храм ильи пророка в ярославле история
Ярославль, церковь Ильи Пророка: история, описание, фото
Множество уникальных достопримечательностей может показать своим гостям красивейший город Золотого кольца, старинный исконно русский Ярославль. Церковь Ильи Пророка входит в число немногих сохранивших свой первозданный внешний вид, хотя с момента ее основания прошло без малого четыре века. Эта церковь интересна историей своего создания, архитектурой, а более всего внутренним убранством и росписями, которые делают ее жемчужиной российского церковного зодчества и живописи.
Месторасположение
Практически в центре города возведена церковь Ильи Пророка (Ярославль). Адрес у нее такой: площадь Советская, дом №7. Доехать сюда с ж. д. вокзала можно на маршрутке №99. До 1918-го года площадь Советская именовалась Ильинской, так как здесь располагалась Ильинская церковь.
Начиная с 1878 года городские власти начали проводить реконструкцию Ярославля. В этот период были спрямлены или убраны небольшие кривые улочки и тупики, в результате чего церковь получилась в самом центре бывшей торговой площади, переименованной в Ильинскую. Теперь от нее расходились, подобно лучам, несколько городских улиц. В настоящий момент это улицы Кирова, Советская и Нахимсона.
Церковь Ильи Пророка (Ярославль), история ее создателей
Раньше люди верили в Бога искренне, всей душой. Те, кому позволяли средства, почитали за высшее благо часть своих сбережений отдать на строительство храмов Господних. Так, в 17-м веке братья Скрипины Вонифатий и Аникей (Иоаникей), перебравшиеся в Ярославль из Новгорода после того, как его захватил Иван Грозный, возвели церковь Ильи Пророка, как они говорили, для спасения своих душ и душ родителей.
Скрипины были весьма состоятельными купцами. Они занимались перепродажей пушнины и драгоценных каменьев, скупая товар у сибирских старателей и охотников за копейки. Этот бизнес приносил огромные прибыли. Кроме того, они торговали церковной утварью. Скрипины, как и все очень богатые люди, пользовались большим уважением. Иоаникей несколько лет был земским старостой, даже имел престижный и важный чин гостя государева. Жили братья в одном дворе, все дела вели сообща. По странному стечению обстоятельств умерли они тоже примерно в одно время – Иоаникей в 1660 году, а Вонифатий в 1661-м. Наследников после себя братья Скрипины не оставили, но благодаря созданной их стараниями великолепной церкви память о них пережила века.
Место для строительства церкви
В мае 1647 года Скрипины начали возведение храма, название которому дали не случайно. В Ярославле очень почитался пророк Илья. К нему нужно было обращаться только с чистой душой, иначе он ни в чем не помогал. Считается, что, именно когда отмечался день этого святого (2 августа), был заложен Ярославль.
История строительства
Целых три года строилась церковь Ильи Пророка в Ярославле. 17 век характерен тем, что для возведения храмов уже брали не дерево, а более прочный и долговечный кирпич. Этот материал использовали и Скрипины, благодаря чему церковь Ильи Пророка уцелела после великого пожара 1658 года, опустошившего пол-Ярославля. Кирпич клали красный и сначала его не белили, но сейчас обязательно покрывают белой краской.
Сперва церковь состояла из пятиглавого храма Ильи Пророка, окруженного двухъярусной галереей, и двух приделов – теплого Покровского, где шли службы, и покровителей семейного очага Самона, Авива и Гурия. В подклете этого придела была семейная усыпальница Скрипиных, здесь похоронены братья Иоаникей и Вонифатий, его жена Иулита, пережившая мужа на 21 год, третий брат Иван Скрипин и его сын Илларион.
Всей душой желая облагодетельствовать свой любимый Ярославль, церковь Ильи Пророка Скрипины возводили, не жалея ни средств, ни сил. Братья сами руководили строительными работами, поставляли всю необходимую утварь, включая парчовые ткани, иконы, колокола, которые они вылили на собственные деньги. Иулита нашла для церкви художников. Она пригласила известных в те времена живописцев Силу Савина, Дмитрия Семенова, Гурия Никитина, Федора Игнатьева.
Почему возвели третий придел
Ризу Христа в 1625 году вручил патриарху Филарету посол грузинского шаха Аббаса. Она считалась священной и хранилась в Москве в Успенском соборе. В 17-м веке было принято отделять от нее небольшие фрагменты и посылать в дар особо отличившимся людям. Позже эта практика была запрещена. Для братьев Скрипиных стало величайшим событием в их жизни получение фрагмента ризы. Они специально для хранения реликвии достроили третий придел, который назвали Ризоположенческим.
Церковь Ильи Пророка (Ярославль): описание
Эта церковь возведена по византийскому образцу храмового строительства. В плане она имеет вид креста, внутри установлены 4 столба-опоры, соединенные подпружными арками. Столбы делят храм на несколько нефов, пересечение которых определяет, где располагать купола. Они всегда открыты внутрь залов и находятся на специальных круглых основаниях, именуемых световыми (то есть с окошками) барабанами, украшенными кокошниками. В храме Ильи Пророка, возведенном в крестово-купольном стиле, купола были заменены на луковки, символизирующие пламя свечи. Всего их пять – один высокий в центре и четыре чуть пониже по бокам. Это символизирует Иисуса Христа с четырьмя евангелистами. Цвет луковиц зеленый. Это тоже имеет значение и говорит о том, что храм посвящается Святой Троице. Луковки, как и все покрытие церкви, выполнены из железа.
Галереи окружают храм с трех сторон. С каждой имеется по очень красивому крыльцу на арках. Крыльцо с западной стороны является центральным входом в храм.
Здание церкви Ильи Пророка стоит на так называемом подклете, представляющим собой подвал, где хранят церковную утварь.
Колокольня
С северо-западной стороны к храму примыкает колокольня. Благодаря тому, что в 17-м веке строилась церковь Ильи Пророка (Ярославль), стиль для возведения ее колокольни и Ризоположенческого придела мастера использовали шатровый. В 18-м веке строительство церквей в этом стиле было запрещено как не соответствующее церковным канонам.
Ризоположенческий придел
Эта часть церкви имеет форму куба, с каждой стороны которого сделаны окошки с наличниками, а по углам красивые кокошники. Сверху куба построен восьмерик, также украшенный окошками с наличниками. На нем возведен изящный шатер, все восемь граней которого имеют параллельные выступы, придающие ему особую архитектурную легкость.
Внутри стены придела украшены многочисленными росписями, повествующими об истории драгоценной реликвии – Ризы Христа, фрагмент которой здесь хранится. Кроме росписей, во всех приделах и в храме имеются роскошные паникадила, самое большое весом около 170 кг, а меньшие весом почти 80 кг каждое.
Внутренний интерьер
Безмерно восхищают своим великолепием фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. В центральном зале они выполнены в 6 ярусов. Самый нижний – орнаментальный, но и он сказочно красив. Во втором ярусе можно видеть сцены из жизни ученика пророка Ильи, святого Елисея. Особенно выделяются фрески, где изображена жатва, рождение младенца, который практически сразу умер, а святой Елисей его воскресил. Третий ярус посвящен житию и славным делам (врачеванию, помощи, общению с народом) самого пророка Ильи. В четвертом ярусе можно созерцать сцены из жития апостолов, также занимающихся богоугодными делами. Два последних яруса художники посвятили сценам из Евангелия.
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле создавались на протяжении нескольких десятилетий. Так, росписи галерей были завершены к 1716 году. Здесь также много бытовых сцен с участием святых, помогающих простым людям. Все художественные работы сохранены в первозданном виде. На протяжении столетий они лишь слегка реставрировались. Особенно часто это приходилось делать в теплом Покровском приделе из-за разницы температур внутри и снаружи здания.
Кроме фресок, интерьер внутри церкви необычайно украшает и дополняет резьба по дереву, окаймляющая царские врата, использующаяся для создания иконостасов и надпрестольной сени. Рассказывая о церкви Ильи Пророка, нельзя не упомянуть и мастера-живописца Федора Зубова, который писал здесь многие образы святых после пожара 1658 года.
Иконостасы
Пять великолепно выполненных иконостасов имеет церковь Ильи Пророка (Ярославль). Фото демонстрирует, как выглядит центральный. Он включает более 100 икон, созданных в разное время и расположенных в несколько ярусов. Сначала этот иконостас имел вид 4 брусьев, покрытых серебристой краской и украшенных цветочным орнаментом. На брусьях располагались иконы. Примерно в 1696 году мастер Илья Якимов по предписанию духовенства сделал новый иконостас, которым мы любуемся до сих пор. Его стиль – московское борокко. Здесь имеется шесть ярусов с выступающими резными карнизами. Колонки между иконами также резные. Они выполнены из дерева, но так искусно, что кажется, будто настоящие виноградные лозы вьются и тянутся вверх. В центральный иконостас помещены иконы, которые передали церкви братья Скрипины. Они имели богатые оклады, инкрустированные жемчугами и драгоценными каменьями.
Иконостас, расположенный в приделе Варлаама Хутынского, намного проще, без красивой резьбы на царских вратах и колоннах, ограждающих иконы.
Иконостас в Покровском приделе сначала сооружался по такому же принципу, как и центральный, то есть был на брусьях (тябловый). В дальнейшем его переделали на барочный. То же касается и иконостаса в приделе Самона, Авивы и Гурия.
Второе рождение
В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.
После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.
Храм Ильи Пророка в Ярославле
Одно из уникальнейших храмовых сооружений не только Ярославля, но и всей русской православной архитектуры, относящейся к середине 17 столетия, можно увидеть на Советской площади города. Это прекрасная Ильинская церковь, или Церковь Ильи Пророка, украшающая главную городскую площадь.
Этот шедевр церковного строительства и внутренней стеновой фресковой росписи чудом сохранился с 17 века практически в первозданном виде и является сегодня одной из «визитных карточек» города и притягательной достопримечательностью даже при однодневном посещении города.
Ильинская церковь на Советской площади
История создания Ильинской церкви
Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.
Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».
Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.
Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.
В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.
Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка
Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.
Церковь Ильи Пророка в 19 веке
Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.
Храм главной городской площади
В конце 70-х годов 18 века во времена активной градостроительной политики Екатерины Второй был принят план регулярной застройки Ярославля. И именно Ильинская церковь стала отправной точкой создания сети новых улиц по радиально-кольцевому принципу.
Оказавшись на главной городской площади, Ильинский храм окружается административными учреждениями – Наместническим дворцом и симметричными корпусами Присутственных мест. По имени храма и новая площадь получает название Ильинской.
Вид Советской (бывшей Ильинской) площади с улицами сверху
В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда, рисунок которой был изготовлен по эскизу академика А.Павлинова. Тогда же был проведен и текущий ремонт храма с заменой крыши и т.д. Все эти инициативы исходили от И.Вахрамеева – Ярославского мэра того периода. Говорят, что частично и на его деньги.
Церковь после ремонта конца 19 века
После революции и полноценного установления советской власти здание Ильинской церкви поступает в распоряжение Ярославского музея-заповедника, что его и спасло от уничтожения. Какое-то время храм был Антирелигиозным музеем, и в нем прямо под церковным куполом висел Маятник Фуко. В то же время в храм были помещены мощи Ярославских чудотворцев, перенесенные сюда в конце 30-х годов на всеобщее обозрение.
Празднование 9 мая
Сегодня старейший Ильинский храм является основной достопримечательностью Советской площади, свидетелем всех основных праздничных мероприятий Ярославля и филиалом Ярославского музея-заповедника.
Архитектурная уникальность храма
Внешнее оформление
Ильинская церковь строилась как соборный храм византийского типа. Основным материалом для строительства служил большемерный красный кирпич, а на декор шел белый камень. До начала 18 века храм существовал в таком виде, затем он был побелен известкой с добавлением охры.
Архитектурная планировка Ильинского храма весьма своеобразна, а его внешняя структура привлекает внимание уже своей ярко выраженной ассиметричностью, что очень присуще многим ярославским храмам 17 столетия. Сложная ассиметричная планировка Ильинской церкви делает ее уникальным городским храмом, вид на которой с различных ракурсов совершенно неповторим.
Вид на Ильинский храм с северной стороны
Помещение центрального храма находится на высоком подклете и снабжено пятью крупными луковичными главами на барабанах, снабженных световыми оконными проемами. Сами барабаны имеют украшения в виде узорчатых поясков и изящных кокошников.
Вокруг основного храма группируются приделы, галереи и колокольня и все это вместе создает неповторимый архитектурный ансамбль, из гармоничного объединения которого вырываются вверх Колокольня и Ризоположенский придел. С южной стороны находится Покровский придел с Трапезной. На восточной стороне очень небольшой башенный придел Гурия, Самона и Авива с трехъярусным украшением из кокошников. Подклет этого придела и является семейной усыпальницей Скрипиных. Западная галерея соединяет Колокольню с Ризоположенским приделом.
Вид с западной стороны
Снаружи храмовые стены не расписаны, как было в конце 17 века, они просто отштукатурены, но при этом каждый из фасадов индивидуален. Фасады ансамбля с западной и северной сторон более декоративны и парадны. Они украшены такими архитектурными деталями как прорисованные арки, наличники разных форм, квадратные углубления ширинок, с резными вставками изображений фантастических животных.
Архитектурный декор стен
Живописное оформление сохранилось сегодня только на фронтоне западного крыльца. Это панно «Распятие», расположенное над входом в храм, реставрируется во время каждого ремонта.
Панно «Распятие» над западным входом
По всей длине карнизов можно видеть нарядный позолоченный железный подзор. Как и центральный купольный крест этот подзор выполнен неизвестными ярославскими кованых дел мастерами в 17 столетии.
Внутреннее убранство: росписи, иконостас и т.д.
Четырехстолпное внутреннее пространство храма имеет множество объемов, шатровый и купольный приделы, пять престолов и шатровую колокольню. Все помещения связаны между собой крытыми галереями, стены которых, как и стены самого храма покрыты фресковыми росписями на библейские и бытовые сюжеты. Эта роспись чудом сохранилась со второй половины 17 века. Ее только неоднократно очищали от пылевого и грязевого налетов.
Фресковые росписи внутренних помещений Ильинского храма
Прогулка по всем трем храмовым галереям – это знакомство с уникальнейшей стеновой живописью, являющейся настоящим шедевром данного вида искусства. Самым интересным галерейным коридором является путь от Розоположенского придела к Колокольне. Галереи расписывались еще годы спустя после оформления основного храмового интерьера.
Фресковая роспись центрального зала выполнена в шесть ярусов. По нижнему – первому ярусу – идет сказочно красивый орнамент. Второй ярус посвящен жизнеописанию Пророка Елисея, являющегося учеником Ильи Пророка. Здесь присутствуют сцены жатвы и воскресения умершего младенца.
В сценах третьего яруса запечатлены известные фрагменты жития Ильи, его чудеса врачевания и контакты с народом. Четвертый ярус посвящен житию Апостолов, а пятый и шестой – сюжетам Евангелия.
Резной, покрытый золотом иконостас главного храма выполнен в конце 17 века в стиле московского барокко. Он поражает своим изяществом и богатейшей коллекцией древних икон, часть из которых принадлежит кисти Ф.Зубова, одного из известнейших иконописцев того периода.
Отдельно нужно обратить внимание на тонкую работу резчиков по дереву, оформлявших сам иконостас, царские врата и надпрестольную сень. На шести иконостасных ярусах находятся самые старинные иконы. По центру расположены иконы, принадлежавшие купеческой семье Скрипиных. Все они были когда-то в богатых окладах с жемчугом и драгоценными камнями.
Филигранная резьба в оформлении Иконостаса
Иконостасы приделов несколько отличаются от главного, но они так же содержат старинные и ценнейшие иконы. Общую картину потрясающего древнерусского искусства довершают предметы ценнейшей церковной утвари.
Режим работы
Богослужения, и туристическое посещение храма возможно только в летнее время при хорошей погоде. Во время дождей храм временно закрывается. С октября по май Ильинская церковь также не доступна для посещения. Такой режим работы призван обеспечить максимальную сохранность внутренний фресковой росписи 17 века.
В летний период Ильинская церковь в качестве филиала Ярославского музея-заповедника работает с 8.30 до 19.30. Выходным днем является среда.
Церковь Ильи Пророка – шедевр ярославских зодчих и иконописцев XVII века
Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, площадь Советская
Начало строительства: 1647 год
Окончание строительства: 1650 год
Координаты: 57°37’36.2″N 39°53’39.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Ильинский храм, построенный в середине XVII века, стал одной из визитных карточек древнего Ярославля. Он уникален прежде всего тем, что сохранил свое богатое внутреннее убранство. Дошедшие до нашего времени прекрасные росписи и резной золоченый иконостас XVII века признаются вершинами древнерусского художественного искусства. А многие из образов, написанные специально для этой церкви, созданы знаменитым русским иконописцем Федором Зубовым.
История строительства церкви
Церковь Ильи Пророка, как считается, была самым первым православным храмом в городе, который заложил еще Ярослав Мудрый. Посвящение храма Илье Пророку имело основание. Именно в день поминовения этого святого случилась легендарная битва ярославского князя с медведем. Но стоял самый первый храм, предположительно, на том месте, где сейчас возвышается Ильинско-Тихоновская церковь.
Вид на церковь с площади Советской
Современному Ильинскому храму предшествовали две деревянные церкви – холодная в честь Ильи Пророка и теплая Покровская. Решение о возведении нового каменного храма было принято ярославскими купцами братьями Иоанникием Ивановичем и Вонифатием Ивановичем Скрипиными. Они происходили из богатой купеческой семьи, которая переселилась в Ярославль из Новгорода, и торговали мехами, жемчугом и церковной утварью. О масштабе торговли Скрипиных говорит тот факт, что товары у них покупались царским и патриаршим дворами, и даже купцами из Западной Европы. Братья считались крупнейшими в России скупщиками пушнины и получали баснословные прибыли. Помимо прочего, это была очень религиозная и образованная семья.
Построить новый храм Скрипины захотели на хозяйственном подворье своей усадьбы, располагавшейся в центральной части Ярославского посада, рядом с торговой площадью. Строительство продолжалось три года и велось силами местных зодчих, имена которых история не сохранила. В 1650 году высокая Ильинская церковь, видная ото всюду, была готова. При ней для богатого дара царя Алексея Михайловича – частицы Ризы Господней был специально построен шатровый придел. А саму драгоценную святыню торжественно вручил новому храму Патриарх Всея Руси Иосиф.
История храма с XVII по XX век
Спустя восемь лет, 1958 году в городе произошел большой пожар. Фасады Ильинской церкви сильно обгорели, но, к счастью, она не пострадала внутри.
Вид на церковь с запада
1680 году храм за три летних месяца расписали. Все художественные работы были выполнены артелью из 15 ярославских иконописцев, руководили которой известные костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. В «Книге церковного строения» было отмечено, кто из изографов приглашался, и какие иконы были созданы.
В 80-х годах XVIII века, когда Ярославль реконструировался согласно новой городской планировке, возле Ильинской церкви создали одноименную площадь. Позже, уже в прошлом веке ее переименовали в Советскую.
В последние годы XIX века храм окружили красивой оградой, проект которой выполнил академик архитектуры Андрей Михайлович Павлинов. А на рубеже XIX и XX вв. церковь отремонтировали на средства, выделенные ярославским городским головой, меценатом и предпринимателем Иваном Александровичем Вахромеевым. Во время этих восстановительных работ полностью очистили и промыли старинные фрески. И оказалось, что за двести с лишним лет краски на них остались яркими и сочными.
В 1920 году храму присвоили статус архитектурного памятника и передали его Ярославскому городскому музею. В музейные фонды были перенесены изъятые из храма частица Ризы Господней и ценная богослужебная утварь. Какое-то время здесь проводили выставки старинного шитья, древних икон и редких предметов для совершения церковной службы.
В 30-е годы прошлого века, когда шла повсеместная борьба с религией, лишь благодаря настойчивому противодействию сотрудников музея, удалось избежать уничтожения этого архитектурного памятника. Позже, с 1938 года в здании несколько лет существовал музей антирелигиозной пропаганды, созданный местной общественной организацией «Союз воинствующих безбожников». Одним из его экспонатов был подвешенный под церковный купол маятник Фуко. Когда началась Великая Отечественная война, директора антирелигиозного музея В.М. Ковалева отправили на фронт, а сам музей закрыли.
Вид на церковь с севера
После окончания войны в церкви размещались музейные фонды. А с середины 50-х годов прошлого века в ней трижды велись реставрационные работы. Главки и церковные приделы покрыли специальной черепицей, которую сделали по старинным технологиям ярославских зодчих в мастерской известного реставратора-керамиста Алексея Алексеевича Егорова. Кроме того, позолотили кресты, отремонтировали ограду вокруг храма, а росписи вновь отчислили от накопившейся за десятилетия пыли. В 1989 году прошло освящение церковного престола.
Архитектура и внутреннее убранство церкви
Архитектурный проект храма выполнен в лучших традициях древнерусского зодчества. Массивный четырхстолпный четверик поставлен на высокий подклет и имеет с востока три алтарных абсиды. Храм венчает крупное пятиглавие. Его световые барабаны декорированы узорчатыми поясами и окружены изящными кокошниками. А на зеленых главках возвышаются массивные золоченые кресты. Центральный из них был выкован из железа городскими ковалями в XVII веке. Церковь и сегодня остается одной из самых высоких в городе, уступая только ярославскому Успенскому собору и Иоанно-Предтеченской церкви в Толчковской слободе.
Общая композиция храма ассиметрична. Расположенную по центру летнюю церковь окружают дополнительные объемы. Это самостоятельный купольный предел, колокольня, шатровый придел Ризоположения, а также двухярусные крытые галереи с двумя крыльцами – с западной и северной стороны. Крупные закомары, завершающие четверик, слегка скрыты построенной позже четырехскатной кровлей. Эта сложная, так называемая, соборная композиция. И стоит немного сменить точку обзора, как церковь предстает в совершенно ином образе.
Шатровая многоярусная колокольня примыкает к храму с севера-запада. Ярус, предназначенный для звона, обрамлен красивыми килевидными завершениями. А в самом шатре для улучшения акустики в два ряда проделаны узкие слуховые отверстия.
Вид на церковь с севера-запада
Ризоположенский придел требует особого внимания. Эта часть Ильинской церкви очень красива, легка и, вместе с тем, величественна. Нижняя часть придела – массивный восьмерик, поставленный на четырехугольное основание. Вверху придел завершен восьмигранным ажурным шатром. Кроме него, декоративными элементами украшены все церковные фасады.
В северном приделе, в галерее находилась домовая церковь купцов Скрипиных и их фамильная усыпальница. Однако, после братьев, не оставивших наследников, род Скрипиных не продолжился. По их завещанию Ильинская церковь, земли и все торговые предприятия купцов отошли городу. Поэтому в конце XVII века храм стал приходским.
Главным сокровищем Ильинского храма является его богатое старинное убранство. Иконам, хранящимся здесь, посвящено несколько научных монографий и множество статей. Росписи, в сюжеты которых вплетено немало бытовых сцен, изумляют своей красотой, яркостью и переданным радостным, светлым настроением. Кроме них, в Ильинской церкви можно увидеть сохранившийся с конца XVII века позолоченный иконостас, вырезанный и оформленный в традициях московского барокко. Его украшают уникальные иконы, написанные знаменитым царским мастером-изографом Федором Евтихиевичем Зубовым. В храме также много старинной богослужебной утвари.
Современное состояние храма и режим посещения
Ильинская церковь – действующая и имеет несколько приделов. Службы в ней проходят только по большим церковным праздникам в летнее время. В остальное время храм работает как филиал Ярославского музея-заповедника. Попасть в него можно с мая по октябрь с 8.30 до 19.30, кроме среды и дождливых дней.
Вид на церковь с юга
Как добраться
Ильинская церковь расположена в Ярославле на Советской площади, 7.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на улицу Нахимсона, которая и выведет к зданию храма на Советской площади.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Ильи Пророка составляет 3,3 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.