храм христа спасителя вид сверху
Город с высоты птичьего полета: смотровые площадки и живописные виды
В центре города
Колокольня Ивана Великого
Тут же вспоминаются строки М.Ю. Лермонтова, написанные в сочинении о столице: «Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве…»
Долгое время самым высоким зданием в Москве была колокольня Ивана Великого. Начали ее возводить в 1505 году и неоднократно достраивали. Сейчас ее высота составляет 81 метр — как современный 25-этажный дом. Самым высоким зданием города колокольня оставалась до строительства храма Христа Спасителя в XIX веке.
Тем, кто решил подняться на колокольню, предстоит нелегкое испытание в виде 137 крутых ступеней. Туристам доступен только первый из трех ярусов звона — на высоте 25 метров. Однако и оттуда открывается незабываемый вид на Кремль и город.
Колокольня открыта с 15 мая по 30 сентября ежедневно, кроме четверга. Вход по билетам, которые продаются в кассах Музеев Московского Кремля в Александровском саду. Причем покупать их можно только день в день за 45 минут до начала сеанса. Распространяют по 10 билетов на один сеанс. Попасть на колокольню можно в 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00 и 17:00.
Продолжительность экскурсии с аудиогидом — 45 минут. В день посещения лучше уточнить информацию о наличии билетов по телефону: +7 (495) 695-46-31.
«Зарядье»
С верхних рядов амфитеатра или парящего моста в парке «Зарядье» можно увидеть собор Василия Блаженного, Спасскую башню, колокольню Ивана Великого, торговые ряды… Насладиться видами можно по понедельникам с 14:00 до 22:00 (вход до 21:00), а также по другим дням с 10:00 до 22:00 (вход до 21:00). Особенно красиво в «Зарядье» летом, когда Кремль утопает в зелени и лучах заходящего солнца.
Храм Христа Спасителя
В храме Христа Спасителя на высоте 40 метров расположены четыре открытые смотровые площадки, откуда открывается восхитительный вид на центр столицы. Сюда можно попасть в понедельник с 13:00 до 17:00 и другие дни с 10:00 до 17:00. Билеты продают в храме и киоске у входа.
Патриарший мост
Одна из лучших панорам открывается с Патриаршего моста. Пешеходный маршрут от храма Христа Спасителя до Замоскворечья пролегает по мосту между Пречистенской и Берсеневской набережными. Лучше всего здесь гулять вечером, когда в реке тонет свет сотен фонарей. А вообще мост открыт круглый год в любое время суток.
Центральный детский магазин
Еще одна отличная смотровая площадка есть на крыше Центрального детского магазина. Отсюда видны Кремль, Политехнический музей, Лубянская площадь и даже главное здание МГУ. Она бесплатная, работает ежедневно с 10:00 до 21:30. Вход через Музей детства.
Гостиница «Украина» (Кутузовский проспект)
На 33-м этаже здания находится еще одна живописная смотровая площадка, которая работает круглый год. Отсюда открывается впечатляющий вид на «Москва-Сити», а также на сталинские высотки.
Панорамные виды
Российская академия наук
На Андреевской набережной расположена смотровая площадка Российской академии наук. Она одна из лучших в городе по широте панорамы. Можно увидеть всю Москву — от здания МГУ и Воробьевых гор до Фрунзенской набережной и Кремля. Находится она по адресу: Ленинский проспект, дом 32а, строение 1. Попасть на площадку можно бесплатно, она открыта круглосуточно.
Кстати, от здания Российской академии наук довольно близко до другой смотровой площадки — на Воробьевых горах, самой известной в столице.
Воробьевы горы
Воробьевы горы расположены в среднем на 100 метров выше центра столицы. Эта высота сопоставима с 35-этажным домом. Площадка оборудована специальными биноклями. Вход на нее бесплатный и круглосуточный. Яркий штрих к легендарной панораме — обновленные «Лужники». Добраться до главного стадиона чемпионата мира по футболу можно по канатной дороге. Москвичи и гости столицы могут пролететь над Москвой-рекой.
«Лужники»
На крыше стадиона в «Лужниках» к чемпионату мира сделали уникальную смотровую площадку. Она находится на высоте всего 25 метров, но благодаря удачному местоположению оттуда открывается красивый вид на центр города, Новодевичий монастырь, небоскребы «Москва-Сити», МГУ и здание РАН.
«Коломенское»
Полюбоваться замечательной панорамой на Москву-реку можно с холма у церкви Вознесения Господня в «Коломенском». В музее-заповеднике также получится заказать пешие экскурсии и посетить выставки. Подробности — на сайте музея.
Живописный мост
Это самый высокий вантовый мост в Европе. С него открывается великолепный вид на северо-запад Москвы — на Гребной канал, Строгино и Серебряный бор.
Город в облаках
Башня «Федерация» (360 метров)
Право называться самой высокой смотровой площадки не только Москвы и России, но и Европы принадлежит комплексу «Панорама 360». Это крытая площадка, расположенная на 89-м этаже башни «Федерация» делового центра «Москва-Сити». Ее особенность в том, что рассмотреть столицу можно со всех сторон. Здесь расположена круговая панорама.
Башня «Око» (354 метра)
Еще одна высотная смотровая площадка находится на 86-м этаже башни «Око» (1-й Красногвардейский проезд, дом 21, строение 2). Ее высота — 354 метра.
Останкинская телебашня (337 метров)
Третья по высоте смотровая площадка Москвы находится в 337 метрах от земли. Она застеклена и работает круглый год. Посетителям доступны экскурсии «Смотровая» и «Башня внутри». На последней, в частности, можно увидеть коммуникации телебашни и выйти на балкон, который находится на высоте 85 метров.
Башня «Империя» (215 метров)
На высоте 215 метров — в башне «Империя» — располагается музей делового центра «Москва-Сити». Отсюда можно не только посмотреть на современный город с высоты птичьего полета, но и познакомиться с тем, как выглядела столица в прошлом. Например, в экспозиции представлена панорамная фотография города 150-летней давности (1867 год). Экскурсии ведут профессиональные гиды. Подробности на сайте.
Полет над Москвой
Для любителей острых ощущений есть еще один вариант — посмотреть на Москву можно из вертолета или параплана. Такие услуги оказывают частные компании. Общее правило — полеты разрешены только за Московской кольцевой автодорогой. Впрочем, и оттуда можно рассмотреть достопримечательности Москвы.
А тем, кто летать еще не готов, но очень хочет, доступен аттракцион «Полет над Москвой» в парке «Зарядье». Посетителям обещают эффект присутствия благодаря специальным креслам и 13-метровому экрану.
Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели
Приблизительное время чтения: 5 мин.
А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.
Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:
Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:
Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:
А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:
Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:
А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:
Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:
12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:
Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:
После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:
Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825
В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:
А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:
Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:
Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:
Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:
Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru
Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.
Фото А. Евстюгова-Бабаева
На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:
А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».
Фото Жака Дюпакье, 1964 год
Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.
На этот раз храм построили всего за 6 лет:
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:
Храм Христа Спасителя
Я уже давно снимаю Москву, а в главном православном храме страны все так и не фотографировал. В мечети «Сердце Чечни» снимал, в мечети «Хазрет Султан» в Астане снимал. Даже в Караганде, и то я снимал в мечети. А в самом большом соборе Русской Православной Церкви — нет. Решено было исправить эту оплошность, и благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.
2. По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.
3. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.
4. С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.
5. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.
6. Площадь Пречистенские Ворота.
7. Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит.
Храм Христа Спасителя – мемориал мужества и героизма воинов России
Краткая история
Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.
Вид на храм с Большого Каменного моста
В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.
Вид храма с Москвы реки
С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.
Вид храма с Патриаршего моста
Архитектурные особенности и внешнее оформление храма
Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.
Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.
Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.
Входные порталы храма
Интерьеры самого большого храма России
Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.
Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.
Скульптурная компазиция на стенах храма
Экскурсии по храму
Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками. Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.
Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.
Скульптуры на входных дверях
Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.