храм илии пророка в рязани
Храмы Рязанской области
Ильинская церковь
Адрес: 390000, г. Рязань, Соборная пл., д. 3.
Телефон: (4912) 25-29-34, 28-27-60.
Первый Ильинский храм находился, как говорят документы, «в городе», то есть в кремле, около Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году он был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота.
Взамен деревянной церкви в 1699-1700 годах из кирпича от обрушавшегося Успенского собора была построена ныне существующая церковь. Позже в ней был устроен придел во имя великомученика Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 году придел уже существовал.
В 1806 году трапезная часть была расширена, и взамен одного было устроено два придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана.
Примерно тогда же была построена и колокольня Ильинской церкви (до наших дней она не сохранилась).
К 1805 году трапезная часть Ильинской церкви была расширена и в ней были проведены отделочные работы.
После 1817 года в приделе святого апостола Иоанна Богослова был устроен новый иконостас, а алтарь расписан.
В 1875-1876 годах восточная половина храма также была расширена боковыми пристройками, причем с северной и южной сторон были пробиты арки для соединения с ними. В пристройках были сделаны приделы, куда перенесены престолы из трапезной (1877 г.).
Вокруг церкви в 1870 году была выложена каменная ограда с чугунной решеткой. Ильинский храм значительно изменился после перестройки.
Из икон храма наиболее почитаемой была икона Божией Матери «Одигитрия-Смоленская». Это была большого размера икона древнего письма. По преданию, она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни.
В 1618 году икона чудным образом икона уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. Где в настоящее время находится этот образ, неизвестно.
В Ильинской церкви служба велась и после революции 1917 года. Храм стал одним из немногих центров церковной жизни Рязани. Сюда стекалось множество народа на богослужение.
Храм был закрыт 18 ноября 1929 года.
Храм признали пригодным под ссыпку зерна. С этого момента храм не раз перестраивался. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания», и в срочном порядке были приняты необходимые меры.
Долгое время в церкви располагался лекторий общества «Знание».
Уже в 1990-х годах, когда православные храмы стали передаваться Церкви, Ильинскому храму грозила участь стать Дворцом бракосочетания.
5 февраля 2000 года храм Илии Пророка был вновь освящен.
Рязанское юго-восточное благочиние Рязанской Епархии Русской Православной Церкви
Храм в честь Святого Пророка Божия Илии, село Дядьково, Рязанского района
В селе Дядьково Рязанского района до революции 1917 года находился храм в честь пророка Божия Илии, но, как и многие храмы на Руси, был разрушен богоборческой властью.
Одни сравнивали его размеры с существующей ныне в областном центре монументальной Николо-Ямской церковью, другие отмечали особую архитектурную ценность грандиозного православного сооружения, правда, не поясняя, в чем, собственно, она заключалась. Церковь села Дядьково. Разрушена в советское время.
В Государственном архиве Рязанской области (ГАРО) с личным фондом историка и краеведа Сергея Чугунова, есть подробное описание церкви села Дядьково. Здесь же, в документах, составленных этим уважаемым человеком, есть с вынесенным в заголовок достаточно громкое сравнение: «Каменный храм по архитектуре – тот же Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, только в миниатюре, во многом он схож и по судьбе с творением Огюста Монферрана. Около 48 лет стояла церковь не оконченной и не освященной». В этом же архивном файле упоминалось о сохранившихся изображениях оригинальной постройки, но вот сами фотографии отсутствовали.
Судьба уникального храма в Дядькове была тяжелой и трагичной. В 1840 году его построил бывший помещик села полковник Николай Сергеевич Дубовицкий. Однако, не завершив внутреннюю и внешнюю отделку, скончался, а перед смертью завещал окончить начатое дело своему сыну Ивану Николаевичу Дубовицкому, на что и оставил ему 30 тысяч рублей.
Наследник же вместо того, чтобы напрямую взяться за устроение иконостаса, престола и жертвенника, начал украшать церковь изнутри и снаружи по своему усмотрению. Он накупил в Италии самых дорогих священных картин, которые расставил внутри храма, а снаружи – при стенах храма – установил гипсовые (в рост человека) фигуры ангелов и евангелистов.
Казалось, теперь храм засияет ни с чем не сравнимым драгоценным камнем в православном ожерелье Рязанской губернии, но кончина Ивана Николаевича на многие годы перечеркнула все старания рода Дубовицких.
Дети и наследники Ивана Дубовицкого то ли из-за отсутствия средств, то ли принципиально не желая доводить до логического завершения дело, начатое дедом и продолженное отцом, оставили храм без всякого внимания.
Десятилетиями не оконченная и не освященная церковь стояла на высоком холме, терзаемая непогодой и жадными до наживы людьми. За этот период бесследно исчезли дорогие картины (стоимость иных составляла до 5 000 царских рублей), наружные украшения от влияния стихии разрушились, а сам храм пришел в ветхое состояние: железная кровля проржавела, стропила, оконные рамы и двери сгнили; сквозь своды просачивалась дождевая вода, штукатурка во многих местах отпала.
Лишь в 1881 году новый здешний землевладелец Аркадий Тимофеевич Немчинов с позволения епархиального начальства приступил к достройке этой церкви. Работы затянулись еще на несколько лет.
Торжественное освящение храма состоялось 29 июня 1889 года. К сожалению, радость сельчан была недолгой: после 1917 года богослужения в церкви прекратились, а потом она и вовсе была разобрана до основания.
Новый храм начали строить в 2006 году.
В настоящее время храм является действующим.
При храме 5 ноября 2017 года открылась Детская Воскресная Школа
В школе дети имеют возможность получать новые знания, участвовать в театральных выступлениях и концертах, развивать творческие навыки, участвовать в спортивно-интеллектуальных соревнованиях, а главное, учиться выстраивать личные отношения с Богом, приобщаться к православной вере, находить новых друзей.
Настоятель – иерей Димитрий Мальков
Контактная информация:
почтовый адрес: 390515, Рязанская область, рязанский район, с. Дядьково; ул. Центральная, 157 Б корпус 1
телефон настоятеля: 8-920-630-47-41;
электронная почта: ma lkowww@mail.ru.
Директор Детской Воскресной Школы: Котельников Юрий Владимирович
Контактная информация:
телефон директора: 8-951-102-58-02 (также Viber, WhatsApp)
Церковь Илии Пророка в селе Рязань
Чуть больше месяца назад уже совершали вылазку в поисках заброшенной церкви Илии Пророка в урочище Рязань. К сожалению, в прошлый раз ошиблись с местом. Но в этот раз добрались. Рязань взята! Эта запись не сколько о церкви, сколько о маленьком приключении выходного дня. Обо всем по порядку ниже.
В первый раз я не уточнил координаты и мы выдвинулись в другое урочище. Путаница произошла из-за того, что на Яндекс.Картах не правильно указаны бывшие села. Впрочем мы тогда отлично прокатились и хорошенько нагулялись.
И вот спонтанно собрались и решили все таки доехать и найти заброшенную церковь. Погода стоит дождливая, но это нас не остановило. Не остановила и плохая дорога.
Село Рязань (Кировская область, Слободской район). Село находилось на небольшой возвышенности. Церковь построена в 1910 году, открыта школа церковно-приходская. По данным переписи 1926 года число жителей 234 человека (43 хозяйства). Сельсовет ликвидирован в 1959 году. В 1970-е годы постепенно закрылись клуб, библиотека, школа, медпункт, магазин. В 1977 году в другое село перевели основную часть стада. Последние жители покинули деревню в январе 1979 года. Каменных строения два: церковь и ещё одно здание старинной постройки, очевидно, школа. Снаружи вся извёстка, покрывавшая церковь, осыпалась. Внутри как обычно: сквозь осыпающуюся штукатурку кое где проглядывают уцелевшие фрагменты росписи.
После села Совье по основной изрядно разбитой дороге добрались до нужного поворота. От поворота проехали порядка одного километра по раскисшей и изъезженной глиняной дороге. И уперлись в засадное место. Пробуем пробиваться. Товарищ на Шниве сделал несколько попыток, но никак не мог проскочить. Стравили колеса, накидали немного веток. Я решил попробовать и с первого раза довольно легко прошел данный участок.
Оставили Шниву на случай, если придется на обратном пути вытаскивать меня. И направились в сторону села на одной машине. Правда проехав порядка полукилометра уперлись в продолжительный засадный участок. Рисковать не стали и вернулись назад. Кстати, Шнива на обратном пути помогла. Расположились в лесном «домике», пожарили мясо, пообедали. Товарищ с семьей отправились домой, а я решил довести дело до конца и добраться до заброшенной церкви.
Доехал до засадного места, взял вещи и пошел пешком. Примерно через полтора километра или 20 минут времени я добрался до церкви. Церквушка не большая, сильно заросла деревьями. Верх колокольни и купола разрушены. Внутри церкви кто-то повесил крестик и иконку. По дороге было много относительно свежих следов внедорожников на экстремальной резине. Возможно это охотники, ведь здесь охотничьи угодья.
На улице дождь, сырая трава кругом. Обошел церковь, сделал снимки снаружи и внутри. Не смотря на моросящий дождь запускал заводную птицу (квадрокоптер). Дождь конечно в это плане напрягал и отвлекал. Кадры поэтому, как мне кажется, получились не очень. Когда закончил съемку и направился в сторону машины, то дождь прекратился. Впрочем я ожидал подобного поворота событий. =)
Смонтировал небольшое видео с облетом вокруг церкви. Без претензии на художественность.
На это приключения закончились. Если не считать того, что при развороте я застрял практически на ровном месте. Застрял поперек колеи в глине. Глина от дождя разбухла и стала очень скользкой. Немного работы лопаткой и дело сделано.
А вокруг всё зеленеет, цветет и благоухает.
О ХРАМЕ
Храм имеет не очень большую и не совсем простую историю…
4 марта 2010 года Учебный Центр «Сельцы»
4 марта 2010 года заведующий сектором ВДВ синодального отдела Московской Патриархии протоиерей Михаил Васильев и председатель епархиального военного отдела протоиерей Михаил Рыжов посетили Учебный центр Сельцы.
Целью визита стало решение вопросов строительства храма во имя пророка Божия Илии на территории центра и организации курсов для подготовки военного духовенства.
Бог поругаем не бывает (как храм хотели уничтожить)
Из истории храма… 2010 год
В поездке его сопровождал заместитель министра обороны по строительству и обустройству господин Новицкий. Прибыли они на вертолете, опоздав на 3 часа от запланированного времени визита в 13:00. Прежде чем сойти с вертолета, они с воздуха осмотрели территорию учебного центра и полигона училища.
Министр вышел из вертолета уже «взвинченный» и сразу стал крыть нецензурной бранью начальника училища. Анатолий Эдуардович многократно называл Героя России «долбое…м» (прочие слова ненормативной лексики здесь приводить неуместно, они тоже звучали). Стараясь унизить подчиненного побольней, господин Сердюков, наконец, объяснил, что причина его гнева — построенный на территории учебного центра деревянный храм Илии Пророка.
Строительство десантного храма ведется исключительно на деньги спонсоров из числа ветеранов ВДВ и местных жителей, а также на средства Рязанской епархии, но это министра не интересовало.
«Бюджетных денег на храм не затрачено ни копейки, – стойко отвечали ему русские офицеры. – Храм нужен членам семей офицеров и сотням солдат и курсантов, поскольку ближайший за 15 километров на другом берегу Оки, а моста нет». «В 2011 году именно здесь запланировано учить будущих капелланов для всей Российской армии, 90% из них будут православные священники храм и для них». «В трех ближайших деревнях и двух других городках учебных центров сокращенных военных училищ храма нет и жителям здесь он нужен». «Полторы тысячи будущих профессионалов-сержантов готовятся здесь по трехлетней программе и духовная работа с ними священников должна помочь воспитать в них желание служить России не только за деньги». «ВДВ – войска для войны, а на войне атеистов нет».
Все эти аргументы начальника училища Министр обороны России не слушал, стоял мат. Анатолий Эдуардович кричал: «В говне здесь живете, в говне и умрете!». «Денег на этот центр ВДВ не давать! Это училище вообще надо сократить. Полковника этого наглого снять и в войска!» – ставил задачи министр своему заму по строительству и обустройству.
То, что в Рязанском Высшем Командном Воздушно-десантном училище были подготовлены более ста Героев Советского Союза и России, 29-ти из них это звание было присвоено посмертно, министру было не интересно. Он сел в вертолет и улетел. Так закончился обычный визит Министра обороны (бывшего ныне) России в подчиненные ему войска. Его планам сбыться не удалось.
Храмы Рязани
В Рязани 34 действующих храма.
Христорождественский храм
Расположенный на историческом Кремлевском холме Христорождественский кафедральный собор — одно из древнейших в городе каменных сооружений, а возможно и самое древнее. Является памятником древнерусской архитектуры начала XV века и объектом культурного наследия. Сегодня это главный храм Рязанской епархии.
История собора
Точная дата основания храма до сих пор неизвестна, но заложен он был по воле князя Олега еще в XIV веке. Изначально храм освящен как Успенский, в честь самого почитаемого на Руси праздника Успения Божьей Матери. Только в конце XVII века, после возведения и церемонии освящения нового Успенского собора, он стал Христорождественским.
Собор выполнял функцию не только общегородского храма, но и усыпальницы для рязанских князей и их жен. Однако в XVIII веке, после того как в соборе обвалился свод, гробницы были уничтожены.
Архитектура
В результате многочисленных перестроек современный архитектурный облик собора собрал в себе элементы барокко и классицизма. При этом он имеет широко распространенную среди православных храмов форму — так называемый корабль (это когда все части храмы выстроены в одну линию). Такая форма считается старейшей в храмовой архитектуре и символизирует идею, что церковь, словно корабль, спасает верующих от губительных волн мирской жизни и ведет их к Царствию Божию.
Храм имеет три яруса, уменьшающиеся по диаметру снизу вверх. Верхний ярус занимает восьмигранная ротонда с парой окон на каждой грани. Ротонду венчает купол и главка с крестом. Над порталом красуется необычной формы фронтон, по бокам от него — колонны с коринфским ордером. Кладка цоколя белокаменная, что характерно для храмов XV века.
Среди богатого убранство храма стоит отметить удивительный резной иконостас.
За прошедшие века собор многократно реконструировался и перестраивался в разных традициях: большинство архиереев пытались внести свою лепту в его внешний вид, улучшить облик главного храма Рязанской земли. Современная архитектура Христорождественского храма в Рязанском кремле сложилась лишь к началу XIX века, при активном участии известного архитектора Л. И. Стефенгагена, придавшего зданию черты позднего классицизма.
Последний капитальный ремонт проводился в начале ХХ века. Тогда в соборе сделали новый пол из метлахской плитки.
XX век — наши дни
В 1930 году советские власти закрыли собор для прихожан, здание стало светским: в его помещениях расположился городской архив. Даже с распадом СССР храм долгое время не отдавали церкви, и он продолжал находиться в ведомстве Рязанского краеведческого музея.
Под управление православной церкви здание перешло только в 2002 году, тогда же его освятил Святейший Патриарх Алексий II. С тех пор, во вновь освященном соборе, возобновились службы, открылась библиотека, начали работать воскресная и певческая школы.
В настоящее время Христорождественский собор имеет статус кафедрального. Вместе с Успенским собором он остается одним из двух основных храмов Рязанской епархии
Реликвии
Главная святыня храма — мощи святителя Василия Рязанского, первого епископа и покровителя рязанской земли. Рака с его мощами лежит в левом клиросе.
Внутри собора также покоятся мощи рязанских святителей XIX века — Гавриила (Городкова) и Мелетия (Якимова). Хранятся частицы мощей апостола и евангелиста Матфея, 84 преподобных отцов Киево-Печерских, многочисленных рязанских и других святых.
Успенский собор
Успенский собор в Рязанском кремле – главный храм земли Рязанской, летний кафедральный собор Рязанской епархии.
В 1677 году на месте старой пороховой палаты решили возвести новый Успенский храм. Но, в процессе строительства, что-то пошло не так, и в 1692 году вся конструкция рухнула. Вторая попытка была уже более удачной. Работы над новым кирпичном сооружением шли около семи лет, в период с 1693 по 1699 год. Собор построен в стиле «нарышкинского барокко» зодчим из крепостных Яковом Бухвостовым. Собор украшен редкой для своего времени кружевной белокаменной резьбой. Освящение нового Успенского собора совершил 15 августа 1702 года знаменитый митрополит Стефан (Яворский).
Внутри Успенского собора сделали грандиозный 7-ярусный иконостас высотой 27 метров — шедевр резьбы по дереву. Стоит отметить, что резьбу делали в едином художественном стиле с орнаментами на фасадах собора.
Иконы для иконостаса писал Николай Соломонов и его подручные. В XIX веке они зачастую переписывались, поэтому их пришлось восстанавливать, снимая слои более поздних записей.
В 1701 году на иконостас нанесли позолоту лучшие московские мастера-позолотчики.
Иконостас сохранился до наших дней и является одним из самых высоких иконостасов в России. В середине XIX века собор поновлялся, и в 1865 году его украсили росписями, фрагменты которых можно сегодня увидеть в сводах центральной части храма и на одной из колонн.
Успенский собор посетили государи императоры: Александр I (1819 г., 1820 г., 1824 г.); Николай I (1832 г., 1836 г.); Александр II, будучи Цесаревичем (1837 г.); святой страстотерпец Николай II (1904 г., 1914 г.).
ХХ век и нынешнее время
В 1929 году Успенский кафедральный собор разделил участь других православных храмов и был закрыт властями. Внутренние росписи на колоннах и стенах были забелены. Некоторое время в храме действовал планетарий, позже стали проводить музейные выставки. 14 июня 1992 года было вновь совершено освящение собора, но выставки в нем продолжались до 2007 года. Первоначально богослужения совершались всего лишь несколько раз в год, затем — чаще.
Сейчас в теплое время года (как правило, с мая по сентябрь) богослужения совершаются в Успенском кафедральном соборе ежедневно. На это время в него переносятся из Христорождественского собора почти все его святыни, включая раку с частицей мощей святителя Василия Рязанского. В холодное время года Успенский собор закрывают для посещения.
Святыни Успенского собора
Чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, явившаяся, как считается, в поле у села Феодотьево в 1487 году
Муромская икона Божией Матери, по преданию перед иконой молился святой Василий, епископ Рязанский
В теплое время года в собор пребывают мощи из Христорождественского собора, включая раку с мощами Василия Рязанского
Ильинский храм
Первый Ильинский храм находился, как говорят документы «в городе», то есть в кремле, около Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году он был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота.
Взамен деревянной церкви в 1699-1700 годах из кирпича от обрушившегося Успенского собора построили ныне существующую церковь. Позже в ней устроили придел во имя великомученика Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 году придел уже существовал. В 1806 году трапезную часть расширили, и взамен одного устроили два придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана. Примерно тогда же построили и колокольню Ильинской церкви (до наших дней она не сохранилась).
К 1805 году трапезную часть Ильинской церкви расширили и в ней провели отделочные работы. После 1817 года в приделе святого апостола Иоанна Богослова устроили новый иконостас, а алтарь расписали.
В 1875-1876 годах восточную половину храма также расширили боковыми пристройками, причем с северной и южной сторон пробили арки для соединения с ними. В пристройках создали приделы, куда перенесли престолы из трапезной (1877). Вокруг церкви в 1870 году выложили каменную ограду с чугунной решеткой. Ильинский храм значительно изменился после перестройки.
Из икон храма наиболее почитаемой была икона Божией Матери «Одигитрия-Смоленская». Это была большого размера икона древнего письма. По преданию, она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни. В 1618 году икона чудным образом уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. Где в настоящее время находится этот образ неизвестно.
В Ильинской церкви служба велась и после революции 1917 года. Храм стал одним из немногих центров церковной жизни Рязани. Сюда стекалось множество народа на богослужение.
ХХ век — наше время
Храм закрыли 18 ноября 1929 года. Его признали пригодным под ссыпку зерна. С этого момента храм не раз перестраивался. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания», и в срочном порядке были приняты необходимые меры. Долгое время в церкви располагался лекторий общества «Знание». Уже в 1990-х годах, когда православные храмы стали передаваться Церкви, Ильинскому храму грозила участь стать Дворцом бракосочетания. На фасаде церковного здания появились фигуры обнаженных мужчины и женщины. Но этого не произошло. 5 февраля 2000 года храм Илии Пророка был вновь освящен.
В настоящее время в храме располагается Рязанское епархиальное управление, освящение которого состоялось 30 декабря 2010 года. Храм в честь пророка Божия Илии освящен 15 октября 2011 года.
Преображенский храм (Спас-на-Яру)
Церковь Преображения Господня у кремля больше известна как храм Спаса на Яру. Этот храм часто называют казачьим. Некогда неподалёку была Стрелецкая слобода, где жили «служилые люди». Да и сейчас рязанские казаки часто бывают именно в этом храме
Церковь Преображения Господня «в остроге на Яру» упоминается как деревянная в списках рязанских церквей 1626 года. В 1685 году храм был вновь отстроен после пожара. Существующая ныне каменная церковь с пятью главками и шатровой колокольней возведена в 1695 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревенским. До революции храм имел придел в честь девяти мучеников Кизических. Внутри храма в старинном иконостасе до 1917 года были очень древние иконы, в частности, у правого клироса Нерукотворный Образ Спасителя, тот самый, что был укреплён ещё на Спасской Башне деревянного Рязанского Кремля.
Храм закрыли в 1935 году. Здание церкви длительное время использовалось морской школой ДОСААФ для занятий.
В 1995 году храм возвратили церкви и в нём были начаты реставрационные работы. Этот храм является одним из украшений Рязани.
Борисо-Глебский кафедральный собор
Один из древнейших храмов Рязани — Борисоглебский. Деревянная церковь здесь была уже в 1152 году. Упоминается храм в «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку — в 1180 году князь Всеволод Большое Гнездо из Коломны «…иде къ Рязаню взя городъ Борисовъ и Глебовъ, пришедъ же къ Рязаню, миръ створи съ Романомъ и со Игоремъ…».
Борисоглебский собор был кафедральным на протяжении многих лет — с 1288 по 1522 годы. Тот храм, который мы видим сейчас, был построен в 1686-1687 зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым (тем самым, что строил Успенский собор кремля).
Скорбященский храм
С самого начала храм строился как кладбищенский. В 1784 году отвели землю под очередное городское кладбище. Вскоре после этого построили деревянную кладбищенскую церковь. Строилась эта церковь по образцовому проекту, прилагавшемуся к первому Генеральному плану Рязани 1780 года.
В 1807 году, при архиепископе Амвросии (Яковлеве-Орлине) на пожертвования надворного советника купца Петра Алексеевича Мальшина построили вместо деревянной новую каменную церковь. В ней находилось три престола: главный — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», правый – в честь праведного Алексия человека Божия и левый – в честь преподобного Онуфрия Великого.
Скорбященский храм находился за городской чертой и ежедневно добираться до него служителям храма было затруднительно. Поэтому по соседству, одновременно с возводимой церковью, на средства крупнейшего рязанского мецената XIX века Петра Алексеевича Мальшина построили жилой дом для служителей храма.При храме Мальшин хотел построить и богадельню, но по просьбе городских властей она была перенесена на другое место.
Предназначение храма отразилось в его архитектурном решении и на характере внутреннего оформления. Небольшие размеры храма, камерность и уютность интерьера,- все это призвано не вызывать чувство восхищения и торжественности, а скорее успокаивать и утешать молящегося (в некоторых старинных источниках храм носит название «Всех скорбящих Утешение»).
Святыни храма
В храме пребывает чтимый список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Эта святая икона впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, где хранилась с давних пор, исцелением Евфимии, родной сестры Патриарха Иоакима.
Немалый интерес представляет и Тихвинская икона Божией Матери, оклад которой мастерски вышит бисером неизвестными мастерицами. К числу святынь храма относится икона великомученика и целителя Пантелеимона с частью мощей святого. Иконостас храма написан в 1878 году. Стены храма расписаны известным рязанским иконописцем Николаем Васильевичем Шумовым.
Возле храма погребен епископ Борис (Скворцов), возглавлявший Рязанскую епархию с 1965 по 1972 год.
На территории Скорбященского кладбища расположена часовня в честь святой блаженной Любови Рязанской, над местом, где она была погребена.
В годы Великой Отечественной войны на Скорбященском кладбище хоронили умерших в госпиталях Рязани раненых. Позже на кладбище был сооружен мемориал, посвященный воинам-героям Великой Отечественной войны
Входоиерусалимский храм
Построение древнего деревянного Входоиерусалимского храма относится к 1550 году. Церковь Входа Господня в Иерусалим уже в 1676 году числилась как приходская. В его приходе показано 76 дворов, среди которых — двор «именитого человека Григорья Дмитриевича Строганова». Храм этот в том же году сгорел в пожаре. А в 1679 году по благословению преосвященного Иосифа на месте деревянной церкви начали строительство каменного храма. В 1684 году церковь достроили и освятили 15 мая митрополитом Павлом. В XIX веке храм неоднократно реставрировался. Рядом с храмом располагалась часовня.
В 1918 году храм был передан группе верующих, которые заключили договор с государством о содержании этого храма в должном порядке. Тогда же была сделана опись имущества. Через одиннадцать лет, а именно в конце 1929 года был составлен акт осмотра некоторых церквей города Рязани на предмет размещения в них складов, но во Входоиерусалимском храме еще несколько лет продолжались богослужения. В храме любил совершать ночные богослужения (полуночницы) архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), прославленный в лике святых как священномученик, живший неподалеку от церкви. Этот храм он считал «малым Иерусалимом». Последним настоятелем храма до его закрытия в 1935 году являлся игумен Полихроний.
ХХ век — нынешнее время
В 1935 году церковь заняли обновленцы, а через полгода закрыли. В 1936 году помещение храма передали артели по производству мебели, затем в течение многих лет здание храма использовалось как цех и складское помещение фирмы «Ока». Храм неоднократно горел.
В 1992 году храм был передан церкви и в нём начались реставрационные работы. Сохранилась храмовая икона XVII века « Вход в Иерусалим» из Входоиерусалимской церкви.
Осенью 1992 года Входоиерусалимская церковь передана верующим. 2 декабря 1992 года архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) освятил придел храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Ныне этот придел носит имя и священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского и Шацкого.
После восстановления разрушенного главного алтаря храма, проведения других ремонтно-восстановительных работ, 14 декабря 1996 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого, архиепископ Симон (Новиков) освятил главный алтарь храма в честь Входа Господня в Иерусалим.
Николо-Дворянский храм
Впервые деревянная Никольская церковь упоминается в 1676 году. Существующая ныне каменная Николо-Дворянская церковь с главным престолом во имя святителя Николая Чудотворца построена в 1767 году и колокольня при ней в 1805 году. В храме было два придела: левый во имя Покрова Пресвятой Богородицы и правый – апостолов Петра и Павла.
Существуют сведения, что во время Отечественной войны, осенью 1812 года в стенах Николо-Дворянского храма отпевали знаменитого московского зодчего М.Ф. Казакова.
В 1866 году в храме установили новый иконостас известного в своё время московского мастера Галактиона Лебедева.
В 30-х годах 20 века храм закрыли. Была разрушена колокольня, а само здание храма перестроено. В советское время использовался под учебный пункт автотранспортного училища.
Возвращён церкви в 2008 году. Освящён 22 мая 2009 года в день памяти святителя Николая Чудотворца архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. В храме идут реставрационные работы.
Иоанно-Кронштадтский храм
История возведения храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Рязани началась с обращения 18 ноября 2008 года жителей города и благотворителей Спасо-Преображенского мужского монастыря к архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу, в котором жители просили владыку рассмотреть возможность строительства храма — подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря — в городском сквере неподалеку от памятника Полетаеву. Владыка Павел одобрил благочестивые намерения верующих, благословил на святое дело строительства храма и предложил освятить его в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского в связи с празднованием 100-летия со дня его блаженной кончины.
12 мая 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел в совершил чин освящения места под строительство подворья Спасо-Преображенского монастыря в г. Рязани в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
27 ноября 2009 года состоялось освящение закладного камня. Священноначалие поставило перед участниками строительства задачу — создать храм по образцу храма Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге, который не только будет обустроен для богослужений, но и будет настоящим духовно-просветительским центром.
14 июня 2014 года, в день отдания праздника Пятидесятницы и день памяти святого Иоанна Кронштадтского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Рязанскую митрополию.
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в Рязани и Божественную литургию в новоосвященном храме.
В дар храму Святейший Владыка передал список Владимирской иконы Божией Матери.
Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского – чуть ли не единственная церковь, расположенная там, где она должна быть. Ее местоположение уникально. Это одна из самых высоких точек города.
Крестовоздвиженский храм Дашково-Песочни (строящийся храм святителя Василия Рязанского)
Приход Крестовоздвиженского храма образован в 2004 году и находится в пятом микрорайоне Дашково-Песочня города Рязани. Первоначально земельный участок был выделен для строительства подворья Свято-Николо-Чернеевского мужского монастыря. В 2000 году в администрацию города Рязани обратился ныне покойный митрополит Рязанский и Касимовский Симон с просьбой о выделении земельного участка для строительства монастырского подворья.
В 2004 году по решению Епархиального Совета Рязанской Епархии монастырское подворье было преобразовано в самостоятельный приход и получило наименование Приход Крестовоздвиженского храма города Рязани (Дашково-Песочня). Сам Крестовоздвиженский храм является лишь небольшой частью целого храмового комплекса, главным украшением которого станет храм в честь святителя Василия Рязанского. В основе проекта будущего храма лежит точная копия плана Спасского собора Старой Рязани с авторскими дополнениями архитектора. Архитектором проекта храмового комплекса является иерей Константин Камышанов. Храм святителя Василия Рязанского будет высотой 55 метров. Это на 14 метров выше Успенского собора.