храм италии в стиле барокко

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

СТИЛЬ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ ИТАЛИИ 17 ВЕКА.ЧАСТЬ 2

Стиль барокко в архитектуре Италии 17 века.Часть 2

Лоренцо Бернини
Второй период архитектуры барокко — период зрелости и расцвета стиля — связан с творчеством крупнейших мастеров: Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Райнальди — в Риме, Б. Лонгена — в Венеции, Ф. Риккини — в Милане, Гварино Гварини — в Турине.

храм италии в стиле барокко

Джованни Лоренцо Бернини ( 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — итальянский архитектор и скульптор.Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно…»

храм италии в стиле барокко

С 1629 года Бернини, после смерти Мадерны, продолжал постройку собора св. Петра. В 1633 году он построил в соборе над главным куполом большую бронзовую сень, поддерживаемую четырьмя витыми деконструктивными в своей основе колоннами.

храм италии в стиле барокко

Согласно традиции, эта сень считается условно первым произведением зрелого барокко. Выполненная Бернини внутренняя отделка собора была подсказана ему проектом Микеланджело.

храм италии в стиле барокко

Э та отделка является замечательным образцом церковного интерьера барокко.

храм италии в стиле барокко

Самым крупным архитектурным произведением Бернини было оформление площади перед собором св. Петра (1655—1667). Архитектор создал две площади — большую эллиптическую, обрамленную колоннами, и непосредственно примыкающую к ней площадь в форме трапеции, ограниченную с противоположной стороны главным фасадом собора.

храм италии в стиле барокко

В пределах овальной площади были установлены обелиск и два симметрично расположенных фонтана.

Бернини продолжил и развил замысел Мадерны: колоннады не дают возможности подойти к собору с боковых сторон. Для зрителя остается доступным лишь главный фасад.

храм италии в стиле барокко

Величественная архитектура площади Бернини являлась достойным фоном для церемонии съезда знати к торжественному богослужению, совершавшемуся в соборе. В 17—18 веках этот съезд представлял собой пышное и торжественное зрелище. Площадь собора св. Петра — самый крупный ансамбль итальянского-барокко.

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

Gregorio XVI che reca il Santissimo Sacramento nella processione del Corpus Domini

храм италии в стиле бароккохрам италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

В Ватикане Бернини была создана парадная Королевская лестница — «Скала Реджиа» («Скала Сайта»), в которой он использовал прием искусственного усиления перспективного сокращения. Вследствие постепенного сужения марша и уменьшения колонн создается впечатление большей глубины помещения и увеличения размеров самой лестницы.

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

К числу наиболее характерных произведений Бернини относится небольшая церковь Сан Андреа ин Квиринале (1678), главный фасад которой имеет вид портала с пилястрами и треугольным фронтоном. Этот портал как бы механически присоединен к основному объему здания, овальному в плане.

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

Roma, piazza santi Apostoli; a destra, palazzo Odescalchi (XVII sec.) e palazzo Guglielmi (Koch, XIX sec.)

храм италии в стиле барокко

Главным произведением Бернини в области гражданского зодчества является палаццо Одескальки в Риме (1665), решенный по обычной ренессансной схеме. Композиционным центром здания является, как и обычно, двор, ограниченный в первом этаже аркадами. Распределение на фасадах окон и декоративное их убранство также напоминают палаццо 16 века.

По-новому разработана только центральная часть главного фасада: два верхних этажа охвачены большим ордером в виде коринфских пилястр, первый этаж по отношению к этому ордеру играет роль пьедестала. Подобная разбивка фасадной стены получит позже, в архитектуре классицизма, большое распространение.

храм италии в стиле барокко

Fassade des «Palazzo Barberini» in Rom

Бернини продолжил также начатую Мадерной постройку палаццо Барберини. Сооружение не имеет замкнутого двора, обычного для итальянских дворцов. Основной корпус ограничен с двух сторон выступающими вперед флигелями. Центральная часть главного фасада воспринимается как аппликация, наложенная, в декоративных целях, на поверхность стены.

храм италии в стиле барокко

Bernini’s fountain in Vatican

Центральный ризалит имеет очень широкие и высокие арочные, окна, в промежутках между ними помещены полуколонны; в первом этаже находится глубокая лоджия. Все это резко отличает центральную часть фасада от более массивных боковых частей, оформленных в традициях архитектуры 16 века.

храм италии в стиле барокко

Porta del Popolo, Bernini decorated the inner face.

Подобный прием получил в архитектуре итальянского барокко также очень большое распространение.

Интересна овальная лестница палаццо Барберини со спиральными маршами, опирающимися на двойные тосканские колонны.

храм италии в стиле барокко

Колегиальная церковь Св.Томазо,интерьер

храм италии в стиле барокко

Интерьер кафедрала в Сиенне

храм италии в стиле барокко

Статуи коллонады собора Св.Петра

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле бароккохрам италии в стиле бароккохрам италии в стиле бароккохрам италии в стиле бароккохрам италии в стиле бароккохрам италии в стиле бароккохрам италии в стиле бароккохрам италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

Проект Луврского дворца

храм италии в стиле барокко

Raymondi Chapel in the church of San Pietro in Montorio in Rome

храм италии в стиле барокко

Bernini’s «Gloria» surmounting the «Cathedra Petri», also by him. Saint Peter’s Basilica, Vatican City.

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

La «Fontana del Bicchierone»,

храм италии в стиле барокко

«Fontana del Moro (Rome)»

храм италии в стиле барокко

Fontana del Tritone, Rome

храм италии в стиле барокко

Rome, Piazza del Popolo, Rome and ‘Chiesa di Santa Maria dei Miracoli’ church

Франческо Борромини

храм италии в стиле барокко

Франческо Борромини (собственно Франческо Кастелли, и 25 сентября 1599, Биссоне], Тичино — 2 августа 1667, Рим) — великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Наиболее радикальный представитель раннего барокко.

Не меньшее значение для итальянского барокко имеет творчество Франческо Борромини — сотрудника Бернини, позднее — его соперника и врага. Произведения Борромини отличаются особой пышностью и «динамичностью» форм. Борромини довел стиль барокко до максимальной напряженности.

храм италии в стиле барокко

Сан-Карло алле Куатро Фонтане

Главное произведение Борромини в области храмовой архитектуры — церковь Сан Карло «у четырех фонтанов» (1638—1667). Фасад ее воспринимается как самостоятельная архитектурная композиция, независимая от здания. Ему приданы изгибающиеся, волнообразные формы.

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

В пределах этого фасада можно видеть весь арсенал барочных форм — разорванных дугообразных карнизов, овальных картушей и прочих декоративных деталей.

храм италии в стиле барокко

Model of San Carlo alle Quattro Fontane, located in Lugano (Switzerland)

храм италии в стиле барокко

Sebastiano Giannini: Section of San Carlo alle Quattro Fontane, ca. 1730

Сама церковь имеет в плане сложную форму, напоминающую два колокола, сложенных вместе своими основаниями. Перекрытием служит овальный купол. Как и во многих других зданиях этого времени, композиция церкви строится на контрасте внешних и внутренних архитектурных объемов, на неожиданности того эффекта, который возникает при входе внутрь сооружения.

храм италии в стиле барокко

Sant’Ivo in Palazzo della Sapienza, Rome.

Одной из самых значительных работ архитектора является римская церковь Сан Иво, включенная в здание Сапиенции (университета, 1642—1660). Следует отметить сложные очертания плана церкви и полное несоответствие внешней и внутренней оболочек купола.

храм италии в стиле барокко

Снаружи создается впечатление высокого барабана и плоской скуфьи купола, покрывающей этот барабан. Войдя же внутрь, убеждаешься в том, что пятовые части купольного покрытия расположены непосредственно у основания барабана. Борромини спроектировал виллу Фальконьери во Фраскати. Кроме того, он перестраивал палаццо Спада и работал до Бернини над палаццо Барберини (см. выше).

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

Бернини. Статуя ангела.Sant’Andrea delle Fratte

храм италии в стиле барокко

Sant’Andrea delle Fratte

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

roma, san giovanni dei fiorentini

храм италии в стиле барокко

Навершие университетской церкви в Риме

храм италии в стиле барокко

Лестница-улитка в палаццо Барберини

Карло Райнальди

Карло Райнальди (1611—1691) является одним из главных строителей периода расцвета барокко. Важнейшие произведения Райнальди — церкви Сан Аньезе и Сайта Мариа ин Кампителли.

храм италии в стиле барокко

Парные церкви на пьяцца дель Пополо напоминают пропилеи.

храм италии в стиле барокко

Церковь Сан Аньезе (начата в 1651 г.) расположена на оси площади Навона, сохранившей очертания находившегося здесь ранее античного цирка Домициана. Площадь украшают типичные для этого времени барочные фонтаны работы Бернини.

храм италии в стиле барокко

Церковь имеет центрический план и завершена большим куполом; дугообразный, вогнутый фасад ее ограничен с двух сторон колокольнями. В отличие от большинства римских церквей этого времени купол не скрыт плоскостью фасада, а выступает в качестве основного композиционного центра всей площади.

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

roma, santa maria in campitelli

Церковь Сайта Мариа ин Кампителли построена позже, в 1665—1675 годах. Двухъярусный фасад ее, решенный по системе церкви дель Джезу, и внутреннее оформление — типичный пример архитектуры зрелого барокко.

храм италии в стиле барокко

Райнальди принадлежит также задний фасад римской церкви Санта Мариа Маджоре (1673).

храм италии в стиле барокко

В 17 веке римская архитектура обогатилась несколькими новыми виллами, расположенными в окрестностях города. Помимо виллы Дориа-Памфили, построенной архитекторами Альгарди и Гримальди (ок. 1620 г.), были созданы в числе прочих вилла Мандрагоне и вилла Торлониа — обе находятся во Фраскати, а также вилла д’Эсте в Тиволи.

храм италии в стиле барокко

В этих парадных поместьях — красивые бассейны, ряды кипарисов, вечнозеленые кустарники, разнообразно оформленные террасы с балюстрадами, гроты, многочисленная скульптура. Изысканность и пышность декоративного убранства сочетались нередко с вводимыми в искусственно созданный пейзаж элементами дикой природы.

храм италии в стиле бароккохрам италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

Барокко вне Рима выдвинуло ряд крупных зодчих. В Генуе в 17 веке работал Бартоломео Бьянко. Главным его произведением является здание Университета в Генуе (с 1623 г.) с замечательным двором, ограниченным двухэтажными аркадами и примыкающими к ним красивыми лестницами.

храм италии в стиле барокко

Вследствие того, что Генуя расположена на склоне гор, амфитеатром, спускающимся к морю, а отдельные здания построены на участках с большим уклоном, в последних преобладает размещение корпусов и дворов на различных уровнях. В здании Университета на одну композиционную горизонтально расположенную ось нанизаны в восходящем порядке парадный вестибюль, центральный двор и, наконец, находящиеся за ажурной двухъярусной аркадой лестницы, ведущие в сад.

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

За главным, восьмигранным объемом, увенчанным куполом, находится второй объем, заключающий в себе алтарь; он также наделен куполом, но уже меньшим по размеру. Вход в храм оформлен в виде триумфальной арки.

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

Барабан главного купола объединяют с основными стенами церкви 16 спиралевидных волют с установленными на них скульптурами.

храм италии в стиле барокко

Они обогащают силуэт здания, придают ему особую характерность. Несмотря на пышность убранства, во внешнем облике церкви отмечается известная дробность архитектуры и сухость деталей. Внутри церковь, облицованная светло-серым мрамором, просторна, но холодна и официальна.

храм италии в стиле барокко

На Большом канале Венеции расположены оба наиболее значительных палаццо, построенные Лонгеной, — палаццо Пезаро (ок. 1650 г.) и палаццо Реццонико (1680).

храм италии в стиле барокко

храм италии в стиле барокко

Ca’Rezzonico, Venice facade of Giorgio Massari

По структуре своих фасадов последние во многом сходны с дворцами Венеции времен Ренессанса, в частности с палаццо Корнер Сансо-вино, но в то же время отличаются от них несравненно большей насыщенностью и декоративностью форм.

храм италии в стиле барокко

Вогнуто-выпуклый фасад палаццо Кариньяно в Турине.

В Турине работал архитектор Гварино Гварини (1624—1683), бывший монахом ордена театинцев. Гварино Гварини — «самый барочный из всех зодчих барокко» — может быть сравнен по своему творческому темпераменту лишь с Франческо Борромини. В своих произведениях он нередко использовал в декоративных целях помимо обычных форм переработанные мотивы мавританской и готической архитектуры.

храм италии в стиле барокко

Inner façade, Palazzo Carignano, Torino

Им возведены многие здания Турина, в том числе палаццо Кариньяно (1680), парадное и величественное, но сугубо декоративное по оформлению. Типично решение главного корпуса палаццо.

храм италии в стиле барокко

В основной прямоугольный его объем как бы вставлена центральная часть с парадной сложно задуманной лестницей. Стены, ее ограничивающие, и марши имеют дугообразную в плане форму. Все это соответственно отражается и на фасаде.

храм италии в стиле барокко

Если боковые его участки сохраняют прямоугольные очертания, то центр представляет собой изгибающуюся в противоположные стороны плоскость с прорезью посередине, куда вставлен в виде аппликации совершенно иной мотив — двухъярусная лоджия также изогнутой формы. Оконные наличники на фасадах имеют изломанную хрящевидную конфигурацию. Пилястры испещрены мелкими, графич-ными по характеру формами.

храм италии в стиле барокко

В числе других резиденций Савойского дома палаццо Кариньяно находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Среди церквей, построенных Гварини, должна быть выделена церковь Мадонна делла Консолата с овальным нефом, за которым находится шестигранный алтарь. Построенные Гварини церкви отличаются еще большей прихотливостью и сложностью форм, чем его гражданские сооружения.

храм италии в стиле барокко

Вместе с тем в эпоху раннего барокко не столько создавались новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько был усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду.

Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Как правило, здесь развились те же принципы осевого построения, что и в градостроительстве: центральная подъездная дорога, парадный зал виллы и главная аллея парка по другую сторону фасада проходят по одной оси. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк, и декоративный эффект еще больше усиливается расположением всего ансамбля террасами на крутом рельефе местности.

храм италии в стиле барокко

В XVII в. Италия еще сохраняла ведущее положение в искусстве Европы. Но с XVIII в. начался упадок, причины которого лежат в исторической судьбе Италии, очень сложной в это время и ставшей еще более сложной в XVIII столетии, когда испанское владычество сменилось австрийским, и вся страна оказалась во власти столь разных сильных централизованных государств.

Источники:

Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Т.2. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С.53-84.
Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С.7-104.

Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *