храм иконы божией матери державная анапа контакте
Державная-Анапа-Молодёжка
Группа молодёжного объединения прихода святого равноапостольного великого князя Владимира в городе-курорте Анапа (храм иконы Божией Матери «Державная»)
Если Вам от 14 до 40 лет, если Вы хотите больше узнать о православии, принять деятельное участие в жизни прихода и даже города, найти применение своим талантам, встретить новых друзей, поделиться своими идеями с другими, приглашаем Вас!
Виктор Мажаров запись закреплена
Ксения Гораевская запись закреплена
Алексей Кульнев запись закреплена
Рождественское поздравление епископа Феогноста
Алексей Кульнев запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА РОЖДЕСТВО
Илья-И-Саша Карпенко запись закреплена
Ирина Ульева запись закреплена
Елена Шамбер запись закреплена
Приглашаем всех на Мастер-Класс для тех, кто мечтает работать на ТВ. Хочет стать настоящим тележурналистом: узнать профессию изнутри!
Избавься от страха перед камерой и узнать как правильно себя подать в кадре!
ТЕЛЕВИЗИОНЫЙ ТЕКСТ
Формы подачи информации на телевидении: сюжет, видеоряд, программа.
СЮЖЕТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Что такое сюжет на телевидении – в новостях и не только. Из чего состоит сюжет. Что такое синхрон, люфт (он же «лайф», он же «интершум»), стендап? Нестандартные стендап – журналист «меняет профессию» и др. Закадровый текст – определение, содержание. Структура сюжета. Виды сюжетов. Готовим полную структуру сюжета на заданную тему.
СТЕНДАП. ЖУРНАЛИСТ В КАДРЕ
Как написать текст стендапа на месте событий? Ошибки в стендапах. Этикет журналиста в кадре: как выглядеть и как действовать. Работа с микрофоном в кадре. Особенности работы при использовании петлички.
СЪЁМКИ
Как работать с оператором? Продумывание максимально эффектного стендапа. Запись стендапа с оператором!
Будет возможность передохнуть, попить чай-кофе (бесплатно).
СТОИМОСТЬ: 1 200 руб. Ведет мастер-класс Наталья Пешкова. г. Москва. Редактор 1 канала, ведущая новостей, автор документальных фильмов на 1 канале. Дата проведения 5 и 6 сентября. По записи. Тел 89186719742 Елена.
Храм иконы Божией Матери «Державная», Анапа
Новопостроенная одноглавая церковь, стилизующая формы московского зодчества. Входит в комплекс будущего храма святого равноапостольного великого князя Владимира. Первая служба состоялась 27 июля 2010 г.
Показать полностью.
Наши реквизиты:
ИНН 230101001
р\с 40703810900010000082
в филиале ЗАО Банк Зенит Сочи в г. Анапа
БИК 040304513 к\с 3010180900000000513
ДЛЯ ПЕНИЯ В ХОРЕ ПРИГЛАШАЮТСЯ
ЮНОШИ И ДЕВУШКИ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
С НАЛИЧИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА
ТЕЛЕФОН: +7-918-041-37-87
Ищем добровольцев, которые могли бы во славу Божию ксерокопировать ноты для хора.
Приход с благодарностью примет пожертвования для строительства и благоукрашения храма
Помощь храму
Храм иконы Божией Матери «Державная», Анапа запись закреплена
Бог Есть Любовь.Православная страничка
ДИМИТРИЕВСКАЯ СУББОТА: ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения усопших в Русской Православной Церкви. Это поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября).
Показать полностью.
Святой Димитрий родился в греческом городе Фессалоники в семье римского проконсула, тайного христианина. Еще не достигнув совершеннолетия, Димитрий потерял своего отца и был назначен проконсулом Фессалоникийской области вместо него. В обязанности новому проконсулу вменялись охрана земли от варваров и преследование местных христиан. Однако юный Димитрий, напротив, стал открыто учить жителей города истинной вере.
Когда император Максимиан узнал об этом, гневу его не было границ. Он прибыл в Солунь, полный желания расправиться с местными христианами. Димитрий же стал готовиться к мученическому исповеданию веры: раздал богатство неимущим и погрузился в пост и молитву. По приказу правителя святого бросили в темницу и предали жестоким пыткам. Святой Димитрий принял мученическую кончину в 306 году.
Тело великомученика верующие тайно предали земле. Спустя 100 лет святые останки были обретены нетленными. А после того, как в VII веке из раки святого началось чудесное истечение благовонного мира, святого Димитрия стали называть Мироточивым.
История установления Димитриевской субботы
Сама же Димитриевская суббота была установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель.
Ранее преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, благословил его на битву с неверными и дал из числа своей братии двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симоновом монастыре.
На заупокойном богослужении в обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве. С тех пор в субботу перед 8 ноября — днем памяти святого Димитрия Солунского — на Руси ежегодно стали совершать заупокойные богослужения и поминать не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и литии, собираются за поминальным столом, чтобы вспомнить усопших.
Важность поминовения усопших
Некоторым людям может показаться, что наши молитвы за мертвых тщетны: человек ушел, и уже ничего нельзя изменить. Ведь Сам Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». Но истина в том, что наша молитва об усопших — самое большое, что мы можем сделать для них. Ведь душа, отделившись от тела, уже не может ни покаяться в своих грехах, ни совершить добрые дела. Усопшие не нуждаются ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе. Но вечно живая душа испытывает великую потребность в постоянной молитве.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Есть возможность облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то, хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас». Имея такие свидетельства чудесной перемены участи усопших по молитвам живых, мы должны делать всё возможное, чтобы наши родные и близкие не оставались без молитвы.
Поминовение включает не только частную молитву мирян дома, но также церковное поминовение и совершение милостыни и благих дел во имя усопшего.
Наступает Димитриевская родительская суббота. В канун этого дня хочется вспомнить слова святых отцов, которые говорили, что мы в ответе за грехи своих предков до седьмого колена. Чтобы облегчить их участь перед Богом, нужно молиться и жить благочестиво. Закончить хочется словами святителя Николая Сербского: «Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи, и чтобы наказание не пало на их детей».
Помолимся же о том, чтобы Господь упокоил дорогих нам людей во Царствии Своем, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
Тропари, всех святых, и за умерших, глас 2:
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́щии ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те // спасти́ся, моли́мся, душа́м на́шим.
Помяни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́,/ и ели́ка в житии́ согреши́ша, прост́и:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, // могий и преставленным да́ти поко́й.
Кондак заупоко́йный, глас 8:
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние, // но жизнь безконе́чная.
Храм иконы Божией Матери «Державная», Анапа запись закреплена
Бог Есть Любовь.Православная страничка
ПРАВОСЛАВНЫМ РОССИЯНАМ О ХЭЛЛОУИНЕ
Я в хоровод вступаю, хохоча, и все-таки мне неспокойно с ними: а вдруг кому-то маска палача понравится – и он ее не снимет. (Владимир Высоцкий)
«Праздник» этот в последнее время распространяется и в России, культурообразующей религией которой является православие. Увы, нынешние россияне, даже называющие себя верующими, часто и не догадываются о том, что знает православие о мироустройстве.
Современный человек не верит в существование бесов (даже среди тех, кто считает себя православными, около половины считают их выдумкой). Именно этого они и добиваются. Нечистой силе выгодно, чтобы люди в нее не верили – во тьме неверия легче творить свои черные дела. И игрища, подобные Хэллоуину, развязывают руки диавольским силам.
«Классическое» празднование Хэллоуина обычно происходит в форме маскарада, герои которого приходят из мира оккультизма и магии. Особенно популярны наряды ведьм, магов, колдунов, вампиров, покойников, оборотней, привидений, русалок, фей, эльфов, вурдалаков, упырей и пр. Вечеринки сопровождаются зловещей, кладбищенской музыкой, завываниями волков, уханьем сов и другими устрашающими звуками. Приветствуются гадания, колдовство, языческие обряды принесения жертв злым духам, розыгрыши сомнительного характера. Популярны развешанные плакаты с изображением Дракулы, ведьм, вампиров и бесовской атрибутики (осиновый кол, чёрные чётки и др.). Даже веселый обычай расставлять всюду тыквы с вырезанными на них страшными рожицами несет инфернальный смысл: тыква символизирует отрубленную голову, жертву, приносимую диаволу. О названиях блюд, подаваемых на подобных шабашах, лучше умолчим, они, мягко говоря, неаппетитны.
Хэллоуин особенно привлекателен для детей и подростков. Детская мечта перемазаться сажей и попугать кого-нибудь, стала необыкновенно доступна! Ребенок уже не боится зла! Скелеты, вампиры, окровавленные зомби уже не вызывают естественного чувства отторжения. В этот «шуточный праздник» человеку предоставляется «редкая возможность» почувствовать себя демоном, поступать как демон… Игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью – и это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития.
И совершенно неважно, осознанно ли человек вступает в область темной мистики, или просто бездумно веселится. Темные, сатанинские смыслы изначально вложены в событийную канву подобных игрищ. Бесы гарантированно покуражатся над теми, кто попытается с ними заигрывать.
От того, во что играют дети сегодня, в большой степени зависит то, что они будут делать в будущем. Не праздники ли, подобные Хэллоуину, породили, например, так называемую «стрельбу в школе»? Это уже термин такой специальный появился, которым обозначаются массовые убийства учащихся, производимые, чаще всего, самими учениками. Стреляют в людей подростки, которых никто не познакомил с элементарными правилами духовной безопасности (а многие ли взрослые их нынче знают?), но зато им открыли мир темной духовности. Так вот, с 2000-го по 2013-й год в США и Канаде такие преступления совершались 125 раз, во всем остальном мире – 27 раз, в России – 1 раз. Пока один раз. Надо ли нам «догонять Америку»?
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.
Если кто-то из вашего окружения планирует отмечать Хэллоуин, дайте им почитать этот листок.
Если праздновать собираются в школе, где учатся ваши дети, доведите до сознания учителей, что они, тем самым, отрекаются от Православия и предают себя в руки сатаны. И это не шутка. Наши дела могут быть или «за Бога» или «против Бога». Среднего, «нейтрального» пути, не существует.
___
Миссионерский листок
Храма Успения Пресвятой Богородицы
Храм иконы Божией Матери «Державная», Анапа запись закреплена
Православие.Ru
ТОЛЬКО ЗА 7 МЕСЯЦЕВ 2021 ГОДА В НИГЕРИИ УБИТО 3,5 ТЫС. ХРИСТИАН
За последние годы гонения на христиан в Нигерии достигли пугающе высокого уровня. Так, по меньшей мере 3462 христианина, в том числе 10 священников или пасторов, были убиты в Нигерии за первые 200 дней 2021 года. Иными словами, в Нигерии каждый день 17 христиан убивают за их веру.
Показать полностью.
Кроме того, около 300 храмов подверглись угрозам и нападениям, были закрыты, разрушены или сожжены с января 2021 года.
«Международное общество за гражданские свободы и верховенство закона» отмечает, что, к сожалению, на сегодняшний день те, кто устраивают резню христиан в стране, «продолжают уклоняться от правосудия и остаются безнаказанными, что приводит к повторным злодеяниям». Правозащитники утверждают, что правительство Нигерии оставило пострадавших и их семьи на произвол судьбы.
Храм иконы Божией Матери «Державная», Анапа запись закреплена
Евангелие на каждый день
Недавно мне задали вопрос: «На протяжении уже нескольких лет хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь по мере сил, читаю утренние и вечерние молитвы. Но как таковых изменений в лучшую сторону в себе не вижу: как было большинство страстей, так и остаются. Каюсь в основном в одном и том же. Наверное, это фарисейство. Или не хватает решимости полностью отдать свое сердце Господу? Как Вы думаете?»
Показать полностью.
⠀
Меня такое перечисление всегда «умиляет» (в кавычках): пощусь, хожу в храм, читаю правила, исповедуюсь, причащаюсь – и ничего не происходит. Только забыли самое главное – жить по заповедям Божиим. Вот с этого и надо начинать. Отец Иоанн (Крестьянкин) однажды сказал, что нетяжело стать монахом внешне: четки, клобук, черная одежда, потупленный взгляд вниз, худое и изможденное лицо. Все это не так сложно. Гораздо сложнее стать монахом внутренне.
⠀
Все, что человек перечислил, – это вещи необходимые, но они внешние. Христианство начинается с Евангелия. В Евангелии надо начать с Нагорной проповеди: что Господь заповедал в этой проповеди – к этому надо стремиться. За внешними признаками – постом, молитвой, правилами, богослужениями – создается иллюзия, что идет христианская жизнь. Но христианство начинается не с этого, а с желания жить по слову Божьему.
⠀
Господь сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Прежде чем соблюдать заповеди, надо их иметь. Что значит иметь? Если Евангелие лежит в шкафу или на столе, это вовсе не значит, что мы имеем заповеди. Заповеди должны быть в голове и в сердце; их надо не только умом принять, но и сердцем.
⠀
Я иногда у людей спрашиваю, знают ли они наизусть заповеди блаженств. Их поют в храме каждую литургию, но люди даже этого не знают. Как Серафим Саровский стал святым? Он прочитывал Евангелие за неделю: с понедельника по четверг – Евангелия от четырех евангелистов, а с пятницы по воскресенье – апостольские послания и Апокалипсис. Люди удивляются: разве это возможно? Возможно, если телевизор смотреть поменьше и в телефоне не просматривать все подряд!
⠀
Я однажды посмотрел в своем телефоне экранное время: пять часов! Я был в шоке! А если пять часов в день читать Священное Писание? А мы чем занимаемся? Мы большей частью занимаемся ерундой; прожигаем, бездарно проводим время. Кто-то из святых сказал: не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Суета закручивает нас как волчок и отводит от самого главного – от жизни по Евангелию.
⠀
Например, люди приходят и каются, что обозвали кого-то, сидя за рулем автомобиля. Даже в собственной машине люди находят зло. Что это такое? Это испытание. А ты как думал.
⠀
Я однажды пришел к схиархимандриту Христофору и сказал, что в монастыре искушения: наезды, недовольства. А он мне говорит: «Мелхиседек, если тебя будут гладить по шерсти, ты ничему не научишься. Когда будут гладить против шерсти, только тогда чему-нибудь научишься».
⠀
Евангельские заповеди надо исполнять не тогда, когда все хорошо, а когда трудные соседи, непонятные родители, которые борются против веры христианской. И таких родителей надо любить, уважать, терпеть, неся свой жизненный крест. Евангелие должно стать содержанием твоих мыслей, слов и поступков. Это будет стержень, и тогда все будет хорошо.
Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Храм иконы Божией Матери «Державная», Анапа запись закреплена
Моя вера православная
КАК И КОГДА КЛАСТЬ ПОКЛОНЫ? (Очень полезная информация)
В наше время, к сожалению, можно наблюдать, как православный народ, воцерковившийся в своём подавляющем большинстве в постсоветский перестроечный период и не имеющий глубокого укоренения в церковных традициях, не всегда правильно совершает поклоны во время богослужения в воскресные и праздничные дни.
Показать полностью.
Речь идёт исключительно о земных поклонах, так как именно их не в должное время совершение является наиболее заметным и явным нарушением уставного богослужебного чина, вызывающим немалое смущение у старых и духовно опытных прихожан и священнослужителей.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
КРЕСТИТЬСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ СЛЕДУЕТ:
1. В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу. » три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
2. В начале пения или чтения «Верую».
3.На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
КРЕСТИТЬСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ СЛЕДУЕТ :
1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2.При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3.При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».
5. При словах «Честнейшую Херувим. ».
6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.
10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.
КРЕСТИТЬСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ СЛЕДУЕТ:
1. В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
2. В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
3. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. ».
4. По окончании пения «Тебе поем. ».
5. После «Достойно есть. » или задостойника.
6. При возгласе «Святая святым».
7. При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш».
8. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».
9. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
10. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».
11. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ КЛАДЕТСЯ :
1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».
2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ :
1.В дни воскресные (каждое воскресенье — это малая Пасха), в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
2. При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви преклоните» все молящиеся преклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, преклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
Неординарные же земные поклоны (особые) разрешаются. К неординарным земным поклонам относятся уставные поклоны после выноса Креста на Крестопоклонной Недели Великого поста и праздника Крестовоздвижения, поклоны ставленников при хиротонии, поклоны пред святой Плащаницей, а так же связанные с проявлением личных благочестивых чувств: стояние на коленях во время таинства исповеди, внебогослужебные поклоны перед святыми иконами и мощами, поклоны в кувуклии Гроба Господня и прочие.
Как правильно накладывать Крестное знамение?
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Храм иконы Божией Матери «Державная», Анапа запись закреплена
Храм иконы Божией Матери «Державная», Анапа запись закреплена
Бог Есть Любовь.Православная страничка
ВОСЕМЬ ГЛАСОВ – СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ
Каждому христианину под силу выучить основные напевы тропарей, чтобы стены наших жилищ освящались звуками церковных песнопений. Ведь богослужение не должно замыкаться в стенах храма. Его путь — в каждый дом, в каждое сердце, к душе каждого человека, который любит и ищет Бога.
Показать полностью.
Основа пения в Церкви — так называемые церковные гласы. Именно гласы, а не авторские песнопения должны быть во главе музыкальной составляющей любого богослужения. С их помощью Церковь веками передавала христианам свое спасительное вероучение, прививала знание многих текстов и молитв, чтобы через мелодию священные слова лучше воспринимались и усваивались душой.
Наших церковных гласов восемь, что свидетельствует об устремленности христиан от земного к небесному, ведь число «восемь» — символ вечности («семь» — полнота и совершенство всего здесь, на земле). Некоторые считают, будто современные церковные гласы, то есть, напевы, не имеют ничего общего с древними мелодиями. Но это не так. Любой специалист скажет, что в сердцевине современного церковного гласа (напева), несмотря на его значительное упрощение, хранится, как в сокровищнице, все та же идея тысячелетней давности.
Даже более чем тысячелетней, и более чем двухтысячелетней — так велика и углублена в века идея каждого гласа. Оказывается, в основе церковных гласов, известных уже с III века, лежат древнегреческие напевы времен Платона и Аристотеля и еще более древних! Тогда гласов было четыре основных и четыре косвенных, на основе первых. (В Греции они до сих пор так и называются — «основные» и «косвенные»). В VII-VIII веках полностью сформировалось церковное осьмогласие, причем главную заслугу в этом приписывают деятельности святых Григория Великого на Западе и Иоанна Дамаскина на Востоке.
Сегодня у каждого гласа есть варианты — тропарный, стихирный, ирмосовый, пение на «подобен», то есть, особый, специальный, образец мелодии гласа. По некоторым причинам, в частности, из-за наибольшего употребления как в Церкви, так и в домашних молитвах, идея гласа более всего сохранилась именно в тропарных напевах.
ПЕРВЫЙ ГЛАС в древней Греции употреблялся в самых торжественных случаях, например, при пении гимнов, при жертвоприношении, для воспитания мужества и бодрости. Современный напев весьма соответствует этому предназначению. Церковь очистила его от языческой страстности, и теперь он «служит» в самые торжественные, возвышенные моменты. Взять хотя бы «Спаси, Господи, люди Твоя. » (тропарь Крестовоздвижению, 27 сентября) или «Во Иордане крещающуся Тебе Господи!…» (тропарь Богоявлению, 19 января). Между прочим, и почти вся служба праздника праздников — Святой Пасхи — соткана из песнопений первого гласа.
Следующий, ВТОРОЙ, ГЛАС — некоторая противоположность первому (конечно, не снижая его достоинства). Он выражает простоту и кротость. В античной древности второй глас сопровождал веселье, даже пляску, с его помощью боролись с печалью. Церковная традиция освободила его от уз служения бездумному увеселению и усвоила ему роль утешать печальных, прогонять уныние. Действительно, весело и несколько «танцевально» звучит его начало: «Егда снизшел еси к смерти Животе безсмертный…» (воскресный тропарь 2-го гласа), «Видехом свет истинный…» (стихира Святой Троице, которая поется в конце Божественной Литургии).
Пожалуй, самый богатый мелодическими оборотами ТРЕТИЙ ГЛАС в глубокой древности сравнивался с бурным морем. С его помощью готовились к битве! Платон и Аристотель предпочитали его другим за силу и страстность. Церковь очистила его от античных излишеств и сегодня этот действительно, пожалуй, самый «бурный» глас, отражает наше жительство в бурном мире. Нас без конца обуревают помыслы, искушают раздражение и недовольство. Но в конце «бури» — тишина и свет победившего солнца, Солнца Правды! Таков третий глас, — он начинается в миноре, часто переходит из минора в мажор и обратно, имеет самую большую амплитуду «подъемов» и «спусков», но в конце — победа высокой и светлой мажорной гармонии. Вот примеры: «Да веселятся небесная, да радуются земная. » (воскресный тропарь), «Дева днесь Пресущественнаго раждает. » (кондак Рождеству Христову).
ЧЕТВЕРТЫЙ ГЛАС как бы уравновешивает порывистость третьего. В античности его использовали в трагедиях за то, что он внушал то печаль, то радость. Его церковное свойство — дарить покой душе после треволнений, возводить к небесам, выражать действие Благодати. Этим обуславливается весьма широкое употребление четвертого гласа. Например, «Богородице, Дево, радуйся. » (древнейшая христианская молитва-тропарь), «Правило веры и образ кротости…» (тропарь святителю Николаю и всем святителям), «К Богородице прилежно ныне притецем…» (тропарь из молебного канона).
Остальным, «косвенным», гласам в Церкви усвоена не менее важная роль, чем «основным». ПЯТЫЙ характеризует умиротворенное настроение, свойственное вечернему времени суток. На его мелодию написан «Ангельский собор…» (воскресные тропари после полиелея или 17-й кафизмы), а также «Собезначальное Слово Отцу и Духови…» (воскресный тропарь 5-го гласа). Для ШЕСТОГО характерны настроения преданности, любви, грусти. Еще с античных времен он отличался плавным и связным течением мелодии. Таков он и сегодня «грустный глас шестый» — напев молитв «Царю Небесный», «Воскресение Христово видевше…», воскресной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» СЕДЬМОЙ ГЛАСупотребляется реже всех остальных. Может быть потому, что в древней Греции он считался слишком мягким, ласкательным и даже «льстивым». Конечно, Церковь преобразила его «ласкательность» в «кроткую настойчивость», свойственную мягкому увещанию. Таковы воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть…», а также Преображению — «Преобразился еси на горе, Христе Боже…».
Замыкает перечень гласов ВОСЬМОЙ, признанный «небесным» еще с античных времен. С его помощью воспевали красоту небесного свода. В христианстве он служит символом бесконечности, жизни будущего века. Действительно, его мелодия и сегодня напоминает взмахи крыльев, она все время «взмывает» снизу вверх. Это можно проследить в молитвах «Достойно есть…», «Взбранной Воеводе…», «С высоты снизшел еси Благоутробне…» (воскресный тропарь 8-го гласа).
К высоте богопознания устремлен не только восьмой, но и все гласы, образуя собой как бы лестницу к небесам.
___
Преподаватель Минского духовного училища Андрей Ахметшин
«Воскресение», № 4, 2016.
Тропарь, глас 1:
Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жи́знь. / Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче: / сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́, / сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Тропарь, глас 2:
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́: / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Тропарь, глас 3:
Да веселя́тся небе́сная, / да ра́дуются земна́я, / я́ко сотвори́ держа́ву / мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, / попра́ сме́ртию сме́рть, / пе́рвенец ме́ртвых бы́сть; / из чре́ва а́дова изба́ви на́с, / и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь, глас 4:
Све́тлую воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся сме́рть, / воскре́се Христо́с Бо́г, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь, глас 5:
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, / от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, / воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, / я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст, / и сме́рть претерпе́ти, / и воскреси́ти уме́ршия / сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Тропарь, глас 6:
А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.
Тропарь, глас 7:
Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть, / отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й, / мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́, / и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́, / я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же, / да́руяй ми́рови / ве́лию ми́лость.
Тропарь, глас 8:
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне, / погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное, / да на́с свободи́ши страсте́й, / Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.