храм иллариона в черемушках
Расписание
1 августа — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
2 августа — понедельник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
4 августа — среда — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
6 августа — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
7 августа — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
8 августа — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
9 августа — понедельник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
10 августа — вторник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
13 августа — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
13 августа — пятница — 17.00 — Утреня с изнесением Животворящего Креста Господня с чином поклонения.
14 августа — суббота — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
14 августа — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
15 августа — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
18 августа — среда — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
19 августа — ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ — четверг — 8.30 — Часы, Божественная Литургия, Славление Праздника, освящение плодов нового урожая.
20 августа — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
21 августа — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
22 августа — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
24 августа — вторник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
20 августа — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
27 августа — пятница — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
28 августа — УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — суббота — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Славление Праздника.
28 августа — суббота — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Чин погребения Божией Матери, Исповедь.
29 августа — Празднование в честь Образа Божией Матери «Прибавление ума» — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен перед началом нового учебного года, Крестный ход.
31 августа — вторник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
2 сентября — четверг — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
3 сентября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
4 сентября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
5 сентября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
8 сентября — среда — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
10 сентября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
11 сентября — суббота — 9.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
11 сентября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
12 сентября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
14 сентября — вторник — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
16 сентября — четверг — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
17 сентября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
18 сентября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
19 сентября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
20 сентября — понедельник — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
21 сентября — РОЖДЕСТВО БОЖИЕЙ МАТЕРИ — вторник — 8.30 — Часы, Божественная Литургия, Славление Праздника.
24 сентября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
25 сентября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
26 сентября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
26 сентября — воскресенье — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
27 сентября — ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ — понедельник — 8.30 — Часы, Божественная Литургия, Славление Праздника.
30 сентября — четверг — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
1 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
2 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
3 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
5 октября — вторник — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
8 октября — пятница — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
8 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
9 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
10 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
13 октября — среда — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
14 октября — ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — четверг — 8.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
15 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
16 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
17 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
19 октября — вторник — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
21 октября — четверг — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
22 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
23 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
24 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
26 октября — вторник — 8.30 — Утреня с полиелеем, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
28 октября — четверг — 8.30 — Утреня, Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
29 октября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
30 октября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
31 октября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
3 ноября — среда — 17.00 — Всенощное бдение с литией, Исповедь.
4 ноября — четверг — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
5 ноября — пятница — 15.00 — Акафист Божией Матери перед чтимым Ея образом, именуемым «Прибавление (Подательница) ума».
5 ноября — пятница — 17.00 — Парастас (заупокойное богослужение), Исповедь.
6 ноября — суббота — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Панихида.
6 ноября — суббота — 17.00 — Всенощное бдение, Исповедь.
7 ноября — воскресенье — 9.30 — Часы, Божественная Литургия, Молебен, Панихида.
В расписании возможны изменения. Для уточнения звоните по телефону: (926) 206 26 98.
Святыни храма
Башмачок с мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
По благословению митрополита Керкирского, Паксийского и Диапонтийских островов Нектария в наш храм была передана великая святыня — башмачок святителя Спиридона, епископа Тримифунтского.
В аэропорт Шереметьево 20 ноября 2017 года святыню доставил представитель Элладской Православной Церкви Сократис Чемберлиди.
Старинная плащаница Господа нашего Иисуса Христа.
Святыня расположена прямо над входом, поэтому каждый входящий на молитву проходит под ней, получая Господне благословение.
Икона Божией Матери «Прибавление ума».
Чтимый образ Богородицы «Прибавление ума» с предстоящими святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея России, и священномучеником Иларионом, архиепископом Верейским.
Икона мученика Николая Нового (Вуненского), привезенная из Греции.
Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона специально была написана для нашего храма на Святой Горе Афон по благословению игумена монастыря Ватопед архимандрита Ефрема.
Иконостас.
Иконостас нашего храма представляет собой ряд написанных икон, обрамленных басмой — что является редким случаем в программе строительства новых храмов в Москве.
Поделиться:
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Храм иллариона в черемушках
Адрес: Юго-Западный округ. Научный проезд, вл. 4 (напротив)
Настоятель: священник Александр Подписнов
Архитектор: Артемий Викторович Аввакумов
На приходе действует малый деревянный храм (100 кв. м). В нем регулярно совершается Божественная литургия. Налажена приходская жизнь. Идет работа над проектом основного каменного храма.
Май 2020 года: окончание проектирования решено перенести на 2021 год.
Ноябрь 2019 года: разработано Архитектурно-градостроительное решение храмового комплекса
1 сентября 2019 года начнутся занятия в воскресной школе. Здание полностью обустроено. Завезена вся необходимая мебель и школьное оборудование.
Август 2019 года: меняется Архитектурно-градостроительное решение храма, т.к. земельный участок испещрен большим количеством коммуникаций.
Март 2019 года: завершается строительство деревянной воскресной школы.
В 2016 году здание храма было расширено до 100 кв. м.
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский
Святитель Иларион, в миру Владимир Троицкий, родился 13 сентября 1886 года в семье сельского священника Алексея Троицкого. Отец будущего архиепископа служил в селе Липицы Каширского уезда Московской губернии. Кроме Владимира в семье было еще два младших сына — Димитрий и Алексей, а также две дочери Ольга и София. Троицкие были родом потомственных священников. О деде Владимира, священнике Петре, сохранились сведения как о человеке редкой образованности; среди народа он пользовался большим авторитетом и любовью. Димитрий, средний из братьев, впоследствии принял монашеский постриг с именем Даниил и стал епископом Брянским. Самый младший, Алексей, также избравший для себя стезю священника, сделался преемником своего отца по служению в Липицах. При большевиках он был репрессирован и погиб в лагере.
Причастился что привился. Почему РПЦ боится озвучить отношение к вакцинации
Наталья Фролова
Пока российские власти активно призывают людей вакцинироваться, а в некоторых регионах прививка от коронавируса для некоторых обязательна, Русская православная церковь хранит на этот счет молчание. Циркуляры руководства РПЦ по поводу отношения к вакцинации настолько расплывчаты, что священники вспоминают цитату из советского фильма про лампу Алладина: «Поистине сон не есть не сон, а не сон не есть сон». В результате недоверие к вакцинам и надежда на авось сегодня преобладают во внутрицерковных настроениях — как среди клира, так и среди паствы.
Вакцинироваться нельзя болеть
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) поддержал инициативу московских властей сделать вакцинацию частично обязательной и призвал к всеобщей мобилизации в борьбе с новой волной пандемии. Это комментарий – одно из редких публичных высказываний церковных иерархов о вакцинации вообще, и тем более в поддержку ее обязательности. Митрополит Иларион оказался чуть ли не единственным из церковного руководства, кто не побоялся открыто выступить в поддержку вакцинации. Патриарх Кирилл на эту тему предпочитает не высказываться и даже не подписывать распоряжения, так или иначе затрагивающие эту больную для общества тему.
Глава Синодального отдела Московской патриархии по работе со обществом и СМИ Владимир Легойда в одном из публичных выступлений сказал, что решения о вакцинации надо принимать, проконсультировавшись с врачом, но «нельзя поражать человека в правах в случае отказа прививаться от коронавируса». В то же время, судя по словам Легойды, Церковь утвердилась в позиции, что использование в вакцинах эмбриональной человеческой культуры, полученной в результате аборта, не должно отпугивать от них верующих людей. «Подобный материал используется также и при испытании множества других медицинских препаратов», говорится на сайте Московской патриархии.
Но общецерковных распоряжений по вопросам вакцинации пока нет. В московской епархии соответствующее циркулярное письмо священники получили от первого викария Патриарха Московского и всея Руси по Москве митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая), которое, с одной стороны, призывало священников вакцинироваться, с другой – подчеркивало, что это дело добровольное.
Молчание патриарха одни священники объясняют его боязнью вызвать резкое несогласие у паствы, которая настроена против вакцинации. «В церкви вообще очень боятся маргинальной – немногочисленной, но очень крикливой – части верующих, которых я называю ложкопоклонниками-ковид-диссидентами. Конечно, это очень маленький процент в масштабах страны, но в сочетании с общим количеством нежелающих прививаться, эта цифра приобретает заметный масштаб», – говорит протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. «Ложкопоклонниками» он называет тех верующих, которые выступают против использования одноразовых ложек (лжиц) или их дезинфекции во время причастия. Сегодня их вакцинное диссидентство направлено против властей, и главе РПЦ невыгодно вызывать это огонь на себя.
Другие священники считают, что молчание патриарха вызвано очень низким авторитетом главы РПЦ среди священства. «Думаю, в Кремле понимают, что у патриарха очень низкий рейтинг внутри церкви. Даже если он даст разнарядку «голосуем за ВВП» – точно проголосуют против. Поэтому просить о чем-то патриарха Кирилла – это значит получить поддержку местечкового избирательного участка», – объясняет московский священник, пожелавший сохранить анонимность.
У патриарха очень низкий рейтинг внутри церкви: скажет «голосуем за ВВП» – точно проголосуют против
В регионах же решения вынуждено принимать местное церковное начальство, на уровне епархий и монастырей. Так, игумен Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев) пригрозил монахам обители, что «при отказе от вакцинации любой виновный будет удален из монастыря без выдачи ему средств», и пообещал пускать в монастырь только привитых паломников.
Для монастыря это жесткое решение вполне оправданно, считает иерей Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новой Ботанике (Орел). «Монастыри в большой степени пострадали от пандемии. Пришел один больной – слегла вся братия, – говорит отец Дионисий. – В нашей епархии в Орле пока до таких распоряжений дело не дошло. Третьей волны нет, мы до сих пор не знаем, что значит ходить в кафе по QR-коду. Но наше руководство, даже когда отменили карантин, решило сохранить в храмах все санитарные меры. Мы по-прежнему соблюдаем дистанцию, находимся в храме в масках, а сотрудники храма еще и в перчатках, и дезинфицируем лжицу (ложечку для причастия)».
Построишь? – Куплю!
По словам отца Дионисия, в Орловской епархии многие священники год назад переболели коронавирусом. В этом году, по его наблюдениям, многие добровольно вакцинировались, как и он сам, несмотря на общие страхи, как недоисследованная вакцина отразится на здоровье? Совсем другая картина в столице, где, по словам одного московского клирика, на вопрос знакомому священнику «будешь ли вакцинироваться», можно услышать ответ в стиле героя мультфильма «Летучий корабль»: «Полкан, построишь летучий корабль? – Куплю!».
Священники говорят, что никто не хочет открыто спорить с властями, но и прививаться боятся: не доверяют российской вакцине, которая была сделано поспешно. А кроме того, по их словам, священство часто беспокоят те же вопросы, что и других россиян, которые отказываются от вакцинации: а вдруг вся эта пандемия – предтеча того, как можно «закрыть всех в одночасье» в общемировом масштабе.
С такими настроениями внутри клира священникам сложно агитировать за вакцинацию и разубеждать паству, уверенную в том, что вакцина – это жидкий чип. «Когда население дореволюционной России было в своей массе безграмотным, Церковь выполняла функцию репродуктора. Сейчас в храмы приходя единицы. Мы, конечно, можем пытаться просвещать людей, но сейчас даже среди нас нет единства. Даже среди преподавателей духовной академии! А ведь прививка, казалось, очевидное средство гигиены», – объясняет протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии.
«На проповеди я говорю только по Евангелию, про то, какие выводы мы можем из него сделать применительно к жизни, – рассказывает иерей Александр Подписнов, настоятель храма священномученика Илариона, архиепископа Верейского в Черемушках. – А когда подходят спрашивать индивидуально, вакцинироваться или нет, я сразу говорю: это вопрос к врачу, не ко мне, а про свое отношение я говорить не буду».
Прихожане: чем старше, тем дисциплинированнее
И отец Александр, и отец Дионисий отмечают, что чем старше прихожане, тем охотнее они прививаются. «Они это мотивируют тем, чтобы самим не заразиться. Хотя более по-христиански было бы, если бы люди беспокоились о том, чтобы не заразить других», – говорит настоятель храма в Черемушках.
Чем старше прихожане, тем охотнее они прививаются
«У них, с одной стороны, советская закалка обязательной вакцинации. С другой, чем старше люди, тем больше они опасаются осложнений коронавируса, – объясняет отец Дионисий. – В очереди в поликлинике 7 из 10 пациентов – люди пенсионного возраста».
По наблюдениям обоих священников, больше всего не хотят прививаться молодые и люди среднего возраста (30-50 лет). «Они поголовно боятся того, что последствия от вакцины толком не изучены. А как пошла волна тех, кто вакцинировался и все равно заболел, они еще больше утвердились в своей правоте, – рассказывает отец Александр. – У нас две прихожанки заболели, которые вакцинировались в апреле. Причем по иронии судьбы тяжело заболела и лежит в больнице именно та, которая сама врач и сторонник вакцинации».
Отец Дионисий говорит, что в Орле самое безалаберное отношение к вакцинации у молодежи: до 25 лет в основном прививаются, если требования на работе или есть риск, что сорвется отпуск, если на море будут пускать только по QR-коду. «Но больше всего скепсиса я встречал у 30-50-летних. Особенно, среди тех, кто переболел либо легко, либо бессимптомно. Для многих, кто со мной говорил, «это такой же грипп» или «это такая же пневмония», – делится наблюдениями отец Дионисий. – А прививку не хотят делать из-за возможных осложнений. Кроме того, боятся некоего электронного концлагеря. Говорят: «нас заставляют, нас подавляют»».
По опыту отца Александра прихожане-москвичи часто высказывают больше доверия импортным лекарствам и говорят: «Был бы Pfizer, я бы точно им привился». Отец Дионисий на вопрос про доверие к западным вакцинам говорит, что в российской провинции этот вопрос в принципе не обсуждается: «Я эту дискуссию наблюдаю только в соцсетях столичных знакомых. Если представить себе, что европейские вакцины будут у нас продаваться по 60-70 евро, то кто при средней зарплате в 200 евро сможет ее себе позволить?».
Безобидная оппозиция
В массовом нежелании вакцинироваться отец Дионисий видит не столько скепсис и недоверие, сколько надежду на авось: «Хотя, согласно статистике, все последние годы в России кризис доверия, люди привыкли друг другу не доверять – власти, общественным институтам, церкви, полиции, всем подряд, но в целом сыграло не это, а на то, что авось пронесет. Люди устали и хотят нормальной жизни».
Отец Георгий Митрофанов, в свою очередь, считает, что во время пандемии вылезли наружу самые неприглядные стороны русского православия: соединение психологических, культурно-исторических и псевдо-богословских комплексов, замешанных на конспирологии и ксенофобии.
«У митрополита Сергия Старогородского есть лукавая фраза: «Церковь должна быть со своим народом». С христианской точки зрения, это неправильно: церковь должна быть со Христом. Но у нас получилось, как он сказал, – объясняет отец Георгий. – Церковь, которая до революции была носителем культуры, высших устремлений, связывавших наш народ с христианской цивилизацией, стала ориентироваться на состояние «народной души». А душа народа в XX веке очень сильно архаизировалась. Несмотря на индустриализацию и завоевание космоса и другие технические прорывы, Россия после 1917 года методично уходила на ментальном уровне в Московию, некий ордынский улус. Мы вышли из европейской христианской цивилизации, на смену убитым священникам в церковь пришли люди из народа, даже из советского простонародья. Их ментальность была такова, что они доверяли природе больше, чем государству, а государству доверяли больше, чем обществу, которого не было. А раз не было общества, то не было и личности».
По словам отца Георгия, все это проступило во время пандемии, когда церковь в своих решениях ориентировалась на государство, которое само реагировало на пандемию сумбурно и непоследовательно, а как только появились западные вакцины против COVID-19, начало активно их очернять. Запоздалое и непродуманно решение РПЦ дезинфицировать лжицу после каждого причастника вызвало брожение умов, которое отец Георгий полушутя называет «ересью ложкопоклонников»: они воспринимают причащение одной ложкой из одной чащи как критерий подлинной веры. ««Испытай свою веру, прояви свою веру. Зачем тебе маска, если ты в храме? Зачем тебе вакцина, если ты причащается». Для людей с традиционалистски-магическим восприятием веры причастие делает излишним вакцинацию», – объясняет психологию этой прослойки верующих отец Георгий.
Отношение к Богу как к язычески понимаемой природе, с которой верующий вступает в магические отношения через причастие, наложилось на локдаун и растущее давление со стороны государства. Внутреннее ощущение бесправия подталкивает православных к эпатажному отношению к вакцинации, которое отец Георгий сравнивает с вывешиванием портрета Сталина на лобовое стекло машины в советское время: «Это вроде бы оппозиция, но совершенно безобидная. Мол, я – православный: если я не вакцинируюсь, это свидетельство моей глубокой веры. Но при этом я все же политически лояльный, потому причащаюсь в скрепляющей нашу страну православной церкви».
В качестве исторической параллели отец Георгий приводит чумной бунт 1771 года, когда был жестоко убит московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). «Тогда толпы людей убивали немцев, врачей и попов. Попов за то, что они зачитывали распоряжение властей с санитарно-карантинными мерами, а значит вместе с врачами отравляли народ Божий. А сегодня в обществе схожая реакция на тех архиереев, которые правильно настаивают на вакцинации. Думаю, что наш народ, не склонный к бунтам, тут может и возмутиться, причем даже больше, чем на пенсионную реформу», – предполагает отец Георгий.
И он, и отец Александр, и отец Дионисий уверены, что преодолеть это недоверие к вакцинам очень сложно, но что священники могут сделать – это попытаться убедить своих прихожан, что любовь к Богу заключается в том числе в том, чтобы уберечь от опасности тех, кто вокруг тебя. И эта заботу можно проявить и в принятии одноразовой лжицы, и в ношении масок, и согласии сделать прививку.