храм иоакима и анны в москве на якиманке
Церковь Иоакима и Анны на Большой Якиманке, или Москва, которой нет
Множество замечательный архитектурных объектов было снесено в 1930-е годы. А вспомнить об этой церкви меня побудила одна моя прогулка от Большой Полянки до Большой Якиманки в строну арт-центра ГЭС-2.
Старые карты Москвы в этом районе столицы не совпадают с магистралями новой. При реконструкции важной автомагистрали от Внуково Большая Якиманка была расширена и продолжена до Большой Полянки и вместе с ней получила выход с Малому Каменному мосту. А Якиманская церковь потенциально оказалась бы на главной магистрали к центру от Калужской заставы. Но храм к сожалению снесли, хотя могли бы и сохранить. Далее мы узнаем, как это всё происходило.
Еще одна справка: в книге 1878 года А.А. Мартынова «Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями» дано следующее название церкви: Благовѣщенія Божіей Матери, что въ Кадашевѣ, у Патріаршаго двора съ придѣломъ св. Богоотецъ Іоакима и Анны».
«При церкви находились церковноприходская школа и приходское попечительство в память избавления их императорских величеств от опасности при крушении царского поезда 17 октября 1888 года у ст. Борки».
После 1917 года храм был закрыт
На всякий случай упомянем, в честь кого был поименован придел Иоакима и Анны или впоследствии сама Якиманская церковь (Церковь Иоакима и Анны)
Согласно Преданию, Иоаким и Анна были благочестивой четой царского рода, жили в Иерусалиме (по другой версии: в Назарете), но до преклонного возраста не имели детей. После того, как священник Иерусалимского Храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании чада. Господь откликнулся на их молитвы, и вскоре у Анны родилась дочь Мария. В трехлетнем возрасте Она была приведена в Храм, где воспитывалась до 12 лет. Что же было далее, вы в общем и так знаете.
«К 1965 году колокольня была сломана до первого яруса, храм обезглавлен. Внутри помещался кузнечный цех экспериментальных мастерских».
. «Вид здания был грязный, закопченный, к нему прилепили заводские надстройки» (М.Л. Богоявленский).
Ну, что же, а теперь еще немного осмотримся, как говорится, на местах.
«Когда-то ул. Большая Якиманка напрямую выходила к Большому Каменному мосту через небольшой Гилдянский мост, переброшенный над лежащим на ее пути озерком. Однако с середины XVII века движение к Кремлю перешло на соседний Космодамианский мост (впоследствии Малый Каменный), от которого начиналась нынешняя Полянка, а старую трассу застроили. Поэтому едущим из центра приходилось для въезда на Большую Якиманку от Малого Каменного моста делать небольшой крюк по Якиманской набережной».
«Это неудобство сохранялось до 1969 года, когда для решения транспортной проблемы через старые кварталы был пробит прямой проезд с Большой Полянки на ул. Димитрова, по которому и пошло все движение».
Икона святых праведных Иоакима и Анны из одноименной церкви ныне находится в ближайшем действующем храме Иоанна Воина на Якиманке.
Мартынов А.А. «Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями». 1878 год.
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994.
Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978.
Якиманка: В лицах, судьбах, эпохах. Путеводитель. М.: Новая элита, 2011.
МОСКОВСКИЙ ИОАННО-ВОИНСКИЙ ХРАМ НА ЯКИМАНКЕ
Московский храм Иоанна Воина на Якиманке, 2012 год. Фото А.П. Сычева с сайта sobory.ru |
Московский храм во имя мученика Иоанна Воина на Якиманке (Московская епархия)
Первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу» [1]. Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.
Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.
В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».
Есть все основания полагать, что строительство храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель [3]. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства храма. Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный (ск. 1727 г.).
11 июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, и в храме началось богослужение.
В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель.
Большое освящение храма 12 июня 1717 года совершил патриарший местоблюститель митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). К освящению храма Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи» [4].
Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни» [5].
В 1760 году в храме был освящен придел святителя Димитрия Ростовского, год преставления которого совпал с годом закладки храма Иоанна Воина.
В 1812 году при нашествии Наполеона храм был осквернен французами.
Господь сохранил храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.
В 1922 году был мученически убит настоятель храма и благочинный Замоскворечья о. Христофор Надеждин.
Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.
В 1920-30-е годы в храм Иоанна Воина переносились святыни из закрываемых московских церквей, среди них
Ныне существующий резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.
В 1984 г. из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.
Настоятели
Использованные материалы
[1] Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.
[2] Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.
[3] ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75
[4] Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7
[5] Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (№ 523)
[6] «Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85
Церковь Иоанна Воина на Якиманке (Москва)
Мiръ Россия Москва Церковь Иоанна Воина на Якиманке (Москва)
Це́рковь Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке в Москве — православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV). Здание храма возведено в 1704—1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта — архитектор Иван Зарудный.
Содержание
История [ править ]
Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу». Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.
Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.
В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».
К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи».
Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства Храма Иоанна Воина.
Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный (ск. 1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение.
Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о.Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».
Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни». Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.
Таким образом, в 1760 году Храм св. мученика Иоанна Воина стал трехпрестольным.
В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.
Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.
Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.
В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.
Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.
Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.
Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.
Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.
Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.
Деятельность храма [ править ]
При храме действует детская Воскресная школа, молодёжный клуб, пункт выдачи вещей бездомным. Приход храма периодически оказывает благотворительную, финансовую и материальную помощь специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату в городе Кашина, Тверской области.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г.Москва, ул.Б.Якиманка, д.46 (ближайшая станция метро: Октябрьская (радиальная))
Паломнику [ править ]
Ежедневно, утреня и Литургия в 8ч., вечерня и утреня в 17 ч.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
М о я Москва. Прогулка по улице Б. Якиманка.
В одном из дневников я прочитала вот такой комментарий: «Эх, какая же красота-то. вот умеют же люди. а у нас везде серость. »
Это написала женщина из Москвы по поводу одного римского здания. Здание действительно красивое. Но зачем же отвергать своё родное так огульно, походя? Стало обидно и за Москву, и за державу в целом. Я высказала свои соображения по этому поводу автору комментария и указала адрес, куда бы ей следовало прогуляться для пополнения представлений о городе, в котором
она живет. Это дом №43 по улице Б. Якиманка, известный как «Дом Игумнова», в котором в настоящее время находится резиденция послов Франции.
И подумалось, а почему бы не навестить любимые места вновь?
Приглашаю и вас, мои друзья, на эту прогулку.
Почему я выбрала именно это здание? Да потому, что я влюблена в него с детства. В доме по соседству жили мои родственники, и я часто у них бывала. И каждый раз я не могла отказать себе в удовольствии полюбоваться этим зданием.
Потом дом родственников снесли. Сейчас на этом месте станция метро «Октябрьская»
К этому зданию мы ещё вернемся, а пока начинаем прогулку.
Я хочу познакомить вас с небольшой частью старой Москвы.
м о е й Москвы.
Название улицы пошло от церкви Якима и Анны, которой улица открывалась.
Церковь Правоверных Иоакима и Анны на Якиманке.
Престолов 3: Благовещения Божией Матери <Божьей Матери, Богоматери>; Иоакима и Анны; Преподобного Сергия.
Упоминается в 1493 году (в 1686 году деревянная). Замоскворецкий сорок.
Так выглядела улица Якиманка до революции.
Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.
В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.
Так появилась церковь Иоанна Воина.
церковь Иоанна Воина 1882 год
По традиции Петровских времен, когда покровителем храма был сам царь, церковь владела обширным участком, который позже обнесли великолепной оградой, выполненной в стиле русского барокко.
Большие окна четверика и открытые проемы восьмерика дают много света и купол изнутри, украшенный великолепной лепниной, несмотря на небольшую величину, кажется обширным, наполненным воздухом и устремленным в высь. Внутренне убранство церкви пышно и богато декоративными деталями, впечатляет и белый с золотой резьбой иконостас, перенесенный сюда из другой церкви, собственный, работы художника Баженова пропал еще в 19 веке.
С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей».
В церкви Иоанна Воина хранятся святыни: икона Владимирской Божией Матери, иконы мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина, Иоакима и Анны (из несохранившейся церкви Иоакима и Анны на Якиманке), великомученицы Варвары (из церкви Варвары на Варварке), Святого Василия Блаженного (из Храма Василия Блаженного на Красной площади), образ Спаса Смоленского (по преданию, находился на Спасской башне Кремля), преподобной Анны Кашинской, преподобного Серафима Саровского, а также частицы мощей свыше 150 святых, хранящиеся в ковчегах и иконах, переданных из закрытых и разобранных церквей Москвы.
Сюда собраны уцелевшие святыни из многих разрушенных в советские времена московских храмов, что делает ее своеобразным музеем гонения на церковь. Иоанн Воин почти четыреста лет служит православным, здесь и сегодня крестят младенцев. Здесь отпевали Святослава Рихтера и Альфреда Шнитке, умерших за границей и похороненных в Москве.
Cм. также Москва → Церковь Ивана Воина. Уникальный памятник российской архитектуры.
«Церковь Апостолов Петра и Павла»
Престолов 4: Апостолов Петра и Павла; Мучеников Кирика и Иулиты; Николая Чудотворца; Алексия человека Божия.
Значится в 1625 году (в 1686 году каменная). Замоскворецкий сорок.
———————————————————————————
Н.А.Найдёнов 1882 Ч.III ОТД.2 №30
———————————————————————————
Из истории:
Первая каменная церковь на этом месте построена в 1649-1651 годах. Новая начата в 1713, однако работы были завершены только около 1740 года. В начале 1924 года церковь передали обновленцам, затем ею пользовались баптисты. Официально храм был закрыт в 1929 году и позже перестроен до исчезновения.
Большая Якиманка улица: дом 31/18
А теперь настало время вернуться к особняку Игумнова.
На Большой Якиманке, напротив красивой церкви Иоанна Воина, вот уже более 110 лет радует глаз своими «древнерусскими» формами чудо-терем, особняк-шкатулка купца Игумнова (до революции иногда писали «Игуменова»), в котором размещается французское посольство.
До постройки особняка на этом месте стоял небольшой деревянный дом, возведённый после «наполеоновского» пожара 1812 года купцом Н.Лукьяновым. После смены нескольких владельцев строение в 1851 было продано купчихе Вере Игумновой. В 1888 наследник, Николай Васильевич Игумнов, подал прошение о строительстве нового каменного здания. Игумнов* был одним из директоров и совладельцев Ярославской Большой мануфактуры и нуждался в представительном доме в Москве, промышленном и торговом сердце России.
Для разработки проекта и постройки особняка «текстильный король» пригласил талантливого ярославского зодчего Николая Поздеева, занимавшего должность городского архитектора Ярославля. Купец Игумнов хотел, чтобы дом отражал его богатство, и денег не жалел: кирпич был выписан из Голландии, изразцы были изготовлены на знаменитом фарфоровом заводе М.Кузнецова.
Интерьеры дома были оформлены архитектором П. С. Бойцовым.
(ныне благополучно «воссоздаётся» в бетоне). Также элементы декора были взяты из храмовой архитектуры (собор Василия Блаженного, ярославские церкви). «Терем» Игумнова изобилует множеством декоративных деталей в русском стиле: арки с «гирьками», «дутые» колонны, керамические вставки, сочетание кирпича и камня, разннообразные шатры кровли. Интерьеры европейские, за исключением зала «a la rus» с парадной лестницей.
. После революции 1917 года дом был сначала медицинским центром, затем рабочим клубом. В 1938 году здание было передано в распоряжение французского правительства для французского посольства. В 1979 году он также стал официальной резиденцией послов Франции.
Памятная доска «Нормандия-Неман» (2004) на стене посольства.
9 декабря 1944 года президент Франции Шарль де Голль вручил в посольстве боевые награды лётчикам эскадрильи «Нормандия-Неман», о чём напоминает памятная доска 2004 года на здании посольства.
Здание особняка является объектом культурного наследия федерального значения.
Дом-особняк Н.В. Игумнова
Большая Якиманка, 43
(1888-1893, арх. Н.И. Поздеев)
из «Архитектурного путеводителя» (И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач; 1997)
«Н.В.Игумнов стал известен широкой московской публике постройкой особняка для своей жизни на Якиманской улице. Особняк игумновский был выстроен действительно очень красивым, под русский стиль. Затрачен на него был, как говорили, миллион рублей. Этот дивный особняк был построен на плохой улице, довольно глухой; смежные с ним плохие дома портили впечатление; я, осматривая его, задал вопрос Игумнову: почему ему вздумалось строить этот дом в таком неудачном месте? Оказалось, он хотел увековечить место, где он родился и вырос.»
из воспоминаний купца Н.А.Варенцова, ogoniok.com
снято в августе 2009:
похоже, сохранилась старая «столярка»:
шатёр правой башни
(если сравнить с дореволюционным снимком, то наверху сейчас нет завершения):
общий вид от церкви Иоанна-Воина
(жаль, из-за припаркованных машин целиком снять не удалось):
изразцы под карнизом и имитация жестью (?) деревянного резного подзора, окаймляющего свес кровли:
слуховое окно (?) и дымовая труба:
три из пяти окон на 2-м этаже центрального ризалита:
на подоконниках аккуратно расставлены всякие статуэтки, часы:
резьба каменная и металлическая; изразцовые вставки, видимо, частью отреставрированы или заменены:
..а вот завершение центрального (в отличие от правого) шатра уцелело:
«красное крыльцо», задуманное как центральный вход:
шатёр над левой частью дома:
каменное узорочье и красивые водосточные трубы:
общий вид от Якиманского переулка, 08/2009:
..спустя 4 года куда-то исчезла красивая решётка ворот слева от особняка: вместо неё теперь «красуется» ужасная глухая дверь:
«вороты во дворъ дома Игуменова; проэктировалъ и строилъ Н.И.Поздеевъ», 1892-1893:
очень надеюсь, что старые врата всё-таки на реставрации и сие убожество временное:
интерьеры (любопытно, а пущают ли туда французы в Дни Исторического наследия?): «древнерусский» зал с парадной лестницей
(фото с сайта updk.ru)
* Иѓумнов, Николай Васильевич (?—1924, Алахадзы) — русский купец, благотворитель, совладелец торгово-промышленного товарищества «Ярославская Большая мануфактура», владелец золотых приисков в Сибири. Владелец особняка в Москве, известного в настоящее время как Особняк купца Игумнова. С 1901 года, будучи сосланным Николаем II в Абхазию, обустроил посёлок Алахадзы.
Подошла к концу наша прогулка. Всего вам доброго, друзья!
До новых встреч!