храм илариона на калужской
Святыни храма
Башмачок с мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
По благословению митрополита Керкирского, Паксийского и Диапонтийских островов Нектария в наш храм была передана великая святыня — башмачок святителя Спиридона, епископа Тримифунтского.
В аэропорт Шереметьево 20 ноября 2017 года святыню доставил представитель Элладской Православной Церкви Сократис Чемберлиди.
Старинная плащаница Господа нашего Иисуса Христа.
Святыня расположена прямо над входом, поэтому каждый входящий на молитву проходит под ней, получая Господне благословение.
Икона Божией Матери «Прибавление ума».
Чтимый образ Богородицы «Прибавление ума» с предстоящими святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея России, и священномучеником Иларионом, архиепископом Верейским.
Икона мученика Николая Нового (Вуненского), привезенная из Греции.
Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона специально была написана для нашего храма на Святой Горе Афон по благословению игумена монастыря Ватопед архимандрита Ефрема.
Иконостас.
Иконостас нашего храма представляет собой ряд написанных икон, обрамленных басмой — что является редким случаем в программе строительства новых храмов в Москве.
Поделиться:
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Расписание
1 августа — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
2 августа — понедельник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
4 августа — среда — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
6 августа — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
7 августа — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
8 августа — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
9 августа — понедельник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
10 августа — вторник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
13 августа — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
13 августа — пятница — 17.00 — Утреня с изнесением Животворящего Креста Господня с чином поклонения.
14 августа — суббота — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
14 августа — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
15 августа — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
18 августа — среда — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
19 августа — ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ — четверг — 8.30 — Часы, Божественная Литургия, Славление Праздника, освящение плодов нового урожая.
20 августа — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
21 августа — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
22 августа — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
24 августа — вторник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
20 августа — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
27 августа — пятница — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
28 августа — УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — суббота — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Славление Праздника.
28 августа — суббота — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Чин погребения Божией Матери, Исповедь.
29 августа — Празднование в честь Образа Божией Матери «Прибавление ума» — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен перед началом нового учебного года, Крестный ход.
31 августа — вторник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
2 сентября — четверг — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
3 сентября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
4 сентября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
5 сентября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
8 сентября — среда — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
10 сентября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
11 сентября — суббота — 9.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
11 сентября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
12 сентября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
14 сентября — вторник — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
16 сентября — четверг — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
17 сентября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
18 сентября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
19 сентября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
20 сентября — понедельник — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
21 сентября — РОЖДЕСТВО БОЖИЕЙ МАТЕРИ — вторник — 8.30 — Часы, Божественная Литургия, Славление Праздника.
24 сентября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
25 сентября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
26 сентября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
26 сентября — воскресенье — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
27 сентября — ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ — понедельник — 8.30 — Часы, Божественная Литургия, Славление Праздника.
30 сентября — четверг — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
1 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
2 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
3 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
5 октября — вторник — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
8 октября — пятница — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
8 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
9 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
10 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
13 октября — среда — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
14 октября — ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — четверг — 8.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
15 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
16 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
17 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
19 октября — вторник — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
21 октября — четверг — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
22 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
23 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
24 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
26 октября — вторник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
28 октября — четверг — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
29 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
30 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
31 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
3 ноября — среда — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
4 ноября — четверг — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
5 ноября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
5 ноября — пятница — 17.00 — Парастас (заупокойное богослужение), Исповедь.
6 ноября — суббота — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Панихида.
6 ноября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
7 ноября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
В расписании возможны изменения. Для уточнения звоните по телефону: (926) 206 26 98.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Архив
В Пафнутиево-Боровском монастыре состоялось отпевание и погребение новопреставленного схиархимандрита Власия (Перегонцева)
Вечером 5 ноября 2021 года тело новопреставленного схиархимандрита Власия (Перегонцева), духовника Богородице-Рождественского Пафнутьева мужского монастыря Калужской епархии, было доставлено в обитель и положено в центральном соборе.
Исполняющий обязанности наместника монастыря епископ Тарусский Иосиф и епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий возглавили соборную панихиду. Архипастырям сослужили клирики епархий Калужской митрополии, а также гости из других епархий. Одновременно с панихидой началось прощание с новопреставленным отцом Власием.
По завершении панихиды началась вечерняя служба накануне Димитриевской родительской субботы. На утрене архипастыри возглавили чтение парастаса.
По окончании богослужения началось чтение Евангелия. Священнослужители, поочередно сменяя друг друга, читали у гроба Евангелие до начала ночной Литургии.
В полночь в обители началась Божественная литургия, которую возглавили митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Кинешемский и Палехский Иларион. Архипастырям сослужило духовенство монастыря и Калужской епархии, а также прибывшие на погребение священнослужители других епархий. Богослужебные песнопения исполнил хор Малоярославецкого Черноостровского женского монастыря.
После Литургии была отслужена панихида. Затем владыка Климент и владыка Иларион вместе с духовенством простились с отцом Власием.
6 ноября в 9.30 в монастыре была совершена поздняя Литургия, которую возглавили епископ Тарусский Иосиф и епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий. По окончании Литургии начался чин отпевания. Отпевали отца Власия монашеским чином.
По окончании владыка Иосиф обратился к присутствующим с кратким словом, призывая верующих терпеливо перенести горечь утраты духовного отца. Далее гроб с покойным был вынесен и обнесен вокруг собора.
Похоронен отец Власий в монастыре за алтарем центрального собора с южной стороны Ильинского храма. На месте погребения владыка Иосиф прочитал над новопреставленным разрешительную молитву, затем гроб был опущен в могилу.
После погребения в царской трапезной прошла общая поминальная трапеза, во время которой наместник епископ Иосиф также вспоминал батюшку Власия, его жизненный путь, его болезни и тяжелый крест духовничества, его участие и роль в своей жизни. Со словами соболезнования обратились благочинный Боровского церковного округа протоиерей Игорь Павлов, глава Боровской администрации Н.А. Калиничев и другие, сообщает епархиальный сайт.
Схиархимандрит Власий (в миру Иван Вячеславович Перегонцев) родился 8 февраля 1934 г. в дер. Кушлянщина Смоленской области, в верующей семье (бабушка стала схимонахиней).
По окончании школы поступил на лечебный факультет Смоленского медицинского института на кафедру педиатрии и детских болезней, однако из-за религиозных убеждений и посещений служб в Успенском кафедральном соборе подвергся травле и преследованиям в институте. Оставив учебу, переехал в город Мичуринск Тамбовской области, где встретился со своим духовным наставником отцом Иларионом (Рыбарем), с которым переехал в Закарпатье, в монастырь свв. Флора и Лавра. Так как пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск, вынужден был сменить имя, был наречен Петром (в честь апостола Петра). Через пять лет был пострижен в иночество с именем Власий в честь Власия Севастийского, 11 лет был келейником у о. Илариона.
С закрытием монастыря в период хрущевских гонений вынужден был вернуться в Смоленск, где был принят на работу в Успенский собор псаломщиком и регентом и сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха.
В 1972 г. в связи с назначением епископа Гедеона управляющим Новосибирской епархией переехал вместе с ним в Новосибирск.
Позднее переехал в Тобольск, где служил в храме святителя Иоанна Тобольского. Из-за разногласий с местным архиереем вынужден был переехать в Тюмень, а позднее в Белгородскую область к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который в 1980 г. постриг его в схиму с тем же именем, теперь в честь Власия Кесарийского.
В 1991 г. по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента назначен духовником возрождающегося Пафнутьево-Боровского монастыря.
В 1998 г., заболев онкологическим заболеванием, уехал в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, где пробыл в затворе шесть лет. В 2003 г. вернулся в Боровский монастырь.
Скончался 4 ноября 2021 г., в день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.
Священномученик Иларион (Троицкий)
Память 15 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких, святых Московских и Санкт-Петербургских
В миру Троицкий Владимир Алексеевич, родился 13 сентября 1886 года в семье священника села Липицы Серпуховского уезда Московской губернии [1]. Жена отца Алексея Троицкого умерла рано, и ему самому пришлось воспитывать детей, которых у него было пятеро: три сына и две дочери. Два сына — Владимир и Дмитрий — стали епископами, третий сын Алексей — священником.
Первоначальное образование будущий святитель получил в Тульском духовном училище, затем в семинарии, и в 1906 году был послан на казенный счет в Московскую духовную академию для продолжения образования.
В 1910 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом.
Еще учась в академии, Владимир Алексеевич стал обнаруживать себя как крупнейший русский богослов, сосредоточив свое внимание на историко-догматической апологии девятого члена Символа веры, то есть на раскрытии православного учения о Церкви. В академии им — студентом, а затем преподавателем — были написаны и опубликованы работы: “Христианство или Церковь”, “Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету”, “О церковности духовной школы и богословской науки”, “О необходимости историко-догматической апологии девятого члена Символа веры”, “Триединство Божества и единство человечества”, “Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве” и другие.
Он написал магистерскую диссертацию на тему “Очерки из истории догмата о Церкви”. В конце ноября 1912 назначенные рецензенты — профессора С. С. Глаголев и М. Д. Муретов — весьма высоко отозвались о труде автора. В отзыве С. С. Глаголева говорилось: “Такие книги, как книга господина Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки”. Свой отзыв профессор М. Д. Муретов закончил словами: “Если бы от меня зависело, я без всяких колебаний признал бы диссертацию Троицкого вполне достойной не только магистерской, но и докторской степени”. 11 декабря 1912 года Владимир Алексеевич успешно защитил диссертацию. 16 января 1913 года Святейший Синод утвердил его в звании магистра богословия и в должности доцента. За лучшее магистерское сочинение ему была присуждена премия митрополита Московского Макария.
28 марта 1913 г. пострижен в монашество в Троице-Сергиевской Лавре, а через несколько дней рукоположен во иеромонаха и определен исполняющим должность доцента Московской духовной академии. Пострижение доставило иеромонаху Илариону великую духовную радость, о которой он писал впоследствии: «думаю, что не придется еще в жизни пережить такой радости». По его словам, эта радость, это ликование продолжалось у него два месяца, так что он порою думал, — не прелесть ли это?
Владимир Алексеевич Троицкий — преподаватель Московской Духовной академии |
30 мая 1913 г., он был назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. 5 июля 1913 года он был возведен в сан архимандрита; это был самый молодой архимандрит и профессор в России того времени.
С получением нового назначения жизнь его совершенно переменилась. Он писал родным:
3 декабря 1913 г. архимандрит Иларион утвержден в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета. Был доктором богословия, хотя дата получения степени неизвестна.
Был членом Поместного Собора 1917-1918 гг., на котором выступал, как сторонник патриаршества.
10 марта 1919 года архимандрит Иларион был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Своим близким он писал из тюрьмы:
Сейчас в камере собралось у нас три профессора. Читаем время от времени лекции; прошли курс стенографии. Прямо считаю нужным сказать, что эти два месяца прожил я и не без пользы, и даже интереснее, чем жил бы вне тюрьмы”.
Это первое его тюремное заключение продолжалось около трех месяцев.
За год своего архиерейства он отслужил сто сорок две обедни, более ста сорока всенощных и произнес триста тридцать проповедей, и это при том, что в тот год он два месяца проболел тифом, причем месяц ему пришлось пробыть дома безвыходно. Болезнь вызвала осложнение на сердце, и впоследствии при всяком переутомлении это давало о себе знать.
Сообщая о себе, епископ Иларион писал своим близким:
Активная церковная деятельность святителя, его проповеди за богослужениями и помощь патриарху Тихону, его блестящие выступления на диспутах были с раздражением отмечены властями. Владыка Иларион бывал кратковременно под арестом в 1920 и 1921 годах [2]. 22 марта 1922 года епископ Иларион был снова арестован. Его обвинили в том, что он исполнял поручения патриарха, принимал в патриаршем подворье посетителей, приходивших за советом по церковным делам, устраивал диспуты и, обладая большой эрудицией в богословских вопросах, дискредитировал выступавших против него оппонентов-безбожников. 22 июня Коллегия ГПУ постановила выслать епископа на один год в Архангельскую губернию.
4 июля 1922 года епископ Иларион вместе с этапом заключенных прибыл в Архангельск и 10 июля был освобожден из тюрьмы. После ежедневной и ежечасной загруженности, после следствия и этапа ссылка показалась неожиданным отпуском. Большой город, почти в центре города — дом, в котором хозяева выделили ему отдельную комнату с выходящими на солнечную сторону окнами. Первое время он почти целыми днями ходил по набережной величественной Северной Двины, наслаждаясь свежим воздухом, покоем и свободой. Тем, что не надо постоянно усиливаться и принуждать себя к тому, чтобы переделать все необходимое, чего уже нельзя отложить, но для совершения чего уже нет сил. Правда, природа была непривычной, отовсюду наступали на жилье лес или болота, и почти совсем не было открытых пространств. Одно было прискорбно и заботило — невозможность, как ссыльному, постоянно служить в храме и известия о церковных событиях.
Так епископ Иларион прожил в Архангельске до конца года.
Епископ Иларион в это время получал много писем, часть из них приходила с оказией, часть по почте. Обширная переписка послужила причиной того, что ГПУ решило арестовать владыку и произвести у него обыск. Прочитав ордер на обыск и арест, епископ спросил: “Что же, вы арестуете меня независимо от результатов обыска?” Получив утвердительный ответ, владыка остался совершенно спокоен. Увидя, что сотрудник ГПУ откладывает письма, епископ заметил, что напрасно он это делает, потому что все они прошли через ГПУ и просмотрены; вот и на днях он получил очень неаккуратно заклеенное письмо, что ясно свидетельствует о том, что его в ГПУ уже прочитали. Пришедший во время обыска митрополит Серафим (Чичагов), также находившийся в ссылке, заметил, что это, вероятно, какое-то недоразумение, которое обязательно выяснится, и владыку освободят. Епископ Иларион только рукою махнул — какое уж там недоразумение.
Епископ Иларион (Троицкий). Архангельск. 1923 год |
Однако, несмотря на все попытки составить против епископа обвинение, этого сделать не удалось, и он был освобожден из тюрьмы. Но ГПУ не оставило намерения арестовать епископа, и за несколько дней до окончания срока ссылки, 13 июня 1923 года, в его квартире был снова произведен обыск. На этот раз вовсе ничего не нашли, кроме нескольких номеров газеты “Наука и религия”. Один из сотрудников ГПУ спросил:
За день до окончания ссылки, вечером 21 июня, преосвященного Илариона вызвали в Архангельское ГПУ и здесь объявили, что ему разрешено уехать. 5 июля он уже был в Москве. В тот же день в шесть часов вечера он отслужил всенощную в храме Сретенского монастыря, где до этого служили обновленцы. Перед началом богослужения владыка совершил чин освящения. Обращаясь к духовенству монастыря, он призвал его покаяться в обновленчестве и противлении Патриарху, причем принести покаяние принародное; непокаявшихся он не допустит до службы и не разрешит им входить в алтарь. На следующий день, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, в Сретенском монастыре служил Патриарх. Народу собралось столько, что храм не мог вместить всех, и многие стояли в монастырской ограде, многие плакали. Служба, начавшаяся утром, закончилась только в шесть часов вечера, после того как Патриарх благословил весь народ.
В тот же день, 6 июля 1923 года, патриарх Тихон возвал его в сан архиепископа. Ближайший помощник Святейшего, преосвященнейший Петр (Полянский), был еще в это время в ссылке, и архиепископ Иларион стал первым помощником патриарха. В том же месяце святителю Илариону было вверено временное управление Московской епархией.
Реакция обновленцев была незамедлительной. Через три дня после состоявшегося в Сретенском монастыре богослужения, 9 июля 1923 года, Московский епархиальный совет (обновленческий) в составе Леонида (Скобеева), Иоанникия (Чанцева), Георгия (Добронравова) и некоторых других подал заявление в ГПУ. В нем говорилось:
В тот же день один из руководителей обновленческого движения, священник Владимир Красницкий, написал в ГПУ:
Летом 1923 года обновленцы стали вести переговоры о примирении с православными и созыве церковного Собора, на котором предполагалось предложить Патриарху Тихону уйти на покой — с тем чтобы захватить управление Церковью. Если бы Патриаршая Церковь не пошла на примирение, то и тогда сам факт ведения переговоров православных с обновленцами, за которыми стояло государство, был на руку последним, поскольку это могло вызвать в среде православных смятение и подорвать авторитет как самого Патриарха Тихона, так и его ближайших помощников.
Православную Церковь представляли на этих переговорах архиепископы Серафим (Александров) и Иларион (Троицкий), а также протоиерей Василий Виноградов. Со стороны обновленцев были архиепископ Евдоким (Мещерский) и некий Новиков. Встреча состоялась 26 августа 1923 года в день тезоименитства Патриарха Тихона, когда в Москву съехались, чтобы поздравить Святейшего, несколько десятков архиереев. Сам он в этот день служил в большом соборе Донского монастыря.
Встреча с обновленцами продолжалась около двух часов. В основном говорил архиепископ Евдоким, который требовал, чтобы Патриарх ради мира и блага Церкви отрекся от власти и чтобы члены патриаршей делегации сделали Патриарху таковое предложение. Выслушав его “предложение”, члены православной делегации ответили, что им поручено вести переговоры о примирении обновленцев с Патриархом, а не обсуждать вопрос об отречении Патриарха. Единственное, что они могут сделать, это передать с возможной точностью содержание речи архиепископа Евдокима и тем самым проинформировать Патриарха о действительных намерениях и взглядах его и возглавляемого им управления.
По возвращении в Донской монастырь делегация доложила Святейшему о наглых и провокационных предложениях обновленцев. Патриарх Тихон, выслушав, с добродушной улыбкой сказал: “Так я и предполагал обман; от Евдокима другого и ожидать было нельзя”. Тогда же Патриарх благословил собрать не успевших разъехаться по епархиям архиереев, чтобы члены делегации поставили их в известность о действиях обновленцев. В тот же день в Михайловской церкви Донского монастыря состоялся собор двадцати семи архиереев, на котором архиепископ Серафим (Александров), исполняя поручение Патриарха, рассказал архипастырям о результатах встречи с главой обновленцев.
В тот же день архиепископ Евдоким написал на имя своего рязанского управления, а также на имя митрополита Антония (Храповицкого) письмо, которое вскоре было опубликовано в газете “Известия” и вызвало немалое смущение среди православных:
В конце октября обновленцы снова предложили встретиться, предварительно заверив православных, что никакие неисполнимые условия ставиться не будут. Обновленцев на переговорах представляли архиепископы Алексий (Баженов) и Серафим (Руженцев). Православных — архиепископы Серафим (Александров) и Иларион (Троицкий). Встреча состоялась 20 октября 1923 года. Представители обновленцев прежде всего заявили, что сообщения архиепископа Евдокима о ходе переговоров не соответствуют действительности. Более того, они уже вовсе не настаивают на выставленных условиях. Православные иерархи потребовали от обновленцев запрещения в священнослужении женатых архиереев, второбрачных и третьебрачных клириков и признания Святейшего Патриарха законным главой Российской Церкви. Делегация обновленцев заверила, что она согласна с такими условиями. Но уже через неделю архиепископ Евдоким уведомил архиепископов Илариона и Серафима, что дальнейшие переговоры считает возможными только “при условиях, признанных вами ранее приемлемыми, а именно:
Возмущению православных архиереев, получивших провокационную бумагу, не было границ. В тот же день по благословению Святейшего участники переговоров — архиепископы Серафим (Александров), Иларион (Троицкий) и Тихон (Оболенский) — отправили архиепископу Евдокиму ответное письмо, где описывали бывшие в действительности содержание и ход переговоров. В нем они, в частности, писали:
Разумеется, обновленцы не стали публиковать опровержения, а все попытки православных сообщить об истинном положении дел наталкивались на сопротивление ГПУ.
Владыка Иларион неоднократно с успехом участвовал в публичных диспутах с обновленцами и атеистами.
Зачастую диспуты в Москве проводились между наркомом просвещения Луначарским и главой обновленцев Введенским. Но картина совершенно менялась, когда в диспутах дозволялось участвовать архиепископу Илариону. Владыка держался просто, серьезно, с достоинством, в его речи чувствовалась непоколебимая вера в правоту всего того, что он говорил; он, казалось, лишь делился своими знаниями и опытом; слушая архиепископа, присутствовавшие забывали и о наркоме просвещения Луначарском, и о предателе Церкви Введенском. Однажды, желая искусить архиепископа, Луначарский спросил его:
15 ноября 1923 архиепископ Иларион был вновь арестован.
20 ноября Святейший Патриарх Тихон направил письмо в 5-й отдел Народного комиссариата юстиции, в котором выражалась просьба о расследовании причин ареста архиепископа Илариона и об ускорении его освобождения, так как Патриарху “по его возрасту и состоянию здоровья…… его помощь, как епископа энергичного и высокообразованного, крайне необходима и незаменима”. Далее Патриарх выражал опасения, что этот акт, если он не вызывается серьезной государственной необходимостью, “может создавать безо всякой нужды нежелательное тревожное настроение среди верующего населения”. Тучков на это письмо ответил отказом:
7 декабря 1923 комиссия НКВД по административным высылкам приговорила владыку к трем годам заключения на Соловках.
В январе 1924 года архиепископ прибыл на пересыльный пункт на Поповом острове. Здесь его застало известие о смерти Ленина. В то время, когда в Москве помещали во временный мавзолей гроб с телом Ленина, заключенные по распоряжению лагерного начальства должны были молча стоять пять минут. Владыка Иларион лежал на нарах, когда посреди барака стоял строй заключенных, среди которых были и священнослужители. “Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят”, — убеждали его заключенные. Все кончилось, однако, благополучно, а владыка, обращаясь к духовенству, сказал: “Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество!”
Прибыв на Попов остров, владыка узнал, что обновленцы распространяют о нем через советскую прессу “сведения” о его якобы примирительном отношении к ним. Во избежание умножения соблазна архиепископ 17 июня 1924 года обратился к православным людям с письмом, в котором в резкой форме опровергал клевету.
В конце июня 1924 года после открытия навигации архиепископ Иларион был отправлен на Соловецкий остров; здесь он вязал сети на Филимоновой рыболовной тоне, был лесником, сторожем в Филипповой пустыни. Для него начался новый тернистый путь испытаний — не вольная теперь была ссылка, а узы, концлагерь. Но владыка и к этому испытанию был вполне приготовлен. То, что для другого могло явиться камнем преткновения и тяжелым переживанием, для него, православного богослова, стало украшением души.
В лагере владыка сохранил монашескую нестяжательность, детскую незлобивость и простоту. Он просто отдавал всем все, что у него просили. Ни на какие оскорбления окружающих никогда не отвечал, казалось, не замечая их. Он всегда был мирен и весел, и если даже что и тяготило его, он не показывал этого. Из всего происходящего с ним он всегда стремился извлечь духовную пользу, и таким образом, ему все служило ко благу.
На Филимоновой рыболовной тоне в десяти километрах от главного Соловецкого лагеря он находился вместе с двумя епископами и несколькими священниками. Об этой своей работе он говорил добродушно: “Все подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот — богословцы рыбари показа”.
Советская власть в это время всем давала равные сроки: и выдающемуся архиерею, славно потрудившемуся рядом с Патриархом Тихоном в борьбе со злыми врагами Церкви — обновленцами, и молодому иеромонаху из Казани, чье “преступление” состояло в том, что он снял орарь с дьякона-обновленца и не позволил ему вместе с собою служить. “Любочестив бо сый Владыка, — говорил по этому поводу архиепископ Иларион, — приемлет последнего, якоже и первого; упокоевает в единонадесятый час пришедшего, якоже делавшего от первого часа. И дела приемлет, и намерения целует, и деяния почитает, и предложения хвалит”.
Знавшие его в Соловках писали о нем:
В это время советское правительство и ОГПУ планировали в Церкви новый раскол. На этот раз его должен был возглавить архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), с которым Тучков уже провел переговоры, и тот выразил согласие возглавить соответствующую группу иерархов. В эту группу желательно было ввести архиерея, обладавшего бесспорным авторитетом, за которым пошли бы другие иерархи. И, конечно, лучше было бы, если бы этот архиерей в данный момент находился в заключении, то есть длительное время был лишен всей полноты сведений о происшедших церковных событиях, тогда его можно было бы ограниченно ставить о них в известность, даже и с помощью подлинных церковных документов.
Желая вовлечь архиепископа Илариона в раскол, Тучков распорядился перевести его из Соловков в Ярославское ОГПУ, предоставить ему отдельную камеру, возможность заниматься научной работой, вести деловую переписку и получать любые книги с воли, а тем временем хотел попытаться уговорить его на сотрудничество с ОГПУ.
5 июля 1925 года архиепископ Иларион был перевезен из Соловецкого лагеря в Ярославский политический изолятор.
Тучков дважды встречался с архиепископом Иларионом. Первый раз Тучков пришел к нему в камеру, где беседовал о церковных делах и о церковной жизни. Но поскольку владыка не был осведомлен о церковных событиях последних лет, проведя это время в концлагере, о чем он и упомянул, то беседа вышла малосодержательной. Во второй раз Тучков вызвал архиепископа в тюремную канцелярию и здесь снова завел разговор о церковных событиях последнего времени и между прочим предложил освободить его и возвратить на Московскую кафедру, но с условием, что он поддержит одну из групп духовенства, имелись в виду григорианцы. Архиепископ ответил, что ему сначала нужно переговорить с ними, так как некоторые ему незнакомы, а о других он знает слишком мало. Далее разговор коснулся современного положения Православной Церкви, и в частности организации Высшего Церковного Управления. Владыка сказал, что по настоящим обстоятельствам Высшее Церковное Управление может быть только временным, но организация такого временного управления весьма желательна. Причем оно в своем начале не должно быть самозванным, то есть должно организоваться с согласия патриаршего Местоблюстителя. Это церковное управление должно действовать в согласии с епископатом и объединять епископат. Оно ни в малейшей степени не должно напоминать характер деятельности так называемого обновленческого ВЦУ 1922–1923 годов. Православное церковное управление должно свою задачу считать ограниченной: его задача — созыв Собора, которому будет принадлежать полнота церковной власти. Что касается Собора, то он должен быть собран, а не подобран, как это было сделано ВЦУ в 1923 году. Собор должен организовать постоянное Церковное Управление, и при этом он должен рассеять подозрения, что за религиозной православной внешностью кроются политические вожделения.
Выслушав архиепископа, Тучков предложил письменно изложить его взгляды на церковные нужды настоящего времени, что и было им сделано. Он написал документ в двух экземплярах: один был адресован Тучкову, другой — заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому).
Текст этой «декларации» совершенно не удовлетворил Тучкова. Переговоры не привели ни к чему. Владыка был непримирим к обновленцам, отказался поддержать григорианский раскол, выставил требования, чтобы новое церковное управление непременно имело благословение Местоблюстителя.
У архиепископа Илариона и у Тучкова почти по всем пунктам были разные взгляды. Владыка предлагал представителям государства сотрудничать с Церковью, но на основании независимости Церкви, на основании положительного роста и духовной силы самой православной паствы, члены которой являются также и гражданами государства и, следовательно, составляют и его силу. Тучков хотел добиться сотрудничества иерархов на основе полного подчинения Церкви государству и в конце концов потребовал прямого осведомительства, как если бы владыка был одним из сотрудников ОГПУ. Тучков желал прежде физического уничтожения своего врага уничтожить его нравственно. Архиепископ ответил на эти предложения резким, категорическим отказом. Видя, что склонить на свою сторону этого выдающегося иерарха не удается, Тучков зло сказал: “Приятно с умным человеком поговорить. А сколько вы имеете срока в Соловках? Три года?! Для Илариона три года! Так мало?!”
Архиепископ Иларион. Соловецкий концлагерь. 1929 год |
26 февраля 1926 года архиепископа перевели из отдельной камеры в общую камеру тюрьмы в Коровниках. 15 марта владыка писал родственнице о происшедших в его жизни переменах:
Отношение владыки к обновленцам и всякого рода раскольникам оставалось непримиримым. И один из обновленческих архиереев, Гервасий Малинин, желая подчеркнуть эту непримиримость ближайшего помощника Патриарха Тихона, писал о нем в обновленческом журнале: