храм иокама и анны

Церковь Иоакима и Анны на Большой Якиманке, или Москва, которой нет

Множество замечательный архитектурных объектов было снесено в 1930-е годы. А вспомнить об этой церкви меня побудила одна моя прогулка от Большой Полянки до Большой Якиманки в строну арт-центра ГЭС-2.

Старые карты Москвы в этом районе столицы не совпадают с магистралями новой. При реконструкции важной автомагистрали от Внуково Большая Якиманка была расширена и продолжена до Большой Полянки и вместе с ней получила выход с Малому Каменному мосту. А Якиманская церковь потенциально оказалась бы на главной магистрали к центру от Калужской заставы. Но храм к сожалению снесли, хотя могли бы и сохранить. Далее мы узнаем, как это всё происходило.

Еще одна справка: в книге 1878 года А.А. Мартынова «Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями» дано следующее название церкви: Благовѣщенія Божіей Матери, что въ Кадашевѣ, у Патріаршаго двора съ придѣломъ св. Богоотецъ Іоакима и Анны».

«При церкви находились церковноприходская школа и приходское попечительство в память избавления их императорских величеств от опасности при крушении царского поезда 17 октября 1888 года у ст. Борки».

После 1917 года храм был закрыт

На всякий случай упомянем, в честь кого был поименован придел Иоакима и Анны или впоследствии сама Якиманская церковь (Церковь Иоакима и Анны)

Согласно Преданию, Иоаким и Анна были благочестивой четой царского рода, жили в Иерусалиме (по другой версии: в Назарете), но до преклонного возраста не имели детей. После того, как священник Иерусалимского Храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании чада. Господь откликнулся на их молитвы, и вскоре у Анны родилась дочь Мария. В трехлетнем возрасте Она была приведена в Храм, где воспитывалась до 12 лет. Что же было далее, вы в общем и так знаете.

«К 1965 году колокольня была сломана до первого яруса, храм обезглавлен. Внутри помещался кузнечный цех экспериментальных мастерских».

. «Вид здания был грязный, закопченный, к нему прилепили заводские надстройки» (М.Л. Богоявленский).

Ну, что же, а теперь еще немного осмотримся, как говорится, на местах.

«Когда-то ул. Большая Якиманка напрямую выходила к Большому Каменному мосту через небольшой Гилдянский мост, переброшенный над лежащим на ее пути озерком. Однако с середины XVII века движение к Кремлю перешло на соседний Космодамианский мост (впоследствии Малый Каменный), от которого начиналась нынешняя Полянка, а старую трассу застроили. Поэтому едущим из центра приходилось для въезда на Большую Якиманку от Малого Каменного моста делать небольшой крюк по Якиманской набережной».

«Это неудобство сохранялось до 1969 года, когда для решения транспортной проблемы через старые кварталы был пробит прямой проезд с Большой Полянки на ул. Димитрова, по которому и пошло все движение».

Икона святых праведных Иоакима и Анны из одноименной церкви ныне находится в ближайшем действующем храме Иоанна Воина на Якиманке.

Мартынов А.А. «Названия московских улиц и переулков с историческими объяснениями». 1878 год.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994.

Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978.

Якиманка: В лицах, судьбах, эпохах. Путеводитель. М.: Новая элита, 2011.

Источник

Нет детей? А вы в Зачатьевском монастыре молились?

Московский Зачатьевский монастырь в этом году отметил 25 лет своего возрождения. А 22 сентября здесь тоже праздничный день – память особо чтимых в обители святых праведных Иоакима и Анны: именно радость зачатия ими Пресвятой Девы Марии по чудесной благодати, данной этому месту разрешать узы безчадия, и послужила наименованию обители.

храм иокама и анны Зачатьевский монастырь Москвы

В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. По благоволению Матери Божией, по молитвам перед святынями обители – иконами «Радость святых праведных Иоакима и Анны о Пресвятой Богородице», образами Божией Матери «Милостивая» и «Помощница в родах», пред пояском, освященным на Поясе Пресвятой Богородицы, – супруги обретают даже долгожданных, так же, как некогда Пресвятая Дева Мария у богоотец, детей.

храм иокама и анны Святитель Алексий и его преподобные сёстры Иулиания и Евпраксия

Зачатьевский, по первому названию Алексеевский, монастырь был основан более шести с половиной веков назад святителем Алексием Московским, благословившим своих родных сестер Ульяну и Иулию подвизаться в иноческом чине, а те в свою очередь, будучи уже в монашестве нареченными Иулианией и Евпраксией, по любви к брату посвятили обитель его небесному покровителю – Алексию, человеку Божию, который известен тем, что, желая подвизаться о Господе, порвал все родственные связи. А вот святитель Алексий и ныне уже тоже прославленные в лике преподобных сестры Иулиания и Евпраксия от плотского родства не отрекались, а просто освятили его, всецело посвятив свои жизни Богу. Возможно, так уже была установлена некая таинственная связь с теми, кто вместе со сродниками Богу угождать стремятся, – и в первую очередь со святым семейством Иоакима и Анны, посвятившими плод своих многих слез и молитв Пресвятую Деву Марию – Господу.

храм иокама и анны Икона преподобных Иулиании и Евпраксии

храм иокама и анны Святитель Алексий у гроба преподобных сестер Иулиании и Евпраксии

После пожара 1514 года великий князь Василий Иоаннович, чей брак с Соломонией Сабуровой был бездетным, отстроил Алексиевский монастырь вновь. Его иждивением был возведен здесь – на месте первого деревянного храма – каменный собор с престолами в честь Зачатия святой праведной Анны, Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия (ему был посвящен и первый деревянный храм обители). Господь даровал великому князю наследника во втором браке, впоследствии ставшего первым русским царем – Иоанном Грозным. Он, в свою очередь, после великого пожара 1547 года, испепелившего деревянную Москву, выделил монастырю новые земли – ближе к Кремлю. Так образовался «Алексиевский новый, за Черторыем» монастырь, а старый разрушенный, в котором осталась часть насельниц, и стал именоваться по памяти о дарованной этому месту благодати – «Зачатейским».

На эту о ту пору разоренную еще обитель со вступлением на всероссийский престол в 1584 году и призрел царь Феодор Иоаннович, печаловавшийся со своей супругой Ириной Годуновой об отсутствии детей. Монастырь попечением царской четы заново отстроили. Один из новых храмов вновь освятили в честь Зачатия праведной Анны, другой – трапезный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Молитва благодетелей была услышана. И так из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям.

Из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям

храм иокама и анны Радость святых праведных Иоакима и Анны. Фреска обители

Ныне каждую субботу в 12:00 в Зачатьевской обители совершается молебен с акафистом святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад и семейном благополучии супругов. Архиереи, старцы благословляют тех, кто не может зачать, ехать в Зачатьевский монастырь, подавать свои имена на этот молебен, обязательно самим присутствовать на молебне, здесь же в обители причаститься. Недавно мы писали об истории диакона Александра Шевченко – три года у них с женою не было деток, а после исполненного благословения владыки Алексия (Фролова) помолиться у зачатьевских святынь эта семья стала многодетной.

Чудеса рождения вопреки всем диагнозам и увещеваниям врачей происходят и происходят здесь и поныне – потом счастливые родители приносят в обитель фотографии новорожденных.

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

Кто-то из таких вымоленных здесь малышей, вырастая, и сами становятся учениками здешней воскресной школы, прихожанами монастыря.

храм иокама и анны Матушка Иулиания (Каледа) дарит подарки детишкам в воскресной школе обители

Особой благодатной помощью в устроении брака, семьям, матерям отличается и пребывающая в обители чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», или, как ее еще именуют, «Услышательница», а в народе по-простому – «Божия Матерь с ушком»: Пресвятая так повернулась с Младенцем, что ушко обнажилось, – и сколько Она так уже выслушала просьб, и сколько исполнила!

храм иокама и анны Икона Божией Матери «Милостивая»

храм иокама и анны Икона Божией Матери «Милостивая» в окладе

храм иокама и анны Икона Божией Матери «Милостивая». Образ без оклада

Атмосфера умиления и благодарения всегда сопутствовала жизни этого монастыря, в этом году отметившего 25-летие возрождения.

Зримым символом восстановления обители стало строительство разрушенного в 1930-е годы собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Величественный, светлый, устремленный ввысь, он призван отражать девственную чистоту Пресвятой.

За всю историю на территории обители было четыре собора разной архитектуры. Первым был уже упоминаемый деревянный храм, построенный при святителе Алексии. Потом первый каменный храм Зачатия святой Анны был построен в 1514 году усердием великого князя Василия III по проекту известного итальянского архитектора Алевиза Фрязина, который возводил Архангельский собор в Кремле. Этот монастырский храм сгорел во время большого московского пожара в 1547 году, в царствование Иоанна Грозного, а в конце XVI века царем Федором Иоанновичем был выстроен третий собор, который просуществовал до конца XVIII – начала XIX веков. К тому времени он обветшал, его разобрали и 205 лет назад, в 1807 году, построили новый – собор Рождества Богородицы. Авторство этого в неоготике возведенного храма приписывают известному архитектору М.Ф. Казакову.

храм иокама и анны Разрушение Зачатьевской обители при советской власти

А уже в наше время по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был построен новый собор в древнерусском стиле.

храм иокама и анны Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Несмотря на все трудности, что приходилось преодолевать настоятельнице и насельницам возрождающейся обители, конец XX – начало XXI веков – Второе Крещение Руси, как называют уже этот период, – стали ярким временем радостного возвращения страны ко Христу, под животворящую благодать Святаго Духа и материнскую заботу Пресвятой Богородицы, Которая, впрочем, Своей молитвой и не оставляла даже заблудших чад Божиих…

Для всех причастных к этому торжеству Духом Святым возрождаемого Православия ни о каком восстановлении мрачноватой, рвущей своими шпилями небо неоготики в самом центре первопрестольной, в этом ее старинном остоженском уголке, не могло быть и речи. Сестры чаяли возвращения к Святой Руси, зримым воплощением устремления к которой и стал собор Рождества Пресвятой Богородицы – его мы видим сегодня.

О посвящении престолов воссозданного собора рассказывает настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа):

храм иокама и анны Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа)

– Сначала мы хотели восстановить историческую справедливость – все приделы, которые были за всю историю обители. В жизни монастыря складывалось так, что один собор горел, строили другой. Какие-то приделы упразднялись, освящались новые. Главный престол и у нас посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, как это было в последнем соборе.

Второй придел посвящен святителю Алексию, основателю обители, как и в соборе конца XVI века, и преподобному Алексию, человеку Божию, потому что наш монастырь первоначально носил название Алексиевский – в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя святителя Алексия.

Далее – придел святых праведных Иоакима и Анны, небесных покровителей нашего монастыря, так как обитель с XVI века именуется Зачатьевской.

храм иокама и анны Старинный монастырский образ Зачатия святой праведной Анны

храм иокама и анны Святая праведная Анна с Девой Марией

Мы также восстановили старое посвящение приделов Казанской иконе Божией Матери и иконе «Неопалимая Купина». Эти престолы связаны с памятью о наших преподобных основательницах – игумении Иулиании и монахине Евпраксии. По преданию, именно на месте их погребения был построен храм сначала в честь иконы «Неопалимая Купина», а потом, так как он был маленький, не отапливаемый, алтарь разобрали, церковь увеличили, соединили с собором и освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

В 2001 году наши матушки-основательницы были канонизированы в лике преподобных жен, и ныне один из приделов посвящен им – как первоначальницам монашеского жития и нашим покровительницам.

Еще один придел посвящен священномученику Киприану и мученице Иустине. Семь лет назад нам с Кипра привозили мощи этих угодников Божиих, и частичка святыни у нас осталась. Тогда митрополит Неофит (Масурас), возглавлявший Кипрскую делегацию, высказал пожелание, чтобы мы, может быть, какую-нибудь часовенку освятили или придел во имя святых Киприана и Иустины. Святые угодники очень полюбились сестрам и народу, люди все время приходят, по вторникам в 12:00 в обители совершается молебен пред их иконой с мощами. Так что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла решено было посвятить придел этим святым.

Есть еще два престола, которых не существовало ранее в истории монастыря. Первый из них посвящен великомученику Димитрию Солунскому, небесному покровителю нашего главного благодетеля, на средства которого в основном и построен весь собор.

Второй придел посвящен благоверной княгине Иулиании Вяземской, удивительной святой, которую сестры очень почитают, – она помогала нам в строительстве. Это моя небесная покровительница. Сестры очень желали, чтобы во имя нее тоже был придел, и Патриарх дал благословение.

В подклете находится придел во имя преподобных отцев и матерей, в подвизе поста и молитвы просиявших, которого не только никогда не было, даже не предполагалось в первоначальном плане воссоздаваемого собора.

Лучше один раз увидеть… Хотя бы на фотографиях. Но еще отраднее, посетив обитель.

храм иокама и анны Зачатьевский монастырь. Весна

храм иокама и анны Зачатьевский монастырь. Храм Сошествия Святаго Духа. Весна

храм иокама и анны Зачатьевский монастырь. Храм Сошествия Святаго Духа

храм иокама и анны «Какой же монастырь без сада?» – говорил настоятельнице при возрождении обители ее духовник отец Александр Егоров

храм иокама и анны Икона Божией Матери «Милостивая» на территории обители

храм иокама и анны Икона Спаса на территории обители

храм иокама и анны Празднование памяти святых Иоакима и Анны в Зачатьевской обители

храм иокама и анны Строительство собора Пресвятой Богородицы. Именные кирпичики

храм иокама и анны Благословение Святейшего Патриарха Алексия II

храм иокама и анны Служение Святейшего Патриарха Кирилла в Зачатьевской обители

храм иокама и анны При строительстве собора. Лампады памяти

храм иокама и анны Строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы. Установка крестов

храм иокама и анны Строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы

храм иокама и анны Зачатьевский монастырь Москвы

Источник

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

Церковь во имя Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны (Родительский храм)
Адрес: г. Санкт-Петербург, проспект Науки, 22 корп. 2

Настоятель: иерей Василий Мартынюк

Храм находится в жилом квартале у школы № 633

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

С ПРАЗДНИКОМ ВАС ПРАВОСЛАВНЫЕ.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской,
Показать полностью.
глас 4:
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской,
глас 8:
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

храм иокама и анныхрам иокама и анныхрам иокама и анныМОЛИТВА Божией Матери пред иконой Ее Казанской:

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

31 октября, Церковь чтит память апостола и евангелиста Луки.

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа.
Показать полностью. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1–3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (1, 3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (2–19, 51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6–29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́; / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Пре́йде сень зако́нная, / благода́ти прише́дши: / я́коже бо купина́ не сгара́ше опаля́ема, / та́ко Де́ва родила́ еси́ / и Де́ва пребыла́ еси́. / Вме́сто столпа́ о́гненнаго / пра́ведное возсия́ Со́лнце, / вме́сто Моисе́я, / Христо́с, спасе́ние душ на́ших.

Вся, па́че смы́сла, / вся пресла́вная Твоя́, Богоро́дице, та́инства, / чистоте́ запеча́танной и де́вству храни́му, / Ма́ти позна́лася еси́ нело́жна, / Бо́га ро́ждши И́стиннаго; / Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се, / и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся, / и ме́ртвии воста́ша; / тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́, / и Ада́м свесели́тся, / и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

храм иокама и анныДорогие братья и сестры.

Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот Китай-города. Святой образ был сначала помещен в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверской обители на Афоне, а затем перенесен в Успенский собор Кремля.

В 1654 году святая икона сопровождала русские войска в их походе против польского короля, а по возвращении в Москву оказалась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.

Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Иверская»

Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но тая но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,// сла́ва правоше́ствию твое́му, Еди́на Нетле́нная.

От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней,/ та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,/ и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Áще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть храни́тельница Афо́на/ и врата́рница оби́тели Иверския, враги́ устраша́ющая/ и в правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния/ всем с ве́рою притека́ющим.

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру.
Показать полностью. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена
Алексей Бурлаков

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

Святой Апостол Фома был одним из 12-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа. О его жизни нам известно немногое.

Апостол Фома, называемый Близнец (по преданию, апостол Фома внешне был похож на Христа), был родом из Галилейского города Панеада (Северная Палестина) и занимался рыболовством.
Показать полностью. Услыхав божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). В последующие времена он стал известен как «Фома неверующий».

Он был мало образован, но обладал острым и логическим умом. Из всех апостолов только Фома обладал действительно аналитическим складом ума, лучшим интеллектуальным пониманием Иисуса и способностью по достоинству оценить Его личность.

Когда Фома присоединился к апостолам, он был склонен к меланхолии, но общение с Иисусом и другими апостолами в значительной мере излечило его от этого болезненного погружения в себя.

Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности ко Господу. В Евангелии от Иоанна рассказывается, что когда Христос собирался уже отправиться в последнее Свое путешествие в Иерусалим, где, как известно, Его собирались схватить враги, то святой Фома призвал несколько оробевших апостолов следовать за Учителем до конца и если понадобиться, то и умереть вместе с Ним.

Иисусу очень нравился Фома, с которым он провел много длительных бесед с глазу на глаз. Его присутствие среди апостолов было огромным утешением для всех честных скептиков и помогло многим смущенным умам войти в царство, даже если они не могли целиком понять всех духовных и философских аспектов учений Иисуса. Апостольство Фомы было неизменным свидетельством того, что Иисус любит и честных скептиков.

Однако у Фомы был очень тяжелый и сварливый характер. Кроме того, ему была присуща некоторая подозрительность и пессимизм. Но чем лучше товарищи Фомы узнавали его, тем больше он им нравился. Они убедились в его абсолютной честности и непоколебимой преданности. Фома был в высшей степени искренним и правдивым человеком, однако он был от природы придирчив. Проклятьем его аналитического ума была подозрительность. Он уже терял веру в людей, когда познакомился с апостолами и, таким образом, соприкоснулся с благородной личностью Иисуса. Эта связь с Учителем сразу же начала преобразовывать весь характер Фомы, что привело к огромной перемене в его отношениях с другими людьми.

У Фомы бывали очень тяжелые дни; временами он становился мрачным и унылым. Однако, когда приходило время действовать, именно Фома всегда говорил: «Пошли!»

Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Это был человек логического склада ума, мыслитель.

Воскресение Христа
Обладая критическим сознанием, апостол Фома не поверил рассказам апостолов о Воскресении Иисуса Христа (его не было среди других десяти апостолов во время явления им воскресшего Учителя): «Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец – не поверю!» (Ин. 20:25).

И вот ровно через неделю, на восьмой день после Воскресения опять были в доме ученики Христа и Фома был с ними. И снова явился пред ними Господь и показал Свои раны и предложил Фоме вложить палец (перст) в раны: «Дай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим»
После этого Фома уверовал и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Тогда Иисус с укоризной ему заметил: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Сомнение Фомы послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа.

Мы видим, что вера апостола Фомы была весьма сильной и даже больше, чем у многих других апостолов. Просто само событие Воскресение Христова настолько невероятно, настолько радостно, настолько преображает весь мир, что даже страшно было в него поверить, поверить, что неужели это правда, неужели такое счастье возможно в этом мире?

Многие комментаторы обращают внимание на то, что апостол Фома олицетворяет рассудочную или интеллектуальную возможность уверования в Бога. Пример благочестивого скепсиса, приносящего свои уникальные плоды.

Фома во многом сомневался и был недоверчив, однако, в Евангелии нет ни одного места, где бы Фома высказывал свои сомнения Христу или бы сомневался в Его мнении, или спорил бы с Ним. И в данном случае, Фома не поверил не Христу, а апостолам! Тем более, что они не раз уже являли своё малодушие (Иуда предал Его целованием; Петр хвалился быть верным до смерти и в тут же ночь отрекся от Него; во время ареста Иисуса, в Гефсиманском саду, все ученики разбежались прочь). Более того, ходил слух, что ученики хотят выкрасть из пещерного гроба тело Христа и симулировать Его воскресение. Вполне закономерно, что Фома не поверил апостолам.

Господь не мог не поддержать Фому, так стремившегося к Нему и чуть не упавшего. Он не только явился, но более того, разрешил осязать Его. Обратим внимание, что если до Пасхи Христос и ученики, как мы читаем, могли приветствовать Христа лобзанием, могли возлить на Его главу масло, или прикоснуться к Нему, то после Воскресения возникла некоторая дистанция. Как он сказал Марии Магдалине встретившей Его утром на Пасху: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»

А здесь, напротив, предлагает вложить перста в раны «гвоздиные». Это очень высокая степень доверия и знак близости, и следствие веры Фомы. Касание как аргумент того, что воскресший Христос не призрак, а реальность.

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

Апо́столе святы́й Фомо́,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Учени́к Христо́в быв,/ Бо́жественнаго собо́ра апо́стольскаго соприча́стник,/ неве́рствием бо Христо́во Воскресе́ние извести́в/ и Того́ Пречи́стую Страсть осяза́нием уве́рив,/ Фомо́ всехва́льне,// и ны́не нам проси́ ми́ра и ве́лия ми́лости.

Прему́дрости благода́ти испо́лнен,/ Христо́в апо́стол/ и служи́тель и́стинный/ в покая́нии вопия́ше Тебе́:// Ты мой еси́ Бог же и Госпо́дь.

Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Фомо́,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́/ во благове́стии Христо́ве.

храм иокама и анны

Храм Святых Праведных Иоакима и Анны на пр.Науки запись закреплена

С Воскресным днём вас, дорогие братья и сёстры. храм иокама и анны
Евангелие дня.

храм иокама и анныЕвангелие от Луки (Лк. 6:31–36)

Показать полностью.
31. И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
32. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
34. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

«Отвечайте любовью на зло»

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31). Какие удивительно простые слова! Они так естественны, что когда человек впервые их слышит, ему становится даже неловко. Господи! Как же я сам не подумал раньше об этом! Все учение Христа чрезвычайно просто, как и все великое. Оно было обращено к людям с простодушными сердцами, его воспринимали бесхитростные галилейские рыбари, которые стали светочами всему миру.

Все Его учение как будто само собой понятно, и тем не менее, как далека наша жизнь от исполнения великих заповедей Христовых! Как редко мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы с нами поступали. Мы ждем от людей уважения, а сами их унижаем; мы хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами забываем о помощи ближним, когда благоденствуем. Почему так? Что нам мешает вести себя согласно заповедям? Наш эгоизм, ибо только себя мы любим, о себе заботимся, а людей окружающих часто обижаем и оскорбляем. Дальше Господь говорит: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:32-35).

Величайшее, чрезвычайно тяжелое требование предъявляет Господь — любить врагов. Разве это легко. Любить ненавидящих, врагов могут те, у кого сердце чистое, в ком живет Дух Святой, кто проникнут духом любви и смирения. Добром и любовью точно горячими углями они обжигали сердца своих недругов, и те, преклонив главу, из врагов становились друзьями.

Господь требует, чтобы мы не ожидали ничего за сделанное добро, обещает великую награду в вечности и говорит, что мы будем сынами Всевышнего. Итак, будьте милосерды, как и Отец, ваш милосерд (Лк. 6:36), а Он благ и к безблагодатным и злым, Он всем посылает дождь и солнцу велит светить всему миру — и добрым, и жестоким.

Корень милосердия — в жалости и сострадании. Это основные свойства любви, ибо нельзя любить и не сострадать. Не может сострадательный человек не творить добра тем, кто в этом нуждается, творить его без всякого ожидания благодарности. Из чистой любви истекают наше милосердие и исполнение заповедей Христовых, — взаймы даем тем, от кого не надеемся получить обратно. Того, кто так поступает, ждет величайшая награда от Бога — он наречется сыном Всевышнего и на Страшном Суде оправдан будет как праведник, творящий дела любви. А те, кто не имел дел милосердия, нарекутся сынами диавола и будут вместе с ним вечно мучиться.

От апостола Павла мы знаем, что любовь есть исполнение всего закона (Рим. 13:10). Что же нам делать, чтобы стяжать ее? Каким путем идти? Господь указывает, что надо идти вратами узкими, путем каменистым и тернистым, не боясь скорбей, ибо страдающий освобождается от зла, становится тихим и кротким, полным любви. Неустанными молитвами и постом надо входить в общение с Богом. Любовь стяжали те, которые, как преподобный Серафим Саровский, день и ночь молились и строго постились. Их сердца Господ очищает от всякой нечистоты, ибо Дух Святой, дух любви может обитать только в чистом и смиренном сердце.

О многом должны мы молиться, каясь в бесчисленных грехах наших. Но непрестанной и основной должна быть молитва о том, чтобы Господь очистил сердце от злобы, чтобы подал великие христианские добродетели — кротость и смирение. Никогда не забывайте самой важной молитвы — о любви. Молитесь так, как положит вам Бог на сердце, например: «Господи, даждь ми любовь святую, научи меня любить всех людей: и грубых, и дерзких, и глупых, и нечестивых, яко же Ты, Господи, любиши всех нас, грешных и окаянных». Аминь.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
15 октября 1944 года

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *