храм иша в индии
Индия с Натальей Османн. Ретрит «Внутренняя Инженерия»
Обзор тура
Ретрит «Внутренняя Инженерия» в Центре Йоги «Иша» (Индия, Коимбатур) с Натальей Османн.
Центр йоги «Иша»
Это место, где абсолютно всё, начиная от еды и заканчивая храмами и самим пространством, направлено на то, чтобы каждый шаг человека стал шагом на пути духовного развития. Чтобы каждый вдох и выдох были направлены на максимальное развитие внутреннего потенциала.
Центр занимает огромную территорию у подножия горы Велиангири и окружен густым тропический лесом. Находясь там, ощущаешь особенную близость к природе.
Садхгуру
Автор программы «Внутренняя инженерия» и основатель ашрама «Иша». Он несет в мир мудрость, просто и понятно говоря о важных и значимых вещах.
Садхгуру: «Вас просто необходимо представить самим себе. Вы слишком много внимания уделяете тому, что вокруг вас. И недостаточно тому, что внутри. Но качество вашей жизни зависит, прежде всего, от внутреннего состояния. Одежда, которая сейчас на вас машина, припаркованная снаружи дом, в котором вы живёте — всё это не определяет качество вашей жизни. Качество вашей жизни определяется тем, испытываете ли вы сейчас радость или нет. Но вы ничего не сделали для этого»
Соавтор всемирно известного проекта Наталья станет для вас проводником в уникальном мире практик и медитаций.
Оставьте заявку на участие. Это бесплатно. Если у Вас остались вопросы по авторскому туру, свяжитесь с Тревел-Экспертом, чтобы получить на них ответы.
Спокойный отдых минимальное количество перемещений. Перемещения в основном на личном транспорте в рамках одного региона.
Высокий уровень комфорта в условиях путешествия.
Галерея
Программа тура
В Индию мы вылетаем 21 августа. Прямых рейсов до Коимбатура нет, поэтому мы летим до Нью-Дели, где пересаживаемся на местные авиалинии.
22 августа мы прибываем в Центр Йоги «Иша», где и проведем все 5 дней ретрита.
Программа начинается в 15:00 с вводной практики от Натальи Османн.
Последующие дни 23-25 августа нас ждут практики и медитации с раннего утра и до вечера. В один из этих дней мы встретимся с Садхгуру, который проведет одну из сессий. На протяжении всего этого времени Наташа Османн будет вашим гидом и консультантом в мире практик и медитаций.
Программа «Внутренняя инженерия» завершается в 25 августа в 20:00. Программу необходимо проходить полностью, не пропуская ни одной из сессий.
26 августа нас ждет утренняя практика от Наташи Османн и беседа, в которой все поделятся своими результатами программы.
26 августа мы покидаем Ашрам.
Условия
Подобрать перелет можно тут:
Важная информация
6 вещей, которые полезно знать перед приездом в «Иша»
Размер предоплаты определяется Тревел-экспертом и указан на странице тура. Для большинства туров стандартная предоплата не превышает 50% стоимости тура. За день до начала тура оплатите тур полностью, если иное не прописано в информации о туре. Полная оплата может осуществляться через платформу или напрямую Тревел-эксперту. При возникновении сложностей с оплатой обратитесь в службу поддержки сервиса.
Центр йоги Иша в Индии. Одно из лучших мест для духовного развития
Наверное, каждый человек, вставший на путь духовного развития, хоть раз задумывался о посещении ашрама в Индии. Кто ещё не знает, ашрам — это такое место, где есть гуру, духовный учитель. Даже если он уже оставил своё физическое тело, его ученики, последователи, обитатели ашрама — занимаются духовными практиками, изучают древние писания, практикуют йогу, поют мантры и так далее. Часто ашрамы находятся в каком-то уединённом месте на природе, в горах или в лесу.
Мне удалось пожить как раз в таком удалённом от города месте, среди гор, в ашраме Иша на юге Индии. Он расположен в 30 километрах к западу от города Коимбатур, в штате Тамил-Наду. Вообще, это центр йоги Isha Yoga, но чаще всего его называют ашрамом. Это необычный ашрам, таких встречать мне ещё не доводилось. Скучать здесь не получится вообще. Тут есть примерное расписание, но жизнь ашрама кипит очень бурно — постоянно какие-то фестивали, праздники по случаю новолуния и полнолуния, появляются новые активности, концерты, мероприятия, что-то строится, что-то сносится, приезжают тысячи людей, и вот уже на твоей кровати лежат сумки 10 индусов, а ты переезжаешь спать на йога-коврик в общий зал для практик… Ашрам Иша — яркий пример тому, что всё временно, всё меняется и привязываться ни к чему не стоит.
За первый месяц проживания в Иша я сменила жильё 6 раз. Я была на курсе Inner Engineering, на инициации в практику сурья-крийя, волонтёрила в разных местах ашрама. В храме Дьяналинга разливала молоко для подношений Шивалингаму, раскрывала лепестки у лотосов и продавала масляные лампы, резала овощи на кухне, накладывала еду в столовой, разливала воду посетителям храма у Адийоги, огромной статуи Шивы. Также отдыхала, живя в коттеджах. А ещё соблюдала 3-недельную духовную практику с особыми правилами — Шиванга садхану. Посещала церемонию очищения 5 элементов и церемонию огня — аарти; медитировала в храмах; в течение 3 недель ежедневно окуналась в холодный бассейн и стояла под ледяным водопадом — это делается для очищения, чтобы быть восприимчивым к энергиям в храме; работала в офисе переводчиком, ну и, конечно, ежедневно делала свои утренние и вечерние практики.
Это невероятное место. А человек, который его основал, просто великолепен. Его называют Садхгуру, и он преподносит йогу как науку о внутреннем устройстве человека. Если приехать в ашрам не на курс и ничего не зная о Садхгуру, а просто так, то можно его не понять и уехать, разочаровавшись. Поначалу может быть большое сопротивление ко всему. К непонятным практикам, которые здесь выполняют повсюду, к храмам, к непривычным мантрам, к высокой стоимости курсов (Inner Engineering — 250$ за 4 дня)… Возможно, даже к бородатому гуру в тюрбане и красивой одежде со стиляжным шарфом через плечо. А если человек не проходил ни один курс, то жить в ашраме можно только 7 дней, а волонтёрить нельзя вообще, поэтому даже не получится окунуться в атмосферу ашрама как следует.
Но как только ты попадаешь на курс, как только слышишь глубокую мудрость Садхгуру о просто до невозможности очевидных вещах, о которых он напоминает тебе снова и снова, то не можешь не проникнуться этим местом и этим человеком. Многие так и остаются здесь, потому что видят смысл и значимость в той мудрости, которую несёт миру Садхгуру.
Садхгуру: «Вас просто необходимо представить самим себе. Вы слишком много внимания уделяете тому, что вокруг вас. И недостаточно тому, что внутри. Но качество вашей жизни зависит, прежде всего, от внутреннего состояния. Одежда, которая сейчас на вас; машина, припаркованная снаружи; дом, в котором вы живёте — всё это не определяет качество вашей жизни. Качество вашей жизни определяется тем, испытываете ли вы сейчас радость или нет. Но вы ничего не сделали для этого…»
В июне 2018 года Садхгуру посетил Россию и провёл встречу в Москве 3 июня в Крокус Сити Холле. Он презентовал свою книгу-бестселлер «Внутренняя инженерия» и онлайн-программу «Внутренняя инженерия» на русском языке. Купить книгу можно в интернет-магазине Ozon.ru, а узнать больше об онлайн-программе — на сайте Isha Foundation.
Чем хорош ашрам Иша
Что мне больше всего понравилось в ашраме Иша? Здесь все практикуют! Самостоятельно. Это не тот ашрам, где ты платишь за жильё и в эту стоимость включены пара групповых уроков йоги под руководством учителя, как во многих других ашрамах.
Здесь развивается твоя дисциплина. Никто не будет навязывать тебе практику, никто не будет стоять над тобой утром, чтобы ты обязательно встал. Нет. Но все встают. И идут практиковать. Причём, даже бабушки в сари и разные другие иностранные бабушки, у которых порой практик побольше, чем у молодёжи. Очень занимательно слушать, как они общаются между собой, описывая, какие практики делают и что им это даёт, как изменилась их жизнь.
Практикуют здесь везде — в комнате, в коридоре, в зале для практик, на поляне, в столовой, в офисе, в храме, у храма, на лестнице, под лестницей — в любом возможном месте, ведь расписание настолько насыщенное, что иногда не успеваешь дойти до комнаты, взять коврик и идти в зал.
Меня это поразило больше всего — преданность тому, что имеет для тебя значение. Без поисков оправданий и причин бездействия. Никто над тобой не стоит, но всё же ты прилагаешь усилия. Всё в ашраме благоволит этому. Здесь создана идеальная атмосфера для практики.
Жильё в ашраме Иша
Ашрам учит не привязываться. Из чудесного коттеджного оазиса, где я жила поначалу, переехала в волонтёрское общежитие. Многие спрашивали про жильё в ашраме. Расскажу про жильё, потому что схема бронирования здесь довольно запутанная. В «Иша» можно остановиться:
Из всех мест, где мне удалось пожить (а это всё, кроме коттеджей Nadi), я рекомендую Sivapadam Tennai и Alayam. Из волонтёрских дормов — Adiyogi Alayam.
На курсе Inner Engineering мы жили в коттеджах Nalanda — там очень здорово, но там чаще всего живут именно участники программ. По поводу броней и свободных мест нужно уточнять на reception коттеджей, в окошках на «welcome point», где регистрируются все по приезду, и по телефону — где-нибудь, да повезет.
Если ты не проходил никакую программу, то жить в ашраме можно максимум 7 дней, а волонтёрить — нельзя. Бронировать жильё рекомендую заранее, потому что в ашраме, что ни день — то праздник. И коттеджи, и нижние кровати в волонтёрских дормах разлетаются на ура. Забронировать коттедж или комнату можно по телефону или на сайте suvya.isha.in (там нужно сначала зарегистрироваться).
Уже будучи в ашраме, тоже можно забронировать, но делают это здесь крайне неохотно, и всё время направляют то в одно окошко, то в другое, то на сайт. Здесь главное — попасть на правильного человека. Поэтому бронировать лучше заранее. Кстати, под словом «коттедж» подразумевается не целый коттедж, а комната в коттедже. Чаще всего это двухместный номер, поэтому можно разделить с кем-то жильё и стоимость. Только неженатым парам нельзя жить вместе, придётся жить в разных коттеджах.
Вообще, интересно пожить в разных местах в ашраме, испытать на себе «ашрамную» жизнь по полной. Особенно в дормах. Особенно во время праздников. И хочешь ты того или нет, так и произойдет. Через этот коварный опыт непостоянства проходят здесь все…
Волонтёрство в ашраме Иша
Типичный день волонтёра в ашраме «Иша» с вкраплениями стандартного и моего личного расписания.
4:45. Подъём. Часто под мантры или звонкие хлопки тех, кто встал раньше.
5:30. Гуру пуджа. Почитание учителя, пение мантр, настройка на практики.
5:40 — 7:30. Практики. Для них есть специально отведённые места, но, фактически, люди практикуют по всей территории ашрама.
6:00. Открытие храма Дьяналинга. До 20:00 можно приходить на 15-минутные сессии медитаций. Сидеть можно сколько угодно сессий подряд.
6:30. Открытие женского храма Линга Бхаирави. Перерыв с 13:20 до 16:20.
8:30. Начало рабочего дня. В моём случае до обеда я выполняла стандартную работу по ашраму — в храме, на кухне или в столовой.
9:55 — 10:40. Завтрак, а точнее бранч (от англ. breakfast — завтрак и lunch — обед). После него рабочий день продолжается. После обеда я работала в офисе переводчиком.
16:30. Поход в женский бассейн Чандра Кунд. У мужчин есть свой намного более просторный бассейн Сурья Кунд. В бассейне вода — холодная, как в проруби. Есть такой же холодный водопад, а по центру бассейна расположен Шивалингам. В индуизме перед тем, как зайти в храм, нужно омыть тело, чтобы быть восприимчивым к энергиям храма. Как раз после бассейна благоприятно зайти в храм Дьяналинга.
16:45. Игры на поле Наланда Граундс. Чтобы волонтёрам растрясти булочки. Я в это время выполняла практики, т.к. после курса Inner Engineering важно делать практики дважды в день.
18:10 — 18:45. Даршан Садхгуру. Если Садхгуру в ашраме, то время от времени он выходит на встречу с жителями и гостями ашрама, отвечает на вопросы, что-то рассказывает и между делом устраивает всем полёт в космос и обратно.
18:55 — 19:40. Ужин.
20:00. Закрытие храма Дьяналинга.
20:20. Закрытие женского храма Линга Бхаирави. Очень здорово посидеть в этом храме за полчаса до закрытия и послушать песнопения.
21:30. Отбой, спатеньки.
Всё это расписание переплетается с разными другими событиями, происходящими в ашраме ежедневно. В «Иша» что ни день, то праздник, поэтому активная жизнь здесь не прекращается.
16 вещей, которые полезно знать перед приездом в Иша
Программа Inner Engineering
Рассказывает преподаватель йоги Роман Нарейко, прошедший в Иша 5-месячную программу обучения преподавателей.
Иннер Инжиниринг — это 4-дневная программа, регулярно проводимая в центре Иша. На ней обучают одной достаточно простой, но ОЧЕНЬ мощной крийе. Она называется Шамбхави Махамудра крийя. Крийя выполняется ежедневно в течении 21 минуты и значительно улучшает физическое и психическое здоровье. Но здоровье не самое главное с моей точки зрения. Выполнение этой крийи очень усиливает тебя на энергетическом уровне, увеличивает осознанность и способность к концентрации. И со временем ведёт к устойчивому ощущению счастья, независимо от внешних ситуаций. Ты не просто ускоренно двигаешься по духовному пути, но и становишься более эффективным во всём, что делаешь.
У этой крийи по моему мнению есть только одна проблема — она слишком доступна и из-за этого люди не относятся к ней с должным уважением. Раньше для того, чтобы получить крийю подобного уровня надо было отдать всё своё имущество и уйти в услужение учителю. И может лет через 12 ты получишь подобную практику. Сейчас — заплатил 250 долларов (это включая питание и жильё) и получил в свои руки, то что может кардинально поменять твою жизнь и вообще вектор твоего развития. Это редкий дар Садхгуру — сделать доступным для большей части людей знания, которые раньше были доступны только избранным йогинам.
Я настоятельно рекомендую всем пройти этот курс и, главное, усердно практиковать Шамбхави Махамудра крийю. Относись к ней так, как будто ты отдал бОльшую часть своего имущества и несколько лет, чтобы её получить. Попрактикуй год и сам убедись в её эффективности.
Хочется ещё сказать несколько слов насчёт центра Иша в Индии. Это место, где абсолютно всё, начиная от еды и заканчивая храмами и самим пространством, направлено на то, чтобы каждый твой шаг стал шагом на пути духовного развития. Чтобы каждый вдох и выдох были направлены на максимальное развитие твоего потенциала. Если ты на самом деле интересуешься познанием своей истинной природы, если понятие «духовное развитие» — это не просто слова или тренд, то я очень рекомендую посетить центр Иша. Проживи там так долго, как только можешь, а потом и ещё немного.
От редакции.
Благодарим Садхгуру за его мудрость и за колоссальные усилия, которые он предпринимает для улучшения качества жизни на этой планете. Благодарим Наташу Суханову и Рому Нарейко за личный опыт и вдохновение, которым они поделились. Если у тебя есть какие-либо вопросы, пожалуйста, задавай их в комментариях. Мы попросим Наташу и Рому ответить по мере их возможностей.
Напоследок — подборка полезных ссылок по теме:
Ашрамы
Ашрамы Индии – переводится с санскрита как: «обитель затворников», «уединение», «защита», «труд».
Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.
Ашрам Вальмики
Индийские Ашрамы: в чем их суть
В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:
Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.
Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:
Ашрам Каши
Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.
Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.
На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.
К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.
Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:
Ришикеш
Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.
Sri Aurobindo Ashram
Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:
Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.
Ашрам Вишва Шанти
Как попасть в ашрам
Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.
Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.
Саптариши Ашрам, Харидвар
С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.
Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.
Vishalakshi Mantap
Обвинения в убийстве и лекции для богачей. Йог, которого полюбил глава Сбербанка
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Евгения Новоженина / Владимир Астапкович
— Человеческое общество, религия, государства — всё это разрушится, и это хорошо! Пользы от этого будет больше, чем вреда, — вещал бородатый мужчина в чалме. Правда, говорил он это не на собрании секты, как можно было бы предположить, а с трибуны 22–го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). А слушали его ведущие российские и международные экономисты, банкиры и политики.
Именно с этой сцены выступал индийский йог и мистик Садхгуру Джагги Васуде, провозгласивший наступление новой — транзитной — эпохи развития человечества. Эпоха эта, по словам Садхгуру, покажется людям прекраснее, чем все мечты о коммунизме. Работать будут роботы, человек же будет заниматься исключительно творческим процессом: писать посты в социальные сети, рисовать картинки или содержать винотеку — не ради прибыли, но только ради общения. Конечно, попасть в этот волшебный мир будущего получится далеко не у всех, а только у успешных и богатых. Впрочем, кого интересует судьба бедных неудачников, вся роль которых сводится только к тому, чтобы стать почвой под колёсами прогресса.
Йогин, мистик, основатель фонда «Иша» Садхгуру на Петербургском международном экономическом форуме 2018. Фото: © РИА Новости / Евгения Новоженина
Самое интересное то, что Садхгуру на Петербургский экономический форум пригласил не кто-нибудь, а сам глава Сбербанка России Герман Греф, который вот уже много лет подряд мнит себя «главным архитектором будущих элит».
Как манипулировать массами
Когда в 2007 году Герман Оскарович возглавил правление Сбербанка России, акционеры встретили его, мягко говоря, неприветливо. «Вы своим либеральным курсом разрушили страну, теперь собираетесь сделать то же самое и с нашим банком?» — таким был первый вопрос от одного из акционеров, заданный на первом же совещании.
Но вскоре все убедились, что репутация Грефа как «демократа» и «либерала» абсолютно не соответствует реальности. Стиль управления Грефа в банке, скорее, напоминал тотальную диктатуру, замкнутую на личности самого Грефа.
Герман Греф. Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев
— Греф очень уверен в своих идеях, фанатично их отстаивает, может наговорить нелицеприятные вещи, — поделился один из бывших сотрудников Сбербанка. — Когда он пришёл в Сбербанк, то сразу же дал понять, что демократии в банке нет и быть не может, что все подчинённые должны выполнять только его указания. В кратчайшие сроки он внедрил жёсткую корпоративную культуру со многими ритуалами. Например, сотрудники обязаны участвовать в спортивных играх, проходить тренинги личностного роста, строить свою жизнь в соответствии с рекомендациями корпоративных психологов. Конечно, далеко не всем сотрудникам нравится такое вторжение в личную и семейную жизнь, но переубедить Грефа практически невозможно.
— Без ритуалов, без пирамиды власти, без жёсткой иерархии ничего не построить. Потом, когда уровень культуры подрастает, значение ритуалов утрачивает свою важность, но до этого же нужно ещё дорасти, — говорил Греф.
А вот ещё несколько высказываний от главы Сбербанка:
— Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность получать напрямую непрепарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы.
Герман Греф. Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев
Чтобы внутри Сбербанка сотрудники активнее проникались его идеями, Греф не раз приглашал Садхгуру выступить с лекциями, на которых тот рассказывал о сути человеческих страданий и способе избавиться от них, о необходимости самосовершенствования, о работе мозга, тела и энергетике.
Так, на одной из таких лекций Садхгуру заявил, что путь к успеху — модернизация человеком самого себя.
— Если ваша биохимия получит этот апгрейд — вот это путь к успеху. Что работает, то работает, что не работает, то не работает. Если вы свободны от страдания или если вы потеряли страх перед страданием, вы бы с удовольствием входили в самые турбулентные ситуации и отрабатывали их легко. Какие сложности стоят перед всеми другими? Для нас нужны какие-то сложности, поэтому, как только у вас появляется аллергия на сложные ситуации и неприятие их, вы подавляете этот свой инструментарий, и вы тогда увидите, что люди, которые сидят дома, они страдают гораздо больше, чем те, которые справляются со сложными ситуациями. Просто когда жизнь становится проще, это не значит, что количество страданий уменьшается, люди иногда могут мучиться из-за простых вещей и страдать очень сильно, — заявил Садхгуру.
А чтобы справиться со стрессом, Садхгуру советовал практиковать медитацию: «Люди страдают из-за неспособности управлять собственным разумом, мыслями, эмоциями, энергией и собственной биохимией. Вопрос в том, есть ли у вас инструмент, для того чтобы работать в более сложной ситуации, есть ли у вас возможности, поэтому старайтесь сделать апгрейд самих себя».
Омск мани падме хум!
Знающие Грефа люди утверждают, что буддизмом Герман Оскарович увлекся в конце «нулевых», когда различные духовные практики привели его в село Окунёво Омской области. Слава этого села началась еще в 90-х, когда прошёл слух, что какие-то археологи нашли недалеко от села некие артефакты неизвестной древней цивилизации, и вскоре в Окунёво началось настоящее паломничество лиц с подвижной психикой. Затем к делу подключились индийские йоги и мистики, увидевшие в созвучии названия Омска и мантры «Ом!» некий знак. Индийские мудрецы провозгласили Окунёво новым центром «энергетического поля» Земли и «колыбелью» нового человечества, которому ещё только предстоит заселить нашу планету после Апокалипсиса.
Кришнаиты на этнофестивале «Солнцестояние — Окунёво» в Омской области. Фото: © РИА Новости / Алексей Мальгавко
Ну а пока «конца света» ещё не произошло, все ведущие буддистские секты поспешили открыть в Окунёво свои представительства — так, именно здесь находится «Омкар Шива Дхам», главный ашрам (буддистский монастырь) российских поклонников Бабаджи. Если вы не в курсе, Бабаджи — это индийский йог, основатель транснациональной секты, адепты которой почитают своего «гуру» как воплощение бога Шивы. Интересно, что на соседней улице в Окунёво находится и ашрам поклонников культа Сатьи Саи Бабы — это ещё один йог, также претендовавший на статус воплощения Шивы. Помимо сектантов-буддистов, в Окунёво также проживают общины неоязычников, поклонников Рериха и Блаватской и сам чёрт знает кто ещё.
Кришнаиты на этнофестивале «Солнцестояние — Окунёво» в Омской области. Фото: © РИА Новости / Алексей Мальгавко
Доподлинно неизвестно, какой именно из ашрамов посещал Герман Оскарович и как долго он впитывал в себя крупицы религиозной мудрости омских сектантов, но именно с тех пор, как уверяют знающие его люди, он и увлёкся «варной» — буддистской моделью кастового общества. Дескать, низшими слоями общества — кастами «шудра» и «вайшьи», согласно древнеиндийской классификации, должны управлять силовики из касты «кшатриев», причём это не столько полицейские и военные, как это было в Индии, но и те самые «имплементаторы» для бизнеса, о нехватке которых так сокрушается Греф. А вот самими «кшатриями» должно править высшее сословие «брахманов».
— Вы будете удивлены, но если вы не практикуете медитацию, то на более или менее приличные позиции в Сбербанке вы даже не сможете претендовать, — рассказывал один из бывших менеджеров банка. — Прямо не скажут, что не взяли из-за этого, но на собеседовании уточнят обязательно. И если нет, то не возьмут.
Судя по частоте приглашений йога Садхгуру в Россию, инициатором которых является Греф, именно он претендует сегодня на роль духовного наставника главы самого крупного банка России.
Настоящее имя Садхгуру — Джагги Васудев, он родился в 1957 году в семье врача в городе Майсур индийского штата Карнатака. Учился в Майсурском университете на факультете английской литературы и называет себя последователем европейских философов, в частности Альбера Камю и Франца Кафки. И увлёкся йогой — впрочем, в те годы это ещё не было модным мейнстримом.
Но в возрасте 25 лет, как сказано в официальной биографии гуру, Джагги неожиданно достиг просветления, медитируя на склоне холма.
Вернувшись из астрала, в котором Васудев, по его словам, провёл 30 дней, он бросил карьеру бизнесмена и целиком посвятил себя йоге. Причём не просто йоге, а йоге для богатых и успешных бизнесменов, которым Садхгуру — таков был псевдоним Джагги Васудева — помогал лечить депрессию и различные неврозы.
Бизнес оказался востребованным, и вскоре Джагги Васудев открыл Центр Иша Йоги в городе Коимбатура (это второй по величине город в штате Тамилнад, входящий в двадцатку крупнейших и густонаселённых городов Индии). Вскоре он стал одним из популярных и богатых индийских гуру, а его коллективные медитации — никаких скучных сидений в позе лотоса, только рейв-дискотека до утра! — стали посещать сотни тысяч человек.
В 1999 году Васудев основал «Фонд Иша» (Isha — это «божество») и вышел на международный уровень, открыв несколько зарубежных филиалов, в том числе и в США, где он стал проводить классы йоги для корпоративного лидерства и «инклюзивной экономики». Дела быстро пошли в гору — в 2005 году в штате Теннесси был открыт Институт внутренних наук Isha. В этом Институте есть зал для медитации — самое большое помещение для медитации в Западном полушарии.
Также Джагги Васудев становится частым гостем практически на всех экономических форумах, проходящих в Америке, где он начинает читать лекции о скором наступлении пост-пост-индустриального «транзитного» общества — дескать, человек, освобождённый роботами с искусственным интеллектом от необходимости трудиться ради выживания, стоит на пороге гигантского эволюционного скачка, когда избранные мыслители могут полностью освободить ресурсы своего головного мозга для обдумывания неких важнейших вещей.
Джагги Васудев выступает во время церемонии закрытия на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Швейцария, 28 января 2007 года. Фото: ©AP Photo / Virginia Mayo
Правда, что делать при этом с сотнями миллионов простых индийцев, не говоря уже о других народах, вынужденных — видимо, за отсутствием роботов — ежедневно горбатиться на тяжёлой работе, гуру так и не придумал. Все эти «шудры» и «вайшьи» вообще как-то совершенно не вписываются в концепции светлого будущего.
Впрочем, подробно пересказывать все «откровения» Садхгуру нет никакого смысла — как метко отметил протоиерей Владимир Вигилянский, слушавший выступление «гуру» на ПМЭФ, речь мистика оказалась «смесью банальности с абракадаброй».
Действительно, просто удивительно, что представители мировой «элиты» финансовых кругов, которые вроде бы имеют дипломы престижных вузов, ведутся на примитивные рассуждения недоучившихся провинциальных «мыслителей», чьи разглагольствования напоминают реплики одного чеховского персонажа: Человек без воды существовать не может… Лошади едят овес… Волга впадает в Каспийское море.
Правда, когда такими идеями заражаются люди, влияющие на экономику страны (а Сбербанк это всё же важный механизм отечественной финансовой системы), становится немного боязно.