храм или в черкизово
Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня)
Икона «Призри на смирение» прибыла в наш храм!
Напоминаем, что храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00.
🙏В дни пребывания иконы после литургии будет совершаться молебен, кроме Родительской субботы и праздника Троицы (26 и 27 мая).
📿 Кроме того, ежедневно за вечерним богослужением будет петься акафист Царице Небесной (кроме следующих вечеров: 23 мая, 25 мая, 26 мая, 27 мая, 1 июня, 2 июня. В эти дни, кроме 27.05, акафист будет совершаться в 15.00).
Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) запись закреплена
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Спасителя о богатом и Лазаре. Вы помните, что богач просит, чтобы Лазарь возвестил его братьям о том, какова его посмертная участь, чтоб им не попасть туда же, куда и он после смерти.
Но Авраам говорит: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».
Показать полностью.
У нас тоже есть Моисей и пророки. Более того, у нас есть Евангелие, апостольские Послания. Все нам дано. Все знания, необходимые для того, чтобы спастись, нам даны. Ничего большего нам не нужно.
Более того, хочу обратить ваше внимание, что в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел рассказывает о том, как начиналась его жизнь, как он был активным гонителем Церкви Божией. В частности он говорит: «Я преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий».
То есть, с одной стороны, Святая Церковь, Спаситель через Евангелие нам напоминает, что у нас всего достаточно. Все, что нам нужно знать, уже нам сказано: у нас есть Евангелие, апостольские Послания, Деяния, Ветхий Завет. Более того, наша Церковь богата многими святоотеческими писаниями.
Но, с другой стороны, нужно понимать, что если мы будем все этого хорошо знать, то это еще не значит, что мы будем хорошими христианами.
Будущий апостол Павел, тогда еще Савл, все это прекрасно знал: Моисея закон и пророков. Он был одним из лучших учеников известнейших учителей того времени. Но несмотря на это, он оказался гонителем Церкви Божией.
Наши знания не защищают нас от ошибок. Поэтому нужно не просто знать, но верить и исполнять волю Божию о нас, искать ее, прислушиваться к ней, быть очень внимательным, чтобы не принять за волю Божию собственную волю и собственные желания, и таким образом не ошибиться и не согрешить. Да поможет Господь нам избежать этого!
—-
проповедь епископа Зеленоградского Саввы 7 ноября 2021 г.
—
Картина: рисунок для гобелена Р. Санти «Павел проповедует» 1515 г.
На фото: протодиакон Александр Бахтин
Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) запись закреплена
Мы едины вокруг Христа
Всех вас поздравляю с праздником Божией Матери в честь иконы Ее Казанской!
Этот праздник идет с XVII века, когда народ объединился, чтобы противодействовать иноземным захватчикам. И с тех пор мы вспоминаем Божию Матерь, поскольку именно перед этой иконой, Казанской, народ особым образом молился, чтобы Она дала силу для преодоления недругов.
Показать полностью.
Относительно недавно государство установило в этот день государственный праздник – День народного единства. Единство – это то, чего нам чаще всего не хватает, в том числе и в Церкви.
Казалось бы, мы, христиане, именно мы, ученики Христовы, должны являть сильнейшим образом единство, должны быть примером единства для всех. Неслучайно этот государственный праздник установлен в день изначально церковного праздника.
Мы должны являть пример единства. Сколь много между нами разделений, и как часто они между нами бывают. Ведь многие из вас помнят, как в начале 2000-х годов Церковь сотрясали разделения, раздоры из-за принятия или непринятия ИНН. Где эти споры? А мы живем дальше. Еще совсем недавно, в 2016 году, были споры, кто-то даже отделился из-за того, что Патриарх встретился с Папой Римским. Где этот спор?
Сегодня мы спорим друг с другом и разделяемся из-за вакцины, из-за ношения масок или еще чего-то. Как мы, христиане, можем так себя вести? Да, мы можем быть не согласны друг с другом, мы можем даже спорить друг с другом, дискутировать, но мы не должны разделяться, мы должны хранить наше единство. В нашем единстве вокруг Христа – наша сила.
Это наша единственная сила. Мы сильны потому, что едины со Христом, мы едины вокруг Христа. Несмотря на разногласия, которые могут быть, в том числе, как говорил апостол Павел, «чтобы были явлены искусные», то есть те, кто мыслит правильно. Но разногласия возникают и просто по житейским причинам. Те из вас, кто семейные, кто в браке состоит, да и, собственно, по опыту своих родителей, все мы знаем, что могут быть разногласия даже в самых близких и любящих друг друга семьях. Это бывает. Но не должно быть разделения, не должно доходить до слов ненависти. Будем хранить единство! Испытаний еще много впереди. Еще много и много, неоднократно, постоянно враг рода человеческого будет пытаться вносить смущение среди нас, будет пытаться нас разделить.
Да не будет такого! Да не поддадимся мы этому! Будем хранить себя в мире и единстве Христовом.
—
епископ Зеленоградский Савва,
проповедь в день памяти Казанской иконы Божией Матери
4 ноября 2021 года
Илиинская церковь в Черкизове
Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.
Имя Озаковых встречается еще в связи с митрополитом Киевским Михаилом. Так, в числе сопровождавших на поставление митрополита Михаила (Митяя) в Константинополь в 1377–1379 годах был Сергей Озаков, родной брат владельца Черкизова Ильи Озакова. Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому иерарху. Среди них упоминается село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году и «Алымово то ж», принадлежащая с XVI века Чудову монастырю. Возможно, что эта носящая татарское имя деревня Алымово, позже называвшаяся селом Богородским по устроенному в ней храму во имя Успения Пресвятой Богородицы, в те годы относилась к Черкизову. Таким образом, село Черкизово на речке Сосенке становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.
Именно Илье Озакову мы обязаны ныне существующим черкизовским храмом, который никогда не закрывался, хотя в советское время многие церкви по всей России были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм уцелел. С древних времен и поныне оглашает он восточные окрестности столичного града своим колокольным звоном.
Изначально поставленная на высоком холме Ильей Озаковым во имя своего небесного покровителя пророка Илии церковь была деревянной. Как и отстроенную значительно позже нынешнюю белокаменную, ее было видно далеко окрест. И в праздники, и в будни по протоптанным со всех сторон холма тропинкам сюда стекался народ Божий. Не только с близлежащих подмосковных деревень, но и из самой Москвы ехали в Черкизово на богомолье православные христиане. Особенно много собирал этот древний храм в Ильин день, в свой престольный праздник, так что от гостей было не продохнуть.
Вероятно, веками намоленное место и ходатайство перед Богом святого пророка Илии принесли свои плоды: пережив войны и революции, годы лихолетий и богоборчества, храм выстоял. Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения.
Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», – сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо».
В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года.
С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры. Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов, а поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.
Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения села Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядит примерно так: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».
По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.
В позднейшее время, по сведениям того же исследователя П.В. Синицына, сельцо Черкизово особенно полюбили митрополиты Московские Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).
За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно. В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки. К 1825 году был расширен северный придел, который освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) во имя митрополита Московского Алексия.
В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь эта является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года. Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории, написанное от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду. Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».
К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».
По их предположению, перестройка алтаря одновременно с перестройкой придела и трапезной была произведена с целью расширения, так как алтарь стал намного больше, были убраны дуговые перемычки с окон, которые после этого тоже стали побольше, приняв прямоугольный вид. К позднейшим искажениям относится перестройка верхней части и шатра колокольни. «Еще позднее, судя по стилю, была искажена северная стена храма, – в ней был пробит широкий пролет, разделенный на 3 части дорическими колоннами; к этому же времени должно отнести переделку кровли, в которой сделаны четыре деревянные фронтона с деревянными же карнизами», – отмечалось в документе.
Вместе с тем, архитекторы высказывали замечания к чертежам на новую переделку церкви. Так, по их расчетам, нельзя допустить перестройку южной стены храма, где предполагалось сделать большой пролет с дорическими колоннами, подобный пролету северной стороны, убирая дверь и окно, потому что в результате этого могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника. По их выражению, не должны произойти «сломка и перестройка» более поздних пристроек – северного придела и трапезной XVII века. Эти сооружения надо привести в свой первобытный вид.
Однако несмотря на все замечания, в целом предстоящие работы по возвышению колокольни архитекторами были поддержаны. Хотя и со своими конкретными, без какого-либо пафоса, пожеланиями, в которых чувствуется и неординарная личность этих неравнодушных к отечественной истории людей, и их неподдельный патриотизм: «Желательно, чтобы в новых ея формах составитель проекта в отделке пролетов и в деталях карнизов и других архитектурных украшений, принял за образец детали существующей церкви как представляющие хорошие образцы древнего русского зодчества, достойные подражания и по художественному своему достоинству превосходящие современные измышления; также желательно, чтобы деревянные фронтоны и надстройки над шеями глав были уничтожены и восстановлен был прежний вид, по крайней мере, тот, какой имела церковь до последнего искажения».
Позднее, и в 1888, и в 1894 годах храм снова подправлялся, ремонтировался, менялся, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней переписка, сохраненная в Центральном государственном историческом архиве Москвы.
В первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.
В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советское время в храмовое здание входили, как и положено, через западные двери лицом к алтарю, но в ограду храма можно было попасть только через южные ворота, со стороны Стромынской дороги. Сейчас тот же вход, с юга. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.
Поскольку церковь то и дело собирались закрывать, она долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта. Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.
Реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела была проведена силами реставратора Венедикта Степановича Суворова из Санкт-Петербурга и художника Сергея Леонидовича Захаренкова (+2004). В течение трех лет, начиная с 1986 года, иконостас был целиком, ряд за рядом, разобран. Оказалось, что он полностью был сохранен в своем первоначальном виде. По благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который в этот период был направлен в помощь настоятелю храма Илии пророка, были заново расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески конца ХVII века.
В начале нового тысячелетия храм был обнесен кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, какая была здесь в конце XIX века.
© Фотографии из архива Илиинского прихода
Черкизово. Часть 2. Церковь Илии Пророка
В 1689—1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.
Церковь Ильи Пророка расположена на улице примыкающей к Большой Черкизовской, ранее носившей необычное название (ныне упразднённой)— улица Штатная Горка. Считается, что этот топоним, появившийся на карте Москвы в XIX веке, связан с проживавшими здесь штатными чиновниками архиерейского двора. Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве.
На прилегающем к церкви кладбище похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша. Иван Яковлевич Корейша (8 (19) сентября 1783, Смоленск— 6 (18) сентября 1861, Москва) — русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного, но не канонизированный и не прославляемый Русской православной церковью в лике святых. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице. Увековечен в произведениях русской классической литературы Ф. М. Достоевским, А. Н. Островским, Н. С. Лесковым и Л. Н. Толстым, И. А. Буниным и другими.
Прошлой осенью я была на могиле Корейши, она ухожена и на ней как всегда свежие цветы.
Личность Корейши не однозначна и относиться к ней можно по-разному, о нём много написано и в Википедии. Статья очень большая и кому интересно советую прочитать. Оканчивается она примерно так:
«Странности жизни Корейши можно было бы объяснить неповторимым своеобразием его психики, но все писавшие о юродивом, как противники, так и приверженцы, сходятся в одном, что Корейша не был безумным. Дискуссию о «нетипичной святости» Ивана Яковлевича Корейши до сих пор нельзя считать завершённой, а его так называемое сумасшествие было притворным. «
Черкизовское кладбище один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время.
Каменная церковь Ильи Пророка с приделом Святителя Алексия, трапезной и звонницей была построена в 1689-1690 гг. и освящена 18 июня 1690 года. Ильинская церковь расположена в живописном возвышенном месте, близ неё— большой Архиерейский (Черкизовский) пруд.
Для митрополита всея Руси Черкизовская резиденция стала местом уединения и отдыха, где он мог оглянуться на пройденный жизненный путь, собраться с силами на будущее, да и просто повидаться с близкими людьми. После смерти митрополита Алексия Черкизово долгое время было местом летнего отдыха Московских митрополитов. Особенно любили его митрополит Тимофей (Щербацкий), возобновивший первоначальный архиерейский дом, митрополит Платон (Лёвшин), отыскавший в Чудовом монастыре «духовную» святителя Алексия, и митрополит Макарий (Булгаков),
работавший здесь над своей «Историей Русской Церкви».
Нынешний новодел якобы воссоздающий исторический дом, представляет собой непохожее на прежний исторический дом подражание нынешним сборным деревянным дачам. Но возможно работы по восстановлению ещё не закончены и мы сможем увидеть окончательный вариант в недалёком будущем.
На фото Митрополит Макарий на архиерейской даче в с.Черкизове.