храм ильи пророка в ярославле фото
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Если Ярославль — важнейшее звено в ожерелье «Золотого кольца», то ярославская церковь Ильи Пророка — жемчужина в архитектурном, историческом и церковном наследии города. Уникальность церкви в том, что она сохранилась практически неизменной с XVII века. Особенно ценны фрески, которые украшают стены от пола до потолка, и 6-ти ярусные иконостасы. Уникальна и архитектура церкви — практически сразу после постройки колокольни храма, церковные власти запретили строительство колоколен в шатровом стиле — как несоответствующих канонам.
История
Самая первая православная церковь Ярославля была воздвигнута Ярославом Мудрым также в честь Ильи Пророка. Дело в том, что знаменитая битва князя с медведем (нашедшая отражение в гербе Ярославля) состоялась в день Ильи Пророка. Но та церковь до наших дней и не сохранилась, да и располагалась немного дальше.
Братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины стали создателями современной Ильинской церкви. Они были крупнейшими торговцами пушниной и драгоценными камнями. Скрипины поставляли товары даже к царскому и патриаршим дворам. Семья Скрипины была очень религиозна, поэтому, переехав из Новгорода в Ярославль и наладив дела, братья решили построить новый храм. Место было определено на хозяйственном подворье их усадьбы в центре Ярославля. Ранее здесь располагались две небольшие деревянные церкви.
Строительство началось в 1647 году. По моде и требованиям того времени деревянные здания заменялись каменными и кирпичными. Именно это спасло церковь в дальнейшем, когда спустя 10 лет в городе случился пожар, опустошивший половину деревянного Ярославля. Но здание храма лишь немного обгорело снаружи.
Церковь, над возведением которой работали местные зодчие, была достроена в 1650 году. Изначально планировалось построить пятиглавый храм Ильи Пророка, окруженный двухъярусной галереей только с двумя приделами, но, когда церковь была практически готова, патриарх Иосиф подарил купцам частицу ризы Христа. Получить подобный дар считалось огромной честью. Для хранения частицы ризы был воздвигнут третий Ризоположенческий придел. За три месяца церковь была расписана ярославскими мастерами. На внешним стенах были нанесены яркие сложные узоры, которые не сохранились. На внешних стенах сохранилась лишь побелка, да и то частично.
Скрипины не оставили потомков, поэтому после их смерти церковь отошла городским властям. В конце XVIII века Ярославль перестраивался согласно новому городскому плану, поэтому дома вокруг церкви снесли, а сама она оказалась в центре Ильинской (ныне Советской) площади. На рубеже XIX—XX вв. церковь отремонтировали, фрески очистили. Краски их совсем не потускнели за прошедшее время.
В Советское время церковь была признана памятником архитектуры, частицу ризы и церковную утварь передали в музей. В 30х гг. здесь располагался антирелигиозный музей, а под куполом даже висел маятник Фуко. После войны церковь была отреставрирована, а в 1989 году — заново освящена.
Архитектура
Церковь возведена по классическим византийским образцам, в плане имеет крест. Внутри расположены столбы, соединенные арками. Столбы делят храм на нефы, над пересечениями которых располагаются купола. Здесь купола выстроены в форме луковок. Всего их пять — самый высокий в центре и четыре поменьше по бокам. Зеленый цвет луковок говорит о том, что храм посвящен Святой Троице. Галереи окружают храм с трех сторон, вход с западной стороны — центральный.
Колокольня, примыкающая к храму, выстроена в шатровом стиле, который был запрещен уже после строительства церкви. В плане она представляет собой восьмерик. На втором ярусе расположены специальные небольшие окошки для лучшего резонанса звона. Композиция храма асимметрична, поэтому стоит лишь взглянуть с другого ракурса и вы увидите другую архитектуру. Особенно стоит отметить легкий, ажурный, но вместе с тем, величественный, Ризоположенческий придел, построенный в форме восьмерика, поставленного на четырехугольное основание.
Посмотрим на церковь снаружи с помощью Google-панорам
Внутреннее убранство и фрески
Но основная красота ярославской Церкви Ильи Пророка спрятана внутри. Великолепно сохранившиеся фрески радуют глазах яркими красками. В центральном зале фрески исполнены в 6-ти ярусах, на каждом из которых рассказывается о житии святых, а также самого Ильи Пророка. Фрески создавались в течении десятилетий и были закончены к 1716 году.
Кроме того, внутренний интерьер дополняет деревянная резьба. Резьбой украшены и многоярусные иконостасы. Центральный содержит более 100 икон и выполнен в стиле московского барокко. К созданию икон здесь приложил руку знаменитый мастер-живописец Федор Зубов.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Церковь Ильи пророка в Ярославле.
Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города Ярославл я, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена в 1647-1650 гг. на средства богатейших ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.
Братья Иоанникий Иванович и Вонифатий Иванович Скрипины — богатые именитые ярославские купцы. Скрипины были выходцами из Новгорода, переселившимися в Ярославль после захвата города Иваном Грозным. В Ярославле XVII века для предприимчивых купцов были все возможности для успешной торговли. Скрипины торговали жемчугом, мехами, церковной утварью. Они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Свои товары продавали не только в Москве, но смогли наладить торговлю и с Западной Европой. Скрипины были крупнейшими скупщиками сибирской пушнины, получая от ее продажи огромные прибыли. Несметные богатства Скрипиных вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха.
Семья Скрипиных была очень религиозна. Об этом свидетельствует сам факт строительства храма. Также известно, что брат их был иноком, а сестра схимонахиней.
На своей усадьбе Скрипины строят великолепную церковь Ильи Пророка, которая стала жемчужиной ярославской архитектуры. К завершению строительства Скрипины получили в дар от патриарха Иосифа и царя Алексея часть Ризы Господней. В честь получения святыни они пристроили отдельную церковь – придел Ризоположения.
Род Скрипиных рано угас. Нет никаких упоминаний о наследниках богатейших ярославских купцов. Из детей Скрипиных известна только рано умершая дочь Вонифатия. Нет их детей и в фамильном склепе под северным приделом храма.
На месте, где стоит храм Ильи Пророка в Ярославле, ранее стояли две деревянные церкви — холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Когда были основаны эти церкви — неизвестно, но об Ильинской церкви упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году. В повести говорится, что когда несли святую икону, напротив церкви пророка Ильи некий слепой прозрел «обеими очами яко никогда же сея болезни имев».
Нынешняя большая каменная церковь Ильи Пророка, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, сделанная славянской вязью на белокаменной плите справа от входа в храм « начата созидатися « в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святешем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».
Первоначально церковь Ильи Пророка стояла на территории усадьбы Скрипиных и вместе с ее постройками составляла единый ансамбль. По плану реконструкции Ярославля 1778 года Ильинская церковь оказалась в центре административной площади, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений города.
Эта церковь не только одна из самых красивых, но и третья по величине среди церквей Ярославля: больше нее только Успенский собор и храм Иоанна Предтечи в Толчкове. В настоящее время храм Ильи Пророка в Ярославле является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников.
Скрипины не пожалели средств на украшение церкви. Были приобретены и заказаны прекрасные иконы, сюда же братья передали и свои иконы. Все они небольшого размера, любовно собирались Скрипиными для домашней молельни. Иконы Ильинской церкви были богато украшены жемчугом и драгоценными камнями.
Не менее роскошными были и золотая и серебряная церковная утварь, златотканые облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Для освещения центрального храма служило большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый.
На колокольне поставлены были 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. Вокруг церкви Ильи Пророка Скрипины построили каменную ограду, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.
Завещанные Скрипиными на содержание церкви торговые места и земли в XVIII веке отошли к городу, таким образом, из-за бедности и малочисленности прихода церковь Ильи Пророка в Ярославле долгое время вообще не ремонтировалась и не поновлялась. На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871 годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. К концу XIX века церковь обветшала очень сильно.
Вот как описывает ее вид священник Николай Николаевич Пятницкий : « Храм производит грустное впечатление своим обветшанием, голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, вившие бесчисленное множество гнезд на сводах и окнах и врывавшиеся в самый храм, грозили сделаться полными его обладателями ».
Эта яркая достопримечательность Ярославля могла бы не сохраниться, если бы не действия ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева.
И.А.Вахромеев родился в купеческой семье. Получил в наследство от отца торговое предприятие «Торговый дом хлебных товаров И. А. Вахрамеева с сыновьями». С избранием в 1881 году гласным губернского собрания, начал свою общественную деятельность. В период с 1889 — по 1908 гг. являлся последовательно основателем, казначеем и председателем Ярославской губернской ученой архивной комиссии ЯГУАК). Спонсировал издание ею научных трудов. Занимался коллекционированием и археографией; имел нумизматическую коллекцию. Неоднократно вносил средства на реставрацию архитектурных памятников.
Иван Александрович считал, что «в ряду всех прочих церквей Ярославля Ильинская несомненно принадлежит к числу самых замечательных», и этот храм стал памятником знаний, высокого художественного вкуса и особой любви Ивана Александровича.
После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей.
Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.
Всего приделов в храме три: Ризоположенский ( в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней ), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).
Принадлежит Кирилло-Афанасиевскому мужскому монастырю г. Ярославля.
Чудесные фрески храма Ильи Пророка
«Всем же изографное изображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь!» — такое посвящение потомкам написал в XVII веке на стене церкви Ильи Пророка в Ярославле русский иконописец Гурий Никитин. С тех пор прошло почти пять веков, а мы, послушные воле талантливого художника, удивляемся красоте, заключенной в этих древних фресках.
Впервые о Гурии Никитине (Кинешемцеве) я услышала от подруги, увидевшей его иконы Ипатьевском монастыре в Костороме. И я начала знакомство с работами этого знаменитого костромского художника — в церкви Воскресения в Ростове Великом, в Преображенском соборе Свято-Евфимьева монастыря в Суздале, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме.
Вместе с Силой Савиным и артелью мастеров расписывал знаменитый иконописец и замечетельный храм Ярославля — Церковь Ильи Пророка. Это одно из центральных архитектурных сооружений Ярославля, церковь с конца XVIII века стоит на главной площади города.
Построена церковь была в XVII веке на средства ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Храм был богато обставлен и декорирован. Однако одна из главных ценностей храма, дошедшая до нас — это его фрески.
Стенописи Ильинской церкви выполнены в смешанной технике — фресковой живописи (красками, разведенными на воде, по сырому известковому грунту) и темперной (красками на клеевой или яичной основе по сухой штукатурке).
Фрески заполняют здесь все пространство: храмовые стены и простенки между окнами, пологие низкие своды и откосы окон; расписаны даже каменная скамья и резные порталы. Зритель словно попадает в сложную яркую паутину образов и событий, придуманную лучшими художниками своего времени.
Так и здесь, посвященный зритель может прочесть увлекательную повесть о сотворении мира, о грехопадении Адама и Евы, увидеть изображение Апокалепссиса, и множество других историй.
В фресках много внимания уделено деталям: кропотливо прописаны фигуры людей и животных, орудия труда, предметы интерьра. Одна из самых известных фресок — «Жатва». Рассказывая евангельскую историю, художники детально и красочно описывают труд крестьян.
Мастера работают с пространством, показывая действие одновременно в интерьере и вне его, создавая «прозрачный домик», видимый одновременно изнутри и снаружи. В искусствоведении этот прием получил название «Формула Гурия Никитина».
Мастера при росписи храма обращались и к нравственно-поучительным историям. Под кистью ярославских изографов эти сцены приобретали развлекательный характер, позволяли художникам широко показать жизнь и быт своего времени.
Впервые на Руси в росписи храма появляется изображение обнаженного женского тела.
Реезной золоченый иконостас храма сохранился с 1696 г. Составляющие его иконы являются шедеврами древнерусского искусства, особенно иконы нижнего местного яруса, большая часть которых приписывается выдающемуся иконописцу XVII века Федору Зубову (храмовый образ Ильи Пророка, Благовещение, Вознесение и др.).
Как и любой храм России, после революции 1917 года церковь пережила трудные времена: 1920-30-е годы она использовалась как складское помещение, а в 30-е годы здесь открылся областной антирелигиозный музей. В церкви даже был установлен маятник Фуко, третий по счету в СССР после Ленинграда и Свердловска. В 1960-е годы помещение начинали приводить в порядок, стали реставрировать фреки.
Попасть в храм можно далеко не всегда, с 1 октября по 1 мая он закрыт для посещения.
Церковь Ильи Пророка (Ярославль)
Це́рковь Ильи́ Проро́ка — храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.
Содержание
История [ править ]
Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена в 1647-1650 гг. на средства богатейших ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.
На месте, где стоит храм Ильи Пророка в Ярославле, ранее стояли две деревянные церкви — холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Когда были основаны эти церкви — неизвестно, но об Ильинской церкви упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году. В повести говорится, что когда несли святую икону, напротив церкви пророка Ильи некий слепой прозрел «обеими очами яко никогда же сея болезни имев».
Нынешняя большая каменная церковь Ильи Пророка, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, сделанная славянской вязью на белокаменной плите справа от входа в храм « начата созидатися « в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святешем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».
Первоначально церковь Ильи Пророка стояла на территории усадьбы Скрипиных и вместе с ее постройками составляла единый ансамбль. По плану реконструкции Ярославля 1778 года Ильинская церковь оказалась в центре административной площади, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений города.
Эта церковь не только одна из самых красивых, но и третья по величине среди церквей Ярославля: больше нее только Успенский собор и храм Иоанна Предтечи в Толчкове. В настоящее время храм Ильи Пророка в Ярославле является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников.
Скрипины не пожалели средств на украшение церкви. Были приобретены и заказаны прекрасные иконы, сюда же братья передали и свои иконы. Все они небольшого размера, любовно собирались Скрипиными для домашней молельни. Иконы Ильинской церкви были богато украшены жемчугом и драгоценными камнями.
Не менее роскошными были и золотая и серебряная церковная утварь, златотканые облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Для освещения центрального храма служило большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый.
На колокольне поставлены были 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. Вокруг церкви Ильи Пророка Скрипины построили каменную ограду, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.
Завещанные Скрипиными на содержание церкви торговые места и земли в XVIII веке отошли к городу, таким образом, из-за бедности и малочисленности прихода церковь Ильи Пророка в Ярославле долгое время вообще не ремонтировалась и не поновлялась. На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871 годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. К концу XIX века церковь обветшала очень сильно.
Вот как описывает ее вид священник Николай Николаевич Пятницкий : «Храм производит грустное впечатление своим обветшанием, голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, вившие бесчисленное множество гнезд на сводах и окнах и врывавшиеся в самый храм, грозили сделаться полными его обладателями».
Эта яркая достопримечательность Ярославля могла бы не сохраниться, если бы не действия ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева. Иван Александрович считал, что «в ряду всех прочих церквей Ярославля Ильинская несомненно принадлежит к числу самых замечательных», и этот храм стал памятником знаний, высокого художественного вкуса и особой любви Ивана Александровича.
После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей.
До начала 1930-х годов церковь Ильи Пророка в Ярославле была открыта для посетителей. Затем она стала использоваться, в основном, как складское помещение. В 1920—1930-е годы в городе необычайно активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка. Собрав несколько тысяч подписей, организация воинствующих безбожников обратилась в городскую администрацию с требованием убрать с центральной площади советского областного центра неподходящий храм. На его месте планировали поставить памятник борцам революции. Однако сносу храма активно воспротивились сотрудники сектора архитектуры Главнауки П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев, и сотрудники ярославского музея ( в особенности исполняющий в то время обязанности директора музея Н. В. Кузнецов). Благодаря их усилиям, храм был спасен.
Архитехтура [ править ]
Церковь Ильи Пророка по конструкции принадлежит к традиционному соборному типу храма. Это кубический четырехстолпный крестовокупольный храм на подклете, с тремя алтарными апсидами с восточной стороны.
Основной четверик храма – высокий, массивный, увенчанный пятью главами на световых барабанах. Необыкновенно хорошо его внешнее убранство: барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами и окружены рядами кокошников.
С трех сторон храм Ильи Пророка окружен широкой двухъярусной галереей, которая первоначально была открытой. На галерею с севера и запада ведут богато украшенные крыльца на ползучих арках. Западное крыльцо более длинное, его марши, разделенные широкой площадкой — рундуком, служат торжественным входом в храм с главной улицы. Северное крыльцо — более простое, оно значительно меньше выступает вперед, им пользовались в будни.
В состав Ильинского ансамбля входит пять престолов. Новгородскому происхождению рода Скрипиных обязано посвящение четырех престолов Ильинской церкви.
Центральный храм назван во имя библейского пророка Ильи, наиболее почитаемого в Новгороде святого.
Теплая церковь посвящена празднику Покрова Богоматери, культ которого был распространен повсеместно на Руси, но в Новгороде чтился особо. Этот Покровский придел – очень большой, с двумя апсидами, что бывает редко у боковых приделов.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле представляет собой единый сложный ансамбль, взаимное расположение объемов которого отличается большой смелостью и выразительностью.
Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов.
Великолепное декоративное убранство — еще одно достоинство церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Стены храма почти не имеют украшений, традиционно разделены на три части широкими выступами — лопатками, а окна оставлены без наличников. Зато в убранстве галерей, крылец, приделов, расположенных ближе к зрителю, в полной мере проявилось стремление к узорочью и красочности, характерное для местного зодчества второй половины XVII века.
Разнообразной формы наличники, арки четко прорисованы и придают живописность памятнику. Фасад паперти, крыльца-всходы обильно украшены ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками. Фантазия зодчего проявилась в необычайном разнообразии каждой, даже самой малой, архитектурной детали.
Каждый фасад имеет индивидуальный облик, наиболее нарядно декорированы западный и северный фасады, восточный и северный оформлены строже.
Храм имеет три придела: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частички Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздничка Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских страдальцев, считавшихся покровителями домашнего очага).
Современное состояние [ править ]
Церковь Ильи Пророка — четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.
Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.
Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).
Принадлежит Кирилло-Афанасиевскому мужскому монастырю г. Ярославля.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Алтарь храма Святого Пророка Илии в Ярославле
Фрески одного из притворов храма Святого Пророка Илии