храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Смоленский храм (Ивантеевка)

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Смоленский храм построен в 1803 году стараниями Е.О. Баташовой, по проекту А.Н. Бакарева. Является образцом романтического направления в архитектуре классицизма.

Содержание

История [ править ]

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери расположена в историческом центре города, образовавшегося от слияния старинных поселений Вантеево, Копнино и Новоселки. Первый деревянный храм был построен в 1748 г. П. В. Евреиновой в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Через полвека храм обветшал, и жена владельца полотняных и бумажных фабрик коллежская асессорша Е. О. Баташова решила построить рядом со старой новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Строительство храма по проекту А. Н. Бакарева, ученика М. Ф. Казакова, шло пять лет и завершилось в 1808 г. Краснокирпичное здание с богатым белокаменным убранством — образец романтического направления в архитектуре классицизма.

В 1938 г. храм Всемилостивого Спаса закрыли. Много лет он использовался под склад. Кладбище при храме уничтожили. В 1970-х гг. храм отреставрировали для Городского историко-краеведческого музея.

В 1989 г. в стенах храма впервые был отслужен водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. До закрытия в храме находился особо чтимый Смоленский образ Пресвятой Богородицы, поэтому возвращенный православным храм освятили в честь этой иконы.

Во дворе храма в 1992 г. построили приходской дом с храмом-крестильней во имя святого Иоанна Крестителя.

Восемнадцать лет (с 1903 по 1921 гг.) служил в храме священник Виктор Петрович Горетовский. В 1921 г. чекисты забрали все ценности и увезли священника. Он вернулся в храм в гробу с простреленной головой. Священник погребен около храма.

С марта 1937 г. в храме в течение полугода служил священник Александр Андреевич Вершинский. Его арестовали вместе с двумя помощниками. Священник и председатель церковного совета Павел Васильевич Кузовков были расстреляны на Бутовском полигоне. Член церковного совета Николай Иванович Копнинский умер в тюрьме. В 2001 г. их имена включили в Собор новомучеников и исповедников Российских.

В храме собраны частицы святых мощей многих угодников Божиих. Здесь находится местночтимая чудотворная икона святителя Николая. Возвращена Смоленская икона Богоматери, в годы гонений перенесенная в другой храм.

Архитектура [ править ]

Храм построен в стиле классицизм с элементами псевдоготики. Подобное сочетание было характерно для работ её создателя, архитектора Алексея Никитича Бакарева.

Насыщенность и разнообразие декоративно-художественных элементов придают зданию церкви праздничный вид, а чёткая геометрия форм подчёркивает его строгую торжественность. В плане храм имеет форму креста. Храмовые окна относятся к нескольким разным типам. Наиболее легко узнаются стрельчатые, состоящие из двух дуг и напоминающие о готических образцах.

Жизнь прихода [ править ]

При храме открыта воскресная школа для взрослых и детей.

Библиотека для прихожан насчитывает более трех тысяч наименований.

Приход выпускает газету «Православное Слово» и журнал «Истина».

Святые [ править ]

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

В 30-х годах советской власти повсюду разливалось пламя беспощадных гонений, это ясно видел и отец Александр, однако он ни на минуту не поколебался в своем решении продолжать служение Церкви. Будучи хорошо известен священноначалию, он был приглашен в марте 1937 года в Смоленский храм в поселке Ивантеевке Пушкинского района Московской области, где прослужил до дня своего ареста.

Его арестовали вместе с двумя помощниками. Священник и председатель церковного совета Павел Васильевич Кузовков были расстреляны на Бутовском полигоне. Член церковного совета Николай Иванович Копнинский умер в тюрьме.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская область, Пушкинский район, г. Ивантеевка, ул. Дзержинского, д. 12. Смоленский храм.

Источник

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевкеmoscow_gothica

Готическая архитектура Москвы

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии расположена в историческом центре города, образовавшегося от слияния старинных поселений Вантеево, Копнино и Новоселки. Первый деревянный храм был построен в 1748 г. Прасковьей Васильевной Евреиновой в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Через полвека храм обветшал, и жена владельца полотняных и бумажных фабрик коллежская асессорша Елизавета Осиповна Баташова решила построить рядом со старой новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Проект храма по приглашению Баташевой разработал известный архитектор Алексей Никитич Бакарев (1762-1817), который несколько лет работал под руководством известного архитектора Михаила Федоровича Казакова (1738-1812). Строительство храма закончилось в 1808 г.

Краснокирпичное здание с богатым белокаменным убранством (благодаря которым улавливаются некоторые псевдоготические мотивы) – оригинальный образец романтического направления в архитектуре классицизма. Белокаменные украшения (горизонтальные, вертикальные линии, круги, ромбы, квадраты, резьба) делают здание нарядным. Храм завершается куполом оригинальной формы, на котором установлен трехметровый крест.

Более ста лет в храме совершались богослужения. В Государственном Историческом музее хранятся «Ведомости о церкви Всемилостивого Спаса Московского уезда села Вантеево за 1887 г.» В них записано, что «земли при сей церкви ничего не имеется, кроме что под церковью, священнослужительскими домами и кладбищем и состоит казенной земли 63 сажени в длину и 23 поперечнику. Акта на сию землю не имеется. Причта положено издавна: священник, дьячок и пономарь. Прихожане состоят из фабричных крестьян, дома которых расположены все в одном селе Вантеево. Все прихожане поблизости к церкви препятствий в посещении церкви не имеют». Документ был составлен священником Григорием Станиславлевым и псаломщиком Николаем Протопоповым.

В 30-е годы 20 века храм постигла печальная участь многих церквей России. Здание использовалось для хозяйственных нужд. и только 1958 начались реставрационные работы. К сожалению, они растянулись более, чем на 20 лет.

В середине 1980-х годов группа верующих, собрав подписи, требовала открытия храма для совершения богослужений. 21 сентября 1989 г., в праздник Рождества Богородицы, в стенах храма впервые был отслужен водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. До закрытия в храме находился особо чтимый старинный образ Пресвятой Богородицы Смоленской. Поэтому возвращенный православным храм был освящен, по их просьбам, в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Специально для храма известный в России иконописец А. Вахрамеев написал икону Спасителя. Она установлена перед алтарем.
Во дворе храма в 1992 г. был построен приходской дом с храмом-крестильней в честь святого Иоанна, Крестителя Господня, расписанной художником Е. Федоськиным.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевкеМестонахождение здания.

Источник

Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Статьи

Смоленская церковь 1808 г., выстроена в формах классицизма с готическим декором архитектором А.Н. Бакаревым. Храм отреставрирован и действует.

Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Приписные храмы: храм свт. Луки Симферопольского; храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; храм вмч. Георгия Победоносца; крестильный храм Предтечи Иоанна; часовня мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери расположена в историческом центре города, образовавшегося от слияния старинных поселений Вантеево, Копнино и Новоселки. Первый деревянный храм был построен в 1748 г. П.В. Евреиновой в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Через полвека храм обветшал, и жена владельца полотняных и бумажных фабрик коллежская асессорша Е.О. Баташова решила построить рядом со старой новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Строительство храма по проекту А.Н.Бакарева, ученика М.Ф. Казакова, шло пять лет и завершилось в 1808 г. Краснокирпичное здание с богатым белокаменным убранством — образец романтического направления в архитектуре классицизма.

В 1938 г. храм Всемилостивого Спаса закрыли. Много лет он использовался под склад. Кладбище при храме уничтожили. В 1970-х гг. храм отреставрировали для Городского историко-краеведческого музея. В 1989 г. в стенах храма впервые был отслужен водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. До закрытия в храме находился особо чтимый Смоленский образ Пресвятой Богородицы. Во дворе храма в 1992 г. построили приходской дом с храмом-крестильней во имя святого Иоанна Крестителя. К храму Смоленской иконы Божией Матери в Ивантеевке приписан храм святого великомученика Георгия Победоносца в поселке Заозерный.

Церковь Смоленская является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). В храме особо почитаются: образ Смоленской иконы Божией Матери и местночтимая икона свт. Николая Угодника. Также в церкви хранятся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

Кирилл Аминов, 14 марта 2015 г.

Во время Великой Отечественной войны здание церкви приспособили под склад, а на колокольне устроили пункт противовоздушной обороны. Но, к сожалению, в последующее мирное время церковь пострадала гораздо больше, чем в военные годы. Прекрасное здание постепенно разрушалось, а на месте бывшего кладбища рядом с церковью устроили летнюю эстраду, на которой играл оркестр, тут же кружились пары, по соседству разровняли землю и устроили футбольную и волейбольную площадки, у самых церковных стен поставили тир. В 1960-е годы храм чуть не снесли, считая, что его разрушающиеся стены угрожают безопасности местных жителей. Лишь силами беззаветных энтузиастов, любителей и знатоков старины, удалось отстоять храм и после десятилетней бюрократической волокиты добиться его реставрации в 1970-е годы. К Олимпиаде в 1980 году храм тоже подновили снаружи, но внутри царили разорение и запустение. Наконец, в 1989 году представители местной администрации согласились на встречу с жителями города, в ходе которой стало известно, что решение о возвращении церкви верующим вроде бы принято, но в то же время ни ключей от храма, ни каких-либо полномочий они получить не могут. 10 августа (28 июля по ст. стилю), в день Смоленской иконы Божией Матери, люди собрались на площади перед храмом и молились со слезами на глазах. А через месяц в Ивантеевку приехал вновь назначенный священник, отец Иоанн Монаршек. Разобравшись в ситуации, он дал благословение на то, чтобы сбить замок с дверей храма и войти внутрь без содействия городских властей.

В 1992 году во дворе Смоленской церкви были построены крестильный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и административный корпус, в котором разместилась воскресная школа для детей и взрослых. В 2007 году неподалёку от церкви был открыт памятник святителю Николаю, особенно почитаемому на Руси. Каждое воскресенье рядом с ним служится водосвятный молебен с акафистом угоднику Божию.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №255, 2017 г.

Источник

Смоленский храм г. Ивантеевки

Духовенство Смоленского храма г. Ивантеевки

Новости Смоленского храма г. Ивантеевки

История Смоленского храма г. Ивантеевки

Начало пути

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Архитектор

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Алексей Никитич прожил сравнительно не­долго, но память о нём продолжает жить в его творениях. Он навсегда увековечил своё имя, со­здав неповторимый храм, ставший одной из главных достопримечательностей будущего города Ивантеевки и центром его духовной жизни.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Наряду с «готическими» мотивами в разработке стен использованы тонкие полуколон­ны коринфского ордера и порталы с висячей «гирькой». Несмотря на небольшие размеры церкви, архитекто­ром были сделаны хоры, или балкон, на которых обычно размещались пев­чие или представители высших слоев общества, предпочитавшие молиться отдельно от простого народа.

По ступенькам в правой части хра­ма и сейчас можно спуститься в хо­лодный сырой туннель, который под центральной частью церкви расши­ряется, образуя небольшое под­вальное помещение, а затем снова сужается. Этот подвал под церковью предназначался для техничес­ких и хозяйственных целей (там располагались духовые печи для обогрева церкви).

Строительство, которое кури­ровал сам Алексей Никитич, дли­лось долгих пять лет. К весне 1808 г. здание однопрестольной церкви с двухъярусной колокольней было отстроено и освя­щено в честь Всемилостивого Спаса.

Прихожанами храма были фабричные крепостные кре­стьяне и приписные рабочие, привезённые Баташёвыми из разных мест для работы на фабриках. Спасская церковь стала центром застройки будущего города Ивантеев­ки: поселение отстраивалось и разрасталось во­круг духовной святыни — местные жители сели­лись вблизи своего храма.

Баташёвы

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Для наиболее предприимчивых представителей этой фамилии не существовало никаких законов и указов правительства. Баташёвы нарушали запрет на покупку крепостных крестьян и приобретали их тысячами. Собирали беглых и безжалостно эксплуатировали их, отчего среди баташовских работников была очень высокая смертность.

Династия Баташовых была очень обширной. Наиболее удачливые и богатые из них в конце XVIII века сумели получить дворянское звание. Первым его получил Александр Степанович Баташёв. Он же стал первым из своего рода, кто занялся благотворительностью. А.С. Баташёв создал фонды и приюты для обедневших и обездоленных людей, для малолетних преступников, брошенных детей, создал даже приюты для животных и птиц.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Сёла Вантеево и Копнино и три фабрики в них с 1775 по 1791 год принадлежали дворянину Александру Филипповичу Угримову. В 1791 году Иван Родионович Баташёв и его жена Елизавета Осиповна (Иосифовна) (1759-1833), будущая устроительница Спасского хра­ма, приобрели селения Вантеево и Копнино с фабриками (где было три производства: полотняное, бумажное и обойное) и владели ими до 1831 года. Елизавета Осиповна была дочерью купца 1-й гильдии О. Я. Москвина.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Супруги Баташёвы, по-видимому, давно решили построить в селе Вантееве храм, потому что, как можно предположить, они часто приезжали сюда на летний отдых. Окрестная природа была чудесной, вода в реке Уче — кристально чистой. Супруги уже построили для себя на ее берегу двухэтажные дома, в которых, предположительно, родился писатель и актер И.Ф. Горбунов.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Для устройства пола на паперти и в притворе вантеевского Спасского храма были использова­ны чугунные половые плиты, выплавленные в 1803 г. на одном из принадлежащих Ивану Родионовичу железоделательных заводов в Выксе. Последняя уцелевшая от той эпохи плита разме­ром 50×50 см сейчас хранится в Пушкинском краеведческом музее.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Иван Баташев вел строительство на собственные средства и с истинно фамильным размахом, скупив участок в шесть переулков – это было одно из самых больших частных владений в старой Москве. О доме говорили: «Что только может выдумать хороший зодчий, то все найдется в архитектуре этого роскошного барского здания». Есть версия, что уже тогда Баташев намеревался подарить его любимой внучке, и Таганная улица украсилась памятником «сказочным по архитектуре и красоте», который не обходил и не обходит вниманием ни один путеводитель.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Много лет спустя в этом дворце искали потайные ходы. Игнатий Стеллецкий, археолог, искавший библиотеку Ивана Грозного, обследовал этот дом после революции. Обнаружились каземат с двумя скелетами, один из которых был прикован к стене, а также многочисленные ниши в стенах, являвшиеся, по мнению Стеллецкого, каменными мешками. Однако имеются объяснения и на сей счет — это могли быть узники времен нашествия Наполеона.

no images were found

В 1812 году хозяину пришлось спешно покинуть свое владение — в его дворце устроил себе резиденцию наполеоновский маршал Иоахим Мюрат, чьи войска первыми вошли в пустую Москву. Ставка Мюрата спасла баташевский дворец от пожара. Когда пламя разгорелось около Яузского моста, французские солдаты вместе с русскими отстояли дворец. Баташев же оставил в доме всю челядь и приказчика, который подробно описывал ему в посланиях все, что происходит во дворце. А непрошеные гости не церемонились. Расположившись на постой, они потребовали ужин и постель. В доме нашлась одна сайка, которую отдали Мюрату, а остальным — ничего.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Иван Родионович Баташёв имел характер твердый, постоянный, ум наблюдательный, рассудок здравый, хотя не пылкий. Обдумав что-либо основательно, он принимался за дело и оканчивал его, несмотря ни на какие затруднения. Сердце его легко раскрывалось человеколюбию и чувствованиям дружбы и благодарности. В домашней жизни он любил мир и тишину, оттого на вещи неважные смотрел сквозь пальцы. Не получив тщательного воспитания, он заменял оное любовию к чтению, читал с выбором и пользою, покровительствовал наукам и художествам. Был бережлив, но жил всегда без скупости, не жалел тратить важных сумм на дельное. И еще одно. Иван Родионович любил все русское и позволял своим художникам изобретать, делать пробы и опыты для достижения совершенства.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Иван Родионович Баташев скончался 28 января 1821 года. Отзывы об Иване Родионовиче свидетельствуют, что был он хотя и «не без хитрости», но человеком скромным, честным и добрым, ведь недаром же, когда он умер, рабочие его заводов поставили ему на свои деньги надгробный памятник с надписью «Отцу-благодетелю от детей-подданных». Место его погребения, увы, не сохранилось. В советское время его могилу раскопали, косточки разбросали, а само место сравняли с землей. От величественной гробницы не осталось следа. Не так давно могильную плиту, уже растрескавшуюся, добрые люди случайно нашли на баташевском заводе под каким-то станком, куда ее подсунули, чтоб не качался. Теперь она хоть и не на своем месте, но в музее…

Наша молитвенная память и благодарность за­водчикам и фабрикантам Баташёвым, которые своим тщанием и усердием подарили для всех последующих поколений ивантеевцев дом Бо­жий. Возведённый храм стал для сельчан настоя­щим духовным и просветительским центром.

Жизнеописания настоятелей Спасского храма (1808-1938)

Вантеевские священники

Клировые ведомости (послужные спи­ски духовенства), сохранившиеся в государственных архивах, содержат немало интересных сведений о штате церкви во имя Всемилостивого Спаса в Вантееве. Священнослужители Спасского храма происходили из семей провинциальных церковнослу­жителей, проживавших в глубинке, испокон ве­ков бывшей основой русского благочестия и нравственности. Образованность и тяга к про­светительской деятельности — характерная осо­бенность священства Спасской церкви.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

20 июля 1832 г. Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом переведён в Спас­скую церковь. С 1822 г. исполнял обязанности благочинного округа, а с 1824 по 1832 г. совме­щал их с должностью «попечителя о бедных духовного звания». 28 января 1835 г. был опреде­лён духовником округа. В семье батюшки Никифора и матушки Анны Михайловны (род. в 1798 г.) было трое детей: старший сын Николай учился в Московской семинарии, дочь Олимпиада бы­ла обучена чтению и письму, а младший сын Ва­силий получал знания в Спасо-Андроньевском уездном училище. Отец Никифор организовал первую в Вантееве церковно-приходскую школу для крестьянских детей, и сам в ней преподавал. У него учился наш земляк — писатель и актёр Иван Фёдорович Горбунов, родившийся 22 сентября 1831 года в селе Вантеево и крещенный 25 сентября в церкви на Копнинской бумажной фабрике, которая сейчас известна как церковь иконы Смоленской Божией Матери. Священник обратил вни­мание родителей на природные дарования Вани, ставшего впоследствии писателем, замечательным рассказчиком и артистом. Иван Горбунов был знаком с известными литераторами XIX века, такими, как: Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и другими. По воспоминаниям знавших его, Горбунов был очень отзывчивым человеком, участвовал в благотворительных делах «в пользу гимназистов, студентов». Не раз он помогал родному селу, своей школе.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Какие места, связанные с Горбуновым, сохранились в нашем городе? — Церковь иконы Божией Матери, дом фабриканта Лыжина, сельские улицы, по которым гулял Горбунов: Новая Слобода, улица Карла Маркса, Трубниковская и почти совсем уничтоженная Рощинская. Особенно любил Иван Фёдорович старый сад. Сейчас его остатки можно видеть между церковью и улицей Садовой за КДЦ «Первомайский». Сохранились два дома в Детском проезде (правда, в плачевном состоянии).

Иван Фёдорович Горбунов прожил очень интересную жизнь. Кроме многих актёров и писателей, он был знаком с композиторами, художниками. Известно, что Иван Фёдорович — глубокий знаток русской песни — был замечен великим русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, посвятившим Горбунову фортепианную пьесу«В деревне». А Горбунов сообщил композитору музыкальную тему, которая использована в опере «Хованщина» в песне Марфы «Исходила младешенька». Приметы родного края есть во многих рассказах И. Ф. Горбунова. Малая родина занимает в них такое же место, какое занимало в его сердце.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Прослужил отец Никифор в Спасской церкви 26 лет.

В 1858 г., после кончины батюшки, его сменил Иоанн Васильевич Озерецковский — священник и педагог. Во иерея он был рукополо­жен в 1853 г. К большому сожалению, пожар уничтожил архивные документы этого периода. Единственным, но богатым источником инфор­мации о батюшке являются сохранившиеся пись­ма И.В. Озерецковского к его другу И.Ф. Горбу­нову.

В рассказе «Канун Рождества» И.Ф. Горбунов так описывает своё любимое се­ло: «На пригорке, окружённом сосновым лесом, стоит село Копнино… Большая церковь ста­ринной архитектуры обнесена вековыми липа­ми; барский каменный дом стоит без жилья. Село старинное… Грамотных в селе очень мно­го; есть даже начётчики… Просвещение в селе и в окружности насадила и укрепила старушка помещица Елизавета Осиповна. Она любила благолепие храма Божьего и имела свой хор из дворовых людей…»

Как видно из письма отца Иоанна к И.Ф. Гор­бунову за октябрь 1876 г., батюшка тоже любил Вантеево и свою церковь: «Храм мой, благолепие которого составляет для меня единственную утеху и к благолепию коего нашёл в вас, добрый Иван Фёдорович, также христианского ревнителя, молитвы Царицы Небесныя, великия Ходатаицы — видимо благоукрашается и обогащается. Снаружи храм так хорош, со вкусом выкрашен Лыжиным, что по общему отзыву как прихожан, так и посетителей сторонних, один из лучших в уезде. Теперь святыня наша похожа на монастырь».

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Отец Иоанн Озерецковский внёс большой вклад в дело развития народного просвещения на селе. С 1872 по 1879 г. в Вантееве при Спас­ском храме трудами батюшки была организова­на и открыта церковно-приходская школа, кото­рую ежегодно посещали 50-60 детей из семей крестьян и рабочих. Учительствовал в ней сам отец Иоанн, отличавшийся хорошими знаниями истории, литературы и искусства. Неоценимую помощь в этом благородном деле оказывал свя­щеннику И.Ф. Горбунов, присылавший по прось­бам батюшки учебные и канцелярские принад­лежности, книги церковного содержания, учеб­ники и сочинения русских писателей, в том чис­ле и свои произведения. Иван Фёдорович жил в Петербурге, поэтому его посильная помощь для школы доставлялась в село через московского купца Александра Ивановича Лыжина — владель­ца тонкосуконной фабрики в Вантееве. Отец Ио­анн и дети благодарили И.Ф. Горбунова и горячо молились за своего благодетеля. Почти в каждом вантеевском доме появились книги. Детей в шко­ле становилось всё больше.

Из писем священника вырисовывается его об­раз — человека высоких нравственных качеств, высоких требований к людям. «Я свято чту твоё завещание: быть народным учителем — святое дело», — пишет он Горбунову. И ещё: «По твоему слову, я было предложил причту и церковному старосте устроить при церкви училище без­платно для бедных детей».

С 1871 г. владельцами суконной фабрики в Вантееве и содержателями сельской церкви были купцы Лыжины. Семейное производство переда­валось по наследству от отца Ивана Тимофеевича к сыну Александру Ивановичу, а затем к внуку Владимиру Александровичу (в 1918 г. фабрика была национализирована). Эти предприниматели на протяжении почти полувека были связаны с Вантеевом, и приходским священникам прихо­дилось сотрудничать и считаться со взглядами храмоздателей.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

В 1879 г. отец Иоанн покинул Спасский храм, в котором прослужил 21 год, но всегда надеялся вернуться в полюбившееся ему село и просил И.Ф. Горбунова при случае содействовать в этом: «Если я поступлю на место, то всегда готов поменяться местами на Вантеево» (из письма за октябрь 1882 г.).

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Новый настоятель Спасского храма родился в Московской губернии в 1857 г. в семье священ­ника. В 1879 г. Преосвященным Амвроси­ем, епископом Дмитровским, «произведён и ру­коположен в священники ко Спасской церкви». С 1880 г. в новой земской школе села Вантеева ра­ботал в должности законоучителя. Свя­щенник Григорий Стефанович и матушка Елиза­вета Васильевна воспитали четверых детей: Николая, Константина, Сергея и Елизавету — и дали им хорошее об­разование. Дети росли в дружной, интеллигент­ной семье. Отец Григорий был тоже дружен с И.Ф. Горбуновым, встречался с ним и принимал его у себя дома. Сыновья батюшки Григория продолжили про­светительскую деятельность отца. В начале 1920-х гг. Николай Григорьевич Станиславлев был директором Ивантеевской школы № 1, но рано скончался. Константин Григорьевич пере­ехал в Пушкино, где преподавал долгие годы вместе со своей супругой Лидией Акинфовной.

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Дочь Елизавета в 16 лет была выдана замуж за Виктора Петровича Горитовского — будущего священника Спасской церкви.

Постепенно расширялась территория при­церковного кладбища. К концу XIX века его пло­щадь составляла «57 саженей в длину и 30 саже­ней в поперечнике», или 121 х 64, 9 м.

Батюшка Григорий прожил недолгую жизнь и умер в 1905 г., прослужив в храме 26 лет. Около стен Спасской церкви находится семейное захо­ронение священников Станиславлевых — отца Стефана, отца Григория и его матушки Елизаветы. Следующим настоятелем храма стал зять Григо­рия Стефановича — молодой батюшка Виктор Петрович Горитовский.

Исповедники нового времени

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

храм иконы смоленской божьей матери в ивантеевке

Ба­тюшка Виктор прослу­жил в Спасской церкви 17 лет. Вся его пастыр­ская жизнь так же, как и у отца Григория Станиславлева, была непо­средственно связана с Вантеевом и его храмом.

Насильственная кампания по изъятию церков­ных ценностей под предлогом помощи голодаю­щим Поволжья началась в Московской губернии в начале 1920-х гг.

Драма произошла 6 мая 1922 г. при конфиска­ции церковного имущества из Спасского храма. Восстановить печальные события того дня уда­лось по воспоминаниям сыновей отца Виктора — Валентина и Владимира Горитовских, знавших эту историю из рассказов матушки Елизаветы Григо­рьевны. Прибывшие в Ивантеевку экспроприа­торы во главе с товарищем Цурковским встрети­ли отпор верующей общины и нежелание под­чиниться безбожникам, безцеремонно прервавшим Божественную Литургию. Отец Виктор про­сил ворвавшихся в алтарь красноармейцев раз­решить ему дослужить Литургию. Конфисковать церковные ценности экспроприаторам не уда­лось, потому что верующие встали на защиту своего храма. Чекисты начали избивать прихожан. Отец Виктор остановил начинающееся кровопролитие, уговаривая всех успокоиться и разой­тись с миром. Чекисты собирались арестовать священника, но прихожане заступились за свое­го пастыря и не позволили его забрать, собрав народ колокольным звоном. Смиренный батюш­ка убедил безбожников приехать за ним вече­ром, когда всё успокоится и народ разойдётся по домам. Чекисты отступили.

Вечером того же дня на пороге дома, где жил отец Виктор, вновь появились представители уездной комиссии по изъятию ценностей.

Представители Московской уездной комиссии 6 мая 1922 г., приняли из Спасского храма ценности для передачи в Гохран. Закончив изъятие, сотрудники ВЧК забрали с собой отца Виктора и двух мирян — Кузовкова и Шорникова (их имена неизвестны), которые, по всей видимости, самым активным образом противились безбожникам.

Отпевали безвинно убиенного пастыря в Спасском храме на следующий день, 22 мая, и захоронили около южной стены родной церкви, рядом с могилой тестя, священника Григория Станиславлева. Это было одно из последних за­хоронений на прицерковном погосте.

О дальнейшей же судьбе двух аресто­ванных вместе с отцом Виктором прихожан, уроженцев Вантеева, до сих пор пока ничего не известно. Из заключения они так и не вернулись и разделили печальную участь миллионов людей, невин­но пострадавших от большевистского террора. Остаётся только добавить, что Кузовков (по отче­ству — Васильевич) был старшим братом Павла Васильевича Кузовкова, будущего новомученика ивантеевского. Про мирянина Шорникова известно лишь, что его жена Анна Ивановна Шорни­кова долгое время работала в храме просвирницей.

Серьёзные испытания

Протоиерей Аркадий Александрович Машков, возглавивший приход Спас­ского храма после отца Виктора, по­жалуй, в самый тяжёлый период, ро­дился 20 февраля 1881 г. в деревне Пруссы Ко­ломенского уезда Московской губернии в семье священника. Своё служение в ивантеевском Спас­ском храме отец Аркадий начал в 1923 г. За его пастырской деятельностью постоянно следила во­лостная милиция и писала доносы в Управление Московской уездной милиции при НКВД РСФСР.

В апреле 1934 г. отца Аркадия перевели в другой храм. Здесь, в поселке Сосновый Бор (ныне — в черте посёлка Обухово Ногинского района), священника окончательно арестовали 11 января 1937 г. и при­влекли к уголовной ответственности «за контрре­волюционную агитацию».

В наше время он был реабилитирован в соот­ветствии со ст. 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрес­сий».

Безстрастные документы свидетельствуют о первой попытке закрытия Спасского храма в 1928-1929 гг. Храм предполагалось переоборудовать уже не под ясли, а под фабричный клуб. Православная община верующих мужественно отстаивала свою род­ную церковь. 4 июня 1929 г. уполномоченные от ивантеевской приходской общины И.Р. Варыгин и В.А. Домнин подали специальное заявление в Моссовет с просьбой оставить Спасский храм в пользовании верующих.

Удалось собрать свыше 950 подписей право­славных людей, радевших о спасении своей церкви (почти половина всей численности насе­ления посёлка!), и приложить эти подписи к тек­сту заявления. Соборная молитва тех мужествен­ных людей помогла отстоять родной храм и про­длить в его стенах духовную жизнь ещё на не­сколько лет.

Новомученики ивантеевские

В марте 1937 г. из Тверской области в Ивантеевку приезжает новый батюшка — будущий священномученик митро­форный протоиерей Александр Анд­реевич Вершинский. Отец Александр родился 6 марта 1873 г. в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье дьякона.

Нелёгкий жизненный путь, указанный Госпо­дом, привёл тверского батюшку в Спасский храм, чтобы в будущем прославить новомучеником ивантеевским — святым покровителем города Ивантеевки. Всего неполных девять месяцев ус­пел прослужить батюшка в Спасской церкви: 21 ноября 1937 г. его арестовали по обвинению в организации при храме контрреволюционной группы. Из материалов дела видно, что служил отец Александр с особым старанием. Батюшка устра­ивал торжественные службы в праздничные дни, часто говорил проповеди, чем быстро завоевал любовь среди прихожан. На службах он призы­вал верующих чаще ходить в храм. Василий Васи­льевич Варыгин на допросе называет священника наставником.

Дьякон Якиманский рассказывал следовате­лю: «В апреле месяце в доме гражданина Суслина (бывшего кулака) Вершинский, обращаясь к посторонним, говорил: «Празднования надо участить и сопровождать крестными ходами, этим мы больше привлечём на свою сторону верующих…»

Трудно себе представить, что упоминание в проповеди истории библейского царя Давида и византийского царя Константина, старание избе­жать столкновений с комсомольцами во время крестных ходов, сетование на строгость властей к священству стали причиной гибели священни­ка. Гибели телесной, но не духовной. Это видно из материалов его дела, которое хранится в Госу­дарственном архиве РФ. По правилам ведения допроса Александр Вершинский заверял свои ответы следователю собственной подписью.

Подписью были заверены слова, свидетельст­вующие о его верности Церкви и Господу. Он не отрёкся от Православия.

23 ноября 1937 г., через два дня после ареста батюшки, сотрудники НКВД забрали двух мирян, близких по духу отцу Александру прихожан: председателя церковного совета храма Павла Васильевича Кузовкова (1875-1937) и бывше­го секретаря ревизионной комиссии при цер­ковном совете Николая Ивановича Копнинского (1876-1938).

Заключённые в Та­ганскую тюрьму отец Александр Вершинский и Павел Васильевич Ку­зовков после недели допросов на скором суде тройки НКВД СССР 1 декабря 1937 г. были обвинены в орга­низации контрреволю­ционной деятельности и приговорены к расстре­лу. Через неделю, 8 декабря 1937 г., отец Александр и Павел Кузовков были расстреляны и похоронены в общей безве­стной могиле на полигоне НКВД «Бутово» под Москвой.

Николая Копнинского приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом ла­гере. 15 марта 1938 г. он умер в ИТЛ в г. Мариинске Кемеровской области.

Определением Святейшего Синода от 22 февраля 2001 г. Собор Новомучеников и Исповед­ников Российских, пострадавших за веру Хрис­тову в XX веке, пополнился именами священномученика Александра и мученика Павла, а 17 ию­ля 2001 г. сонм новых Святых был дополнен именем мученика Нико­лая. Первая служба, по­свящённая их памяти, торжественно прошла в Смоленском храме 24-25 декабря 2001 г. От­ныне день 8 декабря (по нов. стилю) стал особым праздником прихода.

На иконе ивантеев­ских мучеников, напи­санной сергиево-посадскими иконописцами к прославлению, священномученик Александр, как настоятель, в левой руке держит уменьшен­ную модель Спасского (Смоленского) храма, благочестивыми прихожанами которого были мученики Павел и Николай — коренные жители Ивантеевки. Наши исповедники храмы душ своих уподобили храмам Божьим, за что и получили в награду от Бога безценные мученические венцы. На крови великого сонма Новомучеников возрождается Русская Православная Церковь.

Память священномученика Александра и мученика Павла соверша­ется в день их смерти — 8 декабря, а также, как и память мученика Николая, в день празднования Собо­ра Новомучеников и Исповедников Российских — 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день с воскресным днем не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Забвение святыни (1938-1989)

Закрытие

Атеистически настроенные жители ра­бочего посёлка Ивантеевки, омраченные государственной антирелигиозной пропагандой, после своей первой не­удачной попытки закрыть Спасский храм отсту­пать не хотели. Весной 1936 г. на собрании, созванном местными активистами по вопросу о за­крытии церкви, рабочие и служащие трёх иван­теевских фабрик (а верующих среди собравших­ся было очень мало) постановили храм закрыть и заручиться поддержкой в Ивантеевском посел­ковом Совете. На очередном пленуме поссовета во главе с его председателем С.Ф. Грузиновым решение рабочих полностью одобрили и выделили 151 тыс. рублей для ремонта и переобору­дования здания церкви под пионерский клуб.

Православные верующие люди тоже пред­принимали усилия для предупреждения закры­тия Спасской церкви. Но отстаивать храм в усло­виях усилившихся гонений безбожников на Рус­скую Церковь в злополучном 1937 г. станови­лось всё труднее.

Весной 1938 г., в Великий пост, Спасский храм был окончательно закрыт местными властя­ми, и его начали «переоборудовать» под пионер­ский клуб.

В это же время, 2 февраля 1938 г., Постанов­лением ВЦИК РСФСР рабочий посёлок Иванте­евка был преобразован в город. Таким образом, новосозданный город сразу лишился своего единственного храма, который на протяжении ровно 130 лет был для ивантеевцев главным ду­ховным прибежищем в жизни.

Возрождение храма Смоленской иконы Пресвятой Богородицы

Именно благодаря глубокому почитанию Смоленской иконы Божией Матери, намоленной нашими православными ивантеевскими предками, в народной памяти за Спасским храмом закрепилось назва­ние Смоленского — в честь местночтимого обра­за Смоленской Одигитрии. Под таким новым на­званием и начали добиваться открытия церкви в середине 1980-х гг. верующие ивантеевцы. Самое активное участие в деле возвращения храма городу и его жителям приняли К.П. Тимофеев, С.Л. Суслин, И.П. Домнин, П.Ф. Петрикеева, Е.А. Гусарова, Л.А. Гусарова, Л.И. Арсёнова, А.М. Кузовкова, Л.Л. Суслина-Дударова и многие-многие другие. Большая благодарность этим лю­дям от всех горожан за настойчивость и терпели­вое преодоление трудностей, с которыми при­шлось столкнуться. Наконец в ответ на письмен­ное обращение церковной общины 10 марта 1989 г. Совет по делам религий при правительст­ве СССР вынес постановление: «Передать рели­гиозному обществу Русской Православной Церкви города Ивантеевки Московской области здание церкви Смоленской иконы Божией Ма­тери для молитвенных целей».

Однако местные власти выполнять распоря­жение союзного органа не спешили. Поэтому день Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, 10 августа, пришлось праздновать при закрытых дверях храма. Собравшиеся возле него несколь­ко сотен верующих людей со слезами на глазах возносили соборные молитвы, прося у Царицы Небесной заступления и помощи. Наверное, это был самый трогательный престольный праздник за всю историю храма, вселявший теплую надеж­ду на лучшее. К этому времени было собрано около пяти тысяч подписей в поддержку откры­тия церкви.

16 сентября 1989 г. ветхие двери храма были вновь открыты для мо­литвы. В считанные дни до праздника Рождества Пресвятой Богородицы в храме и на прилегаю­щей к нему территории был наведён посильный порядок. А сколько ещё предстояло потрудиться для возрождения православной святыни! Про­мыслом Божиим первый водосвятный молебен с акафистом Божией Матери, посвящённый Богородичному празднику и открытию храма, был от­служен 21 сентября, в день Рождения Пресвятой Девы Марии. Ощущалось молитвенное благо­словение самой Царицы Небесной: «По вере ва­шей да будет вам!»

Воспоминания прихожан об открытии храма

Приведём рассказ, относящийся к этому вре­мени, составленный по воспоминаниям старей­шей прихожанки храма Таисии Афанасьевны Марковской (в советское время она работала учителем в ивантеевской школе № 4), с допол­нениями Константина Петровича Тимофеева, Ан­ны Ивановны Токаревой и других прихожан.

«Приехали мы в Ивантеевку в 1932 году — мне было тогда 10 лет. В 1938-м храм закры­ли. В 1986 году в Ивантеевке неофициально ор­ганизовалась двадцатка верующих, куда во­шли Екатерина Афанасьевна Гусарова, Пелагея Фёдоровна Петрикеева, Елена Алексеевна Тито­ва, Константин Петрович Тимофеев, монахиня Марфа Филипповна Макурова, Лидия Алексеев­на Филитова, Лидия Ивановна Арсёнова, Анна Ивановна Токарева. Узнав, что в храме собира­ются расположить городской музей, начали хлопотать. Едва ли не каждую неделю ездили в Москву в Совет по делам религий при Совете Министров РСФСР — Гусарова, Петрикеева, Титова, Филитова, Токарева. Три года мы хлопо­тали об открытии храма. Ничего не получа­лось. Тогда обратились с заявлениями к Р.М. Гор­бачёвой, к космонавтам А.И. Иванченкову и В.В. Терешковой, к академику Д.С. Лихачёву и даже к редактору журнала «Огонёк». Обраща­лись и к городским властям. Но руководители города упорно отказывали, говорили, что ничего нам не удастся добиться.

6-7 августа 1989 года горисполком собрал жителей города, депутатов горсовета и веру­ющих в Первомайском клубе. Тема собрания: быть музею или церкви. Я была на этом собра­нии. Вышел председатель горисполкома и ска­зал, что собрание переносится на другой день. Все возмутились. Его не выпускали из зала и просили отдать ключи от храма. Там же при­сутствовал молодой прокурор, который ска­зал, что есть решение об открытии храма. Предложил нам пойти и сбить замок с дверей церкви и сказал, что ничего нам за это не бу­дет. А в Москве нам сказали: «Гоните посто­ронних из церкви, как Христос прогнал торгов­цев из храма».

10 августа был праздник Смоленской иконы Божией Матери, и мы, верующие, решили от­метить его перед закрытой церковью. Принес­ли свечи, и Константин Петрович Тимофеев на­чал читать акафист Смоленской иконе. Вся площадь перед храмом была заполнена молящи­мися. Молились со слезами».

Продолжение воспоминаний Т.А. Марков­ской: «Открыли мы дверь в храм и что увидели! На половине пола кое-где синяя с голубым плит­ка, на другой половине — песок. Доски уложены до потолка. На окнах стекол нет — забиты листами железа. Фрески сохранились только под куполом, остальные — смыли, соскребли. В ал­таре грязь и мусор. Увидели мы все это и нача­ли убирать. Работали Анна Александровна Владимирова, Анна Ивановна Токарева, Екате­рина Ивановна Засевская, все те, кто хлопотал об открытии храма, и многие-многие другие. И, когда мы приступили к уборке, вдруг откры­ваются двери и заходит батюшка — высокий, красивый молодой человек — и говорит нам: «Я ваш священник. Дайте мне халат, я тоже буду с вами работать». Это был отец Иоанн Монаршек. Он осмотрел храм и сказал, что его нужно сначала освободить. Толстые доски — метра по четыре в длину — лежали сложенные штабелями. Батюшка с Константином Пет­ровичем носили толстые доски. А мы, женщи­ны, брали те, что потоньше. Выносили мусор.

Снаружи храм зарос репейником, был зава­лен землёй и камнями на полметра. Сухой мусор сожгли. Алексей Фёдорович Титов работал трактористом. Прицеп от своего трактора он оставил во дворе церкви. Всю ночь верующие работали — очищали храм и загружали мусор в прицеп. Утром до работы Алексей Фёдорович отвёз мусор на свалку. Все были рады, что очи­стили храм от грязи и сора. Спешили, насту­пал день Рождества Пресвятой Богородицы.

21 сентября в храм уже можно было войти и начинать службы. На первый молебен Смоленскую икону Пресвятой Богородицы при­несла Пелагея Фёдоровна Петрикеева. (Эта икона и сейчас в храме, мы часто видим её на аналое.) Сплели для украшения иконы веночек из полевых цветов. Вместо подсвечников поставили тазы с песком. Прихожане ставили туда свечи. Алтарь был отгорожен. Началась служ­ба. Храм был полон народа.

Так жизнь в нашем храме постепенно стала налаживаться.

Много потрудились при восстановлении храма Алексей и Анна Тимофеевы, верующая се­мья, и многие другие. Верующие ходили по до­мам, собирали деньги на восстановление храма. Народ сразу откликнулся. Часто люди сами приносили скатерти, полотенца, вазы, ткани, иконы. В нашем храме большинство старин­ных икон принесено прихожанами».

История появления в храме Смоленской иконы Божией Матери

Еще одно воспоминание касается истории по­явления в храме Смоленского образа Пресвятой Богородицы, который был написан более чем за год до открытия церкви. Рассказывает Любовь Афанасьевна Гусарова:

«В течение многих лет в 1950-80-х годах ве­рующие из Ивантеевки 10 августа, в праздник Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, за­казывали в Пушкинском Никольском храме празд­ничную Литургию с молебном и крестным хо­дом. Таким образом мы отмечали праздник на­шего тогда закрытого Ивантеевского храма.

Но вот страной начал править М.С. Горба­чёв. Мы знали, что при нём начнут открывать храмы. Была у нас пожилая верующая женщина Анна. Она говорила: «Я умру, а храм наш откроется, и дети ваши будут ходить в церковь». Старцы, у которых мы бывали, говорили, что храмы будут открываться: «Сначала верую­щие будут просить отдать церкви, а потом власти сами будут возвращать». И решили мы просить об открытии нашего храма, а не до­жидаться тех времён, когда нам власти на­сильно будут церковь отдавать, чтобы не оби­деть своим бездействием нашу Усердную Заступницу Пресвятую Богородицу. Члены двадцатки верующих начали хлопотать.

В 1987 году, когда наш храм ещё был закрыт, мы решили заказать Смоленскую икону Пресвя­той Богородицы. Знали, что в Псково-Печерском монастыре есть известный иконописец мо­нах Зенон (Теодор), духовный сын архимандрита Серафима Тяпочкина, он пишет иконы в стиле ХV-ХVI веков. Но как к нему попасть? Всё произошло по Божьей воле. У нас, по просьбе знако­мой, проездом из Троице-Сергиевой Лавры оста­новилась верующая женщина. Оказалось, что она из Пскова. Спросили её, бывает ли она в Псково-Печерском монастыре.

— Да, — говорит, — каждую неделю.

— А иконописца Зенона знаете?

— Да, это мой духовный отец.

— Сможете нашу просьбу передать?

Она согласилась. Моя племянница Елена Ти­това написала письмо с просьбой об иконе. Так написала, что когда прочла вслух, мы заплака­ли. Просили мы о Смоленской иконе, подобной той, что стоит в храме Рождества Богороди­цы в селе Никольском-Трубецком Балашихинского района: размером метр на метр двадцать. Архимандрит Зенон дал согласие. Но возникла трудность с досками нужного для иконы раз­мера. Новых таких не было, а старые, писал он нам, найдём, если только Богородица поможет. Долго мы ждали. Наконец в 1988 г. пришла вес­точка от Зенона — есть старая икона необхо­димого размера, будет писать Смоленскую. Вскоре пришла телеграмма, что икона гото­ва. Мы с Леной поехали забирать. Архиманд­рит Зенон жил в отдельном домике на Свя­той горке. Просто так к нему было не прой­ти. Мы позвонили, на проходной пропустили нас. Заходим в мастерскую — на столе ле­жит наша икона. Рядом стоит монах Зенон, очень худой, со светлым лицом. Оказалось, что он рано нас вызвал. Иконописец покрыл икону вторым слоем олифы, и она должна была высохнуть. Предложил нам три дня помолиться в монастыре, причаститься, а потом забрать образ. Мы переживали, как же пове­зём икону. Но Зенон запаковал её в носилочки с ручками, и мы прекрасно довезли образ. Рабо­тал Зенон совершенно безплатно. Мы только привезли ему гостинец — шпроты и фрукты. И это он раздал. Назад с нами в поезде из мона­стыря ехал журналист. Он говорит нам: «Я вас сейчас угощу» — и достаёт наши шпроты и апельсины…

Приехали в Москву. А как в Ивантеевку до­браться? Стоит микроавтобус. Спрашиваем: поможете нам икону довезти? Водитель отве­чает: с удовольствием довезу. Так нам Сама Пресвятая Богородица помогала.

Год икона стояла у нас дома, до тех пор, ког­да храм открылся и был отремонтирован. По родным собрали денег и заказали у соседа-сто­ляра для нее киот. Отец Иоанн Монаршек киот покрыл золотом».

В 1988 году для подготовки специального вы­пуска журнала «Soviet Life», посвящённого 1000-летию Крещения Руси, в Псково-Печерский мо­настырь был командирован фотограф АПН Олег Макаров, ныне монах Иоанн. Он снимал репортаж о работе архимандрита Зенона и был свиде­телем написания Смоленской иконы. Вот что он рассказал:

«Келья-мастерская архимандрита Зенона находилась на Свя­той горке над пещерами. Этот случай был уникальный, ког­да ему, известному иконописцу, миряне по простоте душев­ной заказали икону. И всё у них получилось. Когда я был у него, Зенон был весь в работе над Смоленской ико­ной и не мог уделить мне времени. Он писал иконы не отрыва­ясь. За один день мог создать образ. Смоленскую икону Зенон писал около недели. Икона покрыта двумя слоя­ми сусального золота. У иконописца стояли две шкатулки — одна с дореволюционным сусаль­ным золотом, другая — с серебром. Он всем на иконы клал два слоя золота. Был безсребрени­ком, за иконы ни копейки не брал. А шкатулка с золотом не убывала. Без молитвы к работе не приступал. Вечером электрический свет Зенон не зажигал, писал при свечах, зная, что потом будут молиться перед образом, освещённым лампадами и свечами. Доски для икон он делал сам, сам оклеивал паволокой и грунтовал лев­кас. Это были не доски, а произведение искус­ства, чтобы икону было удобно писать. По­мню, Смоленская икона была прямой, залита олифой, которая не только сохраняет красоч­ный слой, но и «гасит» яркость красок, прида­вая иконе глубину. Завершив работу, иконопи­сец на хозяйственном дворе монастыря заказал для образа особый ящик-носилки с четырьмя ручками, укрепил в нём икону. Попросил меня ехать вместе с женщинами до Москвы. На вок­зале подошёл поезд. Проводница с таким гру­зом нас не пускает в вагон — сдавайте в багаж, а поезд вот-вот уйдёт. Едва пустила — у нас было купе на четверых. Разместили в нём икону, перегородив всё купе, и благополучно доехали».

Восстановление

Настоятелем Смоленского храма был назначен отец Иоанн (Иван Иванович Монаршек). Под его руководством в церкви начались ремонтно-восстановительные работы, в ходе которых ярко проявились организаторский талант нового батюшки и его активная жизненная позиция.

Вспоминает настоятель храма протоиерей Иоанн Монаршек: «Пока мы поднимали храм, случалась острая нужда и когда пол ремонтировали, и когда иконостас устанавливали. Но каждый раз по молитвам находились благотворители. Удивительная история связана и с церковной оградой. Как сейчас помню, приходят ко мне в субботу строители, к понедельнику, мол, надо оплатить работу по установке ограды. Деньги требовались по тем временам, когда копейка была полноценной, — огромные. На счету храма была только половина нужной суммы. Где взять остальные? Я встал перед иконой Пресвятой Богородицы и начал молиться. Вдруг стук в дверь. Заходит пожилой мужчи­на. Говорит: «Принёс вам деньги. Всю жизнь «на книжке» деньги собирал. А теперь хочу церкви пожертвовать». Он перечислил храму как раз недостающую сумму».

Благодаря пожертвованиям православных об­щин, частных лиц, городских общественных ор­ганизаций и предприятий храм вернул своё бы­лое благолепие: были отремонтированы купол, полы, подвальные помещения и отопительные устройства, приведена в порядок и огорожена прицерковная территория, установлен трёхъя­русный золочёный иконостас с иконами совре­менного письма, в Воронеже приобретён колокольный набор из девяти колоколов и многое другое. За короткое время на глазах всех горо­жан Смоленский храм по-настоящему преобра­зился. Первым старостой храма был Константин Петрович Тимофеев. Потом он стал заместите­лем старосты, поскольку в Смоленском храме настоятель отец Иоанн Монаршек является одновременно и старостой.

В конце XIX столетия прихожан бывшей Спас­ской церкви встречал образ Христова Воскресе­ния, висевший над главным входом в храм. Затем эту икону заменил большой крест. В возрождён­ном Смоленском храме при входе установили образ Новозаветной «Пресвятой Троицы», специ­ально написанный для этой цели в 1990 г. худож­ником и историком В.С. Беловым. Роспись алта­ря, стен и сводов храма выполнили художники В. Решетин и Е. Телков. К престольному празднику в 2009 г. над входом в храм была выложена мозаикой Смоленская икона Пресвятой Богородицы.

Торжественное освящение храма, необходи­мое после долгих лет его запустения и поругания, 25 апреля 2004 г. возглавил Высокопреосвященнейший митропо­лит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Неис­поведимы пути Божии: бывший Спасский храм, возрождённый к новой духовной жизни, по просьбам верующих освятили в честь Смолен­ской иконы Пресвятой Богородицы.

Святыни Смоленского храма

Специаль­но для Смоленского храма иконописец, архимандрит Псково-Печерского монастыря Зенон, написал Смолен­скую икону Божией Матери. Известно, что Зе­нон отказывался от электрического света, когда писал иконы, а зажигал свечи. В субботу, завер­шая вечернюю службу, прихожане храма вместе с батюшкой коленопреклоненно молятся перед Смоленской иконой. При свете лампад смотрит Пресвятая Богородица на молящихся, как Живая. Художник-иконописец А. Вахромеев написал образ Господа Вседержителя и весь иконостас. По иконе Спасителя уже больше 15 лет, с 1992 г., опускаются две слезы. Необыкновенно красивы также Казанская икона Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного в позолоченных ризах.

В середине 1990-х гг. в храм была возвраще­на старинная, особо почитаемая ивантеевцами, Смоленская икона Пресвятой Богородицы, кото­рая хранилась в одном из храмов Пушкинского благочиния. Она была в крайне ветхом состоя­нии. В 2007 г. на старинных досках икона была воссоздана иконописцем из Сергиева Посада Анной Владимировной Фроловой. Образ разме­ром 77х 106 см написан в манере традиционной древнерусской иконописной школы ХV-ХVI ве­ков. И теперь Одигитрия вновь покровительствует жителям Ивантеевки, таким образом вернувшись в храм спустя полвека.

Отреставрирована и помещена в киот Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Этот прекрасный образ в советские годы использо­вался как подставка под ноги в душе. Икону при­несли в открывшийся храм в 1990-х гг.

Святыни Смоленского храма:

Настоятель Смоленского храма

Отец Иоанн (Иван Иванович Монаршек) с самых ранних лет воспитывался в любви к Богу глубоко верующей матерью, часто посещавшей сельский храм и святые места вместе с сыном. После окончания школы Иван Монаршек проходил во­инскую службу в мотострелко­вом полку Советской Армии. По истечении двух лет был уволен в запас в звании младшего лейтенанта. В одном из храмов древнего Смоленска служил иподьяконом архиепископа Феодосия, ныне митрополита Омского. В 1974 г., через три месяца после увольнения в запас, будущий пастырь поступает учиться в Московскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжает учёбу в Московской Духовной академии. На протяжении девяти лет отец Иоанн служил в селе Великий Кучеров Стороженецкого района Черновицкой области. Он ремонтировал и благоукрашал находившийся прежде в запущенном состоянии храм, служил в нем.

В феврале 1989 г. отец Иоанн был принят в Московскую епархию и назначен клириком Благовещенского храма с. Братовщина Пушкинского района. С сентября 1989 г. отец Иоанн возглавляет вновь открывшийся приход Смоленского храма в Ивантеевке, в котором трудится и по сей день. В 1990 г. указом митро­полита Крутицкого и Коломенского Ювеналия отец Иоанн был назначен благочинным Щёлков­ского и Балашихинского округов. В этой административной должности он проработал около го­да, затем три года возглавлял Пушкинское и Мытищинское благочиния.

С 1994 г. и до настоящего времени протоиерей Иоанн является неизменным руково­дителем Пушкинского округа. За эти годы отец благочинный помог открыть и организовать свыше 50 церковных прихо­дов. С 1995 по 2004 гг. отец Иоанн являлся председателем Отдела по реставрации и строительству храмов в Московской епархии. Многие го­ды батюшка преподаёт катехи­зис в Коломенской Духовной семинарии. В Смоленском храме под мудрым пастыр­ским руководством отца Иоанна обучаются богослужебной практике молодые священнослу­жители.

У отца Иоанна и матушки Ольги большое се­мейство — три сына и три дочери: Иван, Мария, Василий, Сергей, Ирина и Наталья. Старший сын батюшки пошёл по стопам отца и теперь тоже служит в священническом сане настоятелем Свято-Троиц­кой церкви города Пушкино. Дочь Мария — ма­тушка молодого киевского священника.

Труды митрофорного протоиерея Иоанна, на­стоятеля Смоленского храма и благочинного Пушкинского округа, заслуженно отмечены по­чётными наградами государства и Святой Церк­ви. 10 декабря 1999 г. на собрании благочинных Московской епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коло­менский, вручил отцу Иоанну высокую награду Русской Православной Церкви — орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени. В 2003 г. благочинный награж­дён орденом святого Иннокентия III степени. С 2007 г. батюш­ке разрешено слу­жить с открытыми Царскими вратами.

В январе 2001 г. губернатор Москов­ской области Б.В. Громов вручил отцу Иоанну, в числе дру­гих священнослужи­телей Московской епархии, высокую государственную на­граду — медаль ордена «За заслуги перед Оте­чеством» II степени. В феврале 2001 г. отцу Ио­анну была вручена медаль «За вклад в дело освоения космоса». Этой награды священник был удостоен за большой личный вклад в дело сотрудничества Пушкинского благочиния (куда входит и город Королёв) с Центром управления полётами.

В 2006 г. отец Иоанн был награжден Памятной Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви; к 200-летию со дня основания Смоленской церкви, в сентябре 2008 г., – орденом Сергия Радонежского III степени.

В 1991-1992 гг. во дворе Смоленского храма построили кирпичное здание, в котором разме­стились крестильный храм, посвящённый Рож­деству Иоанна Предтечи, и административный корпус. В его помещениях действуют Воскрес­ные школы для взрослых и детей, начальная шко­ла для детей с преподаванием Закона Божиего, проводятся занятия церковного хора, находятся большая библиотека и издательский отдел. По благословению и под общей редакцией благо­чинного Пушкинского округа отца Иоанна с 1998 г. при храме регулярно выпускается газета «Православное слово». В течение нескольких лет выпускался журнал-альманах «Истина».

В 2000 г. вышла в свет книга проповедей на­стоятеля Смоленского храма под названием «Благодарение Богу». Но главным трудом ивантеевского прихода стал альбом-справочник «Монастыри и храмы Московской епархии», вы­пущенный в 1999 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, к великой юбилей­ной дате — 2000-летию Рождества Христова, а также книга проповедей протоиерея Иоанна Монаршека «Радость жизни в Боге», изданная к 200-летию со дня основания Смоленского храма. Отец Иоанн также активно сотрудничает с го­родской общественно-политической газетой «Пульс Ивантеевки», где печатаются его пропо­веди, посвящённые большим церковным празд­никам.

Смоленский храм сегодня

Особо следует сказать о воскресной школе, открытой в 1990 г. Из первого набора, в котором было 170 человек, вышло пять священ­ников и шесть мату­шек.

В 2007-2008 гг. храм был капитально отремонти­рован: заменены все сгнившие кирпичи, отре­монтировано паровое отопление, внутренние росписи промыты и обновлены, обновлён ико­ностас.

Богослужения в Смоленском храме соверша­ются ежедневно. По пятницам служится акафист Божией Матери, в воскресенье утром — Спасителю, вечером – Святителю Николаю. Для прихожан организуются паломничес­кие поездки по святым местам России.

За годы после открытия храма в нём вместе с настоятелем проходили своё пастырское служе­ние многие священники и диаконы.

Многие священники и диаконы проходили и проходят здесь пастырскую практику. Ныне в клире храма, возглавляемого митрофорным протоиереем Иоанном Монаршеком, состоят: священник Артемий Балакирев, священник Алексий Шумейко, диакон Кирилл Горевой.

Благодаря поддержке городской администра­ции 22 мая 2007 г., в день памяти Святителя Ни­колая, в сквере возле Смоленского храма был торжественно открыт памятник этому особо по­читаемому на Руси Святому. Создатель памятника — известный в России и за рубежом скульптор Григорий Потоцкий. Каждое воскресенье, в теплые погожие дни, у памятника Николаю Чудотворцу совершается молебен с чтением акафиста Угодни­ку Божию.

В наступившем новом тысячелетии церковно­му причту и приходу предстоят большие труды по возрождению духовной жизни в восстановленной святыне, заботы о её сохранении для по­томков под покровом и предстательством Пре­святой Богородицы.

Такова 200-летняя история на­шего храма, вокруг которого живёт и спасается город Ивантеевка. Богатые и бедные, знаменитые на всю страну и ныне известные люди были прихожанами храма и его благоустроителями. Все они почита­ли дом Божий. Как могли, они помогали храму в его строительстве, возрождении после пожара и после разрушения в советские годы. История приоткрыла нам свои секреты — страницы жизни былых священников храма. В XIX веке безкоры­стно, не жалея сил, благоустраивал храм и учил крестьянских детей священник Иоанн Озерецковский. В XX веке настоятелем стал Иоанн Монаршек, который тоже увлечённо благоукрашает храм и до боли сердечной любит детей. Много сил и времени отдаёт батюшка ученикам не только Воскресной, но и общеобразовательной шко­лы, сиротам из детского дома и приюта.

Господь так всё премудро устраивает, что да­же скорбные и печальные события оборачива­ются благом. Годы гонений на Церковь дали нам особых молитвенников и заступников перед Престолом Божиим — Новомучеников Ивантеевских: священномученика Александра, мучеников Павла и Николая. Священник Виктор Горитовский пожертвовал собой ради любимой паствы и погиб в Бутырской тюрьме. Мы верим, что и он предстоит перед Престолом Божиим. Слава Богу за всё!

Многие годы Смоленский храм украшает го­род, наполняя его пасхальной радостью. Будет стоять церковь — будет жить и процветать город молитвами её священников и прихожан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *