храм ильи пророка в селе ильинское домодедовский район
Ильинское. Церковь Илии Пророка.
Ильинская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Впервые село упоминается в духовной грамоте великого кн. Ивана Даниловича Калиты в 1339 г. Когда в с. Скульнев стан поставили Ильинскую церковь, оно стало называться Ильинским. В писцовых книгах 1577-1578 гг. село записано как старая вотчина Алексеевского девичьего монастыря, что в Москве. В Смуту Ильинское было разорено. В XV-XVIII вв. деревянная церковь неоднократно перестраивалась или обновлялась. В то время в церкви находилось много старинных икон, особенно почитаемы были икона Спасителя и Донской образ Божией Матери.
В 1819-1829 гг. на пожертвования прихожан построили существующую каменную церковь из белого камня и кирпича. Несложная архитектура храма с элементами классицизма в скупом внешнем убранстве, по характеру близка деревянным постройкам. Храм бесстолпный, двусветный, с изящной главкой имел придел во имя свт. Николая.
В 1838 г. началось сооружение самостоятельной трехъярусной колокольни, объединенной с церковью притвором. В 1855 г. на пожертвования купца В. А. Шишлова приобрели 100-пудовый колокол. Начиная с XIX в., в селе на Ильин день всегда проходили ярмарки.
В советское время храм закрыли, священника Павла Смирнова сослали на Север, в здании церкви устроили склад. В 1992 г. Ильинский храм возвращен верующим. В настоящее время он полностью восстановлен, богослужения совершаются регулярно.
Село Ильинское — древнейшее село на Домодедовской земле, упоминающееся еще в духовных грамотах великого князя Ивана Даниловича Калиты, а затем и в завещаниях его потомков. Оно было центром обширной территории Коломенского уезда с селениями Бобарыкино, Поздново, Ляхово, Вельяминово, Кузьминское, Лобаново, Введенское, Немцово, Гальчино и других, входивших в состав древнего Скульневского стана (Скульнев — старинное название села).
Со времени возведения здесь деревянной церкви во имя Ильи пророка деревня стала называться «селом Ильинским, Скульнево тож», а позже — просто Ильинским. Деревянная церковь неоднократно перестраивалась и обновлялась, в ней были древние иконы, две особенно ценные — греческого письма — в медных ризах и деревянных киотах: икона Спасителя и икона Донской Божией матери. К началу XIX в. церковь настолько обветшала, что с 1814 г. причт ее был упразднен, а прихожане расписаны по соседним приходам. Однако вскоре они обратились с просьбой к московскому архиепископу Августину разрешить им построить в селе новую каменную церковь за их счет и на пожертвования благотворителей. Храмозданная грамота была дана им 6 мая 1818 г., и в этом же году началось строительство.
В 1819 г. строительство нового храма возглавил священник Петр Петров. Первым в мае 1820 г. был построен и освящен придел во имя Николая Чудотворца, а в 1825 г. завершено строительство трапезной. Старая деревянная церковь стояла «без всякого употребления». По разрешению Консистории ее разобрали, материал продали, а вырученные от продажи его деньги пошли на дальнейшее строительство. На эти же цели по решению схода был организован сбор средств по всей епархии. При возведении церкви использовались также и те доходы, которые приносила церковная ярмарка, проводившаяся ежегодно 20 июля в день храмового праздника — Пророка Божия Илии. По отзывам крестьян, Ильинская ярмарка считалась лучшей среди соседних — Кишкинской и Вельяминовской.
Дошедшая до нашего времени Ильинская церковь, сложенная из белого камня и кирпича, по историческим свидетельствам значится как «холодная одноэтажная, квадратной формы. Наружные кирпичные стены — гладкие, в середине имели из кирпича «в ребро» пояс. Стены имели лопатки, сведенные вверху в три арки с небольшими углублениями. Кровля на сводах церкви — шатровая, в холодной церкви на четыре ската, а в придельной теплой — на два. Кровля — железная, покрашенная медянкой. Над сводами — фонарь на гладкой шее. Глава церкви — круглая, покрыта железом и покрашена. Главу венчает восьмиконечный железный крест, обложенный белой жестью».
Окна храма — широкие с прямыми перемычками — имели решетки. В храм вели три двери: западные, северные и южные — деревянные. Придел отделялся от основной церкви каменной аркой со стеклянными дверями. Алтарная преграда была выполнена из камня, а в приделе алтарь был отделен деревянным иконостасом. В церкви были установлены деревянные престолы. Иконостасы в церкви имели: основной — четыре яруса, а в приделе — три.
Колокольня имела три яруса и была выполнена в византийском стиле. На колокольне находился один колокол, весом в 16 пудов и 23 фунтов.
В середине девятнадцатого века в церкви был установлен новый 50-ти пудовый колокол, изготовленный на московском заводе Д.Н. Самгина в 1847 году. А в 1855 году усердием благотворителя купца Василия Афанасьевича Шишлова, прихожанина церкви, на колокольне был установлен большой 100-пудовый колокол, отлитый для церкви на заводе Богданова в Москве.
В 1885 г. прихожане украсили свою церковь каменной оградой. В углу ее напротив колокольни возвели кирпичные стены церковной сторожки, но достроить ее не удалось из-за недостатка средств. Завершил ее строительство в 1894 г. прихожанин церкви действительный статский советник Алексей Иванович Варгин, владелец усадьбы в сельце Ляхово. Он же с разрешения управляющего Московской митрополией митрополита Сергия, произвел ремонт церкви, устроив мозаичный пол с красной узорчатой дорожкой посредине и расписав своды живописью. Усердию Алексея Ивановича принадлежит и строительство деревянного здания церковно-приходской школы, торжественное освящение которой состоялось 4 сентября 1914 г.
Из святых икон храма более всего почиталась икона Богоматери Грузинской, которая была известна не только здесь, но и окрестных селах. Крестьяне с. Юсупово во время эпидемии холеры 1848 г. выбрали ее для проведения крестного хода с молебствиями в домах и завещали детям своим проводить крестный ход с этой иконой ежегодно. Почти сорок лет на это испрашивали дозволения епархиального начальства, и решением Консистории в 1885 г. этот крестный ход был узаконен. Годом раньше к Ильинской церкви приписали Преображенскую церковь с. Тишково.
В 1917 г. церковным старостой был крестьянин Сергей Тихонов, а священником Павел Смирнов. В годы богоборческой власти он был сослан на Север и скончался в пути. В здании же церкви попеременно устраивали то склад, то общежитие, то магазин, росписи выжгли паяльными лампами.
С праздника Сретения Господня в 1992 г., после более чем полувекового стояния без пения, в храме Ильи Пророка снова начались регулярные Богослужения. Храм был передан общине верующих в состоянии крайнего разрушения: с провалившимся потолком, отвалившейся штукатуркой, сгнившими окнами и общей разрухой. Настоятелем храма был назначен священник Андрей Серебряков.
При активной поддержке, помощи и усиленных трудах прихожан С.И. Гудковой, Н.П. Свиридовой, К.Д. Федотовой, А.Ф. Тихомировой, а также жителей военного городка Мамонтовых, Татариновых и многих других, храм Ильи Пророка снова обрел благолепный вид. В храме находятся: чтимая икона Святителя Николая; земля с Гроба Господня; плат, напоенный миром с камня помазания; фрагмент гранитной колонны, к которой был прикован и бичеван апостол Павел (о. Кипр).
24 ноября 1996 года состоялось освящение храма Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В начале 1998 года установлен алтарь в приделе Николая Чудотворца. Постепенно в храм возвращаются иконы, спасенные прихожанами от гибели в годы лихолетья. Среди них — большой образ Николая Чудотворца, на котором Святитель изображен во весь рост.
Архитекторы: Канаев И.П., Канаева Т.В (Воссоздание колокольни 2006-2015)
Ильинская церковь, сложенная из белого камня и кирпича, частично оштукатуренная, строилась на средства прихожан вместо прежней деревянной с 1819 по 1829 г. В 1838 г. началось сооружение самостоятельной колокольни, объединенной с церковью притвором.
Несложная архитектура памятника с элементами классицизма в скупом внешнем убранстве по своему характеру близка деревянным постройкам. Геометрически четкие прямоугольные объемы бесстолпного одноглавого храма, алтаря, трапезной и притвора складываются в традиционную осевую композицию. После утраты колокольни в ней доминирует двусветный четверик храма, примечательный крайним лаконизмом художественного языка и отсутствием архитектурных членений. Широкие лопатки по краям фасадов вызывают ассоциации с досками-прибоинами на торцах бревен в срубе. Скромный декор в виде профилированных архивольтов и замков над окнами носит аппликативный характер. Не исключено, что окна храма, сейчас прямоугольные, изменены при ремонте 1894 г.
Благодаря преимущественно балочным перекрытиям организация интерьеров отличается предельной простотой. Иконостас и внутренняя отделка новые.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС ИЛЬИНСКОЕ, КУЗОВЛЕВО, КИШКИНО.
Престольный праздник: пророка Илии (2 августа)
Приделы:
• свт. Николая (19 декабря, 22 мая, 11 августа)
Настоятель: протоиерей Владимир Иванович Загуменников
Приписные храмы:
• часовня вмч. Георгия Победоносца
Адрес: Московская область, Домодедовский район, с. Ильинское, строение 1
Телефон: +7(916) 522-56-74
В коломенских писцовых книгах современное село Ильинское в 1577—1578 гг. значилось как Скульневский стан, владение Московского Алексеевского девичьего монастыря. Через полторы сотни лет жителей в этом поселении, предназначенном для остановки и отдыха путников, стало так много, что в 1738 г. в нем срубили церковь во имя святого пророка Илии. С этой поры Ильинское упоминается как село Скульнево-Ильинское. После Отечественной войны 1812 г. в нем осталось мало жителей, и в 1814 г. причт храма упразднили, а прихожан расписали по соседним церквям.
Однако сельчане остались верны своему небесному покровителю и отправили прошение о строительстве новой Ильинской церкви. 6 мая 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский) подписал храмозданную грамоту. Спустя год начали строить дошедшее до нашего времени белокаменное здание.
Храм возводился «всем миром». Средств не хватало, тогда сельский сход организовал сбор денег по всей Московской епархии. С разрешения Консистории разобрали старую деревянную церковь, стоявшую «без всякого употребления». Материал продали, а вырученные деньги употребили на строительство. Так же использовались и доходы от ежегодной церковной ярмарки в день пророка Илии, считавшейся лучшей в округе.
В мае 1820 г. был построен и освящен придел во имя святителя Николая Чудотворца, а строительство трапезной завершили в 1825 г. В церковных ведомостях Ильинская церковь значится как «холодная одноэтажная, квадратной формы. Наружные кирпичные стены — гладкие, в середине — пояс из кирпича «в ребро». Стены имеют лопатки, сведенные вверху в три арки с небольшими углублениями. Кровля на сводах церкви — шатровая: в холодной церкви на четыре ската, а в придельной теплой — на два. Кровля — железная, покрашенная медянкой. Над сводами — фонарь на гладкой шее. Глава церкви — круглая, покрыта железом и покрашена. Главу венчает восьмиконечный железный крест, обложенный белой жестью». В основной церкви алтарную преграду выложили из камня, а иконостас устроили четырехъярусный. Придел Николая Чудотворца отделялся от основной церкви каменной аркой со стеклянными дверями. Здесь алтарь был деревянным, а иконостас имел три яруса. В церкви установили деревянные престолы.
В 1838 г. возвели трехъярусную, в византийском стиле колокольню. На ней к 1855 г. усердием купца Василия Афанасьевича Шишлова установили колокола в 50 и 100 пудов, отлитые на московских заводах Самгина и Богданова.
В 1885 г. храм обнесли каменной оградой. А годом раньше к Ильинской церкви приписали Преображенскую церковь села Тишково.
В 1894 г. помещик села Ляхово, действительный статский советник Алексей Иванович Варгин, построил кирпичную сторожку, церковно-приходскую школу и, с разрешения митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), на его средства был произведен ремонт церкви, а также роспись ее сводов. Красивый мозаичный пол тех времен сохранился до наших дней.
В 1917 г. настоятелем храма являлся священник Павел Смирнов , а церковным старостой был крестьянин Сергей Тихонов.
После ареста отца Павла в 1930 г. Ильинскую церковь закрыли. В годы советской власти разрушили колокольню, в храме поочередно устраивали то склад, то общежитие, то магазин. В результате была навсегда утеряна настенная роспись, выжженная, по свидетельству очевидцев, паяльными лампами.
В 1992 г. в праздник Сретения Господня в храме Илии Пророка состоялась первая Литургия и начались регулярные богослужения. Переданный общине в состоянии неотложного ремонта храм начали восстанавливать. Трудами настоятеля, священника Андрея Серебрякова, а также при активной поддержке прихожан К. Д. Федотовой, А. Ф. Тихомировой, семей Мамонтовых, Татариновых и многих других Ильинская церковь постепенно обретала благолепный вид.
24 ноября 1996 г. состоялось Великое освящение храма митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В 1998 г. установлен алтарь в приделе Николая Чудотворца. Постепенно в храм возвращаются иконы, спасенные прихожанами от гибели в годы лихолетья. Среди них — большой образ Николая Чудотворца, на котором Святитель изображен во весь рост. В 2000-е гг. в церкви отремонтировали солею, а каменную алтарную преграду украсили деревянным резным иконостасом. Трудами супруги настоятеля, матушки Любови, завершена его роспись.
В 2006 г. начали восстанавливать трехъярусную колокольню. Ее проект разрабатывали, имея единственную сохранившуюся фотографию, на которой сложно разобрать все детали. В 2008 г. освятили крест и торжественно установили его на маковку колокольни. В настоящее время строительство завершено. В 2008 г. в церковной сторожке обустроено и освящено крестильное помещение для взрослых. Усердием благотворителей отремонтирована трапезная, куда перешла воскресная школа. Настоятель храма протоиерей Андрей Серебряков духовно окормляет военнослужащих расположенного рядом военного гарнизона. В военном городке открыта церковная лавка и обустроена молельная комната, чтобы каждый защитник Родины мог получить от священника наставление и благодатные церковные Таинства.
Ильинский храм с. Ильинское
Ильинский храм с. Ильинское Домодедовское благочиние
Московская Епархия Русская Православная Церковь.
Настоятель: священник Владимир Косецкий
Показать полностью.
Село Ильинское упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 г.: «Се дал есмь своему болшему Семену: Можаеск, Коломьну со всеми Коломеньскими волостями… деревни Маковец, Левичин, Скулнев…». Скулнев, затем Скульнев стан — это первоначальное название села, которое с постройкой церкви во имя пророка Илии стало называться Ильинским.
По Коломенским писцовым книгам 1577—1578 гг., село записано как старая вотчина Алексеевского девичьего монастыря, что в Москве. В годы Смуты село было разорено. Деревянная церковь в селе в XV- XVIII вв. неоднократно перестраивалась или обновлялась, но иконы старинного письма переносились из храма в храм. Две особенно ценные иконы были греческого письма, в медных ризах и деревянных киотах — это икона Спасителя и Донской образ Божией Матери.
Дошедшая до нашего времени Ильинская церковь с Никольским приделом сложена из белого камня и кирпича на пожертвования прихожан в 1819—1829 гг. Храм бесстолпный, двусветный, с изящной главкой. Придел во имя святителя Николая отделялся от основной церкви каменной стеной с аркой для стеклянных дверей. Алтарь основной церкви от храма — также каменной стеной. Иконостас основной в церкви имел четыре яруса, а в приделе — три. В 1838 г. началось сооружение колокольни, объединенной с церковью притвором. Колокольня имела три яруса и была выполнена в византийском стиле. В 1855 г. усердием купца Василия Афанасьевича Шишлова на колокольне установили 100-пудовый колокол.
Начиная с XIX в. на Илию Пророка — храмовый праздник в селе ежегодно проходили ярмарки.
В 1917 г. священником церкви был Павел Смирнов. В годы лихолетья он был сослан на Север и скончался в пути. В здании церкви устраивали склад, общежитие, магазин. Живопись внутри храма выжгли паяльными лампами.
В начале 1992 г. храм во имя Илии Пророка был передан общине верующих разрушенным. В нем начались регулярные богослужения. 24 ноября 1996 г. состоялось освящение храма, который снова обрел благолепный вид.
Ильинский храм с. Ильинское запись закреплена
Ильинский храм с. Ильинское запись закреплена
Бог Есть Любовь.Православная страничка
ЧТЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ. Понедельник. Седмица 21-я по Пятидесятнице. ( Лит. – Трясения: Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27. Мф., 27 зач., VIII, 23–27. Ряд. (под зачало): Флп., 248 зач., IV, 10–23. Лк., 52 зач., X, 22–24. Вмч.: 2_Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2)
Евангельское чтение (Трясения: Мф., 27 зач., VIII, 23–27)
Показать полностью.
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. 24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. 25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. 26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. 27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
(Ряд. : Лк., 52 зач., X, 22–24)
22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
Апостольское чтение (Трясения: Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27)
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого принимает». 7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. 9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? 10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. 11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. 12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. 14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. 15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо». 27 Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
(Ряд. : Флп., 248 зач., IV, 10–23)
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Мысли свт. Феофана Затворника
(Мф.8:23–27) Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря, и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, с Ним нечего бояться, и забыли. Так бывает и в порядках жизни, житейских и духовных. Подымется буря бед или страстей, мы обыкновенно встревоживаемся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей; а Господь шлет нам урок: «маловеры!» (Мф.8:26) И справедливо! Нельзя, чтоб не обратить внимание на происшедшее; но можно всегда сохранить разумное спокойствие. Прежде всего посмотри, чего хочет от тебя Господь, и покорись смиренно под крепкую руку Его. Не мятись, не полошись. Затем воздвигни веру свою, что Господь с тобою, и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: «погибаю!», а с преданностью взывай: «Господи! если хочешь – можешь (Мф.8:2, Лк.5:12). Однако не моя, но Твоя воля да будет» (Лк.22:42). Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю.
Комментарий к Евангелию. Иеромонах Пимен (Шевченко)
(Лк. 10, 22–24)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, в 22-м стихе, Господь наш Иисус Христос говорит Своим ученикам об особом характере отношений между Ним и Богом, приоткрывая тайну Своего Богосыновства, насколько апостолы могли ее вместить: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Лк. 10, 22). Позже, в четвертом Евангелии, возлюбленный ученик Христов скажет об этом более открыто, вложив в уста Иисуса такие слова: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30) и Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9).
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает, что Спаситель подразумевает следующее: «… Все отдано под власть Его: и мир телесный, видимый, и мир духовный, невидимый – отдано все это не как Сыну Божью, Которому всегда свойственна такая власть, но как Богочеловеку и Спасителю людей для того, чтобы Он мог обратить все это ко спасению человечества».
Если учитывать тот факт, что свое Евангелие апостол Лука писал для христиан из языческого, то есть эллинистического, мира, то стоит отметить, что в самой философии древних греков существовала глубокая пропасть между материей и духом, человеком и Богом. Они говорили: «Очень трудно знать Бога, а если узнаешь Его, то невозможно рассказывать о Нем другим». Но пришедший в мир Спаситель сказал: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9).
Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Видящий Сына, имеющего в Себе образ Отца, видит Самого Отца. Сын открывает Отца, Сам проявляясь в Нем как в Прообразе и являя, в свою очередь, Первообраз в Своем образе. Это следует понимать подобающим Богу образом. Поскольку Он сказал все предано Мне, то чтобы не показалось, будто Он иного происхождения и меньше Отца, Он добавил и это, чтобы показать, что Его природа таинственна и непостижима, как и у Отца. Ибо только божественная природа Троицы познает сама себя. Только Отец знает собственного Сына, плод Его природы, только божественное Порождение познает Того, от Которого Оно родилось, только Святой Дух знает глубины Божьи (1 Кор. 2, 10), то есть мысли Отца и Сына».
У Спасителя не было цели открыть полноту понимания природы Триединого Бога, это произойдет позже, после сошествия Святого Духа на апостолов. А в тот момент Господь не столько говорил людям о Боге, сколько показывал Его, потому что Сам был Богочеловеком.
Блаженный Феофилакт указывает: «Отец все предает Сыну, все дела домостроительства нашего спасения. Поэтому ради нас не воплотился ни Отец, ни Дух, или пострадал, или воскрес, но все это совершил Сын, и Он сделался вождем нашего спасения; поэтому Он и говорит, что все Ему предано».
Господь вновь особо обращается к Своим ученикам со словами: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10, 23–24). Иными словами, Христос говорит следующее: «Я Тот, Которого ожидали все пророки, святые и цари, и Которого они желали видеть».
Блаженный Феофилакт раскрывает нам смысл слов Спасителя, рассуждая так: «… Древние пророки и цари хотя и сильно желали увидеть Господа во плоти и послушать Его, однако ж не удостоились этого. И поскольку Он выше сказал, что тот знает Отца, кому откроет Сын, то теперь ублажает учеников, как получивших уже это откровение. А этого блага не достиг никто из тех святых, которые жили до явления и действования Сына Божия во плоти. Поскольку же они не видели во плоти Господа, чрез которого познавался Отец, то, значит, они и Отца не видели так, как видели апостолы».
Иисус – это вершина, к которой стремится человечество, цель, к которой оно направляется, мечта Божиих людей, потому что в Нем человек встречается с Богом. Спаситель одновременно воплощает в Себе совершенство человеческого и Божественного.
Мир, в которым мы, дорогие братья и сестры, живем сегодня, – это мир, преображенный Христом. Богочеловек Иисус пришел в этот мир для спасения каждого человека, дабы каждый из нас мог почувствовать любовь Бога Отца к Своему творению, которое Он передает, вручает Своему возлюбленному Сыну. И действительно, блаженны, то есть счастливы, те, кто осознает и принимает эту Благую Весть.
Помогай нам в этом Господь!
В этот день Святая Церковь совершает память:
Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).