храм христа спасителя медальоны

Церетели отлил на храм

Пластиковые барельефы на храме Христа Спасителя меняют на бронзовые

храм христа спасителя медальоны

Через 10 лет после полного открытия для служб возобновленного храма Христа Спасителя на Волхонке собор вновь окружен строительными лесами. На главном храме Московской патриархии меняют медальоны с барельефами: на смену украшениям из белого синтетического материала приходят бронзовые. Автор новой серии барельефов — тот же: мастерская Зураба Церетели.

«Уже около недели храм окружен лесами — рассказала „СП“ Наталия Занегина, сотрудник Института русского языка РАН, расположенного напротив собора. — Уже несколько дней аккуратно снимают белые барельефы, а в понедельник-вторник привезли бронзовые». Проход к храму со стороны Волхонки сейчас закрыт, войти в собор можно лишь со стороны Пречистенской набережной, где работы пока не ведутся.

«Закончится работа на трех стенах, где сейчас леса, — перейдем на четвертую», — объяснил «СП» один из строителей, Алексей. По его словам, единственная трудность в демонтаже пластиковых барельефов — их значительный размер. В остальном снимать их нетрудно, поскольку здание почти новое, крепеж не успел прикипеть.

О том, в какую сумму обошелся «рестайлинг» владельцам храма — правительству Москвы — пока не сообщается. Известно, однако, что в 90-е годы весь комплекс работ по декоративному обустройству собора — то есть и внутренняя отделка, и фонари, и барельефы — обошелся в 1 трлн тогдашних рублей (по курсу сегодняшнего дня около 150 млн долларов).

Известно, что основная официальная цель замены белых барельефов на бронзовые — соблюдение исторической достоверности, по крайней мере, в материалах. Действительно, в отличие от декоративита — синтетического материала, запатентованного мастерской Зураба Церетели, бронза — материал классический и не вызывает упреков в «пластмассовости». Однако бронзовым барельефам до исторической достоверности все равно достаточно далеко, утверждают эксперты.

«В общем-то, конечно, воссозданный храм Христа Спасителя является безусловным новоделом, — сказал в беседе с обозревателем „СП“ краевед Рустам Рахматуллин, координатор движения „Архнадзор“, автор книги „Две Москвы: метафизика столицы“. — Все видели, как он строился». В перестроечные годы — отмечает Рахматуллин — когда храм был «реабилитирован» в общественном мнении, идея о строительстве его точной копии была не единственной и даже не самой популярной.

Было, например, очень интересное предложение архитектора Юрия Селиверстова: выстроить над этим местом гигантский каркас, в память об уничтоженном соборе. «Это могла бы быть очень архитектурно сильная вещь, очень символичная. — полагает краевед. — Но в конце концов было решено все-таки выстроить новодел. И проект был отдан на откуп Михаилу Посохину и Зурабу Церетели».

Что же касается барельефов, то и первые, белые, и нынешние, бронзовые, не являются точными копиями первоначальных украшений храма, подчеркивает Рахматуллин. Изначальные барельефы были белокаменными, многие из них сохранились до сего дня в Донском монастыре. «Почему Церетели не решился выполнять барельефы из белого камня — не знаю, впрочем, он никогда не работает с камнем. Возможно, просто не умеет. Но в любом случае, изначальные барельефы не были повторены ни в 1990-х годах, ни на этот раз — а о том, чтобы использовать сохранившиеся барельефы первого храма, никто даже и не говорил…», — отметил писатель.

Напомним, что храм Христа Спасителя, он же собор Рождества Христова, на Волхонке в его нынешнем виде был выстроен в 1994—1997 годах, а окончательно отделан и полностью освящен на Рождество 2000 года. Его проект, начатый в конце 80-х годов реставратором Алексеем Денисовым, был затем сильно изменен и передан мастерской «Моспроект-2» под руководством Михаила Посохина-младшего.

В отличие от изначального храма по проекту Константина Тона, стоявшего на этом месте до 1931 года, современный собор обладает также мощным стилобатом — цокольным пространством, где располагаются нижний Преображенский храм и различные служебные помещения. В их числе — такие нешаблонные для храма, как гараж и конференц-зал для синодальных собраний.

Место, на котором стоит храм, кажется, обладает особенной несчастливой «аурой»: по распространенной московской легенде, когда с этой площадки выводили Алексеевский женский монастырь, игуменья возгласила: «Быть сему месту пусту!». Действительно, все объекты, которые возводились на этом месте в последующие годы, ожидала трудная судьба. Закладка храма по проекту Константина Тона была произведена в 1837 году, но строительство началось лишь в 1839-м и продолжалось затем до 1883 года — срок, характерный для Средневековья, но чудовищный по меркам XIX века.

Дворец Советов, который планировалось соорудить на месте взорванного храма, начали строить в самом конце 1930-х годов и успели возвести лишь «нулевой цикл» — помешала война, а после нее поиск проекта ДС начался заново. По утверждению некоторых тогдашних инженеров, фундаменты, хоть и уникальной конструкции и выдающегося объема, не могли бы выдержать здание таких чудовищных размеров, как планировалось до войны Борисом Иофаном.

Внутри неудавшихся фундаментов Дворца Советов и на их основе к началу 1960-х годов был выстроен плавательный бассейн «Москва». Для своего времени это была довольно прогрессивная конструкция — а главное, общедоступная. Москвичи среднего и старшего поколения до сих пор вспоминают, как в этом бассейне можно было плавать даже зимой: вода там подогревалась. Эта функция и стала причиной закрытия бассейна в 1990-м году: он начал ветшать и к тому же оказался чудовищно энергозатратным.

Отметим, что проблемы наметились уже и у нынешнего храма Христа Спасителя: в середине 2000-х годов на храме уже производились работы по достройке (были проложены специальные крытые галереи для осмотра панорамы), а к 2007 году стало известно, что фундаменты в нескольких местах дали неравномерную усадку, отчего в стенах храма начали появляться трещины. Вполне возможно, что через одно-два десятилетия — что для собора таких размеров срок крайне короткий — храму Христа Спасителя уже потребуется настоящая реставрация…

Храм Христа Спасителя наших дней — фото автора.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Храм Христа Спасителя. Воссоздание. Часть 5

храм христа спасителя медальоны

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. Группа публично распространяла информацию, считавшуюся в атеистическом СССР глубоко крамольной. Однако после празднования 1000-летия Крещения Руси, состоявшегося летом того же года, политика государства в отношении церкви и религии смягчилась. В сентябре 1989 года инициативная группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение Храма, на подписных листах ставили свои подписи, адреса, телефоны тысячи советских людей.

5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году был основан фонд сооружения храма, и в 1994 году было начато строительство. Известно, что для начала строительства использовали деньги, которые внёс Военно-промышленный банк (50 млн. рублей).

Проект нового храма выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими.

храм христа спасителя медальоныхрам христа спасителя медальоны

М. М. Посохин А. М. Денисов

Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями.

храм христа спасителя медальоны

Зураб Церетели

При Церетели на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала.

храм христа спасителя медальоны

Фрагмент первого Храма, сохранившийся в Донском монастыре

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей вызвала споры.

храм христа спасителя медальоныхрам христа спасителя медальоны

Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную,

храм христа спасителя медальоныхрам христа спасителя медальоны

а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана.

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала.

храм христа спасителя медальоны

Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой. Руководителем координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин.

храм христа спасителя медальоны

Леонид Калинин

Он являлся также членом комиссии по художественному убранству. Свой вклад в восстановление храма внёс художник Василий Нестеренко, он с коллегами под сводами восстанавливал фрески.

храм христа спасителя медальоны

Василий Нестеренко

Храм строился и воссоздавался в традиции обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор Храма служит памятником событиям Отечественной войны 1812 года. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении. Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году (название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя). Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест «об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года» и два благодарственных манифеста — «к Русскому народу» и «к Русскому дворянству». Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве. По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений; доски заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской, посвящённой сражению, находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.

Галерея воинской славы:

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

Церковь устроена в стилобатной части Храма Христа Спасителя в воспоминание о бывшем на этом месте женском Алексеевском монастыре.

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском соборе Русской церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

храм христа спасителя медальоны

Вид Храма до 2010 года

В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. Как указал протодиакон Александр Агейкин, «было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного». Деньги на этот этап реставрации поступили от фонда храма и правительства Москвы.

храм христа спасителя медальоны

В 2004 году в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). 17 мая 2007 года в храме был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ. 9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 января 2009 года на Поместном соборе, проходившем в стенах храма, был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а 1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.

9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета (Дроздова) митрополита Московского из Троице-Сергиевой Лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

храм христа спасителя медальоны

Филарет

храм христа спасителя медальоны

Рака с мощами святителя Филарета Московского. Храм Христа Спасителя

В храме выставляются великие православные реликвии и святыни: 19—28 ноября 2011 года состоялось принесение Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря, 19—28 июля 2013 года — принесение креста апостола Андрея Первозванного из Патр. С 7 по 13 января 2014 года в храме находились Дары волхвов из монастыря Святого Павла, что на Афоне, впервые в истории вывезенные для поклонения за пределы Греции. Принесения сопровождались массовым к ним паломничеством верующих.

В храме Христа Спасителя совершаются отпевания значимых для современной российской истории и культуры людей. Первым человеком, отпетым здесь (ещё до освящения храма), стал умерший в 1997 году В. В. Солоухин. В храме происходили прощания с Г. В. Свиридовым, Б. Н. Ельциным, М. Л. Ростроповичем, И. А. Моисеевым, Л. Г. Зыкиной, С. В. Михалковым, В. В. Тихоновым, Г. П. Вишневской, Е. В. Образцовой, В. Г. Распутиным.

9 сентября 2012 года в храме Христа Спасителя как в храме-памятнике героям войны 1812 года проведены общемосковские церковные торжества в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

21 февраля 2012 года участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном», попытавшись исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма. Широкий общественный резонанс вызвал последовавший судебный процесс, на котором данная акция была признана хулиганством.

22 апреля 2012 года в храме и на прилегающей территории состоялся молебен в защиту веры, поруганных святынь, доброго имени Церкви и о вразумлении её гонителей. В молебне приняли участие, по оценке московской полиции, около 65 тыс. человек.

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы:

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

храм христа спасителя медальоны

Весь комплекс храма — собственность города Москвы. Правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса.

Источник

Храм христа спасителя медальоны

Символ закабаления Руси в руках «смотрящего».
Еврей Ридигер (Алексий II) благословляет свою паству крестом с иудейской звездой.

Фото из Церковного календаря Московской патриархии за 2000 год.

Алексий II совершил Божественную литургию. Видна часть орнамента пола из шестиугольных звезд.

Люстра в главном храме России.

Элементы интерьера храма

Орнаменты на фасаде.

Православие было Русским тысячу лет назад, пока на Русскую землю не пришло иудейское христианство, и православие Русское превратилось в сегодняшнее псевдо православие иудейское. Православие означает Правь славить, истину и красоту Природы, жизни, а то что мы имеем сегодня под видом православия, это махровый иудаизм.

Почему все американские президенты иудеи, начиная с первого президента США иудея Авраама Линкольна клянутся на библии? Да потому что библия это и есть тора, основной закон для иудеев.

Посмотрите на евреев. С какой любовью они носят свой магендовид. А русские люди что-нибудь национальное и родное на себе носят? Ничего они национального и родного они на себе не носят! Носят на себе ублюдочные христианские кресты с распятым обрезанным евреем!

Кстати, когда крестятся; на самом деле, не крестом себя осеняют, а рисуют на себе пятиконечную звезду Соломона или Маген-Шломо. Масоны и каббалисты называют его также пентаграммой.

Оператор Димитрий С., снимающий замечательные фильмы по православной тематике, работая как-то в закрытом Храме Христа Спасителя, обратил внимание на группу туристов из Израиля, которых почему-то допустили в храм во внеслужебное время.

Группа, не задерживаясь долго в других приделах храма, собралась кучно недалеко от солеи, насколько это позволяли храмовые ограждения. Развернувшись спиной к алтарю и указывая друг другу на что-то под куполом, гости стали оживленно обсуждать увиденное. Было понятно, что они заранее знали, где искать то, что так их взволновало. После этого группа быстро удалилась. Было очевидно, что их не интересовали сюжеты Св. Писания, столь блестяще выполненные современными мастерами. Что же тогда привлекло внимание наших гостей? Заинтересовавшись такой своеобразной и странной реакцией группы на внутреннее убранство храма, Димитрий стал искать предмет их восторга.

В православных храмах никогда ничего не писалось на иврите, так что для православного человека, эта надпись непонятна и чужда!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *