно широкая, активная. Мы здесь много всего делаем, у нас каждый сезон новый диск. Левый хор тоже постоянно в движении. У нас репертуар колоссальный, и мы теперь с молодежным хором решили, что вечерние службы будут максимально антифонными. Теперь мы поем «Блажен муж», «Великое славословие», «Хвалите Имя Господне» двумя клиросами и стараемся все это привести в какое-то соответствие. То есть поем не просто как концертный номер, а мы же здесь и служим, поэтому пытаемся довести это до того состояния, которое бы хотелось и планировалось: антифон – значит антифон. И здесь мы столкнулись с такой вещью, как акустические особенности нашего храма. Мы репетировали антифонно: молодежный хор стоял на одном клиросе, мы – на другом. И здесь получается так, что мы стремимся, чтобы звук шел непрерывно. А когда попросили человека послушать внизу, то получилось, что мы по ощущениям накладываемся друг на друга, а он говорит, что ничего подобного: там получается пауза, пока долетает звук. То есть тут много было обозначено технических вещей, которые невозможно понять, пока ты стоишь на клиросе.
Звучит песнопение «Воскресе из гроба» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.
Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Светлана Козловская
Юбилейный концерт русского народного хора имени М.Е. Пятницкого
Описание
Продолжительность: 2 часа
17 апреля 2022 года на сцене одного из самых красивых столичных концертных залов – Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя – состоится юбилейный концерт легендарного русского народного Хора имени М.Е.Пятницкого. Это два отделения, которые подарят зрителям незабываемую встречу с легендарным коллективом и лучшими номерами их творчества в честь празднования их 110-летия с момента основания.
Государственный академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого по праву называют творческой лабораторией фольклористики. Хор был основан выдающимся исследователем, собирателем и пропагандистом русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые показал традиционную русскую песню в том виде, в котором она веками исполнялась народом. Отыскивая талантливых народных певцов, он стремился ознакомить широкие круги городской публики с их вдохновенным мастерством, дать почувствовать всю художественную ценность русской народной песни. Первыми слушателями и поклонниками хора были С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Бунин.
В 1936 году коллективу присвоен статус Государственного. В годы войны хор им. Пятницкого вел большую концертную деятельность в составе фронтовых концертных бригад. Песня «Ой, туманы мои» стала своего рода гимном всего партизанского движения. С 1989 года коллектив возглавляет народная артистка РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор А.А.Пермякова. В 2001 году коллективу заложена именная звезда на «Аллее звезд» в г. Москве.
В 2007 году хор им. Пятницкого награжден медалью Правительства РФ «Патриот России». В 2008 году хор им. Пятницкого стал лауреатом премии «Национальное достояние страны».
Переосмысление творческого наследия хора имени Пятницкого позволило сделать его сценическое искусство современным, актуальным для зрителей 21 века. О хоре имени М.Е.Пятницкого созданы художественные и документальные фильмы, издано огромное количество музыкальных сборников «Из репертуара хора имени М.Е.Пятницкого», газетно-журнальных публикаций, выпущено множество пластинок, дисков.
В настоящее время хор имени Пятницкого сохранил свое неповторимое творческое лицо, оставаясь научным центром профессионального народного искусства, а современное выступление хора – это высокое достижение и эталон гармоничности сценического народного искусства.
Организатор: Музыкальный проект «Имена на все времена»
Приделы на хорах Храма
Из нижнего коридора, по лестницам, поставленным внутри четырёх громадных столбов, устроен вход на хоры Храма. Здесь помещаются два придела. В северо-восточном углу придел во имя свят. благоверного Великого Князя Александра Невского, небесного покровителя Государей Императоров Александра I, давшего обет построения храма, Александра II, устроившего этот храм в течение 25-ти лет, и Александра III, завершившего исполнение этого обета Своим присутствием на освящении его. С северной стороны помещён этот придел потому, что св. Благоверный Князь Александр Невский жил и действовал в России, в северном государстве. В юго-восточном углу хор Храма устроен придел во имя святителя Николая чудотворца, небесного покровителя Императора Николая I, начавшего осуществлять данный Его царственным Братом обет. Здесь помещён этот придел потому, что свят. Николай чудотворец жил и подвизался в странах юго-веточных. Пространство на хорах с восточной стороны между пределами занято ризницею и церковною библиотекой.
Как нижний коридор представляет собой памятник и историю Отечественной войны, так верхний коридор или хоры – историю в лицах вселенской и русской церкви. Все три стороны хор, снизу до верху, покрыты церковною живописью. Сообразно с целью построения храма и церковному учению, вся она расположена вообще в хронологическом порядке. На юго-восточной стороне хор помещены изображения священных событий и свят. учителей, поборников и насадителей христианства, живших и действовавших на востоке и юге до времени просвещения Руси христианством в IX веке. На западной же и северо-западной стороне находятся изображения собственно-русских святых, насаждавших в нашем Отечестве православную веру, хранителей России от междоусобной брани и внешних врагов, и наконец в частности – сродников св. Благоверного Князя Александра Невского и ныне Царствующего Дома, особенно поревновавших об устроении и просвещении нашего Отечества.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Воронежский русский народный хор дал большой концерт в Храме Христа Спасителя
В программе выступления были вокальные и танцевальные номера.
Куда бы не приезжал Воронежский русский народный хор имени Константина Массаллитинова, на его выступления выстраиваются длинные очереди. И только ограничения по количеству зрителей не позволяет полностью заполнить зал. Воронежский русский народный хор давно перерос свое название. Это уже не только хор. На сцене одновременно – оркестр народных инструментов, танцевальная и вокальная группы. В основе большей части песен, частушек и танцев – фольклорный материал. В репертуаре хора несколько концертных программ, но главная идея у всех одна.
«Это святой завет наших дедов, прадедов, это великая память нашего русского слова и нашего значения вообще в этом мире», – заявил артист Воронежского русского народного хора им. Массалитинова Олег Волков.
В Москву приехал полный состав Воронежского хора. А это без малого 100 артистов. У каждого – своя история.
«Я этим занимаюсь с детства, я это пою с детства, в 6 лет я вышла на сцену, ну, не на большую естественно, сама в деревне родилась», – сообщила артистка Воронежского русского народного хора им. Массалитинова Екатерина Пахомова.
Казацкие пляски – один из фирменных номеров Воронежского хора.
«Это авторская хореография, на основе фольклорных движений, которые были у казаков, то есть, это ставилось конкретно под определенные музыкальные композиции, которые опять же на основе фольклора», – отметил артист Воронежского русского народного хора им. Массалитинова Николай Шамаев.
Впервые «Калинка-малинка» прозвучала в исполнении Воронежского хора в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году. Только что образованный коллектив исполнил эту песню перед жителями Воронежа на развалинах освобожденного от немцев города. С тех пор «Калинка-малинка» не выходит из репертуара хора, который за более чем 75 лет существования объездил весь бывший СССР и более 45 стран мира.
Патриаршее служение в канун праздника Преображения Господня в Храме Христа Спасителя
18 августа 2020 года
18 августа 2020 года, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; епископ Козельский и Людиновский Никита; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Иосиф (Королев), насельник Пафнутьева Боровского мужского монастыря Калужской епархии, избранный епископом Тарусским, викарием Калужской епархии; архимандрит Амвросий (Федукович), насельник Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса, избранный епископом Тракайским, викарием Виленской епархии; архимандрит Артемий (Кузьмин), клирик Ростовской епархии, избранный епископом Таганрогским, викарием Ростовской епархии; духовенство г. Москвы.
Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев) и Камерный хор Храма Христа Спасителя (регент С.Н. Соколовская).
Прямую трансляцию богослужения осуществляли телеканалы «Союз» и «Спас».
По завершении богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником:
«Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Преображения Господня!
Радостный праздник, который обычно, по установившейся с древности традиции, мы отмечаем в летнее время, исполнен воспоминаниями о самом, может быть, светлом событии земной жизни Спасителя — о Его Преображении.
И этот Свет Фаворский передается и всем нам через дивное богослужение, через молитву, через ту радость, которую мы обретаем, когда все вместе собираемся в храме Божием и, несмотря на скорби и стесненные внешние обстоятельства, переживаем радость этого замечательного Евангельского события.
Сейчас все архиереи покинули центр храма, мы спустимся вниз, и в нижней части Храма Христа Спасителя будет совершено наречение трех архимандритов, которые избраны к епископскому служению.
На всех вас призываю благословение Божие. Радость сего святого дня да пребывает с вами, с вашими родными и близкими, помогая в том числе переживать трудности сегодняшнего дня. Храни вас Господь!»
Затем в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил наречение архимандрита Иосифа (Королева) во епископа Тарусского, архимандрита Амвросия (Федуковича) во епископа Тракайского и архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского.
Завтра, 19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Предстоятель Русской Церкви возглавит в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя служение Божественной литургии.