храм ильи пророка г кадников расписание богослужений
Храм Илии пророка, что в Засодимье
Наш приходской сайт
Икона дня
Православный календарь
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Облако меток
Свежие записи
Архивы
История Ильинского храма
Храм святого пророка Божия Илии, что в Засодимье находится в 4 км от города Кадникова, на возвышенном холме. Это один из древнейших и красивейших храмов Вологодской епархии. В 2017 году ему исполнилось 241 год.
История Ильинского храма имеет глубокие корни, которые уходят в далекий XVII(17) век. Обратимся к его истории и обнаружим, что она таит множество загадок.
Для истории и по сию пору остаются неизвестными ни время закладки храма, ни имена строителей и благотворителей строительства. Более того, неизвестно точно, когда был построен храм. С 1811 года в церковных отчётах, в графе «Время построения храма», значится: «Храм существует издревле, а кем и когда построен, неизвестно», поэтому юбилеи храма отмечались в день освещения главного престола.Освещён престол в честь пророка Божия Илии в 1776 году. Самое полное исследование истории храма принадлежит одному из его настоятелей — протоиерею Аполлону Воскресенскому, который служил в Ильинской церкви с 1838 года по 1869 гг. Ильинская церковь была самым главным храмом в Засодимской волости (местности за рекой Содимой) Кадниковского уезда.
Первое упоминание о месте, где расположен Ильинский храм, относится к 1631 году, уже с тех пор на этом месте существовало кладбище и на нём деревянные храмы святого пророка Илии, апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святых мучеников Флора и Лавра, о чём по сей день свидетельствуют две кирпичные башенки с крестами, поставленные на месте бывших престолов. Когда и по какой причине эти храмы исчезли, истории неизвестно. Впоследствии был отстроен один величественный храм с небольшими изменениями сохранившийся до нашего времени, которыйокормлял более 25 близлежащих деревень. Существующий каменный храм имеет три предела: главный святого пророка Илии, остальные — в честь перечисленных угодников Божиих. У храма было несколько благотворителей, которые благоукрашали его и поддерживали в должном состоянии по завету апостола Павла: «Благотворения же и общения не забывайте: таковыми жертвами благоугождается Бог».
Время от времени в церкви проводился необходимый текущий ремонт: белились фасады, чинилась кровля, подновлялся иконостас, внутренняя отделка.
Заслуживает внимания убранство верхнего (летнего) храма. Там прекрасно сохранился семиярусный иконостас, украшенный резьбой, позолоченной в 1905 году.Великолепие его позволяет судить, о том, с какой любовью украшались нашими предками Божии храмы. Красота церковного убранства мысленно приближала молящихся прихожан к Небесной красоте. Верхний храм открывают в теплое время года.
Ильинская церковь жила своей обычной жизнью. В ней совершались Божественные литургии, пелись молебны и панихиды. Во дни Великого поста в ней звучали скорбные песнопения, а на Светлой седмице полнилась она светом и звоном колоколов. Думалось, что так будет всегда. Но вот пришел 1917 год — трагический рубеж для Русской Православной Церкви и для всего русского государства. Большинство приходов было закрыто, духовенство уничтожено и посажено в тюрьмы, Церковь практически лишилась всего того, что собрал в ее ограде за много веков православный народ.
Ильинский храм был последним, закрытым безбожными властями в Кадниковском уезде: в ночь на 27 сентября 1937 г. (в праздник Воздвижения Креста Господня) был арестован настоятель священник Иоанн Стенин (расстрелян в том же году, 26 ноября). Милостью Божией Ильинский храм не был закрыт и служил вплоть до 1938 года. До 1941 г. храм так и оставался стоять закрытым, но не поруганным. В1941 г. в Ильинской церкви был размешен эвакуированный архив Карельского НКВД, по причине чего, собственно, и уцелел-то храм, а его внутреннее убранство, иконостасы, престолы, иконы и прочая утварь полностью сохранились. В 1944 г. прихожане отправили «ходоков» в Москву с просьбой открыть Ильинскую церковь, что и произошло в 1945 г.
Службу восстановил освобождённый из ссылки Архангельских ИТЛ протоиерей Андрей Николаевич Шергин. Вот некоторые факты из его биографии. Построили ему с матушкой Надеждой дом, разработал огород, насадил кустов черной смородины, содержал пасеку до 6 ульев, медом угощал всех. Отец Андрей был скромен, добр, внимателен, обладал бархатным баритоном. В 1947 г. приехал епископ Иустин для освящения надкупольного креста, установили лебедку, стали поднимать большой крест на высокий купол, а был в этот день очень сильный ветер, думали сегодня крест не установить. Отец Андрей начал с Владыкой служить молебен, когда крест подняли (вспоминает Мария Ивановна Костюничева) в природе наступила тишина, листочек не шелохнется на дереве. Рабочие без труда установили большой крест. 24 марта в 1948 г. отец Андрей был убит по дороге в Вологодскую епархию, вез выручку Ильинской церкви, воры отняли у него саквояж, а батюшку сбросили с поезда, упал на сцепление между вагонами, рясой зацепился, поэтому тело довезли до Вологды неповрежденным. Воров сразу поймали, матушка Надежда простила, велела отпустить «Отца Андрея не вернешь, он бы их простил», дело было закрыто, т. к. в саквояже денег уже не было. Похоронен отец Андрей у входа в алтарь Лазаревской церкви г. Вологда. Итак, несмотря на гонения, Господь сберег «Ему ведомыми судьбами» Ильинскую Засодимскую церковь от разорения.
После Великой Отечественной войны власти разрешили в храме совершать богослужения, это был 1948 г. и первым настоятелем тогдашний правящий владыка Иустин назначил протоиерея Рафаила. Открытие храма явилось великой радостью для всех верующих Сокольского района, поскольку храм был единственным на всю округу, границы прихода простирались до Вологды и Тотьмы. Храм пророка Илии был духовным центром и на службы, особенно праздничные, собиралось до тысячи богомольцев. Старые прихожане помнят, как 6 мая 1965 г. от удара молнии сгорел высокий шпиль на колокольне, который вскоре заменили небольшим куполом.
В храме в лучшие времена служили два священника и диакон, прекрасно пел хор бывшего Кадниковского Николаевского собора. На престольные праздники, богослужения совершались особо торжественно, с крестными ходами, почти всегда праздничные службы возглавлял правящий архиерей. Служить священником в Ильинском храме было почетно и, как в свое время говорил владыка Мефодий, этот приход предназначался для священников с академическим образованием. Так оно некоторое время и было.
Приход возглавляли такие протоиереи, как о. Аполлон Воскресенский (1838-1869), о. Аркадий Шарабанов (1908). Протоиерей Фёдор Малышев (1950-1952, 1965-1967), о. Алексей Анхимов (1953-1955), о. Григорий Лопатин (1956-1966), о. Елевферий Григорьев (1959), о. Алексий Бобров, о. Алексий Бриленков, о. Василий Чугунов, протоиерей Шаршин, о. Владимир Завальнюк и др. Когда в 1945 году открыли для богослужения Ильинскую церковь, монахини Ефимова Мария и Гребелина Клавдия Евгеньевна служили там алтарницами, пекли просфоры.
Много лет на этом приходе трудился в сане диакона, а затем священника старейший клирик Вологодской епархии о. Василий Глазов. На погосте стоял старинный громадный церковный дом, в котором были квартиры для духовенства и кельи для приезжих богомольцев. В Кадникове был ссыльный священник Чельцов. В последние годы службу вели о. Илия, о. Михаил. В настоящее время службу ведёт о. Георгий Осьминин.
Постоянно на погосте проживало несколько человек, которые охраняли, ремонтировали и обслуживали храм.
С храмом связанно много преданий, например, говорят, что находящийся в 400 метрах от xpама ильинский колодец был выкопан более 200 лет назад двумя проходящими монахами. Ежегодно, накануне Ильина дня, на колодце служится водосвятный молебен. Есть предание что существовал подземный ход от Ильинского храма до г. Кадникова (около 4 км) и из г. Кадникова до Григория Пельшемского Лопотова монастыря (около 7 км). Однако до сей поры никаких следов этого хода не найдено.
А вот история о многострадальном колоколе. Его привезли на станцию Морженга в конце 19 века. Его тащили на санях летом народом с Ильинского прихода. Поднимали ручными приспособлениями и подвесили посреди колокольни в начале 20 века. Его вес, говорили, был 360 пудов. Кто, где, когда отливали колокол, остаются вопросы за историками. Колокол оставил память прихожанам за своё волшебное звучание. Его звон был слышен в праздники за 5 вёрст. Его звуки придавали прихожанам торжественно-праздничное настроение, духовное единение. Люди восхищались красотой его звучания. После пасхи колокольня была открыта, и разрешалось звонить всем желающим, а это особенно было радостно детишкам Ильинской школы.
Правда, раскачать язык до удара ребятам было трудно. Звонари должны были обладать большой силой и выносливостью. На колокольне, в проёме были ещё два колокола: пожарный и часовой. Сторож ежечасно отбивал время. Но вот в 1934 году колокола были сброшены с колокольни. На глазах ребятишек, печально наблюдавших, их взрывали на куски для переплавки. Говорили, что один пудовый осколок засыпан землёй у ограды.
В настоящее время жизнь прихода протекает весьма активно. С осени 1999 г. открыта воскресная школа.
Ильинско-Засодимская церковь (Храм Илии Пророка)
Ильинско-Засодимская церковь – памятник архитектуры федерального значения XVIII века.
Адрес: Сокольский р-н, с. Ильинский Погост
Информация о расписании богослужений и жизни прихода смотрите в группе: Храм Илии Пророка, что в Засодимье
Храм святого пророка Божия Илии, что в Засодимье находится в 4 км от города Кадникова, на возвышенном холме. Это один из древнейших и красивейших храмов Вологодской епархии.
Для истории и по сию пору остаются неизвестными ни время закладки храма, ни имена строителей и благотворителей строительства. Более того, неизвестно точно, когда был построен храм.
С 1811 года в церковных отчётах, в графе «Время построения храма», значится: «Храм существует издревле, а кем и когда построен, неизвестно», поэтому юбилеи храма отмечались в день освещения главного престола. Освящён престол в честь пророка Божия Илии в 1776 году.
Самое полное исследование истории храма принадлежит одному из его настоятелей — протоиерею Аполлону Воскресенскому, который служил в Ильинской церкви с 1838 года по 1869 гг. Ильинская церковь была самым главным храмом в Засодимской волости (местности за рекой Содимой) Кадниковского уезда.
Первое упоминание о месте, где расположен Ильинский храм, относится к 1631 году, уже с тех пор на этом месте существовало кладбище и на нём деревянные храмы святого пророка Илии, апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святых мучеников Флора и Лавра, о чём по сей день свидетельствуют две кирпичные башенки с крестами, поставленные на месте бывших престолов. Когда и по какой причине эти храмы исчезли, истории неизвестно.
Впоследствии был отстроен один величественный храм с небольшими изменениями сохранившийся до нашего времени, который окормлял более 25 близлежащих деревень. Существующий каменный храм имеет три предела: главный святого пророка Илии, остальные — в честь перечисленных угодников Божиих.
У храма было несколько благотворителей, которые благоукрашали его и поддерживали в должном состоянии по завету апостола Павла: «Благотворения же и общения не забывайте: таковыми жертвами благоугождается Бог».
Заслуживает внимания убранство верхнего (летнего) храма. Там прекрасно сохранился семиярусный иконостас, украшенный резьбой, позолоченной в 1905 году. Великолепие его позволяет судить, о том, с какой любовью украшались нашими предками Божии храмы. Красота церковного убранства мысленно приближала молящихся прихожан к Небесной красоте. Верхний храм открывают в теплое время года.
Ильинская церковь жила своей обычной жизнью. В ней совершались Божественные литургии, пелись молебны и панихиды. Во дни Великого поста в ней звучали скорбные песнопения, а на Светлой седмице полнилась она светом и звоном колоколов. Думалось, что так будет всегда.
Но вот пришел 1917 год — трагический рубеж для Русской Православной Церкви и для всего русского государства. Большинство приходов было закрыто, духовенство уничтожено и посажено в тюрьмы, Церковь практически лишилась всего того, что собрал в ее ограде за много веков православный народ.
Ильинский храм был последним, закрытым безбожными властями в Кадниковском уезде: в ночь на 27 сентября 1937 г. (в праздник Воздвижения Креста Господня) был арестован настоятель священник Иоанн Стенин (расстрелян в том же году, 26 ноября).
Милостью Божией Ильинский храм не был закрыт и служил вплоть до 1938 года. До 1941 г. храм так и оставался стоять закрытым, но не поруганным.
В 1941 г. в Ильинской церкви был размешен эвакуированный архив Карельского НКВД, по причине чего, собственно, и уцелел-то храм, а его внутреннее убранство, иконостасы, престолы, иконы и прочая утварь полностью сохранились.
Службу восстановил освобождённый из ссылки Архангельских ИТЛ протоиерей Андрей Николаевич Шергин.
Вот некоторые факты из его биографии:
Построили ему с матушкой Надеждой дом, разработал огород, насадил кустов черной смородины, содержал пасеку до 6 ульев, медом угощал всех. Отец Андрей был скромен, добр, внимателен, обладал бархатным баритоном.
В 1947 г. приехал епископ Иустин для освящения надкупольного креста, установили лебедку, стали поднимать большой крест на высокий купол, а был в этот день очень сильный ветер, думали сегодня крест не установить.
Отец Андрей начал с Владыкой служить молебен, когда крест подняли (вспоминает Мария Ивановна Костюничева) в природе наступила тишина, листочек не шелохнется на дереве. Рабочие без труда установили большой крест.
24 марта в 1948 г. отец Андрей был убит по дороге в Вологодскую епархию, вез выручку Ильинской церкви, воры отняли у него саквояж, а батюшку сбросили с поезда, упал на сцепление между вагонами, рясой зацепился, поэтому тело довезли до Вологды неповрежденным. Воров сразу поймали, матушка Надежда простила, велела отпустить «Отца Андрея не вернешь, он бы их простил», дело было закрыто, т. к. в саквояже денег уже не было.
Похоронен отец Андрей у входа в алтарь Лазаревской церкви г. Вологда.
Итак, несмотря на гонения, Господь сберег «Ему ведомыми судьбами» Ильинскую Засодимскую церковь от разорения.
Открытие храма явилось великой радостью для всех верующих Сокольского района, поскольку храм был единственным на всю округу, границы прихода простирались до Вологды и Тотьмы. Храм пророка Илии был духовным центром и на службы, особенно праздничные, собиралось до тысячи богомольцев. Старые прихожане помнят, как 6 мая 1965 г. от удара молнии сгорел высокий шпиль на колокольне, который вскоре заменили небольшим куполом.
В храме в лучшие времена служили два священника и диакон, прекрасно пел хор бывшего Кадниковского Николаевского собора. На престольные праздники, богослужения совершались особо торжественно, с крестными ходами, почти всегда праздничные службы возглавлял правящий архиерей.
Служить священником в Ильинском храме было почетно и, как в свое время говорил владыка Мефодий, этот приход предназначался для священников с академическим образованием. Так оно некоторое время и было.
Постоянно на погосте проживало несколько человек, которые охраняли, ремонтировали и обслуживали храм.
С храмом связанно много преданий. Вот история о многострадальном колоколе. Его привезли на станцию Морженга в конце 19 века. Его тащили на санях летом народом с Ильинского прихода. Поднимали ручными приспособлениями и подвесили посреди колокольни в начале 20 века. Его вес, говорили, был 360 пудов.
Кто, где, когда отливали колокол, остаются вопросы за историками. Колокол оставил память прихожанам за своё волшебное звучание. Его звон был слышен в праздники за 5 вёрст. Его звуки придавали прихожанам торжественно-праздничное настроение, духовное единение. Люди восхищались красотой его звучания. После пасхи колокольня была открыта, и разрешалось звонить всем желающим, а это особенно было радостно детишкам Ильинской школы.
Правда, раскачать язык до удара ребятам было трудно. Звонари должны были обладать большой силой и выносливостью. На колокольне, в проёме были ещё два колокола: пожарный и часовой. Сторож ежечасно отбивал время.
Но вот в 1934 году колокола были сброшены с колокольни. На глазах ребятишек, печально наблюдавших, их взрывали на куски для переплавки. Говорили, что один пудовый осколок засыпан землёй у ограды.
В настоящее время жизнь прихода протекает весьма активно. С осени 1999 г. при храме открыта воскресная школа.
Ансамбль церкви признан объектом культурного наследия федерального значения Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 года.
Расписание
Свято-Ильинский храм открыт ЕЖЕДНЕВНО с 7:00 до 20:00.
Ежедневно в нашем храме совершается Божественная Литургия в 7:40 (исповедь в 7:30). По окончании Божественной Литургии совершается водосвятный молебен и заупокойная лития.
В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные Литургии: ранняя – в 6:30 (исповедь в 6:30), поздняя – в 8:40 (исповедь в 8:30).
В нашем храме читаются следующие молебны и акафисты:
– по четвергам в 18:00 – акафист святителю Николаю Мир Ликийских, чудотворцу (с выносом мощей);
– по пятницам в 18:00 – молебен о страждущих недугом винопития и наркомании с чтением акафиста Пресвятой Богородице пред иконой «Неупиваемая Чаша»; по окончании, в 19:00 – встреча с родственниками зависимых;
– по субботам в 16:30 – молебен на всякое благое прошение (о разрешении житейских нужд);
– по воскресеньям в 18:00 – молебен с акафистом пророку Божию Илии или Пресвятой Богородице пред иконой «Умягчение злых сердец» («Семистрельная») (читаются поочередно, через воскресенье).
– каждый последний понедельник месяца в 10:00 – молебен пред иконой Божией Матери «Помощница в родах» для беременных, их родных и близких и желающих иметь детей.
Огласительные беседы проводятся по воскресным дням: для готовящихся принять Таинство Венчания – в 16:00, Таинство Крещения – в 17:00.
Центр помощи кризисным беременным и женщинам с малолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации: телефон доверия – 8-918-193-77-33.
Служба помощи нарко- и алкозависимым и их близким: ознакомительная встреча – вторник, в 19:00, православная группа поддержки нарко- и алкозависимых – вторник, в 19:15. Телефон доверия – 8-988-36-92-336.
Телефон дежурного священника – 8-964-901-99-55. Телефон требного священника – 8-918-343-32-79.
Приход храма Пророка Илии
Приход храма Пророка Илии запись закреплена
Креще́ние.
В нашем храме проводится таинство Крещения взрослых и детей, а так же огласительные беседы для крёстных родителей (обязательно).
Дорогие крестные, прежде чем стать восприемниками Вы должны осознать всю ответственность и важность предстоящего события – Таинства Крещения. На Вас возлагается огромная ответственность духовного воспитания своего крестного чада, вместе с родителями Вы отвечаете за него перед Богом.
Показать полностью.
(греч. βάπτισμα «погружение в воду») — первое и важнейшее таинство в Христианской церкви. Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви, и прежде всего, в Евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении (однократном или троекратном — в зависимости от конфессии) человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произнесением пресвитером (священником) установленных молитвословий. Таинство крещения признаётся всеми христианскими конфессиями, хотя и не в одинаковом смысле.
Погружению в воду или обливанию почти у всех народов древности — халдеев, финикиян, египтян, персов, индийцев, отчасти у греков и римлян — уделялось особое значение, в смысле не только физического, но и нравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывали новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, при чём нарекали им имя.
Крещение упоминается также в числе мистерий иудейской секты ессеев, у которых совершалось с особенными тайными церемониями.
Крещение совершал в реке Иордан Иоанн Креститель (Мф. 3:1—17, Мк. 1:2—11, Лк. 3:3—21, Ин. 1:25—33), проповедуя иудеям грядущего Мессию. Крещение совершалось в знак покаяния крестящегося в своих грехах. Иисус Христос также принял крещение Иоанна, хотя, согласно христианскому учению, не имел греха (1Пет. 2:22). Иоанново крещение стало прообразом христианского крещения и подготовкой к нему (Деян. 19:4).
У иудеев существует твила — обряд омовения в микве, сопровождающий не только вступление прозелита в иудаизм, но и многократно очищающий от ритуальной нечистоты.
Порядок (чин) крещения
Порядок совершения церковного обряда оглашения и таинства крещения находится в требнике. Крещение в Православной церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой — во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия. Патриарх Алексий II призвал духовенство РПЦ совершать крещение через полное погружение в святую воду, а не через обливание. При крещении обязательно произносятся тайносовершительные слова:
«Креща́ется раб Бо́жий (раба́ Бо́жия, имярек) во и́мя Отца́ (первое погружение), ами́нь, и Сы́на (второе погружение), ами́нь, и Свята́го Ду́ха (третье погружение), ами́нь.»
Крещение совершает архиерей или священник, в крайнем случае крестить может даже мирянин «страха ради смертного» с обязательным произнесением тайносовершительных слов. Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание, после чего человека можно допускать до Причащения и других церковных таинств. Если же крещённый мирянином человек всё же умер, то за него уже можно молиться в храме и даже вынимать частички на проскомидии.
Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.
В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его», трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом» и осознанно прочитать Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам.
Затем священник произносит великую ектению, освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс. 31) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»). Священник совершает миропомазание и затем с крещёным и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим. 6:3-11) и Евангелие (Мф. 28:16-20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст.
Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:
обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте — символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет — проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
хождение вокруг купели — символ вечности;
пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.
После крещения совершаются Миропомазание и новокрещёный христианин может участвовать в Евхаристии вместе с другими верными.
Согласно правилу 46 Лаодикийского собора и правилу 78 Трулльского (Пято-Шестого) собора «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый день седмицы давать обет епископу, или пресвитерам». В случае болезни взрослый мог быть крещён до окончания катехизационного срока, но это создавало канонические препятствия для его рукоположения в священнослужители (12-е правило Неокесарийского собора).
Такие требования к крещению «возрастных» сохраняются в Православной церкви на протяжении всей истории, даже когда такие крещения стали редкими, ограничиваясь обращёнными иноверцами. В России в синодальный период действовали следующие правила: «1) моложе 21 года иноверцы — пред крещением наставляются в вере Христовой шесть месяцев. Но этот шестимесячный для несовершеннолетних инородцев срок не должен быть понимаем в смысле срока непреложного. При этом должны быть принимаемы в соображение как понятия, так и степень убеждения обращающегося. Достигшие же означенного возраста оглашаются 40 дней, каковой срок и еще сокращается в случае успехов наставляемого. 2) Больных, ищущих крещения, следует крестить без промедления, наблюдая при том, чтобы они были в здравом уме и полном сознании, и уведомлять епархиальное начальство о выздоровлении таких лиц, чтобы оно могло поручить духовному лицу для оглашения в вере выздоровевшего новокрещённого».
В настоящее время в условиях секуляризации общества повсеместно возрождается институт катехуменов (оглашенных). В Русской православной церкви документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», утверждённым 27 декабря 2011 года, объявляются обязательным условием крещения взрослых «несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви». Подобную «минимальную огласительную подготовку» документ предписывает также для родителей и восприемников (крёстных) крещаемых детей «кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни».
В православии крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского — женщина. Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии, что их крещение совершается в разное время.
В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры. Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Мф. 19:14). Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей и восприемников, и если крещёного младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.
По вопросам назначения даты крещения и огласительных бесед звонить по номеру +79271552817 (о. Евгений Растопшин) или писать в личные сообщения группы.