храм иконы казанской божией матери питер

Казанский собор — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви

Казанский собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших храмов и одна из главных достопримечательностей города.

Полное официальное название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери. Располагается святыня на одноимённой площади Северной столицы.

храм иконы казанской божией матери питерКазанский собор

Свою историю современный Казанский собор ведёт с рубежа XVIII и XIX столетий, когда на Невском проспекте было начато строительство собора, в котором должен был храниться чтимый список чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Однако до начала строительства нового храма в городе существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которой в свою очередь предшествовала деревянная часовня, располагавшаяся рядом с Невкой. Данная часовня находилась на Посадской улице Городового острова. Спустя непродолжительное время в часовне установили полотняную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1727 году в результате обветшания часовня была закрыта, а иконы и утварь перенесены в Троицкий собор, который располагался рядом с Петропавловской крепостью.

храм иконы казанской божией матери питерЧудотворный список Казанской иконы Божией Матери

В 1733 году состоялась закладка придворной церкви, располагавшейся на Невском проспекте — церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие произошло 6 (по новому стилю — 17) сентября. Строительным материалом храма стал камень.

Данная церковь была построена в стиле барокко, имела деревянный купол и колокольню над входом. Спустя неполных четыре года с начала строительства храм был освящён в присутствии императрицы Российской империи Анны Иоанновны. Именно здесь до строительства нового собора хранился чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.

храм иконы казанской божией матери питерЦерковь Рождества Пресвятой Богородицы

Со временем церковь стала ветшать и потребовался новый храм. В связи с этим в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора. После рассмотрения многочисленных проектов одобренным оказалось предложение бывшего крепостного графа Строганова, архитектора — Андрея Воронихина.

27 августа (по новому стилю — 8 сентября) 1801 года состоялась закладка нового собора, на которой присутствовал лично император Александр I. Спустя десять лет возведение нового храма было завершено. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил Казанский собор, а старую церковь разобрали.

После победы в Отечественной войне 1812 года собор стал восприниматься современниками как памятник русской воинской славы. После окончания войны здесь были выставлены различные трофеи: военные французские знамёна и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, личный жезл маршала Даву и прочее. В 1813 году здесь был похоронен генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов.

храм иконы казанской божией матери питерГенерал-фельдмаршал Михаил Кутузов

В 1903 году прихожанами планировалось воздвижение колокольни, но из-за возражений, выдвинутых Академией художеств, построить данный объект не удалось.

На протяжении многих десятилетий 30 августа из Казанского собора отправлялся самый большой в Санкт-Петербурге торжественный крестный ход. Верующие двигались по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. День 30 августа в Северной столице был выходным. 8 июля в престольный праздник также собиралось огромное количество людей, в связи с чем молебен проводился на особом помосте перед чудотворным образом на площади у Казанского собора.

храм иконы казанской божией матери питерКазанская площадь перед собором

Также торжественно отмечались и другие праздники, в числе таковых были и «царские дни», во время которых на богослужении находились члены императорской семьи, министры и видные сановники.

С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, при котором находились школа-приют, бесплатная столовая, богадельня, дом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.

После смены власти Казанский собор подвергся изъятию церковных ценностей, которое происходило в 1922 году. В 1923 году храм был передан обновленцам, в результате чего с середины 20-х годов ХХ столетия стал кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии.

В январе 1932 года Казанский собор оказался закрытым по решению Леноблисполкома (Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся) от 26.12.1931 и Президиума ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) от 10.03.1932, после чего здесь был открыт Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона оказалась перенесённой во Владимирский собор, где располагалась у правого клироса.

храм иконы казанской божией матери питерКазанский собор в советский период

С начала 1990-х годов в храме начали проводиться богослужения. Полное освящение собора состоялось в марте 1998 года. Спустя ещё два года храм был возвращён Русской православной церкви и превратился в кафедральный собор.

Внешний облик Казанского собора отличает его от классического православного храма. Дело в том, что император Павел I, при котором было начато строительство нового здания, выразил желание, чтобы храм был похож на главную католическую святыню — Собор Святого Петра в Риме. В связи с этим архитектором Воронихиным была возведена колоннада, включавшая 96 колонн, а сам храм был построен в стиле ампир. Также в нём прослеживаются черты классицизма.

В архитектуре собора нашли сочетание формы как базиликального (чисто римского), так и крестово-купольного храма. Само здание имеет форму четырёхконечного латинского креста, в средокрестии которого находится купол. Казанский собор вытянут с запада на восток. Вдоль барабана купола располагается 16 окон. Он имеет два свода: нижний и верхний, а диаметр купола превышает 17 метров. Интересно, что при его сооружении впервые в истории мировой строительной практики была разработана и применена металлическая конструкция. Венчает купол крест, который располагается над уровнем земли на 71,6 метр.

храм иконы казанской божией матери питерКупол Казанского собора

Интересен и тот факт, что первоначально предполагалось наличие у храма не одной, а двух колоннад, вторая из которых должна была располагаться с южной стороны. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Примечательно, что Казанский собор не имеет колокольни. При этом храм располагает звонницей, находящейся в западной части колоннады.

Снаружи храм облицован серым пудостским камнем. Первоначально на фасаде располагались многочисленные статуи, а также храм был украшен рельефами, часть из которых не сохранилась. Например, и сегодня можно увидеть два пьедестала, располагающиеся по бокам колоннады. На них до 1824 года размещались гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что они будут заменены на бронзовые, однако задуманное не осуществлено до настоящего времени.

Северные врата храма отлиты из бронзы. За образец были взяты «райские двери» флорентийского кафедрального храма — Собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Казанский собор имеет колонны не только снаружи, но и внутри. Так, во внутренней части здания можно увидеть 56 колонн коринфского ордера, выполненные из розового финского гранита. Капители у колонн — золочёные. Таким образом внутри Казанский собор — римская базилика, четыре ряда монолитных колонн которой делят пространство на три нефа.

храм иконы казанской божией матери питерСеверные врата храма

Ранее в соборе было несколько барельефов, из которых до наших дней сохранилось только два: «Несение креста» и «Взятие под стражу». Следует отметить, что остальные барельефы были убраны ещё в 1814 году.

Внутри храма хранятся многочисленные святыни и реликвии, основной из которых является Чудотворная икона, обретённая в 1579 году в Казани. В Санкт-Петербург икона была привезена в 1710 году. Вероятнее всего сюда она попала из Москвы с царицей Параскевой Феодоровной.

Часть почитаемых образов сегодня находится не в соборе. В их числе икона Спасителя в иконостасе, иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, которые были подарены Кутузовым. К числу таковых также относится икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, которая была прислана в 1906 году патриархом Иерусалимским Дамианом. Также одной из важных реликвий, бывших в Казанском соборе является Голгофа с частицей Живоносного Гроба, которая была устроена по проекту российского зодчего Николая Никонова в 1891 году.

Важной составляющей внутреннего убранства храма является живопись. Её можно видеть в иконостасе, на стенах и пилонах — подкупольных столбах. Наиболее выдающейся работой является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо», принадлежащий кисти Карла Брюллова.

храм иконы казанской божией матери питерКазанский собор внутри

Храм имеет четыре придела, главный из которых посвящён Казанской иконе Божией Матери, северный — Святым Антонию и Феодосию Печерским. Также здесь имеются южный придел — Рождества Пресвятой Богородицы и пещерный — священномученика Гермогена.

Важно отметить, что Казанский собор стал первым на территории России храмом, который был построен русским архитектором полностью в европейском стиле. Здесь гармонично переплелись архитектура, скульптура и живопись.

В 2011 году Банком России была выпущена памятная монета с изображением Казанского собора. Её номинал составил 25 рублей, вес — 155,5 грамма. Металлом изготовления стало серебро. Монета была выпущена в рамках серии «Памятники архитектуры России».

храм иконы казанской божией матери питерМонета «Казанский собор»

В настоящее время Казанский собор — это не только кафедральный собор Санкт-Петербурга, но и объект культурного наследия народов Российской Федерации, привлекающий внимание не только верующих, но и туристов со всей России и зарубежья.

Источник

Собор Казанской иконы Божией Матери. Святыня и реликвии

Фотографии

храм иконы казанской божией матери питерхрам иконы казанской божией матери питер храм иконы казанской божией матери питер

Казанский кафедральный собор входит в число крупнейших храмов Северной столицы. Этот уникальный, красивый и величественный памятник архитектуры православного церковного зодчества, памятник русской воинской славы, который располагается в самом сердце Санкт-Петербурга, посещает весь мир. Возводился храм для почитания иконы Божией Матери Казанской, которая и стала его основной святыней.

Происхождение образа

До возведения Собора здесь у фонтана стояла церковь. В нее, за день до освящения в 1737 году, перенесли образ Божией Матери, найденный в Казани в 1579 году. Икона является списком (копией), размером 57,72 х 53,28 сантиметров, выполненным с оригинального образа (26,64 х 22,2 см.).

Ее история весьма загадочная и не лишена Божественного происхождения. Хорошо, что до наших дней дошла рукопись от 1594 года Казанского митрополита Ермолая, повествующая о чудесном появлении иконы. Согласно преданиям, русским воинам при взятии Казани в 1552 году помог образ Божией Матери.

Спустя более 2-х десятилетий после вхождения Казани в состав Российского государства, в городе случился страшный пожар. Погорели многие жилища. Такая же участь постигла и обитель стрельца Онучина. Его восьмилетней дочурке Матрёне во время сновидений явилась Божья Матерь и указала место под пепелищем, где находится Её икона. Вскоре святыню достали, и она сразу же лучезарно засияла.

Бытуют домыслы, что ее закопали татары, равно как и кто-то из русских пленников, либо мусульмане, обратившиеся в православную веру. Здесь у тайника возвели Богородицкий монастырь. Далее день, когда икону нашли, стал Праздником Казанскому образу. Он являл миру чудеса.

Поначалу список иконы Казанской Божией Матери хранили в часовне на Посадской улице Петроградской стороны, вблизи государева домика. По велению императрицы Всероссийской Анны Иоанновны — дочери Иоанна V — на Невском проспекте к 1737 году построили Церковь Рождества Богородицы. Чтобы показать огромную святость и почитание образа, изготовили ризу, не жалея ни червонного золота, ни драгоценных камней.

Взошедший на трон государь Павел Первый — сын Екатерины Великой — желал для этой чудотворной иконы поставить в стольном граде Петровом великий Храм, в котором ему хотелось бы видеть «немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме», дабы благодаря величию Собора встать Санкт-Петербургу в один ряд с основными европейскими христианскими столицами. Список образа, покоившийся в Церкви Рождества Богородицы, перенесли в возведенный в 1811 году Казанский Собор.

Реликвии храма

Около 2-х месяцев двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Санкт-Петербург, 2 дня петербуржцы прощались со своим героем, великим русским полководцем. Оформлением могилы занимался архитектор Казанского собора — Андрей Никифорович Воронихин.

Ограда представляет собой низкую решетку, изготовленную из темной бронзы, с золочеными венками, опорные стойки выполнены в виде пушечных стволов с боевыми шлемами на угловых столбах. Н а мраморной доске значится : «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау».

У могилы генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова помещены победоносные трофеи: знамена, штандарты, орлы, ключи от завоеванных городов и крепостей Европы, а также жезл маршала Франции. С этих пор Собор почитается как Храм русской воинской славы.

В 1837-ом году на 25-ю годовщину победы над Наполеоном на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники величайшим русским полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Их автором стал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов.

Чудесные явления образа

О заступничестве Божьей Матери за страну и её народ подтверждают многие летописи. Во времена смуты, особых тягот люди несли Казанскую икону Богоматери. С ней народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского в 1612 году освобождало Москву от поляков. С молитвенными прошениями к Божией Матери отечественным героям удалось сломить сопротивление шляхтичей.

С 1613 года — после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича икона Казанской Богоматери стала семейной реликвией царского дома. В 1648 году у царя Алексея Михайловича Романова в День Казанской иконы Божией Матери родился первенец. Данное небесное совпадение повлияло на то, что государь приказал этот праздник почитать как общероссийский, до революции он был официальным выходным.

Икона помогла победить Петру Великому в битве под Полтавой. В праздник образа на торжественной службе в Троице-Петровском соборе народу было объявлено о победе России в Северной войне. Тогда Петру Первому присвоили титул: “Императора Всероссийского” и звания: “Отец Отечества” и “Великий”. Так, Европа была вынуждена признать за Россией статус могущественной державы в составе Европы.

Летом 1812 года, перед отъездом на фронт главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов посетил Казанский собор, где припадал к иконе Божией матери. Также, как говорят предания, прежде, чем принять командование русской армией в 1812 году, Кутузов объехал все войска с иконой Казанской Богоматери. Заступница помогла русским людям победить, более того, освободить народы других стран от Наполеона.

Существует такая легенда. Когда русские войска приступали к прорыву блокады Ленинграда, кем-то был дан негласный приказ — доставить икону Казанской Божией Матери на фронт и пронести Святыню по всем воинским частям. Вероятно, так все и было. Об этом факте умалчивали в связи с атеистическими взглядами советских руководителей.

Согласно другим источникам, икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград, где ее пронесли по окраинам города. Позже ее перевезли в Москву, далее перед нею отслужили молебен в Сталинграде. Верующие до сих пор уверены в том, что именно чудотворный образ Казанской Божией Матери помог советским воинам прорвать блокадное кольцо в 1943 году, полностью освободить Ленинград от вражеской блокады в 1944 году, одержать великую Победу в 1945 году.

Советское прошлое

В 20-х годах прошлого столетия храм лишился церковных ценностей. Но, Слава Богу, его главная Святыня сохранилась. Хотя ей пришлось не раз менять обители. Ее спасение произошло благодаря любви и усилиям верующих.

Сперва образ содержался в Спасо-Успенском храме. После его закрытия в 1937-ом передали икону в Церковь на Смоленском кладбище. В 1940 году и ее закрыли, тогда святыня перешла в Князь-Владимирский собор. Здесь она пребывала до своего возвращения в Казанский собор летом первого года нашего тысячелетия.

Празднование святыни

С 2005-го года — 4 ноября к празднику Казанской иконы Божией Матери присоединилось празднование Дня воинской славы и Дня народного единства России. Казанский образ помог россиянам противостоять разделению и Смуте, стать единой державой.

Народ сумел с молитвами к Божьей Матери спасти Русь от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, освободить ее от всех ее иноземных захватчиков, отразить нападки врагов на родную страну, дать ей долгожданный мир. И сегодня мы должны вынести уроки из истории и понимать то, что наша сила в вере и единстве.

Послесловие

Печальный факт состоит в том, что оригинал — прообраз списка Казанской Божией Матери пропал в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря ради продажи драгоценностей ризы. Сам же лик был, якобы, изрублен на куски и сожжен. Также утверждают, что во время кражи была копия, а подлинник по сей день находится в тайниках монастыря.

Еще пишут, что во время Гражданской войны прообраз иконы Казанской Божией Матери вывезли из России. В 1920 году икону продали на аукционе коллекционеру из Лондона. В дальнейшем она принадлежала многим владельцам. Наконец, есть хорошие измышления, мол, прообраз вернулся в Россию в 2004 году.

Но доподлинно неизвестно, так ли это, или нет, равно как и точное местонахождение оригинального святого образа. Но у нас есть молитва и список иконы, перед которым мы можем молиться, и все в жизни будет отлично!

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Источник

Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Собор открыт:
понедельник — суббота 9:00-19:45
воскресенье 6:30-19:45
Показать полностью.

Богослужения совершаются ежедневно. С расписанием можно ознакомиться по ссылке: http://kazansky-spb.ru/texts/raspisanie

Трансляции богослужений можно смотреть на канале в YouTube.

В течение дня в соборе находится дежурный священник, совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды.

храм иконы казанской божией матери питер

Казанский кафедральный собор запись закреплена

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, празднование иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 7 ноября, протоиерей Николай Преображенский совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

За богослужением хор собора под управлением главного регента Светланы Румянцевой исполнил «Литургию святого Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского. Исполнение было приурочено к 128-летию со дня кончины великого русского композитора.

Запись трансляции смотрите на нашем канале в YouTube.

храм иконы казанской божией матери питер

храм иконы казанской божией матери питер

храм иконы казанской божией матери питер

храм иконы казанской божией матери питер

Казанский кафедральный собор запись закреплена

храм иконы казанской божией матери питер

храм иконы казанской божией матери питер

Казанский кафедральный собор запись закреплена

В Димитриевскую родительскую субботу, 6 ноября, протоиерей Сергий Кудряшов совершил в Казанском кафедральном соборе Божественную литургию.

После окончания Литургии была совершена панихида, на которой были вознесены молитвы «о упокоении душ рабов Божиих всех от века усопших православных христиан».

храм иконы казанской божией матери питер

Казанский кафедральный собор запись закреплена

В день празднования Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), 4 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе. В этот день в России отмечается государственный праздник ― День народного единства.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, духовенство кафедрального собора.

На богослужении молились губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов, депутат Государственной Думы Вячеслав Серафимович Макаров, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Георгиевич Иванов.

Богослужебные песнопения исполнили хор Казанского собора (регент — Светлана Румянцева) и хор Воскресной школы (регент — Мария Красноцветова).

Источник

Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

храм иконы казанской божией матери питер

Казанский собор — один из крупнейших храмов Петербурга, построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Выполнен в стиле ампир. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Сегодня Казанский собор является, в соответствии со своим статусом, центром церковной жизни Санкт-Петербурга, привлекая под свои величественные своды множество паломников и туристов. Открыт собор ежедневно, с половины девятого утра (по воскресеньям — с семи) и до окончания вечерней службы.

Содержание

История [ править ]

Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы [ править ]

храм иконы казанской божией матери питер

Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько

предшественников. Сначала икона, привезенная в Петербург в 1710 году, помещалась в малой «светличке» — деревянной часовне близ Невки, на Посадской улице Городового острова (нынешняя Петроградская сторона). В 1727 году обветшавшую часовню закрыли, а чтимый образ Пресвятой

В 1733 году императрица Анна Иоанновна, питая особое почтение к петербургской святыне, повелела конторе интендантских дел просить у Святейшего Синода разрешения «построить на прешпектной дороге, проехав Зеленый (Полицейский) мост, который через Мойку, на правой стороне, церковь, на суммы, назначенные из интендантской конторы». Святейший Синод, разумеется, строительство благословил.

К 1737 году новый «ковчег» для чудотворной иконы вырос приблизительно на том месте, где стоит сейчас Казанский собор. Храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (хотя уже и тогда называли его «Казанским»), принадлежал к придворному ведомству, однако не отличался ни выдающимися размерами, ни особенной роскошью убранства.

Строительство Казанского собора [ править ]

храм иконы казанской божией матери питер

В 1799 году Павел I, взойдя на престол, объявил конкурс на проект нового Казанского собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Всем им предстояло решить нелегкую задачу: император потребовал, чтобы новый собор был подобен собору святого Петра в Риме. Этот собор, виденный Павлом I во время его путешествия по Европе в 1780-х годах, поразил его воображение. В особенности потрясла его колоннада Бернини, опоясывающая площадь перед собором. Теперь он желал, чтобы подобная колоннада украшала фасад Казанского собора. Ни один из именитых зодчих не смог удовлетворить требованиям императора.

Удалось это лишь малоизвестному в те годы архитектору А. Н. Воронихину, происходившему из крепостных графа Строганова. Он предложил решение, благодаря которому храм органично вписывался в ансамбль Невского проспекта. Согласно проекту Воронихина, колонны должны были опоясывать собор не только с северной (выходящей на Невский) стороны, но также и с южной, а вокруг храма — с севера, юга и запада — предполагалось создание трех площадей. Но осуществить эту дорогостоящую задумку не удалось, и колоннада, подобная римской, украсила лишь северный фасад Казанского собора.

Уже готова была позолоченная табличка, возвещавшая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Но до торжественной закладки первого камня в основание храма венценосец не дожил, убитый заговорщиками в собственной спальне.

Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед покойным отцом (а о вине этой не говорил только ленивый), он так торопился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации. Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились.

Но, несмотря на все усилия, окончить стройку в определенный покойным императором срок (три года) не удалось. Россия вступила в эпоху внешнеполитических конфликтов; нача¬лись, как бы сказали теперь, перебои с финансированием. Да и в смету Воронихину уложиться не удавалось, из-за чего постоянно возникали сложности. Только к осени 1811 года собор был готов к освящению.

храм иконы казанской божией матери питер

Торжественное освящение Казанского собора митрополитом Амвросием состоялось 15 (27) сентября 1811 года. В том же году была разобрана старая церковь. Но к этому времени удалось завершить лишь основные строительные и отделочные работы. Оформление храма продолжалось и после его освящения, на протяжении 1811 —1812 годов. Над внутренним убранством собора трудились лучшие живописцы своего времени — В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов и другие, причем не обходилось без конфликтов между Советом Академии художеств и Святейшим Синодом. Синод настаивал на том, чтобы иконы для собора исполнялись на золотом фоне, тогда как Совет Академии заявлял, что «искусство живописи при оном совершенно теряется». В итоге победила точка зрения академиков, и собор приобрел блестящие с живописной точки зрения полотна на религиозную тему, но — фактически остался без икон, так как произведе-ния мастеров-академистов, воспитанных на европейской живописи, таковыми считать не приходится.

Казанский собор и русская военная слава [ править ]

храм иконы казанской божией матери питер

Отделочные работы в Казанском соборе совпали по времени с началом Отечественной войны. Война нарушила планы мастеров, стремившихся скорее окончить отделку собора, но впоследствии, промышлением Божиим, послужила к вящей его славе. 8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы, пре-бывавшей в Казанском соборе.

храм иконы казанской божией матери питер

Трофеи прибывали в Казанский собор не только с «западных» фронтов, но и из Закавказья, где Россия вела «как бы» незаметную на фоне борьбы с наполеоновской армией, но кровопролитную войну с Персией.

К началу XX столетия, согласно описям, в соборе содержалось 107 знамен и штандартов и 97 ключей от взятых городов. Затем они были переданы в Москву, где предполагалось создать музей Отечественной войны 1812 года. Но музей так и не был организован. Сначала эту идею затмили торжества, посвященные 300-летию дома Романовых, а потом началась Первая мировая война.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

Советский период [ править ]

храм иконы казанской божией матери питер

В 1918 году, когда большевистская власть начала беспрецедентные гонения на Церковь, о. Философ Орнатский устроил в подклете Казанского собора храм во имя священномученика Патриарха Ермогена. Образ этого Первосвятителя, до последнего издыхания призывавшего народ к борьбе против интервентов, был особенно близок верующим в ту пору. Именно здесь, в этом «пещерном» храме, проходили богослужения в страшную военно-коммунистическую зиму 1918—1919 годов, так как в промерзшем соборе служить было невозможно.

Но настали и худшие времена. Расстрел о. Философа, варварское изъятие ценностей из Казанского собора (в ходе которого погиб и его неповторимый серебряный иконостас), передача храма обновленцам и, наконец, его закрытие и «переоборудование» для нужд антирелигиозной пропаганды. Крест с собора сняли, заменив его «идеологически-нейтральным» шпилем.

В 1932 году в Казанском соборе разместился Музей истории рели¬гии и атеизма, первым директором которого стал этнограф и исследователь быта и верований коренных народов Сибири В. Г. Богораз (Тан).

Война нанесла собору тяжелые раны: его крыша имела более полутора тысяч пробоин от осколков снарядов, их следами были испещрены стены и колонны. От сырости разрушались настенные росписи, в некоторых помещениях обрушились перекрытия. Реставрационные работы, проводившиеся с 1951 по 1956 год, позволили привести в порядок интерьеры собора, а его фасады реставрировались уже в 1960-е годы.

В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Свою идеологическую функцию музей, расположившийся под кровом Казанского собора, исправно выполнял вплоть до конца 1980-х годов, когда на фоне определенных перемен в отношении государства к своим верующим гражданам атеистическая пропаганда начала давать сбои. Летом 1989 года в здании музея (сиречь собора) состоялось возвращение Церкви мощей благоверного князя Александра Невского, а вслед за тем — мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.

В 1994 году над собором вновь засиял крест.

Современное состояние [ править ]

Процесс возвращения Казанского собора к богослужебной жизни был небыстрым. Хотя уже в конце 1980-х годов музей передал Церкви мощи почитаемых святых, хранившиеся в запасниках, само здание собора продолжало использоваться для музейных нужд (правда, в названии музея уже не звучало слово «атеизм»; речь шла лишь об «истории религии»), 4 ноября (по новому стилю) 1990 года, в день Казанской иконы

Божией Матери, священник Князь-Владимирского собора Григорий Красноцветов отслужил в Казанском соборе первую после долгих лет Божественную литургию. Для богослужений верующим предоставили северо-восточную часть храма где прежде находился придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, а совершаться службы, по договоренности с музеем, должны были только в воскресные и праздничные дни. Передача собора Церкви затянулась на несколько лет.

В 1998 году Казанский собор торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), а спустя два года собор получил статус кафедрального.

Архитектура и внутреннее убранство собора [ править ]

храм иконы казанской божией матери питер

Ближайшим стилистическим предшественником Казанского собора явился собор святого Петра в Риме. Об этом родстве напоминает прежде всего колоннада, «развернутая» к Невскому проспекту.

В остальном архитектурное решение храма представляет собой синтез базиликальных (характерных для римской храмовой архитектуры) и крестово-купольных (традиционных для православной храмоздательной традиции) форм. Собор вытянут вдоль Невского проспекта с запада на восток и имеет в плане форму латинского (удлиненного) креста. Этого, однако, сторонний наблюдатель, созерцая лишь парадный фасад собора, увидеть не может, поскольку основной его объем «отгорожен» от Невского колоннадой.

За двести лет существования Казанского собора его внешность почти не претерпела изменений. В 1903 году усердные прихожане хотели было возвести рядом с собором массивную колокольню, но этот благочестивый проект не реализовался благодаря противодействию Академии художеств. К столетию собора, отмечавшемуся в 1911 году, его отреставрировали, однако сделано было далеко не все из задуманного. Так, из-за недостатка средств не удалось отлить в бронзе статуи Архангелов Гавриила и Михаила. Некогда, к освящению собора, скульптор Мартос выполнил их в гипсе и затонировал под бронзу. Впоследствии предполагалось заменить «муляжи» настоящими бронзовыми статуями. В итоге гипсовые Архангелы простояли у проездов колоннад тридцать лет, пока совершенно не разрушились.

Снаружи [ править ]

Барельефы Скульптурное убранство Казанского собора должно было быть, по замыслу зодчего, гораздо более богатым. Но вмешались финансовые расчеты, началась война, и декоративное оформление храма осталось во многом «недовыполненным». Тем не менее и то, что есть, представляет большой интерес. Снаружи собор украшают 14 барельефов на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, выполненных из пудостьского камня. В центре всех ветхозаветных композиций — пророк Моисей. На фото представлен расположенный на аттике западного проезда барельеф «Дарование Моисею скрижалей».

Парадные бронзовые двери, расположенные в центральной части северного фасада Казанского собора, являются копией знаменитых дверей флорентийского баптистерия, созданных в XV веке Лоренцо Гиберти. Правда, мастер Василий Екимов, производивший отливку дверей, перепутал последовательность сюжетов и расположил их в несколько ином, чем у Гиберти, порядке. Мраморное обрамление северных врат выполнено по проекту Воронихина.

Купол петербургского Казанского собора в большей степени напоминает купол парижской церкви Сент-Женевьев или Дома инвалидов, чем массивный купол римского собора святого Петра. Несмотря на свою величину (более V метров в диаметре), он кажется весьма изящным. Любопытно, что при его возведении Воронихин впервые в мире применил металлическую конструкцию, значительно увеличивавшую прочность всего сооружения.

Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, 20 колонн имеет южный портик, 12 — западный. Все колонны — коринфского ордера, для которого характерны пышно украшенные стилизованными листьями капители. Облицовка колонн выполнена из пудостьского камня и покрыта каннелюрами (вертикальными желобками). Благодаря им создается впечатление легкости и стройности колонн, хотя на самом деле каждая из них весит около 28 тонн и имеет в высоту 14 метров.

Внутри [ править ]

храм иконы казанской божией матери питер

храм иконы казанской божией матери питер

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО собора организовано достаточно традиционно. Посредством колонн коринфского ордера оно разделено на три нефа, причем центральный шире боковых в четыре раза и перекрытполуцилиндрическим сводом. Боковые нефы имеют кессонированные перекрытия. Материал для колонн Воронихин подбирал во время своего свадебного путешествия на Карельский перешеек, в которое отправился после бракосочетания с чертежницей Мэри Лонд. Его внимание привлекли месторождения гранита близ Выборга. Этот камень наилучшим образом соответствовал замыслу архитектора, и в 1803 году на выборгских каменоломнях начались интенсивные работы.

Дивную «выставку» отечественных недр представляют собой и другие элементы внутреннего убранства: пол выложен розовым и серым карельским мрамором с вставками черных шунгитовых сланцев, а в алтаре и на амвоне — малиновым шокшинским кварцитом, высоко ценимым во всем мире. Важную роль в оформлении собора играет живопись, выполненная лучшими тогдашними мастерами. Более всего Казанский собор был знаменит своим серебряным иконостасом — ныне, увы, безвозвратно утраченным.

В декабре 1812 года М. И. Кутузов отправил митрополиту Санкт-Петербургскому Амвросию (Подобедову) несколько слитков серебра, сопроводив посылку письмом следующего содержания: «Благословите сей дар, приносимый воинами Подателю победы. Храбрые Донские казаки возвращают Богу из храмов Его похищенное сокровище. На меня возложили обязанность доставить Вашему

храм иконы казанской божией матери питер

Высокопреосвященству сие серебро, бывшее некогда украшением Святых Ликов, потом доставшееся в добычу нечестивых хищников и, наконец, храбрыми донцами из их когтей исторгнутое. Предводитель Войска Донских казаков граф М. И. Платонов и вместе с ним все его воины и я желаем, чтобы слитки сии, составляющие весу сорок пудов серебра, были обращены в изображения четырех Евангелистов и служили убранством церкви Казанския Божия Матери в Санкт-Петербурге. » Идея отлить в серебре евангелистов понравилась и владыке, и государю, однако потом дело застопорилось. Модели статуй изготовил Мартос, но они показались Синоду «слишком обнаженными», и вопрос о трофейном серебре отложили в долгий ящик.

Только в 1834 году для него нашлось достойное применение: настало время заменить временный иконостас работы Воронихина, так как он был слишком мал для интерьеров Казанского собора, и серебро пошло на новый иконостас, спроектированный К. А. Тоном. «Казачьего серебра» не хватило, и к нему пришлось прибавить еще столько же. В итоге на иконостас истратили около ста пудов драгоценного металла.

В 1922 году, на волне кампании по изъятию церковных ценностей, тоновский серебряный иконостас разобрали и отправили на переплавку.

Структура храма [ править ]

храм иконы казанской божией матери питер

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Петербургский список чудотворной иконы Богородицы «Казанская» [ править ]

храм иконы казанской божией матери питер

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в нашем Отечестве. И хотя ее первообраз, некогда обретенный в Казани, исчез, но сохраняется множество списков, прославленных чудотворениями. Один из таковых пребывает в Казанском соборе Петербурга.

Казанская икона Божией Матери, для которой, собственно, и сооружался великолепный Казанский собор,являлась одной из наиболее почитаемых святынь Петербурга с самого момента его основания. Однако сведения о ней, имеющиеся в дореволюционных описаниях Казанского собора, весьма противоречивы. В некоторых изданиях прямо утверждается, что это та самая икона, что была в 1579 году явлена в Казани, в других о происхождении иконы не говорится ровным счетом ничего, в третьих — петербургский чудотворный образ Пресвятой Богородицы именуется одним из списков с первообраза, обретенного в Казани.

Последняя точка зрения представляется современным исследователям наиболее достоверной. Предполагается, что петербургский список был создан для царицы Прасковьи Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича. В 1710 году овдовевшая царица перебралась по настоятельному приглашению Петра I (с которым имела весьма добрые отношения) на жительство в Петербург и привезла с собой список с Казанской иконы.

Неизвестно, когда этот список явил свои чудотворные свойства, но, видимо, вскоре после смерти Прасковьи Федоровны (а она была погребена, кстати, именно в праздник Казанской иконы, 22 октября 1723 года) он уже пользовался широким почитанием, которое впоследствии лишь укреплялось.

В Казанском соборе чудотворный образ Божией Матери, одетый великолепной ризой, находился вплоть до его закрытия, после чего был перенесен в Успенский собор на Сенной площади, принадлежавший тогда обновленцам, а затем — в церковь на Смоленском кладбище, известную тем, что строить ее помогала, по преданию, блаженная Ксения Петербургская. В 1940 году этот храм закрыли, и икону переместили в Князь-Владимирский собор, остававшийся действующим на протяжении всей советской эпохи (не считая краткого периода в 1926—1927 годах). Здесь образ Царицы Небесной пребывал вплоть до 2001 года, когда он вновь занял свое историческое место в Казанском соборе.

Храм-памятник [ править ]

Казанский собор — храм русской воинской славы.

8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы, пребывавшей в Казанском соборе.

Трофеи прибывали в Казанский собор не только с «западных» фронтов, но и из Закавказья, где Россия вела «как бы» незаметную на фоне борьбы с наполеоновской армией, но кровопролитную войну с Персией. В ночь на 1 января 1813 года русский отряд под командованием генерала П. С. Котляревского захватил крепость Ленкорань. В ходе ожесточен¬ных боев с персидским гарнизоном наш отряд потерял более половины солдат убитыми и ранеными. Сам Котляревский после полученных ранений выжил лишь чудом (его нашли погребенным под телами погибших, с раздробленной ногой и вытекшим глазом). Четыре персидских знамени, захваченных при Ленкорани, пополнили воинский мемориал в Казанском соборе.

К началу XX столетия, согласно описям, в соборе содержалось 107 знамен и штандартов и 97 ключей от взятых городов. Затем они были переданы в Москву, где предполагалось создать музей Отечественной войны 1812 года. Но музей так и не был организован. Сначала эту идею затмили торжества, посвященные 300-летию дома Романовых, а потом началась Первая мировая война. И сейчас большинство трофеев находится в Государственном Историческом музее. Еще более печальная судьба постигла серебряный — тоже в некотором роде «трофейный» — иконостас Казанского собора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *