храм исиды в неаполе
Фрески Помпей, античная живопись
Продолжаю свой рассказ об Археологическом музее в Неаполе. В прошлый раз мы с вами посмотрели античные скульптуры, Секретный кабинет и мозаики и остановились перед самым интересным разделом: фресками.
Фрески Помпей — совершенно отдельное явление в области искусства. Я говорю «Помпей», подразумевая так же фрески, найденные в Геркулануме, Стабиях, Оплонтисе, Боскореале — т.е. во всех городах, разделивших судьбу Помпей и погибших при извержении Везувия в 79 году. Сейчас в раскопанных городах фресок почти не осталось – они были сняты со стен (с разной степенью аккуратности) и переправлены в музеи – по большей части в Национальный археологический музей в Неаполе.
Стили помпейских фресок
Античное фресковое искусство, как и любое другое, имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.
1 стиль – «инкрустационный» — был распространен в 200-80 гг до н.э. В это время стены домов в Помпеях принято было облицовывать рустом, камнем с необработанной поверхностью, украшать лепниной, а также делать вставки из мрамора или имитировать мраморную поверхность с помощью рисунка.
На смену ему пришел 2 стиль – «архитектурно-перспективный». Мода на этот стиль продержалась почти век – с 80-х гг до н.э. до 15 г. н.э. Стены жилищ в это время украшались рисунками с изображением колонн, окон, соседних зданий и — уходящего вдаль пейзажа. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа.
3 стиль – «орнаментальный», или «канделябрный», или «египетский» — начался в 15 г и закончился в 62. Колонны и прочие детали строений сменились легким орнаментом (как элемент орнамента в это время часто использовались канделябры). Также были распространены длинные гирлянды из листьев и цветов. Иногда в центре стены, украшенной орнаментом, помещалась небольшая картина.
В 30 г до н.э. в состав Римской империи вошел Египет, и влияние египетского искусства нашло отражение и в фресковой живописи Помпей: стены жилищ украсились изображением сфинксов, цветов лотоса, цапель, зимородков, египетских богов.
В 62 году Везувий сделал предупреждающее землетрясение. Многие жилища в Помпеях пострадали, но люди, вместо того, чтобы перебираться на новое место, восстановили поврежденные дома и расписали стены по новой моде. Так возник 4 помпейский стиль, просуществовавший до 79 года — до «окончательного» землетрясения.
4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным». В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.
4-м стилем все и закончилось.
Внутри стилей Август Мау выделял фазы, но мы не будем сильно углубляться в теорию, а перейдем лучше к практике.
Фрески в Археологическом музее Неаполя
Храм Исиды в Помпеях
Несколько залов Археологического музея занимают ценности, найденные в храме Исиды в Помпеях. Исида — одна из самых почитаемых богинь древнего Египта, жена бога Осириса, богиня-мать Вселенной. Ее культ был широко распространен в греко-римском мире — во многих античных городах были построены храмы в честь богини, ставшей символом материнства и плодородия (ее прообраз в греческой мифологии — богиня Деметра).
Фрески из храма Исиды:
Священнодействие. Собравшиеся внимают священнику. Цапля, или птица Бенну, в египетской мифологии олицетворяет бога вечного возрождения (в картине 4 цапли). По одной версии Бенну — душа бога Ра, по другой — птица вылетела из сердца Осириса.
Прибытие Ио в город Канопус.
Идиллический сакральный ландшафт. На скале виднеется храм. На переднем плане — цапля.
Исида и речные боги. Исида перевозит в лодке тело Осириса, собранное из кусков.
Время создания фресок — около 60 г. 4 помпейский стиль.
Помимо фресок в зале храма Исиды представлены скульптуры, чаши, эпиграфы.
Фрески из Боскореале
«Bosco reale» — в переводе означает «королевские угодья». Находились угодья чуть северней Помпей, туда выезжали охотиться, и построенные здесь виллы использовались предположительно как охотничьи домики.
В 1893 году в городе Боскореале, была обнаружена вилла Fannius Sinistor с прекрасно сохранившимися фресками. Все эти фрески «на корню» были закуплены США и сейчас выставляются в Метрополитен-музее. Найденный на вилле клад купил Ротшильд и впоследствии передал его в Лувр. Чуть позже там же, в Боскореале, откопали еще несколько фресок – их уже отправили в музей Неаполя.
Фрески из Боскореале:
На фреске изображена зала, разделенная колонной. На голове мужчины с копьем (предположительно диадоха Антигона) — характерный для древних македонян головной убор.
Фреска, написанная в 60-х гг до н.э., является копией фрески III века до н.э., украшавшей дворец или общественное здание в античной Македонии.
Фрески из Помпей
Персей освобождает Андромеду. Фреска найдена на вилле Диоскуров в Помпеях, написана в 62-79 годах, 4 стиль
Жертва Ифигении — фреска найдена в доме Поэта-Трагика в Помпеях, датируется 45-79 годами, 4 стиль.
Одиссей и Диомед тащат Ифигению на жертвенник. Жертва предназначалась Артемиде, наславший безветрие на греческие корабли, которые из-за полного штиля никак не могли отправиться в Трою.
Справа стоит священник, готовый совершить жертвоприношение, а отец Ифигении, царь Агамемнон, согласившийся принести дочь в жертву, стоит, отвернувшись и заслонив лицо рукой.
Но наверху Артемида уже готовит замену — в последнюю минуту на жертвеннике окажется лань, а Ифигения перенесется в Таврию.
А вот вам картина из жизни — изображение драки между болельщиками, произошедшей в 59 году в амфитеатре в Помпеях. Драка была настолько бурная, что Нерон на 10 лет запретил игры.
Терентий Нео и его жена. Трогательный портрет семейной пары, написанный на внутренней стене их дома.
Бахус на фоне Везувия. Да, когда-то Везувий имел совсем другие очертания.
Похищение Европы
Орнаменты:
Фантасмагорическая картина с участием людей и животных:
Сцена охоты: множество персонажей, порыв, движение — и две неподвижные фигуры под скалой, не вовлеченные в общую сумятицу.
Здесь тоже — накал действия и невозмутимость:
Немногословно и с настроением. Минимум цветов, прекрасно по композиции
Неужели Поццуоли (тогда — Путеолы) были когда-то столь прекрасны?
Вид на порт Путеолы
Причудливые архитектурные формы
Всадники и колонны:
Сцены жанровые и мифологические:
«Средь шумного бала»
Два зеркальных отражения:
На фоне скал и строений:
Конечно, фотографии не могут передать того впечатления от фресок, когда они находятся у тебя перед глазами. Еще более сильное впечатление они оказывают, когда видишь их не в музее, а на стенах домов, где они изначально находились. В дальнейшем мы посмотрим виллы в Геркулануме, Оплонтисе и Стабиях, где фрески еще кое-где сохранились.
Travelata дарит скидку на все туры в ближайшие даты!
В связи с объявленными выходными днями, Travelata дарит промокод SHORTNOV на скидку 2000 руб. на любой тур от 80.000 руб. с датами заезда с 30 октября по 7 ноября 2021 года.
Промокод уже активен и будет действовать до 29 октября включительно.
Храм Египетской богини Изиды или Исиды (Помпеи)
Адрес: Регио VI, Инсула 7, 28
Описание Храма Египетского богини Изиды или Исиды (Помпеи)
Сохранившийся Помпейский храм на самом деле является вторым строением; Первоначальное здание, построенное во время правления Августа, было повреждено в результате более раннего землетрясения в 62 году нашей эры. Во время извержения Везувия в 79 г. н.э. Изей был единственным храмом, который был полностью перестроен; даже Капитолия не было. Хотя Исеум был втиснут в небольшое и узкое пространство, он получил значительный поток посетителей от театралов Большого театра, бизнесменов Треугольного форума и других людей, живущих вдоль Стабианских ворот.
Предполагается, что главными приверженцами этого храма являются женщины, вольноотпущенники и рабы. Посвященные таинственного культа Исиды поклонялись сострадательной богине, обещавшей в конечном итоге спасение и постоянные отношения на протяжении всей жизни и после смерти. Сам храм был реконструирован в честь 6-летнего мальчика по имени Нумериус Попидий Цельсин его отцом-вольноотпущенником Нумерием Попидием Амплиатом и его матерью Корелией Цельсой, чтобы позволить ребенку войти в элитное общество. Однако многие сцены из храма воссозданы в столовых Помпейцев, что указывает на то, что многие люди посещали этот храм по политическим, экономическим или социальным причинам.
Исида в Помпеях
Архитектура
Вход (А), который открывается с южной стороны Виа дель Темпио д’ Исиды носит дарственную надпись, которая гласит, что реконструкция была проведена после землетрясения 62 года. Сам ремонт был профинансирован вольноотпущенником Нумериием Попидием Амплия во имя своего сына Цельциния.
Храм Исиды, который сидит на возвышении подиум в центре двора, имеет вход с портиком (В) с нишами по обе стороны от входа. Стены были первоначально покрыты белой штукатуркой в имитации стиля Опус Куадратум, а вдоль задней стенки был поднятая цоколь (C), предназначенный для поддержки статуи Исиды и Осириса. В нише на задней стороне подиума была статуя Диониса с пантерой, дар Нумерий Попидиуса Амплия.
Главный алтарь храма (D) находится не в самом храме, а слева от входа вместе со вторым алтарем (E) на южной стороне. На восточной стороне комплекса находится небольшой храмоподобное здание (F) с лестницей, ведущей вниз к подземной цистерне, содержащей священные воды Нила. Маленький храм назывался Пургаториум, место, где проводились обряды очистки. Фасад имеет сломанный треугольный фронтон и фриз с двумя процессиями священников, сходящихся к центру. Марс с Венерой и Персея с Андромедой показаны на рельефе на внешней стороне стены.
К западу от храма расположена большая комната (G), известный как Екклесиастерион. Его зал был найден практически неповрежденным с черным мозаичным полом и прекрасными фресками четвертого стиля. На северной стене была центральная сцена освобождения Ио Гермесом в то время как южная стена содержалась сцена прибытия Ио в Канопус в Египет. Обе фрески находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе.
К югу от этого зала находится комната, которую назвали ризницей и используемый для хранения культовых объектов. Комната покрыта фресками изображающие змей, охраняющих плетеную корзинку, украшенную с лунными символами. В юго-восточном углу комплекса ряд комнат (I) открыты от южную сторону портика. Эти комнаты были жилые помещения пастофорион (Pastophorion) священников и включает в себя кухню, триклиний и кубикул.
Визит Моцарта
Известный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, как известно, посетил Храм Изиды в Помпеи в 1769 году, всего через несколько лет после того, как он был раскопан. Самому Моцарту было тогда лишь 13 лет. Его визит и воспоминания о месте позже вдохновили его через 20 лет написать Волшебную флейту.
Храмовое искусство и иконография
Изображения Исиды в ее храме выполнены в эллинистической традиции, что означает, что Исида изображается как римская, а не египетская богиня. Вероятно, это было сделано с целью ассимилировать ее с римской культурой. Однако искусство в египетском стиле все же было интегрировано в храм. Все стены в храме были красиво расписаны. Считается, что фрески в храме Исиды были выполнены в первом и втором стилях помпейской живописи, что было художественной тенденцией того времени. Настенные росписи в этом стиле были многоцветными, сложными, репрезентативными и находились под влиянием театра. Однако, когда храм был восстановлен после землетрясения в 62 году н. э., Картины стали выполнены в четвертом стиле, который был иллюзионистским, эклектичным и представлял собой комбинацию всех стилей живописи Помпеи. После реставрации фрескам Ио покровительствовали зажиточные римляне. Помимо монохромной напольной мозаики, стены Экклезиастериона иллюстрировали различные мифологические сцены. Экклезиастерион включает сцены прибытия Ио в Египет и последующего приема Исидой. На этой фреске Исида изображена со змеей на запястье и крокодилом у ног. На северной стене изображены сцены с Ио, Аргосом и Гермесом. Сама эта комната кажется самой формальной из-за ее роли в ритуальных банкетах, а также в встречах посвященных. Сакрариум также находится под сильным египетским влиянием с росписью змей, охраняющих плетеную корзину, украшенную лунными символами. Это может означать празднование весеннего сезона парусного спорта, Navigium Isidis, поскольку Исида возвращает к жизни своего мужа-брата, буксируя лодку, наполненную священными водами.
Раскопки
Храм Исиды сильно пострадал от землетрясения, поразившего Помпеи в первом веке. Когда храм был раскопан в 1764 году Карлом Якобом Вебером, было найдено множество остатков храмовой жизни. Фрагменты статуй и ритуальные материалы были обнаружены разбросанными в разных частях храма. Раскопки в этом районе начались в 1709 году, когда герцог д’Эльбеф обнаружил артефакты в результате раскопок колодца в районе, позже идентифицированном как Геркуланум. Самые ранние раскопки римских городов в Кампании, разрушенных извержением вулкана Везувий в 79 году нашей эры, освещены раскопками между 1750 и 1764 годами и работами Вебера. Он был швейцарским военным инженером, которому в течение периода руководил раскопками Росеке Хоакин де Алькубьер, главный директор королевских раскопок с 1738 года до своей смерти в 1780 году. Эти ранние раскопки столкнулись с множеством сложных задач: трудностями раскопок через тонны вулканического материала в Ресине, чтобы исследовать Геркуланум, проблемы нарушения поселенцев и пахотных земель, подлежащих эвакуации в Помпеи, и связанные с этим опасности для здоровья из-за длительных периодов под землей во влажных условиях. Во время добычи этого материала рабочие Вебера в поисках ценных скульптурных находок беспорядочно копали вокруг объекта и сразу же после этого засыпали его, чтобы предотвратить обрушение. Хотя Вебер, решивший создать точные карты ориентации деревень и отдельных зданий, считал, что вновь обнаруженные области следует оставить открытыми для всеобщего обозрения.
Жертвы Везувия и дом терпимости с каменным ложем
На этот раз наблюдательный турист и депутат Госсовета РТ Николай Атласов описывает в очередной статье, написанной для «БИЗНЕС Online», места и традиции Неаполя и окрестностей, которые открываются далеко не всем гостям. Среди них местный лупанарий, услуг которого счастливо избежал «руссо туристо» Семен Семеныч Горбунков, а также руины уничтоженных вулканом древних городов с окаменевшими останками их жителей начала нашей эры.
Одна из улиц исторического центра Неаполя
НЕАПОЛЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ
Чем мне нравятся города Италии, так это тем, что история в них проявляет себя осязаемо. Если тебе говорят, что Неаполю 2,5 тыс. лет, то где-то в глубине его катакомб обязательно покажут античные руины. Ты смотришь на них и понимаешь: да, тебя не обманывают. Ну, может быть, прибавили лет 300, что с учетом общего возраста города непринципиально. По крайней мере, ты можешь пощупать и почувствовать древность если не на 2,5, то на 2 тыс. лет точно. Это не так, как в Казани, которой вроде бы тысячу лет, но пощупать древность руками никак не получается. Остается только верить на слово. Впрочем, для меня, жителя Челнов, и Казань — древний город.
Я люблю историю, хотя и лишен профессиональных знаний в данной области. Тем не менее, бывая в том или ином городе, всегда стараюсь познакомиться с наиболее значимыми его местами. В Неаполе же, помимо исторического центра, это, безусловно, находящиеся в его окрестностях руины античных городов — Помпей и Геркуланума.
Улица античного города Помпеи
Оба археологических памятника вызывают большой интерес у туристов. И тот и другой город пострадали от катастрофического извержения Везувия в 79 году н. э. Пепел и окаменевшая лава надолго законсервировали их вместе с жителями. Помпеи были засыпаны трехметровым слоем вулканического камня — пемзы, а сверху эту толщу накрыл мощный слой пепла. Толщина вулканического панциря над Геркуланумом оказалась еще мощнее — местами до 10–15 метров. И только в XVIII веке начались раскопки данных городов.
На мой взгляд, самое интересное в Помпеях — это не сохранившиеся руины зданий с их скульптурой, мозаикой и фресками, а гипсовые слепки человеческих тел. Именно они передают весь ужас трагедии почти двухтысячелетней давности. Появились слепки благодаря итальянскому археологу Джузеппе Фиорелли, раскапывавшему Помпеи во второй половине XIX века.
Одна из жертв вулканического извержения в Помпеях
Вам расскажут о паническом бегстве жителей из города, лежащей на боку женщине и упавшем ребенке — жертвах обезумевшей толпы. О жрицах храма Исиды, спасавших религиозную утварь, в том числе предметы из золота, которые так и не смогли покинуть гибнущий город. Многих жителей Помпей погубила жадность. Намереваясь бежать, люди пытались прихватить с собой как можно больше ценных вещей. В результате потеряли время. Одну семью археологи обнаружили внутри дома, засыпанного вулканическим камнем и пеплом. Члены этой семьи и их рабы, как предполагается, собрав ценности, пытались выбраться наружу, но оказались в ловушке.
Слепок мертвого тела ребенка в Саду беглецов
СПАРТАНСКИЙ ЛУПАНАРИЙ
Основная масса слепков человеческих тел находится в расположенном на территории археологической зоны музее, а также в бывшем зернохранилище около главной площади Помпей — форума. Часть человеческих останков — взрослых и детей — археологи обнаружили в так называемом Саду беглецов. Недалеко от этого места находятся руины казармы гладиаторов, где были найдены останки женщины в богатых одеждах. По крайнее мере, так говорят гиды, ссылаясь на документы Фиорелли. Естественно, вокруг данного эпизода раскручивается сюжет о грешнице, искавшей утешение в объятиях гладиаторов и познавшей божье наказание. Впрочем, это уже современная трактовка, так как в дохристианскую эпоху прелюбодеяние не считалось грехом.
Свидетельством подобного является здание помпейского лупанария (публичного дома). Приближаясь к нему, я оказался в комичной ситуации. При входе в лупанарий стояла женщина, прислонившаяся к стене. Она мне тут же напомнила героиню фильма «Бриллиантовая рука» и ее бессмертную фразу «Руссо туристо облико морале». В отличие от Никулина, счастливо избежавшего стамбульско-бакинского дома терпимости, я все-таки зашел в помпейский лупанарий, исключительно из интереса. Прямо скажу: обстановка спартанская. Комнатки размером 2 x 1,5 м с небольшим каменным ложем у стены, где жрицы любви принимали клиентов. Тут же вспомнился другой советский фильм, где герой в исполнении Семена Фарады отчаянно кричал: «Кто так строит?»
«Руссо туристо облико морале»: помпейский лупанарий и та самая женщина
Кстати, большинство помпейских артефактов на эту тему сейчас находится в неаполитанском археологическом музее. В нем собрана обширная коллекция античной скульптуры, мозаики и фресок, найденных при раскопах, в том числе знаменитая статуя Геракла и пострадавшее от времени мозаичное панно с изображением битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием III. Эти образы у меня остались в памяти с детства со школьных учебников истории. Так вот, в музее находится так называемый секретный кабинет — собрание помпейских фресок, скульптур и других предметов эротического содержания. Естественно, вход только для взрослых. Их было немало, особенно японских туристов, терпеливо фотографировавших каждый экспонат. Так что мне пришлось подождать некоторое время, чтобы сделать несколько снимков без человеческого присутствия.
Секретный кабинет в неаполитанском археологическом музее
По-своему интересен и Геркуланум, расположенный ближе к Неаполю. Здесь зона археологических раскопок намного меньше, чем в Помпеях. Но отчасти это объясняется более тяжелыми археологическими условиями — здесь намного мощнее вулканический слой и выше его плотность. Потому Геркуланум в XVIII веке раскапывали варварским способом — рыли шахты и штольни, через которые выносили самое ценное, естественно, попутно многое разрушая. Лишь в ХХ веке раскопки стали вести открытым способом и научным методом. Здесь то же, что и в Помпеях, — музеефицированные и отчасти реконструированные остатки домов, фрески, мозаичные фрагменты, гончарные и иные изделия. Но на окраине зоны раскопок на глубине двух-трех десятков метров находятся ниши, в которых лежат скелетные останки погребенных в вулканической лаве жителей города. Зрелище впечатляет. Мое внимание особенно привлек один скелет с черепом, у которого отвисла нижняя челюсть. Своеобразная улыбка из прошлого. Вообще, бывая в католических странах Европы, я постоянно сталкивался с неким проявлением скелетного культа. Во многих городах Италии, в том же Риме, есть катакомбы, где люди когда-то и жили и хоронили умерших. В Милане существует церковь Сан-Бернардино, интерьер которой образуют различные композиции из костей и черепов покойников. Зрелище довольно жуткое.
Жертвы вулканического извержения в Геркулануме
В Неаполе тоже есть нечто похожее, только в ином исполнении. В нескольких местах этого города имеются катакомбы, в которых мне удалось побывать. Например, в катакомбах Сан-Гаудиозо под церковью Санта-Мария-делла-Санита есть выдолбленные в стенах горизонтальные ниши, в которых в античные времена помещали тела умерших. Впрочем, в них-то как раз ничего необычного нет, похожие ниши для покойников имеются и в других катакомбах. Но здесь же, в катакомбах Сан-Гаудиозо, сохранились и другие проявления похоронной обрядности, детали которых как-то не очень укладываются в голове.
Горизонтальные ниши для усопших в катакомбах Сан-Гаудиозо
По словам гида, в XVII веке местные монахи стали практиковать иной способ погребения. В одной из галерей вырубили вертикальные ниши. Покойника ставили к стене, после чего замуровывали почти все его тело ниже головы, покрывая слоем штукатурки. Затем поверх нее рисовали «портрет» умершего в полный рост за исключением головы, которая оставалась натуральной — со временем только в виде черепа. Такой способ захоронения, по словам местного гида, считался особым шиком, и удостаивались его в основном аристократы. Впрочем, подобной чести удостоился и один местный художник, расписавший интерьер той самой церкви над катакомбами. Со временем штукатурка, покрывавшая его тело, обвалилась, обнажив останки вмурованного в стену скелета. В ХХ веке один местный епископ, не очень понимавший похоронные пристрастия своих предшественников, повелел у всех захороненных таким нестандартным образом покойников отбить выступающие части черепов. В результате сейчас вместо головы у всех видна дыра, но остальные части черепа скрыты в глубине.
Останки скелета неаполитанского художника, удостоившегося чести вертикального захоронения
Посещение катакомб Сан-Гаудиозо на меня произвело сильное впечатление. На поверхность я выбрался с большим удовольствием. Радовало то, что это было последнее мое погружение в недра неаполитанской земли — на следующий день предстояло возвращение на родину.
Депутат Государственного совета РТ Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции