храм христа спасителя соймоновский проезд
Храм, по которому можно изучать историю
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Фото Владимира Ештокина
Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. После отданного лично Сталиным распоряжения о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов было решено передать «строительный материал» главного собора России на различные хозяйственные нужды.
Первый этаж еще памятной многим гостиницы «Москва» облицевали красным гранитом из лестниц собора. А мраморные скамьи установили на станции метро «Новокузнецкая».
Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма.
В Донской монастырь, где новые власти открыли Антирелигиозный музей, передали несколько горельефов с фасадов храма. Там до сих пор находятся фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».
В Геологическом музее им. В. И. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса Храма Христа Спасителя: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др.
Фото Владимира Ештокина
Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки. Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького и в других столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.
В память о чуде
25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова (по ст. ст.), последние наполеоновские солдаты переходили по льду реку Неман, навсегда оставляя пределы России. В этот же день был издан Высочайший Манифест императора Александра I о строительстве в Москве храма Христа Спасителя* «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Случилось так, что самые критические испытания, которые выпали на долю России за последние двести лет, оказались тем или иным образом связаны с храмом Христа Спасителя. Наша страна уже не один раз за два последних столетия была на краю гибели, но снова воскресала, несмотря ни на что. И каждый раз это выглядело как настоящее чудо.
Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 году, когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 000 своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть храм Христа Спасителя. Настоящим чудом было спасение России в Великую Отечественную войну. Между прочим, именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти.
А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 году прошло семьдесят лет.
Неудачная попытка
Мало кто знает, что сначала храм Христа Спасителя планировали воздвигнуть на Воробьевых горах, своеобразной «короне Москвы», откуда он возвышался бы над столицей и был виден отовсюду.
Его строительство доверили молодому зодчему Карлу Магнусу (после принятия православия — Александру Лаврентьевичу) Витбергу. Он спроектировал трехъярусное здание с тремя престолами. Первый храм, самый нижний, должен был стать и усыпальницей русских воинов, где постоянно шли бы панихиды. Ознакомившись с проектом Витберга и обращаясь к архитектору, Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть Храм Христа Спасителя
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.
Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку.
Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата.
Первая жизнь храма
Тем не менее, Николай I не забыл «обета» Александра I. Проектирование нового храма было доверено Константину Андреевичу Тону, знаменитому автору Московского и Николаевского вокзалов-близнецов в обеих русских столицах, набережной в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейной палаты в Кремле.
Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская).
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме.
Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве».
Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.
К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский.
И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 года происходит освящение храма Христа Спасителя, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П. И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества.
Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.
После Февральской революции в августе 1917 года в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через два месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха.
Но уже через три месяца, в ноябре 1917 года здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в храме Христа Спасителя отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях.
«Прощай, хранитель Русской славы!»
После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 года на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С. М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться, говорил Киров, в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».
Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 год. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). Фото www.xxc.ru
В марте 1924 года в газету «Правда» пришло письмо от некоего студента Балихина из Ассоциации новых архитекторов с предложением снести храм Христа Спасителя, чтобы на его месте поставить монументальное здание, которое одновременно являлось бы памятником Ленину. С этого момента начался отсчет времени до уничтожения храма.
Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного Храма Христа Спасителя
Скульптор А. Логановский. Фото www.xxc.ru
И тот же горельеф после разрушения храма. Фото www.xxc.ru
В прессе под предводительством «Союза воинствующих безбожников» развязывают дикую кампанию по дискредитации архитектурных достоинств главного собора России. Его уничижительно сравнивают с самоваром и куличом, утверждают, что он якобы «не представляет художественной ценности», что храм — «толстый ядовитый гриб», «питающийся соками» Замоскворечья, созданный для «прославления массового человекоистребления (имеется в виду война 1812 года. — Ред.), в котором рабочие и крестьяне не проявляли никакого беспримерного усердия».
От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.
Несбывшаяся утопия
Через два года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б. М. Иофана (соавторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 метров венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы). Для сравнения — высота храма Христа Спасителя составляла 104 метра (то есть храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в четыре раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога.
По проекту Дворец Советов должен был высотой превосходить Храм Христа Спасителя в 4 раза. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре).
Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра.Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.
После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея Дворца Советов вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте непостроенного дворца в 1958 году сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д. Н. Чечулина. Кстати, если бы на месте уничтоженного храма выстроили что-то более серьезное, скажем, жилые здания, то восстановить храм в постсоветское время было бы очень непросто.
Новая жизнь храма
В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов.
В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма.
Фото Владимира Ештокина
Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне.
Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет.
Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме — ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев). Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 года к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола Андрея Первозванного (июнь 2003 года) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 года). Здесь в ноябре 2011 года выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в храме Христа Спасителя на Поместном Соборе в 2009 году состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация.
При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб, издательство «П-2», 2011. 157 с.
MR Group построит элитное жилье у храма Христа Спасителя
MR Group может построить элитный жилой комплекс напротив храма Христа Спасителя: компания хочет стать fee-девелопером проекта, который планировала в Соймоновском проезде структура экс-владельца банка «Уралсиб» Владимира Когана. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к разным сторонам переговоров, а также два консультанта, работавших с владельцем участка. Они уточняют, что договор между MR Group и владельцем площадки пока не подписан, но он будет заключен в ближайшее время.
Чем был известен Коган
MR Group – один из крупнейших девелоперов Москвы, в портфеле – около 6 млн кв. м. Среди проектов – жилые комплексы «Павелецкая сити», «Метрополия», «Фили сити», «Фили град», бизнес-центр iCity и проч. Владельцы компании – Роман Тимохин и Виктор Лабуздко.
Команда MR Group действительно ведет работы по проекту в Соймоновском проезде, подтвердила директор по маркетингу компании Евгения Старкова. По ее словам, проект может войти в новое направление бизнеса девелопера – элитной недвижимости. Оно будет работать на рынке под брендом MR Private. Другие проекты в этом сегменте – клубный дом «Абрикосов» (около 5000 кв. м, партнер – миноритарий «Магнита» Алексей Богачев) в Потаповском переулке и Bulgari Hotel & Residences Moscow (также с Богачевым) на Большой Никитской улице.
Общая площадь жилого комплекса в Соймоновском проезде составит 37 000 кв. м. Инвестиции в его строительство партнер Colliers International Владимир Сергунин оценивает в 11 млрд руб., включая отделку. Одни строительные работы на площадке могут обойтись в 5–6 млрд руб., добавляет директор департамента элитной и городской недвижимости Est-a-Tet Алексей Сидоров. Выручка от продажи апартаментов составит 27–29 млрд руб., подсчитал Сергунин. Таким образом, по его словам, для собственника площадки строительство проекта может оказаться более выгодным, чем его продажа.
Выбор MR Group в качестве fee-девелопера проекта в Соймоновском проезде очевидный, полагает управляющий партнер Knight Frank Алексей Новиков: у компании большой опыт в получении всех согласований, ее часто приглашают частные инвесторы на площадки, которые требуют доработки документов. Сидоров напоминает, что у этого проекта есть очень жесткие ограничения, связанные с высотностью.
Проект в Соймоновском проезде – один из самых ожидаемых жилых комплексов как для «золотой мили» (район Остоженки), так и для всего элитного рынка Москвы, говорит Сидоров. В этом районе давно не было объектов такой площади и с таким расположением. В последние годы в районе Остоженки были представлены, к примеру, комплексы Nabokov (девелопер – Vesper), Villa Grace («Электра» Владимира Семенихина), но новый проект более удачно расположен – напротив храма Христа Спасителя.
MR Group в последние годы активно участвует во многих крупных проектах как fee-девелопер. Она еще в 2015 г. договорилась с Coalco Василия Анисимова об управлении 1 млн кв. м. MR Group также будет строить для ВЭБ.РФ многофункциональный комплекс «Слава», для неизвестной компании «Айс девелопмент» – жилой квартал на территории завода «Фазотрон» у Белорусского вокзала, а для бизнесмена Дениса Бородако – премиальный комплекс Hide в 1-м Сетуньском проезде. Кроме того, MR Group будет помогать «Яндексу» со строительством штаб-квартиры на месте гостиницы «Корстон» у Воробьевых гор.
Трудный путь Христа Спасителя
Проект очень понравился императору. Вскоре Витберг даже принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. Разместить храм предполагалось на Воробьевых горах, чтобы видно было издалека. На строительство выделялась огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования. Но оказалось, что склон там «плывет» и не может удержать такое огромное сооружение (в дальнейшем и от первоначального проекта МГУ на этом месте пришлось отказаться по этой же причине). В результате за 7 лет не был закончен даже нулевой цикл. Взошедший на престол Николай I отправил Витберга в ссылку в Вятку после выявления недостачи в миллион рублей. Строительство на Воробьевых горах было заброшено.
Но царский обет надо держать, и Николай I, не проводя больше конкурсов, назначил архитектором нового храма Константина Тона и указал место — Алексеевский монастырь в Чертолье (Волхонке). Монастырские постройки предполагалось снести, в том числе и уникальный двухшатровый храм.
По слухам, когда все уже было готово к переезду и монахини отстояли последнюю службу, настоятельница монастыря приказала приковать себя цепями к дубу, росшему посреди монастырского двора. Выдворять ее пришлось силой, после чего она прокляла это место: «Сему месту быть пусту!»
Закладка нового храма состоялась в августе 1837 года, в день 25-ти летнего юбилея Бородинского сражения. Собирать средства второй раз не стали, Николай распорядился возводить собор за казенный счет. Строительство шло долго и трудно, почти 44 года. Общая стоимость храма достигла 15 миллионов рублей. Для доставки к месту строительства блоков гранита и мрамора из северных областей России был даже специально сооружен Екатерининский канал. 22 года собор расписывали лучшие художники страны В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие. 26 мая 1883 года, в праздник Вознесения Господня, храм был освящен. Главный престольный праздник Рождества до 1918 года, во исполнение указа императора Александра I от 30 августа 1814 года, отмечался и как годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.
После революции храм оставался действующим. Но он «не дожил» до своего столетия: власть решила построить Дворец Советов и именно на этом месте. 13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Было подано 270 проектов, из них 24 иностранных. Строительство Дворца Советов обещало стать одной из самых грандиозных строек 30-х годов. В результате победила работа Жолтовского, но для реализации комиссия выбрала проект архитектора Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на Набережной. Иофану поручили объединить самые яркие идеи разных авторов, на это ушло несколько лет: более ста этажей в высоту и стометровая статуя Ленина сверху. В голове Ленина должна была располагаться библиотека. Только зал планировался высотой 105 (!) метров; он бы, для наглядности, покрывал весь храм. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.
Завалы разбирали еще полтора года. Мрамором из храма выложили станции метро «Дворец Советов» и «Охотный Ряд», скамейки поставили на «Новокузнецкую». Станция метро «Дворец Советов» открылась в 1935 году (в 1957 году была переименована в «Кропоткинскую»). Горельефы с взорванного храма спасли чудом: в июле 1931 года храм обнесли забором, в декабре — взорвали, но за это время кто-то успел вывезти ценные фрагменты на территорию Донского монастыря, который уже тогда был закрыт.
Почти 30 лет простояла эта бетонированная яма-котлован в центре Москвы. Позорище! Власти решили использовать его для создания открытого круглогодичного бассейна. И летом 1960 года на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, храма Христа Спасителя и несостоявшегося Дворца Советов появился бассейн «Москва». Бассейн был круглым, он был разделен на несколько сегментов: для спортивного плавания, прыжков и общественного купания. Помимо огромного водного пространства у бассейна была значительная «береговая» зона, где летом можно было даже полежать-позагорать (архитектор Дмитрий Чечулин).
Но в начале 90-х бассейн закрыли (проклятия игуменьи сбываются?). Нужен был капитальный ремонт. В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень. В 1992 году был создан Фонд финансовой поддержки воссоздания храма, а через два года начались строительные работы. Правительство Бориса Ельцина предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих было достаточно. То есть, формально храм строился на добровольные пожертвования бизнеса, но, по сути, на деньги, не доплаченные в бюджет.
После Константина Тона остались подробные чертежи храма Христа Спасителя, поэтому храм попросту воссоздали. Само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года. Конечно, многое упростили. И храм стал двухуровневым. Нижнее пространство надо было заполнить, и там появилась Преображенская церковь, как бы в память об Алексеевском женском монастыре. 19 августа 1996 года Патриарх Алексий II освятил главный престол нижнего храма, и были возобновлены регулярные богослужения. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения. В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия.
Наружные стены храма украшены горельефами (в горельефе изображения возвышаются над плоскостью фона более чем наполовину своего объема). Мраморные горельефы с территории Донского монастыря в реконструкцию не взяли — вместо них Зураб Церетели предложил копии из бронзы.
Северный фасад храма выходит на Волхонку. Здесь главный вход в храм. На горельефах изображены просветители, хранители православной веры от врагов и помощники в битвах, а также святые, в дни празднования памяти которых происходили заграничные сражения.
Слева: Преподобный Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.
Святой равноапостольный благоверный князь Владимир и святая благоверная княгиня Ольга.